Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Екатеринбургское ООО «Дельтасвар» обратилось в свердловский арбитраж с заявлением о банкротстве АО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“», сообщает znak.com. По данным картотеки арбитражных дел, иск к нижнетагильскому производителю танков, полувагонов, цистерн и экскаваторов был подан накануне Дня Победы и пока не принят к производству.

Заявлению о банкротстве предшествовал суд между «Дельтасваром» и Уралвагонзаводом на сумму больше 41 млн рублей. По условиям договора, заключенного в 2017 году, ООО поставило на Уралвагонзавод 97 сварочных полуавтоматов. Однако эта поставка не была оплачена.

Как позднее заявляли в суде представители оборонного предприятия, они сочли, что поставщик нарушил условия договора. В частности, не обучил персонал работе на данных аппаратах. Суд встал на сторону «Дельтасвара», так как все аппараты были поставлены. Кроме того, у «Дельтасвара» есть письмо, где говорится, что оборудование хранится на складе и точная дата введения в производство не определена, что при необходимости проведения пусконаладочных работ Уралвагонзавод обязуется направить поставщику дополнительное уведомление о необходимости приезда специалистов.

В итоге суд постановил взыскать с Уралвагонзавода стоимость контракта, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В конце апреля это решение было подтверждено в апелляции и вступило в силу.

Вместе с тем в системе СПАРК отсутствуют данные о намерении «Дельтасвар» обратиться с иском о банкротстве Уралвагозавода. Это требование является обязательным.

Добавим, что для Уралвагонзавода сумма требования является незначительной на фоне его оборотов. Вместе с тем по итогам третьего квартала прошлого года, по данным СПАРКа, чистый убыток УВЗ превысил 3,2 млрд рублей.

Иск об банкротстве «Уралвагонзавода» подавался уже не раз, пишет mstrok.ru. В ноябре-декабре 2017 года суд вернул заявления о банкротстве УВЗ ООО «Инженер», ООО «Бизнес-Урал» и ООО «Сплав-Привод». Причина возвращения заявлений в определениях суда не указана. Вернул арбитраж заявление и воронежскому ОАО «Завод по выпуску тяжёлых механических прессов» (Тяжмехпресс), которому «Уралвагонзавод» задолжал 2,2 миллиона рублей. Осенью 2016 года УВЗ удалось заключить с «Альфа-банком» мировое соглашение по иску о взыскании с корпорации и принадлежащих ей «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк Тракторозаводский» задолженности на общую сумму 7,346 миллиарда рублей и 30,203 миллиона долларов.

«Уралвагонзавод» испытывает финансовые трудности уже несколько последних лет. В конце декабря 2016 года указом президента РФ 100% акций УВЗ были переданы от Росимущества госкорпорации «Ростех». После этого на заводе сменилось руководство, были свернуты многие . Магазины брендовой одежды и сувениров UVZSHOP были закрыты за долги по налогам. В начале апреля правление ХК «Спутник» приняло решение, что из-за финансовых проблем в следующем сезоне команда - третьей по силе лиге в системе российского хоккея (после КХЛ и ВХЛ).

Новый гендиректор УВЗ Александр Потапов в интервью журналистам неоднократно говорил о сложной финансовой ситуации на предприятии, которое, по его словам, находится если «не на дне океана», то «под водой». Высказывались вслух планы о через три года. В 2017 году корпорация выставила на продажу 100% акций своей дочерней компании ООО «УВЗ-Логистик». Также «Уралвагонзавод» отказался от услуг своей «дочки» в Карпинске.

Недавно Потапов сообщил, что «консолидированный убыток за 2016 год был 4,2 миллиарда рублей, а 2017 год принёс прибыль около 1,3 миллиарда рублей». Для роста выручки руководством УВЗ была принята новая , предполагающая выпуск на заводе равного количества гражданской и военной продукции, пишет mstrok.ru.

6 марта Владимир Путин планирует посетить УВЗ, где примет участие в форуме рабочей молодежи. Единственный в стране производитель танков стал символом поддержки Владимира Путина во время предвыборной кампании 2011–2012 гг., сопровождавшейся массовыми протестами. Начальник сборочного цеха военной техники Игорь Холманских во время прямой линии с президентом предложил, если милиция не справляется с митингами, выйти «с мужиками» и «отстоять свою стабильность, но, разумеется, в рамках закона». После выборов в мае 2012 г. Холманских назначили полпредом президента в Уральском федеральном округе. Однако помощь в первую очередь понадобилась не президенту, а самому УВЗ. Символ российской оборонки погряз в долгах и оказался на грани краха: чтобы его спасти, пришлось передать предприятие «Ростеху» и сменить руководство. А главное, заставить перевозчиков покупать основную гражданскую продукцию предприятия – железнодорожные вагоны.

От Т-34 до Т-72

УВЗ был построен в 1930-е гг. в Нижнем Тагиле для производства вагонов и стал одним из первых в стране проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством. Во время Великой Отечественной войны принял на своей площадке эвакуированный из Харькова танковый завод и около 10 других предприятий. В результате заводу пришлось один за другим свернуть производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода № 183 им. Коминтерна. Завод стал крупнейшим предприятием по производству танков Т-34 – до конца войны их было выпущено 25 266 штук.

После войны созданное при заводе КБ разработало несколько типов танков, включая Т-72 – самый массовый в мире танк за период с начала 1970-х гг. Параллельно на УВЗ развивалось производство вагонов, тракторов и дорожной техники. Но в 1990-е гг. предприятие ждал жесточайший кризис: производство вагонов сократилось, с середины 1990-х гг. российская армия перестала покупать танки, а единственный крупный экспортный контракт на сборку танков Т-72 в Иране не был выполнен до конца из-за соглашения России и США 1995 г. о прекращении российских военных поставок в Иран (так называемый протокол Гор – Черномырдин).

Тем не менее сегодня УВЗ – единственный в стране производитель танков: другие российские танковые заводы в Омске и Петербурге были закрыты. В 2007 г. УВЗ был акционирован, а в 2008–2009 гг. ему были переданы находившиеся в госсобственности акции 9-го завода (производитель артиллерийских систем), Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, головное КБ по разработке танков), «Электромашина» (производитель систем управления и приводов), «Омсктрансмаш» (бывший производитель танков Т-80) и ряд других КБ и предприятий. В прошлом году УВЗ был передан в госкорпорацию «Ростех». Это решение объяснялось «сложным финансово-экономическим положением предприятия». Что же послужило причиной кризиса, какое производство – военное или гражданское – потянуло компанию вниз?

Убыточные вагоны

В начале нулевых военное производство УВЗ было спасено индийским контрактом на 310 танков Т-90С – это дальнейшее развитие платформы Т-72 (контракт был подписан в 2001 г.). В 2004 г. был заключен новый контракт с Индией примерно на 350 танков, а в 2006 г. – контракт на их лицензионное производство в Индии. Однако в целом количество заказов на бронетехнику во второй половине 2000-х было недостаточным, а в 2011 г. российская армия отказалась от закупки новых танков Т-90, сочтя их не отвечающими современным требованиям.

В кризис 2008–2009 гг. УВЗ столкнулся и с резким падением спроса на вагоны. Предприятие спасла помощь президента – по его распоряжению в 2009 г. оно получило субсидию в размере 25 млрд руб.

Зачем президент снова едет в Тагил

На прошлых президентских выборах УВЗ стал символом поддержки Путина его ядерным электоратом, напоминает политолог Евгений Минченко. «Логично, что и перед этими выборами он встречается с теми, кто поддержал его тогда», – отмечает эксперт. «Тагил – это не только город, в котором находится градообразующее предприятие, представители которого обещали когда-то разогнать Болотную, это город людей труда, работающих на оборонку», – говорит политолог Константин Калачев. «Демонстративная опора на людей труда, апелляция к людям труда – часть общей драматургии кампании и личный выбор президента. Он так получает уверенность, что большинство на его стороне. Эта аудитория для Путина органична и приятна», – считает эксперт. Свою лояльность Тагил доказал, это символ народного единства, уверяет Калачев. Что касается Игоря Холманских, по словам источника, близкого к администрации президента, он за время своей работы «не проявил себя» как влиятельный участник принятия решений в своем округе. Все общественное служение на должности полпреда у Холманских закончилось вскоре после его назначения, говорит политолог Федор Крашенинников: «Первые два года после его назначения еще была актуальна повестка защиты человека труда, он на этом пиарился, а потом исчез. Он не является генератором ни новостей, ни повестки дня. И вряд ли он останется после выборов».

А в 2012 г. начался новый кризис на предприятии. Его главной причиной стало «варварское продление сроков эксплуатации вагонов операторами без согласования с производителем» – их продлевали на 5–7 лет, рассказывает источник, близкий к бывшему топ-менеджменту УВЗ. Продление сроков происходило фактически «на бумаге», несмотря на то что в техпаспортах был указан срок их службы – 22 года, продолжает он. Это привело к падению спроса на новые вагоны производства УВЗ. Чтобы спасти ситуацию и не допустить закрытия производства вагонов, УВЗ создал собственную компанию-оператора «УВЗ-логистик» и стал поручителем по банковским кредитам для покупки этой компанией вагонов у себя самой. Это привело к быстрому росту долгов завода, хотя и позволило не останавливать производство.

Вторым кризисным фактором стал скачок валютного курса в 2014–2015 гг. и рост процентных ставок по кредитам (чистый долг компании на тот момент достигал 182,6 млрд руб.). А переизбыток вагонов на рынке привел к падению на суточную аренду вагона с 1500 руб. до 300 руб. Завод вновь оказался на грани краха. В 2016 г. по инициативе президента Минпромторг запретил операторам железнодорожных перевозок продлевать сроки службы вагонов – им пришлось массово списывать старые вагоны и начать закупку новых. Это дало заводу новые заказы, а процентные ставки по кредитам к тому времени уже начали снижаться.

Почему появился «Ростех»

Тем не менее в сентябре 2016 г. курирующий ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин написал письмо президенту России Владимиру Путину, в котором выразил недовольство работой УВЗ и его гендиректора Олега Сиенко. Он объяснил необходимость кадровых перемен сложным финансово-экономическим положением предприятия и угрозой выполнению работ по гособоронзаказу. Чистый долг предприятия на конец первого полугодия 2016 г. составлял 276 млрд руб. при выручке за полугодие 43,1 млрд руб. Рогозин предложил передать 100% акций УВЗ в госкорпорацию «Ростех».

В декабре 2016 г. Владимир Путин подписал указ о передаче 100% НПК «Уралвагонзавод» корпорации «Ростех». «Нужно провести финансовое оздоровление, там достаточно большие долги. Прежде всего, они появились из-за того, что образовалась компания «УВЗ-логистик», которая сама себе покупала вагоны, поскольку РЖД их не покупала в течение 2–3 лет подряд. Это было сделано, чтобы не останавливать производство», – заявлял тогда генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. А в марте сменился гендиректор УВЗ – им стал Александр Потапов, бывший замминистра промышленности и торговли.

Пришедший на смену Сиенко менеджмент из «Ростеха» не изменил прежнюю программу развития компании до 2025 г. и по большому счету ничего не меняет в тех планах, которые были приняты при Сиенко, говорит менеджер одного из контрагентов УВЗ. Однако в работе с контрагентами новый менеджмент «сократил накладные расходы», и многие предприниматели, опасаясь, что им снова не заплатят, теперь работают с УВЗ только по предоплате, зарплаты рабочих – например, в цехе № 563, где дело дошло до судов, – фактически снижаются. Складывается ощущение, что команда «Ростеха» не случайно пришла в момент, когда финансовое положение УВЗ в целом начало выправляться, продолжает собеседник «Ведомостей». Расценки в цехе снизились потому, что была проведена модернизация производства, возражает представитель УВЗ: все суды предприятие выиграло, а в апреле произойдет индексация зарплат на 5,76%, что полностью компенсирует прежние потери работников.

Почему погорел УВЗ

Можно сказать, что УВЗ погорел на вагонах и вагонных тележках, надежды на господдержку в виде ужесточения регулирования этого рынка на протяжении нескольких лет не оправдывались, полагает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. По его словам, большая часть долгов УВЗ обусловлена инвестициями в производство гражданской продукции, прежде всего вагонов, а также дорожной и строительной техники. Что касается военного производства, то кредиты на его развитие (в том числе на строительство новых цехов и закупки станочного парка) брали под госгарантии, они в основном были погашены государством в 2016 г., продолжает эксперт.

Проблемы УВЗ были связаны со стратегической ошибкой, предприятие опоздало с переходом на выпуск инновационных вагонов и развитием сервисных мощностей по их обслуживанию, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. У УВЗ была возможность стать не только первым, но и крупнейшим производителем инновационных вагонов (модели появились в 2009 г.), однако в периоды высокого спроса 2012–2014 гг. компания не переключилась на них полностью, а продолжила выпуск типовых вагонов, которые были проще с точки зрения технологии производства.

По словам источника, близкого к УВЗ, у Сиенко были ошибки вначале, когда его команда «разогнала вагонный конвейер» и столкнулась с перенасыщением рынка. «Вагонный кризис» 2014–2016 гг. совпал с необходимостью реконструкции производства под новый танк Т-14 «Армата» и санкциями, из-за которых зависли авансы по ряду контрактов и пришлось переориентироваться с чешского на российское и китайское оборудование. Но постепенно Сиенко и его люди смогли разобрать этот ворох сложных проблем, утверждает собеседник «Ведомостей».

Тем не менее ключевыми проблемами для УВЗ в 2015–2017 гг. оставались высокая долговая нагрузка и убыточность транспортного подразделения бизнеса – компании «УВЗ-логистик», а также неиспользование в полном объеме фактора девальвации рубля для наращивания выручки от продажи продукции на экспорт в 2015–2017 гг., резюмирует Бурмистров.

Потапов и Сиенко воздержались от комментариев.

Прибыльные танки

С 2012 г. новые закупки Т-90 для Вооруженных сил России не производились, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. Он полагает, что основная прибыль танкового производства УВЗ идет от экспорта танков Т-90С в Азербайджан и Алжир, а в последнее время – в Ирак и Вьетнам. По словам источника, близкого к руководству «Рособоронэкспорта», с 2011 г. были заключены контракты на экспорт более 300 новых танков Т-90С в Алжир, 44 Т-90С в Уганду, 200 Т-90С в Азербайджан, а в 2016–2017 гг. – примерно 60 танков во Вьетнам и 200 в Ирак. В 2017 г. УВЗ произвел около 100 танков на экспорт.

Сам термин «танковое производство» в отношении предприятия достаточно условный: не ясно, что в него следует включать помимо основного танкового производства в Нижнем Тагиле. У других военных производств корпорации («Уралтрансмаш», производитель самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и «Коалиция-СВ», «Омсктрансмаш», нижегородское артиллерийское КБ «Буревестник») ситуация разная, хотя головное КБ предприятия – УКБТМ в Нижнем Тагиле – наверняка получает большое госфинансирование на разработку «Арматы», считает Барабанов.

Военное производство все эти годы функционировало безубыточно, продолжает Мураховский, однако это нерыночный сектор. Следует учитывать, что принцип «возмещения затрат» при ценообразовании на продукцию военного назначения позволяет сделать безубыточным выпуск и 10 танков в год, если Минобороны примет и возместит все затраты предприятия, говорит он.

По словам собеседника «Ведомостей», близкого к бывшим топ-менеджерам, военное производство УВЗ всегда было рентабельным, вопрос стоял в норме рентабельности – менеджмент считал необходимым уровень хотя бы в 10–20%, в то время как на практике она была 0,5–2%. В то же время и этого хватало для выполнения гособоронзаказа, а особенно выгодными были экспортные заказы.

Что дальше

Перспективы военного производства УВЗ связаны с новой унифицированной платформой, на базе которой создаются танк Т-14 «Армата», тяжелая боевая машина пехоты (БМП) Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Т-16. Партию этих машин для опытно-войсковой эксплуатации (около 100 единиц) планируется выпустить в 2018–2019 гг., серийное производство – начать с 2020 г., но не исключено, что по итогам опытной эксплуатации эти сроки сдвинутся, говорит Мураховский. Это сложный и революционный проект, при этом общие потребности российской армии могут составить около 3000 Т-14, 200–250 БРЭМ и до тысячи БМП Т-15, оценивает эксперт. До развертывания производства машин нового поколения УВЗ занимается модернизацией имеющихся танков, что позволяет поддерживать функционирование основного производства и смежников. Заключен и контракт на поставку модернизированных танков Т-80БВМ, Т-90М и боевой машины огневой поддержки (БМПТ), причем поставки Т-90М и БМПТ в российскую армию могут стимулировать их экспорт, заключает Мураховский.

ОАО «НПК «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского»

100% акций принадлежат Росимуществу, переданы в управление «Ростеху».
В состав корпорации помимо основного производства в Нижнем Тагиле («Уралвагонзавод») входят завод № 9 (Екатеринбург, производитель артиллерийских орудий), «Омсктрансмаш» (производитель тракторов), «Уралтрансмаш» (Екатеринбург, производитель самоходных артиллерийских орудий), ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород, разработчик артиллерийских орудий), УКБТМ (Нижний Тагил, КБ по разработке танков и боевых машин), НПО «Электромашина» (разработчик оборудования для боевых машин) и другие КБ и предприятия.

Ошибкой стало решение Минпромторга в 2016 г. отменить оружейную выставку в Нижнем Тагиле Russia Arms Expo, перенеся ее в подмосковный парк «Патриот», считает источник, близкий к бывшему топ-менеджменту УВЗ. Это была единственная выставка в мире, где боевая техника могла демонстрироваться в движении и с применением оружия, несмотря на санкции, она все равно была бы очень важна для маркетинга продукции УВЗ. Формально ее закрыли, сославшись на необходимость экономии, но это не то, на чем стоило экономить, считает собеседник «Ведомостей».

Что касается вагонов, новый менеджмент УВЗ реализует комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности бизнеса, говорит Бурмистров: прекратил действие ряда невыгодных заводу лицензионных договоров, сконцентрировал усилия на развитии сервиса для инновационных вагонов, без штрафов расторг договор аренды полувагонов с АО «ФГК» и повысил таким образом привлекательность бизнеса «УВЗ-логистик». Этот комплекс мероприятий в сочетании с ростом спроса на подвижной состав позволяет прогнозировать выход вагоностроительного бизнеса на прибыльность по итогам 2018 г., считает Бурмистров.

После перехода в «Ростех» у корпорации наблюдается устойчивый рост производства, доля гражданской продукции в этом году достигнет 43%, выручка, как ожидается, вырастет на 13% до 69 млрд руб. и в 2018 г. корпорация впервые получит прибыль, отмечает представитель УВЗ. Корпорация начала избавляться от непрофильных активов и нашла покупателя для оператора «УВЗ-логистик», говорит он, но назвать его отказался. В феврале 2018 г. Чемезов пообещал, что в будущем на УВЗ будут привлечены частные инвесторы, но произойдет это не ранее чем через три года. Представитель «Ростеха» от комментариев отказался.

Намедни стало известно, что президент РФ В.В. Путин подписал указ о полной и безоговорочной передаче в течении 18 месяцев "Уралвагонзавода" в лоно корпорации "Ростех". И хотя о возможном объединении говорилось в ходе недавнего пресс-брифинга главы "Ростеха" Сергея Чемезова, факт передачи "Уралвагонзавода" был очевиден задолго до декабрьских бесед об успехах и перспективах холдинга.

Дело в том, что "Уралвагонзавод", производитель не имеющих аналогов в мире танков Т-90 и Т-14 на платформе «Армата», от упоминания которой дрожат стены Пентагона (то ли от страха, то ли от смеха – это ещё уточнить надо) ходил по краю уже достаточно давно. Обострение же хронических проблем предприятия, заключающихся буквально в двух словах - "денег нет", вновь себя проявили ещё прошлой весной.

Так, в мае этого года «Альфа-банк» обращался в суд с заявлением о признании завода банкротом. В июне же позвучал другой беспокойный звоночек – в бессрочный отпуск было отправлено 3 тысячи рабочих предприятия в Нижнем Тагиле, а так же было удержано 2/3 заработной платы. И не прошло и полгода, а если точнее всего-то месяц и «Уралвагонзавод» уже стоял на пороге кремлевских кабинетов с протянутой рукой, выпрашивая госгарантии в размере 16 млрд рублей!

А всё почему?

А всё потому, что на тот момент предприятие несло убытки и корчилось от долгов. К примеру, в 2014-м чистый убыток «Уралвагонзавода» составил 5,3 млрд руб, в 2015 было 16,4 млрд рублей убытков. Всего же, общая задолженность завода составила 202 миллиарда рублей! Но и это не самый изюм, в и без того удручающей истории папы «Арматы».

Дело в том, что в 2015-м году завод недополучил более трети выручки от экспорта оружия, имевшей место годом ранее. Так, выручка от продажи техники военного назначения у предприятия уменьшилась с $1,545 до $1,01 млрд, в процентном соотношении - на 34,34%.

Что же, в правительстве РФ иного выхода не смогли найти, кроме как передать конвульсирующее тело завода на попечительство «Ростеха», который в свою очередь в 2015-м году показал чистую прибыль размером в 99 миллиардов рублей. То есть, иными словами, холдинг, который представляет собой хоть какой-то островок стабильности в океане высокодуховного финансового коллапса, нагрузили обузой, долг которой превышают чистую прибыль холдинга, а недочёт от экспорта составляет треть этих самых доходов «островка».

Что же, «Уралвагонзавод» умрёт не сразу. Его смерть будет продолжительной и мучительной, заключающейся в умерщвлении гражданского сектора предприятия, с максимальным сохранением жизнедеятельности военного сегмента. Но вот в этом-то вся соль! «Уралвагонзавод» как яркий пример того бедственного положения, в котором оказался весь ВПК Российской Федерации и который будут из последних сил вытягивать из болота за счёт тех средств, которые могли бы пойти на поддержание экономики. И, в конце концов, конвульсирующая обуза утянет на дно за собой всех.

Один из крупнейших кредиторов государственной НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) Альфа-банк намерен инициировать процедуру банкротства корпорации и двух ее дочерних структур. Банк через суды требует от УВЗ вернуть кредиты на сумму 16,3 млрд руб. и $119 млн. Переговоры сторон о реструктуризации долга пока не дали результатов.


Альфа-банк намерен обратиться с заявлением о банкротстве УВЗ, а также двух его дочерних предприятий - «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк “Тракторозаводский”», говорится в реестре сведений о деятельности юрлиц. С марта Альфа-банк и ряд других компаний инициировали разбирательство о банкротстве еще одной структуры корпорации - «Уралтрансмаша». В общей сложности в судах рассматриваются иски Альфа-банка к УВЗ на сумму 10,3 млрд руб. и $79 млн, также временно приостановлено дело о взыскании с корпорации в пользу банка 6 млрд руб. и $40 млн. Общая сумма претензий Альфа-банка к УВЗ составляет $119 млн и 16,3 млрд руб., следует из годовой отчетности корпорации.

В марте также сообщалось, что УВЗ и Альфа-банк начали переговоры о реструктуризации долга, однако пока договориться не удалось. До этого Сбербанк отозвал свой иск к УВЗ на 2,3 млрд руб., еще несколько кредиторов отказались добиваться банкротства структур УВЗ. В свою очередь, в Альфа-банке «Интерфаксу» заявили, что банк готов искать компромисс с УВЗ, но приемлемых предложений пока не получил.

Острый конфликт между УВЗ и Альфа-банком разгорелся чуть больше года назад после того, как банк потребовал досрочного погашения долга из-за просрочки кредитов предприятий корпорации и инициировал судебные разбирательства. Тогда УВЗ грозил Альфа-банку закрыть все счета в банке. В мае прошлого года суд арестовал 523,5 млн руб. на счетах УВЗ в рамках второго иска банка к корпорации, но затем удовлетворил иск УВЗ и снял арест. Глава УВЗ Олег Сиенко называл действия Альфа-банка «шантажом», банк же, в свою очередь, обвинял УВЗ в давлении на суд (см. “Ъ” от 20 мая 2015 года).

Из-за тяжелой ситуации с долгами УВЗ надеется на выделение господдержки. В феврале глава Минпромторга Денис Мантуров допустил выделение средств корпорации, заявив, что план оздоровления пока дорабатывается. Господин Сиенко отмечал, что корпорация надеется получить субсидии на 20–25 млрд руб. в нынешнем году. Чистый убыток УВЗ по МСФО за 2015 год вырос втрое, до 16 млрд руб., выручка сократилась на 16,4%, до 106,6 млрд руб.

Дмитрий Козлов


Уралвагонзавод отцепляет Альфа-банк


В мае 2015 года стало известно, что конфликт между государственной НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) и Альфа-банком усугубился. В корпорации решили закрыть все счета в банке, требующем возврата просроченных кредитов, и погасить долги перед ним - это более 8 млрд руб., что составляет менее 10% от общего долгового портфеля УВЗ.

От Альфа-банка не уйти


Как сообщалось в конце мая прошлого года, несмотря на громкие обещания НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) прекратить отношения с Альфа-банком, с которым завод конфликтует из-за просрочки по кредиту, компания оказалась не готова пойти на такой шаг. Подконтрольный УВЗ «ЧТЗ-Уралтрак» попытался в суде оспорить требование банка досрочно погасить долг на более чем 8 млрд руб., апеллируя тем, что срок контракта заканчивается только в 2017 году.

Доподлинно не известно, почему министр обороны Сергей Шойгу решил «по-старорежимному» осенить себя крестным знамением перед началом парада в честь Дня Победы. Но вполне возможно, что 9 мая на высшие силы уповали многие, имеющие отношение к российскому оборонно-промышленному комплексу.

После того как за два дня до главного праздничного действа на его генеральной репетиции «планово заглох» супертанк «Армата», уверенности в точности конструкторских расчетов и профессионализме экипажей было явно недостаточно. Тем более учитывая внешнеполитические обстоятельства, стоимость epic fail была бы намного выше, нежели, скажем, имиджевые издержки в связи с нераскрывшимся олимпийским кольцом на церемонии открытия зимних Игр в Сочи.

Нежелательной остроты добавлял в это блюдо тот факт, что репутационная угроза исходила от некогда главного бренда путинского третьего срока — «Уралвагонзавода», чьим детищем и является «Армата». Не для того, вновь став верховным главнокомандующим, Владимир Путин в мае 2012 года ездил на УВЗ и одаривал его хлебными госконтрактами, чтобы спустя три года весь мир наблюдал вместо демонстрации российской военной мощи неуклюжую эвакуацию заглохшей боевой машины.

К счастью, парад прошел без сбоев. И можно было бы забыть обо всех репетиционных злоключениях, если бы также без сбоев не сработала российская Фемида. Сразу по окончании праздников Арбитражный суд Москвы арестовал 523 млн рублей на счетах «Уралвагонзавода» по иску Альфа-банка.

У «альфистов» отнюдь не вчера появились претензии к уральским танкостроителям.

Еще во время предыдущего кризиса контролируемый Михаилом Фридманом и его компаньонами Amsterdam Trade Bank судился с УВЗ из-за кредита в $100 млн. Позднее, уже в 2014-м, у инвесткомпании A1 (также входящей в «Альфа-групп») возник конфликт с «Уралвагонзаводом» из-за контроля над шахтой «Заречная». Да и в этом году Альфа-банк начал атаковать УВЗ еще в апреле, подав в общей сложности два иска с интервалом в две недели.

Но в мае градус борьбы явно повысился — еще 8 мая в «Коммерсанте» появилось уведомление о намерении «Альфы» «обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании УВЗ несостоятельным (банкротом)». А гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко говорит о «вероломном нападении без предупреждения» и «чистой воды шантаже».

Альфа-банк славится своей жесткостью по отношению к неаккуратным заемщикам. Но УВЗ — особый клиент. И с точки зрения отраслевой принадлежности, и с точки зрения лоббистских возможностей своего руководства. Достаточно сказать, что председатель совета директоров «Уралвагонзавода» Евгений Школов — давний, еще дрезденский знакомый Путина, с мая 2012-го занимающий должность его помощника. Собственно, значительная политическая роль уральского танкостроительного предприятия, очевидно, в немалой степени обусловлена школовской опекой. А сам Сиенко не без оснований считается креатурой главы «Ростеха» Сергея Чемезова. Как бы там ни было, но даже среди военно-промышленных лидеров далеко не каждому уделяется такое внимание, каким до недавнего времени пользовался УВЗ.

Тем показательнее, что с некоторых пор Фортуна перестала улыбаться уральскому оборонному и вагоностроительному гиганту. Настойчивые просьбы Сиенко о предоставлении господдержки на беспрецедентные для отрасли 100 млрд рублей пока остаются без внимания. Хотя еще в марте на одном из правительственных совещаний глава УВЗ призвал «рассмотреть предоставление дополнительных госгарантий для реструктуризации кредитов производителей железнодорожной техники, потому что у каждого из нас подошли уже сроки отдачи этих кредитов». А в контексте последующих демаршей Альфа-банка подобные призывы выглядят почти что как сигнал SOS.

Правда, будучи предприятием «двойного назначения», «Уралвагонзавод» имел шанс выбраться за счет гособоронзаказа. Тем более украинский кризис, «предчувствие холодной войны» и ставка на импортозамещение в стратегически важных отраслях вроде бы способствовали наращиванию сотрудничества с Минобороны.

Но это в идеале. На деле же зампред коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев еще в ноябре 2014 года посетовал на дороговизну «Арматы». В феврале 2015-го чиновник повторил тезис о необходимости снижать стоимость супертанка, отметив, что производитель пошел навстречу этому пожеланию заказчика. Тем не менее в мае The Wall Street Journal со ссылкой на источники в российском Минобороны сообщила о намерении военного ведомства сократить количество закупаемых у «Уралвагонзавода» супертанков.

Возможно, это всего лишь ход в ценовом торге и окончательного решения еще не принято.

Но если такие ходы делаются — значит, лозунг «хорошо для УВЗ — хорошо для России» уже не работает. Геополитика не только лишила «Уралвагонзавод» доступа к передовым западным технологиям и возможности повышать качество своей гражданской продукции. Геополитика сказалась и на способности бюджета удовлетворять любые аппетиты отечественного ОПК.

Символично, кстати, что коллизия вокруг «Арматы» обострилась на фоне завершения судебного процесса по делу «Оборонсервиса». Его итогом наряду с реальным сроком Евгении Васильевой стала фактическая реабилитация экс-министра обороны Анатолия Сердюкова — главного аллергена российских оборонно-промышленных лоббистов.

В любом случае с точки зрения кредитора Альфа-банк действует вполне логично, видя, как заемщик все глубже погружается в финансовый котел. Политические риски «альфистов» тоже минимальны. Минобороны или гражданские контрагенты УВЗ не откажутся, если кто-то поможет сделать его посговорчивее. А из Кремля заглохшую на репетиции парада «Армату» было слишком хорошо видно, чтобы «Уралвагонзавод» сохранял титул президентского любимца.

Гораздо хуже тылы прикрыты у самого Олега Сиенко. Он, конечно, может попытаться отыграть ситуацию в свою пользу, ссылаясь на зверства кредитора. Но главе УВЗ надо помнить обстоятельства его собственного прихода на завод. Шесть лет назад Сиенко перебрался из ТЭК в машиностроение и сменил карьерного «оборонщика» Николая Малых как раз на фоне тяжбы «Уралвагонзавода» со структурами Альфа-банка.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ