Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.
*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.
Конечно, 50 рублей - это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. - сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.
Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.
В нашей статье будут рассмотрены:
В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).
Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:
«Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.
Заявление.
На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»
В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».
Обратите внимание: Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.
Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.
Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:
Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.
Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.
*В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).
В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:
Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).
При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.
В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.
Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.
Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя , их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком .
Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть - за счет собственных средств работодателя.
При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:
В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:
Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:
«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.
В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»
Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.
«На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.
Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»
При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос - следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:
Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.
Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.
Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:
Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.
Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).
Пока чиновники решают, на сколько увеличить детское пособие в размере 50 рублей, положенное родителям детей, которым уже исполнилось 1,5 года, но еще не исполнилось 3 лет, депутаты нашли простой и логичный выход. Они предложили просто продлить срок выплаты пособия, положенного до 1,5 лет, в два раза - до 3 лет, при условии, что ребенок не ходит в детский сад, а мама вынуждена сидеть с ним в отпуске. В этом случае размер пособия увеличится минимум в 60 (с нынешних 50 рублей до минимальных 3142 рубля 33 копейки) раз и даже более (если мама до декрета работала и получала неплохую зарплату). Кстати, сам отпуск парламентарии также собираются продлить.
На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект №478277-7 , предусматривающий увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет — до 3 лет. Авторами инициативы являются депутаты от партии «Справедливая Россия». Кроме увеличения срока выплаты пособия депутаты предлагают установить возможность нахождения для матерей или отцов в отпуске по уходу за ребенком с сохранением рабочего места до 7 лет. Поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" .
Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что в последние годы в России начала падать рождаемость. Как показывает опыт «демографической ямы» 90-х годов, это приводит в дальнейшем к значительному уменьшению количества трудоспособного населения и росту числа пенсионеров. Последний раз рождаемость в России превышала смертность в 2016 году. Даже существующие меры поддержки семей с детьми, в частности материнский капитал, как отмечают депутаты, уже не дают нужного эффекта. Поэтому срочно необходимы новые меры для поддержки рождаемости. В частности, гарантии для матерей, что они будут получать в декрете достойные деньги.
Законопроект, внесенный парламентариями, предполагает продление срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эта мера логически следует из норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым один из родителей, усыновителей или опекунов ребенка имеет право на отпуск по уходу на три года. Размер пособия авторы инициативы изменять не собираются, сохранив принципы начисления, предусмотренные действующим законодательством для детского пособия до 1,5 лет. Кстати, сам отпуск по уходу законодатели также хотят продлить до 7 лет.
Также законопроектом предложены поправки к перечню возможных получателей пособия по беременности и родам, или, как его называют в обиходе, декретных выплат. Депутаты отмечают в пояснительной записке, что:
Женщинам, которые не работают, пособие по беременности и родам не выплачивается вообще. Например, домохозяйки, которые никогда не работали и не служили, либо же трудились неофициально и не имели отчислений в ФСС, не получают указанных выплат. Кроме того, аналогично не получают указанные выплаты лица, проходящие очно-заочную и заочную форму обучения.
Они считают это несправедливым, ведь такие женщины также рождают детей. В перечень получателей декретных выплат авторы инициативы предлагают включить:
Если инициатива парламентариев будет поддержана их коллегами, то женщины, уволившиеся по собственному желанию, смогут получать декретное пособие.
Примечательно, что этот законопроект его авторы вносят в Госдуму уже не в первый раз, но в прошлые разы он не прошел даже первого чтения и был отклонен на уровне профильного комитета. Сейчас шансов у инициативы больше, ведь об увеличении детского пособия до 3 лет задумались в Правительстве РФ, и предложения об установлении размера этой выплаты аналогично размеру пособия до 1,5 лет от чиновников также звучали.
Законопроект зарегистрирован в профильном комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Дата его рассмотрения пока не определена.
Денежные пособия выплачиваются ежемесячно с момента рождения малыша до достижения им трехлетнего возраста. Когда ребенку исполняется 1,5 года, родители должны заняться переоформлением необходимых документов для того, чтобы выплаты были продолжены. Размер такой государственной помощи определяется в зависимости от целой совокупности факторов.
Компенсационные выплаты предназначены лицам, которые непосредственно занимаются воспитанием малыша. При этом получатель финансовой помощи должен находиться в трудовых отношениях с учреждением, предприятием или организацией. Именно работодатель производит перечисление средств на счет родителя или опекуна.
Размер выплат держится на уровне 50-ти рублей в месяц. При этом названная сумма может изменяться в зависимости от особенностей конкретного региона страны. Местные органы власти определяют величину финансовой помощи при учете заполненности регионального бюджета. При этом также учитывается демографическая ситуация и величина прожиточного минимума. За последние годы самый низкий уровень прожиточного минимума актуален для Белгородской области. Здесь этот показатель составляет 6146 рублей. Во главе списка Камчатский край и Мурманская область с 15733 и 10781 рублем соответственно. Средний показатель выплат по всей стране держится на уровне 7000 рублей.
В первую очередь детские выплаты до трех лет предназначены малообеспеченным семьям. Работающие родители получают такие пособия от работодателя. Те же граждане, которые не устроены официально, могут получить финансовую помощь в местных органах социальной защиты. Право на денежную поддержку при воспитании малыша имеет любой родственник или опекун, который фактически выполняет функции по уходу за ребенком. Ниже представлены группы семей, которые первоочерёдно могут рассчитывать на компенсационные выплаты:
Для получения соответствующих выплат необходимо составить заявление и подать его в местные органы социальной защиты.
Оформление финансовой помощи такого типа осуществляется в несколько этапов. Изначально один из родителей должен собрать определенный пакет документов. После этого работающие граждане обращаются в бухгалтерию, а неработающие - в органы социальной защиты. Приемом и обработкой таких бумаг занимается специальный отдел. В целях экономии времени целесообразнее всего собирать необходимые документы сразу же после рождения малыша.
Обработка документации, предоставленной родителем на получение компенсационных выплат, должна осуществляться в день подачи бумаг. На полное рассмотрение заявки отводится порядка десяти рабочих дней. При условии отказа в пятидневных промежуток времени родитель имеет право подать апелляцию для повторного рассмотрения.
В целях повышения уровня жизни москвичей, имеющим детей, в столице выплачивают федеральные детские выплаты, а также целый комплекс региональных (городских) мер дополнительной социальной поддержки. Всего в соответствии с законом города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми» москвичам выплачивается более 20 различных видов детских пособий и компенсаций (единовременных, ежемесячных и ежегодных). В соответствии с решением, которое в октябре 2017 года озвучил мэр города Сергей Собянин, с 1 января 2018 года пособия на детей в Москве будут увеличены в 2 раза и более (см. ). Всего это повышение затронет более 2 млн москвичей - это многодетные, малообеспеченные семьи и воспитывающие ребенка-инвалида.
В отличие от многих других регионов страны, выплата регионального материнского капитала в Москве не предусматривается, однако вместо него существуют так называемые Лужковские выплаты жителям столичного региона, размер которых сопоставим с региональными материнскими сертификатами.
Примечательно, что в отличие от многих других регионов страны оформление детских выплат в Москве происходит через Интернет на Портале городских услуг (ПГУ). Для этого нужно пройти процедуру регистрации - получить специальный код доступа для «Личного кабинета». Чтобы выдали данный код, необходимо ввести личные сведения о заявителе (Ф.И.О., СНИЛС, адрес личной электронной почты и номер своего телефона).
Для получения пособий через Интернет необходимо:
На основании федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , москвичам выплачиваются следующие виды гос. пособий.
Название государственного пособия | Размер выплаты в г. Москве с 01.02.2018 г., руб. |
---|---|
Единовременные | |
работающим выплачивается в размере 100% от среднего заработка, но не менее 43 615,65 (при расчете по МРОТ) | |
в женской консультации | 628,47 |
(при передаче на воспитание в семью) | 16759,09 |
срочной службы | 26539,76 |
Ежемесячные | |
|
|
11374,18 |
Согласно закону МСК от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» и Постановлению Правительства Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми» москвичам выплачиваются более 20 видов детских пособий и компенсаций, которые можно разделить на три категории:
Перечень основных документов , необходимых для оформления пособий:
Получатели ежемесячных и ежегодных пособий обязаны в течение месяца уведомить органы Соцзащиты об обстоятельствах, влияющих на размер и право получения. Если он отказывается на добровольной основе возмещать необоснованно полученные средства, то они будут взыскиваться через суд.
Если получатель в течение месяца не оповестил органы УСЗН об обстоятельствах, влияющих на выплату пособия, ему:
Органы соцзащиты могут отказать в получении выплат по следующим основаниям:
Данное пособие выплачивается женщинам, имеющим постоянное место жительства в Москве, уволенным по ликвидации организации либо по прекращению деятельности работодателем - физическим лицом в течение 12 месяцев, предшествовавших дню приобретения статуса «безработный».
Каким региональным законом устанавливается | ст. 6 закона города Москвы № 60 от 23.11.2005 г. |
Размер дополнительного пособия | определяется исходя из 1 500 руб.
в месяц:
|
Документы, необходимые для оформления |
|
Срок обращения за выплатой | выплачивается за 70 (при многоплодной беременности - 84) дней до родов и 70 (в случае сложных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) после |
Данная компенсация выплачивается вместе с федеральным пособием по беременности и родам в минимальном размере (581,73 руб. в расчете на 1 месяц в 2016 году) через УСЗН города Москвы.
Пособие может быть назначено, только женщинам постоянно проживающим в столице.
За получением данной компенсации может обратиться один из родителей (усыновитель, опекун), при условии совместного постоянного проживания с данным ребенком в Москве.
При определении очередности ребенка учитываются дети, ранее рожденные его матерью, воспитывающиеся в данной семье.
Если в семье родились одновременно несколько детей, то данная компенсация назначается на каждого ребенка . На мертворожденного эта выплата не распространяется.
Обратиться за пособием может один из родителей, если в семье появилось одновременно трое и более живорожденных детей.
Оформить пособие могут семьи, в которых родители на момент рождения ребенка не достигли 30-летнего возраста. И хотя бы один из них имеет гражданство РФ и постоянную прописку в столице.
Чем устанавливается |
|
Размер пособия |
|
Перечень необходимых документов | |
Период обращения за выплатой | 12 месяцев |
При определении числа детей, воспитывающихся в семье, учитываются не только дети, рожденные данной матерью, но и дети мужа, проживающие с ними - при условии, что брак между супругами официально зарегистрирован до рождения ребенка .
Данная выплата предусмотрена на детей от 0 до 18 лет из малообеспеченных семей (если суммарный доход семьи, в расчете на каждого ее члена, не выше установленного в городе прожиточного минимума). Ежегодно необходимо подтверждать право на получение этого ежемесячного пособия с 1 января по 30 сентября путем предоставления справок о доходах семьи за прошлый календарный год (2-НДФЛ, для ИП - 3-НДФЛ).
Чем регулируется |
|
Размер пособия |
|
Необходимые документы для назначения | |
Период обращения | до достижения ребенком возраста 18 лет |
При отсутствии сведений о доходах семьи без уважительной причины выплата пособия производиться не будет.
Жительницам Москвы, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в период беременности, а также во время родового отпуска или по уходу до 1,5 лет.
Каким региональным законом предусматривается | ст. 8 городского закона № 60 от 23.11.2005 г. |
Величина выплаты | 1 500 руб. |
Документы для назначения пособия |
|
Когда необходимо обратиться за выплатой | со дня увольнения либо после выплаты всех начисленных пособий от ликвидированной организации до исполнения 1,5 лет ребенку |
Оформить данную компенсационную выплату могут следующие категории семей:
Обратиться за пособием может как родной родитель, так и мачеха либо отчим на совместно проживающих с ними детей до 16 лет (до совершеннолетия - на школьника).
Выплата предназначена для следующих категорий нуждающихся семей:
Компенсация предоставляется на каждого ребенка до 18 лет, из семьи, в которой оба (или единственный родитель) безработные и являются инвалидами I или II группы (либо III или II).
Данной компенсацией могут воспользоваться многодетные семьи:
Выплата доплачивается к пенсии матери, имеющей 10 и более детей, независимо от назначенной пенсии.
Компенсация выплачивается одному из супругов, независимо от получения многодетной семьей льгот по оплате за ЖКУ и количества жилья.
Семья должна состоять на учете в органах Соцзащиты, к началу каждого учебного года.
Навигация по статье
Существенный размер пособия предоставляется ребенку до 1.5 года. Он зависит от суммы заработка матери, размера стипендии либо начисляется органами социальной защиты . Выплаты после достижения ребенком 1.5 лет намного меньше. Их сумма зависит от социальной политики на местах и от наличия у несовершеннолетнего дополнительных льгот – у или сироты.
Выплата пособия матерям ребенка с 1.5-3 лет регулируется Указом Президентом РФ № 1110 от 30.05.1994 г . Она не направлена на поддержку материального положения матери, а носит признаки небольшой символической компенсации за воспитание ребенка.
Мизерные суммы вынуждают матерей прерывать и выходить на работу в порядке полной или частичной занятости. С 2015 г. Правительство РФ планирует продлить выплаты , которые полагаются ребенку до 1.5 лет, до 3-летнего возраста. Проект находится на стадии обсуждения, и, по предварительной оценке, потребует 50 млрд. рублей.
Но на момент 2018 года сумма пособия остается неизменной (с 1994 года) и составляет всего 50 рублей в месяц.
На нее вправе рассчитывать:
Выплаты положены только гражданам РФ.
Они могут быть перечислены на банковский счет или карту заявителя, после подачи заявления и обработки заявки специалистами органами социальной защиты.
Обращаться за выплатой нужно в районе проживания или нахождения гражданина, который заботится о ребенке до 3-х лет. Заявление в письменной форме и документы нужно принести в орган соцзащиты самостоятельно, через законного представителя или представителя по доверенности.
Так выглядит образец заявления на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет:
Адресат обращения зависит от фактора занятости и трудоустройства заявителя:
Финансирование такого рода материальной поддержки матерей выполняется за счет средств ФСС и государственного бюджета.
К заявлению нужно приложить следующие документы:
Если государственная помощь оформляется не на мать ребенка, то нужны письменные подтверждения того, что помощь от работодателя или органов соцзащиты не получают другие члены семьи.
Все оригиналы документов у заявителя должны быть при себе. Это необходимо для сверки их содержания с предоставленными копиями.
Оформить выплату можно следующими способами:
Предоставленные документы должны быть обработаны в течение 10 дней с момента обращения. Трудоустроенные граждане, но находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, получают пособие в день перечисления зарплаты всем сотрудникам.
Выплаты через соцзащиту можно получить в день перечисления на счет получателя. Заявление на получение пособия можно написать в течение полугода после того как малышу исполнится 1.5 лет.
Если документы подаются позже этого срока, то начисление выплаты может незначительно затянуться – на время проверки достоверности предоставленных сведений.
Отказ в государственной поддержке, тем более такого незначительного размера, выдается редко. Он обусловлен отсутствием какого-либо документа или недостоверностью предоставленных сведений. В такой ситуации заявителю предлагается «донести» определенные справки или предоставить недостающие сведения. Информирование получателя осуществляется по телефону или другим возможным способом.
Пособие выплачивается за весь период. Но если мама или другой заявитель обращаются за пособием до двухлетнего возраста ребенка, то выплата будет перечислена одной суммой, сразу за полгода. Обычно пособия перечисляются на банковскую карту. Можно получать деньги и почтовым переводом.
Оно допускается только при определенных условиях. Это возможно, если:
Выплаты прекращают начислять на следующий месяц после наступления вышеуказанных обстоятельств.
Отказ в начислении пособия или прекращение выплат можно опротестовать в административном или судебном порядке. Для оспаривания действий специалистов местного уровня, возможно, понадобится подать административное исковое заявление по правилам, указанным в ст. 125 КАС РФ. Оно должно быть написано в разборчивом виде и подписано гражданином-истцом.
Размер пособия на ребенка до 3-х лет признается неудовлетворительным и не соответствующим хотя бы минимальным реальным потребностям малыша. 50 рублей в месяц в современных реалиях - не деньги. Это понимают представители всех уровней власти. Они регулярно выступают с законодательными проектами. Но ни один из документов на 2017-2018 гг. не получил силу закона.
Выработан другой подход к государственной поддержке. Предлагается определять критерии нуждаемости родителя и всей семьи. Матери не могут выйти на работу, так как им фактически не с кем оставить ребенка, а устроить его в муниципальный детсад не всегда представляется возможным.
Законодатели полагают, что помощь ребенку до трех лет должна существенно увеличиваться, но ее следует предоставлять адресным способом, т.е. тем родителям и семьям, которые действительно нуждаются в материальной поддержке. Усовершенствование механизма разработки выплат предполагает участие работодателей.
Подлежат пересмотру нормы трудового права, которые расширят возможности мамы выходить на работу на неполный день или по согласованному графику. В сентябре 2016 г. был введен проект закона. В нем предполагается подлить срок начисления государственной поддержки в той сумме, которая полагается ребенку до 1.5 лет.
С учетом индексации наименьший размер пособия тогда составит 2 908 руб. 62 коп. за первого ребенка, 5 817.24 – за второго и последующего. Максимальная сумма ежемесячной выплаты может достичь 11 634 руб. В законопроекте также предлагается сделать минимальную выплату не ниже МРОТ, т.е. 7 800 руб. Правительство РФ выдало подобному законопроекту отрицательную аналитическую оценку, т.к. выплата пособий такого размера требует существенных бюджетных средств, которых не запланировано.
Похожий законопроект был зарегистрирован в Госдуме двумя годами ранее. В нем предполагалось выплачивать пособие ребенку до 3-х лет на уровне прожиточного минимума. На первого малыша предполагалось выдавать пособие равное одному прожиточному минимуму, на второго и последующих детей – не менее чем в двойном размере. Законопроект не получил поддержки у депутатов из-за отсутствия в бюджете необходимых средств.
При наличии свободных средств регионы РФ вправе принимать собственные программы , направленные на поддержку родителей и их детей. Подобные программы разработаны не во всех регионах.
В Москве и Московской области они успешно действуют и предполагают учет критериев нуждаемости , конкретности материальной поддержки семей. Родители малышей возрастом до трех лет должны быть прописаны в Москве или области и быть гражданами России. Максимальная сумма социальных перечислений составляет 4 500 рублей. Предусмотрены также доплаты за компенсацию подорожания, оплату телефонии, продуктов, «коммуналки».
В других регионах виды поддержки могут отличаться. Для получения информации следует обращаться в орган соцзащиты по месту своего жительства или временного нахождения.
В 2018 г. существенных изменений в сумме выплат вряд ли предвидится. Размер поддержки матерям детей до трех лет небольшой и требует поиска дополнительных средств на воспитание ребенка. При наличии законных оснований можно обратиться в орган соцзащиты и подтвердить статус малоимущей семьи, которая вправе рассчитывать на выплаты и льготы, предусмотренные в конкретном субъекте РФ.