Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Драгунский Виктор Юзефович

Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

Ровно два.

Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:

Бегом давай, Мишка!

И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.

Мишка сказал:

Не торопись, теперь уже все равно опоздали.

Я говорю:

Ох, влетит… Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.

Мишка говорит:

Надо ее придумать. А то на совет отряда вызовут. Давай выдумаем поскорее!

Я говорю:

Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.

Но Мишка только фыркнул:

У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?

Я говорю:

Что же делать? Прямо не знаю… Ой, вызовут на совет и родителей пригласят!.. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

Мишка говорит:

Это как?

Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребенка из этого пожара вытащили, понял?

Мишка обрадовался:

Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот - бух!.. В воду упал! А мы его вытащили… Тоже красиво!

Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар все-таки лучше!

Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее!

И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе. А в раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит:

Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь воротник без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Все равно уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!

Я сказал Мишке:

Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?

Но тетя Паша шуганула меня:

Иди, иди, а он за тобой! Марш!

И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:

- «Птенцы пищат…»

А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами:

«Птенцы пестчат…»

Я не выдержал и рассмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:

Можно войти, Раиса Ивановна?

Ах, это ты, Дениска, - сказала Раиса Ивановна. - Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?

Я вошел в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:

Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:

Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоем мы, вместе с Мишкой… Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.

А Раиса Ивановна:

Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!

А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:

Мы с Мишкой. Да. Вот… Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.

Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко - Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих «птенцов». А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

Тише, - сказала она, - дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?

А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:

Там пожар был!

И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:

Где пожар?

Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит - прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого… как его… мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги - спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: «Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу». А мы с Мишкой говорим: «Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята». Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?

Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые.

Она сказала:

Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди…

И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.

Входи, - сказала она, - входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

Еще как! - говорит Мишка. - Боялся, что вы заругаетесь.

Ну, раз у тебя уважительная причина, - говорит Раиса Ивановна, - ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.

Ч-ч-человека? - говорит Мишка и даже заикается. - С… с… спасли? А кк… кк… кто спас?

Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:

Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться… Я уже все рассказал!

И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу - он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.

Ну зачем ты это! Ерунда какая…

И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:

А он вовсе не тяжелый был. Кило десять - пятнадцать, не больше…

Раиса Ивановна говорит:

Кто? Кто не тяжелый, кило десять - пятнадцать?

Да мальчишка этот.

Какой мальчишка?

Да которого мы из-подо льда вытащили…

Ты что-то путаешь, - говорит Раиса Ивановна, - ведь это была девочка! И потом, откуда там лед?

А Мишка гнет свое:

Как - откуда лед? Зима, вот и лед! Все Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской идем, слышим - кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги - и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить…

Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:

Ну, тут дедушка нам говорит: «Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку». А мы говорим: «Не надо, мы скромные ребята!»

Я не выдержал и крикнул:

Только это был пожар! Мишка перепутал!

Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.

А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают. Раиса Ивановна ка-ак хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.

Раиса Ивановна говорит:

Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.

И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: «Вот видишь, надо было говорить правду!»

А он прислал ответ: «Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться».

Памяти В.А.Ткачёва
и моряков д/э"Обь"

К Берегу Отса, где полярники ждут,
Советский корабль с грузом держит маршрут.
Сквозь стужу и шторм,
Сквозь метельную скорбь
Средь Балленских льдов пробивается "Обь".

Дрейфует меж айсбергов электроход
И до Ленинградской никак не дойдёт.
На многие вёрсты тяжелые льды
Торосит пурга... И не видно воды.

Ледовое поле... Метель стала тише.
А над горизонтом встаёт солнце ниже.
Иголками колется крепкий мороз.
Вдали величаво парит альбатрос.

К зимовью летит корабельный Ми-8,
Людей не оставит в полярную осень.
И "аннушке" взлётка готова во льдах.
Полярников жизнь вся в пилотских руках.

Под натиском льдов прочный корпус трещит,
И "Обь" левым бортом почти что лежит,
В отсеке открылась опасная течь,
Но люди сумеют корабль сберечь.

К радисту слетаются радиограммы.
Волнуются жёны и дети, и мамы.
Но будьте спокойны, -- "Обь" не подведёт,
В ледовых объятиях не пропадёт.

В безмолвии белом, в ледовом плену
Моряк вспоминает семью, дом, страну.
Он рад и гостям...Лишь утихнут метели,--
Придут к кораблю вновь пингвины-адели.

Три месяца дрейф...
Сколько важных открытий!
Здесь каждый моряк -- учёный-мыслитель.
Отваги людской всё ж не выдержал лёд.
Штормит океан. Но корабль идёт!

Дизель-электроход "Обь" был построен в 1953г. в Голландии под наблюдением советских инженеров. 5 января 1956г. "Обь" первым из советских судов, а также первым в мире кораблём прибыла к берегам Антарктиды. Всего "Обь" совершила 19 экспедиционных рейсов к берегам ледяного континента, перевозя полярников, учёных, научные станции, различное оборудование, технику, разборные дома. Корабль за время плавания побывал на всех континентах, посетил десятки стран. "Обь" была первым советским кораблём, который посетил затерянные в океане остров Пасхи и остров Святой Елены. В 1958 и 1966г.г. "Обь" совершила кругосветные плавания с научными целями вокруг Антарктиды.

В апреле 1973г. корабль попал в ледовый плен и пробыл более 90 суток в дрейфе. За это время экипажем, непрерывно боровшимся за жизнь судна, было совершено множество важных научных открытий. Экипаж корабля с честью вышел из этого сурового испытания. Во главе экипажа находился капитан Сергей Иванович Волков (1933-1983).

25 лет отслужив верой и правдой под флагом Родины в Мурманском Морском Пароходстве, потрудившись во славу Отечества во льдах Арктики и Антарктики, "Обь" была выведена из состава Морского Флота СССР.

До 2009г. "Обь" находилась в заброшенном состоянии на береговой отмели посёлка Бугрино у острова Колгуев, где была разграблена, подвергнута мародёрству. В 2009г. изуродованный до неузнаваемости корабль "Обь" был отбуксирован в свой последний путь в г.Архангельск, где был окончательно уничтожен.

Корабли как люди, - рождаются в муках на заводских верфях, получают крещение и имя при рождении, живут в трудах, разделяя в бедах и радостях судьбы своих экипажей, и каждый из них имеет свой характер и свою собственную судьбу, и как часто бывает в жизни, - с кораблями также обходятся часто несправедливо, как впрочем, и с людьми...

Одним из таких кораблей останется в нашей памяти
д/э"Обь"(1953-2009).
Будем об этом помнить.

Рецензии

Как дочь моряка, Витенька низко кланяюсь. Просоленное ветрами и морскими трудами стихотворение. Дата жизни пронзила сердце, будто увидела могилу деда, отца.
Витенька, родная душа, спасибо тебе за судьбу этого корабля. Сколько в стране было хорошего, с Большой буквы.
Разволновалась и расставаться не хочется.
Храни Христос твою семью, творчество.
Да восстанет в крепости своей наша Отчизна.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Главные герои рассказа «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы», школьники Денис и Мишка заигрались в хоккей и опоздали в школу. Чтобы их не ругали за опоздание, они решили придумать уважительную причину. Вот только во мнениях друзья не сошлись. Дениска считал, что надо рассказать, будто бы они на пожаре ребенка спасли, а Мишка настаивал, чтобы это было спасение ребенка, провалившегося под лед. Ребята спорили до самой школы и не пришли к единому мнению.

А в школе Мишку неожиданно задержала гардеробщица, увидев, что у того оборваны пуговицы на форме. Она повела Мишку пришивать пуговицы. Пришлось Денису идти в класс одному. В классе учительница сразу спросила его в чем причина опоздания? Дениска стал тянуть время, надеясь, что Мишка вот-вот зайдет в класс, но тот задерживался. В итоге, Денис стал рассказывать про пожар и про то, как они с Мишкой спасли на пожаре девочку. Рассказывал он настолько убедительно, что учительница ему поверила и посадила на место.

Вскоре в класс зашел Мишка. Учительница не стала его ни о чем спрашивать, а Денис сказал ему, что уже все рассказал. Но Мишка не смог промолчать и решил внести свой вклад в рассказ о происшествии. Вот только говорить он начал не о девочке, спасенной на пожаре, а о мальчике, которого они якобы с Денисом вытащили из воды. Рассказывал Мишка очень складно и правдоподобно. Но учительница и весь класс поняли, что эти две истории выдуманы и в классе стоял хохот. Учительница оборвала всеобщее веселье, хлопнув ладонью по столу. Она пристыдила двух фантазеров, сказав, что врать нехорошо, и продолжила урок.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» заключается в том, что несогласованность действий приводит к курьезным результатам, как это и случилось с Денисом и Мишкой. Рассказ учит быть честным и правдивым, и никогда не опаздывать в школу.

В рассказе мне понравилась школьная гардеробщица, тетя Паша, которая проявила заботу о Мишке и пришила ему пуговицы на форме.

Какие пословицы подходят к рассказу «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»?

Врет, что блины печет.
Вранье не введет в добро.

  • Слушать рассказ online
  • ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ, ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ...

    Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:
    - Ровно два.
    Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:
    - Бегом давай, Мишка!
    И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.
    Мишка сказал:
    - Не торопись, теперь уже все равно опоздали.
    Я говорю:
    - Ох, влетит... Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.
    Мишка говорит:
    - Надо ее придумать. А то на совет отряда вызовут. Давай выдумаем поскорее!
    Я говорю:
    - Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.
    Но Мишка только фыркнул:
    - У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?
    Я говорю:
    - Что же делать? Прямо не знаю... Ой, вызовут на совет и родителей пригласят!.. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?
    Мишка говорит:
    - Это как?
    - Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребенка из этого пожара вытащили, понял?
    Мишка обрадовался:
    - Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот - бух!.. В воду упал! А мы его вытащили... Тоже красиво!
    - Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар все-таки лучше!
    - Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее!
    И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе. А в раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит:
    - Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь воротник без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Все равно уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!
    Я сказал Мишке:
    - Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?
    Но тетя Паша шуганула меня:
    - Иди, иди, а он за тобой! Марш!
    И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:
    - "Птенцы пищат..."
    А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами:
    "Птенцы пестчат..."
    Я не выдержал и рассмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:
    - Можно войти, Раиса Ивановна?
    - Ах, это ты, Дениска, - сказала Раиса Ивановна. - Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?
    Я вошел в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:
    - Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!
    А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:
    - Я, Раиса Иванна, не один... Вдвоем мы, вместе с Мишкой... Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.
    А Раиса Ивановна:
    - Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!
    А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:
    - Мы с Мишкой. Да. Вот... Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.
    Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко - Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих "птенцов". А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.
    - Тише, - сказала она, - дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?
    А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:
    - Там пожар был!
    И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:
    - Где пожар?
    А я:
    - Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит - прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого... как его... мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги - спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: "Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу". А мы с Мишкой говорим: "Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята". Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?
    Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые.
    Она сказала:
    - Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди...
    И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.
    - Входи, - сказала она, - входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.
    - Еще как! - говорит Мишка. - Боялся, что вы заругаетесь.
    - Ну, раз у тебя уважительная причина, - говорит Раиса Ивановна, - ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.
    Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.
    - Ч-ч-человека? - говорит Мишка и даже заикается. - С...с...спасли? А кк...кк...кто спас?
    Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:
    - Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться... Я уже все рассказал!
    И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу - он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.
    - Ну зачем ты это! Ерунда какая...
    И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:
    - А он вовсе не тяжелый был. Кило десять - пятнадцать, не больше...
    Раиса Ивановна говорит:
    - Кто? Кто не тяжелый, кило десять - пятнадцать?
    - Да мальчишка этот.
    - Какой мальчишка?
    - Да которого мы из-подо льда вытащили...
    - Ты что-то путаешь, - говорит Раиса Ивановна, - ведь это была девочка! И потом, откуда там лед?
    А Мишка гнет свое:
    - Как - откуда лед? Зима, вот и лед! Все Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской идем, слышим - кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги - и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить...
    Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:
    - Ну, тут дедушка нам говорит: "Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку". А мы говорим: "Не надо, мы скромные ребята!"
    Я не выдержал и крикнул:
    - Только это был пожар! Мишка перепутал!
    - Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.
    А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают. Раиса Ивановна ка-ак хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.
    Раиса Ивановна говорит:
    - Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.
    И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: "Вот видишь, надо было говорить правду!"
    А он прислал ответ: "Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться".

    Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

    – Ровно два.

    Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:

    – Бегом давай, Мишка!

    И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.

    Мишка сказал:

    – Не торопись, теперь уже все равно опоздали.

    Я говорю:

    – Ох, влетит… Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.

    Мишка говорит:

    – Надо ее придумать. А то на совет отряда вызовут. Давай выдумаем поскорее!

    Я говорю:

    – Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.

    Но Мишка только фыркнул:

    – У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?

    Я говорю:

    – Что же делать? Прямо не знаю… Ой, вызовут на совет и родителей пригласят!.. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

    Мишка говорит:

    – Это как?

    – Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребенка из этого пожара вытащили, понял?

    Мишка обрадовался:

    – Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот – бух!.. В воду упал! А мы его вытащили… Тоже красиво!

    – Ну да, – говорю я, – правильно! Но пожар все-таки лучше!

    – Ну нет, – говорит Мишка, – именно что лопнувший пруд интереснее!

    И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе. А в раздевалке наша гардеробщица тетя Паша вдруг говорит:

    – Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь воротник без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Все равно уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!

    Я сказал Мишке:

    – Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?

    Но тетя Паша шуганула меня:

    – Иди, иди, а он за тобой! Марш!

    И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:

    – «Птенцы пищат…»

    А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами:

    «Птенцы пестчат…»

    Я не выдержал и рассмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:

    – Можно войти, Раиса Ивановна?

    – Ах, это ты, Дениска, – сказала Раиса Ивановна. – Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?

    Я вошел в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:

    – Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

    А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:

    – Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоем мы, вместе с Мишкой… Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.

    А Раиса Ивановна:

    – Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!

    А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:

    – Мы с Мишкой. Да. Вот… Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.

    Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко – Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих «птенцов». А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

    – Тише, – сказала она, – дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?

    А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:

    – Там пожар был!

    И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:

    – Где пожар?

    – Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит – прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого… как его… мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги – спасли. А тут её мам прибегает, говорит: «Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу». А мы с Мишкой говорим: «Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята». Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?

    Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые.

    Она сказала:

    – Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди…

    И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.

    – Входи, – сказала она, – входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

    – Еще как! – говорит Мишка. – Боялся, что вы заругаетесь.

    – Ну, раз у тебя уважительная причина, – говорит Раиса Ивановна, – ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

    Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.

    – Ч-ч-человека? – говорит Мишка и даже заикается. – С…с…спасли? А кк…кк…кто спас?

    Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:

    – Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться… Я уже все рассказал!

    И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу – он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит:

    – Ну зачем ты это! Ерунда какая…

    И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:

    – А он вовсе не тяжелый был. Кило десять – пятнадцать, не больше…

    Раиса Ивановна говорит:

    – Кто? Кто не тяжелый, кило десять – пятнадцать?

    – Да мальчишка этот.

    – Какой мальчишка?

    – Да которого мы из-подо льда вытащили…

    – Ты что-то путаешь, – говорит Раиса Ивановна, – ведь это была девочка! И потом, откуда там лед?

    А Мишка гнет свое:

    – Как – откуда лед? Зима, вот и лед! Все Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской идем, слышим – кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги – и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить…

    Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:

    – Ну, тут дедушка нам говорит: «Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку». А мы говорим: «Не надо, мы скромные ребята!»

    Я не выдержал и крикнул:

    – Только это был пожар! Мишка перепутал!

    – Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.

    А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают. Раиса Ивановна ка-ак хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.

    Раиса Ивановна говорит:

    – Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.

    И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: «Вот видишь, надо было говорить правду!»

    А он прислал ответ: «Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться».



    | |

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ