Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Согласно правилам трудового законодательства аттестация работни­ков может иметь обязательный характер в силу закона, а может прово­диться по решению работодателя в соответствии со специальным ло­кальным нормативным актом (положением об аттестации). Специфи­кой государственной службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государст­венных служащих. Так, Законом о гражданской службе предусмотрено, что аттестация гражданского служащего проводится один раз в три го­да. Правила и порядок проведения аттестации государственных слу­жащих устанавливаются специальными нормативными правовыми актами.

Положение о проведении аттестации государственных граж­данских служащих Российской Федерации было утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Указанным Положением закреплен круг лиц, не подлежащих аттестации :

    проработавшие в занимаемой должности гражданской служ­бы менее одного года;

    достигшие возраста 60 лет;

    беременные женщины;

    находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттеста­ция указанных гражданских служащих возможна не ранее чем че­рез год после выхода из отпуска;

    замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заклю­чен срочный служебный контракт;

    сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.

Как отмечалось выше, по общему правилу аттестация граждан­ского служащего проводится один раз в три года .

Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация :

    по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

    по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

    о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

    об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно Положению о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестацион­ную комиссию представляется мотивированный отзыв непосред­ственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего . Отзыв должен содержать оценку исполнения граждан­ским служащим своих должностных обязанностей. В нем должны содержаться следующие сведения :

    фамилия, имя, отчество;

    замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

    перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие служащий;

    мотивированная оценка профессиональных, личностных ка­честв и результатов служебной деятельности.

К отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовлен­ных им проектах документов. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя . При необходимости он прила­гает к отзыву пояснительную записку. Например, при несогласии с отзывом аттестуемый гражданский служащий вправе предста­вить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о слу­жебной деятельности.

Для проведения аттестации гражданских служащих по реше­нию представителя нанимателя издается правовой акт государст­венного органа , содержащий положения:

    о формировании аттестационной комиссии;

    об утверждении графика проведения аттестации;

    о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    о подготовке документов, необходимых для работы аттеста­ционной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются :

    представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж­данской службы);

    представитель соответствующего органа по управлению го­сударственной службой;

    независимые эксперты.

Число независимых экспертов должно составлять не менее од­ной четверти общего числа членов аттестационной комиссии . В качестве независимых экспертов могут привлекаться представи­тели научных и образовательных учреждений либо других органи­заций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя.

Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от аттеста­ции, а также при неявке его на аттестацию без уважительных при­чин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной от­ветственности .

Представитель нанимателя ежегодно утверждает график атте­стации , который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттеста­ции.

В графике проведения аттестации указываются :

    наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

    список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

    дата, время и место проведения аттестации;

    дата представления в аттестационную комиссию необходи­мых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов . Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии при­нимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного ру­ководителя открытым голосованием простым большинством голо­сов присутствующих на заседании членов аттестационной комис­сии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности.

Аттестационная комиссия может вынести в отношении атте­стуемого гражданского служащего одно из следующих решений :

    соответствует замещаемой должности гражданской службы;

    соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации;

    не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист граж­данского служащего. Аттестационный лист подписывается пред­седателем, заместителем председателя, секретарем и членами атте­стационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку.

Результаты аттестации гражданского служащего представляют­ся представителю нанимателя не позднее чем через семь дней по­сле ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа . При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего :

    о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

    о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;

    о понижении в должности гражданской службы.

Если же гражданский служащий отказывается от профессио­нальной переподготовки, повышения квалификации или перево­да на другую должность гражданской службы, представитель на­нимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уво­лить с гражданской службы.

Обратим внимание на то, что Закон о гражданской службе, как и трудовое законодательство, предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Одна­ко уволить гражданского служащего непосредственно по резуль­татам аттестации, без предложения ему профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность нельзя.

Энциклопедии и словари обычно трактуют аттестацию (лат. attestatio – свидетельство) работника как процедуру определения квалификации, практических навыков, деловых качеств работника и установления его соответствия занимаемой должности. Аттестация проводится с целью рациональной расстановки кадров и их эффективного использования. По результатам аттестации принимается решение, изменяющее или сохраняющее должностное положение аттестуемого.

Цели аттестации

Нормативные правовые акты, регламентирующие аттестацию различных категорий работников, дают развернутое описание целей аттестации. Так, в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации , утвержденном указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110, установлено, что аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Подготовка, проведение и подведение итогов аттестации сопровождаются изданием документов. В предлагаемой статье рассматриваются установленные в законодательстве требования к документированию аттестации служащих, правила оформления и формы документов по аттестации, закрепленные в нормативных актах органов государственной власти и местного самоуправления. Судебная практика показывает, что аттестацию нужно не только своевременно организовать и провести, но правильно оформить документально.

Правовые основы аттестации служащих

В Трудовом кодексе Российской Федерации об аттестации работников говорится в ряде статей. В статье 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» определено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. В указанной статье также сказано, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников . В статье 82 содержится положение о том, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. В статье 332, посвященной особенностям трудовых договоров, заключаемых с работниками высших учебных заведений, определено, что Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В законодательстве регламентирован порядок аттестации различных категорий служащих (руководителей государственных унитарных предприятий, педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и др.). В данном случае вопросы документирования аттестации служащих мы будем рассматривать на основе нормативных актов, посвященных аттестации государственных и муниципальных служащих. Следует отметить, что их положения в определенной части могут быть использованы и при организации аттестации других категорий служащих, в том числе и в негосударственных организациях.

В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации » (с изменениями от 02.02.2006) (далее – Закон) этим вопросам полностью посвящена ст. 48 «Аттестация гражданских служащих». О внеочередной аттестации гражданских служащих сказано в ст. 31. В ст. 37, посвященной расторжению служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, говорится о возможности расторжения служебного контракта и увольнении служащего вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих называется в ст. 44 одним из направлений кадровой работы. В ст. 47 определено, что положения должностного регламента учитываются при проведении аттестации гражданского служащего. Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации называется одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60). Результаты аттестации гражданского служащего могут быть основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку (ст. 62).

В ст. 48 Закона установлено, что Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ. В настоящее время действует Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (далее – Положение). В Положении определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Остановимся подробнее на нормах данного Положения, которые касаются документов, обеспечивающих проведение аттестации служащих. Поскольку в Положении приведена только форма аттестационного листа гражданского служащего, в качестве примеров форм документов, используемых при аттестации, будем приводить формы, закрепленные в правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация проведения аттестации

Правовой акт о проведении аттестации. В Положении (п. 7) установлено, что для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов , необходимых для работы аттестационной комиссии.

Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий. Например, распоряжением администрации города Тюмени от 28.12.2004 № 7303 «Об аттестации муниципальных служащих администрации города Тюмени» (с изменениями от 21 апреля, 6 сентября 2006 г.) утвержден состав 7 аттестационных комиссий.

В п. 8 Положения, посвященном составу аттестационной комиссии, указано, что в состав комиссии включаются также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

График проведения аттестации. ВПоложении (пункты 10, 11) подробно описаны требования к графику проведения аттестации. Он ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

Документы, необходимые для работы аттестационной комиссии. Следует отметить, что зачастую по поводу аттестации издается не один, а несколько правовых актов, посвященных ее отдельным вопросам. В п. 7 Положения сказано, что правовой акт о проведении аттестации должен содержать положение о «подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии», но сами эти документы не названы. К таким документам относятся планы проведения аттестации, положения об аттестационных комиссиях, регламенты их работы, перечни вопросов для оценки квалификации служащих и другие документы.

Отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей. Согласно Положению (п. 12) не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв подписывается непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждается вышестоящим руководителем. В п. 13 Положения определена структура этого докумета. Он должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Дополнительные сведения об исполнении служащим должностных обязанностей за аттестационный период. В соответствии с Положением (п. 14) к отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации. Как установлено в п. 15 Положения, кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Следует отметить, что в качестве источника информации об исполнении служащим должностных обязанностей может выступать достаточно широкий круг лиц. Например, Положением об аттестации муниципальных служащих городского округа Тольятти (утверждено постановлением мэра городского округа Тольятти от 28.06.2006 № 5416-1/п) предусмотрен следующий порядок. Перед проведением аттестации подготавливается отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Этот документ заполняет непосредственный руководитель подразделения органа местного самоуправления (ОМС), в котором работает аттестуемый (форма отзыва дана в приложение № 1 к Положению). В целях обеспечения объективности и многосторонности деловой оценки подлежащего аттестации муниципального служащего могут также подготавливаться оценочные листы , которые заполняются всеми участниками процесса деловой оценки: коллегами, непосредственным руководством, подчиненными, сотрудниками смежных подразделений, имеющими рабочие контакты с оцениваемым сотрудником.

А.Ю. Чуковенков, канд. ист. наук, зам. директора Учебно-методического центра документоведения и управления фирмы «Межрегионсервис»

7.1. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по решению руководителя государственного органа после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих;

б) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов комплексной оценки деятельности гражданского служащего.

7.2. По результатам внеочередной аттестации, проводимой в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы в государственном органе, а также в другом государственном органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданские служащие, признанные по результатам внеочередной аттестации не соответ­ствующими замещаемой должности гражданской службы либо соответствующими ей при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, имеющими преимущественное право на замещение должности гражданской службы не признаются.

7.3. Основаниями для проведения внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (далее - внеочередная аттестация по соглашению сторон) могут быть:

Неудовлетворительная оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по результатам последней комплексной оценки деятельности гражданского служащего;

Несоответствие должностному регламенту объема выполняемых должностных обязанно­стей по замещаемой должности гражданской службы;

Предложение о включении гражданского служащего в федеральный кадровый резерв или в кадровый резерв государственного органа;



Другие основания.

7.4. Внеочередная аттестация гражданского служащего по соглашению сторон может прово­диться по предложению любой из сторон служебного контракта.

7.5. Гражданский служащий, изъявивший желание пройти внеочередную аттестацию по соглашению сторон, до 15 февраля текущего года после согласования этого вопроса с руководите­лем структурного подразделения направляет соответствующее заявление на имя руководителя государственного органа в кадровую службу. Руководитель структурного подразделения должен завизировать заявление гражданского служащего в течение пяти рабочих дней с момента получения, отразив свое мнение по данному вопросу.

7.6. В случае несогласия с проведением внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон руководитель структурного подразделения обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления гражданского служащего направить свои письменные мотивированные возражения в кадровую службу.

7.7. Учитывая результаты комплексной оценки деятельности гражданского служащего, руководитель структурного подразделения имеет право выступить с инициативой проведения внеочередной аттестации этого гражданского служащего по соглашению сторон. В этом случае руководитель структурного подразделения до 15 февраля теку­щего года направляет свое мотивированное обращение на имя руководителя государственного органа о проведении внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон.

7.8. После получения согласия Руководителя государственного органа на проведение внеочередной аттестации гражданского служащего по соглашению сторон кадровая служба письменно уведомляет об этом гражданского служащего. В случае несогласия пройти внеочередную аттестацию по соглашению сторон гражданский служащий обязан в течение пяти рабочих дней направить свой письменный отказ на имя Руководителя государственного органа в кадровую службу.

7.9. Решение о проведении внеочередной аттестации по соглашению сторон и сроках ее про­ведения оформляется приказом Руководителя государственного органа.

VIII. Заключительные положения

8.1. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

8.2. Кадровая служба устанавливает число гражданских служащих, прошедших аттестацию, определяет число гражданских служащих, признанных соответствующими и не соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, а также включенных в график аттестации, но не прошедших аттестацию по различным причинам, обобщает замечания и предложения, высказанные на заседаниях аттестационных комиссий, и информирует об итогах аттестации руководителя государственного органа.


ПРИЛОЖЕНИЕ 27

к методическому инструментарию

Проект Приказа о проведении аттестации государственных гражданских служащих

ПРИКАЗ

от __________ № _______

О проведении аттестации государственных гражданских служащих

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – федеральный закон), Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110, Положением о проведении аттестации в __________________ (наименование государственного органа) , утвержденным ___________________________________ (наименование правого акта государственного органа) в целях определения соответствия государственных гражданских служащих (далее – гражданских служащих) замещаемым должностям федеральной государственной гражданской службы на основе оценки их профессиональной служебной деятельности ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести с__________по________20___г. аттестацию гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в ____________________________ (наименование государственного органа) .

2. Утвердить персональный состав аттестационных комиссий согласно приложению 1 к настоящему приказу .

3. Утвердить график проведения аттестации гражданских служащих (далее - график) согласно приложению 2 к настоящему приказу.

4. Непосредственным руководителям гражданских служащих в установленные графиком сроки представить в ___________________ (наименование кадровой службы государственного органа)

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.03.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.03.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.08.2015, N 0001201508280004).

____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих Российской Федерации

постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

2. Установить на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится аттестация, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, в том числе расходов на оплату труда независимых экспертов, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов.

4. Установить, что расходы, связанные с проведением аттестации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года N 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст.1036);

Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 1499 "О внесении изменения в Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года N 353" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 46, ст.5542).

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);
Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 441 .

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.
Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 441 .

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

5. Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

II. Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

8. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9-12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" . Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 208)

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав аттестационной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.
(Абзац дополнительно включен с 28 марта 2013 года Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 208)
____________________________________________________________________
Абзацы третий-пятый предыдущей редакции с 28 марта 2013 года считаются соответственно абзацами пятым-седьмым настоящей редакции - Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 208 .
____________________________________________________________________

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

9. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

10. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

11. В графике проведения аттестации указываются:

а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

в) дата, время и место проведения аттестации;

г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

12. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

13. Отзыв, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

14. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

15. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

III. Проведение аттестации

16. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

17. Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

18. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.
(Абзац дополнительно включен с 28 марта 2013 года Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 208)

19. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

На период аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

20. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

21. Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

22. Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

24. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 156 .

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение. Аттестационный лист государственного гражданского служащего Российской Федерации

Приложение
к Положению о проведении аттестации
государственных гражданских служащих
Российской Федерации
(В редакции, введенной в действие
Указом Президента Российской Федерации
от 19 марта 2014 года N 156 . -
См. предыдущую редакцию)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
государственного гражданского служащего Российской Федерации

1. Фамилия, имя, отчество

2. Год, число и месяц рождения

3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого

(когда и какую образовательную организацию окончил, специальность или направление подготовки, квалификация, ученая степень, ученое звание)

4. Замещаемая должность государственной гражданской службы на момент

аттестации и дата назначения на эту должность

5. Стаж государственной службы (в том числе стаж государственной гражданской

6. Общий трудовой стаж

7. Классный чин гражданской службы

(наименование классного чина и дата его присвоения)

8. Вопросы к государственному гражданскому служащему и краткие ответы на них

9. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией

10. Краткая оценка выполнения гражданским служащим рекомендаций

предыдущей аттестации

(выполнены, выполнены частично, не выполнены)

11. Решение аттестационной комиссии

(соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;

соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;

соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы)

12. Количественный состав аттестационной комиссии

На заседании присутствовало

членов аттестационной комиссии

13. Примечания

Председатель аттестационной

комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

Заместитель председателя

аттестационной комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

Секретарь аттестационной

комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

Члены аттестационной

комиссии

(подпись)

(расшифровка подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации

С аттестационным листом ознакомился

(подпись государственного
гражданского служащего, дата)

(место для печати
государственного органа)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, N 17

Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий определенные обязанности по государственной должности, который несет ответственность за исполнение этих обязанностей.

В данной статье рассмотрен процесс проведения аттестации государственных служащих, определены основные принципы и виды оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих, раскрыты общие положения об аттестации, порядок ее проведения.

Понятие "аттестация", задачи проведения

Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель - определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

  • выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
  • определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
  • обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Сроки и условия проведения аттестации

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:

  1. о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  2. об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", если с ними заключен срочный служебный контракт.

Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих <1> (далее - Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
<1> Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.

При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.

Этапы аттестации

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

  1. организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
  2. мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
  3. утверждение графика и сроков проведения аттестации;
  4. создание аттестационной комиссии;
  5. подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
  6. проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке, для того чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Правовой акт о проведении аттестации

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом <2> и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Аттестационная комиссия

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. п. 8 - 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

О документах к аттестации

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

В силу п. 12 Положения подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов "за" и "против" конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

Образование

Стаж работы по специальности

Профессиональная

компетентность

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

Качество выполненной работы

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

Умение работать с документами

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

Служебная этика, стиль общения

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

Участие в управленческом

процессе принятия решений

Способность к самооценке

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013)".

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ