Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Работники и работодатели регулируют свои отношения посредством заключаемых договоров, индивидуальных и/или коллективных. Но как быть, если по поводу положений коллективного договора у сторон возникают различные мнения? Ведь в этом документе нужно закрепить условия труда, устраивающие весь коллектив.

Привести к единой точке зрения по этому поводу призваны коллективные переговоры. В чем их особенности, как они регламентированы в законодательстве, какие этапы проходят на пути проведения, проанализируем в статье.

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение. Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст. 27, 36-40 ТК РФ.

Сам термин «коллективные переговоры» был официально введен в трудовой обиход 19 июля 1981 г. Конвенцией Международной Организации Труда № 154 от «О содействии коллективным переговорам».

Нет договора - нет переговоров

Предметом коллективных переговоров являются те или иные пункты документа, согласовывающего отношения персонала и работодателя - коллективного договора. Но этот нормативный акт не является обязательным для заключения. Трудовой Кодекс РФ не предписывает его оформлять в обязательном порядке. Часть 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ говорит о том, что стороны имеют право заключать коллективный трудовой договор и, соответственно, вести переговоры о его содержании. А часть 2 ст. 36 ТК РФ утверждает обязанность ответа на письменное предложение о начале коллективных переговоров. Но если такое предложение не направлялось, то и заключать коллективный договор нет необходимости. Нигде в законе не сказано обратного, так же, как и нет никаких санкций за незаключение коллективного договора.

Следовательно, если организация не считает нужным, она может обойтись и без этого документа, а значит, и не принимать участия в коллективных переговорах. Другое дело, что на практике установлена целесообразность этого документа, поэтому организации предпочитают его оформлять, а значит, проводить перед этой процедурой коллективные переговоры.

Основные признаки коллективных переговоров :

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

Принципы ведения коллективных переговоров

Данная процедура проводится на основании следующих принципов:

  • следование действующему законодательству РФ (федеральным законам и соответствующим статьям Трудового Кодекса;
  • полномочия в рамках переговоров распределяются между равноправными сторонами;
  • необходимо уважать интересы противоположной стороны - на то и договор, чтобы прийти к обоюдоприемлемому решению;
  • решения принимаются по доброй воле, но принятые -- обязательны к исполнению, что контролируется, а неисполнение карается;
  • принцип «хуже не будет»: какие бы вопросы не обсуждались и не пересматривались, из решение не вправе ухудшить условия, которые были у работников по предыдущему колдоговору или до его принятия.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность.

Кто не может быть представителем работодателя на коллективных переговорах

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

ВАЖНО! Для некоторых категорий в случаях, предусмотренных законом, Трудовой кодекс делает исключение.

По закону инициатива может принадлежать любой стороне, но на практике чаще изменение колдоговора интересует работников. Если работодатель игнорирует предложение о коллективных переговорах, будут организованы не они, а коллективный трудовой спор, проходящий уже по другому регламенту.

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора , то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

ВНИМАНИЕ! Если соглашения по каким-либо пунктам колдоговора к указанному сроку достичь не удалось, вместо последнего этапа открывается коллективный трудовой спор.

7 этап. Актуализация коллективного договора. Это уже не вполне элемент переговоров, но их завершающая чать. Работодатель обязан направить подписанный текст колдоговора в территориальный орган контроля труда (Департамент труда). Это нужно сделать не позже чем в течение недели после подписания. Регистрация формальна, отказов в ней не предусмотрено.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры - регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

Действие колдоговора в зависимости от статуса организации

Обычным сроком действия коллективного договора является период от 1 до 3 лет. Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

Начальство не идет на переговоры?

Закон не разрешает руководству уклоняться от переговоров, если персонал направил соответствующий запрос. Не имеет права начальствующая сторона и нарушать установленный регламентом ход переговоров. Если же такие нарушения допускаются, ст. 54 ТК РФ встает на стражу интересов трудового коллектива, предусматривая для строптивого работодателя ряд санкций, применяющихся, когда:

  • сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах;
  • сторона отказывается вносить согласованные изменения в текст коллективного договора;
  • сторона отказывается ратифицировать итоговый документ своей подписью.

КоАп РФ в ст. 5.28 детально разъясняет, что имеется в виду под «уклонением сторон от коллективных переговоров», а также озвучивает размер возможного штрафа - от 1000 до 3000 рублей за каждое доказанное нарушение.

Гарантии и компенсации

Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат. Поэтому государство предусмотрело для представителей сторон определенные преференции:

  • освобождение от основной работы на весь срок ведения переговоров (до 3 месяцев), при этом заработная плата сохраняется на среднем уровне;
  • запрет на дисциплинарные взыскания, переводы и увольнения представителей работников в период переговоров (кроме случаев, предусмотренных в ТК РФ).

Компенсацию понесенных затрат производят согласно действующих в компании нормативных актов. По общему правилу, услуги посредников и экспертов, если они требуются, оплачивает сторона, являющаяся инициатором переговоров.

Изменения коснулись определения письменной формы договора, под которой понимается как составление единого документа, подписанного сторонами, так и обмен письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Таким образом, электронный документ признается подвидом письменного документа. При этом такой документ должен позволять достоверно установить, что он исходит от стороны по договору, например при помощи электронной цифровой подписи. К иным способам достоверного определения отправителя или создателя документа судебная и деловая практика в настоящее время относит устоявшиеся отношения сторон или соглашение об определенном способе передачи информации - факс, телетайп и т.п. (Определения ВАС РФ от 26.03.2009 N ВАС-3677/09 по делу N А60-8088/2008-С6, от 26.02.2009 N 16894/08 по делу N А53-11666/2008-С2-42, Решения МКАС при ТПП РФ от 30.06.2009 по делу N 11/2009, от 06.06.2005 по делу N 56/2004).

Определение электронного документа, содержащееся в ст. 434 ГК РФ в редакции Проекта, имеет некоторые недостатки. Так, договор может быть заключен путем обмена электронными документами, тогда как Проект под этим термином понимает как передаваемую информацию, так и хранимую с помощью электронных, магнитных, оптических или иных средств.

Исходя из дословного прочтения ст. 434 ГК РФ в редакции Проекта, под электронным документом следует понимать информацию. В свою очередь, под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Соответственно, обмен информацией с использованием электронных каналов связи (к примеру, электронной почты), позволяющих с достоверностью определить контрагентов по сделке, следует квалифицировать как договор, заключенный в письменной форме.

Данное нововведение позволит упростить процедуру согласования условий договоров, ускорит процесс заключения сделок, что может быть особенно актуально в условиях динамичного торгового оборота (к примеру, на биржевых торгах или при заключении стандартных договоров в сети Интернет).

14.3. Переговоры о заключении договора и их правовое значение

Проект ГК РФ вводит новую ст. 434.1 "Переговоры о заключении договора", которая устанавливает, что стороны свободны в проведении переговоров о заключении договора, если иное не указано в законе или договоре. Таким образом, эта статья дополняет базовый принцип свободы договора, закрепленный в ст. 421 ГК РФ, логичным выводом о том, что, если стороны свободны в заключении договоров, следовательно, стороны свободны и в их незаключении. Иное может быть установлено только законом или соглашением самих сторон.

Однако принцип свободы ведения переговоров не может быть безграничным. Преднамеренное затягивание переговоров, их безосновательный срыв, отстаивание заведомо неприемлемых условий сделки для контрагента по переговорам и другие действия могут нанести серьезный вред участникам оборота. Поэтому указанный принцип ограничивается введением института недобросовестного ведения переговоров и ответственности за такие действия.

Под недобросовестными действиями при ведении переговоров следует понимать, в частности, вступление в переговоры или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения. Указанные положения полностью соответствуют п. 3 ст. 2.1.15 Принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 2004 г. Однако комментируемая норма Гражданского кодекса РФ содержит и иные обстоятельства, которые могут быть признаны недобросовестными действиями:

Введение другой стороны в заблуждение относительно характера или условий предполагаемого договора, в том числе путем сообщения ложных сведений либо утаивания обстоятельств, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны, и

Внезапное и безосновательное прекращение переговоров о заключении договора без предварительного уведомления другой стороны.

Под убытками, которые сторона, недобросовестно ведущая переговоры, должна возместить другой стороне, следует понимать расходы на ведение переговоров, а также так называемый отрицательный договорный интерес - утрату возможности заключить договор с третьим лицом.

Стороны сами могут установить в соглашениях иные основания применения мер ответственности за недобросовестные действия на преддоговорном этапе.

Согласно положениям о конфиденциальности переговоров, изложенным в настоящей статье Гражданского кодекса РФ, по общему правилу вся информация, полученная сторонами в ходе переговоров, не является конфиденциальной. Стороны свободны в использовании ее в своей деловой практике. Однако если имеется специальное указание о конфиденциальности сведений, полученных при ведении переговоров, то стороны не вправе их разглашать и несут ответственность перед своими контрагентами за нарушение этого обязательства.

При этом в комментируемой норме подчеркивается, что возмещение за убытки может выплачиваться не только в связи с раскрытием конфиденциальной информации, но и в связи с использованием такой информации стороной по договору. Такое разглашение или использование информации в своих целях, а также выплата возмещения за нарушение этого обязательства никак не связываются с фактом заключения договора.

В ст. 434.1 ГК РФ в редакции Проекта не оговаривается возможность применения мер обеспечения по отношению к обязательствам по неразглашению конфиденциальной информации или отказу от использования ее в личных целях, хотя такой вопрос с высокой долей вероятности может появиться в деловом обороте. Представляется, что использование неустойки или независимой гарантии в отношении такого обязательства вполне возможно и целесообразно, однако применение иных способов обеспечения может быть затруднено.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

Переговоры о заключении договора (понятие, правовое регулирование, правила)

МАЛЕИНА Марина Николаевна, профессор Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

В статье рассмотрены два порядка ведения переговоров о заключении договора: бездоговорный порядок на основе положений, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, и договорный порядок с помощью соглашения о порядке ведения переговоров, которое в свою очередь может быть трех видов: соглашение о процедуре переговоров, соглашение о содержании будущего договора, соглашение смешанного типа. Независимо от порядка ведения переговоров основаниями возмещения возникших убытков признаются недобросовестное ведение переговоров, включая раскрытие переданной другой стороной конфиденциальной информации или использование конфиденциальной информации ненадлежащим образом для своих целей, а также недобросовестное прерывание переговоров. В объем возмещаемых убытков включаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора (арендная плата за помещение для переговоров, расходы на оплату услуг переводчика, на подготовку проекта основного договора), а также ввиду утраты возможности заключить договор с третьим лицом.

Ключевые слова: переговоры о заключении договора, принцип добросовестного поведения, конфиденциальная информация, преддоговорное соглашение, соглашение о порядке ведения переговоров, преддоговорная ответственность, возмещение убытков.

Contract Negotiations (Concept, Legal Regulation, Rules)

M. N. MALEINA, doctor of legal sciences, honored lawyer of the Russian Federation

Kutafin Moscow State Law University

9, Sadovaya-Kudrinskaya st., Moscow, Russia, 123995

E-mail: [email protected]

The article describes the two orders of the contract negotiations: non-contractual procedure based on the provisions of Civil Code of the Russian Federation, and the contractual order with the help of an agreement on the procedure for negotiating. Above agreement can be of three types: the agreement on the procedure for negotiating, the agreement on the content of the future treaty, the agreement of the mixed type. Regardless of the order of negotiation grounds for damages of losses are unfair negotiations, including disclosure of confidential information transmitted by the other party or use confidential information improperly for its own purposes, as well as the unfair termination of negotiations. The amount of damages includes the costs incurred by the other party in connection with the contract negotiations (rent for the meeting room, translation fees, the preparation of the main contract of the project), as well as for the loss of opportunity to conclude a contract with a third face.

Keywords: contract negotiations, the principle of good practice, confidential information, pre-contractual agreement, an agreement on the procedure for negotiation, pre-contractual liability, damages.

DOI: 10.12737/21521

Место норм ст. 4341 ГК РФ в договорном праве. Гражданский кодекс РФ еще до изменений, внесенных в него Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ, регулировал процесс переговоров о заключении договора. Определение формы и содержания оферты, правил выражения акцепта является способом организации переговоров. Кроме того, применительно к конкретным договорам в правовых актах сформулированы отдельные обязанности, которые стороны должны исполнить до заключения договора определенного вида.

Например, подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения (п. 1 ст. 732 ГК РФ). Требование об исполнении преддоговорной обязанности и реализация или отказ от исполнения подобной обязанности также входят в переговорный процесс.

При заключении договора поставки стороны должны урегулировать возникшие между ними разногласия по отдельным условиям в порядке, установленном законом (ст. 507 ГК РФ). Установление срока для акцепта, ответственности за уклонение от согласования условий договора поставки есть элементы организации переговорного процесса.

Введение статьи 4341 «Переговоры о заключении договора» ГК РФ дополняет правовое регулирование отношений, направленных на заключение договора, прежде всего, когда оферент не может однозначно сформулировать отдельные условия договора или когда условия подлежат разработке путем взаимных уступок, что предполагает совместное согласование в течение определенного периода. Нормы названной статьи формулируют общие юридиче-

ские правила ведения переговоров, которые должны применяться в отсутствие специальных правил ведения переговоров, привязанных к заключению определенных гражданских договоров.

Следует отметить, что переговорные отношения взаимосвязаны с договорными отношениями по субъектному составу (в них принимают участие одни и те же субъекты) и отчасти - по содержанию. В то же время переговорные отношения представляют самостоятельную стадию (этап), поскольку нормативное регулирование применяется независимо от того, был ли заключен в последующем сторонами договор по результатам переговоров (п. 7 ст. 4341 ГК РФ). С этим связано и правило об освобождении от ответственности при незаключении основного договора по результатам переговоров.

Порядок ведения переговоров. Закон предусматривает два порядка ведения переговоров о заключении договора: бездоговорный порядок на основе положений, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, и договорный порядок с помощью соглашения о порядке ведения переговоров.

Бездоговорный порядок предполагает, что закон порождает права и обязанности участников переговорных отношений и определяет их содержание (ст. 4341, гл. 59 ГК РФ и др.).

Договорный порядок означает, что процесс переговоров облачается в особого рода соглашение. В юридической литературе уточняется, что «преддоговорные соглашения должны рассматриваться как договоры, возлагающие на стороны юридически связывающие обязательства, когда в таком преддоговорном соглашении присутствует самостоятельный предмет, и стороны, заключая такое преддоговорное соглашение, намеревались считать себя связанными его содержанием»1.

1 Кучер А. Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 266.

На наш взгляд, законодатель использует термин «соглашение» для отграничения этого документа от основного договора, между тем как рассматриваемое соглашение, так и основной договор направлены на возникновение правовых последствий и порождают их. Что же касается предмета договора, то он является квалифицирующим для договоров разных видов, но не для размежевания юридического и морального обязательств.

Соглашение о порядке ведения переговоров подчинено требованиям о юридическом равенстве, дис-позитивности и об автономии воли участников и охватывает горизонтальные отношения имущественно обособленных участников, поэтому есть основания отнести такое соглашение по природе к гражданско-правовым. В связи с этим на такое соглашение можно распространить действие норм гл. 27-29 ГК РФ.

В системе частных договоров соглашение о порядке ведения переговоров относится к группе соглашений, направленных на организацию договорных связей. Некоторые юристы указывают на отличия соглашения о ведении переговоров с иными организационными сделками (предварительным и рамочным договорами), правовой целью которых является заключение договоров в будущем2. Безусловно, возможна классификация преддоговорных соглашений на соглашения с обязательством заключить основной договор и соглашения без обязательства заключить основной договор.

Если же принимать во внимание содержание преддоговорных соглашений в целом, то с учетом названия ст. 4341 ГК РФ и анализа отдельных норм можно сделать вывод: законодатель подразумевает, что соглашение о порядке ведения переговоров может быть трех видов: соглашение о

2 См.: Егорова М. А. Переговоры о заключении договора (комментарий к ст. 4341 ГК РФ) // Право и экономика. 2015. № 12.

процедуре переговоров; соглашение о содержании будущего договора; соглашение смешанного типа. Вряд ли подразумевалось, что все переговоры о заключении договора исчерпываются только обсуждением порядка ведения переговоров, игнорируя содержание будущего договора. Поэтому полагаем, что более точное обобщающее название упомянутого в ст. 4341 ГК РФ соглашения - соглашение о переговорах по поводу заключения договора. Вместе с тем в деловой практике распространены и иные различные обозначения - соглашение (протокол) о намерениях, соглашение о сотрудничестве, меморандум об основных принципах взаимодействия и сотрудничества участников и проч.

Соглашение о процедуре переговоров (переговорных процедурах) - это гражданский договор, в силу которого стороны обязуются принять меры по организации процедуры переговоров для заключения основного договора (в частности, участвовать в разработке документов переговоров, нести расходы на стадии переговоров, соблюдать конфиденциальность переговоров) в объеме, предусмотренном соглашением. Среди условий, составляющих содержание соглашения о переговорных процедурах, выделим условия о предмете соглашения, о месте, времени переговоров, составе участников переговоров и об их полномочиях, о конфиденциальности, документации в процессе переговоров, языке ведения переговоров и переводчике, распределении расходов на стадии переговоров, о принципах ведения переговоров, об ответственности сторон3. Стороны могут придать соглашению долгосрочный характер и на его базе проводить переговоры при заключении нескольких договоров. Основной договор по результатам переговоров может быть заключен либо нет.

3 См.: Малеина М. Н. Соглашение о процедуре переговоров (переговорных процедурах) // Законы России. 2011. № 5. С. 22.

Соглашение о процедуре переговоров

Пр едварительный договор

Соглашение о содержании будущего договора - это гражданский договор, в силу которого стороны обязуются принять меры по обсуждению условий основного договора с обязательством или без обязательства заключить основной договор. Исходя из действующего законодательства, разновидностями соглашения о содержании будущего договора являются предварительный договор (ст. 429 ГК РФ), рамочный договор (ст. 4291 ГК РФ), соглашение о предоставлении опциона на заключение договора (ст. 4292 ГК РФ). Примерами применительно к отдельным видам гражданских договоров можно назвать договор об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ), договор страхования по генеральному полису (ст. 941 ГК РФ).

Соглашение о порядке ведения переговоров смешанного типа включает условия как о переговорных процедурах, так и о выработке позиции по содержанию отдельных условий основного договора.

Основные направления правового регулирования переговорного процесса. Независимо от выбранного порядка ведения переговоров нормативное регулирование включает правила:

о свободе в проведении переговоров о заключении договора;

добросовестном поведении сторон в ходе проведения переговоров и по их завершении;

предоставлении другой стороне полной и достоверной информации;

сохранении режима конфиденциальности переданной информации и последствиях нарушения установленного режима;

несении расходов, связанных с проведением переговоров;

об ответственности за нарушение порядка проведения переговоров.

Если контрагенты решили подчинить процесс переговоров правилам соглашения о порядке ведения переговоров, то для этого закон оговорил возможный круг прав и обязанностей сторон и установил запрет ограничения ответственности за недобросовестные действия сторон в таком соглашении.

О понятии свободы в проведении переговоров о заключении договора. По общему правилу п. 1 ст. 4341 ГК РФ («граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора») переговоры могут предшествовать заключению любого договора. Диспо-зитивный характер этой нормы до-

пускает иное правило в законе и разрешает иное установить в договоре. Так, исходя из существа конструкции договора присоединения, его условия определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. То есть сторонами не обсуждаются ни условия такого договора, ни порядок его заключения. Заключая предварительный договор, стороны могут согласовать не только условия о предмете, но и иные условия основного договора, а также место, срок и порядок его заключения. В таком случае необходимость в ведении каких-либо иных отдельных переговоров о будущем договоре отпадает.

Некоторые договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (п. 3 ст. 447 ГК РФ), в этих ситуациях проведение переговоров не должно проводиться, так как закон предусматривает особый порядок заключения, который заменяет традиционные переговоры.

Таким образом, свобода в проведении переговоров означает прежде всего возможность выбрать порядок ведения переговоров (договорный или бездоговорный) и область переговоров (процедура переговоров, содержание будущего договора). Непосредственно свобода в ведении начавшихся переговоров подчинена принципу добросовестности поведения сторон в процессе переговоров.

Принцип добросовестности поведения сторон в ходе проведения переговоров и по их завершении. Принцип добросовестности поведения участников гражданских отношений прямо предусмотрен в общей норме п. 5 ст. 10 ГК РФ и в специальной норме п. 2 ст. 4341 ГК РФ.

Проблемой является определение содержания добросовестного поведения. В юридической литературе сформулированы следующие признаки поведения при переговорах,

удовлетворяющего требованиям добросовестности: последовательность (необходимость конкретизировать основания прекращения переговорного процесса и указать на действия противоположной стороны, совершение которых влечет продолжение переговоров); информационная открытость (обязанность раскрытия значимой для другой стороны информации, доступ к которой невозможен или затруднителен с учетом характера договора и относительного положения сторон в переговорном процессе)4.

Думается, что добросовестность поведения подразумевает прежде всего надлежащее исполнение обязанностей, установленных в законе и соглашении о порядке ведения переговоров (обязанности предоставить другой стороне полную и достоверную информацию, соблюдать конфиденциальность переговоров, не использовать конфиденциальную информацию ненадлежащим образом для своих целей, нести расходы на стадии переговоров, предоставить сведения об участниках переговоров, об обстоятельствах, которые в силу характера основного договора должны быть доведены до сведения другой стороны, участвовать в разработке итоговых и иных документов переговоров и др.).

Кроме того, термин «добросовестность поведения» предполагает расширительное толкование, включающее и такое поведение стороны переговоров, когда требуется учитывать «в общем» правомерные интересы другой стороны. Сложность вопроса состоит в том, в каком объеме чужие интересы должны учитываться, имея в виду противоположность интересов, например, по извлечению прибыли коммерческими организациями - контрагентами. Видимо, чужой интерес не должен быть

4 См.: Мазур О. В. Преддоговорная ответственность: анализ отдельных признаков недобросовестного поведения // Закон. 2012. № 5.

чрезмерным и подавлять собственный интерес контрагента.

Из пункта 2 ст. 4341 ГК РФ можно вывести обязанность каждой стороны предоставить другой стороне полную и достоверную информацию, в том числе об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны. Очевидно, что такая формулировка предлагает выводить объем передаваемой информации исходя из характера (природы, особенностей) каждого вида договора, закрепленного в законе. Нам более импонирует правило Закона об обязательственном праве Эстонии 2002 г., где дополнительно предписано договаривающимся сторонам передавать друг другу ту информацию, знание которой очевидно существенно для другой стороны5. Закрепление такого положения в российском законодательстве будет способствовать индивидуализации исполняемой обязанности и в целом - принципу справедливости.

Непосредственно в тексте соглашения о процедуре переговоров возможно закрепить сведения о составе участников переговоров, о документах, подтверждающих полномочия, указать лиц, имеющих право подписи основного договора. В соглашении о содержании будущего договора в объем передаваемой информации входит, например, условие о передаваемом по основному договору объекте (его описание и особые вредоносные свойства).

В соответствии с п. 4 ст. 4341 ГК РФ каждая из сторон переговоров обязана сохранять конфиденциальность оговоренной информации, переданной другой стороной, и не использовать такую информацию ненадлежащим образом для своих целей. Возможно разрешить раскрытие определенного вида информации с согласия (письменного, устного) дру-

5 См.: Кяэрди М. Развитие концепции преддоговорных обязанностей в эстонском праве // Вестник ВАС РФ. 2009. № 10. С. 31.

гой стороны. Непосредственно в тексте соглашения о процедуре переговоров можно предусмотреть вид сохраняемых в тайне сведений (например, о распределении расходов, размере неустойки), срок действия режима конфиденциальности, перечень технических мер, обеспечивающих конфиденциальность. В соглашении о содержании будущего договора целесообразно распространить режим тайны на определенные условия основного договора (цена, источники финансирования, количество передаваемого товара, целевое использование созданного по договору объекта и проч.).

В пункте 1 ст. 4341 ГК РФ закреплена обязанность сторон нести расходы, связанные с проведением переговоров. Распределение расходов на стадии переговоров означает указание вида и размера расходов, которые несет каждая сторона. В соглашении о процедуре переговоров может быть предусмотрено, что расходы сторон до проведения переговоров заключаются в арендной плате за помещение для переговоров, затратах на закупку и установку технического оборудования в помещении, а расходы в период переговоров - в оплате услуг переводчика, затратах в связи с изменением места переговоров и др. В соглашении о содержании будущего договора может быть установлено, что расходы состоят в оплате подготовленных заключений различных специалистов - аудиторов, оценщиков, страховщиков и проч., подготовленного проекта договора.

О понятии недобросовестности контрагентов. Законодатель оставляет открытым перечень действий, которые могут быть квалифицированы судом как недобросовестные. В частности, примером таких действий является вступление в переговоры о заключении основного договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной (п. 2 ст. 4341 ГК РФ). К недобросовестно-

му поведению можно отнести и раскрытие переданной другой стороной конфиденциальной информации или использование конфиденциальной информации ненадлежащим образом для своих целей, однако законодатель эти неправомерные действия обособляет. Соответственно, доказывает факт заведомого отсутствия намерения достичь соглашения или разглашения информации та сторона, которая просит признать переговоры недобросовестными.

В то же время в законе (п. 2 ст. 4341 ГК РФ) презюмируются как недобросовестные действия: а) предоставление стороне неполной или недостоверной информации; б) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении основного договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать. Такие действия считаются недобросовестными, пока совершивший их не докажет обратное.

Сложность может вызвать квалификация в качестве недобросовестного поведения «внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении основного договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать». Внезапность объясняется нами как отсутствие предупреждения о прекращении переговоров. Неоправданное прекращение представляется в такой ситуации, когда между сторонами не было существенных разногласий, обязанности сторон на предшествовавшем этапе переговоров исполнены, назначены даты начала следующего этапа переговоров или подписания основного договора и одновременно отсутствовали уважительные причины срыва переговоров.

Следует отметить, что использование термина «недобросовестность» уводит нас в некую моральную область поиска нарушения совести и добрых нравов. Между тем еще раз подчеркнем, что два недобросовест-

ных действия прямо квалифицированы в качестве таковых в законе (п. 2 ст. 4341 ГК РФ), недобросовестные действия могут быть перечислены в соглашении о порядке ведения переговоров, поэтому в таких случаях более верно вести речь о ненадлежащем исполнении установленных законом или соответственно соглашением обязанностей.

Для эффективного применения соглашения о порядке ведения переговоров следовало бы не только указать на необходимость сторон вести переговоры надлежащим образом, но и привести определенные запреты, как сформулированные в ст. 4341 ГК РФ, так и иные (например, запрет одновременно проводить переговоры по поводу одного и того же контракта с конкурирующими субъектами).

Об ответственности за нарушение обязанностей по ведению переговоров. Какие меры ответственности применимы за нарушение обязанностей по ведению переговоров?

За неисполнение обязанностей при бездоговорном порядке ведения переговоров по поводу заключения договора закон не предусматривает неустойку. Соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать такую форму ответственности, как взыскание неустойки для нарушителя ведения и прекращения переговоров. За неявку к месту переговоров, разглашение конфиденциальных сведений целесообразно в конкретном соглашении установить штраф в твердой денежной сумме. Неустойку за несвоевременную оплату расходов, связанных с проведением переговоров, разумно ввести в соглашение в процентах от неуплаченных сумм.

Независимо от порядка ведения переговоров закон устанавливает в качестве оснований возмещения возникших убытков как формы ответственности недобросовестное ведение переговоров, включая раскрытие переданной другой стороной конфиденциальной информации или использование конфиденциальной ин-

формации ненадлежащим образом для своих целей, а также недобросовестное прерывание переговоров.

Исходя из принципа свободы договора, Гражданский кодекс РФ не предусматривает применение такой меры, как понуждение недобросовестного участника переговоров продолжить внезапно и неоправданно прекратившиеся из-за него переговоры. Для сравнения отметим, что голландская судебная практика допускает в случае, когда переговоры были прекращены на «весьма продвинутой стадии», применить понуждение их продолжения по инициативе потерпевшей стороны переговоров6.

По мнению некоторых авторов, в ст. 4341 ГК РФ предусматривается неизвестный ранее российскому законодательству вид ответственности, который существует наряду с договорной и деликтной ответ-ственностью7, а одной из особенностей выступает объем возмещаемых убытков. На базе зарубежного законодательства, судебной практики и доктрины делается вывод о том, что преддоговорная ответственность основана на принципах как деликтной, так и договорной ответственности, и по объему может состоять из расходов, понесенных в ходе переговоров, либо дополнительно включать компенсацию потери шанса заключить договор и даже (редко) взыскание квазидоговорных убытков в размере той прибыли, которую ожидал получить потерпевший от данного договора8. В качестве аргументов в пользу самостоятельного характера преддоговорной ответственности называется также то, что неисполненная обя-

6 См.: Фоварк-Коссон Б. Переговоры о заключении и пересмотре договора: французская перспектива // Вестник ВАС РФ. 2013. № 2.

7 См.: Хохлов В. А. Общие положения об обязательствах: учеб. пособие. М., 2015.

8 См.: Богданов Д. Е. Справедливость

как основное начало определения размера преддоговорной ответственности // Адвокат. 2014. № 4.

занность возникает не из договора и корреспондирует праву требовать добросовестного ведения переговоров только по отношению к партнеру по переговорам; «в договоре о ведении преддоговорных переговоров стороны воспроизводят предписания закона об обязанностях»9.

Полагаем, что в основе определения вида ответственности должно лежать прежде всего основание ее возникновения - нарушение договорной обязанности или обязанности, предусмотренной законом. Поэтому если переговорный процесс базируется только на положениях Гражданского кодекса РФ, то имеются причины назвать предусмотренную форму ответственности (возмещение убытков) преддоговорной ответственностью. Если процедура переговоров подчиняется правилам Кодекса и соглашения о порядке ведения переговоров, то в случае ненадлежащего исполнения обязанностей стороны несут договорную ответственность. Выше указывалось, что заключенное соглашение о порядке ведения переговоров выражает волю сторон породить возникновение гражданских прав и обязанностей, поэтому по своей природе является договором. Воспроизведение в конкретном договоре положений закона (например, отдельных условий или обязанностей) является типичным для любого поименованного гражданского договора, но не снимает с юридического факта свойств договора, поскольку уточняется объем и порядок исполнения предусмотренных законом обязанностей, согласуются иные, не предусмотренные законом права и обязанности сторон. Что же касается ограниченной ответственности в части возмещения убытков (п. 3, 4 ст. 4341 ГК РФ), то ст. 15 ГК РФ допускает возмещение убытков не полном объеме, а в

9 Крашенинников Е. А, Байгушева Ю. В. Обязанности при ведении преддоговорных переговоров // Вестник ВАС РФ. 2013. № 6. С. 87, 89-90.

меньшем размере, когда это прямо предусмотрено законом или договором. И это правило касается как договорной, так и деликтной ответственности. Следовательно, объем взыскиваемых убытков по российскому законодательству не является критерием для разграничения видов ответственности.

Теоретический спор о природе ответственности за неисполнение обязанностей в ходе переговоров приводит к проблеме выбора судом мер договорной или внедоговорной защиты участника переговоров.

Существует также мнение о несамостоятельном характере преддоговорной ответственности. Так, В. А. Белов, комментируя ст. 6 Кодекса европейского договорного права (European Contract Code), отмечает: «...если, несмотря на недобросовестное преддоговорное поведение (например, недобросовестное затягивание переговоров, нарушение преддоговорной информационной обязанности и др.), основной договор все-таки был заключен, то недобросовестное преддоговорное поведение не может служить основанием к самостоятельной (преддоговорной) гражданско-правовой ответственности. Это соображение, однако, не препятствует стороне, пострадавшей от нарушения преддоговорных обязанностей, пользоваться правовыми средствами защиты в тех случаях, когда такое нарушение повлияло на содержание заключенного договора»10.

Полагаем, что буквальное и сущностное толкование нормы Кодекса европейского договорного права не приводит к такому выводу11. Пози-

10 Белов В. А. Кодекс европейского договорного права - European Contract Code: общий и сравнительно-правовой комментарий: в 2 кн. М., 2015. Кн. 1.

11 Пункт 4 ст. 6 Кодекса европейского договорного права: «В случаях возникновения ситуаций, рассмотренных в предыдущих пунктах, сторона, действовавшая в противоречии с началом добросовестности, несет ответственность за вред, который она при-

ция «растворения» преддоговорной ответственности (в случае заключения в дальнейшем основного договора на базе переговоров) или «поглощения» ее договорной ответственностью (если нарушение преддоговорных обязанностей повлияло на содержание заключенного основного договора) свидетельствовала бы о непоследовательности разработчиков Кодекса (за неисполнение одних и тех же обязанностей наступали бы разные последствия с учетом заключения или незаключения основного договора), о неприменении наказания за неисполнение предусмотренных законом или соглашением обязанностей, об отказе в защите потерпевшей стороне. По этим же причинам независимо от квалификации природы преддоговорной ответственности (договорная, деликтная, иная) подход, подразумевающий ее несамостоятельный характер, не должен применяться в российском праве.

Отдельно следует остановиться на вопросе о размере такой формы ответственности, как возмещение убытков.

При нарушении обязанности о конфиденциальности переговоров нарушитель должен возместить другой стороне убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальной информации или использования ее для своих целей (п. 4 ст. 4341 ГК РФ). Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (ст. 2.1.16) и Принципы европейского контрактного права (ст. 2:302) предлагают исчислять такие убытки исходя из выгоды, полученной другой стороной. Аналогичное положение содержится в ч. 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 4341 ГК РФ убытками, подлежащими возмещению

чинила другой стороне, в размере расходов, которые последняя понесла в связи с тем, что была вовлечена в недобросовестные переговоры. Стоимость возможностей, упущенных из-за недобросовестных переговоров, также подлежит полной компенсации».

недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

Объем расходов сторон, связанных с проведением переговоров, был раскрыт выше. Заслуживает внимания определение расходов добросовестной стороны «в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом». Законодатель изначально мог предусмотреть, что добросовестная сторона вправе требовать взыскания упущенной выгоды, однако такая оговорка не была введена. Следовательно, объем сравниваемых понятий не совпадает. А расходы в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом не понимаются и не исчисляются как неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Обращает на себя внимание также то, что по результатам соглашения о порядке ведения переговоров основной договор предполагается заключить между теми же участниками переговорного процесса. Следовательно, с недобросовестным прекращением переговоров связаны негативные последствия незаключения основного договора. Между тем законодатель говорит об убытках «в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом», не с участником переговоров.

Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в результате возмещения убытков, причиненных недобросовестным поведением при проведении переговоров, потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным контрагентом.

В соответствии с п. 5 ст. 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, а при невозможности использовать такой критерий суд определяет размер подлежащих возмещению убытков с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства. Это, однако, не снимает сложности толкования судом определения «соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства». Думается, что в сумму взыскиваемых убытков в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом входят затраты на те мероприятия (действия, приготовления), которые предприняты добросовестным участником переговоров, но не привели к заключению договора с третьим лицом по вине недобросовестного участника переговоров. Соответственно, потеря дохода от несостоявшейся продажи товара, от неисполненной услуги и т. п. в сумму этих убытков не входит.

Закон не допускает введение в соглашение о порядке ведения переговоров условия, ограничивающие ответственность в любой форме за недобросовестные действия сторон соглашения; если такое условие все-таки установлено, то оно ничтожно (п. 5 ст. 4341 ГК РФ).

В то же время из смысла п. 3, 4, 6 ст. 4341 ГК РФ можно сделать вывод, что от гражданской ответственности в форме возмещения убытков освобождает статус нарушителя как гражданина-потребителя12. Очевидно, это предусмотрено для защиты

12 Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-! «О защите прав потребителей»).

потребителя как более слабой стороны. Если «слабость» стороны толкуется как неблагоприятное, низкого уровня экономическое положение, то такой подход отчасти согласуется с правилом п. 3 ст. 1083 ГК РФ о праве суда уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совер-

шенными умышленно. Но, на наш взгляд, «слабость»» стороны проявляется также в отсутствии информации о предмете и объекте договора, недостаточности профессиональных знаний и опыта, касающихся заключения договора, в зависимости одной стороны от другой. Поэтому в ст. 4341 ГК РФ сформулировано особое основание освобождения от гражданской ответственности.

Библиографический список

Белов В. А. Кодекс европейского договорного права - European Contract Code: общий и сравнительно-правовой комментарий: в 2 кн. М., 2015. Кн. 1.

Богданов Д. Е. Справедливость как основное начало определения размера преддоговорной ответственности // Адвокат. 2014. № 4.

Егорова М. А. Переговоры о заключении договора (комментарий к ст. 4341 ГК РФ) // Право и экономика. 2015. № 12.

Крашенинников Е. А., Байгушева Ю. В. Обязанности при ведении преддоговорных переговоров // Вестник ВАС РФ. 2013. № 6.

Кучер А. Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005.

Кяэрди М. Развитие концепции преддоговорных обязанностей в эстонском праве // Вестник ВАС РФ. 2009. № 10.

Мазур О. В. Преддоговорная ответственность: анализ отдельных признаков недобросовестного поведения // Закон. 2012. № 5.

Малеина М. Н. Соглашение о процедуре переговоров (переговорных процедурах) // Законы России. 2011. № 5.

Фоварк-Коссон Б. Переговоры о заключении и пересмотре договора: французская перспектива // Вестник ВАС РФ. 2013. № 2.

Хохлов В. А. Общие положения об обязательствах: учеб. пособие. М., 2015.

Применение обеспечительных платежей в рамках отдельных гражданско-правовых обязательств: теоретические и практические аспекты

ГАСНИКОВ Кирилл Дмитриевич, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]

Анализируется «обеспечительный платеж» как новый поименованный в гражданском законодательстве России способ обеспечения исполнения обязательств. Изучение последних изменений гражданского законодательства в рамках обязательственного права позволяет определить актуальные направления дальнейшего развития договорных обеспечительных правоотношений. Цель статьи - на основе изучения доктрины российского гражданского права, Концепции развития российского гражданского законодательства, правовых норм и судебной практики определить правовую природу обеспечительного платежа, его характерные черты и отличия от иных способов обеспечения обязательств денежного характера - неустойки и задатка. Особое внимание уделяется проблемам правоприменения обеспечительных платежей

Комментарий к статье 37

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. О соответствующих комиссиях (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней).

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет правомочия сторон социального партнерства по определению предмета коллективных переговоров. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров определяется участниками коллективных переговоров самостоятельно. При этом стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. об этом подробнее ст. ст. 6 - 9 ТК и комментарий к ним).

3. Общие правила проведения коллективных переговоров установлены в ч. 9 ст. 37. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. Части 2 - 5 комментируемой статьи устанавливают порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на локальном уровне.

Часть 2 определяет возможные действия представителей работников при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган работников. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся. Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующей организации профсоюза. При этом в едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. Например, если в организации действуют две профсоюзные организации, одна из которых представляет 500 человек, а другая - 100, то в состав комиссии по ведению коллективных переговоров первая организация может направить пять человек, а вторая одного. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Часть 3 определяет возможные действия представителей работников при наличии первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя. Такая профсоюзная организация может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Часть 4 применяется в том случае, когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединено не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа. В данном случае решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которая определяет первичную профсоюзную организацию, которая будет представлять работников в коллективных переговорах, либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК и комментарий к ней.

Часть 5 устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах представителей первичных профсоюзных организаций, которые не участвовали в инициировании коллективных переговоров. Представители работников, определенные в соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 37, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно быть осуществлено в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Часть 6 устанавливает порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном).

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов); причем каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). При этом не имеет значения составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон коллективных переговоров по обеспечению проведения переговорного процесса.

Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров предоставлять другой стороне (другим сторонам) имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т. п.).

При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 57 ТК).

Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

В силу ст. 139 ГК РФ к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о служебной и коммерческой тайне могут быть привлечены: во-первых, лица, получившие данную информацию незаконными методами; во-вторых, работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и в-третьих, контрагенты, нарушающие соответствующие обязательства, принятые по гражданско-правовому договору. Лица, участвующие в коллективных переговорах, не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Исключение составляют лишь эксперты, специалисты и посредники, приглашенные работодателем и оказывающие ему соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора, а также работники организации. Однако работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены лишь к полной материальной ответственности (но ни к гражданско-правовой). Об этом см. п. 7 ст. 243 ТК и комментарий к нему. Таким образом, лица, участвующие в коллективных переговорах, в настоящий момент не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, за исключением экспертов, специалистов и посредников, оказывающих работодателю соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 183 УК РФ к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование.

В частности, ч. 2 ст. 40 ТК обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание в данном случае коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней).

Коллективные переговоры и их проведение чётко регламентированы трудовым законодательством. Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто?

Суть коллективных переговоров

Существует определение системы отношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Социальное партнёрство призвано согласовать интересы всех вышеперечисленных сторон, урегулировать трудовые взаимоотношения. Теме социального партнёрства посвящена ст. 27 ТК РФ, в которой описаны как формы коллективных переговоров, так и процедуры подготовки к их согласованию и заключению. Проведение коллективных переговоров предполагает наличие двух главных сторон: работника и его работодателя.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

При этом коллективные переговоры, стороны которых достигли компромисса, завершаются соглашениями - правовыми актами, регулирующими социальное и трудовое взаимодействие сторон и определяющими уровень экономического взаимодействия между ними. Соглашения могут относиться к федеральному, региональному или отраслевому уровню.

Сам термин «коллективные переговоры» сформулирован Конвенцией Международной Организации Труда №154 от 19.06.1981г. «О содействии коллективным переговорам».

Коллективные переговоры могут проводиться между предпринимателем или их группой, одной или сразу несколькими организациями трудящихся. Темой переговоров могут стать:

  • занятость и ежедневные условия труда;
  • отношения между работодателем и сотрудниками;
  • отношения между предпринимателем и организацией трудящихся.

Основные принципы коллективных переговоров:

  • соблюдение законодательства;
  • распределение полномочий между сторонами;
  • заключение коллективных переговоров требует равноправия сторон;
  • сотрудничество, основанное на взаимном уважении интересов сторон;
  • глубокая заинтересованность со стороны участников;
  • принятые сторонами обязательства должны иметь добровольное начало и быть исполнимыми;
  • коллективные переговоры требуют наличия контроля соблюдения договоров;
  • исполнение договоров носит обязательный характер, неисполнение договоров влечёт за собой серьёзную ответственность провинившейся стороны.

Основные лица, участвующие в коллективных переговорах

Организация коллективных переговоров требует участия работников

В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, обе стороны, ведущие коллективные переговоры и привлечённые к их заключению или изменению, имеют право на инициативу. В соответствии со статьей 29 ТК РФ, работников могут представлять:

  • профсоюзы и приравненные к профсоюзам объединения;
  • прочие организации, определённые уставом межрегиональных или общероссийских профсоюзов;
  • прочие представители, предусмотренные ТК и выбираемые работниками.

Проведение коллективных переговоров, приуроченное к разрешению споров, заключению или внесению изменений в соглашения, является поводом для формирования специальной комиссии. Комплектация комиссии, деятельность которой направлена на урегулирование спорных вопросов, как правило, поручается профсоюзам.

Проведение коллективных переговоров, заключение или внесение каких-либо изменений в коллективные договоры и текущий контроль исполнения условий договоров поручаются первичным профсоюзам и прочим выборным органам, формирование которых происходит путём голосования работников.

Работники, желающие принимать участие в коллективных переговорах, имеют право уполномочить профсоюз представлять его интересы по вопросам трудовых отношений.

В соответствии со статьёй 31 ТК РФ, работники, не объединённые в профсоюзную организацию, имеют право на уровне собрания или конференции избирать иной орган или представителя для проведения коллективных переговоров. Голосование происходит тайно. Такой же порядок предусмотрен в случае, если профсоюзная организация объединяет менее половины коллектива трудящихся. Выборный представитель или организация может существовать наряду с имеющимся профсоюзным органом. При этом работодатель должен обеспечить все условия для осуществления деятельности представителей работника.

Работодатель или представители работодателя, уполномоченные вести коллективные переговоры

Участвовать в коллективных переговорах имеют право как работники, так и их представители. Полномочия представителей работодателя разделяются в зависимости от типа решаемых вопросов. Так, вопросы, касающиеся заключения или изменения соглашений, а также вопросы, связанные с решением споров или урегулированием социальных и трудовых отношений, поручаются объединениям работодателей.

Коллективные переговоры в трудовом собрании, связанные с первичным заключением или внесением изменений в документы, проходят с привлечением представителей работодателей. К ним могут относиться:

Начало коллективных переговоров

Прежде чем составить уведомление о начале коллективных переговоров, обе стороны обязаны чётко сформулировать требования для обсуждения. Лишь после окончания данной процедуры возможно начать процесс коллективных переговоров. В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, переговоры могут быть инициированы как работником, так и его работодателем.

Главным требованием к заполнению формы уведомления перед проведением коллективных переговоров является указание точной даты их проведения. Кроме того, в форме должны быть обозначены место, а также состав групп, представляющих каждую сторону (от трёх до семи человек).

После получения подобного уведомления представители сторон обязаны вступить в сам процесс переговоров в течение семи дней. Инициатору проведения мероприятия поступает ответ с указанием всех представителей комиссии, а также полным перечнем их полномочий и обязанностей. Начало коллективных переговоров обычно приурочено ко дню, следующему за днём получения инициатором переговоров вышеобозначенного ответа.

Лица, представляющие работодателя, финансируемые им, политическими партиями или органами местного самоуправления, не могут вступать в любые переговоры от имени работников. Они также лишены полномочий подписывать или вносить какие-либо изменения в коллективные договора от имени работников предприятия.

Выборная комиссия по ведению коллективных переговоров создаётся в соответствии с принципом равноправия, утверждающим равные права и равные голоса для сторон, независимо от их числа.

Порядок проведения коллективных договоров

Этап 1. Принятие решения и составление письменного уведомления стороны о моменте начала коллективных переговоров. Подобное решение принимается как на собрании работников, так и может быть инициировано представителями работников. В соответствии с вышеобозначенным принципом равноправия, коллективные переговоры назначаются и стороной работодателя. Если в организации нет официально заключённого коллективного договора, решение о проведении переговоров может приниматься в любое время (в случае наличия такового - в течение трёх месяцев до момента его окончания).

Этап 2. Утверждение приказа о комиссии по ведению коллективных переговоров. Срок создания и утверждения приказа не превышает семи дней с момента получения уведомления о проведении коллективных переговоров. Помимо приказа, обязательным условием проведения мероприятия является утверждённое решение представителей работников. Вышеперечисленные документы утверждают порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также состав комиссии, участвующей в переговорах.

Комиссия по ведению коллективных переговоров организуется на добровольной основе. Несколько представителей от работников объединяются в единый орган, в обязанности которого входит разработка проекта, а также заключение коллективного договора. В случае отсутствия такого органа работники выступают самостоятельно, от имени собственного лица. В данном случае договор принято заключать от имени работников или в виде единого документа, также защищающего интересы работников по профсоюзному принципу.

Этап 3. Обсуждение коллективного договора. Обсуждение и доработка проекта должны быть ограничены сроками, оговорёнными обеими сторонами. Разногласия, которые не могут быть уладиться в рабочем порядке, решаются в соответствии со статьёй 38 ТК РФ.

Этап 4. Коллективные переговоры по подготовке проектов завершаются этапом конференции всех работников организации с последующим подписанием утверждённых документов. Работодателя в этом случае представляют участники представительного органа. Сам документ имеет срок действия от одного до трёх лет. Изменения и дополнения к коллективным договорам вносятся по согласованию сторон в порядке, предусмотренном самим документом.

Если срок действия договора истёк, он считается пролонгированным до момента заключения нового или внесения изменений в старый документ. В случае изменения состава или структуры органа управления компании, а также расторжения трудового договора с руководителем, коллективный договор не считается расторгнутым. Также договор сохраняет свою силу и в случае реорганизации (за исключением инициативы, выдвинутой одной из сторон). В процессе ликвидации организации договор признаётся действительным на протяжении всего срока проведения процедуры.

После смены собственника организации договор считается действительным на протяжении трёх месяцев, после чего стороны должны принять совместное решение о пролонгации или внесении изменений в текст существующего документа.

Этап 5. Узаконить документ, резюмирующий коллективные переговоры, обязан работодатель путём направления договора вместе с приложениями в Департамент труда. Регистрация должна быть проведена не позднее семи дней с даты подписания соглашения. Регистрация не носит разрешительного характера, в регистрации договора не может быть отказано, даже если в тексте были найдены ошибки.

Обязанностью органов по труду является выявление условий договора, что способно ухудшить положение сотрудников организации (в сравнении с утверждённым ТК и другими нормами права). Органы труда сообщают обо всех моментах выявления подобных нарушений представителям обеих сторон, а также в органы трудовой инспекции. Все условия, ухудшающие положение рабочих, считаются неприменимыми. Таким образом, процесс регистрации придаёт договору статус правового документа, работающего в интересах трудящихся.

Протокол коллективных переговоров

Как и в любых переговорах, договоренности коллективных переговоров должны быть запротоколированы. Протокол должен включать в себя:

  • номер документа;
  • название и точное время проведения заседания;
  • состав комиссии с указанием ФИО участников и их должностей;
  • повестку дня;
  • вопросы повестки с указанием выступающих и результатов решения;
  • количество голосов по каждому из вопросов;
  • итоговые подписи участников.

Что можно отразить в коллективном договоре

Любой коллективный договор подчиняется принципам договорного регулирования, в соответствии с этим принципом:

  • любой коллективный договор не вправе утверждать условия, ухудшающие существующее положение работников организации;
  • положение работников не должно ухудшаться и по сравнению с генеральными, региональными и внутриотраслевыми соглашениями, распространяющимися в учреждении;
  • все условия, принятые коллективным договором, считаются обязательными для соблюдения работодателем.

В соответствии со статьёй 41 ТК РФ, коллективный договор может включать в себя следующие положения:

  • о системе труда (формы оплаты труда);
  • о выплате пособий;
  • о механизмах регулирования оплаты труда в соответствии с некими показателями, уровнем инфляции и т.п.;
  • об условиях высвобождения работников;
  • о рабочем и нерабочем времени (отпуск, и пр.);
  • о способах улучшения условия труда отдельных категорий работников (женщины, молодёжь);
  • о соблюдении прав работников в процессе приватизации имущества;
  • об экологии и безопасности труда;
  • о льготах работников организации, совмещающих работу и обучение;
  • об отдыхе членов семей работников;
  • об оплате питания;
  • о контроле выполнения коллективного договора, а также о порядке его принятия, расторжения, внесения изменений;
  • о забастовках и отказе от них при выполнении условий договора.

Комиссия по коллективным переговорам, принимающая договор, может предусмотреть также льготные условия труда, дополнительные отпуска, регулярную компенсацию транспортных расходов и прочие положения, зафиксированные в документе.

В зависимости от области регулируемых отношений соглашения могут разделяться на:

  • генеральные, регулирующие социальные и трудовые отношения на высоком федеральном уровне;
  • региональные - уровень субъекта РФ;
  • отраслевые или межотраслевые - уровень отрасли;
  • профессиональные - соглашения, предусматривающие определённые условия труда, льготы для определённой профессии;
  • территориальные - учитывающие особенности работы в конкретном городе, территориальном образовании, районе.

В зависимости от состава участников соглашения также принято делить на двух- и трёхсторонние. В зависимости от уровня соглашения меняется и состав участников, задействованных в его заключении. Так, федеральное соглашение подразумевает обязательное участие властей федерального уровня (правительства); региональные и территориальные соглашения принимаются, как правило, на уровне субъекта; отраслевые и профессиональные - на уровне субъекта или на высоком федеральном уровне.

К участникам соглашений могут относиться:

  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Правительство РФ в случае генерального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Министерство труда или иные органы в случае отраслевого или межотраслевого соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, органы труда в случае профессионального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы исполнительной власти субъекта в случае региональных соглашений;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы местного самоуправления в случае территориального соглашения.

Комиссия по коллективным переговорам вправе определять сроки и порядок заключения соглашений. Комиссии, ведущей коллективные переговоры, также поручена разработка проектов соглашений, подписываемых обеими сторонами. Соглашение может включать в себя решения трудовых и социально-экономических вопросов в случае, если эти решения не противоречат действующему федеральному и местному законодательству.

Сюда входят вопросы, касающиеся:

  • условий охраны труда, вопросы оплаты труда;
  • способы и механизмы индексации зарплаты;
  • компенсации и доплаты, принятые на законодательном уровне;
  • переобучения и занятости работников;
  • солильной защиты работников и их семей;
  • интересов работников в случае приватизации предприятия;
  • вопросы льгот и трудоустройства инвалидов и молодёжи;
  • вопросы трёхстороннего сотрудничества и партнёрства;
  • вопросы охраны труда;
  • прочие социально-экономические и трудовые вопросы.

Проведение коллективных переговоров традиционно заканчивается согласованием документа. Сроком начала действия соглашения считается срок, прописанный в документе, либо день его подписания сторонами. По существующим обычаям и нормам срок действия соглашения не превышает трёх лет. Соглашение, принятое по результатам коллективных переговоров, имеет силу в отношении работодателей и работников, от лица которых заключён документ. В случае наличия нескольких подписанных соглашений в силу вступает соглашение с наиболее благоприятными условиями. После подписания соглашение в течение семи дней должно быть направлено на регистрацию.

Cроки проведения коллективных переговоров

Организация коллективных переговоров невозможна без определения начального момента, которым считается дата подписания приказа о формировании комиссии. Моментом окончания переговоров может считаться момент подписания договора.

Гарантии лицам, участвующим в коллективных переговорах

Вести коллективные переговоры совсем непросто: зачастую позиции профсоюза в корне не совпадают с позицией работодателя или его представителей. В качестве дополнительных гарантий работников предусмотрена невозможность быть подвергнутым взысканию, переведению на другие виды работ, увольнению, инициированному администрацией.

Представители работников, в компетенцию которых входит проведение коллективных переговоров, выбираются общим собранием трудового коллектива или структурного подразделения. Только оно способно согласовать все вышеперечисленные действия.

Ответственность руководителя за уклонение от участия в коллективных переговорах

Ход коллективных переговоров не может быть нарушен по желанию работодателя. Статья 54 ТК РФ налагает штрафные санкции на стороны, уклоняющиеся от участия, препятствующие внесению изменения, отказывающиеся от подписания или согласования договоров.

Все перечисленные моменты регулируются Кодексом об административных правонарушениях, статья 5.28 которого описывает все нюансы уклонения работодателя от подписания, расторжения или внесения изменения в коллективные договора. Кодекс также предусматривает штрафные санкции в размере от 1000 до 3000 рублей за каждое выявленное нарушение.

Если по итогам коллективных переговоров произошла утечка информации, приравненной к коммерческой тайне

Наказание за утечку информации и сведений, приравненных к государственной, коммерческой или иной тайне.

  1. Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности граждан, причастных в ходе проведения коллективных переговоров к разглашению ограниченной к доступу информации (штраф 500-1000 рублей). Для должностных лиц штрафные санкции достигают размера 4000-5000 рублей.
  2. Статья 183 УК предусматривает наказание должностных лиц, причастных к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую или другую тайну. На виновного налагается штраф в размере 120 тыс. рублей (либо доход виновного за год) с лишением права занимать подобную должность на срок до трёх лет, исправительные работы (на срок до двух лет), лишение свободы (на срок до трёх лет).
  3. Статья 283 УК предусматривает наказание для должностных лиц, причастных к разглашению сведений составляющих гостайну. Наказанием за подобное деяние становится арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.
  4. Если по неосторожности деяние повлекло тяжкие последствия, то должностное лицо приговаривается к лишению свободы на срок 3-7 лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.

Трудовой кодекс также предусматривает гражданско-правовую ответственность за совершённые деяния. Так, нарушение интеллектуальных прав на секрет производства влечёт за собой возмещение убытка, последовавшего за разглашением или использованием секрета производства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», лица, чьи законные интересы были нарушены в связи с разглашением или нарушением доступа к защищаемой информации, имеют право восстановить свои права в суде с компенсацией морального вреда или вреда, причинённого чести достоинству, деловой репутации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ