Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В обычной жизни отношения между наемными сотрудниками и работодателями строятся на трудовом законодательстве. Что касается военнослужащих, то условия их контракта, заключенного с военным ведомством, имеют свои особенности. Если какие-то пункты документа нарушаются, появляется реальная угроза увольнения. Каковы его причины, порядок оформления, последствия, описаны ниже.

Причины увольнения по нарушению условий контракта

Возможность прекратить контракт досрочно предусмотрена Военным законодательством . Увольнение происходит, в том числе, и при нарушении пунктов документа. Но такая возможность вступает в силу только при серьезных отступлениях от правовых норм. К таковым относятся:

  1. Совершение дисциплинарной провинности.
  2. Действия, которые подвергаются наказанию либо уголовному, либо административному.

Важно! Чтобы уволить военнослужащего за нарушение условий контракта (НУК) и при этом не нарушить закон, необходимо зафиксировать все совершенные им проступки документально.

Особенности увольнения за дисциплинарный проступок

Досрочное расторжение контракта становится реальным, когда военнослужащий совершает дисциплинарное нарушение. В Ст. 28.5 Закона 76-ФЗ содержатся обстоятельства, которые являются основанием для применения взыскания.

Чтобы командир принял решение об увольнении за НУК, достаточно:

  • одного грубого нарушения Дисциплинарного устава;
  • совершить проступок не впервые – иметь несколько неснятых (действующих) взысканий за предыдущие провинности.

За один и тот же дисциплинарный проступок нельзя привлекать военного к ответственности во второй раз. Это означает, что если тот допустил нарушение и получил за это взыскание, то в последующем такое деяние не может служить основанием для увольнения.

Важно! Законодательно установлены обстоятельства, смягчающие или отягощающие дисциплинарную ответственность.

Какие поступки считаются нарушением контракта

Возможные действия военнослужащего, за которые с ним разорвут контракт, таковы:

№ п/п Непозволительные действия
1. Несоблюдение правил обращения с взрывоопасными предметами: боеприпасами, взрывчаткой
2. Порча военного имущества
3. Нахождение на службе в нетрезвом состоянии. Отказ от проведения алкогольного теста
4. Нарушение уставного поведения при охране общественного порядка
5. Срыв боевого дежурства
6. Отсутствие на службе более 4 часов
7. Несвоевременное появление на службе после командировки, госпиталя, отпуска
8. Покидание места выполнения обязанностей без наличия на то приказа
9. Несоблюдение правил ведения караульной службы
10. Пренебрежение требований безопасности при управлении транспортом
11. Неуставное поведение по отношению к сослуживцам

Руководству воинских частей – о чем следует помнить

Командир (или начальник) ВЧ не должен необдуманно пользоваться своим правом на увольнение подчиненных за НУК. Далеко не каждое совершенное нарушение является поводом для полного отстранения военного от ведения службы.

Все негативные инциденты нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Разумно изучить:

  1. Подобные прецеденты, в том числе и те, которые рассматривались в судах.
  2. Сложившуюся практику по аналогичным ситуациям.
  3. Документы, характеризующие личностные качества военнослужащего и его профессиональные способности.

Только взвесив все, руководителю ВЧ стоит принимать окончательное решение и увольнять военнослужащего за НУК.

Важно! Соблюдение точной процедуры увольнения просто необходимо. В противном случае приказ может быть отменен в судовом порядке, если в ходе рассмотрения иска будут выявлены даже самые незначительные нарушения.

Порядок разрыва контракта с военнослужащим

Расторжение контракта по причинам, указанным выше, проводится в определенной последовательности. Написанием приказа этот процесс не ограничивается:

Увольнение может проводиться по итогам аттестации . В ее ходе выявляется, соответствует ли военнослужащий той должности, которую занимает. Аттестация проводится в таком последовательности:

Последова­ тельность Содержание
1. Формируется аттестационная комиссия
2. Члены комиссии изучают документы, которые характеризуют военнослужащего, беседуют с ним
3. Аттестационная комиссия дает свою оценку, оформляемую протоколом. Направляется рекомендация по увольнению, когда члены комиссии посчитают, что условия контракта нарушены в недопустимых пределах. На решение влияет наличие (отсутствие) действующих взысканий, возбуждение уголовного дела в отношении военнослужащего
4. Высшее командование рассматривает итоги аттестации и принимает решение – уволить или ограничиться менее серьезным наказанием касательно военнослужащего

Аттестация проводится в плановом порядке или же внепланово. Последняя назначается после поступления командиру ходатайства от начальника провинившегося военнослужащего. Он пишет рапорт и указывает причину своего обращения.

Пример. Лейтенант Кривоступ Р. Л. неоднократно покидал территорию ВЧ во время дежурства. Первое нарушение было отмечено взысканием. Но спустя неделю Кривоступ снова нарушил Устав. Кроме того, на следующий день он пришел на службу в нетрезвом состоянии. От освидетельствования отказался. Непосредственный начальник лейтенанта майор Линеев В. Н. написал на имя начальника ВЧ рапорт на увольнение Кривоступа за НУК и попросил провести внеплановую аттестацию.

Важно! Оба вида аттестации проходят одинаково.

Увольнение по поводу несоблюдения контракта со стороны военнослужащего грозит прекращением карьеры в армии и другими серьезными последствиями. Каковы могут быть причины нарушения, и как правильно провести увольнение?

Какие условия контракта могут быть не соблюдены

Подписывая контракт, военнослужащий обязан соблюдать только те условия, которые прописаны в документе. Устные соглашения не принимаются в расчет. Любое нарушение письменных договоренностей грозит контрактнику дисциплинарным взысканием или увольнением из рядов армии.

К наиболее частым основаниям увольнения относят следующие виды несоблюдения контракта:

  • дисциплинарные проступки;
  • административное правонарушение;
  • уголовное правонарушение.

Несоблюдение условий контракта военнослужащим подразумевается в том случае, когда военнослужащий желает уволиться по собственному желанию (без уважительной причины).

Проблема в том, что в основании к приказу об увольнении будет указано только «несоблюдение условий контракта», а пояснение не предусмотрено, та же запись будет сделана и в трудовой книжке.

Факт! Поскольку такая информация может вызвать подозрение у нового руководителя, военнослужащему в 90% случаев путь обратно в армию будет закрыт.

Не только контрактники могут нарушить условия контракта – военноначальники имеют собственные обязанности, которые должны быть выполнены согласно подписанному документу. Если неправомерное действие было со стороны руководства, следует обращаться в вышестоящие органы.

Дисциплинарные проступки

Дисциплинарный проступок – действие военнослужащего, которое расценивается как нарушение дисциплинарного устава, но не подходит под определение административного или уголовного нарушения.

К дисциплинарным нарушениям можно отнести следующие действия:

  1. Действие или бездействие в случае опасности, которое привело к травме сослуживцев или порче военного имущества.
  2. Появление на службе в неподобающем виде.
  3. Отказ контрактника выполнять законные приказы командиров.
  4. Выезд военнослужащего за границу, если он не оговорен с начальством.

Любой контрактник знает положения Устава наизусть и точно знает, когда нарушает дисциплину. Уволен он может быть при грубом нарушении устава или же неоднократном нарушении менее весомых проступков в течение года.

За один и тот же проступок вынести можно только одно наказание – то есть за дисциплинарное нарушение нельзя получить взыскание в виде лишения премии и после этого вынести приказ об увольнении, нужно выбрать что-то одно.

Интересно! За дисциплинарный проступок привлечение к ответственности контрактника возможно только в течение года, с момента его совершения, по истечение этого срока, невыполнение условий контракта аннулируется.

Административное правонарушение

Административное нарушение может послужить поводом для увольнения контрактника, если аттестационная комиссия, в составе которой будет непосредственный командир, признает нарушение не совместимым с дельнейшей службой.

Принимаются во внимание нарушения, которые чернят честь мундира, например, езду в состоянии алкогольного опьянения, а также следующие нюансы:

  • участие в драках;
  • нарушение правил безопасности в общественных местах;
  • предоставление ложных сведений представителям полиции и других органов;
  • уклонение от исполнения приказа.

При этом досрочное, до вступления в силу административного наказания, увольнение с военной службы по инициативе командиров невозможно.

Уголовное преступление

Военнослужащие ответственны за уголовные правонарушения наравне с остальными категориями граждан РФ. Закон предусматривает правонарушения как на общих основаниях, то есть гражданские, так и на основании нарушения несения военной службы, то есть преступления на территории части, где проходит служба.

К уголовной ответственности могут быть привлечены военнослужащие в таких случаях:

  1. Коррупция, другое злоупотребление своим положением.
  2. Кража или порча поднадзорного имущества.
  3. Действия, противоречащие несению пограничной или караульной службы.
  4. Неразумное обращение с оружием.
  5. Нарушения правил безопасности во время полетов, вождения.

При этом в зависимости от тяжести преступления, контрактник по суду отстраняется от занимаемой должности в армии или лишается свободы.

Увольнение до признания контрактника виновным не законно, как и в случае с другими нарушениями условий контракта.

Процесс увольнения

Увольнение военнослужащего из-за несоблюдений условий контракта должно проходить по установленному порядку.

При установлении в военной части нарушенного условия контракта, контрактник может объяснить причины поступков в объяснительных, дальнейшие действия должны быть следующими:

  1. Сбор сведений о совершенном проступке. Начальник, которому доложено о деянии, должен в течение 10 дней провести внутреннее расследование, если происшествие произошло на территории части, или собрать необходимые сведения о правонарушении вне части.
  2. Собирается аттестационная комиссия. В этом случае можно, если сроки позволяют, дождаться запланированной комиссии, или собрать экстренную по рапорту командира.
  3. Комиссионный состав оценивает качества военнослужащего, выносит решение. Однако последнее слово остается за непосредственным начальником увольняемого.
  4. Оформляется приказ об увольнении, в котором прописывают нарушения условий договора.
  5. С контрактника удерживается сумма, затраченная на его вещевое имущество, если время его эксплуатации менее половины установленного срока.

Далее увольнение происходит по общему принципу с расчетом и возвращением трудовой книжки с соответствующей записью. и должен будет вернуть всю затраченную на него сумму. В этом случае позволительно рассчитываться регулярными выплатами.

Основания для увольнения по несоблюдению условий контракта должны разбираться комиссией в индивидуальном порядке. В этом случае при решении принято опираться на общую судебную практику.

Если увольнение произведено неверно, или же основания к нему не были доказаны, в судебном порядке можно опротестовать увольнительный процесс и добиться восстановления в должности контрактника с сохранением воинского звания. На командира же, который некорректно уволил подчиненного, могут быть возложены штрафные санкции в виде временного или полного отстранения от должности.

Правовые основания для принятия решения командира уволить военнослужащего за нарушение условий контракта обозначены ФЗ № 53 и Положением, регламентирующими прохождение военной службы.

В данной статье я рассказу, что представляет собой понятие «несоблюдение условий контракта» , нарушения, которые допускаются как со стороны военнослужащего, так и стороны военного ведомства, существующем порядке увольнения и последствия такого решения.










○ Понятие «несоблюдение условий контракта»

Для того, чтобы определить, что собой представляет «несоблюдение условий контракта» следует уяснить, что следует понимать под контрактом военнослужащего. Определенного правового определения данного понятия не существует.

Однако, наиболее полным представляется следующее определение контракту, которое дано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П 31 марта 2013 года – это особый правовой статус военнослужащего, который:

«добровольно принимает на себя обязательства соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности и поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики».

Таким образом, под несоблюдением условий контракта следует понимать нарушение со стороны военнослужащего особого правового статуса, который он принял на себя добровольно, заключив соответствующее письменное соглашение с военным ведомством. Статья 51 ФЗ № 53 предусматривает более тридцати, самых различных оснований, по которым можно уволить военнослужащего с военной службы. К ним относятся:

  • Административные правонарушения.
  • Уголовно-наказуемые деяния.
  • Другие действия со стороны военнослужащего и военного ведомства.

✔ Совершение административного правонарушения

По общему правилу, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, совершит административное правонарушение, та за такое нарушение досрочно контракт прекращен не может быть. Однако, есть исключение, указанное в пункте 2 ст. 51 ФЗ № 53, которое влечет досрочное увольнение с военной службы:

«л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ».

✔ Совершение уголовно-наказуемого деяния

Данный вопрос следует рассматривать с двух позиций:

  1. Сам факт совершения преступления со стороны контрактника, не может выступать в качестве дисциплинарного основания, по которому можно досрочно уволить с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Применение такой меры возможно при наличии в действиях военнослужащего признаков дисциплинарного проступка, заключающегося в противоправном, виновном действии или бездействии. Однако, с момента совершения дисциплинарного проступка и до вынесения дисциплинарного взыскания не может пройти больше одного года.
  2. Если в отношении военнослужащего имеется обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, то данное обстоятельство представляет самостоятельное основание по его досрочному увольнению с военной службы.

✔ Иные действия, являющиеся несоблюдением контракта

К иным действиям, которые могут привести к увольнению за несоблюдение контракта относятся дисциплинарные проступки военнослужащего, которые ставят под сомнение его способность продолжать военную службу далее.

○ Нарушение контракта со стороны Министерства обороны

Со стороны военного ведомства также могут быть допущены нарушения условий, которые включены в контракт. Это такие нарушения лишающие:

  • Военнослужащего возможности по осуществлению своих конституционных прав.
  • Военнослужащего или членов его семьи возможности пользоваться своими правами, предоставленными социальными гарантиями и положенными компенсациями, предусмотренными действующим законодательством о прохождении военной службы и статусе военнослужащего.

✔ Нарушение прав военного

Основными причинами увольнения с военной службы по указанному основанию являются:

  • Несвоевременная или неполная выплата предусмотренного денежного довольствия.
  • Не надлежащее продовольственное и вещевое обеспечение.
  • Необеспечение квартирным довольствием.

✔ Отсутствие выплат денежного довольствия

Закон предусматривает, что военнослужащий по контракту получает денежное довольствие, состоящее из месячного оклада за воинское звание и месячного оклада по занимаемой должности.

На 2019 год средний размер денежного довольствия военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту, составляет от 25 000 до 45 000 рублей в месяц. Кроме того, в зависимости от особенностей прохождения службы, производятся и другие ежемесячные и дополнительные выплаты:

Если имеется факт невыплаты или неполной выплаты положенного денежного довольствия, военнослужащий вправе ставить вопрос о расторжении контракта по вине военного ведомства.

✔ Отказ в предоставлении отпуска

Предоставление отпусков регламентировано ФЗ «О статусе военнослужащих». Так:

Кроме основного, могут предоставляться и дополнительные отпуска. Так:

  • Ветеранам - 15 суток.
  • Для поступления в учебные заведения и участие в учебных сессиях.
  • На соискание ученых степеней.
  • По личным обстоятельствам – 10 суток.
  • Выслужившим предельный срок – 30 суток единовременно.

Все виды отпусков предоставляются приказом командира части на основании рапорта, поданного военнослужащим. Его должен завизировать командир подразделения. Без его резолюции отпуск предоставлен не будет.

○ Существующие дисциплинарные взыскания

Перечень применяемых дисциплинарных взысканий предусмотрен ст.24.8 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • снижение в воинской должности;
  • снижение в воинском звании на одну ступень;
  • снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
  • отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест».

✔ Выговор и строгий выговор

Если военнослужащий допустил нарушение:

  • Воинской дисциплины.
  • Общественного порядка.
  • Норм международного гуманитарного права.

непосредственный командир, в целях укрепления должного уровня воинской дисциплины, надлежащего воспитания военнослужащих, учитывая тяжесть совершенного проступка и степень вины, подвергает военнослужащего к таким видам дисциплинарного взыскания, как выговор и строгий выговор.

Следует отметить, что замечания, порицание, указания на упущения по службе, которые были выражены командиром в устной или письменной форме, к дисциплинарным взысканиям не относятся.

✔ Увольнение

Самое строгое дисциплинарное взыскание, применяемое к военнослужащему, который проходит военную службу по контракту, является досрочное увольнение. Оно применяется за:

○Порядок увольнения военнослужащего за нарушение условий контрактной службы

Увольнение может быть осуществлено путем:

  1. Применения дисциплинарного взыскания.
  2. Проведения очередной или внеочередной аттестации.

✔ Проведение расследования

В п. 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации , введенным в действие приказом военного ведомства 31 января 2001 года № 10, предусмотрено, что для установления фактических обстоятельств совершения военнослужащим проступков и иных правонарушений, которые не имеют признаков состава конкретного преступления, проводится административное расследование.

Для этого, на основании рапорта непосредственного командира военнослужащего, допустившего нарушения военной службы, издается приказ командира части.

Расследование о дисциплинарном проступке должно быть закончено в течении 10 дневного срока. В его процессе:

  • Производится отбор объяснений у нарушителя дисциплины, очевидцев нарушения.
  • Собираются другие письменные документы.

По результатам выносится заключение о результатах административного расследования, которое вместе с собранными документами, докладывается командиру, который назначил его проведение.

✔ Рапорт о досрочном увольнении

В ходе административного расследования непосредственный командир подает рапорт на имя командира части, в котором обосновывает ходатайство досрочного увольнения, как меру дисциплинарного взыскания.

✔ Оформление приказа об увольнении

На основании заключения о результатах административного расследования командир части издает приказ, который должен быть подготовлен и соответствовать требованиям Инструкции, утвержденной приказом военного ведомства 10 декабря 2014 г. № 888 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации".

✔ Когда необходимо привлечение аттестационной комиссии?

В том случае, когда прямой непосредственный командир не видит целесообразности дальнейшего несения службы военнослужащим, из-за его не соответствующего поведения, он может ходатайствовать о проведении внеплановой аттестации на соответствие требованиям, которые предъявляются гражданам, решившим стать военными.

○ Последствия увольнения за нарушение контракта

Если военнослужащий уволен с военной службы за нарушение ним условий контракта, то это влечет за собой:

  • Лишение выплаты выходного пособия, размер которого составляет от 2-х до 7-ми окладов месячного денежного содержания.
  • Невыплату премий, которые положены за исполнение воинских обязанностей.
  • Лишение ежегодной материальной помощи.

Однако, если военнослужащий указанные выплаты успел получить до дня увольнения, то взысканию они не подлежат.

Если был оформлен ипотечный кредит и проценты по нем были произведены за счет государства, то их придется вернуть в полном объеме.

✔ Могут ли уволить военнослужащего за совершение преступления без привлечения его к уголовной ответственности?

Основанием для увольнения военнослужащего, который совершил уголовно-наказуемое деяние, является приговор суда, вступивший в законную силу. Пока нет обвинительного приговора, для увольнения военнослужащего нет оснований.

✔ Допускается ли увольнение военнослужащего в отношении которого проводится расследование о совершении преступления, но вина еще не доказана?

Нет! Не допускается. Результатом расследования может быть не только направления дела в суд, но и прекращение его по реабилитирующим и не реабилитирующим основаниям, что исключает вынесение обвинительного приговора. При рассмотрении дела судом кроме обвинительного, может быть вынесен и оправдательный приговор, которым военнослужащий может быть признан невиновным в совершении инкриминируемого ему преступлении.



Вводные положения из Постановления КС РФ..

Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока

Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.

По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –

«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,

И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:

«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:

Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,

Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.

Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:

Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,

Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,

Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,

Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его

Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.

Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.

Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.

Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:

Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,

Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,

Сообщить дополнительные сведения,

Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),

Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,

При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.

Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).

Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!

Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .

Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).

Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,

польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.

Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы

Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:

Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.

1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »

Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.

2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.

3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:

На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.

Мнение автора.

Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.

Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.

По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.

Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.

Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Я старший матрос, прохожу военную службу по контракту в подводных силах ТОФ на Камчатке, условия которого со стороны Министерства обороны (в лице моего командования) в отношении меня систематически нарушаются:

1. Мне безосновательно не выплатили премии согласно пр. МО РФ №1010 за 3-4 квартал 2011г., хотя никаких взысканий и приказов на лишение не было.

2. За весь период службы (с 22.12.2010г. по настоящее время) мне ни разу не выдавалось вещевое и продуктовое довольствие.

3. За 2011г. мне было предоставлено только 34 суток отпуска (хотя экипаж отгулял 45), вместо обязательных - 45.

4. В моей в/ч не велся журнал учета переработки служебного времени, не предоставлялись дополнительные сутки отдыха, хотя переработки были постоянно, как минимум три месяца, в течении которых были переработки я могу доказать (имеются приказы командира соединения о продлении рабочего дня).

5. 1 ноября 2011г. меня отправили в служебную командировку в Краснодар на месяц, билеты покупал за свой счет, по возвращении все отчетные документы предоставил в соответствующие инстанции, денежные средства до сих пор не вернули.

6. Не выплачены командировочные за служебные командировки в Краснодар (30 суток), Сосновый бор (76 суток).

7. В период с 25 августа по 11 сентября на соединении объявили орг. период с казарменным положением, при этом не было организовано питание л/с.

8. В период с января 2012 года по настоящее время денежное довольствие (зарплата) выплачивается не в полном объеме (примерно 53 тыс. руб вместо 72).

Написал пять рапортов на увольнение (первый в апреле 2012г.) по различным основаниям (по собственному желанию с разными причинам: что не справляюсь с обязанностями, несоответствую занимаемой должности и не желаю служить по контракту, но все рапорты были отклонены на разных уровнях.

Подскажите, пожалуйста, вышеперечисленных нарушений хватит, чтобы уволиться по невыполнению условий контракта со стороны МО РФ? Куда мне нужно обращаться с заявлением?

Нет никакого желания служить, настолько отбили его. Сейчас уже три дня не был на службе. Если я появляюсь на службе, скажем, через 3-4 дня, могут ли меня привлечь за уклонение от исполнения обязанностей, ведь уголовная ответственность, это если свыше 10 суток отсутствия? А могут ли посадить под дисциплинарный арест на 48 часов?

Игорь Владимирович К,
Тема вопроса: Увольнение с действительной службы
Населенный пункт: г. Большой Камень


Согласно федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ, предусмотрено увольнение военнослужащего по собственному желанию при наличии ряда уважительных причин. Основанием для увольнения по собственному желанию может быть:

Проживание родителей или семьи военнослужащего за границей;

Ухудшение здоровья и невозможность несения дальнейшей службы;

Отсутствие возможности содержать семью на зарплату военнослужащего в случае отсутствия других источников дохода. При этом исходят из прожиточного минимума в регионе и стоимости «потребительской корзины»;

Беременность женщины-военнослужащей при ухудшении ее состояния здоровья;

Смерть близкого родственника, после которой военнослужащий не может продолжать выполнение своих обязанностей;

Если военнослужащий вынужден содержать и воспитывать малолетних детей без супруги (а) или присматривать за престарелыми родителями, нуждающимися в уходе.

При наличии таких уважительных причин военнослужащий подает командованию рапорт об увольнении с указанием мотивированной причины. Командир направляет рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии (она создается в воинской части и в состав ее входят начальник воинской части или его заместитель, командиры подразделений и представители юридических органов).

Аттестационная комиссия рассматривает дело по существу в установленные для этого сроки. Они могут быть разными. Так, в воинских частях рапорт рассматривается безотлагательно, максимум 7 дней после подачи рапорта. В управлениях военных округов, флотов, главных управлениях Министерства обороны РФ выделяется 15 дней с момента поступления рапорта.

Сроки рассмотрения рапорта об увольнение могут быть продлены в случае, если нужна дополнительная проверка.

Максимальный срок здесь не превышает 15 дней. О необходимости дополнительного рассмотрения рапорта военнослужащий ставится в известность.

После принятия положительного решения аттестационной комиссией командир на ее основании выдает окончательное разрешение на увольнение.

Внимательно изучите положения контракта который вы заключали, так как МО РФ не выполняет обязательства по выплате денежного довольствия, и это является несоблюдением контракта со стороны МО РФ и основанием для разрыва контракта.

Подайте рапорт командиру в котором в хронологическом порядке изложите все нарушения условий контракта в вашем отношении с приложением, если есть, подтверждающих документов со ссылкой на пункты указанные в контракте, укажите в связи с систематическими нарушениями и невыполнением условий контракта вынужден просить расторгнуть контракт и уволить Вас в установленном порядке в связи с невыполнением условий со стороны МО РФ. На службу рекомендую приходить. Посадить не имеют права. Уголовное дело через 10 дней.

Ваши права нарушены, Вы можете подать повторный рапорт на увольнение и заявление в прокуратуру в порядке надзора, что я вам настоятельно советую. Если не помогут, обращайтесь с иском в суд.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ