Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.



Комментарии к ст. 96 УПК РФ


1. Под моментом задержания, о котором идет речь в коммент. ст., подразумевается момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Уведомление о задержании должно состояться в течение 12 часов после фактического задержания лица, а не после составления протокола задержания.

2. В связи с таким установленным законом непродолжительным промежутком времени, в течение которого должно состояться уведомление, лицо, осуществившее задержание, может осуществлять его по телефону. Однако сообщение по телефону не освобождает следователя (дознавателя и др.) от обязанности составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в коммент. ст. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируются дата отправления и исходящий номер, подшивается к уголовному делу.

3. Если задержание произведено по уголовному делу, расследованием которого занимается следственная группа (группа дознавателей), то обязанность уведомления о задержании возлагается на следователя (руководителя следственной группы, руководителя или члена группы дознавателей), которым произведено задержание, или следователя, которому производство данного процессуального действия поручено руководителем следственной группы.

4. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).

5. Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

6. Постановление прокурора о неуведомлении указанных в коммент. ст. лиц не подлежит согласованию с кем-либо.

7. См. также комментарий к ст. 104 УПК.

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй_1, второй_2 и третьей настоящей статьи.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 437-ФЗ.

Комментарий к статье 96 УПК РФ

1. Уведомление о задержании подозреваемого является важной гарантией законности и обоснованности применения к лицу данной меры процессуального принуждения. Лица, которые получили сообщение о месте нахождения подозреваемого, получают возможность обеспечить реализацию конституционных прав задержанного, в том числе права на получение квалифицированной юридической помощи.

2. В ч. 1 комментируемой статьи установлено право подозреваемого на телефонный звонок. Если лицо этим правом не воспользовалось ввиду нежелания или в связи с невозможностью по причине физических либо психических недостатков, то обязанность сделать это возлагается на должностное лицо уголовного судопроизводства.

3. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что при задержании подозреваемого, который является военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. Под военнослужащими в контексте данной нормы понимаются лица рядового и начальствующего состава, состоящие на действительной службе, а также призванные из запаса на военные сборы. Такое сообщение направляется независимо от того, куда именно – в изолятор временного содержания или на гауптвахту – помещен военнослужащий или военнообязанный, призванный на военные сборы.

3. В ч. 3 комментируемой статьи установлена обязанность в 12-часовой срок уведомлять консульство или посольство иностранного государства, если задержанный подозреваемый является гражданином или подданным этого государства. Такое уведомление производится по официальным каналам, т.е. через МИД России. Уведомление может направляться при помощи средств связи.

4. Постановление о неразглашении факта задержания выносится лишь в случае, когда уведомление об этом близких родственников, родственников или близких лиц помешает производству предварительного расследования (например, когда эти лица являются соучастниками преступления). В числе прочих данных в постановлении указываются конкретные сведения, которыми обосновывается необходимость сохранения в интересах предварительного расследования факта задержания в тайне. Постановление должно быть согласовано с прокурором, после чего оно объявляется подозреваемому под роспись.

Если прокурор не дал согласия на сохранение в тайне факта задержания подозреваемого, то действует порядок, закрепленный в ч. 1 комментируемой статьи.

5. При исчезновении оснований, по которым факт задержания подозреваемого был сохранен в тайне, близкие родственники, родственники или близкие лица подозреваемого должны быть незамедлительно уведомлены о задержании (или о заключении лица под стражу, если к этому моменту было принято соответствующее судебное решение).

6. Близкие родственники, родственники или близкие лица несовершеннолетнего подозреваемого (т.е. лица, которому к моменту задержания не исполнилось 18 лет) уведомляются о его задержании в любом случае.

Другой комментарий к ст. 96 УПК РФ

1. Под моментом задержания, о котором идет речь в к.с. подразумевается момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Уведомление о задержании должно состояться в течение 12 часов после фактического задержания лица, а не после составления протокола задержания.

2. В связи с таким установленным законом непродолжительным промежутком времени, в течение которого должно состояться уведомление, лицо, осуществившее задержание, может осуществлять его по телефону. Однако сообщение по телефону не освобождает следователя (дознавателя и др.) составить письменное уведомление и отправить его в адрес лиц, указанных в к.с. Копия такого письменного уведомления, на котором фиксируется дата отправления и исходящий номер, подшивается к уголовному делу.

3. Если задержание произведено по уголовному делу, расследованием которого занимается следственная группа (группа дознавателей), то обязанность уведомления о задержании возлагается на следователя (руководителя следственной группы, руководителя или члена группы дознавателей), которым произведено задержание или следователя, которому производство данного процессуального действия поручено руководителем следственной группы.

4. Процессуальное решение о необходимости сохранения в интересах предварительного расследования тайны задержания путем неотправления уведомления об имевшем место задержании оформляется постановлением. На данном постановлении прокурором ставится отметка о его согласии с данным решением следователя (дознавателя и др.).

5. Если прокурор не дает согласия на принятие указанного решения, он должен письменно отразить свое решение на постановлении следователя (дознавателя и др.). Данное постановление должно быть подшито к материалам уголовного дела.

6. Постановление прокурора о неуведомлении указанных в к.с. лиц не подлежит согласованию с кем-либо.

7. См. также комментарий ст. 104 УПК.

Консультации юристов по ст. 96 УПК

Если у вас остались вопросы по статье 96 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Попова Е.Э., декан юридического факультета Международного юридического института при Минюсте России.

Одним из прав, относящихся к группе уголовно-процессуальных прав родственников подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, является право на уведомление о задержании подозреваемого и право на уведомление о применении меры пресечения к подозреваемому и обвиняемому в виде заключения под стражу, о месте содержания его под стражей и об изменении места содержания под стражей. Эти права закреплены в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <1> и в уголовно-процессуальном законодательстве. Данное положение содержится в ст. 92 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, где устанавливается, что "подследственные заключенные должны иметь возможность немедленно информировать семью о факте их заключения". На это указывает и Комитет по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий в рамках Совета Европы как на основные процессуальные гарантии для предотвращения жестокого обращения в отношении лиц, находящихся в руках полиции <2>.

<1> Федеральный закон Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" / Содержание под стражей. Сборник нормативных актов и документов. М.: Изд-во СПАРК, 1996.
<2> The European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment. General Report 2, paras 36 - 37 / Европейский комитет по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Общий доклад 2, параграфы 36 - 37.

Задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, связанная с краткосрочным содержанием такого лица по стражей, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица <3> по подозрению в совершении преступления. В отличие от задержания заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения и применяется по судебному решению в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Законодательством предусмотрено, что в исключительных обстоятельствах эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

<3> Момент фактического задержания - это момент, с которого лицо было лишено возможности свободно передвигаться.

В соответствии со ст. 92 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными "подследственные заключенные должны иметь возможность немедленно информировать свою семью о факте их заключения, пользоваться разумной возможностью общения с родственниками и друзьями и принимать их в тюрьме, подвергаясь при этом тем ограничениям и надзору, которые необходимы для должного отправления правосудия, соблюдения требований безопасности и обеспечения нормальной работы заведения". Иными словами, данная рекомендация предусматривает информирование семьи подозреваемого, обвиняемого и осужденного (при осуждении и взятии под стражу в зале суда) о его заключении под стражу и предоставление возможности свиданий с родственниками и иными лицами.

Уведомление родственников о задержании или о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и месте содержания подозреваемого и обвиняемого является одним из важных факторов соблюдения прав человека и реализации права гражданина знать, где находится его родственник или член семьи.

Для того чтобы подозреваемый или обвиняемый не исчез из поля зрения близких родственников (а это может вызвать целый комплекс мероприятий по поиску указанных лиц, причинить ничем не обоснованные страдания близким родственникам), близкие родственники, а при их отсутствии - другие родственники подозреваемого или обвиняемого в соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ и ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" должны быть незамедлительно извещены о месте содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей либо его изменении. Такой порядок позволяет более полно обеспечить права не только подозреваемых и обвиняемых, но и их родственников. Несвоевременное информирование гражданина о применении к его родственнику меры процессуального принуждения причиняет ему нравственные страдания, заставляет его переживать, волноваться, а также принимать меры к розыску близкого человека, который ушел из дома и не вернулся. В этом случае гражданин может даже обратиться в органы внутренних дел по месту жительства, с заявлением о принятии мер к розыску пропавшего родственника. Проведение розыскных мероприятий по установлению места нахождения разыскиваемого связано, в свою очередь, с большими финансовыми затратами со стороны государства, в данном случае, как мы видим, совершенно необоснованными.

Неуведомление или несвоевременное уведомление родственников о задержании или аресте лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, влечет нарушение их права на уважение семейной жизни и право на доступ к информации, предусмотренное ст. 29 Конституции РФ и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Ниже в таблице приведены данные опроса родственников подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, об уведомлении их о задержании и аресте лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Из общего числа опрошенных родственников подозреваемых и обвиняемых 69,2 процента ответили, что они были уведомлены об аресте своего родственника, а 30,8 процента респондентов ответили, что они не уведомлялись об аресте своего родственника. Данные респондентов, ответивших положительно на вопрос: "Кто уведомил их об аресте лица, содержащегося в следственном изоляторе?", - распределились следующим образом (см. таблицу N 1):

Таблица N 1

Результаты опроса подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, на этот же вопрос мы видим в таблице N 2:

Таблица N 2

К сожалению, по данным, полученным в ходе анкетирования родственников, а также самих подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе, видно, что в практике еще имеются случаи нарушения права родственников на уведомление о задержании и аресте лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Интересно по данным опроса проследить, в какой срок были уведомлены родственники подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе (см. таблицу N 3).

Таблица N 3

Как мы видим из полученных данных, 46,4 процента опрошенных родственников информацию получили в течение первых суток, а 22,8 процента были уведомлены от суток и более, то есть людям пришлось поволноваться и побеспокоится о том, где находился все это время их родственник. Если к имеющимся данным добавим тех, кто вообще не был уведомлен, то их количество значительно возрастает.

Анализируя отечественное законодательство, мы видим, что в настоящее время законодательством не предоставляется права подозреваемому или обвиняемому самому лично сообщить о своем заключении под стражу своей семье. Как мы уже указывали, незамедлительное извещение одного из близких родственников о месте или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого возложено в качестве обязанности на лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г.). Учитывая имеющиеся факты несвоевременного уведомления родственников подозреваемых и обвиняемых о месте их содержания, мы видим, что эта обязанность не всегда исполняется лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, что приводит к нарушению прав не только лица, заключенного под стражу, а также его родных и близких.

В целях приведения отечественного законодательства в соответствие с нормами международного права считаем необходимым внести дополнения в ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и в ч. 12 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ и изложить их в следующей редакции:

  • ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений": "Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить или по просьбе подозреваемого или обвиняемого предоставить возможность лично известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников о месте или об изменении места его содержания под стражей";
  • ч. 12 ст. 108 УПК РФ: "Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет, а по просьбе подозреваемого или обвиняемого предоставляет возможность личного уведомления кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей".

1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй , второй.1 , второй.2 и третьей настоящей статьи.

Как следует из положений статьи 50 УПК Российской Федерации, подозреваемый или обвиняемый вправе пригласить другого защитника (несколько защитников) вместо уже участвующего в уголовном деле; по его просьбе участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом. Подозреваемому, обвиняемому по его просьбе должна быть предоставлена возможность связаться с адвокатом с целью реализации права на выбор им самим конкретного защитника (принцип 18 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятого 9 декабря 1988 года Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) либо - в порядке, установленном статьей 96 УПК Российской Федерации, - с близкими родственниками и иными лицами, которые могут заключить соглашение с адвокатом по поручению подозреваемого или обвиняемого либо с его согласия.


1. Подозреваемый в кратчайший срок, но не позднее 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю имеет право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого также уведомляет о его задержании иных лиц, указанных в частях второй, второй.1, второй.2 и третьей настоящей статьи.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 437-ФЗ)

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 155-ФЗ)

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 132-ФЗ)

2.2. При задержании подозреваемого, являющегося адвокатом, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, членом которой он является, в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 437-ФЗ)

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя, следователя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ