Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В соответствии со статьей 977 Гражданского кодекса Республики Казахстан, автору произведения принадлежат такие личные неимущественные права, как право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, а также право на обнародование.
Право на обнародование является одним из самых непростых личных неимущественных прав автора. Именно оно предоставляет автору право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц, определив время и способ доведения произведения до сведения других субъектов.
Согласно подпункту 32) Закона Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве), под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным публике посредством его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, доведения до всеобщего сведения и иными способами.
Как видно, в определении права на обнародование произведения в Законе об авторском праве упоминается опубликование, публичный показ, публичное исполнение, доведение до всеобщего сведения. Рассмотрим каждое из этих авторских правомочий, закрепленных в Законе об авторском праве.
Под опубликованием понимается предложение публике с согласия автора либо иного правообладателя на объекты авторского или смежных прав экземпляров произведения, записи исполнения или фонограммы в количестве, удовлетворяющем разумные потребности публики (пп. 14) ст. 2).
Публичное исполнение — это исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств, в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 16) статьи 2).
Публичный показ — показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино, телекадра на экране с помощью любого другого технического средства или любым иным способом (в отношении аудиовизуального произведения — показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не являющиеся членами семьи (подпункт 17) статьи 2).
И, наконец, доведение до всеобщего сведения определяется как сообщение объектов авторского права и (или) смежных прав по проводам или средствами беспроволочной связи, при котором публика может осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по ее собственному выбору (в интерактивном режиме) (подпункт 13 статьи 2)
К иным способам обнародования произведения относится передача в эфир — сообщение произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия (подпункт 44 статьи 2). Анализ легального определения права на обнародование позволяет прийти к следующим выводам.
Во-первых, для признания определенного действия автора обнародованием необходимо обеспечить доступ публике всего произведения, а не его отдельных частей, фрагментов и т.д. Например, реклама фильма путем показа отдельных его фрагментов еще не означает, что фильм обнародован. Точно так же не является обнародованием диссертации опубликование ее автореферата и т.д.
Во-вторых, для признания факта обнародования необходимо, чтобы произведение было доведено до всеобщего сведения, то есть оно должно стать доступным публике или, другими словами, общедоступным. Доведение произведения до сведения ограниченному кругу лиц в лице родственников, рецензентов и т.д. означает, что произведение еще не обнародовано. Суть доведения до всеобщего сведения в том, чтобы именно неопределенный круг лиц имел возможность ознакомиться с произведением, получить к нему доступ, независимо от того, проявил ли кто-либо реальный интерес к данному произведению или не проявил. Может даже случиться и так, что никто не прочитал данное произведение (или не посмотрел фильм и т.п.), однако суть — иметь одну только возможность с произведением ознакомиться любому желающему, а не только ограниченному кругу лиц.
В-третьих, совершенно не имеет значения способ доведения произведения до сведения публики. То есть обнародовать произведение можно любым способом, в том числе и ранее не известным. Так, например, еще в недавнем прошлом спорным был вопрос обнародования произведения в сети Интернет в части распространения на него сферы действия законодательства об авторском праве. В настоящее же время не осталось никаких сомнений в том, что с помощью сети Интернет также можно обнародовать произведение и, тем самым, довести его до сведения общества.
В-четвертых, необходимым условием обнародования произведения является согласие автора. Это означает, что если произведение стало известным широкому кругу лиц, но без согласия автора, то признать произведение обнародованным ни в коем случае нельзя. При этом считаем, что согласие автора на обнародование произведения может быть дано путем составления им завещания, где его воля на обнародование произведения выражена явным образом, то есть путем прямого указания на это завещателем-автором.
Территория обнародования произведения посредством его опубликования также является немаловажной с точки зрения тех правовых последствий, которые могут иметь существенное значение для самого автора. Так, пункт 2 статьи 5 Закона об авторском праве устанавливает правило, что произведение считается опубликованным в Республике Казахстан, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами Республики Казахстан оно было опубликовано на территории Республики Казахстан.
Необходимо также отметить, что право на обнародование включает в себя право на придание произведению объективной формы, определение его окончательного вида, в котором оно будет обнародовано, а также право определения способа, которым впервые будет открыт доступ к нему публике. Следовательно, право на обнародование оказывается тесно связанным с другими правомочиями автора. Охрана определенной автором формы произведения обеспечивается, прежде всего, в рамках права на защиту репутации автора. А при открытии доступа к произведению реализуются не только право на обнародование, но и право на использование произведения.
В этой связи проблемным является вопрос разграничения различных авторских прав. Так, М.В. Гордон полагал, что и после опубликования произведения право на опубликование частично сохраняется у автора в виде права запрещать дальнейшее использование произведения без внесения определенных изменений . Представляется, что логичнее было бы включать право требовать подобных изменений в право на защиту репутации автора в части, касающейся, например, исправления ошибок. В то же время, если дальнейшее использование произведения невозможно для автора в связи с изменением его взглядов, появлением новых научных данных и т.п. (в этих случаях произведение может уже не отражать личность автора адекватно) – здесь есть место праву на отзыв произведения. Теоретически не исключено, что в дальнейшем автор может вновь вернуться к предыдущему варианту своего произведения и признать его пригодность для доведения до сведения общества, тогда можно говорить о своеобразном «повторном опубликовании» .
Признание произведения обнародованным влечет определенные правовые последствия.
Так, обнародование произведения имеет значение с точки зрения определения охраноспособности объекта. Как известно, статья 5 Закона об авторском праве устанавливает, что авторское право распространяется:
1) на произведения, обнародованные на территории Республики Казахстан либо необнародован-ные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, независимо от гражданства авторов и их правопреемников.
В этом случае, если произведение не находится в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, ему будет предоставлена охрана только при условии его обнародования на территории Республики Казахстан.
2) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами — гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками;
В данном случае обнародование, на первый взгляд, не имеет большого значения, так как с учетом первого подпункта произведения казахстанских граждан будут охраняться независимо от их обнародования. Однако здесь значение обнародования проявляется в другом отношении. Гражданство лица может меняться в процессе жизни. В отношении же установления охраноспособности произведения имеет значение гражданство автора на момент обнародования. Соответственно, выбор момента обнародования будет влиять и на статус произведения.
3) на произведения, обнародованные за пределами Республики Казахстан либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами (их правопреемниками) — иностранцами, лицами без гражданства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Здесь применимость соответствующего международного договора может зависеть от момента обнародования произведения. В частности, произведения граждан стран, присоединившихся к Всемирной конвенции об авторском праве, будут охраняться, если их обнародование произошло после 26 мая 1973 года, а в отношении граждан стран-членов Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – после 12 марта 1995 года.
Влияние обнародования произведения на возможность его использования без согласия автора. Так, статьи 18, 19, 20, 22 Закона об авторском праве, говоря о различных случаях использования произведения, не требующих согласия автора, указывают, что произведение должно быть правомерно обнародовано. Но также есть случаи подобного использования произведения, при котором обнародование не является обязательным условием. Так, например, статьей 23 Закона об авторском праве установлено, что допускается без согласия автора
или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение произведений для судебного и административного производства в объеме, определенном такой целью. В данном случае произведение может быть как обнародованным, так и необнародованным. При этом в результате такого использования произведение обнародованным не становится.
Следует обратить внимание, что в некоторых статьях Закона об авторском праве упоминается «обнародование», в других же – «опубликование». И поскольку понятие «опубликование» является более узким, чем «обнародование», может возникнуть ситуация, когда произведение будет обнародовано, но не опубликовано. Так, к примеру, статья 20 Закона об авторском праве гласит, что «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведение из своих фондов;
2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстрации) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) организациями образования для аудиторных занятий.».
Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений посредством фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (подпункт 18) статьи 2 Закона об авторском праве). Все это означает, что если произведение было обнародовано на интернет-сайте, то, ссылаясь на положение статьи 20 Закона об авторском праве, его нельзя распечатать и использовать для аудиторных занятий в школах, институтах, университетах и т.д. И в том случае, если произведение размещено на интернет-сайте средства массовой информации, то до тех пор, пока оно не будет напечатано в газете или журнале, оно не будет подпадать под указанное ограничение авторских прав.
Таким образом, зависимость большинства ограничений авторских прав от обнародования (опубликования) произведения часто не учитывается на практике. Многие считают, что цитировать можно любое произведение, в действительности же это не так.
Влияние обнародования произведения на возможность исчерпания авторских прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона об авторском праве, «если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты вознаграждения». Другими словами, владельцы экземпляров произведений могут распространять их, не спрашивая согласия автора. Немаловажным здесь является то, что данная норма указывает на опубликование произведения как на обязательное условие исчерпания права. Соответственно, если произведение введено в гражданский оборот с согласия автора, но формального опубликования произведения не произошло, то правило об исчерпании права применяться не должно. Конечно же, такое дополнительное ограничение правила об исчерпании права является лишним, ведь если автор сам вводит произведение в коммерческий оборот, он не должен препятствовать дальнейшей перепродаже экземпляров. Однако лишняя перестраховка, с одной стороны, тоже не помешает.
Влияние обнародования произведения на срок его охраны. Как известно, в ряде случаев начальный момент отсчета срока охраны определяется именно по моменту обнародования произведения.
Согласно действующему законодательству, авторское право может возникать только у физических лиц. Юридические лица могут обладать только исключительными (имущественными) авторскими правами. Соответственно, даже в случае перехода авторских прав к работодателю, срок охраны авторских прав все равно будет зависеть от продолжительности жизни физического лица – автора.
Сроку действия авторского права посвящена статья 28 Закона об авторском праве. Так, согласно данной статье, авторское право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение семидесяти лет после даты его правомерного обнародования (пункт 4 статьи 28).
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и семидесяти лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (пункт 5 статьи 28).
Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет в течение тридцати лет после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после его выпуска в свет, считая с первого января года, следующего за выпуском произведения в свет (пункт 6 статьи 28).Получается так, что начало исчисления срока действия авторского права установлено в данном случае моментом обнародования произведения. Для сравнения, в России пунктом 5 статьи 27 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что «авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска».
Далеко небезразличным является момент обнародования произведения для тех лиц, для которых оно создается, в частности, работодателя или заказчика. Вопрос обнародования служебных произведений является достаточно проблематичным.
Как известно, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, следовательно, то, что автор произведения написал его в период выполнения служебных обязанностей по заданию работодателя, не лишает его права обнародовать произведение. И, несмотря на то, что произведение создается на деньги работодателя, с использованием его информационных ресурсов и для последующего использования произведения, автора нельзя лишать права самостоятельно определить пригодность произведения для доведения до всеобщего сведения. Даже если создание произведения было связано с существенными материальными затратами для работодателя, автор всегда может запретить последующее использование произведения, если, например, считает его не совсем удачным. Это позволяет признать право на обнародование произведения весьма мощным оружием в руках автора.
И хотя, в целом, работодатель защищен несколько лучше работника, недобросовестный сотруд- открытия доступа неопределенному кругу лиц ник может доставить ему немало неприятностей, к служебному произведению, за исключением про-активно используя свое право на обнародование грамм ЭВМ и баз данных, созданных в порядке произведения. Снизить риск и предотвратить нега- выполнения служебных обязанностей или служеб-тивные последствия можно, определив в договоре ного задания работодателя, принадлежит автору с автором или в правилах внутреннего распорядка, служебного произведения». Данное предложение должностных инструкциях и т.п. (а лучше одновре- обосновано тем, что необходимо защитить инте-менно и в договоре, и во внутренних документах) ресы работодателя на тот случай, если автор про-порядок сдачи созданной работы с тем, чтобы факт изведения обнародует его самостоятельно, что по-сдачи прямо признавался работником согласием влечет негативные последствия для работодателя на обнародование произведения. Представляется, ввиду того, что затратив определенное количество что в этом случае будет достигнут справедливый времени и средств на результат деятельности ав-баланс интересов. тора, он не получит те выгоды, на которые вправе В настоящее время в Мажилисе Парламента был рассчитывать, поручая работнику создать тот Республики Казахстан находится проект Закона или иной интеллектуальный результат. Республики Казахстан «О внесении изменений и Однако в данном вопросе есть обратная сторо-дополнений в некоторые законодательные акты на медали. Работник, создавший, например, про-Республики Казахстан по вопросам совершенство- грамму ЭВМ, может быть заинтересован в обнаро-вания механизмов развития и защиты интеллекту- довании произведения, а работодатель не спешит альной собственности», в котором предлагалось это сделать. Считаем, что ограничение прав автора внести поправку в статью 14 Закона об авторском на обнародование ни в коем случае недопустимо праве, суть которой сводится к тому, что «право ни при каких обстоятельствах.

(Всегда д-я по опубликованию связаны с материальным носителем + обнародование всегда впервые и м/б устно; обнародование и опубликование в нек-х случаях м/ совпадать, могут не совпадать. Опубликование: ?? что представляет собой разумная потребность публики?? --- т.е. не все положения нормы имеют юридическое значение)

Ст. 1268 ГК. Под опубликованием (выпуск произведения в свет) следует понимать юридически значимые действия по выпуску в обращение экземпляров произведения. Представляющих собой копию произведения в любой материальной форме так же с согласия автора и в количестве, необходимом для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Опубликование представляет собой один из способов обнародования. Произведение может быть опубликовано неоднократно, а реализовать право на обнародование можно один раз, за исключением отзыва произведения, после которого произведение может быть обнародовано вновь.

19. Право на воспроизведение.

Право на воспроизведение произведения - одно из важнейших правомочий авторов. Под воспроизведением понимается изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного и более экземпляров трехмерного произведения.

Ст. 1273 ГК РФ предусматривает, что допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведения баз данных или их существенных частей; воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев адаптации программы для ЭВМ, изготовления ее резервной копии и модификации программы, предусмотренных ст. 1280

20. Служебные произведения.

Правовое регулирование служебных произведений

Любое произведение должно соответствовать критериям охраноспособности!!!

(Дробление прав в целях наследования не допускается (например, у одного – право на воспроизведение, у другого – право на распространение))

Институт служебных произведений достаточно давно известен российскому гражданскому законодательству. Нормы о служебном произведении закреплены в ст. 1295 ГК РФ.

К категории служебных относятся произведения, созданные в пределах, установленных для работника, трудовых обязанностей. Ранее существовавшие указания закона о возможности служебного задания, направленного на создание служебного произведения, действующая редакция ст. 1295 ГК не содержит.

К особенностям правового режима служебного произведения можно отнести:

1. Имущественные права на созданное произведение переходят к работодателю, если иное не предусмотрено соглашением работника и работодателя. В данном случае переход имеет место в силу закона. Личные неимущественные права всегда сохраняются за автором, т.е. за работником.

2. За факт создания и прежде всего за использование произведения работодатель обязан выплатить работнику особое вознаграждение, превышающее обычный размер оплаты труда этого работника. Указанная обязанность работодателя сохраняется и в том случае, когда он сообщил работнику о сохранении произведения в тайне. Размер вознаграждения должен определяться соглашением сторон. Как вариант, допускаются установление фиксированного размера вознаграждения либо определение размера вознаграждения в форме процента от прибыли, получаемой работодателем за использование служебного произведения (использование может быть различным – чем больше форм использования, тем больше размер вознаграждения должно быть, но у нас даже договор не всегда заключается).

3. Вопросы создания и использования служебных произведений должен решаться прежде всего в рамках заключенного трудового договора либо специального соглашения об использовании служебного произведения (такое соглашение будет носить гражданско-правовой характер).

4. Не влияет на квалификацию произведения служебным время и место его создания.

5. Факт использования материалов и оборудования организации не приводит к определению произведения как служебного.

Правовой режим служебного произведения не изменится, если работник уволился.

Не имеет значения - штатный работник или совместитель.

(главное – произведение создается в рамках выполнения трудовой функции)

Именно работник решает вопрос о степени завершенности произведения (например, дизайнер вправе уничтожить дизайнерский эскиз).

Псевдоновелла (с 1992 г.): ст. 1295 ГК устанавливает для авторского права правило, согласно которому, если работодатель в течение 3-х лет не совершит одного из трех юридически значимых действий, - а именно – 1) не начнет осуществлять свое право использования служебного произведения либо 2) не предоставит такое право другому лицу либо 3) не сообщит работнику о сохранении произведения в тайне, - то работодатель утрачивает это право. (Л.Г.: элементы секундарного правомочия могут возникать) Представляется, что на практике оправдано с сообщением о сохранении произведения в тайне работника ознакомить, предоставив ему соответствующий приказ. Однако и в этом случае работодатель вправе использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания.

В отношении служебных произведений не распространяется право на отзы в.

(Правоприменительная практика: с момента фактической передачи произведение является служебным)

Статья 1295. Служебное произведение

При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Комментарий к Ст. 1268 ГК РФ

1. Французский юрист А. Дебуа отмечал, что право на обнародование является «первым из атрибутов» личного неимущественного права, даже если оно и рассматривается после остальных и служит им «фундаментом» .

Право на обнародование произведения как личное неимущественное право было предусмотрено как ГК РСФСР 1964 г., так и Законом об авторском праве и смежных правах, причем ГК РСФСР 1964 г. не разграничивал понятия «обнародование» и «опубликование». Опубликование представляет собой один из способов обнародования. Произведение может быть опубликовано неоднократно, а реализовать право на обнародование можно один раз, за исключением отзыва произведения, после которого произведение может быть обнародовано вновь.

Право на обнародование включает в себя два элемента:

2) совершение действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения.

Произведение считается обнародованным после совершения названных действий в совокупности. Для автора осуществление права на обнародование может выражаться в передаче материального носителя произведения работодателю, даче согласия на использование произведения одним из способов, в том числе путем заключения соответствующего договора. В то же время этих действий недостаточно для того, чтобы считать произведение обнародованным. В том случае, если работодатель сохранит произведение в тайне, пользователь не совершит действий по воспроизведению, распространению, показу произведения и т.д., произведение не будет обнародованным и в дальнейшем, например, по истечении срока действия исключительного права на произведение, может возникнуть право публикатора в соответствии с § 6 гл. 71 ГК РФ.

Обнародование является также юридическим фактом, имеющим важное значение для определения начала течения срока действия авторского права в случае, если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, а также для реализации права на отзыв, осуществления управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения, определения охраноспособности произведения в зависимости от места обнародования, если автор не является гражданином РФ, возможности свободного воспроизведения произведения в личных целях, в информационных, научных, учебных или культурных целях и т.д.

В то же время необходимо учитывать, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной или устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК).

2. В случае смерти автора право на обнародование произведения может быть реализовано наследниками в течение 70 лет после смерти автора (об исключениях из общего правила о продолжительности срока действия исключительного права см. комментарий к ст. 1281 ГК). Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора (п. 3 ст. 1281 ГК).

В случае обнародования произведения по истечении срока действия исключительного права у его публикатора возникают смежные права, охраняемые в течение 25 лет (см. комментарии к ст. 1337, 1340 ГК).

При нарушении наследниками или иными лицами воли автора в отношении обнародования произведений законодательством не установлена специальная ответственность. Целесообразно было бы предусмотреть для наследников и публикаторов прекращение правовой защиты исключительных прав на такие произведения как результат действий, подпадающих под п. 3 ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правами.

Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений.

Ответ: Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованныe и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним - на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те и другие произведения, что специально подчеркивается в ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Однако если необнародованные произведения охраняются законом без каких-либо изъятий, то обнародованные произведения в-некоторых прямо предусмотренных в законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу этого понятия «обнародование» и «опубликование» играют в авторском праве России весьма значительную роль. Прежде всего следует отметить, что разграничение понятий «обнародование» и «опубликование» в российском авторском праве стало проводиться лишь с принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В ранее действовавшем законодательстве существовало единое понятие «опубликование» (выпуск в свет), содержание которого практически совпадало с содержанием используемого ныне в законе понятия «обнародование». В соответствии со ст. 476 ГК РСФСР 1964 г. произведение считалось выпущенным в свет (опубликованным), если оно было издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо другим способом сообщено неопределенному кругу лиц. Как видим, закон исходил из того, что опубликование могло быть осуществлено любым способом, в том числе и таким, который не связан с фиксацией произведения на материальном носителе. Нетрудно заметить, что такое понятие опубликования расходилось с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве. Согласно ст. VI указанной Конвенции под опубликованием следует понимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия. Иными словами, опубликованием признается лишь воспроизведение произведения в материальной форме, да и то не в любой, а только в такой, которая связана с возможностью читательского или зрительского восприятия. После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в советское авторское законодательство был внесен ряд существенных изменений, однако понятие «опубликование» осталось прежним. Такому положению в юридической литературе давались диаметрально противоположные оценки (См., напр.: Матвеев Ю. Г. К вопросу о присоединении СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. // Проблемы современного авторского права/Отв. ред. М. М. Богуславский, О. А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 37-38; и др.), однако практика занимала в этом вопросе компромиссную позицию: к произведениям иностранцев, являющихся гражданами государств - членов Всемирной конвенции, применялось конвенционное понятие опубликования; к произведениям советских граждан применялись положения советсого законодательства. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» используется как понятие «обнародование», так и понятие «опубликование». Согласно ст. 4 Закона обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение уступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. В отличие от этого опубликованием считается выпуск в обращение экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Как видим, несмотря на известную близость, рассматриваемые понятия имеют несовпадающее содержание. При определенных условиях опубликование может явиться одним из способов обнародования произведения; при других условиях опубликование приобретает значение самостоятельного юридического факта, порождающего особые правовые последствия. Иногда это обстоятельство в литературе игнорируется. Так, Э.П. Гаврилов считает, что «поскольку опубликование произведения является частным случаем обнародования, опубликование произведения, производимое после обнародования, уже не меняет правового статуса произведения» (Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 30.). Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим основные признаки обнародования и опубликования и их правовые последствия. Понятие «обнародование» характеризуется следующими основными моментами. Во-первых, в какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает собой действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно лишь один раз, если только автор не воспользовался своим правом на отзыв уже обнародованного произведения (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), а затем вновь сделал свое произведение доступным для публики. Во-вторых, доведение произведения до сведения третьих лиц лишь тогда приобретает юридическое значение обнародования, когда это Делано с согласия автора или его правопреемников. Обнародование произведения, которое является одним из важнейших прав автора, прямо связано с волеизъявлением автора, его желанием и готовностью представить произведение на суд публики. Если произведение обнародовано помимо его воли, оно с юридической точки зрения сохраняет режим необнародованного. На этом основании автор вправе воспрепятствовать свободному использованию произведения, когда закон это допускает; он может потребовать изъятия экземпляров произведу ния из обращения, может обязать нарушителя опубликовать в печати сообщение о нарушении его прав и т. п. В-третьих, обнародование произведения может быть осуществлено с помощью любых действий, которые делают произведение доступ, ным для публики, в том числе путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способе^ В законе дается лишь примерный перечень способов обнародования которые являются наиболее распространенными. По смыслу закона для обнародования вполне достаточно одного экземпляра произведения. Например, картина будет считаться обнародованной не только тогда, когда будут изданы ее репродукции, но и тогда, когда она будет помещена на выставке, показана по телевидению и т. п. В-четвертых, закон не связывает указанные выше способы доведения произведения до сведения третьих лиц с взиманием платы за это. Обнародованием будет считаться, например, как платный показ произведения, так и бесплатная его демонстрация. Кроме того, закон не требует, чтобы произведение было непременно фактически доведено до сведения третьих лиц; важно лишь, что для знакомства с произведением была создана реальная возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени, которая в соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке по крайней мере за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если никто, кроме официальных оппонентов, с ней фактически не ознакомился. В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться с произведением для неопределенного круга лиц. В данном случае предполагается, что в принципе каждый желающий может ознакомиться с произведением. Известно, однако, что иногда произведение распространяется хотя и среди достаточно широкого, но все же конкретного круга лиц, например, среди участников конференции, работников того или иного учреждения, членов определенной организации и т.п. Вопрос о том, считается ли это обнародованием, в каждом конкретном случае решается особо в зависимости, например, от числа читателей, зрителей или слушателей, доступности произведения для иных лиц и т.п. В-шестых, обнародование, даже если оно осуществлено самим автором или с его согласия, может быть аннулировано автором путем отзыва произведения. В этом случае произведение вновь приобретает режим необнародованного со всеми вытекающими отсюда последствиями. В отличие от обнародования, опубликование связывается россий ским законодательством лишь с такими действиями, которые означа ют выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словам речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанные действия должны быть так же, как и действия по обнародованию совершены с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Нетрудно заметить, что хотя данное Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» определение понятия опубликования значительно сблизилось с его определением во Всемирной конвенции об авторском праве, оно продолжает оставаться более широким. В самом деле, по прямому указанию Конвенции опубликованием считается выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. В частности, согласно Всемирной конвенции не признается опубликованием выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и любых иных произведений, так как они предназначены для слухового восприятия. Российский авторский закон подобных ограничений не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых экземпляров произведения, независимо от того, в какой конкретной материальной форме они выражены и в какой форме воспринимаются публикой. Налицо явное расхождение между положениями, закрепленными международным договором и внутренним законодательством. Цивилизованным выходом из рассматриваемой ситуации является приведение российского законодательства по данному вопросу в соответствие со ст. VI Всемирной конвенции. Однако и до того момента, когда это будет сделано, имеются достаточные основания для того, чтобы руководствоваться при определении понятия опубликования положениями Всемирной конвенции, а не нормой Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Как известно, Россия относится к числу тех стран, которые допускают непосредственное применение на своей территории положений международных договоров. Практически во всех основных законах, в том числе и в указанном Законе, содержится правило, которое гласит, что если международным договором, в котором участвует Россия, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила международного договора. Если учесть, что определение «выпуск в свет» сформулировано в Конвенции как вполне завершенное, т.е. не делающее отсылку к внутреннему законодательству каждой страны, участвующей в Конвенции, а четко определено самой Конвенцией, то оно и должно применяться судами и иными правоприменительными органами России. Иное решение вопроса не согласуется с Ринципами правового государства, о желании создать которое так много говорится в России в последние годы.

Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1268 ГК РФ

Статья 1268 ГК РФ. Право на обнародование произведения (действующая редакция)

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1268 ГК РФ

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи указывается и поясняется еще одно личное неимущественное субъективное право автора - право на обнародование произведения.

В отличие от других личных неимущественных авторских прав - права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, которые существуют и действуют в течение всего периода существования и использования произведения, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. Исключение составляет случай, предусмотренный ст. 1269 ГК РФ, он будет рассмотрен особо; вообще упомянутая статья содержит исключение, которое применяется очень редко и не колеблет общего правила.

2. Право на обнародование произведения - это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу). Перечень таких действий, относящихся к произведению, предусмотрен в п. 1 комментируемой статьи, и он не носит ограниченного, закрытого характера. Это - опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир. В этот перечень, конечно, следует включить и доведение произведения до всеобщего сведения.

Реализация прав на обнародование всегда сочетается с осуществлением определенного правомочия по использованию произведения, т.е. с осуществлением какого-либо имущественного права. В этой связи право на обнародование - частично - переходит по наследству и может быть предметом договора.

3. При реализации своего права на обнародование произведения автор решает (для себя) вопрос, готово ли его произведение и следует ли представлять его на суд публике.

1) к обнародованному произведению применимы многочисленные случаи свободного использования (ст. 1273 - 1276, 1280 ГК РФ), в то время как к необнародованному произведению они не применимы;

2) срок действия исключительного права на обнародованное произведение исчисляется иначе, чем на необнародованное;

3) презумпция копирования со стороны нарушителя применяется ко всем обнародованным произведениям, а к необнародованным эта презумпция применяется лишь в том случае, если будет установлено, что нарушитель знал о необнародованном произведении (имел к нему доступ).

Произведение, состоящее из отдельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ), не является обнародованием произведения. Так, публикация автореферата диссертации не является обнародованием самой диссертации, обнародование анонса кинофильма не делает кинофильм обнародованным.

Для признания произведения обнародованным не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с произведением; важно лишь, что произведение было доступно для всеобщего сведения.

4. В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия "опубликования произведения". Опубликование (или выпуск в свет) произведения - это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Опубликование, таким образом, имеет место в том случае, когда произведение воплощено в каком-либо материальном носителе (ст. 1227), и эти материальные носители (экземпляры, копии) поступают в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Какое число экземпляров произведения должно быть выпущено в обращение для того, чтобы считать опубликование состоявшимся, зависит от характера произведения. Важное значение для решения этого вопроса имеет и последующее депонирование некоторых экземпляров произведения в общедоступном месте (библиотеке, информационном центре и т.п.).

Опубликование (выпуск в свет) произведения, конечно, осуществляется с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

Судебная практика по статье 1268 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-14359, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений части I Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума № 25), под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети «Интернет». За исключением случаев...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13931/10, Высший арбитражный суд, надзор


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ