Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ректор федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Дата и место рождения: 15 ноября 1951 года, аул Бесленей Карачаево-Черкесской Автономной Области Ставропольского Края (Карачаево-Черкесская Республика).

Семейное положение: Женат, имеет двух взрослых сыновей.

Образование:

1971-1976 - Московский финансовый институт (МФИ), ныне ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (Финансовый университет), Кредитно-экономический факультет

  • Специальность: финансы и кредит
  • Квалификация: экономист
1976 - 1981 - Аспирантура МФИ по кафедре "Политическая экономия"

Ученые степени и звания

1981 - кандидат экономических наук
1988 - доцент
1998 - профессор
2000 - доктор экономических наук

Профессиональная деятельность

Московский финансовый институт, с 1992 г. - Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ассистент - старший преподаватель - доцент - профессор).
1981-1982 - заместитель декана Финансово-экономического факультета;
1982-1984 - начальник отдела кадров;
1984-1987 - декан Факультета международных экономических отношений;
1987-1991 - руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Народно - Демократическая Республика Йемен, в настоящее время Йеменская Арабская Республика);
1991-2002 - проректор по экономической работе, проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе;
2002-2006 - первый проректор;
с 2006 - ректор.

Как ректор и председатель Ученого совета Финансового университета - одного из ведущих экономических учебных и научных центров России - руководит процессом ее перехода на уровневую систему обучения (в соответствии с принципами Болонской декларации), направляет деятельность профессорско-преподавательского состава, всего коллектива на путь инновационного развития, превращения вуза в исследовательский университет современного типа, его интеграции в европейское и мировое образовательное и научное пространство. Являясь председателем Всероссийского учебно-методического объединения (УМО) по группе экономических специальностей, проводит большую работу по координации научно-педагогической деятельности входящих в УМО свыше 700 высших учебных заведений, где ведется подготовка специалистов финансово-экономического профиля.

Научно-исследовательская деятельность

М.А.Эскиндаров - видный ученый-экономист. Диапазон его научных интересов расширялся с годами и ныне включает проблемы эффективности труда и производства, формирования и развития финансово-промышленных групп, корпоративного управления, экономические проблемы мирового развития, проблемы высшего образования в России и в мире. Председатель диссертационных советов по специальностям "Мировая экономика" и "Экономика и управление народным хозяйством". Осуществляет научное руководство диссертационными работами аспирантов, научный консультант докторанта. Председатель редакционного совета международного теоретического и научно-практического журнала "Вестник Финансового университета", член редакционной коллегии ряда научных журналов. Автор более 200 научных публикаций - монографий, учебников, статей, созданных за последние 30 лет как им лично, так и в соавторстве, - общим объемом свыше 310 п.л., в их числе:

  • Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. Учебное пособие (1995);
  • Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и проблемы формирования в России (1995, 1996);
  • Как обеспечить рост капитала: воспроизводственные основы экономики фирмы. Учебное пособие (1996);
  • Экономические основы жизнедеятельности фирмы (Можно ли избежать банкроства?) (1996);
  • Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России (1996);
  • Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России: анализ отечественного и зарубежного опыта (1997);
  • Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика (1998);
  • Финансово-промышленные группы (1998);
  • Российские ФПГ: проблемы взаимодействия капитала и власти (1998);
  • Российские ФПГ: проблемы и перспективы развития в кризисных условиях (1998);
  • Становление корпоративных структур в современной российской экономике (1999);
  • Современная внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие (2000);
  • Развитие корпоративных структур в современной экономике России (2000);
  • Глобализация мировой экономики и антикризисное управление. Части 1, 2, 3 (2002);
  • Интеллектуальный капитал - фактор экономического развития современной России (2002);
  • Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебник (2003);
  • Экономическая система - основа рационального воспроизводства капитала (2003);
  • Международные экономические отношения. Учебное пособие для дистанционного обучения (2003);
  • Мировая экономика. Учебное пособие для дистанционного обучения (2003);
  • Финансово-промышленные группы в современной экономике. Учебное пособие (2004);
  • Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Выпуски I и II (2005, 2006)
  • Государственное регулирование сферы высшего профессионального образования в условиях изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений (2006);
  • Политология. Учебник. (2007);
  • Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Монография (2008);
  • Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Учебник (2008);
  • "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия". Национальный доклад (2008).
  • Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Монография (2008).
Членство в государственных и общественных организациях
  • Член Научного Совета при Совете Безопасности Российской Федерации
  • Член Подкомитета по корпоративному управлению Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации
  • Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации
  • Член Президиума научно-консультационного совета Счетной палаты Российской Федерации
  • Член Российского Союза ректоров
  • Член Президиума Московского Совета ректоров
  • Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
  • Независимый член Совета Директоров ряда компаний и банков
  • Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН)
  • Председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации для осуществления экспертизы аттестационных дел по присвоению ученых званий на соответствие требованиям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации
Награды и почетные титулы

Имеет ряд наград и почетных титулов. Среди них:
1996 - Орден Дружбы;
1997 - Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования России";
1997 - Памятная медаль к 850-летию основания Москвы;
2000 - Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования;
2001 - Лауреат премии "Лучший менеджер 2001 года" в области образования;
2001 - Заслуженный деятель науки и образования Республики Калмыкия;
2002-2007 - Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия; Заслуженный деятель науки КЧР; Заслуженный деятель науки КБР; Заслуженный деятель науки Республики Бурятия;
2009 - Почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации";
2009 - Почетный работник образования Республики Казахстан;
2009 - Почетный доктор Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова;
2010 - Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования;
2010 - медаль "Патриот России";
2011 - орден Дружбы Социалистической Республики Вьетнам.

Независимый член советов директоров ряда крупных промышленных объединений и банков. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор более 300 научных трудов, монографий, учебников и статей в научных журналах. Недавно г-н. Эскиндаров получил почётный орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2014).

Михаил Абдурахманович, здравствуйте. Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за согласие встретиться и побеседовать. Вы родились в Карачаево-Черкесской Республике. Каким Вам запомнилось Ваше детство? Что сохранилось в памяти?

Корни у меня кавказские. Родился я в замечательной точке земного шара- Карачаево-Черкесии. Сейчас всё чаще звучит слово Архыз. В этой местности с помощью моих друзей началось строительство огромного туристического комплекса. Я очень надеюсь, что со временем многие россияне, любители горных лыж, будут приезжать с удовольствием в этот район, где прошло моё детство.

Насколько я знаю, есть даже улица, названная в вашу честь.

Нескромно об этом говорить. Это не моя заслуга, а, скорее, моих одноаульчан, которые на сходе приняли решение назвать улицу именем Эскиндарова, наверно, за некоторые заслуги. Они считают, что я - один из немногих приехавших в Москву добился определённых успехов, ну а я по мере сил и возможности им помогаю в решении каких-то вопросов. Мы с товарищами установили памятник Черкесским матерям, которые укрыли у себя в ауле десятки детей во время войны. Быть может, поэтому улицу назвали именем Эскиндарова. Ну что сказать, мои дети гордятся.

Вы помните, как заработали свои первые деньги?

— Конкретно месяц и год я не скажу, но, в отличие от городских ребят, мы работали чуть не с момента, когда начали ходить. В черкесских аулах у каждого было множество коров и другой живности, которую надо было выгуливать, пасти. Вот у нас каждый двор по очереди пас общественный скот, и я помню, как лет с 8-10 мы гоняли овец и лошадей. А по-настоящему мы начали работать где-то после 7-го класса - помощниками комбайнёров. В молодости я этим хвалился, пока один политический деятель не стал хвалиться тем же самым, и с тех пор я перестал это делать. Это одно из лучших воспоминаний моей жизни, когда рано утром выезжаешь на поле, зерно сыплется, слой грязи и пыли на лице, но мы были такие счастливые. Когда я уже поступил сюда в институт, после 1-го года обучения я попросил досрочно сдать экзамены и уехал работать уже комбайнёром.

Как Вы относитесь к кино и какой фильм за последнее время Вы бы могли назвать трендовым?

Я бы не стал выделять какой-то отдельный фильм. Есть множество фильмов, которые я люблю, в основном, это советские фильмы. Мне нравятся некоторые фильмы Никиты Михалкова, однако могу сказать, что мне не понравилось. Мне не понравился его последний фильм «Утомлённые солнцем 2», историческая неправда была там, потому что я надеялся увидеть трагедию начала войны, а получилось не очень хорошо. А вот такой фильм, как «Горячий снег», я считаю замечательным фильмом и даже использую цитаты оттуда. Ну, конечно же, я с огромным удовольствием смотрю фильмы с участием моей любимой невестки, Алёны Великановой, которая родила мне замечательного внука.

Вы много читаете и наверняка отметили для себя новые тенденции в литературе. Что Вам запомнилось и чтобы Вы могли бы порекомендовать?

Я вырос на книгах и мои дети, к счастью, такие же, с огромным удовольствием читают. Мои книги - это, в первую очередь, научная литература. У меня в кабинете есть специальное место для книг, которые я прочту в первую очередь в субботу или в воскресенье. Всем советую почитать книгу «Чёрный лебедь», которую написал Нассим Николас Талеб. Книга эта очень интересная - философская, неординарная.

Вы в совершенстве овладели искусством планирования, подчинив время собственным интересам, и уже более тридцати лет учите этому других. Что, на Ваш взгляд, является главным достижением Финансового университета и какова его миссия?

Как и в любом университете, миссия - это подготовка специалистов, которые будут конкурентоспособными не только в профессии, но и в жизни. Очень важно, говорю я студентам, найти здесь друзей, чтобы в будущем стать командой. «Командный дух и качество» - вот девиз нашего университета. Как не покажется вам парадоксальным, но я каждый раз обращаюсь к первокурсникам: «Посмотрите на своих друзей, среди них есть ваш будущий жених или невеста, не забывайте, что миссия университета заключается и в том, чтобы здесь нашли человека, с которым вы по жизни пойдёте дальше».

Блиц-опрос:

1. Ваши главные качества?

Абсолютная преданность работе.

2. Ваш главный недостаток?

Ох, да их множество, я даже не знаю. Наверно, я слишком мало времени уделял детям.

3. Ваше любимое занятие?

Хорошая лампа, хорошая книжка и мягкий диван, ну не считая работы, конечно же.

4. Если не собой, то кем бы Вы хотели стать?

Военным разведки, контрразведки.

5. Ваши любимые литературные герои?

Герой итальянского сопротивления XIX века Овод, герой одноимённого романа Этель Лилиан Войнич. Я иногда подписывался псевдонимом «Овод» вместо фамилии Эскиндаров.

6. Какие герои нашего времени в Вашей жизни есть сегодня?

Героев много, и они разные. Например, 92 года уже моему первому декану факультета, профессору Никольскому. Он - герой, участвовал в войне и всю жизнь работал, а работа у нас нервная. Герой, я считаю, это не поимённо, а это тот, кто добросовестно работает на своём месте и достигает успехов.

7. Что Вы больше всего ненавидите?

Лень и отсутствие цели в жизни.

8. Ваше состояние духа на данный момент?

Всегда боевое. Всегда хорошее настроение. Всегда в тонусе. Я считаю, что моё внутреннее состояние никого не должно интересовать.

9. Ваше любимое изречение?

Чувство меры - доблесть богов.

Беседовал Артур Цветков

Эскиндаров Михаил Абдурахманович - крупный отечественный ученый, известный преподаватель. В данный момент является ректором Финансового университета, который работает при правительстве Российской Федерации. Имеет звание доктора экономических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Входит в совет директоров нескольких крупных кредитных организаций и промышленных объединений.

Биография ректора

Эскиндаров Михаил Абдурахманович родился в 1951 году. Он появился на свет в небольшом ауле Бесленей на территории Карачаево-Черкесской республики.

Высшее образование получил в Московском финансовом институте, окончив кредитно-экономический факультет. Получил в этом вузе квалификацию экономиста.

Стоит отметить, что у героя нашей статьи несколько высших образований. Он также окончил финансовую академию при российском правительстве (в самом начале 90-х годов), а затем и финансовый университет.

С 1976 года на протяжении пяти лет работал аспирантом финансового института в столице.

Трудовая карьера

Первая запись в трудовой книжке у Эскиндарова Михаила Абдурахмановича появилась в 1981 году, когда он стал работать ассистентом в столичном финансовом институте на кафедре политической экономии. В том же году занял место заместителя декана, был назначен по политической экономике.

В 1982 году его карьера продолжилась в институтском отделе кадров. Он сразу стал начальником этого вузовского подразделения. В 1984 году был выбран деканом на факультете международных экономических отношений.

В конце 80-х - начале 90-х годов работал за границей. В Йемене он руководил группой советских преподавателей, которые приехали читать лекции в Аденский университет. Один из крупнейших в стране.

Возвращение в Россию

После распада Советского Союза Эскиндаров Михаил Абдурахманович вернулся в Россию. С 1991 года он снова работает в финансовом институте. Сначала проректором по учебной работе, а затем и первым проректором. Параллельно получает звание профессора на кафедре мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений.

Резкий скачок в его карьере случается в 2002 году, когда герой нашей статьи становится первым проректором Финансовой академии при российском правительстве. Это один из старейших отечественных вузов, в котором готовят первоклассных специалистов в области экономики, юриспруденции, политологии, социологии.

В 2006 году его избирают ректором академии. Этот пост он занимает и сегодня. В 2010 году высшее учебное заведение сменило свой статус, став финансовым университетом. Но при этом сохранило патронаж правительства Российской Федерации.

Достижения ректора

Именно Эскиндаров Михаил Абдурахманович, биография которого на протяжении многих лет связана с финансовым вузом, инициировал процесс смены статуса учебным заведением. Вместе финансовой академии появился многопрофильный университет с более широкими возможностями. Была проведена масштабная модернизация образовательной составляющей и научной деятельности. Была существенно преобразована его структура.

Интересный факт, что именно по инициативе Эскиндарова на финансовом факультете все предметы начали преподавать исключительно на английском языке. Одной из ключевых целей вуза он считает экспорт отечественных образовательных услуг. Для этого активно формируются новые факультеты, открываются курсы подготовки специалистов по новым направлениям, создаются научно-исследовательские институты и центры на базе университета.

В настоящее время герой нашей статьи возглавляет также ученый совет финансового университета, является руководителем диссертационных советов, курирует вопросы защиты докторских и кандидатских диссертаций. В первую очередь по хорошо знакомым ему специальностям, связанным с народным хозяйством, а также мировой экономикой.

Научная деятельность

За свою научную карьеру Эскиндаров написал около пятисот трудов. Это статьи, учебники и монографии. Большинство из них выходило в популярных журналах.

Среди его публикаций необходимо выделить статьи, посвященные мировой экономике на пороге XXI века, основам функционирования бизнес-предприятий, основам систем высшего образования в нашей стране, развитию финансово-промышленных групп, финансово-корпоративным структурам, корпоративным отношениям в современных условиях, а также их развитию в современной экономической ситуации. Много Эскиндаров пишет и об экономической системе как основе рационального воспроизводства капитала, государственном регулировании высшего профессионального образования в новых условиях, о рисках финансового кризиса в России, подробно разбирая возможные сценарии развития событий, а также меры противодействия (эту работу он написал как раз в 2008 году).

Темой его исследований являются теоретические проблемы современной инновационной системы образования, углубляется он и в исторические вопросы. В частности, анализируя роль финансов в конечной победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. Изучает современные корпоративные стратегии, тенденции отечественной экономики, точки сопряжения экономических стратегий в развитии государств. Является автором популярного учебника для высших учебных заведений под названием "Оценки бизнеса".

Личная жизнь

Жена Эскиндарова Михаила Абдурахмановича - Ирина Ивановна Эскиндарова. Знакомые называют ее адыгейской снохой. Свои таланты она использует и для того, чтобы устроить личную жизнь своих близких.

Их, кстати, очень ценит Эскиндаров Михаил Абдурахманович. Дети у пары уже совсем взрослые. Их сын Алексей нашел себе супругу благодаря стараниям матери. Более того, Ирина Ивановна смогла все организовать в соответствии с народными традициями и обрядами. Прошла она в ауле, в котором родился сам Эскиндаров Михаил Абдурахманович. Жена ректора сумела соблюсти все адыгейские обычаи, начиная от одежды молодых и заканчивая музыкальным сопровождением свадьбы.

Главное, что удается Эскиндаровым - это соединять в семье несколько культур многонациональной страны.

Дата смерти: Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера: Место работы: Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер : Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Заслуженный деятель науки РФ (2009) 20px Премия Президента Российской Федерации - 2000 Премия Правительства Российской Федерации - 2010
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаил Абдурахманович Эскиндаров (Мухадин Абдурахманович Эскиндаров ; род. 15 ноября , , аул Бесленей, КЧР) - ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации , доктор экономических наук (2000), профессор (1998), член-корреспондент Российской Академии Образования (2012), академик Российской Академии Образования (2016). Независимый член Советов директоров ряда крупных промышленных объединений и банков.

Биография

В 1976 году окончил Кредитно-экономический факультет Московского финансового института, (с 1992 г. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) и получил квалификацию «экономист». С 1976 по 1981 обучался в аспирантуре того же института.

Профессиональная деятельность

  • 1981-82 гг. - ассистент кафедры политической экономии Московского финансового института
  • С 1981 года - заместитель декана Финансово-экономического факультета Московского финансового института, ассистент, старший преподаватель на кафедре политической экономии.
  • 1982-1984 - начальник отдела кадров
  • 1984-1987 - декан факультета международных экономических отношений
  • 1987-1991 - руководитель группы советских преподавателей Аденского университета (Йемен)
  • 1991-2002 -проректор по учебной работе, первый проректор по учебной работе и одновременно профессор кафедры мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений
  • 2002-2006 - первый проректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
  • 2006 г. - ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, с 2010 г. - Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Достижения, научно-исследовательская работа

Проф. М. Эскиндаров инициировал и возглавил процесс преобразования вуза в многопрофильный университет и модернизации содержания его образовательной и научной деятельности, а также его структуры. В частности, по инициативе проф. М. Эскиндарова учрежден Международный финансовый факультет с преподаванием всех дисциплин на английском языке, имеющий целью экспорт образовательных услуг, сформированы новые факультеты, кафедры, открыта подготовка специалистов по многим новым направлениям подготовки кадров создан ряд научно - исследовательских институтов и центров. Проф. М. Эскиндаров возглавляет Ученый совет Финансового университета. Наряду с этим, он является председателем диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: «Мировая экономика» и «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства, маркетинг, менеджмент». Проф. М. Эскиндаров - автор около 500 научных трудов, монографий, учебников и статей в научных журналах. Среди публикаций последних лет:

  • Мировая экономика на пороге XXI века (1995);
  • Экономические основы функционирования фирмы (1996);
  • Концептуальные основы системы высшего образования в России. Анализ российского и иностранного опыта (1997);
  • Финансово-промышленные группы (1998);
  • Капитал финансово-корпоративных структур (1998);
  • Развитие корпоративных отношений в современной России (1999);
  • Экономическая система - основа рационального воспроизводства капитала (2003);
  • Оценка бизнеса. Учебник (2006);
  • Государственное регулирование сферы высшего профессионального образования в условиях изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений (2006);
  • Сборник статей, интервью и выступлений (2006-2007 гг.) (2007);
  • Национальный доклад «Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия» (2008);
  • Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (2008);
  • Роль финансов в обеспечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (2010);
  • Российская экономика в 2009-2011 годах: тенденции, анализ, прогноз: Аналитический доклад (2010);
  • Современные корпоративные стратегии и технологии в России (2010-2011);
  • Внешнеэкономическая деятельность (2011);
  • Преподаватель - основная фигура в реализации инновационной системы образования (2011);
  • Финансовый университет: прошлое, настоящее, будущее (2011);
  • Точки сопряжения экономических стратегий развития государств-членов АТЭС и ШОС при переходе к многополярности (2013).

Награды, почётные дипломы и титулы

  • Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации » (1997);
  • Почётное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации » (2009);
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
  • Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (2000);
  • Лауреат премии «Лучший менеджер 2001 года» в области образования;
  • Лауреат программы «Финансист года» (2002);
  • Заслуженный деятель науки Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Бурятии;
  • Почётный доктор Казахского экономического университета имени Т.Рыскулова (2009);
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010);
  • Медаль «Патриот России » (2010);
  • Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2011);
  • Орден Дружбы Социалистической Республики Вьетнам (2011);
  • Доктор Honoris Causa (2011) Хозяйственной академии им. Д. А. Ценова, Свиштов, Республика Болгария;
  • Почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея» (2012);
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2014).

Напишите отзыв о статье "Эскиндаров, Михаил Абдурахманович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Эскиндаров, Михаил Абдурахманович

Естественно, это никак не могло успокоить уже и так достаточно взвинченных ребят. Кто-то побежал вызывать скорую помощь, а кто-то неуклюже пытался как-то мне помочь, только усложняя и так неприятную для меня ситуацию. Тогда я опять попробовала сосредоточиться и подумала, что кровь должна остановиться. И начала терпеливо ждать. К всеобщему удивлению, буквально через минуту через мои пальцы не просачивалось уже ничего! Я попросила наших мальчишек, чтобы помогли мне встать. К счастью, там находился мой сосед, Ромас, который обычно никогда и ни в чём мне не противоречил. Я попросила его помочь мне подняться. Он сказал, что если я встану, то кровь наверняка опять «польётся рекой». Я отняла руки от пореза... и какое же было наше удивление, когда мы увидели, что кровь больше не идёт вообще! Выглядело это очень необычно – рана была большой и открытой, но почти что совершенно сухой.
Когда наконец-то приехала скорая помощь, осмотревший меня врач никак не мог понять, что же такое произошло и почему у меня, при такой глубокой ране, не течёт кровь. Но он не знал ещё и того, что у меня не только не текла кровь, но я также не чувствовала никакой боли вообще! Я видела рану своими глазами и по всем законам природы должна была чувствовать дикую боль... которой, как ни странно, в данном случае не было совсем. Меня забрали в больницу и приготовились зашивать.
Когда я сказала, что не хочу анестезию, врач посмотрел на меня, как на тихо-помешанную и приготовился делать обезболивающий укол. Тогда я ему заявила, что буду кричать... На этот раз он посмотрел на меня очень внимательно и, кивнув головой, начал зашивать. Было очень странно наблюдать, как моя плоть прокалывается длинной иглой, а я, в место чего-то очень болезненного и неприятного, чувствую всего лишь лёгкий «комариный» укус. Врач всё время за мной наблюдал и несколько раз спросил всё ли у меня в порядке. Я отвечала, что да. Тогда он поинтересовался, происходит ли подобное со мной всегда? Я сказала, что нет, только сейчас.
Не знаю, то ли он был весьма «продвинутым» для того времени врачом, то ли мне удалось его каким-то образом убедить, но, так или иначе, он мне поверил и больше никаких вопросов не задавал. Примерно через час я уже была дома и с удовольствием поглощала на кухне тёплые бабушкины пирожки, никак не наедаясь и искренне удивляясь такому дикому чувству голода, как если бы я была не евшая несколько дней. Теперь я, естественно, уже понимаю, что это просто была слишком большая потеря энергетики после моего «самолечения», которую срочно требовалось восстановить, но тогда я, конечно же, ещё не могла этого знать.
Второй случай такого же странного самообезболивания произошёл во время операции, на которую уговорила нас пойти наш семейный врач, Дана. Насколько я могла себя помнить, мы с мамой очень часто болели ангиной. Это происходило не только от простуды зимой, но также и летом, когда на улице было очень сухо и тепло. Стоило нам только чуточку перегреться, как наша ангина была тут, как тут и заставляла нас безвылазно валяться в постели неделю или две, чего моя мама и я одинаково не любили. И вот, посоветовавшись, мы наконец-то решили внять голосу «профессиональной медицины» и удалить то, что так часто мешало нам нормально жить (хотя, как позже оказалось, удалять это необходимости не было и это опять же, было очередной ошибкой наших «всезнающих» врачей).
Операцию назначили на один из будних дней, когда мама, как и все остальные, естественно, работала. Мы с ней договорились, что сначала, утром, пойду на операцию я, а уже после работы сделает это она. Но мама железно пообещала, что обязательно постарается прийти хотя бы на пол часа перед тем, как доктор начнёт меня «потрошить». Страха я, как ни странно, не чувствовала, но было какое-то ноющее ощущение неопределённости. Это была первая в моей жизни операция и я ни малейшего представления не имела о том, как это будет происходить.
С самого утра я, как львёнок в клетке, ходила вперёд-назад по коридору, ожидая, когда же уже всё это наконец-то начнётся. Тогда, как и сейчас, мне больше всего не нравилось чего-либо или кого-либо ждать. И я всегда предпочитала самую неприятную реальность любой «пушистой» неопределённости. Когда я знала, что и как происходит, я была готова с этим бороться или, если было нужно, что-то решать. По моему понятию, не было неразрешаемых ситуаций – были только нерешительные или безразличные люди. Поэтому и тогда, в больнице, мне очень хотелось как можно быстрее избавиться от нависшей над моей головой «неприятностью» и знать, что она уже позади…
Больниц я не любила никогда. Вид такого множества находящихся в одном помещении, страдающих людей внушал мне настоящий ужас. Я хотела, но не могла им ничем помочь и в то же время чувствовала их боль так же сильно (видимо полностью «включаясь»), как если бы она была моей. Я пыталась от этого как-то защититься, но она наваливалась настоящей лавиной, не оставляя ни малейшей возможности от всей этой боли уйти. Мне хотелось закрыть глаза, замкнуться в себе и бежать, не оборачиваясь от всего этого, как можно дальше и как можно быстрей…
Мама всё ещё не появлялась и я начала нервничать, что её обязательно что-то задержит и она, вероятнее всего, так и не сможет прийти. К этому времени я уже устала ходить и сидела нахохлившись у дверей дежурного врача, надеясь, что кто-нибудь всё-таки выйдет и мне не придётся больше ждать. Через несколько минут и правда появился очень приятный дежурный врач и сказал, что мою операцию можно начинать уже через пол часа… если я, конечно, к этому готова. Готова я была уже давно, но никак не могла решиться делать это, не дождавшись мамы, так как она обещала быть вовремя, а обещания мы были привыкшие держать всегда.
Но, к моему большому огорчению, время шло, и никто не появлялся. Мне всё тяжелее и тяжелее становилось ждать. Наконец я по-бойцовски решила, что, наверное, всё-таки будет лучше, если я пойду сейчас, тогда весь этот кошмар намного быстрее окажется позади. Я собрала всю свою волю в кулак и сказала, что готова идти уже сейчас, если конечно он может меня принять.
– А как же на счёт твоей мамы? – удивлённо спросил врач.
– Это будет мой сюрприз, – ответила я.
– Ну, тогда пошли, герой! – улыбнулся врач.
Он повёл меня в небольшую, очень белую комнату, усадил в огромное (для моих габаритов) кресло и начал приготавливать инструменты. Приятного в этом, разумеется, было мало, но я упорно продолжала наблюдать за всем, что он делал и мысленно себе повторяла, что всё будет очень хорошо, и, что я ни за что не собираюсь сдаваться.
– Не бойся, сейчас я тебе сделаю укол, и ты ничего не будешь больше ни видеть, ни чувствовать, – сказал врач.

В Финансовом университете - юбилейная бухгалтерия. Через год - сто лет университету. В канун юбилея исполнилось десять лет, как ректорский пост занимает доктор экономических наук, профессор Михаил Эскиндаров.

Михаил Абдурахманович, университет основан почти 100 лет назад. У вас монополия на выпуск министров финансов? Был ли за эти годы хоть один министр, не Ваш выпускник?

При подготовке к юбилею, как это принято в России, мы вспоминаем свою историю. В декабре 1917 года Народный комиссариат финансов принял решение создать первый в стране специализированный финансовый вуз. К занятиям приступили 2 марта 1919 года, поэтому мы отмечаем юбилей именно в марте. Нам есть чем гордиться: среди выпускников вуза 7 министров финансов, руководители крупнейших финансово-кредитных учреждений страны.

Первым назову Арсения Зверева, который почти 22 года возглавлял министерство, из них почти 15 лет работал со Сталиным и выжил - это уже подвиг. Неординарный, очень рано ушедший из жизни Борис Федоров, был одним из первых министров финансов новой России. Профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования нашего университета - бывший министр финансов . Сейчас на министерском посту - декан финансово-экономического факультета нашего университета. Антон Германович регулярно выступает перед студентами и преподавателями, предоставляет возможность преподавателям и студентам проходить стажировку и практику в Министерстве финансов.

Устройство финансов - это ведь политический вопрос? Как адаптировалась финансовая система и ваши выпускники к изменениям строя и политической конъюнктуры?

Финансы - сердцевина всей экономики. А состояние экономики определяет политику любого государства. Проще говоря: государство ведет ту политику, какую ему позволяет бюджет. Финансовая система включает и банковскую систему, а коммерческие банки в нашей стране появились не 25 лет, как многие думают, они существовали с первых дней советской власти и назывались совзагранбанками.

Например, Московский народный банк в Лондоне, открытый еще царской Россией, а в 1919 году преобразованный в советский банк. Отделения банка действовали в Париже, Берлине, Тегеране, Харбине, Бейруте, Франкфурте, в Сингапуре. Во всех этих банках работали наши выпускники.

Многие из них возглавляли Московский народный банк и отделения. Среди других назову , Юрия Пономарева, Алексея Душатина, Александра Семикоза, Игоря Суворова, Владимира Малинина, Евгения Гревцева, Илью Ломакина, Юрия Полетаева.

Когда в 1977 году произошел кризис отделения Московского народного банка в Сингапуре и банк потерял почти $200 млн, выручать послали именно Виктора Геращенко.

Несмотря на железный занавес, у СССР были тесные экономические отношения со странами Запада и Востока. По поручению советского Правительства наши зарубежные банки проводили операции с ценными бумагами, с золотом и другими драгоценными металлами. Говорят, (у меня достоверных сведений нет), что эти банки использовались и для нелегальных операций…

- Финансировали экспорт революции?

Специально изучением этого вопроса я не занимался. Но вполне допускаю, что у советской власти были свои интересы в тех регионах, где находились банки.

- Эти банки были правопреемниками Российской империи?

Нет, только Московский народный банк в Лондоне, который был создан в 1911 году в Москве, в 1915 году открыл свое отделение в Лондоне, а советская власть его сохранила и развила.

- Как банку удалось избежать преследований обманутых европейских вкладчиков? Те же французские жертвы emprunt russe , царского займа 1906 года, по которому Россия должна была Франции 12 млрд. франков золотом, неужели не пытались через банк в Лондоне вернуть свои долги?

Это повод для отдельного расследования. В Париже тоже был открыт советский банк, и он сейчас продолжает работать, правда, уже в составе группы ВТБ. Французский банк также возглавляли наши выпускники. Сейчас мы формируем список наших выпускников-сотрудников зарубежных банков СССР, чтобы пригласить на празднование столетия нашего вуза.

Ваш университет - первый в истории России специализированный финансовый вуз. Что особенного знают и умеют ваши выпускники?

Мы исторически готовим специалистов, знающих не только российскую действительность, но и финансы других государств, деятельность зарубежных банков. Поэтому в 90-е нашим выпускникам было легче, чем другим, создавать банки, страховые компании, у них уже были знания и опыт. Ценность нашего вуза хорошо понимали и в Кремле: 8 октября 1992 года указом президента Б. Ельцина Государственная финансовая академия была преобразована в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. С этого момента из маленького вуза на улице Кибальчича мы выросли в огромный учебно-научный комплекс с довузовской подготовкой, бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой, докторантурой и множеством научных подразделений.

- У Вас 19 факультетов и 35 филиалов, как написано на сайте, как вы успеваете за всем следить?

Сайт опаздывает, количество филиалов уже сократилось до 28. Мы жестко реагируем, когда филиал не выполняет критериев мониторинга Министерства образования Российской Федерации. В таких случаях мы передаем свои филиалы местным университетам. Например, на базе нашего филиала и нескольких университетов Архангельска был создан Арктический федеральный университет.

В Воронеже филиал вошел в состав местного университета. Местным властям передали Якутский филиал - руководить вузом из Москвы и неэффективно, и накладно.

Многие регионы настойчиво просят нас сохранить филиалы. Но есть проблемы: демографическая ситуация в центральных регионах такая, что количество абитуриентов сокращается, а в некоторых городах - как, например, Брянск, Курск, Смоленск, Ярославль - десятки филиалов других вузов. Принимать плохо подготовленных абитуриентов на учебу нет желания, а развивать филиалы - трудно. Но будем решать и эту проблему.

- А почему вы на это пошли? Зачем Финансовому университету столько филиалов?

Наши филиалы имеют долгую историю: несколько лет назад к университету присоединился Всероссийский заочный финансово-экономический институт с сетью филиалов по всей России. Это не самоделы, извините за выражение, созданные для выкачивания денег, это вузы с историей от 40 лет и старше.

Чтобы закончить с филиалами: ежегодно Минобрнауки проводит мониторинг деятельности вузов и филиалов. Справедливы ли показатели мониторинга? Трудно сказать: каждый филиал должен зарабатывать не менее 50 тысяч рублей из расчета на одного научно-педагогического работника. Но в большинстве регионов это очень трудно. В том числе потому что, к сожалению, наш бизнес еще не научился вкладывать деньги в науку, в научно-исследовательские работы, в НИОКР. Во-вторых, там, где могли бы применять свои знания наши преподаватели, к их услугам, к сожалению, не обращаются. В результате многие наши филиалы зарабатывают меньше, чем требует министерство.

- А вузы вообще должны зарабатывать, как вы считаете?

Вопрос сложный. Существуют разные системы высшего образования. В России вузы существовали параллельно с Академией наук, были еще отраслевые научно-исследовательские институты. Вузы в России занимались в основном учебной деятельностью по планам кафедр, и по мере возможности привлекали работников Академии наук и отраслевых НИИ для учебной и научной работы, да и сами этой работой занимались.

В англо-саксонских странах другая система. Вузы создавались, прежде всего, как научные центры, которые занимались и педагогической деятельностью. Гарвард, Кембридж, Массачусетский, Чикагский, Пенсильванский и многие другие университеты традиционно являются, в первую очередь, научными центрами. В этих странах нет Академий наук, как в нашем случае.

Когда у нас началась реформа Академии наук, появилась идея преобразовать вузы в научные центры, которые еще и ведут учебный процесс. Но инициаторы этого процесса забыли об одной мелочи. В западных вузах, особенно в США, система образования рассчитана на самостоятельную работу студентов. Аудиторная нагрузка студента - не больше 10-12-ти часов в неделю. Все остальное время идет самостоятельная работа под руководством (или без) профессора. Профессор консультирует по электронной почте, может пригласить студента к себе, потребовать отчет. У нас же нагрузка по-прежнему 24-26 часов в неделю. Соответственно, у преподавателя нагрузка до 900 часов в год. Но еще мы хотим, чтобы преподаватель после лекций и других учебных занятий активно занимался со студентами, вовлекая их в научный процесс, и сам занимался научной работой. К тому же материально-техническая база наших университетов не рассчитана на серьезные научные исследования. Что же получилось? Мы фактически ликвидировали отраслевую науку, и так и не решили вопрос финансирования науки университетов. А без финансирования…

- Ни науки, ни образования?

Конечно, есть замечательные научные центры при университетах - МГУ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томские вузы, но это исключения. Требовать от наших университетов сегодня, чтобы они выполняли ту же работу, что и американские, как минимум, несерьезно. Сравните, например, бюджет Гарварда и МГУ - это смешно. Один только эндаумент-фонд Гарвардского университета сегодня - $29 млрд.

- У МГУ, как указано на его сайте, эндаумент-фонд - 110 млн рублей, то есть около $1 млн 800 000.

Гарвард может приглашать ученых первого ряда, проводить серьезные научные исследования. Среди его выпускников 150 лауреатов Нобелевской премии. А требовать от наших университетов, чтобы пятерка из них вошла в сотню лучших университетов мира - это фантастика. Во всяком случае, в ближайшие 10, 20 лет, а может и больше, ни один из российских вузов в сотню не войдет. Конечно, у нас исторически сильная математическая школа, программирование. Но целый университет, как бы мы ни хотели, не войдет - система другая.

А круг ваших выпускников помогает Финансовому университету? Михаил Прохоров принимал участие в создании эндаумента?

Наш эндаумент - это первый вузовский эндаумент в России, созданный в 2006 году. выступил инициатором создания фонда. А другие выпускники подхватили его идею: Председатель Внешэкономбанка того периода , Председатель Правления Сбербанка , Председатель Правления банка «Возрождение» и я - мы впятером стали учредителями эндаумент-фонда. Сегодня в фонде около 360 млн рублей, доходы в среднем составляют около 15-20 млн рублей. Эти деньги мы направляем на развитие науки, на внутренние гранты для преподавателей и научных сотрудников, поддерживаем студенческую научную деятельность.

В России нет такой же мощной потребности заниматься благотворительностью, как, например, в Америке. Эндаументы вузов Соединенных штатов формируют успешные выпускники. На первом месте Гарвард с его 29 млрд. эндаумент-фондом, затем идут эндаументы Йельского университета, университета Стэнфорда с десятками миллиардов. Российским университетам предстоит еще очень много сделать, чтобы наши выпускники стремились помочь своим учебным заведениям. Они, безусловно, помогают: и финансово поддерживают, и мастер-классы дают, и лекции читают, и выпускников приглашают на работу и на стажировки, и заказы на научные исследования дают. Но масштабы, конечно, у нас очень скромные. Я лелею надежду, что когда-то такие сообщества, как у Гарварда, будут у российских университетов.

Наша задача - сделать так, чтобы в университетах складывались семьи. Чтобы студенты находили свою вторую половину, и чтобы университет они воспринимали как семью. Чтобы они могли приезжать после выпуска, рассказывать о своих успехах, проблемах, находили поддержку. Пока на создание этой системы нам не хватает возможностей. Но если появится такая семейная среда - эндаументы российских вузов начнут активно пополняться.

Эндаумент - это особый финансовый инструмент. Донор не навечно отдает деньги - он в любой момент может отозвать их из фонда. Но в России нет пока гражданского самосознания, позволяющего жертвовать. И вторая причина - это налоги. В Америке, например, расходы благотворителей вычитаются из налогов. У нас так не принято - законодательство не предусматривает такого освобождения. Поэтому и государству надо, если мы хотим поддержать эндаументами вузы, театры, музеи освободить доноров от налогов.

- Если человек планирует работать в банковской, финансовой сфере в России, ему нужно учиться в России?

Периодически мои друзья, и наши выпускники в том числе, советуется по поводу образования детей: «Вот у меня есть возможность отправить ребенка учиться в Америку, Великобританию, Германию». На это я всегда отвечаю так: «Если ты хочешь, чтобы сын или дочь жили и работали в России, то, конечно, учиться надо в России. Базу, бакалавриат закончить здесь. Магистратуру или MBA можно получать за границей. Студент должен понимать экономическую реальность. Несмотря на то, что мы в свое время, например, взяли американскую систему финансового рынка, наша реальность пока другая. Она имеет множество особенностей и их следует изучать здесь.

Наших выпускников ждет огромная работа по формированию настоящего финансового сектора, который бы позволял влиять на экономику в целом.

Сегодня финансовая система - это на 90% банковская система, а 10% - другие сегменты, которые до сих в нашей стране плохо работают. Наши банки используют в лучшем случае 10-12 продуктов, когда западные банки - десятки инструментов. Как – то министр финансов Российской империи Егор Фрацевич Канкрин сказал: «Заслуги свои перед отечеством я вижу не в том, что сделал, а в том, что не разрешил сделать». К сожалению, многие его последователи больше делают упор на то, что «не разрешили». Мало предложений по развитию экономики, финансового сектора, увеличению бюджетных и небюджетных инвестиций. Сокращаются инвестиции как государственные, так и частные. Про иностранные инвестиции вообще речь не идет. А реального механизма реиндустриализации или хотя бы развития индустрии пока нет.

- В уставе университета есть строка, что его может возглавлять только его выпускник?

Нет, конечно. Но знаете, это было бы здорово. Та структура, которую я назвал семьей, может появиться только в том случае, если есть носитель традиций. Если каждый раз заново начинать создавать историю, не получится никакой семьи. Конечно, Минюст такого устава не зарегистрирует, но идея хорошая.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ