Постановление о приоритете российских товаров действует при проведении конкурсов, аукционов и иных способов госзакупок, за исключением закупки у единственного поставщика.
Если победитель закупки определяется на основе критериев оценки, то оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по 223-ФЗ и иных способах, то оценка заявок товаров российского происхождения проводится по цене, сниженной на 15%. При этом договор заключается по цене, предложенной в заявке на участие в закупке.
Например, 2 участника конкурса предложили поставить товар по равной стоимости — 5 миллионов рублей. Но у одного товар российский, а у другого — иностранный. Тогда при оценке заявок российский товар получит баллы, исходя из цены, сниженной на 15%, то есть 4,25 млн. рублей. Если российская заявка побеждает, то контракт заключается на сумму 5 млн. рублей.
Если победитель определяется в ходе аукциона по 223-ФЗ , на основании снижения цены, то договор на иностранный товар будет заключен по цене, сниженной на 15% от предложенной в ходе аукциона.
Например, если участник аукциона с иностранным товаром выиграет у поставщика российских товаров с ценовым предложением 5 млн. рублей, то фактическая сумма договора будет снижена на 15%, до 4,25 млн. рублей и может сделать поставку убыточной.
Данное правило будет действовать и в случае, если в ходе аукциона цена будет снижена до нуля и перейдет в отрицательные значения — то есть начнутся торги за право заключить контракт, когда поставщик еще доплачивает заказчику. Тогда цена договора возрастет на 15%.
Приоритет российским товарам предоставляется при наличии в документации о закупке:
Товар, страна происхождения которого не указана, оценивается как иностранный. При исполнении договора не допускается замена страны происхождения.
Закупка признается несостоявшейся, когда подана или допущена только одна заявка или ценовые предложения поданы в ходе торгов поданы только одним участником.
Постановление №925 устанавливает приоритет товаров с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 в который входят:
Таким образом, товары из этих стран приравниваются к российским и имеют приоритет перед иностранными.
Что меняет постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 в закупках по 223-ФЗ с 2017 года? В закупках госкомпаний начинает действовать правило, которое выгодно отечественным производителям. Какое именно – читайте подробное разъяснение о постановлении 925.
С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ , находятся в выгодных условиях. Впервые в закупках по 223-ФЗ их товарам, работам и услугам установили приоритет перед иностранными аналогами в размере 15 процентов от цены договора.
Новые правила содержит в себе постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". Заказчики обязаны соблюдать требования этого подзаконного акта, который принят с целью поддержки отечественных производителей.
Отличие такого приоритета по 223-ФЗ от национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ в том, что в последнем случае преимущества приняты в отношении конкретных групп товаров, работ и услуг (лекарства, продукты питания, товары легкой промышленности, программное обеспечение и др.).
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Порядок оценки заявок при проведении конкурса или другого способа закупки, в котором победителя определяют по критериям оценки и сопоставления заявок на участие меняется. Теперь цену участника с российскими товарами, услугами и работами будут считать как сниженную на 15%. Сам договор при этом заключается по цене, которая указана в заявке на участие.
Для аукционов механизм приоритета установили обратным путем. Если проводится аукцион или другой способ закупки, где победителя определяют через снижение начальной максимальной цены договора из извещения о закупке, на "шаг", который установлен в документации о закупке, и побеждает участник с иностранными товарами , услугами и работами, то договор с ним заключается по цене, которая снижена на 15% от предложенной им цены.
В постановлении от 16.09.2016 № 925 четко прописано, когда приоритет не работает. Эти исключения:
Согласно постановлению Правительства № 925 преференции действуют только в отношении российских товаров, российских лиц, которое оказывают услуги или выполняют работы.
В проекте этого документа предлагалось распространить выгодные условия в закупках по 223-ФЗ и на товары, работы и услуги из стран Евразийского экономического союза (кроме России в организации состоит Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Однако в окончательной и принятой версии постановления 925 речь идет только о преимуществах для отечественного производителя.
Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.
Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.
Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:
Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:
По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:
Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.
Ограничения устанавливаются на допуск:
При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.
В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей - 15% = 68 тыс. рублей.
Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.
Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. - 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.
Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .
В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.
В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.
В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.
С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ о закупках при проведении закупок будут обязаны отдавать приоритет российским товарам и услугам. Накануне было принято постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» .
До 01 января 2017 год а субъектам 223-ФЗ необходимо внести изменения в Положение о закупке. Какие именно - мы описали в 5 главных шагах.
ШАГ 1. Определить способы закупок, в ходе проведения которых будет предоставляться приоритет.
ШАГ 2. Внести изменения в Положение о закупке в раздел о составе документации.
Документация о закупке должна содержать следующие сведения:
ШАГ 3. Внести изменения в Положение о закупке в раздел о составе заявок.
Участник закупки в заявке указывает (декларирует) наименование страны происхождения поставляемых товаров.
Отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Участник закупки несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, указанного в заявке на участие в закупке.
ШАГ 4. Внести изменения в Положение о закупке в раздел об оценке и сопоставлении заявок.
При проведении конкурсов и иных способов, при которых победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке.
ШАГ 5. Внести изменения в Положение о закупке в раздел о заключении и исполнении договоров.
Если победителем закупки способом аукцион или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Страна происхождения поставляемого товара в договоре указывается на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор. При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства №925- от 16 сентября 2015г. не допускается замена страны происхождения товаров. За исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
ВНИМАНИЕ: постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 не распространяется на закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Обязан ли заказчик (бюджетное учреждение) применять нормы Постановления 925 при проведении аукциона по 223-ФЗ на поставку медицинского оборудования? В положении о закупках нет информации по преференциям.
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Преференции применяются в отношении любой продукции, закупаемой в рамках Закона № 223-ФЗ согласно условиям и правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 925. Исключений в отношении видов закупаемой продукции Постановление Правительства РФ № 925 не содержит.
Прежде чем устанавливать преференции необходимо в Положении о закупках прописать все условия и порядок применения, а также продублировать указанный порядок в закупочной документации.
С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны предоставлять преимущества российским товарам, работам, услугам. Однако практика ФАС показала, что применять преференции заказчик не вправе, если не внес изменения в Положение о закупке. Расскажу, на какие еще особенности и противоречия обратить внимание, когда применяете постановление № 925.
Преимущества предоставьте, если в положении корректно прописали условия, на которых действует приоритет
Чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке необходимо отразить в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно.
Заказчики вправе предоставить приоритет отечественным товарам, работам и услугам, если в положении и документации о закупке указаны сведения, перечисленные в пункте 5 постановления № 925, а именно:
Практика:
В Положении о закупке преференции установили, установите их в извещении и документации
Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.
В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные Положением о закупке (ч. 8-10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Практика:
В Положении о закупке преференции не установили - внесите изменения
Условия предоставления приоритета должны быть установлены в Положении о закупке.
Если в Положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.
Практика:
В Положении о закупке преференции не установили, не устанавливайте и в документации
Заказчик вправе не устанавливать преференции в документации, если информация о приоритетах не указана в Положении о закупке.
Положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедуры, порядок заключения и исполнения договора, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Практика:
В практике УФАС был случай, когда комиссия выдала заказчику предписание рассмотреть заявки с учетом постановления № 925. При этом в положении и документации о закупке приоритет российской продукции не был установлен (решение Московского УФАС от 27 апреля 2017 года № 1-00-793/77-17).
Приоритет не устанавливайте, если закупаете только российскую продукцию
Заказчику не нужно устанавливать приоритет, если в техническом задании перечислена продукция только российских производителей.
Обоснование: приоритет не предоставляют, когда заявки участников содержат предложения о поставке только российских товаров (подп. «в» п. 6 постановления № 925).
Приоритет предоставьте только российским товарам, работам, услугам
Вывод: приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам - участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).
Обоснование: Правительство РФ приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование постановления № 925 приведет к тому, что приоритет будет предоставлен странам - участникам ВТО и ЕАЭС. В таком случае постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект.
Практика:
Противоречивая практика:
В практике УФАС был случай, когда комиссия признала действия заказчика по предоставлению приоритета товарам из КНР правомерными. Однако в такой ситуации приоритет российским товарам утрачивает смысл (решение ФАС России от 27 апреля 2017 года № 223ФЗ-369/17).
Проверьте, достоверны ли сведения о стране происхождения товара
Вывод: при рассмотрении и оценке заявок проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки участника копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.
Обоснование: если допустите до участия в закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения товара, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.
Заказчик вправе в документации о закупке устанавливать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, при условии, что такие требования предусмотрены в Положении о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Практика:
Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ
С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.
Устанавливайте приоритет с учетом положений:
Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);
Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:
Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.
Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:
Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой.