Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 - Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

С появлением системного градостроительства, огромное внимание отводилось вопросам противопожарной безопасности, ведь пожар значительно проще уничтожить в зародыше, чем после его распространения, не говоря уже о нанесённом ущербе.

По этой причине во время планирования строительства принимаются во внимание высота пожарной машины, в соответствии с которой соблюдается и высота проезда для пожарных машин, а также обеспечивается их беспрепятственный подъезд к зданию.

Что означают данные нормы

В первом случае имеется ввиду возможность сквозного движения специализированной техники через конкретную зону, а во втором — возможность приблизиться к объекту. Оба момента призваны обеспечить доступ сотрудников МЧС и их оборудования к зданиям, в которых обнаружено возгорание.

Согласно СНиП 2.07.01-89 существующие нормы противопожарной безопасности обязаны обеспечить беспрепятственный подъезд пожарных машин к зданию, а также свободный доступ команды МЧС в каждое помещение с автоподъёмников или со спецлестниц.

Подобная формулировка налагает особые требования к обустройству пожарных арок или проездов, которые должны соответствовать заданным стандартам. Здесь следует уточнить, что пожарным проездом называется разрыв конструкции или расстояние между постройками, которое обеспечивает свободный проезд пожарной спецтехники в любой чрезвычайной ситуации. Кроме того, он предотвращает распространение огня на соседние здания.

Технический регламент, действующий в Российской Федерации и утверждающий требования к пожарной безопасности, гласит, что:

  1. Расстояние для проезда пожарных машин от края арки до строения должно быть не менее 5 метров. При этом для высотных зданий свыше десяти этажей минимальное расстояние составляет 10 метров.
  2. Сквозные проезды в сооружениях, должны иметь ширину, равную или превышающую 3,50 метра, а высоту, с учётом высоты пожарной машины стандартного образца — не менее 4,25 метра.
  3. Располагаться арки могут максимум через каждые 300 метров, а в случае застройки по периметру данная дистанция не должна превышать 180 метров.

Исключения из правил

При этом в поселениях и/или районах исторической застройки регламентом разрешается оставлять параметры существующих проездов без изменений. Помимо вышеуказанного случая, ширина проезда может не соответствовать нормам, если:

  • стены соседних сооружений не имеют окон, а их огнестойкость соответствует 1-й и 2-й степеням — можно сузить разрыв на 20%;
  • здания расположены в зоне сейсмической активности достигающей девяти баллов — необходимо расширить проезд на 20%;
  • одна из построек имеет огнестойкость от 3-й до 5-й степени и расположена в 100-километровой береговой полосе — увеличение ширины на 25%;
  • соседние дома являются двухэтажными каркасно-щитового типа или же имеют горючую отделку фасада — разрыв делают на 20% больше.

Расстояния между хозяйственными постройками регламентом не нормируются, а степень огнестойкости присваиваются согласно ГОСТ 30247.

Примечания.

1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин - от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог - от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог - от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов - от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий - от ближайших выступающих их частей.

2. Под отдельно стоящим зданием следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.

3. Минимальные расстояния от мостов железных и автомобильных дорог с пролетом 20 м и менее следует принимать такие же, как от соответствующих дорог.

4. При соответствующем обосновании допускается сокращать указанные в гр.3-9 таблицы (за исключением позиций 5, 8, 10, 13-16) и в графе 2 только для позиций 1-6 расстояния от газопроводов не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов ко II категории со 100%-ным контролем монтажных сварных соединений рентгеновскими или гамма-лучами и не более чем на 50% при отнесении их к категории В, при этом указанные в позиции 3 расстояния допускается сокращать не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов к категории В.

Указанные в позиции 1, 4 и 10 расстояния для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается сокращать не более чем на 30% при условии увеличения номинальной (расчетной) толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние.

5. Минимальные расстояния от оси газопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке, предусмотренные в позиции 1, следует принимать увеличенными в 2 раза, в позициях 2-6, 8-10 и 13 - в 1,5 раза. Данное требование относится к участкам надземной прокладки протяженностью свыше 150 м.

6. При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в позициях 1, 2, 4 и 10 расстояний до 25% при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м.

7. При надземной прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений до оси трубопроводов следует принимать как для подземных нефтепроводов, но не менее 50 м.

8. Для газопроводов, прокладываемых в лесных районах, минимальные расстояния от железных и автомобильных дорог допускается сокращать на 30%.

9. Указанные в позиции 7 минимальные расстояния от подводных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшать до 50% при укладке этих трубопроводов в стальных футлярах.

10. Газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу, должны располагаться за пределами полос воздушных подходов к аэродромам и вертодромам.

11. Знак "-" в таблице означает, что расстояние не регламентируется.

Имеется 9-этажное здание гостиницы длиной 61,2 м, шириной 16,2 м, высотой 27,3 м. К одному из торцов здания гостиницы пристроена одноэтажная котельная 5,4х8,4 м и лестница 3-го типа для эвакуации со 2 этажа. Параллельно данному торцу, на расстоянии 9,6 м, имеется железобетонная подпорная стенка высотой 3 м. Расстояние между подпорной стенкой и пристроенной котельной составляет: 9,6 - 5,4 = 4,2 м. Возможно ли соединить пожарные проезды, расположенные с двух продольных сторон здания участком дороги шириной 4,2 м, проложенным вплотную к пристроенной котельной и подпорной стенке, чтобы пожарные проезды не были тупиковыми? Данный участок дороги будет использоваться не для работы пожарной техники, а только для ее проезда.

В соответствии со ст.90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 23.06.2014) для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Требования пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям установлены также СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (ред. от 18.07.2013), в том числе разделом 8 СП 4.13130.2013 (Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям).

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ здания гостиниц относятся к классу Ф1.2 по функциональной пожарной опасности.

В соответствии с п.8.1 СП 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон - к зданиям классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 высотой 18 и более метров.

В случае если данные проезды являются тупиковыми, то данные тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров (п.8.13 СП 4.13130.2013). Пунктом 8.6. СП 4.13130.2013 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

  • 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
  • 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
  • 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.

Пунктом 8.8. СП 4.13130.2013 установлены требования к расстояниям от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения:

  • для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров;
  • для зданий высотой более 28 метров - 8-10 метров.

В вашем случае участок дороги шириной 4,2 м., соединяющий пожарные подъезды (проезды) с двух продольных сторон здания, обеспечивает круговой проезд пожарной техники и исключает необходимость устройства площадок для разворота пожарной техники.

При этом к данному участку дороги не применяются п.8.6, п.8.8 СП 4.13130.2013.

Также необходимо учитывать, что в соответствии с п.8.9 СП 4.13130.2013 конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Ширина дороги 4,2 метра обеспечивает проезд пожарных автомобилей, в том числе автолестниц и автоподъемников пожарных (основание: п.8.11 СП 4.13130.2013, ч.6 ст.98 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, ГОСТ Р 52284-2004 "Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний", ГОСТ Р 53329-2009 "Техника пожарная. Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний").



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ