Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1959 год. Александр Солженицын пишет рассказ «Матренин двор», который опубликуют лишь в 1963 году. Суть сюжета текста произведения в том, что – Матрена, главная героиня живет как все в то время. Она одна. Пускает к себе в избу квартиранта-рассказчика. Она никогда не жила для себя. Вся ее жизнь – это помощь кому-либо. В финале произведения рассказано о нелепой смерти Матрены.

Главная мысль замечательного произведения А.И.Солженицына «Матренин двор» в том, что автор акцентирует внимание читателя на укладе жизни деревни, но этот уклад заключает в себе духовную бедность и моральное уродство людей. Жизненная правда Матрены – праведничество. Солженицын задается вопросом: «Что же передолит на весах жизни?» Наверное, именно по этой причине первоначально рассказ был назван «Не стоит село без праведника».

Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам

Глава 1

Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».

На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.

Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось.
В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.

Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.

Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.

Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.

Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.

Глава 2

Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.

Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.

В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.

Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.

Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.

Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.

В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.

Глава 3

Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.

Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Картинка или рисунок Матренин двор

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Страж-птица Шекли

    Чтобы снизить количество преступлений учёные разработали отряды страж - птиц. Каждую птицу оснастили механизмом, который мог с дальнего расстояния считывать колебания в мозгу людей, определять и пресекать потенциального убийцу.

  • Краткое содержание Шукшин Гринька Малюгин

    В селе, где жил Гринька, все жители считали его не совсем нормальным и не адекватным. Но Гринька на это не обращал внимания, он всегда поступал так, как считал правильным. Так например, он ни при каких обстоятельствах не соглашался работать в воскресенье.

  • Краткое содержание Защита Чика Искандер

    Школьник по имени Чик попал в неприятность в школе. Преподаватель по русскому языку Акакий Македонович потребовал, чтобы мальчик пришел в школу с родителем.

  • Краткое содержание Шолохов Донские рассказы
  • Краткое содержание Бианки Плавунчик

    Плавунчик – это такой вид птиц. Обитают они на озерцах, реках, морях, в общем, везде, где есть вода. Плавунчики встречаются повсюду, но ни когда не задерживаются на одном месте. Птички эти из семейства куликов.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна .

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Лето, 1956 год. В 184 км от Москвы, по направлению Муром-Казань, сходит пассажир. Он и является рассказчиком. Его жизненный путь схож с судьбой самого Солженицына (участвовал в войне, отсидел в лагере). Его мечта – преподавать где-нибудь в глубине России, как можно дальше от города. Жизнь в деревне Высокое Поле у рассказчика не удалась, поскольку там не пекли хлеба и не продавали ничего съестного. Он приезжает на станцию с неприятным названием Торфопродукт. Позже выясняется, что в округе есть еще и деревни с другими названиями: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово.

Рассказчик мирится с обстоятельствами, ему предстоит увидеть «кондовую Россию. Он останавливается в деревне Тальново. Хозяйку двора, где живет рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева или просто Матрена.

О своей жизни Матрена рассказала не сразу, думая, что это не столь занимательная информация для такого «культурного» человека, как постоялец. Его поражает история Матрены. Он находит её судьбу особенной, чего не замечают соседи и родственники Матрены. Муж оказывается пропавшим без вести на начальном этапе войны. Он любил Матрену, не смел бить ее, как другие мужья своих жен. Матрена же не любила его. Её должны были выдать за старшего брата мужа – Фаддея. Но тот пропал во время первой мировой войны. Матрене пришлось выйти замуж за младшего брата – Ефима.

Неожиданно для всех появляется Фаддей, который долгое время находился в венгерском плену. Он говорит, что не убил Матрену с мужем только по той причине, что Ефим – его брат. Фаддей до такой степени любил Матрену, что в жены он взял девушку с таким же именем. Она же родила ему шестеро детей, в то время как у Матрены умирали все дети от Ефима. Вся деревня пришла к выводу: Матрена – «порченая». Она и сама внушила себе это. Она решила взять под свою опеку дочь «второй Матрены», Киру. Занималась ее воспитанием на протяжении десяти лет, до того момента, пока Кира не вышла замуж. С мужем уехала она в поселок Черусти.

Матрене всю жизнь было не до себя. Ей приходилось постоянно работать на кого-то: на колхоз, на односельчан, делая при этом то что обычно по рукам только мужчине и при этом, она никогда не требовала платы. Она была в состоянии остановить коня на скаку, чего не смогли бы мужчины.

Образ Матрены является собирательным: с его помощью мы замечаем, что именно на таких женщинах, отдающих себя без остатка, и держится русская земля. Но это открытие совсем не радует его. Неужели Россия держится только на самоотверженности ее старух? Что будет с ней дальше?

Конец рассказа нелеп и трагичен. Помогая Фаддею перетаскивать через железнодорожные пути на санях часть избы, завещанной Кире, Матрена погибает. Фаддей, не дождавшись смерти Матрены, забирает наследство при ее жизни. Получается, что ее гибель спровоцирована.

На похоронах Матрены родственники плачут «из приличия», думая только о скорейшем разделе ее имущества. Фадей даже не появляется за поминальным столом.

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa

Если домашнее задание на тему: » Краткий пересказ изложение рассказа Матренин двор в сокращении – Солженицын Александр Исаевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать Некрасов Н. А.Сочинение по произведению на тему: Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Образ
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Александр Исаевич Солженицын.

«Матрёнин двор»

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

В 1956 году летом, из далекого Казахстана, вернулся в Россию автор-рассказчик Игнатич. После нескольких лет, проведенных в местах лишения свободы, ему очень тяжело найти работу учителя, поэтому Игнатич решает искать вакансии в глубинке. Перебрав несколько сёл, учитель останавливается в селе Тальново, в избе у Матрены Васильевны Григорьевой. Игнатич сразу оказался выгодным для нее постояльцем, ведь за него школа, помимо квартплаты, выделила машину торфа для отопления зимой.

Жизнь Матрены сложилась не легкая. В 19 лет к ней начал свататься Фаддей, но свадьбу они не успели сыграть, так как Фаддей ушел на войну. На протяжении трех лет от Фаддея не было ни одной весточки и Матрена, совсем потеряв надежду, вышла замуж за его младшего брата Ефима. Освободившийся из венгерского плена Фаддей через полгода вернулся на родину и чуть не зарубил Матрену и Ефима. Не перестав любить Матрену, Фаддей женился на девушке с таким же именем, которая родила ему шесть детей. С детьми же у Матрены не сложилось, все ее дети умирали, не дожив до трех месяцев. Выпросив у жены Фаддея дочку на воспитание, Матрена растила Киру десять лет, пока та не вышла замуж и не переехала.

Матрена всю свою жизнь прожила для кого-то, но только не для себя. Она постоянно работала на колхоз и всегда бесплатно помогала всем соседям и просителям, считая это своей обязанностью. Раз в полтора месяца Матрене выпадала обязанность кормить пастухов, которые пасли коз. Тогда Матрена практически все деньги тратила на продукты, которые она сама вообще не ела: консервы, масло, сахар. Стараясь угодить хорошим обедом пастухам, она боялась, что за плохой обед они пустят по селу о ней дурные слухи.

Постоянно болея, Матрена решила, что после ее смерти сруб горницы должен достаться Кире. Фаддей выяснил, что молодым в то время выделяли бесплатно участок земли, и тут горница Матрены пришлась как никогда кстати. Фаддей зачастил к Матрене требуя отдать обещанное и спустя несколько дней Матрена решилась. Фаддей с сыновьями быстро разобрали горницу и погрузили ее на двое саней, которые нанятый трактор должен был перевести на новый участок. На железнодорожном переезде лопнул трос, который тянул вторые сани. Тракторист, сын Фаддея и Матрена ладили порвавшийся трос и не заметили паровоз, который без габаритных огней сдавал задом.

Судовое дело о смерти трех человек быстро замяли, а Фаддей даже не явился на поминки. В этом рассказу Матрена символизирует собой простого и добродушного человека из глубинки, который не гнался всю свою жизнь за богатствами и ненужными нарядами, а всегда был рад помочь другим в трудную минуту.

Сочинения

«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор») Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?

Матренин двор - рассказ автобиографичный.

Александр Исаевич Солженицын после окончания срока в ГУЛАГе, приезжает в одну из российских деревень и устраивается на работу учителем.

Жить он останавливается у одной из жительниц деревеньки – Матрены (кстати, Матрена – прототип реальной Матрены Васильевны Захаровой).

Автор селится у шестидесятилетней женщины Матрены. Она часто болеет. Кроме колченогой кошки, грязно-белой козы, мышей и тараканов у нее никого в доме не было. Игнатьич (рассказчик) очень подружился со своей хозяйкой. Жили они скудно, но ладно.

Питались практически одной «картовью», как называла Матрена картошку. Женщина испытывала большую нужду, но не страдала от этого. Доброта ее не оскудела от бедности и жестокости жизни. Она так же бескорыстно помогает людям. Все пользуются ее трудом, но никто не думает о благодарности.

Однажды Матрена рассказывает Игнатьичу всю свою нелегкую жизнь. В молодости она хотела выйти замуж за любимого Фаддея, но его забрали на войну. Ждала его она три года, а он все не возвращался. И вышла замуж за его брата Ефима.

А вскоре вернулся и Фаддей. Обозлился он на Матрену, но не тронул брата. Женился на девушке из соседней деревни, тоже Матрене. Детей у Фаддея было шестеро, и у Ефима с Матреной шестеро, только не жили они дольше трех месяцев, умирали все. Ефим ушел на войну и уже не вернулся обратно.

Матрена выпросила у фаддеевой Матрены дочку Киру. Воспитала ее как родную. А недавно, только до приезда Игнатьича, выдала Киру замуж за тракториста из соседней деревни. Игнатьич внимательно выслушал Матренину историю. Он отнесся с пониманием ко всем ее перепитиям жизни. Сколько вынесла эта женщина, не пожелаешь никому.

Вскоре пришла новая беда: Кире и ее мужу дали участок земли. А для того чтобы получить землю, нужно возвести на ней какую-то постройку. Фаддей решил взять у Матрены горницу от ее избы. Все знали, что горницу эту Матрена после своей смерти завещала Кире.

Матрена несколько дней ходила в раздумьях. Больше ее тревожило не то, что придется отдать горницу, а то, что отдать ее нужно раньше срока. Матрена еще не умерла, а горница-то завещана. Пришел Фаддей с сыновьями и зятьями разбирать эту горницу.

Трещат доски под крышей, стучит топор по бревнам, а Матрена не спит по ночам. Погрузили бревна на трактор. Да не захотели два раза везти, прицепили два воза к одному трактору. И Матрена увязалась вместе с ними, где что подсобить. Игнатьич ждал Матрену вечером на ужин, но не вернулась она.

Подумал, что пошла дальше провожать. Ждал к ночи, не вернулась. А потом пришла соседка и сказала, что Матрена погибла. На переезде сорвало трос между возами. Сын Фаддея с его племянником пошли налажать, а Матрена - между ними. Два вагона задним ходом двигались без фонарей и снесли воз вместе с теми, кто был рядом.

Матрену привезли хоронить в деревню. То, что он нее осталось: часть тела, правая рука и лицо – ровное, белое, как живое…. Фаддей так и не пришел на похороны. Он со всею жадностью думал, как отвести остальные бревна горницы и прихвать еще чего-нибудь. Сестры Матрены тоже пытались делить наследство.

Искренне плакала на похоронах только приемная дочка Кира да ее мать Матрена. А Игнатьич только после похорон понял всю суть Матрены. Как раньше он этого не замечал? Матрена – потерявшая шестерых детей, всю жизнь прожившая для людей, не скопившая ни денег ни богатства. Вот она – праведник, без которого «не стоит село, ни город, ни земля наша».

Образ Матрены

Реалистичность событий поражает читателей. Женщина, испытавшая в своей жизни столько горя и потерь, не знавшая семейного счастья, не потеряла человеческое милосердие. Она жалела свою больную кошку. Бросилась спасать свои фикусы, когда случился пожар. Простая, бескорыстная, добрая душа.

Она помогала всем. Уже не работая в колхозе, она по просьбе грозной жены председателя брала свои вилы и шла разгребать навоз. А.Солженицын не придумал этот образ. Он описал реальную русскую женщину, жившую в каждой деревне. Описал со всею горечью ее жизни, и сам проникся к ней сочувствием.

Своеобразие рассказа

  • Рассказ представляет художественную ценность в русской литературе:
  • Основная тема произведения – человеческая душа, которая живет несмотря на сложность бытия;
  • жанровые особенности: повествование дается через автора с его оценкой происходящего и через его героиню с ее отношением к жизни;
  • образ героини символичен: он подобен облику святой;
  • языковые особенности (вкрапление диалектизмов, разговорной речи, вариантов произношения слов).


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ