Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

История одной деревни Кох Альфред Рейнгольдович

Кто они, швабы?

Кто они, швабы?

В Германии швабам посвящено немало анекдотов. В них высмеиваются особенности национального характера швабов. А именно: усердие, трудолюбие, скромность, любовь к чистоте. То, над чем и смеяться-то грешно. Но считается, что эти положительные качества у швабов приобретают гипертрофированную форму. Острословы, кроме того, приписывают швабам и изрядную долю скаредности. Сами швабы вряд ли согласятся с таким определением. Но охотно признают, что не терпят расточительности и всегда задумываются о завтрашнем дне. И разве это плохо?

Еще швабов отличает особенный швабский диалект. По нему шваб шваба узнает всегда. И нешваб шваба узнает всегда. По этому поводу нельзя не привести одну любопытную историю, которая была рассказана мне Марианной Богдан, правнучкой Андрея Пропенауэра.

Андрей Пропенауэр в 30-е годы прошлого столетия служил на флоте поваром. И однажды у них на корабле оказался лидер компартии Германии Эрнст Тельман. Так уж получилось, что переводчика своего у Тельмана на тот момент не было, что затрудняло его общение с русскими товарищами. И тогда вспомнили, что корабельный кок Андрей Пропенауэр не только хорошо знает немецкий, но и сам вроде как немец. Ему незамедлительно было приказано оставить котлеты, переодеться и явиться к командиру корабля. Так по воле случая Андрей на некоторое время стал переводчиком при товарище Тельмане.

Эрнст Тельман при встрече спросил его: «Откуда же ты будешь родом, паренек? Где жили твои предки в Германии?» На что Андрей только пожал плечами: «Не знаю…»

И откуда же было знать? Андрею Пропенауэру едва минуло 14 лет, когда он остался без родителей.

Андрей и Тельман обменялись еще несколькими фразами, после чего Эрнст Тельман весело воскликнул: «А я знаю, кто ты, парень! Ты – желтоногий шваб из Вюртемберга!»

«Желтоногими» же швабов называли потому, что были они, как правило, бедны настолько, что часто и обуви не имели – босиком ходили.

Таким образом, диалект, на котором говорил Андрей, «выдал» его. Неудивительно, что когда Андрей Пропенауэр поселился в Джигинке, то он отлично понимал диалект местных швабов. Как уже говорилось, шваб шваба поймет всегда.

А швабский диалект – особенный. В швабском диалекте почти к каждому слову прилепляется уменьшительно-ласкательный суффикс «ле», понятный каждому немцу, но нигде, кроме Швабии, не употребляемый.

Кстати, тот факт, что в послевоенной Джигинке можно было встретить разные немецкие диалекты, не вызывает удивления. Дело в том, что после войны в Джигинку приезжали и те немцы, которые прежде, до войны, жили или на Алтае, или в Сибири, или в Поволжье, – коренные джигинские немцы в послевоенное время многих своих новых друзей, обретенных в Восточном Казахстане или в других местах ссылки, «перетянули» в Джигинку.

Спиритический сеанс с товарищем Сталиным (Альфред Кох)

– Иосиф Виссарионович… Очень много к вам вопросов накопилось у потомков. У тех, кто сам сидел, у тех, чьи родители были посажены и расстреляны, у всех, кто хоть что-то читал о ГУЛАГе, да, в конце концов, и о той же войне… Очень много вопросов. Их так много, что непонятно, с какого конца начинать. Поэтому начну я с того, что обсуждалось совсем недавно, буквально осенью. Ну то есть самое актуальное из ваших, скажем так, деяний. Катынь.

– Я понимаю, что выгляжу монстром, тем более когда вы смотрите на то, что мы делали, из XXI века. Но все же я попытаюсь донести до вас те идеи, из которых мы исходили в 1939-м, когда принимались эти решения о расстреле пленных польских офицеров.

Так называемый пакт Молотова-Риббентропа – это ведь была целая большая система документов. Ее можно сравнить с Тегеранскими, Ялтинскими и Потсдамскими договоренностями 1943 и 1945 годов. Принцип такой же: договоренности об устройстве мира. Вначале у нас такие договоренности были с Гитлером, потом такие же договоренности были с Америкой и с Англией. И в соответствии с этим пактом, а потом в 1945 году в соответствии с договоренностями с союзниками значительная часть Польши переходила Советскому Союзу. И я себе отдавал отчет в том, что мне придется с этой частью Польши, польского населения работать. И мне пришлось бы иметь дело с польской аристократией, или, как теперь модно говорить, элитой.

Я человек старый, и значительная часть моей жизни прошла еще в царской России. И я знал, что может натворить польская элита со своим народом, когда столкнется с тем, что мы будем включать поляков в единую семью народов, строящих социализм. Она их подымет на восстание. И тогда жертв будет не двадцать и не тридцать тысяч. Тогда счет жертв пойдет на сотни тысяч, а может быть, даже на миллионы. Потому что мы же не остановимся. Мы же все равно заставим их строить социализм. Я стоял перед необходимостью: уничтожить часть, чтобы сохранить целое. Потому что эти ребята, голубая кровь, польское офицерство, – они же такие: и сами умрут, и весь народ угробят. Как это было не раз, когда они поднимали антирусские восстания в Польше еще в царские времена…

Я, кстати, не был инициатором расстрела. Это мне Лаврентий предложил…

– А я слышал, что это была ваша месть за 1920 год. За расстрелянных красноармейцев.

– Лаврентий знает мои слабые места. Я никогда не мог забыть это полякам, никогда. Он, естественно, напомнил мне о нашем с Тухачевским походе на Варшаву. И тем более я не мог этого простить Тухачевскому, который сам был поляк. Я вообще подозреваю, что всю эту затею с варшавским походом Тухачевский начал, чтобы угробить Красную армию. Во всяком случае я это не могу до конца опровергнуть.

– А чего «этого» вы не могли им простить?

– Того, что в конечном итоге была военная катастрофа, что огромное количество красноармейцев попало в плен и всех их поляки уничтожили. Без суда и следствия, наплевав на все договоренности, на все статусы военнопленных. Двадцать тысяч красноармейцев. Минимум.

Я потом перед Лениным стоял – он меня отчитывал как мальчишку. И Троцкий ручки потирал. А мне нечего было сказать! Да это в том числе была и моя идея – поход на Польшу. Ленину я никогда не врал. И поэтому, когда Лаврентий в 1940 году пришел ко мне с этим предложением, он знал, что я не смогу ему отказать.

– Следующий вопрос, Иосиф Виссарионович, связан с темой мести. Правда ли, что многие ваши поступки были продиктованы именно ею? В частности, уничтожение старой партийной гвардии. Репрессии по отношению к семьям «врагов народа». Месть – это был ваш мотив, который влиял на политику, на все?

– Человеку трудно оценивать свои поступки. Мне кажется, что я никогда не позволял своим эмоциям выплескиваться наружу. Может быть, подсознательно? Я бы сказал по-другому: я не помогал своим врагам избежать репрессий. Специально я их не преследовал. Они просто попадали под общую гребенку. Но они ко мне и не обращались, потому что прекрасно понимали: зачем обращаться к человеку, которому они сделали гадость? Люди, которые считали, что они мои друзья, и до конца не осознали, какие гадости они мне сделали, типа Коли Бухарина, да, они мне писали всякие слезливые письма, но враги? Они просто ко мне не обращались.

Я очень многим помог, кстати. Я огромное количество генералов вытащил из тюрьмы, особенно когда война началась. Я помогал не сесть в тюрьму Пастернаку, спас от тюрьмы Булгакова. Я спас многих деятелей искусства, писателей…

Нет, специально преследовать своих врагов – этим я не занимался. Ко мне приходили со списками. Что я должен был говорить? Если они преступники – арестовывайте. Если я видел, что это хороший человек, и я знал этого человека, и он сделал много полезного, я говорил: «Подождите, давайте разберемся. Может быть, человек оступился. А может, его оклеветали».

Может быть, и есть в чем-то моя вина… Но ведь решал не только я! А Хрущев ваш любимый, у которого руки по локоть в крови? А Булганин с Маленковым? А Берия – я читаю сейчас, вы из него чуть ли не прозападного политика делаете… Нехорошо. Почему только мне все это приписывают?

Что же касается скаредности, в которой любят упрекать швабов и которую они склонны более определять как «бережливость», то и тому есть объяснение. Ведь долгое время Швабия была сравнительно бедной землей. Здесь жили в основном крестьяне, которые особых богатств иметь не могли по определению. И земельные наделы у них были небольшие, что заставляло их использовать с максимальной пользой каждый кусочек земли. В общем, роскоши особой не было и быть не могло. Все это приучило швабов к бережливости, к экономному использованию ресурсов.

Жизнь на чужбине зачастую располагала к тому же.

Жителей Баден-Вюртемберга в остальной Герма­нии часто именуют швабами (schwaben), по имени области Швабия (Schwabenland) на юго-востоке Баден-Вюртемберга, которая распространяется также на часть Баварии. Слово «швабы» происходит от названия германского племени свевы (Suebe), известного с III в., принадлежащего к алеманнам, одной из древних германских народ­ностей. Это они дали имя будущей стране, на мно­гих европейских языках Германия - Alemania.

Выходит именно швабы - настоящие немцы, что бы там ни считали баварцы. Как и представители многих других земель Германии, швабы говорят на своем диалекте, который имеет мало общего с литературным немецким. В Средние века швабы прославились своей храбростью. В те времена сложилась поговорка: die Schwaben fechten dem Reiche vor - «Швабы всегда должны быть первыми».

Сегодня над швабами нередко подшу­чивают. В Германии вообще обитатели разных земель относятся друг к другу с известной долей исторического антагонизма. Хорошо известно вековое соперничество Кёльна и Дюссельдорфа, особые отношения между баварцами и пруссаками. О швабах говорят, как о любителях хорошо поесть. Их иногда называют «шпецлешвабен» (Spatzle-Schwaben), по названию очень популярного здесь блюда («шпецле» - местная разновидность мучных клецок).

Есть старая поговорка - der Schwab hat kein Herz, aber 2 Magen («У шваба нет сердца, зато два желудка»). По старой немецкой пословице, швабы становятся умными только к 40 годам. Отсюда в немецком языке шутливое выражение das Schwabenalter - возраст в 40 лет, к которому человек набирается ума. Но разве это не так на самом деле?

О швабах в Германии также говорят, как об очень бережливых, даже скупых. Сами швабы не видят в этом ничего зазорного. Анекдот. «Уроженец Пруссии, баварец и шваб сидят, пьют пиво. К каждому в кружку залетает муха. Пруссак выливает пиво вместе с мухой и требует принести новую порцию. Баварец пальцами вытаскивает муху из своей кружки и продолжает пить пиво. Шваб вытаскивает муху и заставляет ее выплюнуть пиво, которое она успела проглотить».

Что такое болленхут
Самая известная деталь национального костюма в Баден-Вюртемберге - «болленхут» (Bollenhut), женская соломенная шляпа с шерстяными помпонами («болле») -«родом» из городка Гутах в центре Шварцвальда. Девочкам разрешается носить болленхут с 14-15 лет. До этого им следует надевать чёрный чепчик. Обращаться к ним можно просто по имени, например, Эльза. Девушка в красном болленхуте - фройляйн Эльза, дама в черном - уже фрау Шмидт. К болленхуту надевают обычно длинное черное платье без рукавов и белую блузку.

Теодор Кауфман в своей разоблачительной работе "Германия должна погибнуть" писал о том что Рейхе есть 20-30 млн граждан не причастных к нацизму и его преступлениям.
Действительно в Германии были люди считавшие нацизм злом, но более всех неприятие к гитлеризму выражали--среди них были швабы.


Швабы--народ живущий в Штугарте и его окрестностях, говорят на особом диалекте, они считаются отважными солдатами, но при этом в отличие о остальных немцев не тяготеют к садизму. Они также обладают высокими морально-этическими нормами.
Гитлер именно за эти черты швабов не любил
ШВАБИЯ
Что такое Швабия? Вот историчекая справка.
Швабия (нем. Schwaben) — историческая область на юго-западе Германии в верховьях Рейна и Дуная, названная в честь швабов — немцев, говорящих на особом швабском диалекте.

В узком смысле под Швабией понимают современные Баден-Вюртемберг и западную Баварию, то есть ядро расселения алеманнов, предков современных швабов. Однако ареал расселения алеманнов был гораздо шире, в связи с чем, в историческом контексте этно-культурный регион «Швабия» может включать в себя также немецкоязычные кантоны Швейцарии и Эльзас (ныне в составе Франции).

Несмотря на большое историческое значение, слово «Швабия» не встречается в названиях современных регионов и местностей - за исключением Баварии, где после реформы 1972 года появился административный округ Швабия с центром в Аугсбурге, представляющий собой самую восточную оконечность ареала проживания швабов.

Кроме Швабии, швабы встречаются в северной Швейцарии и северо-восточной Франции (область Эльзас), и небольшими группами вдоль Дуная — в Сербии, Словении, южной Венгрии, Румынии (т. н. «дунайские швабы»). Во Франции, Швейцарии и на Балканах зачастую словом «швабы» обозначаются немцы вообще.

В древности Швабию населяли кельты, вытесненные в I веке до н. э. на правый берег Рейна германским племенем свевов.

Хотя ещё Тиберий в 15 году до н. э. учредил к югу от верховьев Дуная провинцию Рецию, тем не менее лишь около 100 года после Р. Х. римляне здесь прочно утвердились и основали между реками Рейном, Ланом и Дунаем так называемые Agri decumates.

В III веке явившиеся сюда с северо-востока алеманны овладели страной. Алеманны и свевы скоро слились в один народ, хотя название алеманнов больше сохранилось за населением, живущим к западу от Шварцвальда, а свевов — к востоку от этой горной страны. После поражения при Цюльпихе в 496 году, алеманны подчинились франкским королям, но сохранили самостоятельных герцогов (см. Алемания).
Начиная с VII века в Швабии распространяется христианство, чему особенно содействуют монастыри в Сент-Галлене, Райхенау, Мурбахе и др. В Констанце и Аугсбурге учреждаются епископства. Восстание герцога Теобальда против Пипина в 746 году было усмирено и повлекло за собой уничтожение герцогского достоинства и включение многих швабских владений в состав королевского имущества. Для управления страной был назначен граф, королевский наместник.

При преемниках Карла Великого, с ослаблением королевской власти, усиливается значение наместника. В результате на территории Швабии в начале X века было возрождено герцогство.
В X—XII вв. на месте завоёванной франками Алемании возникло одно из племенных герцогств — Швабия, за главенство в котором шла жестокая борьба между Бурхардингами и Аголольфингами. На юге границы герцогства простирались до Кьявенны (в пределах современной Италии).

Столицы Швабия, как и другие племенные герцогства X-XII веков, не имело. Монета чеканилась в Цюрихе и Брейзахе, собрания феодальной знати проходили в Ульме; в городах Кур и Аугсбург правили епископы. Крупнейшими культурными и религиозными центрами были монастыри Святого Галла и Рейхенау в окрестностях Боденского озера.

В конце XI века герцогами Швабии стали Гогенштауфены.

Затем был Швабский союз городов, борьба за наследство, имперский округ, наполеоновские войны и уже как часть Германии

ХАРАКТЕРНЫЙ ПОРТРЕТ
Швабы считались всегда народом скромным, совсем невоинственным и одержимым чистотой
Швабия была сравнительно бедной землей

Это была всегда чисто сельскохозяйственная местность, а на крестьянском деле на каменные палаты не заработаешь.

Кроме того, земля эта с хорошим теплым климатом всегда была густо заселена, а потому наделы у всех были маленькие — использовался каждый клочок земли. Все это приучило швабов к бережливости, к экономному использованию ресурсов
Крестьянскую психологию аттестуют современным швабам, в том числе не селянам, а вполне городским жителям, и социологи:

Швабов ценили за их отвагу.
Карл Великий, ценя швабов, дал им честь преимущества всегда шагать впереди войска и первыми начинать битву. Ту самую средневековую молотилку на столетие под названием «Война Гвельфов и Гиббелинов», затянувшую в себя пол-Европы вплодь до западнорусских княжеств начали таки швабские Гогенштауферы.

Боевые кличи той войны«Хей Вельф» «Хей Вайблинген» . По-итальянски «Гвельф» и «Гиббелин». Вельф он есть до сих пор – под Равенсбургом, а Вайблинген – пряничное предместье Штутгарта.
Но на этом всё.


С тех пор сами швабы не начинали ни одной войны, что для истории клочковой Германии случай редкий.

Не, их конечно вписывали во всякие авантюры, но всегда это напоминало скорее продажу своего мужского населения в солдаты другим,чем собственные действия. Да и всегда они были положительными служащими, вписывающимися за тех, кто будет в конце имом. В...тридцателетнюю войну на стороне шведов, в начале 19 века за Наполеона, в германо-объединительную войну за австрийцев.

Но не было никогда со времен Штауферов, чтобы швабы вписались за какую либо «великую идею». Времена нацизма не исключение.

Швабам сильно претит идея «сверхчеловека», слишком уж сильно тут постарались разные жесткие формы протестантизма, вбившие по восьмой позвонок богобоязнь и страх показаться перед людьми и Всевышним скотинами, которой и является «сверхчеловек».

Да и общаяя тогдашняя немецкая идея «Вождя»-«Фюрера» никак не асемилировалась в Швабии.


В швабском нет слов «Подданный» (Untertan), «Приказ» (Befehl), „Повинующийся» (gehorchsam). Это все верхненемецкие понятия. У шваба, когда он перед высоким начальством, всегда рука в кармане, а в оной либо фига либо кулак. Еще наш король Вильгельм I записал

«Первое слово, которое учаться произносить мои люди это «Не, нихера» (Noi, eta!) .

ШВАБЫ И НАЦИЗМ

При нацистах швабы были неудобными членами Рейха. Уже при одной из первых прокламаций в Штутгарте, их старались не поминать.

Когда он сюда приехал, то речь его должны были транслировать по всей Германии через Юго-западеное радиовещание, только на середине речь заглохла ибо винодел из Штеттена в Ремстале перерубил все нужные кабеля.

Геральдика Штутгарта, он был основан в 950 году швабским герцогом Лиудольфом и до 1496 года оставался главным городом графства Вюртемберг

Его звали Герман Медингер, его совесть была чиста как его вино, и он позже с швабской грубостью описывал мотивацию поступка как:
«Если уже и нам... слова нельзя было сказать, то ему тоже надо было закрыть рот».

Гитлер не любил швабов, не имелось тут «Городов Фюрера» и посещал он Штутгарт всегда в очень суетливом темпе.

Сам швабский округ Вюртемберг сопротивлялся ему очень стойко.

В середине 20-х, после Баварии партия впервые пустила здесь корни. Правда, здесь с самого начала признавали руководство Гитлера лишь с известными ограничениями.

Население Вюртемберга принадлежит к различным вероисповеданиям, не признало нацизм как политическое течение
Гитлеру более или менее удалось завоевать одним натиском движение "фелькише" в Саксонии; в Тюрингии это удалось наполовину, но в швабском Вюртемберге он потерпел полную неудачу.

Съезд вюртембергских "фелькише", выслушав в середине июня большую речь Гитлера, в которой он предлагал подчинить движение "фелькише" в Вюртемберге его руководству и влить его в мюнхенскую национал-социалистическую партию, отклонил это предложение.

Преобладающее большинство вюртембергских "фелькише", возглавляемое профессором Мергенталером и депутатом ландтага Штегером, отвернулось от Гитлера.

За ним осталась в Вюртемберге только местная штутгартская организация, руководимая честным, но мало энергичным Мундером.

В итоге швабское население округа раз за разом отвергало нацизм и Гитлеру удалось установит там власть только после прихода к власти в Германии

В первую очередь очень верующие хуторяне, предпринематели, пиетисты очень трудно поддавались влиянию национал-социализма. Евреев очень уважали, так что антисемитизм не был популярен.
В средневековье швабы не только ни на кого не нападали. но еще и не преследовали евреев. Несмотря на требования имперских властей
Ни одного шваба не было в руководящей верхушке партии. Во время Нюрнбергского процесса среди подсудимых был всего один шваб

Константин фон Нейрат – шваб, министр иностранных дел до Рибентропа (1932-1938) и потом Рейхспротектор Чехословакии (1939-1941), уволенный со всех этих постов за МЯГКОХАРАКТЕРНОСТЬ.

Имелось виду что в нем недостаточно жесткости по отношению к населению оккупированных территорий

Штутграртский бюргомистр Штрёли работал на сопротивление. Минстр финансов до 1941 Альфред Делингер так никогда и не вступил в их партию Министр культуры Зимпфендёрфер вышел из партии из-за протеста против «Восточной политики»..

А племянник будущего бундеспрезидента Теодора Хойса – Конрад, преподававший в офицерской школе в Потсдаме, читал мораль в 1943 году строю кадетов:

"Я знаю только одну порядочную партию в стране – это Немецко-демократическая партия Вюрттемберга (т.е. Швабии)."


Георг Эльзер совершивший оно из двух покушений на Гитлера был швабом из округа Вюртемберга


Клаус Шенк фон Штауффенберг осуществивший второе покушение тоже был швабом из округа Вюртемберг

Были ли военные преступники швабы? Были, но очень мало.

Из 22 крупнейших послевоенных процессов в Германии, в результате которых понесли наказание 531 человек, в большинстве своем высшую меру.

На 60% высшее руководство концлагерей было австрийское, австрийские немцев. А швабов среди них инфинитисимально мало.

Не было ни одного шваба в личном составе таких прославленных своим ужасом концлагерей:

- Бухенвальда
- Флоссенбюрга
- Майданека
- Равенсбрюкен
- Нордхаузена

Были:
- Освенцим: Вильгельм Богер. Лагерное гестапо. Один из 20 осужденных.
- Берген-Бельзен: Франц Хёслер. Замкомменданта. Один из 45 осужденных
- Дахау: 5 из 40 осужденных – Вильгельм Вагнер (СС-Гауптштарфюрер), Отто Фёшнер (СС-Штурмбанфюрер), Ганс Айзеле (СС-Гауптштурмфюрер), Альфред Лаустерер (Шарфюрер), Альбин Гретч (Унтершарфюрер)
- Маутхаузен: Виктор Цоллер (СС-Гауптштарфюрер). Один из 61 осужденного.

В этих лагерях 20 из 531 осужденных преступников – швабы., всего 3,76% .

Это применимо ко всему тому времени и очень характерно.

Сейчас швабы официально в Вюртемберге. Ну и в западной Баварии – Аугсбург, Мемминген, Кемптен

ШВАБЫ В РОССИИ
Мало кто знает но большинство российских немцев это швабы

Выходцы из Швабии, а также из соседних с ней территорий Германии, Франции (Эльзас) и Швейцарии, в ходе немецкой колонизации начинают появляться в России c конца XVIII в., когда в результате Манифеста Екатерины II возникают поселения иностранных колонистов на берегах Волги.

Но, как отмечают исследователи (Г. Дингес, В. М. Жирмунский), на Волге носители швабских диалектов были представлены незначительно, здесь преобладали в основном выходцы из Гессена.

Значительный поток выходцев из Швабии приходится на начало XIX в. и связан с разорением государств южной Германии в результате Наполеоновских войн.

В это время швабские переселенцы селились на черноморском побережье Украины, где составили значительную часть населения немецких колоний.

Еще одна волна швабской колонизации в Россию связана с протестантской сектой «вюртембуржских сепаратистов», которая в ходе религиозных гонений в 1819—1822 годов добивается переселения на Кавказ (где по их представлениям располагалась «земля обетованная»), на территорию нынешних Грузии и Азербайджана.

Так, например, швабами был основана колония Хеленендорф, ныне крупный винодельческий центр в Азербайджане город Гёйгёль. К 30-м годам ХХ века в Закавказье насчитывалось 21 швабское поселение, общая численность (по переписи 1939 года) составляла 44093 человека

Делегаты 11-го Всероссийского съезда Советов (19-29 января 1924 г.)
и 2-го Всесоюзного съезда Советов (26 января - 2 февраля 1924 г.).
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941. Изд. 2-е. М.: МСНК-Пресс, 2007, с. 539.

В языковом плане швабский диалект в России в результате контактов с другими немецкими диалектами подвергся процессу выравнивания.

В Поволжье, где основу иностранных колонистов составляли выходцы из средней Германии, швабский диалект был практически вытеснен. Диалект поволжских немцев, отличающийся по мнению диалектологов значительной единообразностью, является в своей основе средненемецким диалектом (с признаками как восточно- так и западнонемецкого диалекта).

В Причерноморье, в отличие от Поволжья, как уже отмечалось, среди немецких колонистов были представлены прежде всего выходцы из Южной Германии — носители южнофранкских и швабских диалектов. Здесь также шел процесс смешения и выравнивания немецких диалектов.

В силу своей близости к литературной норме, основу смешанных диалектов составляли южнофранкские диалекты, а швабские сохранялись в виде вторичных признаков.

И.Шваб председатель ЦИК Поволжской АССР

В чистом виде швабский диалект сохранялся в немецких колониях Закавказья. Это связано с территориальной и, прежде всего, религиозной изоляцией немецкого населения местных колоний от других ареалов немецкого расселения в России и СССР (вплоть до 1941 года).

А швабский диалект — особенный. В швабском диалекте почти к каждому слову прилепляется уменьшительно-ласкательный суффикс «ле», понятный каждому немцу, но нигде, кроме Швабии, не употребляемый.

Можно вспомнить что среди советских граждан немецкого происхождения было много героев, которые стойко боролись с нацизмом.

Учитывая что большинство российских немцев это швабы то это обьясняет их стойкую борьбу с нацизмом
Они немцы? Да, но не такие как все. Они были совсем не агрессивны и не тяготели к садизму и человеконенавистничеству как основная часть немцев

Однажды отправился наш Домовёнок в гости к своим немецким родственникам - домовым-кобольдам, обмениваться ценным опытом в сфере уборки помещений. Да так хорошо нашли общий язык, что Домовёнок прожил в Штутгарте целый месяц. И вот как-то раз возвращается он домой после удачной генеральной уборки, а на двери висит странная, загадочная табличка. На ней по-немецки написано слово «Kehrwoche», а рядом нарисована картинка: метла и ведро воды с тряпкой. «Что за странное украшение и кто мог его повесить?» - озадачился Домовёнок. И отправился к брату Кобольду за советом.

Кобольд усмехнулся, налил дорогому родственнику хорошую кружечку пенного «Schwabenbräu» и начал свой рассказ.

Не секрет, дорогой брат, что у нас тут, в земле Баден-Вюрттемберг и в Западной Баварии, живут не обычные немцы, а швабы. У нас особый диалект, свои традиционные блюда, свои обычаи. В Германии к швабам относятся с большим юмором. О нас испокон веков сочиняют разные шутки, анекдоты, нелепые истории. Например, говорят, что если шваб в свободное время ничего не строит и не ремонтирует, значит, в руках у него ведро и веник! Смеются, значит, над нашей традиционной любовью к чистоте, удивляются, что у нас нигде нет ни соринки.

Конечно, не сказать, что все остальные немцы - сплошь неряхи и грязнули. Сейчас, в XXI веке, Германия славится на весь мир своим образцовым порядком, чистотой и опрятностью. Но в Средние века, когда в немецких городах не было ни мусорных баков, ни канализации, первые чистые города появились именно в Швабии. В те времена весь мусор, помои, золу люди попросту выливали где-нибудь на задворках своих домов. Повсюду царила ужасная вонь, болезни выкашивали целые города. Тогда-то граф Вюртембергский издал первый, и по тем временам невероятно прогрессивный указ: сливать нечистоты только за границей города, и притом исключительно в ночное время.

С этими словами Кобольд достал из книжного шкафа внушительный свиток, развернул его и процитировал:

1492 год, «Штутгартское городское право». «Чтобы сохранить город чистым, каждый должен вывозить из города свои нечистоты раз в 14 дней, причём исключительно ночью. Тот, у кого в доме нет туалета, должен относить помои к реке»... Таков был указ нашего графа. И как ты думаешь, брат Домовёнок, подействовало? Ничуть не бывало. В те времена немцы ещё не были такими порядочными и законопослушными, как сейчас. Им было очевидно, что за никто никогда не сможет проследить, выполняют ли они волю своего господина. Тогда хитрый граф придумал, как улучшить закон, и в новой редакции он произвёл уже самую настоящую гигиеническую революцию.

Отныне и впредь добропорядочным бюргерам предлагалось доносить на своих нечистоплотных соседей. Если они видели нарушения, но не сообщали о них, то подлежали наказанию вместе с грязнулями. Если же сообщали, то получали поощрения. Именно эта новая схема заработала бесперебойно, и очень скоро в городах Швабии стало по-настоящему чисто.

Конечно, со временем система доносов стала не нужна - люди перевоспитались, сами стали более чистоплотными. Но некоторые средневековые традиции сохранились по сей день. Взять хотя бы загадочную табличку у тебя на двери.

В грубом переводе с немецкого языка, слово «кервохе» означает «неделя уборки». В эту неделю жилец квартиры несёт ответственность за чистоту вокруг своего дома. Кервохе может быть «малой»: тогда жилец всю неделю подметает и делает влажную уборку на своей лестничной клетке и в подъезде. Время от времени бывает и «большая» кервохе, когда ответственность жильцов распространяется и на пространство вокруг дома. Как правило, эти обязанности даже прописаны в договоре аренды и в правилах проживания.

Призадумался наш Домовёнок и вспомнил одну интересную теорию. У нас в России человек может жить в безупречно чистой квартире, но всё, что дальше порога, он воспринимает как «не своё», «чужое». Поэтому на лестничной клетке, в подъезде, не говоря уже о дворе, может твориться полный бардак. Этот бардак начинается с мусора и грязи, а заканчивается необустроенной детской площадкой, сломанными скамейками, перегоревшими фонарями, незаконным строительством, вырубкой деревьев... А ведь если бы мы осознали, что всё, что вокруг нашего дома - тоже «наше», то и города давно бы стали чище, уютнее и удобнее для жизни. Быть хозяином - это хорошо. И не просто управляющим отдельно взятой «своей крепостью», а хозяином своего района, города, своей жизни!

Подумал-подумал Домовёнок, а потом взял веник, ведро, тряпку и отправился подъезд прибирать. Всё-таки кервохе.

В языковом плане швабский диалект в России в результате контактов с другими немецкими диалектами подвергся процессу выравнивания. В Поволжье, где основу иностранных колонистов составляли выходцы из средней Германии, швабский диалект был практически вытеснен. Диалект поволжских немцев, отличающийся по мнению диалектологов (Вейлерт А. А.) значительной единообразностью, является в своей основе средненемецким диалектом (с признаками как восточно- так и западнонемецкого диалекта). В Причерноморье, в отличие от Поволжья, как уже отмечалось, среди немецких колонистов были представлены прежде всего выходцы из Южной Германии - носители южнофранкских и швабских диалектов. Здесь также шел процесс смешения и выравнивания немецких диалектов. В силу своей близости к литературной норме, основу смешанных диалектов составляли южнофранкские диалекты, а швабские сохранялись в виде вторичных признаков (В. М. Жирмунский).

В чистом виде швабский диалект сохранялся в немецких колониях Закавказья. Это связано с территориальной и, прежде всего, религиозной изоляцией немецкого населения местных колоний от других ареалов немецкого расселения в России и СССР (вплоть до 1941 года).

Среди признаков, отличающих швабский диалект от других верхненемецких диалектов можно назвать:

  • переход в : daut (tot);
  • в : knui (Knie)
  • переход st, sp в любых позициях в št, šp: brušt (Brust), haš (или hašt) (hast)
  • отпадение -n-, -en перед -d- и в окончании: hã:d (Hand), gaõ: (gehen) и др.
  • использование в качестве уменьшительно-ласкательного суффикса -le, -rle вместо литературного -chen, например «Buberle» - «Bubchen» (мальчик).

Примечания

Ссылки

  • Швабский диалект с аудиопримерами произношения и традиции швабов на Портале о странах

Wikimedia Foundation . 2010 .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ