Проблемы дознания в сокращенной форме обсуждаются в юридическом сообществе достаточно давно. В результате дискуссий был принят ФЗ № 23. Этим законом вносился ряд изменений в стати 303 и 62 УПК. Следует сказать, что российская правовая система в прошлом уже имела опыт реализации расследования в упрощенном виде. Рассмотрим далее в контексте существующей практики особенности дознания в сокращенной форме.
В законодательстве достаточно четко определено, что производство дознания в сокращенной форме предполагает последующее рассмотрение материалов по правилам особого судебного разбирательства. Они установлены в гл. 40 Уголовно-процессуального кодекса. В принципиальном плане установленная модель не вызывает каких-либо возражений. Однако при анализе статей возникают сомнения в возможности надлежащей реализации упрощенной конструкции.
Законодательство предусматривает ряд условий для реализации рассматриваемой конструкции. В первую очередь нормами установлено, что дознание в сокращенной форме осуществляется только по тем делам, которые находятся в ведении соответствующего должностного лица. При этом уголовное преследование должно быть начато в отношении конкретного субъекта. Еще одним существенным условием является то, что подозреваемый должен признавать вину в преступлении полностью, соглашаясь с фактической и правовой оценкой его деяния, в том числе и с размером и характером причиненного ущерба. Дознание в сокращенной форме возможно только по его ходатайству и с согласия потерпевшего. При этом последний может появиться в процессе расследования в течение трех суток с момента возбуждения дела.
Стороны сокращенного дознания обладают всеми юридическими возможностями, предусмотренными для его осуществления по общим правилам. Аналогичным образом обстоит дело и с обязанностями. Срок дознания в сокращенной форме – 15 суток. При необходимости допускается его продление на 5 дней. При этом, в соответствии с предписаниями закона, обвинительное заключение должно быть оформлено не позднее 10 дней с даты вынесения постановления о выполнении дознания в сокращенной форме. Нормативными актами не предусмотрено никаких ограничений по применению к подозреваемому мер принуждения. Обвиняемый и его представитель (защитник) должны быть ознакомлены с постановлением и материалами дела.
Сокращенная форма дознания УПК РФ рассматривается как упрощенный процесс установления обстоятельств преступления и сбора материалов. Суть процедуры состоит в уменьшении самого предмета доказывания. Кроме этого, исключается повторное установление сведений, которые содержат материалы предварительной проверки. Дознаватель при этом правомочен не проверять доказательства, которые не были оспорены подозреваемым, потерпевшим либо их представителями. По окончании процесса должностное лицо оформляет обвинительное постановление. Вместе с материалами дела оно, после утверждения руководителем отдела, отправляется прокурору.
В каких случаях не используется сокращенная форма дознания? УПК не допускает проведение упрощенной процедуры при:
В случае выявления указанных обстоятельств, осуществление данного варианта расследования может быть прекращено в любое время до момента удаления судей в совещательную комнату. Аналогичные последствия предусмотрены в случае, если потерпевший, подозреваемый/обвиняемый выразят желание прекратить дознание в упрощенной форме.
Как выше было сказано, сокращенная форма дознания применяется по делам, находящимся в ведении соответствующего должностного лица. В ранее действовавшем Кодексе устанавливался закрытый перечень преступлений, по которым допускалось ее использование. В настоящее время сокращенная форма применяется в отношении всех дел, подследственным дознавателю. Число совершенных деяний, их неоднократность не оказывают влияния на выбор правоприменителя упрощенной процедуры. Стоит сказать, что первоначальный проект закона предполагал, что сокращенная форма дознания будет использоваться при расследовании всех преступлений средней и небольшой тяжести. Однако данное положение вызвало негативную реакцию у Правового управления при аппарате Госдумы. Его представители указывали, что по ряду деяний упрощенная процедура неприемлема.
Сокращенная форма дознания применяется при выполнении ряда условий. В качестве одного из них выступает наличие согласия подозреваемого с фактической и правовой оценкой его деяния. Это предполагает признание им своей вины. Данный момент признается многими специалистами позитивным. Обуславливается это следующим. Если подозреваемый соглашается на упрощенную процедуру, законодатель гарантирует ему льготу. Она выражается в установлении 1/2 от максимально предусмотренного наказания. Это говорит о том, что сокращенная форма дознания обладает признаками договорного института. Однако в данном случае существует вероятность злоупотреблений со стороны обвинения. В этой связи специалисты указывают на целесообразность установления дополнительного правила. В частности, оно предполагает, что сокращенная форма дознания допускается тогда, когда у должностного лица есть в наличии достаточно материалов, дающих основание подозревать конкретного гражданина. Такое положение ориентировало бы служащих на сбор других доказательств, а не только на получение признания от субъекта.
Позиции пострадавшей стороны закон придает определяющее значение при принятии решения о выполнении дознания в сокращенной форме. По мнению ряда специалистов, это ошибочная точка зрения, снижающая эффективность рассматриваемой процедуры. Исследователи указывают на необходимость участия в согласительном процессе всех субъектов, в том числе государственный орган, осуществляющий преследование и сторона защиты. Из анализа ст. 226.2, ч. 1 п. 6 и ст. 226.3 ч. 3 УПК, ставящих решение вопроса об осуществлении дознания в сокращенной форме в зависимость от усмотрения потерпевшего, можно сделать вывод, что частное лицо, таким образом, навязывает свою волю остальным участникам. В результате этот субъект оказывает прямое влияние на способ ведения дела.
Дискуссионным остается вопрос, касающийся схемы перехода на сокращенную форму производства дознания. В законодательстве установлены жесткие временные рамки для направления подозреваемым соответствующего ходатайства. По ст. 226.4 ч. 2, он вправе подать заявление не позже двух суток с того дня, в который ему было разъяснено это право. Последнее осуществляется до начала проведения первого допроса. Однако остается не ясным данное ограничение. По мнению юристов, целесообразно расширить сроки на весь процесс дознания. Между тем к моменту окончания процедуры подача такого ходатайства теряет смысл. Тем не менее специалисты считают, что следует предусмотреть более гибкие ограничения по временным рамкам.
Как выше было указано, срок дознания в упрощенном порядке составляет 15 дней, а максимальный – 20. Закон предусматривает только однократное продление периода. Исчисление срока осуществляется не с момента возбуждения дела, а с даты вынесения постановления о переходе на упрощенную форму дознания. При анализе норм Кодекса, однако, становится ясно, что реальный период осуществления процедуры меньше установленной. Это обусловлено предписанием о необходимости вынести обвинительное постановление не позднее 10 дн. с момента утверждения решения о выполнении дознания в сокращенном порядке. Этот документ является итоговым и обобщает всю значимую информацию по делу. Постановление составляется после выполнения всех следственных действий. В результате можно прибавить только 2 дня, на протяжении которых подозреваемому необходимо высказать или согласие, или несогласие на проведение дознания в упрощенной форме. В этом случае продолжительность составит 12, а не 15 суток.
Окончание дознания в упрощенном порядке регламентируется в ст. 226.7 УПК. Следует сказать, что законодатель включил процесс ознакомления с материалами в период проведения рассматриваемой процедуры. Таким образом, был выбран путь общего порядка выполнения расследования. По мнению специалистов, данное положение не согласуется с идеей упрощенной процедуры, тем более что к моменту предоставления материалов процесс должен быть завершен. В соответствии со ст. 226.7 ч. 5, при невозможности закончить ознакомление потерпевшего, его представителя, подозреваемого и его защитника в срок, определенный ч. 4 данной статьи, дознание продолжается в общем порядке. Данная норма предполагает 3 суток, на протяжении которых сторонам процесса предоставляются материалы дела. Учитывая то, что этот период включается в срок сокращенного дознания, реальная его продолжительность может составить 9, а не 12 дней, как было выявлено ранее.
Суть упрощенной процедуры состоит в сокращении количества процессуальных действий, следственных в том числе. Процессу доказывания при осуществлении сокращенного дознания посвящена ст. 226.5. Эта норма в первую очередь устанавливает уменьшение его предмета. В частности, он должен быть ограничен установлением события, виновности субъекта, размера и характера нанесенного ущерба. В ч. 2 указанной выше статьи предусмотрена обязанность должностного лица совершить только те процессуальные действия, неосуществление которых может повлечь невосполнимую потерю следов преступления или иных существенных сведений. По мнению ряда экспертов, в присутствии данного положения нет никакого смысла. Объясняется это тем, что по ст. 226.3 ч. 2 потерпевший, подозреваемый либо их представители могут отказаться от проведения упрощенной процедуры в любой момент до удаления судей в совещательную комнату.
Субъект доказывания будет подстраховываться на случай, если расследование пойдет по общим правилам. В рамках упрощенной процедуры должностное лицо может не осуществлять процессуальные и следственные действия, в результате которых устанавливаются фактические обстоятельства, данные о которых присутствуют в материалах предварительной проверки заявления о преступления, если они соответствуют требованиям, которые предъявляются к доказательствам. Отдельно предусмотрено правомочие не назначать экспертизу, если было выполнено исследование специалиста, а также не допрашивать граждан, с которых были взяты объяснения. Наличие данных оговорок непонятно, поскольку по ч. 1.2 ст. 144 установлено, что сведения, полученные в процессе проверки сообщений о преступлении, могут использоваться как доказательства, если соблюдены положения статей 75 и 89 Кодекса.
15 марта 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В УПК РФ была введена еще одна глава - гл. 32 1 «Дознание в сокращенной форме» 1 Строго говоря, судя по ее содержанию, точнее было бы назвать эту форму предварительного расследования дознанием в упрощенной форме. . В результате наряду с ординарным дознанием в России появилась еще одна форма (вид) дознания, которую иногда также именуют сокращенным дознанием . Оценивая генезис данной формы дознания, процессуалисты нередко вспоминают не только дознание по УПК РФ в его первоначальной редакции (до 2007 г.), но и так называемую «протокольную форму досудебной подготовки материалов» - особую форму предварительного расследования, введенную в УПК РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. и действовавшую до вступления в силу УПК РФ. С одной стороны, такие аналогии уместны. С другой стороны, к ним надо относиться с осторожностью, поскольку дознание в сокращенной форме заметно отличается и от дознания в период между 2002 и 2007 гг. и от протокольной формы досудебной подготовки материалов.
Во-первых , сокращенное дознание возможно при наличии трех объективных условий (не зависящих от волеизъявления подозреваемого): 1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица ; 2) по этому делу начато дознание ; 3) отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 226 2 УПК РФ и исключающие производство дознания в сокращенной форме (подозреваемый является несовершеннолетним; он не владеет языком судопроизводства; против данной формы дознания возражает потерпевший и др.).
Во-вторых , если все три условия имеют место, то дознаватель должен до начала первого допроса разъяснить подозреваемому его право ходатайствовать о дознании в сокращенной форме (ч. 1 ст. 226 4 УПК РФ), но при наличии трех субъективных условий (зависящих от волеизъявления подозреваемого): 1) подозреваемый признает свою вину ; 2) он признает характер и размер причиненного преступлением вреда; 3) не оспаривает правовую оценку деяния , приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 2 ст. 226 1 УПК РФ).
На раздумье законодатель выделил подозреваемому двое суток (ч. 2 ст. 226 4 УПК РФ). При этом подозреваемый должен обязательно иметь защитника (п. 8 ч. 1 ст. 51 УПК РФ), чтобы посоветоваться также с ним. Дальнейшее зависит уже от волеизъявления подозреваемого: либо он откажется от заявления указанного ходатайства, либо подаст его в письменной форме, причем наряду с подписью подозреваемого ходатайство также должно быть подписано защитником.
Если дознаватель в течение 24 часов с момента поступления ему ходатайства подозреваемого удовлетворил это ходатайство своим постановлением (о производстве дознания в сокращенной форме), то он «обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств» (ч. 2 ст. 226 5 УПК РФ). Поэтому законодатель в ч. 3 той же статьи позволяет дознавателю:
Иначе говоря, закон разрешает использовать в доказывании обстоятельств дела сведения, которые формально не относятся к числу доказательств в строгом смысле и при других обстоятельствах не отвечали бы требованиям допустимости. При этом, разумеется, дознаватель вправе (факультативно по своему усмотрению) произвести в случае необходимости соответствующие следственные действия и получить полноценные доказательства, если ему требуется уточнить или дополнить какие-то сведения, содержащиеся в материалах доследственной проверки.
Таким образом, может оказаться, что все или почти все расследование произведено до возбуждения уголовного дела. Если же в стадии возбуждения уголовного дела доказательства и иные материалы вовсе не собирались, то дознавателю остается своими следственными действиями зафиксировать лишь невосполнимые следы преступления (по всей видимости, лишь провести осмотр места происшествия), а в качестве основного, неоспоримого и, судя по замыслу законодателя, относимого, допустимого, достаточного и достоверного доказательства в деле будет фигурировать лишь полное признание подозреваемым вменяемого ему в вину деяния. Ясно, что ничего подобного не было ни в рамках института протокольной формы досудебной подготовки материалов (1985-2002 гг.), ни в рамках дознания в его первоначальном варианте по действующему УПК РФ (до 2007 г.).
При таких предоставляемых сегодня дознавателю законом возможностях он вполне способен уложиться в отведенный для этого срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме и до момента направления обвинительного постановления прокурору на утверждение (ч. 1 ст. 226 6 УПК РФ). Однако если дознавателю заявлены обвиняемым или его защитником ходатайства о производстве дополнительных следственных действий, то этот срок может быть продлен до 20 суток , т.е. еще на 5 суток .
По окончании сокращенного дознания, но не позднее 10 суток с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, дознаватель составляет обвинительное постановление . Наименование итогового процессуального решения при производстве дознания в сокращенной форме терминологически подчеркивает разницу с ординарным дознанием, где составляется обвинительный акт. Но по содержанию своему эти процессуальные документы одинаковы. Если в указанный срок не удалось составить обвинительное постановление, то дознание должно продолжиться в общем, а не в упрощенном порядке (ст. 2267 УПК РФ). Переход к ординарному дознанию возможен и в иных случаях, например, по требованию участников процесса (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или его представителя), которое подлежит безусловному удовлетворению, в том числе уже впоследствии в судебных стадиях уголовного процесса до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 3 ст. 226 7 УПК РФ), к чему мы еще далее вернемся.
УПК РФ формулирует норму об обвинительном постановлении таким образом, что оно утверждается начальником органа дознания сразу после подписания этого документа дознавателем (ст. 226 7), в отличие от обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания уже после ознакомления с материалами дела основных участников. Может быть, это объясняется тем, что при сокращенном дознании на ознакомление с материалами обвиняемого и ходатайствующего об ознакомлении потерпевшего дается всего лишь трое суток. Если же этого срока не хватило, дознаватель выносит постановление о продолжении дознания в общем порядке.
После окончания ознакомления основных участников с материалами дела дознаватель передает обвинительное постановление прокурору на утверждение. Прокурору дается не двое , как при обычном дознании, а трое суток для принятия решения. По всей видимости, законодатель таким образом попытался нивелировать упрощение процессуальной формы за счет некоторого усиления прокурорского надзора. Ведь в силу стремительности сокращенного дознания прокурор в ходе его может и не успеть осуществить полноценный прокурорский надзор, поэтому ему и предоставлены дополнительные сутки на изучение всех материалов.
Что касается полномочий прокурора, то при сокращенном дознании к их числу добавляется еще одно - направить дело на дополнительное дознание, но в общей (ординарной) форме (ст. 226 8 УПК РФ).
После утверждения прокурором обвинительного постановления, копия которого направляется обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю, дело направляется в суд (ч. 3 ст. 226 8 УПК РФ). Суд в соответствии со ст. 226 9 УПК РФ проводит заседание в особом порядке (гл. 40 УПК РФ), который, строго говоря, также является сокращенным, хотя в данном случае суд все-таки исследует и оценивает доказательства, правда только те, что указаны в обвинительном постановлении. Также суд исследует дополнительные данные о личности подсудимого, но лишь при условии, если суд приобщил к уголовному делу по ходатайству стороны защиты надлежащим образом оформленные документы (в том числе о наличии у подсудимого иждивенцев, а также иные данные, которые могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание). В результате такой упрощенной судебной процедуры суд постановляет приговор, содержащий наказание, не превышающее 1/2 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление уголовным законом (ч. 6 ст. 226 9 УПК РФ).
Таким образом, законодатель совершенно формально, практически без собирания, исследования, проверки доказательств, позволяет осудить человека, в отношении которого возбуждено уголовное дело, основываясь на обвинении, подтвержденном собственным признанием подсудимым своей вины, и, может быть, дополнительно принимая во внимание материалы, собранные в результате доследственной проверки. В связи с этим вполне объясним запрет законодателя обжаловать такой приговор в части его обоснованности (ч. 1 ст. 226 9 и ст. 317 УПК РФ),
В целом все это выглядит весьма «инквизиционно», напоминая скорее средневековые уголовно-процессуальные механизмы, построенные на признании вины и весьма своеобразных представлениях о доказывании. Однако сегодняшний российский законодатель, разумеется, пытается сгладить такое впечатление, приводя в качестве аргументов «цивилизованные» современные идеи, положенные, по его утверждению, в основу конструкции сокращенного дознания. К числу таких идей относятся:
В целом анализ института сокращенного дознания, введенного Законом от 4 марта 2013 г., демонстрирует очевидное снижение процессуальных гарантий, выразившееся в упрощении процессуальных форм в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Впрочем, ничего неожиданного для российского уголовного процесса в этом нет: речь идет об одной из тенденций последних десятилетий. Достаточно вспомнить гл. 40 и 40 1 УПК РФ, которые также являются проявлением упрощения уголовного процесса. Но есть и более ранние примеры, причем в большей мере касающиеся именно предварительного расследования в целом и дознания в частности. Так, мы уже упоминали здесь институт протокольной формы досудебной подготовки материалов, предусматривавшийся с 1985 г. УПК РСФСР 1960 г. Остановимся на нем подробнее, тем более что на него часто ссылались инициаторы Закона от 4 марта 2013 г.
Институт протокольной формы досудебной подготовки материалов применялся по небольшому кругу преступлений небольшой тяжести, перечисленных ст. 414 УПК РСФСР 1960 г. В его рамках органы дознания не позднее чем в 10-дневный срок после получения информации о преступлении устанавливали обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получали объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребовали справку о наличии или об отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. У правонарушителя отбиралось обязательство являться по вызовам органов дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства. Об обстоятельствах совершенного преступления составлялся протокол, в котором указывалось: время и место его составления; кем составлен; данные о личности правонарушителя; место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; фактические данные, подтверждающие наличие преступления и виновность правонарушителя; квалификация преступления по статье УК; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему ущерба. К протоколу приобщались все материалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, при наличии достаточных оснований возбуждал уголовное дело и формулировал обвинение с указанием статьи уголовного закона. Лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, разъяснялись сущность обвинения и его право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, иметь защитника, заявлять ходатайства и обжаловать действия органа дознания. О выполнении указанных действий делалась соответствующая отметка в протоколе, копия которого вручалось данному лицу, после чего уголовное дело направлялось прокурору. По поступившему уголовному делу прокурор в срок, не превышающий трех суток, принимал одно из следующих решений: 1) о направлении уголовного дела в суд; 2) о направлении уголовного дела для производства дознания или предварительного следствия; 3) о прекращении уголовного дела.
Как видим, нынешнее сокращенное дознание действительно очень похоже на старую «протокольную форму досудебной подготовки материалов», но есть и существенные отличия. Во-первых, «протокольная форма» допускалась по значительно меньшему числу составов преступлений. Во-вторых, ее применение не было столь явно и открыто обусловлено признанием обвиняемым своей вины (закон о нем вовсе не упоминал). В-третьих (самое главное), суд согласно действовавшей тогда ст. 419 УПК РСФСР 1960 г. должен был проводить судебное разбирательство в обычном (ординарном) порядке и вправе был возвратить материалы для производства дознания и предварительного следствия, если возникала необходимость выяснения существенных дополнительных обстоятельств, которые не могли быть установлены в судебном заседании. Все это служило гарантией того, что невиновный не будет осужден в упрощенной форме.
Нынешнее сокращенное дознание заставляет вспомнить не только относительно новые уголовно-процессуальные механизмы последних десятилетий, но и более ранний период истории отечественного уголовного процесса. В частности, на V Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, состоявшемся в 1924 г. - на заре советской власти, была определена по докладу А.Я. Вышинского (одного из идеологов уголовного процесса того времени) основная задача уголовно-процессуальной политики, заключавшаяся именно в упрощении уголовного процесса. Так, решение поставленной задачи связывалось: «а) с усилением единства работы следственно-розыскных органов; б) с упрощением норм, определяющих собой содержание каждой отдельной стадии процесса, и в) с упрощением норм, определяющих связь и соотношение этих стадий процесса между собой». Все эти идеи, строго говоря, вписываются и в сегодняшний контекст. Но чем заканчивается такое упрощение уголовного процесса, отечественная история очень ярко продемонстрировала в 30-е годы прошлого столетия. Поэтому любое упрощение, ускорение или сокращение должно иметь четкие пределы. Это в полной мере касается и института сокращенного дознания, судьба которого пока не ясна именно в силу отсутствия таких пределов. Они еще не выработаны ни на доктринальном, ни на законодательном уровне.
Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях — следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В случае сложности или большого объема уголовного дела дознание может быть поручено группе дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК.
Дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степени сложности их раскрытия. Предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не производиться, если это не признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК). В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, за исключением некоторых процессуальных особенностей, регламентированных гл. 32 УПК.
К особенностям этой формы предварительного расследования от носятся: сроки дознания, процедура направления уведомления о подозрении в совершении преступления , особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу и специфические формы окончания дознания.
Сроки дознания . Для осуществления дознания законодатель так же, как и для следствия, устанавливает определенные процессуальные сроки . С учетом характера уголовных дел, подлежащих расследованию в этой форме, и упрощенной процедуры производства сроки дознания менее длительны, чем сроки предварительного следствия. Согласно ч. 3 ст. 223 УПК изначально установленный срок дознания составляет 30 суток. При невозможности окончить дознание в этот срок он может быть продлен прокурором еще на 30 суток.
В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором районного уровня или его заместителем до шести месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Условия соблюдения сроков дознания и порядок их продления аналогичны соответствующим положениям предварительного следствия и регламентируются ст. 162 УПК. Различия заключаются только в двух следующих аспектах: во-первых, решение о продлении сроков дознания находится в ведении прокурора; во-вторых, срок дознания имеет установленный законом предел (6 или 12 месяцев). Поэтому если срок дознания полностью истек, а дознаватель не смог выполнить все необходимые следственные действия и закончить досудебное производство, то в этой ситуации представляется логичной смена формы предварительного расследования — передача уголовного дела следователю.
Направление уведомления о подозрении в совершении преступления. Для дознания, помимо трех общих процедур (п. 1—3 ч. 1 ст. 46 УПК), предусмотрена еще одна специфическая процедура закрепления за лицом статуса подозреваемого — направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 2231 УПК). Данный механизм служит процессуальной альтернативой предъявления обвинения. Он используется в том случае, если уголовное дело не было возбуждено в отношении конкретного лица, если это лицо ранее не задерживалось по подозрению в совершении преступления и если ему не избиралась мера уголовно-процессуального пресечения.
Так, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему соответствующие права , предусмотренные ст. 46 УПК. О вручении уведомления и разъяснении прав составляется протокол. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить его по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в со вершении преступления должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) фамилия и инициалы дознавателя; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию ; 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными нормами уголовного закона , в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления направляется прокурору.
Особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу. В процессе дознания при наличии достаточных к тому оснований в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Порядок решения этого вопроса, и в частности судебной процедуры его рассмотрения, регламентируется общими правилами, установленными ст. 108 УПК, за исключением одной особенности, предполагающей направление в суд соответствующего ходатайства дознавателя только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 224 УПК).
В случае заключения подозреваемого под стражу дознание по уголовному делу должно быть закончено не позднее 10 суток с момента принятия судом такого решения (ч. 2 ст. 224 УПК). Данное процессуальное положение обусловлено общими требованиями, предъявляемого дела. В связи с отменой этого положения потребовалась дополнительная правовая процедура, позволяющая признать подозреваемым лицо уже в процессе осуществления дознания.
В связи с этим представляется, что если лицо ранее задерживалось по подозрению в совершении преступления, а затем к нему была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, то в этом случае 10-суточный срок окончания дознания должен исчисляться с момента фактического задержания .
При невозможности составления обвинительного акта в указанный 10-суточный срок заключение под стражу отменяется либо подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для предварительного следствия, а производство дознания продолжается. Однако подобное предъявление лицу обвинения вовсе не обусловливает распространение на дознание установленных ст. 109 УПК общих сроков содержания под стражей обвиняемых. Согласно ч. 4 ст. 224 УПК для дознания существуют свои специфические сроки со держания обвиняемого под стражей. Так, изначально установленный срок составляет 30 суток. При невозможности закончить дознание и отсутствии оснований для отмены или изменения избранной меры пресечения этот срок по ходатайству дознавателя, согласованному с прокурором районного уровня, может быть продлен судьей районного (приравненного к нему военного) суда до шести месяцев. Вопрос о продлении сроков содержания под стражей рассматривается в общем порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК.
Формы окончания дознания . Дознание может оканчиваться: 1) прекращением уголовного дела в соответствии с гл. 29 УПК; 2) направлением уголовного дела в суд с обвинительным актом в соответствии со ст. 225, 226 УПК.
Окончание дознания с обвинительным актом — это такая форма завершения досудебного производства, которая обусловливается выводом дознавателя об изобличении подозреваемого в совершении преступления и о необходимости предъявления ему обвинения с направлением материалов уголовного дела для дальнейшего рассмотрения в суд.
Процедура окончания дознания с составлением обвинительного акта регламентируется в гораздо более слабой степени, чем аналогичный порядок завершения предварительного следствия. В частности, законодатель прямо не указывает, в какой момент производства по уголовному делу дознаватель должен переходить к ее выполнению. Однако по смыслу закона очевидно, что дознание следует считать оконченным в тот момент, когда все следственные действия выполнены, а собранные доказательства достаточны для привлечения подозреваемого к уголовной ответственности посредством составления обвинительного акта.
Обвинительный акт — это итоговый уголовно-процессуальный документ предварительного расследования, осуществленного в форме дознания, который на основе анализа собранных по делу доказательств закрепляет за лицом статус обвиняемого и обусловливает на правление материалов уголовного дела в суд. Таким образом, обвинительный акт имеет двойственную правовую природу. Во-первых, он свидетельствует о привлечении лица, в отношении которого проводи лось дознание, к уголовной ответственности. Именно с момента вынесения обвинительного акта лицо переходит в принципиально новый процессуальный статус — обвиняемого (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК). Поэтому в данном аспекте обвинительный акт по сути близок такому документу, как постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Во-вторых, обвинительный акт является итоговым процессуальным документом дознания. Он юридически завершает предварительное расследование, проводимое в этой форме, и обусловливает переход уголовного дела на следующий этап процесса — стадию подготовки к судебному заседанию.
Форма и содержание обвинительного акта регламентированы ст. 225 УПК. Так, в этом процессуальном документе дознаватель указывает: 1) дату и место его составления; 2) свою должность, фамилию и инициалы; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) сведения о месте и времени совершения преступления, его способах, мотивах, целях, последствиях и других обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела; 5) формулировку обвинения с указанием конкретной нормы уголовного закона (пункта, части, статьи УК); 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их со держания; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание ; 8) данные о потерпевшем , сведения о характере и размере причиненного вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста , о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества , процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 225 УПК обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем дознаватель составляет соответствующий протокол. Законодатель прямо не предусматривает процессуальную форму такого ознакомления. Однако представляется, что оно должно осуществляться в порядке, аналогичном ознакомлению обвиняемого с материалами уголовного дела при окончании предварительного следствия (ст. 217 УПК). С указанными материалами в таком же порядке вправе ознакомиться потерпевший и его представитель, если они заявят соответствующее ходатайство (ч. 3 ст. 225 УПК). Обвинительный акт подлежит утверждению начальником органа дознания, после чего вместе со всеми материалами уголовного дела направляется прокурору.
Порядок рассмотрения прокурором материалов уголовного дела, поступивших к нему с обвинительным актом, очень напоминает аналогичную процедуру при окончании предварительного следствия. Отличия заключаются только в сроках прокурорской проверки материалов дела и в видах принимаемых решений. Согласно ч. 1 ст. 226 УПК материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, рассматриваются в течение двух суток. По результатам рассмотрения прокурор должен вынести одно из следующих решений: 1) утвердить обвинительный акт и направить уголовное дело в суд; 2) возвратить уголовное дело со своими письменными указаниями дознавателю для производства дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям закона; при этом прокурор может продлить срок расследования, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на трое суток для пересоставления обвинительного акта; 3) прекратить уголовное дело; 4) направить уголовное дело для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением частично прекратить уголовное преследование или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном для обвинительного заключения.
Существует и еще одна специфическая форма окончания до знания — направление уголовного дела следователю. По сути, данная процедура не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связана со сменой формы расследования. Тем не менее в этой ситуации процессуальные правоотношения , составляющие со держание дознания, перестают существовать, а взамен появляются новые, составляющие содержание предварительного следствия.
К сожалению, законодатель не уделяет достаточного внимания правовой регламентации данной формы окончания дознания. Поэтому соответствующие процессуальные правила как бы косвенно вытекают из смысла ряда положений УПК. Так, представляется, что пере дача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда дознание исчерпало отведенные законом правовые средства, однако не разрешило задачи предварительного расследования. К таким случаям, в частности, можно отнести истечение предельно допустимого срока дознания или большой объем работы, требующий создания по делу следственной группы. Смена формы предварительного расследования является необходимой и в случаях, когда в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусмотрено ч. 3 ст. 150 УПК. И наконец, смена формы предварительного расследования может быть обусловлена письменным указанием прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК). При необходимости смены формы предварительного расследования дознаватель направляет материалы уголовного дела прокурору, а тот, в свою очередь, передает их в орган предварительного следствия.
Общие правила проведения дознания в сокращенной форме. Дознание в сокращенной форме — это новый для современного уголовного процесса порядок досудебного производства, введенный Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ. Отчасти данная процедура напоминает существовавшую ранее (по УПК РСФСР) протокольную форму досудебной подготовки материалов уголовного дела.
Согласно ст. 226.1 УПК дознание в сокращенной форме производится в общем порядке дознания, установленном гл. 32 УПК, но с учетом некоторых изъятий, предусмотренных в гл. 321 УПК.
Так, дознание в сокращенной форме производится на основании соответствующего ходатайства подозреваемого и при одновременном наличии следующих условий:
К этим обстоятельствам, согласно ст. 226.2 УПК, относятся следующие: а) подозреваемый является несовершеннолетним ; б) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера ; в) подозреваемый от носится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства , установленный гл. 52 УПК; г) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы по одному из них обязательно предварительное следствие; д) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство; е) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.
Если подобные обстоятельства становятся известны или возникают после принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме, но до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, то дознаватель выносит постановление о производстве дознания в общем порядке. Если же такие обстоятельства становятся известны или возникают после поступления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного по становления и до направления уголовного дела в суд , то прокурор принимает решение о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. И наконец, если эти обстоятельства становятся известны или возникают в ходе судебного производства до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора , судья возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.
При наличии всех вышеуказанных условий дознаватель до начала первого допроса разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, о чем в протоколе допроса подозреваемого делается соответствующая отметка. Такое ходатайство заявляется в письменной форме, подписывается подозреваемым и его защитником и может быть направлено дознавателю не позднее двух суток с момента разъяснения подозреваемому данного права.
Дознаватель обязан рассмотреть поступившее ходатайство не позднее 24 часов с момента его поступления. По результатам рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений: а) об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме; б) об отказе в удовлетворении ходатайства при наличии обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме. Любое из указанных постановлений может быть об жаловано прокурору или в суд в общем порядке, предусмотренном гл. 16 УПК.
В случае удовлетворения ходатайства подозреваемого дознаватель в течение 24 часов обязан уведомить об этом прокурора и потерпевшего, которому наряду с подозреваемым разъясняются порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против производства дознания в сокращенной форме. Если на момент удовлетворения ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме физическое или юридическое лицо , которому преступлением причинен вред, еще не признано потерпевшим, то такое решение должно быть принято не позднее трех суток со дня возбуждения уголовного дела; с этого момента потерпевший приобретает все права, предусмотренные ст. 42 УПК.
Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело.
Срок дознания в сокращенной форме . Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме и до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. При необходимости пересоставления обвинительного постановления в порядке ч. 9 ст. 226.7 УПК срок до знания может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме должно быть представлено прокурору не позднее, чем за 24 часа до истечения общего 15-суточного срока. О продлении срока дознания в сокращенной форме дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, потерпевшего и его представителя.
В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.
Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме. По уголовным делам, дознание по которым проводится в сокращенной форме, доказательства собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления с учетом следующих особенностей.
Дознаватель не обязан проводить все следственные и иные процессуальные действия, обусловленные обстоятельствами уголовного дела. Он проводит лишь те процессуальные действия, без которых могут быть невосполнимо утрачены следы преступления или иные доказательства.
С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе:
Окончание дознания в сокращенной форме . Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление. Обвинительное постановление составляется по правилам составления обвинительного акта, подписывается дознавателем и утверждается начальником органа дознания. К обвинительному по становлению прилагается справка, в которой указываются сведения о месте жительства или месте нахождения лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, об избранной мере пресечения, о времени содержания под стражей или домашнего ареста , если обвиняемому была избрана одна из этих мер пресечения, о вещественных доказательствах, сроке дознания в сокращенной форме, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие лис ты уголовного дела.
При этом законодатель устанавливает жесткий срок составления обвинительного постановления — 10 суток с момента начала производства дознания в сокращенной форме. Если же составить обвини тельное постановление в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, по его истечению дознание продолжается в общем порядке, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление.
Не позднее трех суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с его содержанием и остальными материалами уголовного дела. В этот же срок с материалами дела при наличии соответствующего ходатайства знакомятся потерпевший и (или) его представитель.
В случае невозможности завершить ознакомление обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в трехсуточный срок дознание подлежит продолжению в общем порядке.
До окончания ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемый, его защитник, потерпевший и (или) его представитель вправе заявить следующие ходатайства:
В случае отсутствия заявленных ходатайств или при отказе в их удовлетворении уголовное дело с обвинительным постановлением незамедлительно направляется прокурору.
Если же хотя бы одно из первых трех заявленных ходатайств было удовлетворено, то дознаватель в течение двух суток с момента окончания ознакомления с материалами дела производит необходимые следственные и иные процессуальные действия, пересоставляет обвинительное постановление с учетом новых доказательств, предоставляет указанным лицам возможность ознакомиться с этим об винительным постановлением и дополнительными материалами уголовного дела и направляет уголовное дело с обвинительным постановлением прокурору. Если пересоставить обвинительное постановление и направить уголовное дело прокурору в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, срок дознания может быть продлен до 20 суток. В случае невозможности окончить дознание в сокращенной форме и в этот срок дознаватель продолжает производство по уголовному делу в общем порядке, о чем выносит соответствующее постановление.
В случае удовлетворения четвертого ходатайства дознаватель в течение двух суток со дня окончания ознакомления с материалами дела пересоставляет обвинительное постановление, предоставляет возможность ознакомления с ним и направляет уголовное дело прокурору.
Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение трех суток принимает по нему одно из следующих решений:
При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю. После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.
Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме. По уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, судебное производство осуществляется в особом порядке, установленном ст. 316 и 317 УПК, но имеет некоторые отличительные особенности.
1. Приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении, а также дополнительных документов о личности подсудимого, которые по ходатайству стороны защиты судья вправе приобщить к уголовному делу и учесть при определении меры наказания . Эти документы могут, в частности, касаться наличия у подсудимого иждивенцев, а также содержать иные данные, которые могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание.
2. При поступлении возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, с применением особого порядка судебного разбирательства , а равно по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и для производства дознания в общем порядке. При этом уголовное дело не может быть направлено для дальнейшего судебного рассмотрения в общем порядке в соответствии с ч. 6 ст. 316 УПК.
3. В случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, назначенное подсудимому наказание не может превышать половину максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Статья 226.1 УПК РФ. Основание и порядок производства дознания в сокращенной форме
Комментарий к статье 226.1
——————————–
<1313> В соответствии с п. 8 ст. 5 и п. п. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК дознание может осуществлять и следователь.
– перечень, основания и порядок производства следственных действий;
– перечень, основания, процедура избрания, изменения и отмены основных мер пресечения и применения иных мер процессуального принуждения;
– при производстве дознания, так же как и во время предварительного следствия, участвует защитник;
– требования к составляемым в ходе предварительного расследования процессуальным документам;
– момент окончания рассматриваемых форм предварительного расследования и др.
Так, дознание в общем порядке во многом повторяет предварительное следствие, за следующими исключениями:
1) срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок – 2 месяца;
2) срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет;
3) срок дознания, осуществляемого органом дознания, продляет прокурор, а срок предварительного следствия – руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового;
4) эту форму предварительного расследования обычно осуществляет дознаватель, статус которого отличается от правового положения следователя. Дознавателю прокурором могут быть даны обязательные для исполнения письменные указания. Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК). Обжалование следователем руководителю вышестоящего следственного органа указания, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения приостанавливает исполнение указаний нижестоящего руководителя следственного органа до момента рассмотрения таковых;
5) при производстве дознания лицо может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК, после чего оно становится подозреваемым;
6) если при производстве дознания подозреваемый заключен под стражу, то предварительное расследование должно быть закончено (или подозреваемому предъявлено обвинение) не позднее 10 суток со дня избрания указанной меры пресечения. При невозможности составить обвинительный акт в этот срок подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, после чего производство дознания продолжается либо данная мера пресечения отменяется;
7) дознание может быть завершено без вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В этом случае обвинительный акт заменит и постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, и обвинительное заключение.
1) те же характеристики, что являются одинаковыми для предварительного следствия и дознания в общем порядке;
2) в какой бы форме дознание не осуществлялось, таковое обычно производит дознаватель;
3) дознание может быть завершено без вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В этом случае обвинительный акт (обвинительное постановление) заменит и постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, и обвинительное заключение.
1) специальные условия, без наличия которых дознание в сокращенной форме не может быть начато:
а) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК;
б) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
в) подозреваемый является совершеннолетним;
г) отсутствуют основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном главой 51 УПК;
д) подозреваемый не относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК;
е) лицо не подозревается в совершении преступления, по которым обязательно производство предварительного следствия;
ж) подозреваемый владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;
з) потерпевший не возражает против производства дознания в сокращенной форме (ч. 2 к.с. и ч. 1 ст. 226.2 УПК);
и) подозреваемый в течение 2 суток после разъяснения ему соответствующего права заявил ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 2 ст. 226.4 УПК);
2) необходимость вынесения дознавателем дополнительного постановления – постановления об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме (п. 1 ч. 3 ст. 226.4 УПК);
3) при производстве дознания в сокращенной форме обязательно участие защитника;
4) усеченный предмет доказывания по делу, который состоит лишь из следующих обстоятельств:
а) событие преступления;
б) характер и размер причиненного им вреда;
в) виновности лица в совершении преступления;
5) наличие у дознавателя, производящего дознание в сокращенной форме, права:
а) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем;
б) не допрашивать лиц, от которых в ходе рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем;
в) не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, за исключением следующих случаев:
– необходимость установления по уголовному делу дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств;
– необходимость проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим и (или) его представителем;
– наличие хотя бы одного из предусмотренных ст. 196 УПК оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;
г) не производить иные процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым УПК к доказательствам (ч. 3 ст. 226.5 УПК);
6) наличие срока (не позднее 3 суток) со дня возбуждения уголовного дела, в течение которого должно быть вынесено постановление о признании потерпевшим лица, которому преступлением причинен вред (ч. 2 ст. 226.3 УПК);
7) при производстве дознания в сокращенной форме подозреваемый имеется на момент его начала и поэтому не может быть вынесено уведомление о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК;
8) срок предварительного расследования в случае производства дознания в сокращенной форме обычно меньше, чем срок дознания в общем порядке. Он составляет 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, а у дознания в общем порядке первоначальный срок – 30 суток, но уже с возбуждения уголовного дела;
9) общий срок дознания в сокращенной форме не может быть более 20 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, срок дознания в общем порядке может быть продлен до 12 месяцев;
10) имеются отличия в основаниях продления срока в разных формах дознания (ст. 226.6 УПК);
11) при производстве дознания в сокращенной форме не может быть вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;
12) в случае направления дела через прокурора в суд по окончанию дознания в сокращенной форме оформляется обвинительное постановление, а дознания в общем порядке – обвинительный акт (ст. 226.7 УПК);
13) установлен срок (не позднее 3 суток) со дня составления обвинительного постановления, в течение которого обвиняемый, его защитник, а в случае заявления соответствующего ходатайства – потерпевший и (или) его представитель, должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела (ч. 4 ст. 226.7 УПК).
——————————–
<1314>
——————————–
<1315> См.: Там же.
Статья 226.2. Обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме
Комментарий к статье 226.2
——————————–
<1316> См.: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. С. 29.
<1317> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 80.
Иначе говоря, законодатель на первое место в этом случае выдвигает необходимость активных действий со стороны потерпевшего, нежелающего производства дознания в сокращенной форме.
——————————–
<1318> См.: Приказ Генерального прокурора России от 3 июля 2013 года N 262 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме” // Законность. 2013. N 9.
Статья 226.3. Права и обязанности участников уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме
Комментарий к статье 226.3
——————————–
<1319> См.: Там же.
Статья 226.4. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме
Комментарий к статье 226.4
——————————–
<1320> См.: Там же.
——————————–
<1321> См.: Там же.
——————————–
<1322> См.: Там же.
Статья 226.5. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме
Комментарий к статье 226.5
Статья 226.6. Срок дознания в сокращенной форме
Комментарий к статье 226.6
——————————–
<1323> См.: Там же.
——————————–
<1324> См.: Там же.
——————————–
<1325> См.: Там же.
Статья 226.7. Окончание дознания в сокращенной форме