Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  1. Невыполнении мероприятий, направленных на рекультивацию, улучшение и охрану ЗУ (ст. 8.7 КоАП РФ).
  2. Использовании ЗУ не по ее целевому назначению, неполном выполнении или невыполнении мероприятий с ЗУ, позволяющих использовать их по назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

Например, собственника могут привлечь к ответственности по ст. 8.7 п 2 КоАП за то что им не были вовремя осуществлены работы по борьбе с сорной травой.

Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц . Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.

Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

  1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
  2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
  3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
  4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

  • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, );
  • категория земель;
  • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
  • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
  • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

Протокол

Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

Любой участок земли принадлежит к определенной категории земель — они группируются на основе однородности и схожести по целевому назначению. Среди них выделяются земли:

  • с/х назначения;
  • поселений;
  • особо охраняемые территории;
  • лесного фонда;
  • водного фонда.

Кроме категории у всех ЗУ есть . Это касается параметров по эксплуатации, закрепленных законодательно. Вид определяется в соответствии с принадлежностью земли по признаку зонирования, которое определяется местными органами. Виды использования ЗУ бывают:

  • для с/х производства;
  • садоводства и огородничества;
  • дачного строительства;
  • крестьянского или фермерского хозяйства;

Вид использования земли можно поменять. Узнайте , как это можно сделать.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение каждого ЗУ, согласно определенным характеристикам, закреплено законодательно. Но в отдельных регионах РФ фиксируются случаи использования земли не по назначению. В частности это касается Москвы и области. В связи с подобными нарушениями государством была законодательно закреплена ответственность за них. За нарушение порядка использования земли предусмотрена ответственность:

Земли с/х назначения, на которых действует ФЗ «об обороте земель с/х назначения», согласно которому земля изымается в случаях:

  • снижения плодородия;
  • вредного влияния на окружающую среду;
  • если земля не используется по назначению 3 и более года подряд с момента возникновения собственности на нее.

Исключение составляют земли садоводства и огородничества, гаражного и дачного строительства, ЛПХ, ИЖС.

В случаях, когда органы местного самоуправления обнаружат один из вышеперечисленных фактов, они вправе наложить штраф на нарушителя и направить ему предписание о ликвидации нарушения. Если эти требования не будут исполнены нарушителями в срок, то местные органы обращаются в суд с иском об изъятии земель у собственника.

Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.

Согласно ст. 8.8 с редакциями от 08.03.2015 года за ненадлежащее использование земель предусматриваются следующие виды наказания:

Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:

  • гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
  • организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.

Если кад. стоимости нет:

  • гражданам – 10-20 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • организациям – 100-200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:

  • Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 400-700 тыс. руб.

Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 200-400 тыс. руб.

Ответственность при несанкционированном захвате земель

Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали .

Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • муниципальное образование;
  • субъект РФ;
  • Российская Федерация.
Само понятие самовольного захвата предусматривает использование земель без правовых оснований. Не будет являться правонарушением если законодательно гражданин не имеет обязанности оформлять правоустанавливающие документы.

Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.

Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.

Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.

Штрафы за самовольный захват

Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 100-200 тыс. руб.

Полный текст закона из 7 главы КоАП РФ читайте ниже:

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется

пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Заключение

Если сравнивать землю с другими природными ресурсами, то она выполняет более широкие функции в общественных отношениях. На охране и отрицательно сказываются нарушения Земельного Кодекса РФ, ненадлежащее выполнение или невыполнение требований земельного права.

Правовые средства регулирования отношений имеют немаловажное значение для более рационального и бережного использования ЗУ и охраны, а так же для защиты прав землепользователей. Правовые средства позволяют устранять нарушения в земельных отношениях, восстанавливают права собственников и позволяют привлекать к ответственности виновных лиц.

Сегодня законодатель идет по пути ужесточения мер за ненадлежащую эксплуатацию наделов земли.

Контролирующим органам теперь доступны высокотехничные методы обследования территорий: спутниковая система съемки, расчет координат при помощи системы ГЛОНАСС. Единый государственный реестр прав, база государственного фонда данных и инвентаризации земель позволяет безошибочно определить закрепленный за определенной частью поверхности вид допустимого использования.

Что такое нецелевое использование земли и неосвоение участка

Понятие использования территории вразрез с предусмотренными целями раскрыто в ст. 42 ЗК РФ и 285 ГК РФ. Данные нормы регламентируют, что такая эксплуатация надела – это освоение предоставленной территории в нарушение закрепленного за ней целевого назначения, категории и разрешенного использования.

Также неправомерной является разработка земельного надела способом, нарушающим правила рационального пользования землей, наносящим вред участку как природному объекту и травмирующим окружающую среду.

Под неиспользованием (неосвоением) земельного участка следует понимать отсутствие в течение определенного законодательством срока признаков его освоения, за исключением периода времени, когда пользоваться территорией по целевому предназначению было невозможно из-за природных катаклизмов либо других исключительных обстоятельств.

Рассмотрим применяемые к нарушителям меры воздействия и их последствия.

Штраф за нецелевое использование земельного участка

Административные санкции применяются при пользовании землей вопреки ее целевому назначению, обозначенному типу земель и (или) установленному разрешенному использованию. Величина варьируется в зависимости от наличия кадастровой оценки земель.

Пунктом 1 ст. 8.8 КоАП России установлено взыскание в следующих размерах:

Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Правоотношения, связанные с освоением сельхозземель, урегулированы отдельным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Действие последнего не распространяется на дачные, огородные, садовые наделы земли, территории гаражного и личного подсобного хозяйства, а также земли с возведенными на них объектами недвижимости.

Статья 8.8 КоАП России (п. 2) регулирует штрафные санкции, также зависящие от оценки:

Субъекты

Кадастровая стоимость %

если в течение 3 и более лет участок не используется для ведения с/х производства

если участок, приобретенный на публичных торгах, не используется для с/х целей в течение 1 года с момента получения на него права собственности

Граждане

от 0,3 до 0,5, но не ниже 3 000 р.

от 0,1 до 0,3, но не менее 2 000 р.

Должностные лица

от 0,5 до 1,5, но не меньше 50 000 р.


от 2 до 10, но не менее 200 000 р.

от 1 до 6, но не меньше 100 000 р.


от 0,1 до 0,3, но не ниже 2 000 р.

Штрафы за неиспользование земельного участка под ИЖС

Пунктом 3 ст. 8.8 КоАП России регламентировано взыскание при неосвоении территории под жилищное строительство, строительство иных объектов, для ведения огородничества и садоводства на протяжении 3 лет:

Штраф и предписание об устранении выявленных нарушений законодательства выносит уполномоченный орган исполнительной государственной власти. Такими функциями наделены территориальные органы Росреестра.

Административные меры также применяются в соответствии с п.4 ст. 8.8 КоАП России

за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в отношении:

    граждан в размере от 20 000 до 50 000 р.;

    должностных лиц - от 100 000 до 200 000 р.;

    юридических лиц - от 200 000 до 400 000 р.

Изъятие земли за ненадлежащее освоение

Последствием неуплаты назначенного штрафа и неисполнения предписания контролирующего органа об устранении ненадлежащего освоения территории, может являться принудительное изъятие земельного надела.

Статьями 284 и 285 ГК РФ определено, что изъятие земли происходит и в случае ее нецелевого применения, и при неосвоении участка на протяжении времени, установленного законодательством. При этом землю у нарушителя отберут вне зависимости от вида прав на нее. Закон действует как на собственников, так и на пользователей всех категорий земель, перечисленных в ст.7 ЗК РФ.

Поводом для принудительного изъятия служит выявление всех вышеперечисленных злоупотреблений правами на землю:

    неиспользование надела земли на протяжении срока, предусмотренного законом;

    грубое нарушение рационального землепользования;

    эксплуатация территории не по целевому предназначению, вопреки установленному виду допустимого использования;

    неприведение земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего освоения.

Изъятие осуществляется на основании судебного решения, кроме случаев принадлежности участков публично-правовым образованиям. Неправомерное, с Вашей точки зрения, вменение административных мер либо изъятие можно обжаловать. Лучше обращаться в суд, заручившись помощью профессионального юриста.


Осуществлять эксплуатацию надела земли строго по целевому предназначению, с учетом вида его разрешенного использования, и своевременно приступать к его освоению - прямая обязанность землепользователей, закрепленная законодательно. Ведь земля - самая главная ценность, требующая постоянной охраны и очень бережного отношения к ней.

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ, к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за границами населенного пункта, которые предназначены (и предоставлены) для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют земли, занятые:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
  • лесными насаждениями, предназначенными для защиты земель от негативных природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, сооружениями, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Из статьи 78 Земельного кодекса РФ следует, что такие земли можно использовать для ведения сельского хозяйства, создания защитных лесных насаждений, для научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Кто проверяет целевое использование земель

Проверку целевого использования земель осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления или органы исполнительной власти.

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, государственный земельный надзор, то есть деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, земельным законодательством. Это следует из статьи 71 Земельного кодекса РФ, пунктов 5.1.14, 5.24 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457.

Таким образом, территориальные органы Росреестра могут проверять целевое использование земельных участков.

Перед началом выездной проверки госинспекторы по охране и использованию земель из органа Росреестра должны предъявить организации свои служебные удостоверения. Кроме того, юридическое лицо должно быть ознакомлено с постановлением о начале проверки, а также полномочиями проверяющих лиц. Заверенная копия распоряжения о проведении проверки вручается представителю организации (п. 1.4, 1.5, 3.27, 3.31 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. № 318).

В ходе выездной проверки проверяющие производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение (или же нарушение) земельного законодательства. В рамках документарной проверки изучаются, в частности, субаренды, подряда.

Какие установлены штрафы за нецелевое использование земли

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением. Оно устанавливается применительно к той или иной категории участка в соответствии со свидетельством о праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Использование земельного участка не по целевому назначению подразумевает, что землепользование осуществляется не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием). Штрафы за нецелевое использование земли предусмотрены в статье 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так с должностного лица могут взыскать штраф в размере от 0,5-1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 50 000 руб. А с организации - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка, но не менее 200 000 руб. (ранее - от 80 000 до 100 000 руб.).

Можно ли штрафы за нецелевое использование земли оспорить в суде

Как показывает арбитражная практика, суды соглашаются с взысканием штрафа с сельхозорганизаций, которые используют сельскохозяйственные земли не по целевому назначению. И привлекают нарушителей к по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 29 марта 2011 г. № А12-13851/2010 признал незаконным возведение строений на земельном участке сельхозназначения.

В постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2012 г. № А31-2435/2012 суд установил, что арендованный земельный участок общество использовало для осуществления работ по обработке древесины, изготовления срубов. В то время как он относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования».

Однако не все так однозначно. Представим себе такую ситуацию. Сельхозпроизводитель построил дорогу, ангары для хранения зерна. Соблюдает ли он требования законодательства? Как правило, суды считают, что такие случаи также подпадают под нарушение законодательства (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. № А19-17940/10). В некоторых случаях компаниям удавалось избежать штрафов. Это происходит, если доказать, что земля не является землей сельхозназначения.

В качестве примера можно назвать постановление ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. № А65-9868/2010. Общество в суд представило кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости), где в графе «Категория земель» было указано, что данный земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения… Запись о том, что указанный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в кадастровом паспорте отсутствовала.

Е. Долженко ,
налоговый консультант



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ