Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 1998 г.


Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июня 2018 г. N 24-П пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную, по имеющейся у него (сообщенной ему страхователем) информации, на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации - страхователю необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен


Постановлением Конституционного суда от 17 мая 2011 г. N 8-П настоящего Федерального закона признана не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 497-ФЗ

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ


Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ


Федеральный закон Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования

Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.


Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.


Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.


Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.


Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 165-ФЗ

Сложная экономическая ситуация в стране, которая пришлась на 90-е годы, не могла не отразиться на состоянии вооруженных сил. Это низкого уровня социальное обеспечение военного, устаревшая техника, отсутствие квалифицированных кадров в числе высшего руководства, наличие горячих точек. Начиная с рубежа веков, Президентом был выбран курс на модернизацию армии. В то время 25-летняя программа казалась такой недоступной, а сегодня она уже подходит к концу.

К сожалению, в сознании граждан изменения к лучшему происходят с гораздо меньшей скоростью, поэтому доля призывников, старающихся обойти службу стороной, еще довольно велика. Этот мотив и становится причиной необычайной заинтересованности вопросами организации призыва на срочную службу и на сборы офицеров запаса, призывного возраста и предельного возраста для резервистов.

Причины для организации сборов

Срочная служба не может снабдить армию личным составом в полном объеме. В долевом соотношении при ведении боевых действий на одного солдата приходится один военнослужащий из офицерского или сержантского состава. Это говорит о том, что в мирное время необходимо поддерживать в тонусе военное ремесло, тактические навыки командного состава, оттачивать умения и навыки не только действующих офицеров, но и пребывающих в запасе.

Ежегодный призыв граждан на военные сборы позволяет повысить квалификацию специалистов по военно-учетным специальностям, актуализировать навыки запасников, полученные при прохождении срочной службы и потерянные по причине технической модернизации армии. К тому же, само время становится поводом периодически освежать в памяти знания.

Кого по закону могут призвать

На последнем этапе организации сборов поименный список задействованных военнообязанных составляется по согласованию с органами местной власти, поэтому нельзя предугадать наверняка, призовут или нет. Можно лишь оценить вероятность, но для этого придется рассмотреть некоторые положения из закона о военной службе, определяющие, кто подлежит призыву на сборы:

  • Рядовые запаса, которые прошли срочную службу по призыву.
  • Граждане, имеющие отсрочку, но получившие военный билет после достижения 27-летнего возраста.
  • Офицеры запаса, уволенные из рядов ВС и состоящие в резерве.
  • Офицеры запаса, получившие звание после окончания ВУЗа, в котором проводилось обучение на военной кафедре.

Узнай: Как пишется характеристика на студента ВУЗа для военкомата

Заметим, что для участия в сборах нет требования наличия за плечами срочной службы в армии. Например, для последней категории граждан общий срок сборов будет засчитываться, как исполненная воинская обязанность. Отбор контингента проводится на основе востребованности кадров. Армейскую службу на сборах резервисты проходят как в вооруженных силах, так и в органах ФСБ или ФСО. С большой долей вероятности будут призваны граждане, которые имеют военно-учетную специальность или офицерское воинское звание.

Освобождение от сборов получают лица, имеющие ограничения по здоровью, или признанные негодными к службе во время прохождения медицинского освидетельствования. Не касаются учения и граждан, за которыми закреплена бронь предприятием или органами местной власти. Следующая категория освобожденных – педагоги. Семейные обстоятельства были и остаются уважительной причиной, чтобы не участвовать в указанном мероприятии. Только в отличие от освобождения по срочной службе, здесь гражданин должен иметь трех детей.

Обойдет стороной призыв на военные сборы и работников управленческого аппарата федерального и регионального уровня, служащих железнодорожного транспорта и авиации, сельскохозяйственных работников. Законное основание имеют студенты-очники, а также заочники во время сдачи сессии.

Как мы заметили, перечень всех исключенных категорий очень разнообразен. Теперь становится очевидной причина такого малого соотношения призванных к общему числу военнообязанных.

До какого предельного возраста гражданин считается резервистом

Второй по популярности вопрос, объединяющих всех лиц, давно живущих гражданской жизнью, определяет предельный возраст, при котором еще может прийти повестка на учебные сборы. Это и не удивительно, ведь каждый желает планировать свою деятельность, а, учитывая то, что большинство россиян обременены кредитами, штрафами, обязательствами по работе, делать перерывы подобно катастрофе.

Прежде чем озвучить конкретные показатели, обратим внимание на разрядность военнослужащих, которая определяет очередность призыва из запаса в военное время. Необходимость введения этого параметра продиктована различием в накопленных знаниях и опыте.

  • Первый разряд имеют граждане, которые прошли воинскую службу по призыву или по контракту. Вследствие того, что они представляют особую ценность для вооруженных сил, в случае мобилизации будут задействованы в первую очередь.
  • Второй разряд получают солдаты и офицеры, не имеющие реального военного опыта. Это те, кто получит билет после длительной отсрочки или выпускники военной кафедры.
  • Третий разряд старшим офицерам не присваивается, так как высший офицерский состав не может не служить.

Узнай: Кто считается уклонистом от армии, что грозит таким людям

Учитывая звание и разряд, определен крайний максимальный возраст для пребывания в запасе.

  • Рядовые, сержанты, прапорщики и резервисты, имеющие аналогичные звания ВМФ призываются до 35, 45 и 50 лет (по разрядам соответственно).
  • Звания младшего офицера позволит состоять на учете до 50, 55 и 60 лет.
  • Несколько увеличен порог для майоров и подполковников, его значения достигают 55, 60 и 65 лет.
  • Граждане, имеющие высшие офицерские звания, привлекаются вплоть до 70 лет.

Возникает непонимание, почему рядовой и полковник отличаются разными возрастными рамками? Разберемся, почему звание влияет на возраст, при котором происходит освобождение от призыва, ведь военные сборы, на первый взгляд, должны охватывать всех в равной степени. На самом деле все поддается логическому объяснению.

Великовозрастный боевой офицер представляет собой ценный кадр для вооруженных сил. Его ценность заключается не в том, что это боевая единица, а в опыте, который он может передать молодым командирам. Старшим офицерам, подлежащим призыву, предоставляют более комфортные условия. Именно этот фактор и позволил увеличить возраст. Такой расклад считается нормой и свидетельствует о том, что современная армия способна предоставить все необходимой для службы до 70 лет.

, от 21.04.2011 N 74-ФЗ , от 11.07.2011 N 208-ФЗ , от 19.07.2011 N 247-ФЗ , от 08.11.2011 N 309-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ , от 23.07.2013 N 251-ФЗ , от 04.06.2014 N 145-ФЗ , от 03.07.2016 N 227-ФЗ , от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

Статья 1. Объекты обязательного государственного страхования (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования

1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

родители (усыновители) застрахованного лица; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

подопечные застрахованного лица. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Статья 3. Дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Наряду с требованиями, предусмотренными Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для соискателей лицензии на осуществление обязательного страхования, соискатели лицензии на осуществление обязательного государственного страхования должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.";

Статья 4. Страховые случаи (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

инвалиду III группы - 500 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей; (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности. (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

3. Размер страховой суммы, применяемой страховщиком для расчета страховой премии, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Статья 6. Договор обязательного государственного страхования (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

1. Договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.

3. Договор страхования включает в себя соглашение о застрахованных лицах, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, о сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах выплаты страховых сумм выгодоприобретателю.

4. После заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке. При этом в уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, с приложением расчета страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах его размера.

Статья 7. Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию

1. Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Пункт 1 статьи 7 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части и ), 37 (части и ), 39 (части и ), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную, по имеющейся у него (сообщенной ему страхователем) информации, на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации - страхователю необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.06.2018 N 24-П).

2. Информация о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования), о страховщике должна быть предоставлена страхователем гражданину при поступлении его на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы, а также застрахованному лицу путем размещения на сайте страхователя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в местах, доступных для застрахованного лица, и в случае необходимости должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Страхователь обязан поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

2.1. Воинская часть, военный комиссариат, военно-медицинская и иная организация страхователя (далее - организация страхователя) обязаны уведомить выгодоприобретателей, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а при их отсутствии иных выгодоприобретателей о наступлении страхового случая, предусмотренного абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

3. В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев. (в ред. Федерального закона от 11.06.2008 N 86-ФЗ)

4. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

Статья 8. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование

1. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

2. Обязательное государственное страхование лиц, прикомандированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органом исполнительной власти, от которого прикомандированы указанные лица. (в ред. Федерального закона от 11.06.2008 N 86-ФЗ)

Статья 9. Размер страховой премии и размер страхового тарифа (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

1. Размер страховой премии определяется на основе страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, и страхового тарифа, размер которого определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

2. Размер страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, определяется как произведение размера страховой суммы, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона с учетом требований абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и количества застрахованных лиц.

3. Изменение размера страховой премии осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором страхования, с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

4. Порядок определения размера страхового тарифа, в том числе структура страхового тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядок обмена такими данными между страхователем и страховщиком устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

5. Включенные в структуру страхового тарифа и подлежащие возмещению страхователем расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования не могут превышать 6 процентов размера страховой премии.

6. Размер страхового тарифа, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, не подлежит изменению в течение срока действия договора страхования.

Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 208-ФЗ))

Статья 11. Порядок и условия выплаты страховых сумм

1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. (в ред. Федеральных законов от 11.06.2008 N 86-ФЗ , от 02.07.2013 N 165-ФЗ , от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительствам Российской Федерации.

2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ)

2.1. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 165-ФЗ от 02.07.2013 N 165-ФЗ

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Статус документа:

действующий

"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"

С изменениями и дополнениями от: 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 30 июня, 7 июля 2003 г., 21 июня 2004 г., 2 февраля 2006 г., 11 июня 2008 г., 21 апреля, 11 июля, 8 ноября 2011 г., 2, 23 июля 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 14 декабря 2015 г.

Статья 1. Объекты обязательного государственного страхования

Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования

1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики ) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования.

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи ) являются федеральные органы исполнительной власти, в которых Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели ) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица:

супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;

родители (усыновители) застрахованного лица;

дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;

отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;

несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;

подопечные застрахованного лица.

Статья 3. Дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования

Наряду с требованиями, предусмотренными Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для соискателей лицензии на осуществление обязательного страхования, соискатели лицензии на осуществление обязательного государственного страхования должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее чем два года.

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

Пополнив счет т. +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва) НА ЛЮБУЮ СУММУ

Написав отзыв о нашей работе (например, на сайтах spr . ru или otzovik.com или yell.ru)

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

После увольнения из армии в запас проходит некоторое время, и бывший военнослужащий утрачивает приобретенные знания и навыки. Это в равной степени относится как к рядовому, так и к офицерскому составу. Ведь в гражданской жизни некуда применять военные знания.

Кроме того, армия постоянно модернизируется и развивается. Поступает новое вооружение, разрабатываются новые доктрины и тактика ведения боевых действий. Постоянное совершенствование армейского обеспечения требует регулярной переподготовки военнослужащих запаса.

Для этих целей Министерство обороны РФ регулярно проводит военные сборы. Такие сборы проходят как для солдат, матросов и сержантов, так и для уволившихся из рядов ВС РФ офицеров, годных по состоянию и возрасту к несению военной службы.

Цели и продолжительность военных сборов

Военные сборы для граждан, находящихся в запасе, назначаются для их переподготовки и постоянной готовности к военной службе. Военные сборы разделяют на проверочные и учебные . Общая продолжительность одних военных сборов не должна превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов за все время пребывания гражданина в запасе не может превышать 12 месяцев. Исключение составляют резервисты. В соответствии с ст. 52 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе" пребывание гражданина на военных сборах засчитывается ему в общую продолжительность военной службы.

Призыв запасников на учебные военные сборы проводится не чаще одного раза в три года. Однако, в соответствии с нормами статьи 54 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проверочные сборы граждан, пребывающих в запасе проводятся вне зависимости от факта прохождения ими учебных сборов. Целью военных сборов может быть только переподготовка или проверка готовности к военной службе. Проведение военных сборов в других целях законами не допускается. Место, время и сроки проведения военных сборов назначаются Министерством обороны РФ.

Для офицеров запаса предусмотрены особые сроки проведения переподготовки . Для повышения воинской подготовки лица офицерского состава в запасе также проходят учебные сборы:

Для офицеров запаса 1-го разряда - каждый год на срок до трех месяцев;

Для офицеров запаса 2-го разряда - в течение 5 лет на 2 сбора продолжительностью до трех месяцев каждый;

Для офицеров запаса 3-го разряда - в течение 5 лет на 1 военный сбор.

Помимо этого, офицеры запаса могут быть призваны на проверочные сборы сроком до 10 дней, между сборами по переподготовке.

Суммарный срок сборов для офицеров запаса за время нахождения в запасе не может быть больше 30 месяцев.

Возраст переподготовки военнослужащих запаса

На военные сборы можно призывать только граждан, пребывающих в запасе. В соответствии с законодательством возраст запаса заканчивается:

У солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов I разряда в 35 лет;

У прапорщиков и мичманов II разряда в 45 лет;

У прапорщиков и мичманов III разряда в 50 лет;

У младших офицеров (лейтенантов, старших лейтенантов и капитанов) I, II и III разрядов в 50, 55 и 60 лет соответственно;

У майоров, капитанов третьего ранга I, II и III разрядов в 55 лет;

У подполковников и капитанов второго ранга I, II и III разрядов в 60 и 65 лет соответственно;

У полковников, капитаны первого ранга I и II разрядов в 60 и 65 лет;

У высших офицеров I и II разрядов в 65 и 70 лет соответственно;

У женщины, имеющих воинские звания офицеров в 50 лет;

У женщин в звании рядовых, сержантов и прапорщиков в 45 лет.

После достижения предельного возраста пребывания в запасе граждане переводятся в отставку и снимаются с воинского учета в соответствии с нормами статьи 53 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Точно так же происходит с гражданами, признанными не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Как проходит переподготовка военнослужащих запаса

Решение о призыве на военные сборы граждан в конкретном субъекте РФ оформляется приказом военного комиссара. Такой приказ военкомы издают на указе Президента РФ. Обычно Президент РФ ежегодно издает такой указ о военных сборах, которым определят категории и рода войск и силовых ведомств, в которых сборы пройдут.

Порядок прохождения военных сборов определяется Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке проведения военных сборов, утвержденном Правительством РФ по представлению Министра обороны России

Действия граждан, пребывающих в запасе, призванных на военные сборы

Первым делом при объявлении военных сборов необходимо пройти медицинское освидетельствование. Только после заключения врачебной комиссии запасник подлежит призыву для прохождения сборов.

Граждане, призванные на военные сборы, являются пребывающими на действительной военной службе и поэтому подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай ранения, контузии, гибели (смерти) или заболевания, которые могут получить в период нахождения на военных сборах. О прохождении переподготовки гражданину, находящемуся в запасе в установленном порядке делают запись в документе воинского учета, в соответствии с пунктами 15, 28, 29 Положения N 333.

После соблюдения всех формальностей происходит отправка граждан, призванных на переподготовку военнослужащих запаса из пункта сбора в военном комиссариате к месту проведения военных сборов. Граждане, не явившиеся без уважительных причин в положенный срок по месту, указанному в повестке военкомата или другого органа, осуществляющего воинский учет, будут привлечены к административной или уголовной ответственности в соответствии со статье 7 Закона РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ.

За неявку военнослужащего запаса по повестке без уважительных причин предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. При злостном уклонении от явки на переподготовку предусмотрена уголовная ответственность согласно статей 337,338 и 339 Уголовного кодекса РФ.

Во время прохождения переподготовки военнослужащие запаса получают материальное обеспечение. Он осуществляется в размерах и порядке, определяемых Положением о порядке проведения военных сборов.

Офицеры запаса, призванные на переподготовку, обеспечиваются на время военных сборов денежным и натуральным и денежным довольствием в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Все перемещения и обеспечение продовольствием в пути следования на военные учебные сборы и обратно осуществляется за счет государства. На военных сборах лица офицерского состава в запасе носят военную форму одежды, соответствующую их званию и роду войск, в соответствии со статьей 80 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ.

Итоги переподготовки военнослужащих запаса

Гражданам, которые успешно сдадут после переподготовки военнослужащих запаса зачеты, установленные министром обороны РФ, по представлению командования на военных сборах, могут быть представлены к очередному воинскому званию. Такая мера применяется не более двух раз за весь период пребывания граждан в запасе. Кроме того, предусмотрены предельные воинские звания. Так рядовой состав может быть повышен до старшего сержанта, приказом военного комиссара района или города. Офицерский состав повышается максимально до подполковника или капитана второго ранга.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ