Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

  1. Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата. Надзор - это контрольная деятельности за исполнением только законов.
Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуре, принятое на работу в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора. Понимается под понятием прокурора – генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют специфическую деятельность. Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие. Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности. Предмет прокурорского надзора.
Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена еятельность органов прокуратуры. Объект прокурорского надзора. Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора. Прокурор как должностное лицо органа прокуратуры, но также к субъектам относится и сам орган. Сущность. Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений.

Пределы прокурорского надзора
По предмету к пределам прокурорского надзора относятся то, что прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта.
По объектам прокуратура не осуществляет надзор в отношении:
- президента
- федерального собрания
- правительства
- судов;
- граждан

Средства подразделяются на:

  • Средства выявления – проведение проверок, истребование документов
  • Средства устранения – направление официального представления
  • Средства предупреждения – направление предостережения

Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов. Другими целями прокурорского надзора являются:

  • Обеспечение единства и укрепление законности
  • Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

  • Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «О прокуратуре», в иных ФЗ.
  • Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя
  • Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.
  • Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
  • Специальные – задачи по конкретным направлениям.
  • Контроль за исполнением нормативно-правовых актов
  • Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора.

Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Строго говоря, все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреж­дению.

По правовой природе формы контроля и надзора можно подразделить на высшие и обычные (все остальные). Высшей формой контроля является контроль Конституционного Суда. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Кон­ституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. «а» и «б» п. 2 ст. 125 Конституции РФ).

  • Хотя в Конституции прямо не указывается на осуществле­ние контрольных функций Советом Федерации, Государствен­ной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают. Поскольку они могут обращаться в Конституцион­ный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью. Ясно, что прежде чем обратиться в Конституционный Суд с запро­сом, эти органы устанавливают незаконность того или иного акта.
  • Довольно широкими контрольными полномочиями обладает Совет Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 105 Конституции все принятые Государственной Думой федеральные законы в тече­ние пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение выражается в проверке этих нормативных актов не только с точки зрения их соответствия Конституции РФ, но и на предмет целесообразности, полезности для государства и общества.
  • Совет Федерации осуществляет также контроль за деятель­ностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений (подп. «в» и «б» п. 1 ст. 102). К ком­петенции Совета относится и отрешение Президента от долж­ности (подп. «е» п. 1 ст. 102). Разумеется, реализация указан­ных полномочий предполагает проверку обоснованности этих актов, деятельности Президента как главы государства.
  • Контрольные полномочия Президента в отношении Совета Федерации и Государственной Думы еще более обширны. Прак­тически все принимаемые этими органами законы ему подкон­трольны.
  • Контроль высших органов государственной власти именуется верховным. Прокурорский же надзор явля­ется производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздейст­вия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, органов местно­го самоуправления.
  • Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, граждан­ских, административных дел тоже выполняют контрольные функ­ции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка в соответствующих регионах весьма значительна. Прокуроры участвуют в рассмотре­нии судами дел и осуществляют надзор за законностью и обосно­ванностью приговоров, решений, определений.
  • Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специа­лизированный.
  • Общий - это контроль, выполняемый краевой, областной администрацией, а также органами местного самоуправления, не являющимися государственными.
  • Вместе с тем подобный контроль нередко отражает местные интересы, не всегда соответствующие интересам общегосударст­венным, выраженным в законе. Вот почему в отношении этих органов прокурорский надзор должен быть более действенным и активным.
  • Ведомственный (внутренний) контроль применяется в сис­теме министерств, ведомств. В силу принципа централизма каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему, кото­рый руководит им, контролирует качество работы. Данный контроль зачастую отражает сугубо ведомственные интересы, а потому и здесь прокурорский надзор должен быть эффективным, оперативным. Являясь межведомственным, он защищает охраняемые законом интересы государства, общества.
  • Специализированный контроль или надзор касается тех сфер производственной, хозяйственной и иной деятельности уч­реждений, предприятий, организаций, которые связаны со строго определенным режимом работы. Осуществляется он различного рода государственными, ведомственными инспекциями: сани­тарными, ветеринарными, торговыми, автомобильными, техни­ческими и т.д. Инспекторы - это должностные лица, обладаю­щие специальными научными познаниями (врачи, зоотехники, энергетики, инженеры и т. д.). Отношение прокурорского надзора к специализированным видам надзора или контроля двоякое.
  • С одной стороны, прокуратура при выполнении своих функций не вправе подменять различные инспекции, а при необходимос­ти должна привлекать специалистов для проведения проверок исполнения законов. А с другой - она обязана осуществлять надзор за законностью выполняемых ими функций.
  • Прокурорский надзор по сравнению с другими видами над­зора и контроля характеризуется следующими особенностями: 1) он является представительным, ибо осуществляется от име­ни и по поручению высших органов власти РФ; 2) по целевому назначению он строго специализированный, что выражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуро­ры не управляют, а лишь надзирают за исполнением законов; 3) данный надзор имеет широкую сферу действия, ибо распро­страняется на все регулируемые правом общественные отноше­ния; 4) наблюдается определенная ограниченность полномочий прокуроров при выполнении надзорных функций.

Приступая к изучению данной темы, прежде всего следует иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации - это еди­ная федеральная централизованная система органов, осущес­твляющих от имени государства надзор за соблюдением Конс­титуции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. В то же время, как заявил Пре­зидент Российской Федерации на Всероссийском совещании прокуроров 21 января 2005 г., «прокуратура олицетворяет силу и справедливость государства, является одним из самых мощ­ных и влиятельных звеньев правоохранительной системы».

Прокурорский надзор - основная форма государственного надзора.

Предметом курса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие задачи, функции, направления, принци­пы организации и деятельности прокуратуры, ее место в систе­ме государственных органов, систему и структуру органов про­куратуры, права и обязанности прокуроров, правовые средства и методы осуществления прокурорского надзора.

Курс условно подразделяется на две части: Общую и Особен­ную. В Общей части рассматриваются: предмет и задачи проку­рорского надзора, принципы и общие положения его организа­ции. Предметом Особенной части являются отдельные отрасли и направления деятельности прокуратуры.

При изучении курса рекомендуется обратить внимание прежде всего на Федеральный закон «О прокуратуре Россий­ской Федерации» от 17 января 1992 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (далее - Закон о прокуратуре), и на комментарии к этому закону, а также на приказы и указания Генерального про­курора РФ, касающиеся сферы деятельности прокуратуры.

Для более глубокого усвоения учебного материала следует ознакомиться с ведомственными правовыми актами, отражаю­щими деятельность прокуратуры, постановлениями Пленумов Верховного и Арбитражного Судов Российской Федерации и другими документами, раскрывающими сущность прокурорско­го надзора.

Основная цель, стоящая перед прокуратурой, определена Законом о прокуратуре - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В этом - сущность прокурорского надзора.

При рассмотрении данного вопроса следует иметь четкое представление о таких понятиях, как «верховенство закона», «единство», «законность», о роли прокурорского надзора в ук­реплении законности. Особо следует обратить внимание на важ­нейшую функцию прокуратуры, ставшую приоритетной в ее де­ятельности, - защиту прав и свобод человека и гражданина.

При изучении темы 1.1. следует уяснить также содержание кон­цепции прокурорского надзора на современном этапе государ­ственного строительства, которая включает определение:

Места и роли органов прокуратуры в системе государствен­но-правовых институтов, обеспечивающих законность и пра­вопорядок, целостность государства;

Характера и содержания полномочий прокуратуры на совре­менной стадии демократического преобразования государства;

Характеристики системы органов прокуратуры;

Системы кадрового обеспечения прокуратуры и порядка прохождения службы в органах прокуратуры;

Гарантий эффективности деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени госу­дарства на основе единства, централизации и независимости от какого бы то ни было влияния деятельность Генерального про­курора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, направленная на соблюдение Конституции РФ и обеспечение законности в различных сферах государственного и социально-экономического развития путем выявления нарушений законов, принятия мер к их устранению и привлечению к ответственнос­ти нарушителей.

Прокурорский надзор распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, в том числе обладающие юридической силой законов. В этом состоит специфика прокурорского над­зора, отличающая его от иных видов надзора, осуществляемого другими государственными органами надзора и контроля - ад­министративного, экологического, санитарного, эпидемиологи­ческого, санитарного и т.д. В то же время полномочия прокура­туры по надзору не распространяются на деятельность высших органов законодательной и исполнительной власти и соответ­ственно - высших должностных лиц государства. Из объектов прокурорского надзора исключены также все суды, в том чис­ле Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбит­ражные суды. Данное требование, однако, не распространяется на так называемые квазисуды, т.е. на структуры в названии ко­торых употребляется слово «суд» (третейский суд, суд чести, то­варищеский суд и т.д.).

Место, занимаемое прокуратурой в государственном механиз­ме России, обусловлено реализуемыми ею функциями. В лите­ратуре отмечается, что функции прокуратуры составляют ключе­вую правовую категорию. Они раскрывают содержание, структу­ру и пределы деятельности прокуратуры. По существу функции прокуратуры представляют собой основные направления дея­тельности, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий. Про­курорский надзор не подменяет ведомственный или государ­ственный контроль и не вмешивается в экономическую деятель­ность предприятий и учреждений. Он призван защищать права и свободы граждан, а также охраняемые законом интересы об­щества и государства.

К функциям прокуратуры относятся: надзор за исполнением законов (главная функция); уголовное преследование за совер­шение преступлений, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; учас­тие в уголовном и гражданском судопроизводстве, поддержание государственного обвинения, обжалование противоречащих за­кону решений, приговоров, определений и постановлений су­дов; участие в правотворческой деятельности.

Надзорная функция прокуратуры, кроме того, подразделяет­ся, детализируется и конкретизируется в ряде подфункций. К их числу относятся:

Надзор за соблюдением Конституции РФ и за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за со­ответствием законам издаваемых ими нормативных актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани­на министерствами, ведомствами, представительными (зако­нодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного уп­равления, органами контроля, их должностными лицами, ор­ганами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих наз­начаемые судом меры принудительного характера, админи­страциями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Поддержание государственного обвинения, обжалование про­тиворечащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

Надзор за исполнением законов судебными приставами.

Таким образом, прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни и деятельности человека, общества и государ­ства, урегулированные законом. Уголовное преследование явля­ется лишь одним из средств выполнения правозащитной функ­ции. Как показывает практика, наибольшее количество право­нарушений допускается в социальной, трудовой, экономической и экологической сферах, на их устранение и нацелен прокурор­ский надзор.

На протяжении истории перечень функций прокуратуры не оставался неизменным. Его постоянное видоизменение напря­мую связано с социальными и правовыми условиями развития общества и государства.

Обозначая функции прокуратуры, законодатель тем самым устанавливает предмет, пределы и правовые средства прокурор­ского надзора. Для рассмотрения предмета прокурорского над­зора необходимо обратиться к ст. 21, 26, 29, 32 разд. III «Про­курорский надзор» Закона о прокуратуре.

Отдельные нормы, определяющие задачи и надзорные функ­ции прокуроров в соответствующих сферах правовых отноше­ний, содержатся в Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном кодексах Рос­сийской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе, Кодек­се Российской Федерации об административных правонаруше­ниях и ряде других нормативных актах. Например, особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регла­ментируются Таможенным кодексом РФ, в частности ст. 248, 227, 228, где предусмотрено регулирование прокурорского над­зора при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психот­ропных веществ.

Придавая особое значение охране прав и интересов граждан и в целом общества при осуществлении тех или иных видов де­ятельности, законодатель счел необходимым специально указать в ряде законов о возложении на прокуратуру надзора за их ис­полнением. К таким законам относятся, например, Федеральные законы: «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г., в ред. от 7 марта 2005 г. (ст. 51), «Об оперативно-розыскной деятельнос­ти» от 12 августа 1995 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (ст. 21), «О внешней разведке» от 10 января 1996 г., в ред. от 7 ноября 2000 г. (ст. 25), Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., в ред. от 9 марта 2001 г. (ст. 38).

При изучении темы 1.1. следует также иметь в виду, что в со­ответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российс­кой Федерации. Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и де­ятельности прокуратуры в случае их противоречия или несоот­ветствия закону недействительны и не подлежат применению.

Правовые основы деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» и другими федеральными законами, действующими на территории России, а также указами Прези­дента России, обязательными для исполнения на всей террито­рии Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются, помимо Конс­титуции РФ и федеральных законов, также международными договорами Российской Федерации, в частности договорами об оказании правовой помощи и о правовых отношениях по граж­данским, семейным и уголовным делам.

Закон о прокуратуре возлагает на Генеральную прокуратуру осуществление в пределах ее компетенции прямых связей с со­ответствующими органами других государств и международны­ми организациями, сотрудничества с ними путем заключения межведомственных соглашений по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке меж­дународных договоров Российской Федерации (ст. 2). Сотрудни­чество с органами прокуратуры государств ближнего и дальнего зарубежья - одно из важнейших направлений деятельности ор­ганов прокуратуры Российской Федерации. Оно осуществляет­ся в целях взаимодействия, объединения усилий в сдерживании и преодолении организованной, транснациональной преступнос­ти, преступлений террористического характера, иных правона­рушений в сфере экономики, экологии, затрагивающих интере­сы не только России, но и всего мирового сообщества.

Прокуратура Российской Федерации, сообразно специфике ее деятельности, исполняет поручения компетентных органов стран, с которыми Россия состоит в договорных отношениях, осуществляет в соответствии с нормами российского законо­дательства и принципами международного права уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории запрашивающего го­сударства.

К другим законодательным актам, регулирующим правоот­ношения в сфере прокурорского надзора и определяющим его предмет, следует отнести законы о безопасности, о государ­ственной границе, об оперативно-розыскной деятельности, о го­сударственной тайне, о чрезвычайном положении и целый ряд иных нормативных актов, в которых в качестве самостоятель­ных норм и правил содержатся правообразующие положения:

О надзоре за законностью деятельности органов государствен­ной власти и управления, осуществляемом Генеральным про­курором РФ и подчиненными ему прокурорами;

О необходимости согласования тех или иных правил, соот­ветствующих положений, принимаемых компетентными ор­ганами, с Генеральной прокуратурой;

О производстве отдельных следственных действий только с согласия и санкции прокурора;

О надзоре прокурора за законностью принимаемых решений.

Составной частью Закона о прокуратуре являются нормы, рег­ламентирующие процессуальную деятельность прокуроров, осу­ществляющих надзор за исполнением законов в уголовном, граж­данском и арбитражном судопроизводстве. При этом Закон о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокуроров, участ­вующих в судебном рассмотрении дел, определяются процессу­альным законодательством Российской Федерации (УПК, ГПК, АПК), и, таким образом, соответствующие нормы этих кодексов также включаются в общую систему законодательства, регламен­тирующего деятельность прокуратуры. Например, уголовно-про­цессуальное законодательство устанавливает, что прокурор на всех стадиях уголовного судопроизводства обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили.

В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный про­курор наделен правом издавать приказы, распоряжения, поло­жения и инструкции, давать указания, обязательные для всех органов прокуратуры. Указания Генерального прокурора по вопросам следственной работы обязательны для исполнения всеми следственными органами независимо от их ведомствен­ной принадлежности. Он правомочен единолично принимать решения об отмене или изменении незаконного или необос­нованного решения, принятого нижестоящим прокурором. Ак­ты прокурорского реагирования на нарушения закона подле­жат обязательному исполнению должностными лицами, в чей адрес они направлены.

При изучении правовых основ деятельности прокуратуры следует иметь в виду, что на прокуратуру не может быть возло­жено выполнение функций, не предусмотренных федеральны­ми законами (ст. 3 Закона о прокуратуре). Тем самым подчер­кивается федеральный характер прокуратуры как целостной го­сударственно-правовой структуры.

Равным образом из предмета ведения прокуратуры никаки­ми иными законами или подзаконными нормативно-правовы­ми актами не могут быть изъяты возложенные на нее функции, не может быть сужена сфера правовых отношений, в которых осуществляется прокурорский надзор.

Чтобы уяснить сущность прокурорского надзора на совре­менном этапе, рекомендуется проанализировать деятельность (место) прокуратуры в системе государственных органов и пра­вовых институтов на различных этапах ее развития: в дорево­люционной России (1722 г. - Указ Петра I, 1864 г. - Судебная реформа); в послеоктябрьский (1917 г.) период; в период мир­ного строительства (1922-1933 гг.), в период принятия Консти­туций СССР (1936 г. и 1977 г.); в постсоветский период разви­тия Российской Федерации, особенно после принятия Консти­туции РФ всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Прокурорский надзор: Шпаргалка Автор неизвестен

21. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в Законе о прокуратуре, где определены органы, за исполнением законов которыми осуществляется надзор.

Рассматриваемая отрасль прокурорского надзора, несмотря на то что законодатель не содержит такой терминологии, традиционно определяется «общим надзором».

Осуществляя свои полномочия в данной сфере прокурорского надзора, прокуроры решают совместно с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного развития. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и проверку исполнения законов проводит на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Понятие общего надзора – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Задачи прокуроров при осуществлении общего надзора закреплены в законе о прокуратуре и ведомственных нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ:

Принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона;

Установление причин и условий, способствующих нарушениям закона и принятие мер к их устранению;

Принятие мер по предупреждению нарушений закона;

Установление лиц, допустивших нарушения законов и принятие мер по привлечению к ответственности этих лиц.

Правовую основу осуществления прокурорского надзора за исполнением законов составляют: Закон о прокуратуре; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; указание Генерального прокурора РФ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»; указание Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов РФ в связи с принятием постановления Конституционного суда РФ от 18.07.2003 г. №13-П»; постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 г. № 6-П и др.

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства –

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

29. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными

Из книги автора

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Прокурор при осуществлении возложенных на него функций: 68) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о

Из книги автора

31. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сущность прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной

Из книги автора

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:77) соблюдение прав и свобод человека и

Из книги автора

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.Исполнению подлежат только законные

Из книги автора

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства

Из книги автора

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Предмет прокурорского надзора включает:94) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;95) соблюдение установленного порядка разрешения

Из книги автора

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.В

Из книги автора

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе

Из книги автора

38. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Сущность прокурорского надзора. В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической

Из книги автора

39. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Предмет прокурорского надзора в соответствии с Законом о прокуратуре, применительно к данному направлению деятельности прокурора, включает: 103) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

Из книги автора

40. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА Специфика данной сферы правовых отношений – существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих

Из книги автора

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА Сущность прокурорского надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной

Из книги автора

42. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих

Прокурорский надзор -- это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории. Ее содержанием является: выявление фактов несоблюдения Конституции РФ и нарушения требований законов; установление виновных в правонарушениях; принятие мер к устранению правонарушений и их предупреждению; наказание виновных.

Сущностью прокурорского надзора является то, что

  • - Прокурорский надзор -- это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.
  • - Прокурорский надзор осуществляется от имени государства -- Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению и наказанию виновных не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.
  • - Прокурорский надзор -- самостоятельный вид государственной деятельности. Его отличие от других видов деятельности иных государственных органов определяется спецификой содержания. Это проверка точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону, принятие мер к устранению выявленных правонарушений с помощью средств, представленных законом исключительно прокуратуре.

Имея функциональные признаки каждой из ветвей власти (представительной, исполнительной, судебной) прокурорский надзор не имеет отношения ни к одной из них.

Цели и задачи прокурорского надзора -- две категории, тесно связанные между собой, но, тем не менее, различные.

Цели прокурорского надзора -- результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция -- прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов.

Задачи прокурорского надзора -- это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов -- органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

по дисциплине «Прокурорский надзор»

тема «Сущность прокурорского надзора»

Понятие отрасли прокурорского надзора

Отрасль прокурорского надзора – это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Законодатель выделяет 4 отрасли прокурорского надзора, а именно:

1. Надзор за исполнением законов

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Тради­ционно данная отрасль именовалась «общим надзором».

Предмет надзора в отрасли прокурорский надзор за исполнением законов в общем виде определен в ст. 21 За­кона о прокуратуре и включает в себя следующее:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнени­ем законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления, органами военного управле­ния, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием законам правовых актов, из­даваемых (принимаемых) перечисленными выше органами.

Как известно, на территории Российской Федерации дей­ствуют федеральные законы, законы субъектов РФ (консти­туции, уставы, законы), законы муниципальных образований (уставы), в связи с этим возникает вопрос, за исполне­нием всех ли законов, действующих на территории Россий­ской Федерации, осуществляют надзор прокуроры или только за исполнением федеральных законов. Из анализа смыслового содержания ст. 21 Закона можно прийти к выво­ду, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также не противоречащих феде­ральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований (районов, городов).

В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления, принимаемые палатами Феде­рального Собрания РФ - Государственной Думой и Сове­том Федерации.

Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением дву­сторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (под­писанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законо­дательство должно соответствовать международному зако­нодательству.

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако­нов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого дру­гими государственными органами, выражается в том, что ос­нованием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за ис­полнением законов является наиболее широкой и многогран­ной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятель­ность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные су­дом. По числу и разнообразию органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) был учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами предста­вительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, обществен­ными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирую­щем прокурорский надзор, применительно к задачам, сто­ящим перед обществом и государством на определенных эта­пах их развития. Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурорский надзор за исполнением законов, как и над­зор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, за­щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняе­мых законом интересов общества и государства.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов состоят:

В обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

Наиболее полном использовании возможностей проку­рорского надзора за исполнением законов в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

Активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

Более активном проведении в жизнь принципа неотвра­тимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;

Доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

Выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

Повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических меро­приятий.

В данной отрасли прокурорского надзора ведутся следующие направления:

Надзор за исполнением: законодательства о политичес­ких правах и свободах граждан; законодательства о граж­данстве; законодательства о беженцах и вынужденных пере­селенцах; трудового законодательства; законодательства об охране труда и соблюдению правил техники безопасности; законодательства о занятости населения; законодательства о здравоохранении; законодательства об образовании; жи­лищного законодательства; законодательства о приватиза­ции жилищного фонда; законодательства о защите прав по­требителей; законодательства об охране окружающей природной среды; законодательства о ядерной и радиационной безопасности; пенсионного законодательства; законода­тельства о льготах; законодательства о борьбе с наркомани­ей; законодательства о несовершеннолетних; законодатель­ства об обращениях граждан (социальная сфера);

Надзор за исполнением: законодательства о собствен­ности; законодательства о предпринимательстве; законода­тельства о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий; законодательства о банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аграрного (зе­мельного) законодательства; инвестиционного законода­тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспорт­ного законодательства (экономическая сфера);

Надзор за исполнением: законодательства об обороне; законодательства об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычайных ситуациях или положе­нии (оборонная сфера);

Надзор за исполнением: законодательства о внешнеэко­номической деятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая сфера);

Надзор за законностью: привлечения физических, дол­жностных и юридических лиц к административной ответ­ственности; применения мер административного пресече­ния и предупреждения; содержания под стражей лиц, совершивших административные правонарушения (административно - юрисдикционная сфера).

Таким образом, выделяется более тридцати направлений прокурорского надзора за исполнением зако­нов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров.

Что касается прокурорского надзора за законностью пра­вовых актов, то здесь необходимо выделить такие направле­ния, как надзор за законностью правовых актов, издавае­мых: органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля; мини­стерствами и ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, орга­низациями; общественными организациями.

Выделение направлений прокурорского надзора за ис­полнением законов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выявлен­ных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а также составление статистических отчетов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ