Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях.

Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию.

Интонация (лат. intonare - громко говорить) - сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация - самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы.

Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза - человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно.

Интонация выполняет в речи многие важные функции:

1. Коммуникативная функция - основная, проявляется в том, что интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими, его поддержанию, сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информативний центр.


2. Смыслоразличительная функция интонации обеспечивает различение смысла или оттенков смысла высказывания. Основными средствами их реализации в русской речи выступают смысловое ударение и мелодика, а также место паузы и количество пауз. Ср.: Очень огорчили_/ее слова/ отца. - Очень огорчили_её_/слова отца.

3. Кульминативная функция интонации проявляется и том, что, ис-пользуя смысловые ударения, выделяет в потоке речи наиболее важные слова.

4. Синтезирующая функция заключается в том, что интонация объединяет слова в синтагму (или речевой такт, или дыхательную группу), синтагмы - в предложение, а предложения - в абзац. Наиболее важную связующую роль играют смысловые ударения и мелодика.

5. Делимитативная функция проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, абзацы.

6. Благодаря эмоционально-экспрессивной функции интонации выражается эмоциональное состояние говорящего, а также его отношение к содержанию речи, к ее адресату (одобрение, насмешка и т. п.). Основными средствами выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русской речи служат тембр и мелодика, реже - смысловые ударения и темп. Так, например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь и рыбку из пруда" может - в зависимости от тембра и мелодики - выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу; назидание нерадивому человеку, досаду лентяя, с тоской говорящего о предстоящей работе и т. п.

7. Апеллятивная функция интонации проявляется при выражении ориентации на адресата (ср. интонацию речи, обращенной к взрослым и детям, интонации речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.).

8. Эстетическая функция проявляется при оформлении речи, композиции предложения.

В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» - возрасте, поле, родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о социальном положении, эмоционалъно-оценочном отношении к собеседнику и т. п.

Интонационная выразительность нашей речи складывается из:

а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли;

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. - Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация - меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл.

Голос. Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: « Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

Звучный, гибкий, красивый голос - это прежде всего правильно поставленное дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Дыхание - основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) - в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным.

Его характеристики:

1. Активность , связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.

3. Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а каждое слово - полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи . Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» - диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки - межреберные мышцы.

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным.

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) звонкость (металличность); 2) собранность звука; 3) свобода звука, полётность; 4) тембр; 5) устойчивость; 6) подвижность, гибкость голоса; 7) динамический диапазон голоса; 8) выносливость голоса, малая утомляемость; 9) адаптивность; 10) суггестивность.

Звонкость (металличность) - это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь.

Собранность звука - это концентрация звука, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т. е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность - это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным.

Тембр (фр.timbre - «колокольчик», «метка», «отличительный знак») - колористическая (обертоновая) окраска звука; дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Гибкий, выразительный голос точно передает смысловые и эмоциональные оттенки, образует общий колорит речи. Мелодический голос приятного тембра, помимо лучшей передачи мысли, доставляет слушателям эстетическое наслаждение. По мнению исследователей, окраска голоса имеет существенное значение в установлении контакта оратора с аудиторией, организуя и удерживая внимание.

Тембр, с одной стороны, зависит от физиологических особенностей в строении речевого аппарата и степени его тренированности, с другой - это главный выразитель эмоциональности говорящего, его отношения к излагаемому материалу, аудитории. Когда говорят «это было сказано с гневом в голосе» или «с радостью в голосе», или «со страхом в голосе» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения. Благодаря тембру мы, не видя человека, только по голосу определяем, знаком он нам или нет, и если знаком, то кому конкретно он принадлежит. Более того, мы можем «вычислить» не только родных и близких нам людей, но и любимых артистов, дикторов или, например, известных политиков, парламентариев.

По тембру мы можем определить, какое настроение у говорящего, как он относится к окружающим. Не случайно в ремарках - указании для актера и режиссера, что и как надо делать и говорить в том или ином месте диалога - преобладают замечания типа: говорит сквозь слезы, сухо, сдержанно, одобрительно, посмеиваясь, ласково, покровительственно, приятно-удивленно, с яростью и т. п. От богатства тембральной окраски голоса во многом зависит легкость восприятия слушателями содержания выступления, и потому необходимо бороться с основными недостатками тембра: хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью и одышкой.

Динамический диапазон голоса - высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях - две октавы. Но в быту человек говорит на трех-четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Дикция - четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждуюбукву». С полным правом эти высказывания можно отнести и коратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой.

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п.

Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей, поэтому они невольно отвлекаются, чтобы отдохнуть. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета» и др.

Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Текст звучит не фразами, а отдельными словами. Длительные паузы обычно сопровождаются различными призвуками типа Э-Э-Э, М-М-М и т. п. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо, значимо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль.

Как же определить нужный темп речи? Он зависит от количества слов, произносимых в минуту, времени звучания отдельных слов, количества и длительности пауз. Выступающему нужно уметь варьировать скорость произнесения речи. При любом темпе нельзя дробить фразы на отдельные слова, нужно научиться сохранять мелодическое единство синтагм. Доказано, что непроизвольное внимание и правильное соотнесение слушателями смысловых акцентов обеспечивается сменой темпа, контрастами ускорения - замедления.

Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту.

Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи.

Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл.

Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена.

Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая - подчеркивает значение содержания.

Как замечал К.С. Станиславский, без логической паузы речь безграмотна, а без психологической она безжизненна. Первая - пассивна, формальна; вторая - всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая - чувству.

Ударение - главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Психологи заметили, что устная речь содержит до 70% избыточной информации. И оратор должен в максимальной степени облегчить слушателям процесс выделении тех слов, отрезков сообщения, в которых заключена его смысловая основа, иначе возможность правильного понимания резко снижается. А главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли - это ударение.

Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу ? Каждый раз оттеняется лишь одно слово в соответствии со смыслом предложения.

Мелодика. Для интонирования речи смысловые ударения принципиально значимы. Часто они носят не только смысловой характер, но и эмоциональный: именно ударное слово является главной «точкой» выражения подтекста, а значит, и сосредоточием эмоций.

Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую .

Орфоэпия (греч. orthos ) - «прямой, правильный») буквально значит «правильное произношение». Правильно произнести слова русского языка в соответствии с орфоэпическими нормами помогут словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Аванесова Р.К. и Ожегова С.И., «Словарь ударений для работников радио и телевидения», «Словарь трудностей русского языка» и другие справочные пособия.

Овладеть техникой речи - значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Слова - не струны, а скорее ноты. Их не заставишь звучать на свой лад. Но в высказывании их можно эвфонически (благозвучно) организовать: переставить местами, заменить более благозвучными, скрепить мелодичными связками. При этом важно сохранить и смысл, и стиль фразы. И конечно, оратору всегда надо помнить, что благозвучие и четкость речи не самоцель, а только средство эффективного воздействия на слушателей.

Вопросы для контроля

1. Чем характеризуется публичная речь?

2. Каковы требования к современным ораторам?

3. Назовите основные характеристики аудитории.

4. Что считается важнейшим условием эффективной ораторской речи?

5. Каковы особенности словесного оформления текста публичного выступления?

6. Что относится к коммуникативным качествам речи?

7. Какие законы формальной логики обеспечивают понятность речи?

8. На чем основаны точность и информативность речи?

9. Что понимают под чистотой речи?

10. Какие средства воздействия на разум и чувства слушателя вам известны?

11. Что понимают под техникой речи? Назовите компоненты техники речи.

12. Какова роль интонации в речевом общении? Каковы ее функции в речи?

14. Назовите основные характеристики речевого голоса.

15. Какими качествами должен обладать профессиональный речевой голос?

16. Почему, на Ваш взгляд, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи?

17. Как восприятие речи зависит от ее темпа? Каким должен быть оптимальный темп речи?

18. Какова роль пауз в речевом общении?

19. Какие виды пауз различают? В чем их различие?

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие.

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

При выступлении оратора нужно не забывать о средствах выразительности. Для повышения средств выразительности деловой речи можно использовать следующие средства.

1. Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

Варьирование тональностью выступления зависит от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части.

Тональность выступления обусловлена и составом аудитории (например, возрастным или должностным), ее общим настроем на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

2. Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений.

Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), менять темп речи, высоту голоса и т.п. Слушатели более естественно воспринимают основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) -- в несколько ускоренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

К средствам выразительности деловой речи относятся и некоторые стилистические формы. Среди них можно выделить семь.

1. Постановка в ходе выступления риторических вопросов. Традиционно к риторическим относят вопросы, заранее предполагающие определенный ответ (как правило, да или нет). Нельзя сказать, что риторические вопросы несут глубокую смысловую нагрузку. Их использование в письменной работе, за редкими исключениями, вряд ли оправданно.

Но по ходу устного выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим. Конечно, в данном случае оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратится в пустопорожнее произнесение общих фраз.

2. Использование форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи, как и в предыдущем случае, способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей (иногда даже неосознанно) включиться в мыслительный процесс, сопровождающий произносимые оратором слова.

Подобный эффект достигается вследствие обращений выступающего к аудитории. Эти обращения, как правило, облекаются в форму нейтральных фраз, позволяющих тем не менее повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, поднять их заинтересованность в его восприятии.

Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, т. е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т.е. обращенными к определенной части аудитории.

Использование форм диалога не должно превращать выступление в дискуссию (если такая цель не ставилась изначально). Поэтому обращения к аудитории должны предполагать лишь мыслительную или краткую словесную реакцию с ее стороны.

3. Призыв к действиям. Сопричастности слушателей с говорящим, их заинтересованности в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по решению поставленных в речи оратора проблем.

Даже если такие обращения направлены лишь к определенной части слушателей (например, к представителям конкретной организации или какого-либо ее подразделения), они вызывают интерес к сути высказываний и предложений.

  • 4. Включение образных сравнений, поговорок и других форм. Если позволяет время, отведенное на выступление, включение в канву доклада образных сравнений, пословиц, поговорок, метафор и других выразительных форм вполне оправданно. Оно позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу (что вполне допустимо), подсознательно сконцентрировать внимание слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.
  • 5. Использование примеров. Роль примеров как стилистической формы выразительности речи аналогична воздействию образных сравнений и поговорок. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада.

Иногда ораторы прибегают к так называемой форме косвенных примеров. Подобными косвенными примерами могут быть фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей (желательно достаточно известных).

К косвенным примерам можно отнести анекдоты, случаи из жизни известных людей и т.п. Однако излишнее или неумелое применение косвенных примеров (отчасти и непосредственных описаний производственных ситуаций) ведет к нарушению общей структуры выступления, уводит слушателей от четкого восприятия его сути, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в отведенное время раскрыть и донести главные положения и мысли.

  • 6. Применение повторов. Для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы. Как способом повышения выразительности речи, повторами также не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы (или иного элемента речи) не доводить до абсурда.
  • 7. Демонстрация заинтересованности и убежденности. Наверняка каждый из нас может подтвердить, что общее настроение выступающего, его отношение к тому, что он говорит, передается аудитории.

Если докладчику или лектору неинтересен предмет разговора, это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, тоже неинтересно. Внимание аудитории распыляется, слушатель перестает следить за ходом рассуждений выступающего.

Если оратор не показывает своей убежденности в актуальности темы выступления, в необходимости обязательно решать названные им проблемы, которые он поднимает по ходу доклада, -- равнодушие выступающего начинает чувствовать аудитория и ее контакт с докладчиком нарушается, она перестает эффективно воспринимать предлагаемую ей информацию.

Итак, выступающему не следует забывать, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если докладчик просто зачитывает текст.

В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.

Особенности:

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: тембр голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление, которое производит собеседник в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста человека, основывающихся только на голосе и манере говорить.

Значительная часть людей размышляет во время беседы над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, громкость голоса, темп разговора, паузы, интонационные и смысловые ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае это можно сделать лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник -- человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи).

В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, и срывающийся голос свидетельствуют о робости (возможно, только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывает на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса -- это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит или об истинной силе побуждений, или о кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «не выходить из себя», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи можно говорить о робости, боязни «выйти за пределы себя», боязливости, неразговорчивости.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же на недостаток живости чувств.

Подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и даже отсутствие душевной живости.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц (т.е. отчетливая артикуляция) указывают на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время могут быть отражением недостатка динамики.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению неясности произношения может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции.

Ясная и легко понятная, но не блещущая четкостью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие.

Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха перед публичными выступлениями.

Сильная модуляция (изменение высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую эмоциональную восприимчивость, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины и внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при прежней громкости голоса может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии.

Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию.

Неритмичные колебания, т.е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона, указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности в характере.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

риторика ораторский речь

Техника речи. Компоненты техники речи

Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой? постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильная литературное произношение).

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления существенно снижается.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами.

1) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляет импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают куры: киш - киш. Такая жестикуляция довольно привычная для новичков.

2) Жестикуляция не должна быть непрерывной. НЕ жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается подчеркивание жестом.

3) Управляйте жестами. Не стремитесь быть похожим на ветряную мельницу, приберегите силы; помните, что жестикуляция -элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4) Вносите разнообразие в жестикуляции. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5) Жесты должны отвечать своему назначению, их количество и интенсивность должны соответствовать характеру говорящего.

Стиль произношения и язык движения тела

Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям ее произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку на этологическом уровне формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения имеют негативный оттенок, она негативно повлияет на слушателей. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, такова, что "ласкает" слух, и какофонических, что "оскорбляет" слух, произношение.

В интонационно-тембральных звучании - духовное богатство личности человека. Возможно объяснить некоторые правила и законы произношения и риторического воздействия на слушателей? Попробуем назвать категории произношения с точки зрения мастерства ее восприятия:

1. постановка дыхания

2. деления языка на такты

3. паузация

4. темпоритм

5. интонация

6. логический и психологический ударения

8. дикция и артикуляция

9. громкость, звучность

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание - основа жизни, то для ритора владение дыханием одновременно означает как подчинение риторическом задаче всего психофизиологического аппарата, так и возможность руководства эмоцией и мнением. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно лишь тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной меры творческого волнения продолжается в течение всей творческой жизни ритора.

Поставить правильное дыхание можно с помощью дыхательных упражнений, но, по сути, это технический вопрос должен решаться на основе практического опыта. Однако техника дыхания производится как на практике, так и с помощью упражнений.

Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ноги, работа диафрагмы, расправлены плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит).

2. В ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась лишняя торопливость, донесения мысли оказывается "смазанным". Осмысленное вложено идей и слов в разум слушателей начинается с разделения языка на такты. Стихийной, неурегулированной, такой, что подчиняется каким-то законам современной энергетики, рожденным современным состоянием общественного духа и настроения, является тем речь дикторов современных молодежных радиокомпаний, где законы разделения языка на такты не соблюдены, существует только желание нагнетать эмоции и энергетику в максимальном объеме фразы, где урегулирован дыхания и возможные то максимально длинные по объему фразы, то вдруг короткие реплики, с остановками, затрудненным заиканием и блеянием...

Не случайно именно с этого предлагал начинать работу над текстом Станиславский: "Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по языковым тактах. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимые том, что они заставляют анализировать и вникать в их суть. НЕ вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактах сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной за передачей, но и глубокой по содержанию, поскольку заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите... Работу над языком и словом надо начинать с разделения на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз ".

3. Поэтому приходится рекомендовать всяком риторов помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузой не может быть осмысленное восприятие речи. Язык вообще - чередование звучания и молчание. Нецелесообразно как отсутствие пауз, так и их затягивания. "Пулеметный" стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократической будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном "шпарит" без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, должен появиться ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, а не доносится, так как восприятие мысли происходит во время паузы.

4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в СМИ заключается, что, владея основами языковых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их речи свидетельствует будто они хотят показать "искусство" болтать на разные темы, умение говорить "раскованной" языке. К чему приведет такая "кулеметность" языка? Прежде всего к невозможности говорить на серьезные темы.

Однако если оратор передает значимый смысл, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плохой и очень медленный темп, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время учебы темп речи устанавливается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что "бросаются на ветер".

Язык имеет ритм как гармоничное чередование определенных частей - в произношении они произносятся плавно, благозвучно в сочетании с отдельными сегментами языка. Нарушение ритма гармонического языка может проявляться в затяжек, паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелких.

5. Основным качеством произношения, что может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего. Интонация, или мелодика речи, заключается в особой выразительности звучащего слова. Интонационная выразительность вместе с фиксацией логичности и содержательности важных отрезков текста свидетельствует о богатстве личности, ее интеллектуальную подготовку, способность соотноситься в звучащем слове с аудиторией, для которой речь оратора становится НЕ мукой, а наслаждением.

Однако возможны проявления, как недостаточности, так и излишества: недостаточность заключается в интонационном однообразны (как правило, оно возникает в результате семейно-школьной недовчености и риторической невоспитанности) избыточность же заключается в том, что мелодические ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в труде риторического обучения, но если недовченисть побеждается обучением, то излишества почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данного человека.

6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обученность сознательно соотносится с правилами и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности человека ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речи.

7. Тембром называется особое голосовое окраску, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембральных своеобразием (их и можно характеризовать как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто. Свидетельством этому является эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральную звучания. Так, говорят о голос бархатный, звонкий, мягкий, твердый, журчащий, нежный - характеристики голосов, которые приводит Т. В. Матвеева, заранее отбросив клевету, тембр "с трудом поддается классификациям: бархатный, грустный, детский, жесткий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, важный, холодный, шутливый, ясный и др. " Многие из характеристик, которые даются в художественной литературе и в одну из которых ссылается Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристике голоса. Возможно поставить и развивать тембр голоса? Основной тон голоса, несомненно, сохраняется. Каждый ритор вправе надеяться, что голос его может развиваться. И происходит это не так вследствие тренировок, как вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосе.

8. дикция называют ясную четкую произношение, что позволяет обеспечить донесение содержания речи к слушателю. Дикция также подлежит риторической оценке. Например, говорят: хорошая / плохая, поставленная / поставленный язык (дикция). Дикция, как справедливо пишет Т.В.Матвеева, "обеспечивается правильной и активной артикуляцией и зависит от темпа речи". Без сомнения, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к профессиям, связанным с устной публичной языке: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями "снисходительных" требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется, "ближе к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на бывшую "застойную" правильность.

В то же время такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. В известной степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, поскольку всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних средств массовой информации. По дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных риторов с тем или иным дефектом произношения. Иначе говоря, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, более важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данного человека.

С точки зрения обучения следует сказать о необходимости занятий дикцией (отработка звуков, скороговорок, одновременно работая вдохновения, интонацией и т.д.). Только в такой работе больше всего следует заботиться не об элегантность и изящество, а о том, чтобы понять, что же требуется от ритора - ученика, как ему откорректировать свой образ языка и, в частности, стиль произношения. Всякое актерство в занятиях с людьми серьезных профессий (политиками, юристами, предпринимателями, педагогами) может устранить человека от риторики, поэтому тренировки дикции должно происходить как психофизический тренинг лица, близкий частично к спортивным занятиям, тренировка речевого аппарата, что позволяет достичь успехов не сразу, а постепенной трудом и долговременными усилиями.

9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышно.

Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее воспринимают слушатели (хочется сказать: "не громко, не так навязчиво **). Поскольку любой язык является своего рода насилием над аудиторией, необходимо обеспечить избежание ЕЕ неприятных моментов. Поэтому умелый ритор не форсируйте голос, а скорее привлекает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является снаружи "шумовой" целью говорящего. Такое слушание в постоянной аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или - "слушают" - и тогда чутко, как "муха пролетит", или в аудитории устанавливается перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку "и так слышно ". Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меры: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленного действия.

Существуют также понятия польотности и звучности голоса. Полетность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор будто направляет свой голос над головами слушателей (не во подлого и не в потолок).

Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора - она также регулируется особым чувством меры, что практически призван вырабатывать в себе оратор. Как пишет П. Сопер: "Звучность голоса дает оратору возможность донести язык ко всей аудитории".

Психологической основой полноты звучания является "уверенность в себе и подъем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях языка. Голос - второстепенный механизм, В нем не будет внятного тона, если вы не уверены в себе, и стоите на ногах, ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствовать избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фатамы, - испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса ". Физической основой звучности П. Сопер считает дыхание.

Таки образом, мы как бы образовали круг и вернулись к тому, с чего начали. После популярной цитаты из книги американского теоретика риторики хочется отметить, что риторы имеют множество подобных своеобразных недостатков, которых современная наука не замечает. В результате открываются зарубежные "велосипеды" - это можно отнести и к произношению, и к движению тела (так называемый bodi language, описан во многих книгах как "язык тела" или "телесное витийства»).

Те несколько примеров, которые мы приведем, должны показать реальность традиции, основываясь на которой необходимо описать практическую риторическую фонетику. К сожалению, новая фонетика, хотя, несомненно, имела цель конечного улучшения произношения в обществе, занимается более теоретическими исследованиями, чем прикладными разработками.

М. М. Сперанский писал о голосе: "Счастлив, кому природа даровала гибкий, чистый, льется и звонкий голос. Древние так уважали это дарение, изобрели особую науку делать его приятным. Частые упражнения, напряжение в груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы ". О дикцию сказано так: "Речь твердая, такая, что выливает каждое словом, не быстрая и не медленная, дающая каждому звуку надлежащий упор". Часто мы слушаем с удовольствием человека только потому, что речь ее шустрая и дикция твердая. Слушатель, кажется, разделяет все сложности оратора, когда он не в состоянии овладеть языком и очень дорого платит за его "холодную" мораль. Тому, кто хочет иметь дело с людьми, нужно думать хорошо, но говорить еще лучше ".

Обратим внимание на то, что в украинском риторической классике по-другому будут расставлены акценты, но основы требований к современной произношения будут принципиально те же: "напряжение в груди" влечет постановку дыхания и произносимую энергетику ритора, "твердость" языка "выливает" каждое слово, - выразительная метафора, вполне ясна для каждого оратора, занимается сегодня тренингами по дикции. Темп - "не стремительный и не медленный"; наконец, трудно описать термин "ловкость языка", но ясно, что под ним понимается подвижность, живость, раскованность органов артикуляции.

Возможность обратиться к украинской классики в анализе современных требований к поведению ритора покажем на одном из самых популярных и обсуждаемых ныне предметов - мимике и жестикуляции, называемых движение тела.

Язык движения тела. Интересно, как последователь М.В.Ломоносова Амвросий Серебряников описывает лицо, взгляд и движения рук (кстати, эта последовательность сохранилась во всех современных учебниках: "От лица должен быть прямой, не поникший, впрочем отвечать чувством душевным, как и голос. Так, например, наморщенный лоб и сведенные брови изображают гнев, брови, приподнятые вверх - величавость и презрение.

Обращение глаз должно быть умеренное, так как скорость изображает иногда непостоянство, медлительность или суровость - грубую натуру; вообще-то глаза должны быть вестниками души...

Движения рук должны быть осторожными: 1) не нужно чрезмерно протаскивать их, поднимать, ударять (это выражать дерзость или страсть неприличное), ни, наоборот, прятать их таким образом, можно вызвать смех или хотя бы показать свою робость.

Наиболее яркое описание произношения (и чем ближе к нам по времени, тем понятнее и отчетливо) находим у автора "Правил высшего красноречия" М.М. Сперанского. К "искусству произношения", как и раньше, принадлежат не только "правильная дикция предложений и периодов, и приличное расположения лица и приличные движения головы, рук и прочее". Подводя итоги описания изменений в лице и движениях головы, рук и др.., Н.Н. Сперанский отмечает: "Искусный движение тела позволяет чувствовать всю красоту языка и скрывает многие ее недостатки." Жесты. Проксемика как наука изучает:

1) пространственное расположение собеседников, их размещение относительно друг друга.

Обычно выделяются зоны общения, или "пространственные зоны "": интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникнуть только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 метра) - расстояние, которое разделяет нас в дружеском общении, социальная зона (доз, 6 метра) - такого расстояния обычно придерживаются в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знают; общественная зона (более 3,6 метра) - адресация к большой группе людей.

2) Положение рук, потому что руки, конечно, выразительная часть тела.

3) Жесты рук и ладоней.

4) Прикосновение рук к различным частям лица.

5) Руки в качестве барьеров.

6) Манеры (позы) сидеть, стоять; положения головы.

8) Поза, влияет на тех, кого окружают с помощью различных положений тела.

9) Виды столов и способы размещения участников за ними. Наиболее выпукло недостатки или трудности усвоения новых движений тела оказываются в ораторском монологе. Поэтому дадим несколько практических советов относительно положения тела и практики движения тела в ораторском выступлении:

1) Стойте на прямых, напряженных (но не «деревянных») ногах. Ноги - основа ораторского позы ("дрожь в коленях" как раз следствие отсутствия силы и упругости в ногах). Оратор занимает "ногами" нужную позицию, которую не меняет в течение всей своей речи. При этом расположение ног не "военное" (пяти - вместе, носки - врозь) и не "борцовская" (ноги на ширине плеч), а классическое, известное еще с античной практики: одна нога - опорная, другая слегка вы- двинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного содержания речи: вперед - при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), обратно - при обороне, защите, внутреннем отступлении.

2) Плечи - расправлены, спина - прямая. Как говорил К. С. Станиславский, "тело посаженное на колышек». Розпрямленисть плеч и прямая спина создают психологический настрой оратору и дают возможность приобрести уверенного вида. При этом, конечно, оратор не должен быть самоуверенным. "Осанковатий", по мнению Ломоносова, "вид" способствует тому, что у оратора появляется "длинный дух и крепкие груди", необходимые для того, чтобы владеть дыханием во время речи: известное "в зобу дыханье сперло" бывает не только "от радости", но и прежде всего от волнения, которое известно каждому оратору - начинающему.

3) Куда девать руки? Вопрос, волнующий каждого, кто вступает на ораторское дорогу. Положение рук прежде всего должна быть естественное, а жестикуляция оправдана смыслом произносимых слов. Слушатель и зритель как бы не замечают их, поскольку движение рук естественно сопровождает язык. Жест действительно сопровождает язык - он "паралингвистичний" в том смысле, что существует рядом со словами. При этом все равно негативные как размахивание руками, что происходит или от волнения (недостаток слов побуждает неопытного оратора не всегда уместно выражать мысли движениями ладоней), или от излишней горячности и увлеченности (аудитория внутренне смеется часто над такими "горячими" ораторами, оставаясь холодной до смысла слов), так и скованность, недвижимость в движениях рук и ладоней (тело словно деревенеет в других ораторов, когда они делают инстинктивные жесты в подтверждение своей интонации, хотя речь не требует обязательного сопровождения жестами рук).

4) Оценив ходу, позу и движения тела говорящего, слушатели обычно останавливают внимание на мимике оратора, а точнее, на его глазах и взгляде, обеспечивающих, в конце концов, контакт с аудиторией. Взгляд выдает истинный эмоциональное состояние оратора и его отношение к аудитории. Вот почему в старинных риторике советовали принимать "смело лицо" и "глазами вращать повсюду". Для психологическому настрою оратору рекомендуется быть внимательным к аудитории, стремясь иметь "глазной контакт", что означает последовательно переводить глаза с одного слушателя на другого необходимым (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях, обычно рекомендуется остановить взгляд на одну - две секунды на каждому слушатели. Однако взгляд при этом не имеет "бегать" (перевод взгляда без остановки с одного слушателя на другого), и быть "упрямым" у одного из слушателей, пусть даже и симпатичного оратору.

5) Глаза - зеркало души, поэтому вне глазным контактом невозможно достичь эмоционального восприятия речи аудиторией. Распространенной ошибкой будет также "отсутствует" взгляд (оратор уткнулся в свои бумаги и, читая текст. Не пытается взглянуть на аудиторию - тыловой состояние оратора, который вышел на трибуну с готовой речью) в таком случае рекомендуется учиться "отрываться от текста и время от времени поглядывать на аудиторию, будто посылая ей сигналы о том, что вы внимательны к ней. Если есть тип ораторов, которые опускают глаза вниз, то должен быть тип ораторов, сознательно возводят глаза вверх. Такой взгляд вверх свойственный ораторам - философам, или лицам, которые говорят при сложные предметы и уверены в том, что аудитория слушает. Таким образом, набравшись смелости, смотреть в глаза аудитории и, настойчиво донося содержание своей речи, честно выявлять лиц заинтересованных и скучающих, положительно "или агрессивно настроенных. Старайтесь почувствовать настроение слушателей и изменить его в свою пользу. Последнее не всегда удается, но ораторская расположение, выраженная во взгляде, обычно находит вознаграждение в одобрении аудиторией. Кроме того, сосредоточение на контакте с аудиторией дает заговор избежать лишнего психологического самоанализа и переживаний, сняв внимание с себя и переведя ее на слушателей. При этом ораторская скромность близка к смелости, когда одинаково побеждаются и излишняя робость, и беззаботная дерзость, которая мгновенно ощущаются и негативно оцениваются слушателями.

Таким образом, речь возникает еще до собственно языка, в ощущениях оратором своего тела, в сознательном управлении своим телом с помощью умственно психологических усилий во время речи. Язык тела или телесно-семиотические "невербальные" знаки общения должны соответствовать некоторой общественно-эстетической норме (норматива) поведения и в то же время выражать личную (индивидуальную) своеобразие человека, зафиксированную в образе оратора.

Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом , необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом . Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию.

Интонация (лат. intonare - громко говорить) - сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика . Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация - самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы. Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза - человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно.

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. - Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация - меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл.

Голос. Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: « Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

Звучный, гибкий, красивый голос - это прежде всего правильно поставленное дыхание . Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

5.Каковы особенности словесного оформления текста публичного выступления?

6.Что относится к коммуникативным качествам речи?

7.Какие законы формальной логики обеспечивают понятность речи?

8.На чем основаны точность и информативность речи?

9.Что понимают под чистотой речи?

10.Какие средства воздействия на разум и чувства слушателя вам известны?

11.Что понимают под техникой речи? Назовите компоненты техники речи.

12.Какова роль интонации в речевом общении? Каковы ее функции в речи?

14.Назовите основные характеристики речевого голоса.

15.Какими качествами должен обладать профессиональный речевой голос?

16.Почему, на Ваш взгляд, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи?

17.Как восприятие речи зависит от ее темпа? Каким должен быть оптимальный темп речи?

18.Какова роль пауз в речевом общении?

19.Какие виды пауз различают? В чем их различие?

Вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

Голосовые приемы

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи - это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали - остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух - одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек », старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

Громкость. Сила голоса или его громкость - это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

  • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
  • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом "Судебное красноречие"

В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ