Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Возможность подать ходатайство о помиловании вправе каждый из осужденных и заключенных, а также их родственники. Заключенные часто просят Президента смягчить им наказание, сократить срок. Однако право помилования есть не у всех. Для совершения этих действий важно знать особенности оформления ходатайства, кто может это сделать.

Понятие помилования

Помилование - резолюция Президента, которая частично или полностью избавляет человека от присужденного ему судебной инстанцией приговора. Право и порядок помилования заключены в Конституции страны, УПК (ст.85) и Указах Президента РФ. Акт помилования призван смягчить наказание. Однако его факт не обозначает компенсации приведенного в исполнение наказания, например, выплаты штрафа или возвращения лишенных наград и званий.

Следует понимать, что ходатайство о помиловании проходит долгий путь проверок до того, как передается Президенту РФ. Это связано с большим количеством прошений и занятостью первого лица государства. В 2019 году ходатайства проверяются следующими инстанциями:

  • администрацией пенитенциарного учреждения;
  • исполнительной инспекцией, которая курирует место нахождения самого осужденного;
  • комиссией, составленной в каждом конкретном административном округе;
  • главой администрации;
  • Президентом РФ.

Прежде чем дойти до главы государства, ходатайство проверяется множеством инстанций. Однако решающее, главное слово за Президентом РФ.

Некоторые осужденные считают, что помилование - факт признания их невиновности. Но нужно знать, что это милосердие, прощение. Ходатайство должно убедить Президента, что его решение вызовет раскаяние и воздержание осужденного от последующих преступлений.

Кто обладает правом на милосердие


В Конституции РФ (статье 50), Указе Президента № 1500 определено право лиц, осужденных, отбывших наказание и имеющих судимости, ходатайствовать о прощении. Прошение можно удовлетворить по отношению к гражданам, которые:
  • были осуждены судебными инстанциями РФ по уголовному судопроизводству и отбывают срок на территории России;
  • были осуждены иностранным судом, но отбывают наказание на территории РФ;
  • отбыли предписанное наказание, но судимость не снята.
Ходатайство о помиловании может подать даже гражданин, получивший пожизненное или длительное тюремное наказание. Перед помилованием или отказом в удовлетворении прошения будет рассмотрена целесообразность этого действия с учетом имеющихся факторов касательно жизни и поступка осужденного. Заявителя не помилуют, если он совершил такие действия:
  • преступил закон во время действия испытательного срока условного наказания;
  • неоднократно нарушал порядок и дисциплину в тюрьме;
  • был освобожден по УДО;
  • ранее был амнистирован;
  • успешно применил право помилования ранее;
  • был осужден со смягчением меры наказания.

Право подать ходатайство на помилование Президенту имеют лица с незначительной виной и те, кто совершил самые тяжкие преступления. Шансы помилования увеличиваются, если одновременно с ходатайством от осужденного Президенту передается просьба от матери, жены.

Амнистия и помилование: различия

Некоторые граждане путают понятия амнистии и помилования. Это разные понятия. Прежде всего помилование применяется по отношению к конкретному субъекту и никогда не принимается по отношению к группе людей. При рассмотрении прошения прежде всего оценивается лицо, преступившее законодательные нормы. Общие характеристики во внимание не принимаются.


Амнистию применяют ко всем правонарушениям. В учет берутся совершенные правонарушения на стадии расследования, судопроизводства и отбывания наказания. При прощении возможно рассмотрение исключительно правонарушителей, относительно которых решение суда уже было принято. Лица, отбывшие наказание, вправе рассчитывать на снятие последствий пребывания в местах лишения свободы.


Решение о проведении в стране амнистии принимает Президент, однако окончательную резолюцию в каждом конкретном случае уполномочен вынести судебный орган. Документ о помиловании - окончательная точка в пребывании осужденного в местах лишения свободы или в факте наличия судимости.

Амнистию применяют вне зависимости от того, стремится к этому человек или нет. Однако в уголовном производстве согласие лица на применение к нему амнистии все же необходимо. Для помилования необходимо подача соответствующего ходатайства.

Типология помилований

В 2019 году классифицировать помилование можно, учитывая его последствия:

  • заявителя освободили из заключения и прекратили его наказание;
  • осужденному уменьшен период пребывания в местах заключения;
  • виновному установили более мягкую форму взыскания;
  • период судимости, отбытый ранее, снят.

Другой вариант типологии определен по личности подателя просьбы о помиловании. Согласно этой типологии выделяют следующие варианты:

  • ходатайство матери;
  • Акт Президента;
  • прошение общества;
  • ходатайство самого осужденного.

Прошение, исходящее от матери, представляет собой зов отчаяния. Желание матери уберечь своего сына/дочь от наказания, независимо от степени тяжести совершенного деяния, встречается очень часто. Комиссии предпочитали принимать заявление матери лица, преступившего закон, в качестве приоритетного. Специалисты советуют сопровождать собственное ходатайство о помиловании, адресованное Президенту, письмом от матери. Однако в последнее время эффективность от ходатайства матери постепенно снижается. Тем не менее, лучше составить письмо от матери для усиления влияния ходатайства о помиловании. Образец составления документа можно просить у юристов или найти через интернет. Если у матери есть проблемы со здоровьем, справки об этом прикладывают к ее ходатайству.


Президентское решение о помиловании может касаться любого субъекта, который был приговорен к наказанию. Отсутствие представлений Президенту от административных комиссий не может стать помехой прощению. По общему правилу, прошение все же необходимо, равно и как представления с выводом, удовлетворять ходатайство или нет.

Согласно практике подача прошений производится от имени осужденного или его правозащитника. Но бывают ситуации, когда ходатайство оформляется от общественности. Человек, совершивший преступление, общественностью принимается как невиновный, например, при совершении убийства при самозащите. В этом случае личное ходатайство сопровождается прошением от общества, т.е. группы людей.

Процедура освобождения

В Уголовном Кодексе определено, что подающий прошение может быть освобожден. Несмотря на то, что ходатайство на помилование адресуется Президенту, его рассмотрение растягивается на несколько комиссий в субъектах РФ. Отказ в помиловании происходит по определенным причинам. На первых этапах отказы нередки. Если человек просит о прощении ему деяния, которое он умышленно совершил на испытательном сроке, ему откажут.

Фактически судьба просителя находится в руках комиссий по помилованию. Поэтому ее участники должны принимать решение объективно, без предвзятого отношения. Членами комиссий зачастую выступают видные жители административного округа. Чаще всего это специалисты сферы юриспруденции, деятели в сфере политики, искусства, бизнеса. Эти граждане составляют две трети от общего числа комиссии. Оставшуюся треть составляют сотрудники администрации. Такое разнообразие нацелено на разное эмоциональное восприятие. Для них заранее прописан устав, согласно которому они обязаны принимать решение.

Повторное обращение за помилованием рассматривается как продолжение без инициирования нового пересмотра. При этом повторно подавать ходатайство можно не ранее, чем через 6 месяцев. Воспользоваться правом ходатайствовать о помиловании могут родственники осужденного. Их письма нужно приложить к его прошению.

Документы для представления просьбы


Ходатайство о помиловании следует передать администрации колонии, где отбывает наказание осужденный. Руководство принимает прошение и регистрирует его. Далее руководство учреждения обязано подготовить документацию. Для отправки ходатайства нужен следующий пакет документов:

  • медсправка о состоянии здоровья заявителя;
  • извещение о времени вступления судебного решения в силу;
  • выписка о ходатайствах до этого момента;
  • данные о возмещении материального урона пострадавшему;
  • заполненная осужденным анкета;
  • характеристика от учреждения, где оценивается поведение, отношение к работе и обучению, указаны поощрения и взыскания;
  • справка о состоянии здоровья близких родственников заключенного;
  • ходатайство от коллектива с места трудоустройства до осуждения;
  • выписки из учреждения о необходимости прощения;
  • информация по УДО и амнистии касательно данного заключенного;
  • представление от администрации.

Оформление документации от лица администрации должно занять 10-20 дней после регистрации ходатайства. Тяжесть преступления не влияет на результат регистрации прошения в исправительном учреждении.

Образец составления анкеты можно просить у администрации колонии. При оформлении следует перечислить такие данные:


В анкете необходимо проставить дату представления.

Так же как и амнистия, помилование имеет двойственную юридическую природу государственно-правовую и уголовно-правовую (ст. 89 Конституции РФ, ст. 85 УК РФ).

В отличие от акта амнистии помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ (п. «в» ст. 89).

В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ акт помилования применяется лишь к лицу, осужденному за преступление. Акт помилования может влечь для такого лица следующие уголовно-правовые последствия:

  1. лицо может быть освобождено от дельнейшего отбывания наказания;
  2. назначенное ему наказание может быть сокращено;
  3. назначенное ему наказание может быть заменено более мягким;

Помилование не носит нормативного характера и распространяется на индивидуально определенное лицо (ч. 1 ст. 85 УК РФ) или на нескольких лиц, обозначенных поименно. Право Президента РФ на осуществление помилования не ограничено ни кругом лиц, ни категориями преступлений, ни видами наказаний. Помилованным может быть любое лицо, в том числе и при особо опасном рецидиве, и даже осужденный к смертной казни, которому она в этом случае заменяется пожизненным лишением свободы на срок 25 лет (ст. 59 УК РФ). Помилование может применяться к лицам, осужденным за любые преступления, даже за убийство при отягчающих обстоятельствах.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и утвержденным им Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации установлен особый механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечению участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. Комиссии по вопросам помилования вместо ранее существовавшей общественной комиссии по делам о помиловании при Президенте РФ образованы на территории субъектов РФ. Помилование может применяться: в отношении лиц, осужденных судами РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ; в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с договорами РФ; в отношении лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость. При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных, совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно либо по амнистии или ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования, а также в отношении лиц, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

При рассмотрении ходатайств о помиловании принимается во внимание: характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания, срок отбытого (исполненного) наказания, возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, состояние здоровья осужденного, его семейное положение, возраст, количество у него судимостей и другие обстоятельства, которые комиссия сочтет существенными для рассмотрения ходатайств. Такое ходатайство, обращенное к Президенту РФ, должно быть составлено осужденным в письменной форме, зарегистрировано администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и направляется (с приложением необходимых документов) в территориальный орган Минюста России, а тот - в комиссию о помиловании. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении заявителя ходатайства о помиловании, это высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении заявителя.

Указ Президента РФ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения, исполняющего наказание в отношении заявителя. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный (заявитель ходатайства) уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год (за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для вынесения акта помилования).

Как и акт амнистии, акт помилования - это проявление гуманизма и снисходительности по отношению к осужденным со стороны государства.

Помилование

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. По Конституции РФ (п. «в» ст. 89), осуществление помилования отнесено к компетенции Президента РФ.

Помилование - это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий конкретных лиц от наказания, а также снимающий судимость.

Институт помилования является частным выражением принципов справедливости и гуманизма.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в РФ либо судами иностранного государства к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ, а также в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500, на территориях субъектов России образованы комиссии по вопросам помилования; этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

До завершения формирования на территориях Республики Крым и г. Севастополя комиссий по вопросам помилования установлен временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на этих территориях.

Состав комиссий по вопросам помилования и председатели комиссий утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), при этом в состав комиссии входят не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию, причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании и осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются копия приговора и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, а также, по просьбе осужденного, иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования по месту жительства заявителя.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), которые вносят Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении каждого конкретного лица с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и других документов.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, что является выражением принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

Срок отбытого (исполненного) наказания;

Совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно - досрочного освобождения от наказания;

Возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Согласно Указу Президента, помилование в отношении отдельных категорий осужденных, как правило, не применяется, это правило распространяется на лиц:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Конституция РФ (статья 50, часть 3) предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ (статья 89, пункт «в»). В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Уголовный закон не регламентирует, от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Отсутствие в законе каких-либо ограничений полномочий Президента в данной сфере позволяет сделать вывод, что помилование может касаться любых видов наказания, включая дополнительные. Представляется, что применение помилования возможно и в отношении осужденных к штрафу (учитывая установленный законом максимальный размер штрафа и возможность отсрочки (рассрочки) его исполнения).

Помилование имеет некоторые сходства с амнистией: каждый из указанных видов освобождения от уголовно-правовых последствий преступления допускает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение его срока (размера) или замену более мягким видом наказания, а также снятие судимости. Вместе с тем помилование отличается от амнистии по кругу лиц, к которым оно применяется (помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица), по органу, его осуществляющему (акт амнистии издается Государственной Думой, акт помилования - Президентом), а также по характеру правовых последствий (амнистия допускает освобождение от уголовной ответственности).

Осуществление помилования согласно конституции РФ

Каждый осужденный человек вправе просить о помиловании или смягчении назначенного наказания. Об этом гласит основной закон государства. Осуществление помилования производится президентом в отношении конкретного человека, который обратился к нему с ходатайством через администрацию исправительного учреждения либо органы исполнительной системы после своего освобождения. Данный акт может существенно улучшить положение осужденного, уменьшить назначенное наказание, а также снять с него судимость. Более подробно об этом будет написано в настоящей статье.

Основные моменты

Осуществление помилования человека, который совершил преступление и был осужден за это, относится к полномочиям главы государства. Принятие в отношении гражданина данного акта может улучшить положение последнего, а также смягчить назначенное наказание.

Принимать решение о помиловании осужденного лица может только президент, потому что это относится к его компетенции. Об этом написано в Конституции и Уголовном кодексе. С ходатайством о помиловании к главе государства может обратиться не только сам осужденный, но и его защитник, родственники, администрация учреждения, где человек отбывает назначенный приговором срок, а также исполнительная инспекция, если последний уже вышел на свободу, но имеет неснятую судимость.

В отношении кого применяется

В соответствии с законом, помилование осужденных по приговору суда осуществляет глава государства. Данное правило зафиксировано в Конституции и кодексе о злодеяниях. Помилование, как акт милосердия, может быть применено к следующим категориям лиц:

Осужденным органами власти РФ и отбывающим назначенный срок на территории нашей страны

Приговоренным к наказанию судами иностранных государств, но находящимся в тюрьмах России, если данное правило прописано в международном договоре;

Гражданам, отбывшим свой срок и имеющим неснятую судимость за совершенное злодеяние.

Принимается во внимание

Чьи полномочия - осуществление помилования, мы уже выяснили. Президента. В свою очередь, последний может принять положительное решение в отношении определенного лица либо отказать в прошении в связи с тем, что осужденный не подпадает под критерии, необходимые для смягчения или освобождения его от наказания.

При рассмотрении ходатайства о помиловании человека, совершившего злодеяние, необходимо учитывать следующие моменты:

Степень, характер и тяжесть содеянного;

Поведение лица в период отбытия срока (работал ли осужденный, не уклонялся ли от участия в творческой деятельности, не совершал ли он противоправных действий);

Время, которое заключенный провел в исправительном учреждении (потому что помилование не применяется к тем лицам, которые не отбыли половины назначенного срока);

Не было ли совершено виновным новое злодеяние в период течения испытательного периода (характерно только при условном осуждении);

Применение ранее акта амнистии или помилования к указанному осужденному, а также досрочного освобождения;

Возмещение ущерба, причиненного злодеянием;

Данные о личности виновного человека (если ли у него семья, дети, также учитывается его возраст, количество судимостей).

Указанная информация необходима для того, чтобы глава государства мог принять правильное решение в отношении определенного человека. Ведь осуществление помилования - это одна из его основных функций, подведомственная только президенту.

Не распространяется

Осуществление помилования относится к полномочиям главы государства, и, соответственно, только он будет решать вопрос о применении к виновному человеку акта милосердия. Об этом гласит закон. Поэтому личность осужденного, который просит президента о помиловании, подлежит детальному и всестороннему изучению. Тем не менее по закону не все злоумышленники могут рассчитывать на милосердие главы государства. К ним относятся следующие категории людей:

Совершившие умышленное злодеяние во время испытательного периода;

Нарушители порядка отбытия наказания (особенно если человек пренебрегал правилами, установленными в исправительном учреждении);

Освобожденные из колонии в связи с амнистией, помилованием либо досрочно;

Граждане, которым ранее уже производилась замена наказания на более мягкое.

Таким образом, не все осужденные смогут рассчитывать на снисхождение со стороны президента. Хотя осуществление помилования относится к полномочиям последнего, он вправе не подписать акт милосердия, если лицо не соответствует критериям его применения.

По законодательству

Ст. 50 Конституции гласит о том, что каждый осужденный человек может просить о помиловании либо о смягчении наказания. Данная норма еще раз подтверждает факт того, что права и свободы человека в правом государстве считаются наивысшей ценностью. Тем не менее не все заключенные смогут рассчитывать на милосердие со стороны президента.

Осуществление помилования осуществляется главой государства на основании статьи 89 Конституции и положений Уголовного кодекса. Данные нормы указывают на то, что снисхождение может быть применено только к определенному человеку. Кроме того, акт милосердия со стороны президента может улучшить положение осужденного, снизить срок наказания либо снять судимость.

Право на осуществление помилования, согласно Конституции РФ, принадлежит главе государства. Но президент не вправе делегировать данные полномочия по решению указанного вопроса другому должностному лицу. Тем не менее это не исключает участия других органов государственной власти в процессе проведения помилования осужденного.

Существенные отличия

Помилование во многом схоже с амнистией. Ведь эти два указанных акта позволяют улучшить положение виновных людей, снизить срок осуждения, а также совсем освободить от отбытия наказания. Тем не менее указанные понятия имеют существенные отличия друг от друга.

Амнистия, как акт милосердия, применяется в отношении неограниченного круга лиц, подвергнутых уголовному преследованию и осуждению. Оформляется в виде постановления Госдумы. Кроме того, исполнение данного документа требует значительной подготовки от органов исполнительной власти (юстиции на местах).

В то время как помилование применяется в отношении конкретного человека, обратившегося с ходатайством к самому президенту. Данный акт милосердия оформляется в виде соответствующего указа главы государства и подлежит незамедлительному исполнению.

Как происходит на практике

В компетенцию президента входит осуществление помилования. РФ, как правовое государство, защищает всех граждан от беззакония и произвола и поэтому предоставляет возможность осужденному просить главу государства о применении акта милосердия.

Для этого сам виновный подает соответствующее ходатайство с просьбой о помиловании через администрацию колонии либо через исполнительную инспекцию. Данные органы власти не позднее двадцати дней после поступления к ним указанного заявления должны направить данный документ в Министерство юстиции. Затем ходатайство и все необходимые бумаги, устанавливающие личность виновного, в течение недели передаются в комиссию, занимающуюся вопросами помилования. После чего все документы на осужденного с определенным заключением направляются губернатору в срок не позднее тридцати дней. В свою очередь последний отправляет главе государства представление о возможности применения помилования к осужденному. Для этого указанному должностному лицу предоставляется пятнадцать дней.

Таким образом происходит осуществление помилования. РФ, как правовое государство, дает возможность каждому осужденному попросить президента о снисхождении и уменьшении срока наказания, а также о снятии судимости.

Если было отказано

В компетенцию главы государства входит осуществление помилования. Его полномочия распространяются также на то, чтобы отказать заключенному в применении к нему акта милосердия со стороны главы государства.

Но кто же уведомляет осужденного о том, что ему было отказано в удовлетворении ходатайства? Ответ на данный вопрос достаточно прост. В том случае, если президент отклоняет ходатайство виновного, то сообщить об этом последнему должен в письменной форме сам губернатор субъекта. И только через год осужденный вновь сможет обратиться с просьбой о помиловании к главе государства. Исключением здесь будут считаться вновь открывшиеся обстоятельства, в связи с появлением которых к человеку необходимо будет применить акт милосердия.

Оформление

Как правило, образец написания ходатайства о помиловании есть в каждой колонии. Данный документ должен быть закреплен на информационном стенде для осужденных. Это требуется для того, чтобы виновный мог сам оформить ходатайство и передать его через начальника отряда в администрацию колонии.

Заполняется документ следующим образом:

Президенту РФ _______________ (данные)

от осуждённого ____________________ (ФИО полностью)

Ходатайство о помиловании

_______ (дата) я был признан виновным в совершении деяния, предусмотренного ст. ___ кодекса о преступлениях, и осужден к ____ (срок полностью) с отбыванием наказания в колонии (указать вид учреждения).

В содеянном я раскаялся (здесь нужно очень подробно прописать в чем именно это проявляется, возместил ли виновный вред, причиненный злодеянием, а также необходимо привести доводы, которые бы свидетельствовали о том, что человек больше не представляет опасности для общества).

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 85 кодекса о злодеяниях и 89 Конституции, прошу Вас о помиловании и снижении срока наказания (либо снятия судимости, освобождения от дальнейшего отбытия срока).

(все имеющиеся документы, в том числе копию приговора суда, характеристики, справку о состоянии здоровья).

Подпись осужденного ________________ (расшифровка).

Общая характеристика

Каждый человек, который был осужден за совершение злодеяния, может обратиться к главе государства с просьбой о применении к нему акта милосердия и снисхождения. Данное прошение оформляется в виде ходатайства и передается осужденным через администрацию колонии либо исполнительную инспекцию.

Только в полномочия президента входит осуществление помилования. Кем осуществляется передача ходатайства от осужденного президенту, также прописано в законодательстве.

Также необходимо отметить, что просить главу государства о снисхождении может любой человек, совершивший злодеяние и отбывающий за это срок заключения. Более того, данный акт милосердия не реабилитирует виновного, а может только улучшить его положение.

Важно

Осуществление помилования заключенных, которые отбывают пожизненный срок, также производится по решению президента. Никакие другие органы власти и должностные лица не обладают подобными полномочиями.

Кроме того, злоумышленники, отбывающие наказание пожизненно, могут надеяться на смягчение наказания лишь только после отбытия не менее 25 лет в местах заключения.

Помилование

Помилование в РФ

Помилование (ст. 85 УК) представляет собой акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть досрочно снята судимость.

В отличие от амнистии помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

Акт помилования не носит нормативного характера, он является актом правоприменения и распространяется только на конкретно указанных в нем лиц. Проблема помилования носит междисциплинарный характер, имеет как конституционно-правовой, так и уголовно-правовой, процессуальный и уголовно-исполнительный аспекты. Основные положения о применении помилования закреплены в Конституции РФ. В упомянутом выше п. «в» ст. 89, а также в ст. 50 Конституции РФ каждому лицу, осужденному за совершение преступления, предоставляется право просить о помиловании. Важная роль в регулировании порядка и условий применения помилования принадлежит ст. 85 УК, а также нормам утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. Положения «О порядке рассмотрения ходатайство помиловании в Российской Федерации».

Акт помилования, как и акт амнистии, не устраняет факта совершения преступления, не колеблет приговора суда, вступившего в законную силу, не является его корректировкой и не предполагает реабилитацию осужденного. Помилование применяется к лицу осужденному за совершение преступления, и представляет собой специфический вид освобождения этого лица от отбывания назначенного ему уголовного наказания.

Основание применения помилования складывается из нескольких формально-юридических и фактических (материальных) условий.

Фактические (материальные) условия освобождения не зависят ни от категории совершенного преступления, ни от вида примененного наказания. Помилование применяется и клипам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, и к приговоренным к смертной казни. Последним смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

Согласно п. 12 упомянутого Положения при рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных :

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК актом помилования:

  • осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или;
  • заменено более мягким видом наказания;
  • с осужденного, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

К сожалению, законодатель и в данном случае, как и в ст. 84, и в ряде других статей УК, не определяет судьбу дополнительного наказания, по умолчанию привязывая его к основному, что является неправильным, снижающим эффективность института дополнительных наказаний и правосудия в целом.

При сокращении срока наказания Президент РФ не связан никакими формальными ограничениями. При осуществлении же замены целесообразно соблюдать правила замены неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 80 УК). Вопрос о снятии судимости решается только в отношении лиц, отбывших наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания досрочно.

Положением «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» определена многоуровневая процедура подготовки и принятия решения о помиловании, которая направлена на обеспечение обоснованного и целесообразного решения в каждом конкретном случае.

Уголовно-правовое значение помилования

Согласно Конституции РФ (п. «в» ст. 89) помилование осуществляет Президент РФ. Так же, как и амнистия, помилование представляет собой акт милосердия, гуманизма, осуществляемого в несудебном порядке. Однако оно применяется в отношении индивидуально определенного конкретного лица. Акт помилования в отличие от акта амнистии не имеет нормативно- правового характера. Другим отличительным признаком является то, что в соответствии со ст. 85 УК помилование может быть применено только к лицу, осужденному за преступление к определенному наказанию, включая смертную казнь. Акт помилования может влечь следующие правовые последствия:

  • лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное осужденному наказание может быть сокращено;
  • назначенное наказание может быть заменено другим более мягким видом наказания;
  • с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. 3 ст. 59 УК).

С ходатайством о помиловании может обратиться только сам осужденный (ст. 176 У И К). Ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу.

При обращении лица, осужденного к смертной казни, с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 2 ст. 184 УИК).

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов

Российской Федерации» существенно изменен порядок подачи ходатайств о помиловании. Действовавшая ранее комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании такие комиссии созданы на территориях субъектов РФ. Названным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Помилование может быть применено к любому лицу независимо от тяжести совершенного им преступления и других обстоятельств дела. Однако названное Положение содержит перечень лиц, помилование которых, как правило, не допускается: лица, злостно нарушающие режим отбывания наказания; совершившие умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения; ранее освобождавшиеся от наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания другим более мягким видом наказания.

Осужденный обращается к Президенту РФ с ходатайством о помиловании в письменной форме. Администрация органа или учреждения, исполняющего наказание (а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрация следственного изолятора), регистрирует ходатайство и не позднее чем через 20 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) со дня подачи направляет его в территориальный орган Минюста России в субъекте РФ вместе с другими документами (копией приговора, справкой об отбытом сроке наказания, справкой о состоянии здоровья, характеристикой и др.). Территориальный орган Минюста России не позднее чем через семь дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через пять дней) со дня получения материалов представляет ходатайство в комиссию, которая, в свою очередь, в течение 30 дней должна представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного главе администрации субъекта РФ. Не позднее чем через 15 дней (для лиц, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — через 10 дней) это должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется осужденным самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

Все инстанции, рассматривающие ходатайства о помиловании, при необходимости могут запрашивать дополнительные документы из исправительных либо любых других учреждений.

Направленные Президенту РФ документы рассматриваются Управлением по вопросам помилования Администрации Президента РФ, которая готовит проект решения Президента. При принятии Президентом РФ решения о помиловании лица издается указ, который в течение двух дней направляется для исполнения главе администрации субъекта РФ, в территориальный орган юстиции, территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения, в котором помилованное лицо отбывает наказание.

Об отклонении ходатайства осужденный уведомляется письменно главой администрации субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии по помилованию. Повторная подача ходатайства и его рассмотрение допускаются не ранее чем через год, кроме случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта о помиловании.

§ 2. Помилование

Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).

Помилование представляет собой решение Президента РФ, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Правовым основанием для принятия Президентом РФ решения о помиловании является п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ.

Помилование как одно из средств выражения милосердия во многом схоже с амнистией. Но есть и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии, не носит нормативного характера; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании Указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время Постановление Государственной думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его издание инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии много сложнее и требует достаточно продолжительного периода.

В стародавние времена акты о помиловании принимались в исключительных случаях. Соответственно не требовалось принятия специального разработанных правил и процедур по их принятию и реализации. В настоящее время, когда помилование стало неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества, число обращений к главе государства с просьбой о помиловании исчисляется десятками тысяч. Чтобы в такой сложной ситуации избежать возможных ошибок, в России была установлена строго регламентированная процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование.

Эта процедура определена в Указе Президента РФ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (Утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1500).

В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовноисполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением Указов Президента по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не мене 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть раз в два года.

Комиссии по вопросам помилования, другие органы, составляющие механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рассмотрения

ходатайств о помиловании. Особую значимость этому документу придает то обстоятельство, что Положение утверждено Указом Президента РФ.

Положение предусматривает, что в Российской Федерации помилование применяется в отношении трех групп граждан: осужденных судами РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающих наказание на территории РФ; осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; лиц, отбывших наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осужденного; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освободившихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет это ходатайство в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание, которая в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляет его с необходимыми документами (см. п. 5 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации) в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее чем через семь дней после получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства о помиловании представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Губернатор не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Чтобы избежать случаев всякого рода волокиты и злоупотреблений на региональном уровне, Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации. В этом списке также указывается статья уголовного закона, по которому осуждены обратившиеся с ходатайством о помиловании. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
    • Понятие уголовного права, его предмет и система
    • Методы уголовного права
      • Метод уголовно-правового регулирования
    • Задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
    • Понятие и виды уголовно-правовых отношений
    • Понятие и виды уголовной ответственности
    • Основание уголовной ответственности
    • Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
    • Понятие и значение объективной стороны преступления
      • Зачение объективной стороны преступления
    • Преступное действие и бездействие
    • Преступный вред
    • Причинная связь
    • Время, место и обстановка совершения преступления
  • Субъективная сторона преступления
    • Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления
    • Понятие вины и ее формы
    • Умысел и его виды
    • Неосторожность и ее виды
    • Двойная и смешанная формы вины
    • Невиновное причинение вреда (случай)
    • Мотив и цель преступления
    • Эмоции
    • Ошибка и ее уголовно-правовое значение
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
  • Система и виды наказаний
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
      • Обязательные работы несовершеннолетних
      • Лишение несовершеннолетних свободы на определенный срок
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Помилование

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст. 89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки. При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств. Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает. В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением. Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г. «О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст. 113 УИК РФ). К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены. Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи. Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 - освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.
  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании. Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам. При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст. 59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г. было помиловано 12 843 чел. В 2001 г. осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Ходатайство о помиловании

В.В. Путину

от супруги осужденного

отбывающего наказание
в ФБУ КП-27 ГУФСИН России по
Волгоградской области-
ЯР154/17колония-поселения
КочаринскойЯ.Г.

ХОДАТАЙСТВО
о помиловании








Ходатайство о помиловании
Президенту Российской Федерации

В.В. Путину

от супруги осужденного
Кочаринского С.В., 12.01.1985 г.р.,
отбывающего наказание
в ФБУ КП-27 ГУФСИН России по
Волгоградской области-
ЯР154/17колония-поселения
КочаринскойЯ.Г.

ХОДАТАЙСТВО
о помиловании

Мой супруг Кочаринский Сергей Валерьевич, 12.01.1985 года рождения, отбывает наказание вФБУ КП-27 ГУФСИН России по Волгоградской области-ЯР154/17колония-поселения, осужден 27 декабря 2012 года, приговором Лабинского городского суда, за совершение нарушения лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц по ч. 5 ст. 264 УК РФ, к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в колонии – поселения. К настоящему времени отбыл почти год 1 год от назначенного судом срока наказания.

Прошу Вас помиловать моего супруга и освободить от дальнейшего отбывания наказания по следующим основаниям:

1. Он впервые судим. По месту прежнего жительства и работы, а также администрацией исправительного учреждения характеризуется положительно. За все время наказаний не имеет взысканий и нарушений, и, наоборот, у него имеются поощрения.
2. Наша дочь Кочаринская Каролина Сергеевна 28.12.2007 г.р. — является инвалидом 3 гр. Вторая дочь родилась у нас 27.09.2013 года, когда супруг уезжал отбывать наказание-я была в положении, для меня это был стресс. Дети проживают вместе со мной, мне тяжело содержать 2-х детей, одного – малолетнего, а 2-новорожденного, одной сложно их растить.
3. Мой супруг сам добровольно поехал отбывать наказание, его отвезли в колонию-поселение мои брат и папа, он не скрывался от правоохранительных органов.
4. Я проживаю с детьми на квартире, что подтверждается справкой от квартального.
5. Я и мои родные – папа мой Петросян Ж.А., брат – Петросян С.Г. — готовы оказать моему супругу помощь в обустройстве по выходу на свободу, как с жильём, так и в трудоустройстве.
6. Мой супруг отбыл наказание в колонии – поселения- почти 1 год, он не отказывается выплачивать суммы взысканные приговором Лабинского городского суда при удовлетворении гражданского иска. Находясь на свободе есть больше возможности, как можно раньше выплатить суммы присужденные при удовлетворении гражданского иска.
7.Мой супруг будет проживать вместе с нами, он не собирается скрываться, поскольку у нас семья и проблем с семьёй не возникало, он заботливый семьянин. Я постараюсь помочь ему всячески при возвращении им из колонии-поселения.
8. Поскольку мой супруг совершил преступление средней тяжести, прошу учесть моё состояние, как«матери – одиночки», матери двоих детей, которая не сбилась с жизненного пути, когда супруг отбывает наказание в колонии-поселения, мне очень тяжело ездить на свиданья к супругу, так как от г. Лабинска, Краснодарского края до колонии-поселения расположенной в г. Волгограде расстояние составляет более 1 000 км., мне сложно ездить из-за отдалённости месторасположения колонии, материального положения, да и детей не с кем оставлять.

Уважаемый Президент В.В. Путин, прошу Вас помиловать моего супруга.

Приложение: копии паспортов, копия приговора, копия апелляционного определения, справка от квартального, справка об инвалидности дочери, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ