— документ, которого не хватало, чтобы начать работать со специальными счетами.
Это нововведение пришло с изменениями, которые вступили в силу 01.07.2018. Спецсчет необходим всем, кто участвует в госзакупках со стороны поставщика. А придумали его, чтобы упростить процесс обеспечения заявок во время конкурентных торгов, в первую очередь электронных конкурсах и аукционах. По сути, это обычный расчетный счет, на котором банк сможет блокировать или снимать деньги по обращению любой из восьми ЭТП для торгов по 44-ФЗ.
О том, как открыть спецсчет, мы рассказали в видео, оно в конце статьи.
По закону — не обязательно, если вы участвуете исключительно в тендерах без обеспечения. Напомним, с 01.07.2018 заказчик не может требовать обеспечить заявку, если НМЦК не превышает 1 млн руб.
Если же сейчас вы участвуете в конкурсах и предоставляете банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки, то с 01.01.2019 это станет невозможно. Придется открывать специальный счет, так как согласно , торговые площадки обязаны обеспечить прием банковских гарантий в качестве обеспечения заявок в электронных конкурсных торгах только с 01.07.2019. С этой же даты и на аукционные процедуры можно будет предоставить банковскую гарантию. Сейчас же обеспечить заявку на аукционе в электронной форме возможно только деньгами.
Таким образом, если вы участвуете в госзакупках со стартовой ценой до миллиона и собираетесь перечислять на банковский счет площадки, то можно обойтись без специального.
С 01.07.2019 можно будет обеспечивать заявки не только с помощью спецсчета, но и банковской гарантией!
Новая система уже работает.
Официально открыть спецсчет можно с 31.08.2018. Однако имейте в виду, что не все банки оказались к этому готовы. 31 августа мы попытались открыть специальные счета в двух крупнейших банках. Сбербанк предложил открыть обычный расчетный, а впоследствии подписать дополнительное соглашение, которое позволит использовать его для участия в торгах. А вот ВТБ открывает полноценный специальный счет. В конце статьи можно скачать необходимые документы. Мы прилагаем их в качестве примера того, как документально будет организована процедура.
Распоряжением Правительства № 1451-р от 13.07.2018 был утвержден перечень банков, которые имеют право работать со спецсчетами:
Если банка нет в перечне из Распоряжения Правительства № 1451-р от 13.07.2018, спецсчет в нем открыть нельзя!
В этом случае открывать отдельный не нужно. Можно использовать уже имеющийся расчетный. Для этого понадобится подписать допсоглашение с банком (Постановление Правительства № 626 от 30.05.2018).
Достаточно одного. Все торговые площадки уже подписали соглашения о взаимодействии с каждым из 18 банков из Распоряжения 1451-р. В этом один из плюсов нововведения: теперь не нужно держать деньги на нескольких торговых площадках. Один счет можно использовать для всех торгов.
При этом не запрещено иметь их в нескольких банках. Это подтверждает позиция Минфина.
Это произойдет в течение часа после окончания приема заявок. Точное время устанавливает заказчик.
Из этого вытекает важный нюанс работы. Вы не обязаны иметь на спецсчете всю нужную сумму в момент подачи заявки. Но крайне важно следить, чтобы ко времени окончания приема заявок денег было достаточно. Иначе заявку автоматически отклонят, и переподать ее уже не получится.
Используете для торгов отдельный специальный счет и пополняете его по мере необходимости с расчетного? Помните, что на фактическое поступление денег может уйти до 3 рабочих дней! Учитывайте это, планируя операции.
В течение одного рабочего дня после того, как:
Да, будут.
Банк начислит процент на всю сумму, которая находится на спецчете. Сюда входят и деньги, заблокированные в качестве обеспечения заявки. Сумма процентов зависит от банка, она прописывается в договоре или допсоглашении.
Единственное, что пока неизвестно, — будет ли этот процент регулироваться государством или банки сами решат, сколько платить поставщикам.
Да, такая возможность предусмотрена. Если у победителя есть специальный счет, то деньги за победу снимут с него. Если нет, торговая площадка направит требование перечислить нужную сумму на банковский.
Такое нововведение тоже пришло с июльскими изменениями. С этой даты ЭТП формально обязаны брать с победителя закупки 1 % от начальной цены контракта. При этом установлена верхняя граница. Плата не будет превышать.
Как и где государственному заказчику правильно отразить закупку материальных ценностей оплаченную без договора, но через выданные сотруднику наличные средства с последующим предоставлением авансового отчета? Нужно ли за такую закупку писать отчет в ЕИС, и если да, то как правильно это сделать?
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Если мы правильно поняли Ваш вопрос и речь идет о закупке в рамках Закона № 44-ФЗ на сумму до ста тысяч рублей, то сообщаем следующее.
Закупка товаров, совершенная работником организации по кассовому чеку (по авансовому отчету), является контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Т.е., данная закупка отражается в Плане графике (в рамках одной строки по соответствующему коду бюджетной классификации). При этом п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не подпадает под случаи размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки в ЕИС, в реестр контрактов так же такую закупку включать не нужно.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракт не должен содержать расчет и обоснование цены контракта, т.е. документальный отчет обосновании цены контракта. Однако, во исполнении ст. 22 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан обосновать цену сделки одним из предусмотренных способов, но при этом не должен формировать документальный отчет.
Является ли закупка товаров, совершенная работником организации по авансовому отчету, контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1. ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками для муниципальных нужд сельских поселений.
Кроме этого, согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае заключения контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 настоящего закона контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для совершения сделок.
Так, п. 1 ст. 159 ГК РФ установлено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
С учетом изложенного, заказчик вправе заключить контракт в устной форме, оплатив поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу наличными денежными средствами с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом подтверждением заключения такого контракта будет являться кассовый чек.
Таким образом, закупка товаров, совершенная работником организации по кассовому чеку (по авансовому отчету), является контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Обязан ли заказчик размещать в единой информационной системе (на официальном сайте) извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика до 100 тыс.руб?Напоминаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона о контрактной системе. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.
При этом п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не подпадает под случаи размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки в ЕИС.
Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик не размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки.
Правила осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): извещение, экспертиза, обеспечение исполнения, уведомление, обоснование
4. Закупка на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.
Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Размещение извещения об осуществлении закупки за 5 дней до даты заключения контракта | Обязательное обоснование в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта | Включение в контракт расчета и обоснования цены контракта | Обязанность привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги | Установление обеспечения исполнения контракта |
ч. 2 ст. 93 | ч. 3 ст. 93 | ч. 4 ст. 93 | ч. 3, 4 ст. 94 | ч. 2 ст. 96 |
Не обязательно размещать | Обоснование не обязательно | Можно не включать | Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами | Не обязательно устанавливать |
Бюджетное учреждение.Можно ли оплатить повышение квалификации наличными средствами работнику и провести это по 44-ФЗ авансовым отчетом?Если можно -то каков механизм?
сообщаем следующее : Да, можно, при соблюдении определенных условий. Заключение таких договоров с образовательными учреждениями возможно только по п.4 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ или конкурентными процедурами.
Покупки за наличные (до 100 тыс. руб.), в том числе выданные под отчет, производятся по упрощенной процедуре. Она не требует оформления письменного контракта.
Следовательно, если Ваше учреждение произвело закупку у единственного поставщика без составления письменного договора, в таком случае письменная форма контракта будет соблюдена при наличии документов, которые подтверждают факт оплаты товаров, работ, услуг (с обязательным указанием цены). Например, это могут быть товарный, кассовый чеки, квитанции, бланки строгой отчетности и др.Такие документы подотчетное лицо должно приложить к авансовому отчету.
Закупка за наличные должна быть учтена в плане-графике закупок. Извещение по таким закупкам на ОС не размещается и отчет с обоснованием цены договора и выбранным способом закупки не составляется.
Наличный расчет и безналичный - 2 формы обращения денежных средств на территории РФ. Однако при их использовании различными категориями граждан и организаций имеются особые требования, соблюдение которых необходимо. В противном случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности.
Наличный и безналичный расчет в РФ регулируется следующими нормативными актами:
Ст. 861 ГК РФ открывает главу, в которой содержатся общие положения о расчетах в РФ. Главная особенность данной статьи в том, что она четко определяет субъектный состав расчетных правоотношений, подразделяя всех участников:
Несмотря на то что в ГК РФ больше внимания уделяется безналичным расчетам, в статье имеется 2 абзаца, посвященных наличному расчету, а именно:
Согласно требованиям закона № 54-ФЗ на территории РФ допускается применение наличного расчета только с использованием банкнот и монет, которые выпускает ЦБ РФ.
В ст. 862 ГК РФ установлены формы осуществления безналичных расчетов. К ним относятся чеки, по инкассо, по аккредитиву и т. д. При этом законодатель дает сторонам сделки возможность установить форму расчетов самостоятельно.
ЦБ РФ в указании № 3073-У разъяснил все вопросы относительно наличного расчета на территории РФ. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие по вопросам:
Законодатель вводит ограничения на использование денежных средств, которые поступили в кассу ИП и организаций. Согласно п. 2 указания № 3073-У их можно использовать при наличном расчете исключительно на следующие цели:
При этом кредитные организации могут пользоваться наличным расчетом без ограничений.
Указание № 3073-У устанавливает 2 главных правила, согласно которым:
Остановимся на оговорке «в рамках одного договора». Например, организация заключила договор на поставку канцелярских принадлежностей на 90 000 руб. За 2 месяца сумма соглашения была выбрана. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение на 10 000 руб. в рамках данного контракта. Получается, что 100 000 руб. наличным расчетом в рамках договора уже использованы (о чем свидетельствует судебная практика, например постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу № А28-2959/2010). Но если компания подпишет новое соглашение, то лимит обнуляется.
Обратимся к тексту ст. 34 закона «О контрактной системе в сфере…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), которая определяет цену контракта. В ней не сказано, что расчеты в рамках данных правоотношений в наличной форме запрещены.
Более того, п. 15 ст. 34 предусматривает, что требования о твердой цене и форме заключения соглашения могут не применяться, если речь идет, например, о соглашении с единственным поставщиком. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наличным расчетом с единственным поставщиком можно воспользоваться в 2 случаях:
Во всех остальных случаях наличным расчетом пользоваться не допускается.
Все поступления и выдачи из кассы денежных средств должны оформляться приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом допускается хранение в кассе небольших денежных сумм в пределах лимита, размер которого руководитель организации определяет самостоятельно согласно п. 2 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Допускается превышение лимита, например, в период выплаты заработной платы.
Приходный ордер должен быть подписан главным бухгалтером, а расходный — руководителем, главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом. Документы должны быть написаны четким почерком или с применением технических средств.
Если при наличном расчете использовалась доверенность, то об этом необходимо указать в расходных документах. Оригинал доверенности остается в кассе предприятия.
Все операции в кассе должны быть записаны в кассовую книгу (п. 4.6 указания № 3210-У), которая прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации. В конце рабочего дня кассир должен подвести итоги проведенных операций и записать, сколько наличных средств осталось в кассе. При этом законодатель допускает ведение книги автоматизированным способом (п. 4.7 указания № 3210-У).
По договоренности сторон представитель поставщика может прийти в организацию-покупателя с доверенностью для получения наличного расчета из кассы.
Здесь важно определить факт оплаты по договору: момент исполнения обязательства по оплате будет считаться временем получения денег при наличном расчете представителем поставщика, а не днем, когда эти деньги попали к поставщику.
Алгоритм действий кассира следующий:
Таким образом, законодательство о наличных и безналичных расчетах обладает следующей спецификой: есть ограничение наличных операций в пользу безналичных для организации и ИП, в то время как физическим лицам разрешается наличный расчет без ограничений.
Да, можно.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ч. 1 ст. 1 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Поэтому по умолчанию любые сделки гражданско-правового характера по приобретению товаров, работ, услуг унитарным предприятием должны проводиться в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В том числе розничные сделки, закупки осуществляемые через подотчетных лиц от имени унитарного предприятия и т.д.
Для таких закупок обычно применяют основание, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (малые закупки до 100 тысяч рублей). При закупках по данному основанию не требуется:
Относится ли закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, к закупкам у единственного поставщика?
Закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, относится к закупкам у единственного поставщика.
Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).
«Мелкие» закупки
Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.
Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На заметку
Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.
Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.
При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
Требования к закупке
Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.
Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.
Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.
Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.
Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.