Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Прежде всего, нужно понимать, что это территории, используемые для организованного отдыха, спортивной и оздоровительной деятельности, туризма. Также к ним относятся земли зеленые пригородные зоны.
Если есть цель и назначение, то появятся правила и запреты. Главные ограничения связаны именно с этим, - чтобы происходящее на этих участках, возведенные постройки соответствовали указанным целям и служили им. Нецелевое их использование запрещено законом.

В состав земель природоохранного рекреационного назначения (а также историко-культурного назначения) включают площадки, на которых размещаются санатории, дома отдыха, туристические лагеря, дома охотника и рыболова, кемпинги, турбазы, лесопарки, тропы и трассы и т.д.. С этим видом земельной собственности связано понятие публичного или частного сервитута (право ограниченного использования участка без предоставления его в собственность). Например, туристические тропы и маршруты на основе сервитутов могут использоваться по соглашению с владельцами или арендаторами этих территорий. Или на общественный пляж могут допускать все желающие.

К рекреационным могут добавляться также городские леса, парки и скверы, пруды, озера, водохранилища (и пляжи на их берегах), где люди отдыхают, занимаются спортом или туризмом. Что касается пригородных зон, то поскольку их функция заключается в защите экологии, в таких местах запрещается деятельность, вредящая окружающей среде. Размеры таких участков зависят от величины городов, к которым они примыкают.
Еще один вид – исторические постройки, достопримечательности (если их значение официально установлено), а также центры различных ремесел и промыслов, этнографических традиций.

Что можно строить на землях рекреационного назначения

Строительство на таких землях должно отвечать их назначению. Например, на рекреационных территориях можно взять участок под строительство гостиницы, купить землю для базы отдыха и т.д. Характеристики и описание недвусмысленно устанавливает, что на них должны отдыхать люди, либо созданы условия для занятий спортом и проведения туристических мероприятий. Если не соблюдать этот принцип, запрет будет наложен уже на стадии согласования. На рассматриваемых территориях можно возводить коммунальные, промышленные, и складские объекты, если они нужны для целей отдых, спорта и туризма. Строительство необходимо согласовать государственными органами по охране природы. Порядок использования устанавливает местная администрация. Надо иметь в виду, что многие зоны отдыха обладают уникальными свойствами, которые должны быть защищены особыми мероприятиями.

Продажа и покупка

Покупая землю под строительство базы отдыха или участок под строительство санатория нужно понимать, что их назначение не может быть изменено. Необходимо пройти все согласования, соблюдать природоохранный режим. Совершенная продажа земли под базу отдыха или гостиницу начинает процесс тщательной проработки проекта, чтобы уберечь находящие поблизости исторические и культурные памятники, защитить леса и водоемы – сохранить их для людей.
Один из развивающихся трендов в экономике - рост показателей внутреннего туризма. Внешние и внутренние факторы увеличивают поток отдыхающих, которые выбирают отечественную природу, родные достопримечательности и сервис. Земельный участок под строительство гостиницы является востребованным активом, - грамотный проект обещает собственникам постоянную и высокую прибыль. В базе ГК «Гео Девелопмент» представлено около 150 объектов по цене от 8000 руб. за сотку – во всех самых популярных направлениях Подмосковья. Это участки у берегов рек и водоемов, дома отдыха, гостиницы, санатории и т.д. в красивейших местах Московской области. Если Вы собрались набрать в поисковике «куплю землю под гостиницу», посетите наш сайт. Наше предложение самое большое и качественное – как по характеристикам земель, так и по их ценам.

Обзор земельного законодательства позволяет выделить такие зоны, как земли рекреационного назначения . Определение данному понятию дается в .

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и .

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования :

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением , которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться .

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по или срочной эксплуатации ) земель. Пользование происходит на основании заключенного т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно , штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей . Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей .

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне . Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич. Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования. Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования , что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

Или вот еще:
В 1957 году "Канал имени Москвы" создал для своих сотрудников два садовых товарищества: "Речник" в Крылатском и "Водник" в Химках. Оба располагались на берегу Москвы-реки, оба получили по договору землю в бессрочное пользование с правом возведения домиков. Теперь "Речник" сносят, не признавая за его жителями право ни на дома, ни на земельные участки. "Водник" же благополучно прошел "дачную амнистию", его жители зарегистрировали свои дома и участки по тем же самым документам от 1957 года.

В "Речнике" - затишье, а элитный "Остров фантазий" решили не сносить
- ФССП: дом Абрамовых в поселке "Речник" снесен по решению суда
- Атака на Сокол продолжается - художников обвинили в незаконных доходах от аренды

Более 20 млн российских дачных хозяйств долгое время нигде не были зарегистрированы. У их владельцев были лишь постановления властей о выделении земли и членские книжки садового товарищества. В июне 2006 года Госдума приняла закон о "дачной амнистии" - упрощенном порядке регистрации садовых домиков. Под "амнистию" попадала любая постройка высотой не больше трех этажей и площадью до 1500 квадратных метров при условии, что у хозяина есть какой-нибудь документ на участок, а постройка предназначена для некоммерческого использования. Действия закона ограничили 2010 годом - считалось, что все, кто захочет, свои дома зарегистрируют. Ведь процедура регистрации (включая вызов специалиста БТИ для составления планов дома и участка) должна занимать не более четырех месяцев.

Но за три с половиной года "дачной амнистии" подавляющее большинство граждан так и не смогли ею воспользоваться. Прошлым летом "дачную амнистию" продлили до 2015 года. Скорее всего, многие не смогут зарегистрировать свои постройки и к этому сроку. "Чиновники делают все возможное, чтобы не дать гражданину получить право собственности на участок, который он обрабатывает", - говорит член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена. Председатель президиума Союза садоводов России Людмила Колосова утверждает, что число случаев отказа в регистрации по "дачной амнистии" превысило 40 тысяч. "Эти люди могут оказаться на положении речниковцев", - опасается Колосова.

Несколько способов "по закону" снести любые объекты

Самый простой способ объявить дачу или коттедж вне закона - отменить постановление о выделении земли под его постройку. Так произошло с "Речником". Главный аргумент властей - постановление от 1957 года было изменено в 1959 году, когда гражданам запретили возводить постройки, и отменено в 1980-м, когда чиновники потребовали освободить участки. "У нас законы исполняются по чиновничьему усмотрению, и вероятность повторения судьбы "Речника" другими домами или гаражами очень велика. Мест, которые интересуют власти, очень много", - говорит вице-президент Российской гильдии адвокатов Василий Дикусар.

По словам адвоката Дикусара, издавшего незаконное постановление чиновника следует сажать, а гражданину, который успел построиться на участке, выплачивать компенсацию. Но чиновникам, как правило, от ответственности удается уйти. И тем более не наказывают никого за то, что на построенные с нарушениями здания годами или десятилетиями не обращают внимания. "Про поселок "Сокол" вспомнили через 90 лет после возникновения. Подождали бы еще десять лет - юбилей бы был", - рассуждает Дикусар.

Другой способ объявить дачу вне закона - перевести землю, на которой она находится, в природоохранную или водоохранную зону, лесной фонд, парк, заповедник или сельхозугодья. Назначение земли могут изменить как федеральные, так и региональные власти, и "дачная амнистия" на такие участки уже не распространяется. Земля под "Речником" тоже стала "природоохранной" - 41 год спустя после возникновения садового товарищества.

Задним числом можно отменить и уже зарегистрированное право собственности. Так произошло с членами дачного кооператива "Ягодка-1" в Одинцовском района Московской области. Кооператив существует с 1995 года, но в 2009-м чиновники сочли, что на нескольких участках домам не место - слишком близко расположен газопровод высокого давления.

О том, что его дача подлежит сносу, гражданин может узнать лишь от судебных приставов, прибывших в сопровождении техники. Потом чиновники скажут, что не известили его, потому что не знали, кому принадлежит участок.

Дом Ангелины Абрамовой снесли в "Речнике" одним из первых. Потом выяснилось, что судебное решение было выписано на другого человека. Абрамова уже доказала незаконность сноса и теперь требует уголовного дела на приставов и компенсации в 20 млн. рублей. Замруководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве Евгений Лукьянчиков оправдывается: "Несколько лет соответствующие структуры собирали информацию о том, кто построил, кто проживает в этом строении". Вины приставов в случившемся он не видит: "Решение было, в соответствующие сроки обжаловано не было, был выдан исполнительный лист и предъявлен к исполнению".

Еще один повод для сноса - развитие городской инфраструктуры. В Улан-Удэ (Бурятия) готовятся снести 400 построек, расположенных в поселках Степной и Солдатский. Дачи мешают расширить взлетно-посадочную полосу местного аэропорта. Строения уже признали незаконными, и те, кто их добровольно не разберет, заплатят еще по 11 тысяч рублей за работы по сносу. "Отобрать землю под государственные или муниципальные нужды можно, но Гражданский кодекс обязывает или платить рыночную стоимость участка, или добиваться, чтобы постройку признали незаконной", - поясняет адвокат Вадим Александров.

Земли рекреационного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В соответствии с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка.

Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

5. Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3) военных и гражданских захоронений.

Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К выявленным объектам культурного наследия относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

Земли историко-культурного назначения входят в состав земель особо охраняемых территорий и могут быть федерального, регионального и местного значения.

Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ "Об объектах культурного наследия" и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

К землям рекреационного назначения относятся земли , предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. Земли, где осуществляется неорганизационный отдых, не являются землями рекреационного назначения .
К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только земли, расположенные в рекреационных зонах и на специально выделенных территориях. Землями рекреационного назначения также признаются земельные участки, предоставленные санаториям, домам отдыха и иным лицам для организации отдыха населения. Кроме того, в состав земель рекреационного назначения включены земли пригородных зеленых зон. Находясь в составе земель особо охраняемых территорий,земли рекреационного назначения обладают всеми признаками земель этой категории, которые указаны в п. 1 ст. 94 ЗК РФ.
Земли рекреационных зон в пределах границ городских и сельских поселений являются землями поселений, но на них распространяется действие ст.ст. 94 и 98 ЗК РФ. Данные земли не считаются землями в составе земель особо охраняемых территорий, указанных в п. 2 ст. 94 ЗК РФ.
В соответствии с градостроительным законодательством на территории городских и сельских поселений наряду с другими территориальными зонами устанавливаются рекреационные зоны. В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. На этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. К ним относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, спортивными и туристскими базами и лагерями, яхт-клубами, лесопарками, учебно-туристскими тропами и маркированными трассами, а также земли пригородных зеленых зон, представляющие собой места отдыха населения и выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции.
Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Запрещаются те виды деятельности, которые могут препятствовать их использованию по назначению (застройка, земляные работы, не связанные с освоением территории для отдыха, вырубка леса, уничтожение зеленых насаждений). Земельные участки, необходимые для учебно-туристических троп и маркированных маршрутов, выделяются на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Порядок установления земельного сервитута определяется ст.ст. 274–276 ГК РФ по соглашению между лицом, заинтересованным в его установлении, и собственником земельного участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу. Для рекреационных целей выделяются территории за пределами городской черты – пригородные зеленые зоны, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные, санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха. Пригородные зоны выделяются по решению областных, краевых органов исполнительной власти, а в республиках в составе Российской Федерации – в порядке, устанавливаемом их законодательством. Размеры их зависят от размера городов, для которых они создаются и определяются по соответствующим стандартам. Всякое строительство на этих землях производится только по согласованию с природоохранными органами города. Изъятие земель зеленых зон для государственных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях. Согласно ЛК РФ в них ограничивается использование лесосырьевых ресурсов, способы и виды допустимых рубок в них определяются законодательством. В Лесном кодексе есть специальная статья, устанавливающая порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Она предусматривает обязанность лесопользователей проводить мероприятия по благоустройству, сохранению лесов и ландшафтов зеленых зон, охране их от пожаров, болезней и вредителей леса. Порядок пользования лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях определяется органами государственной власти субъектов Федерации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ