Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

Что это такое?

Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности знают не все.

Свойства нервной системы

В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

Сильная и слабая нервная система

Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

Типы высшей нервной деятельности

Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

  • сильный, подвижный и уравновешенный;
  • сильный и неуравновешенный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый тип.

В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

Сигнальные системы

Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

Разделение на типы по темпераменту

Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

Сангвиники

Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

Холерики

У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

Флегматики

Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

Меланхолики

Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

Отличительные черты

Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.

Понятие о типе высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.
Свойства нервных процессов.
И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности. На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:

1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип);
2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);
3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип);
4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту.
Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.


Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.
Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.
Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка.
Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и вырабатываются только на жизненно важные стимулы. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, как сосок вложен в рот. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на б-7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. На положение ребенка для кормления к концу второй недели появляется условный рефлекс в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением.
С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения.
Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15-е сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внутреннее) торможение вырабатывается позже. Его появление и упрочение определяются созреванием нервных элементов коры больших полушарий. Первые проявления дифференцировок двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3-4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются позже дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка (М. М. Кольцова).
Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим - определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.
Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом - сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.
К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (М. М. Кольцова). На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.
Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.
Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.
Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят.
Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.
На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими). Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков. Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.
На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи.
На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.
В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.
В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры.
К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка - все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда- вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
К 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры больших полушарий совершенствуются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.
Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности отмечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.
Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. Как будет показано ниже, в процессе развития ребенка происходит изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологических особенностей.
Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

Какие особенности имеет слабая нервная система? Этот вопрос интересует многих. С каждым поколением число людей со слабой нервной системой значительно увеличивается.

Однако как у сильной, так и у слабой системы имеются свои определенные неоспоримые преимущества.

Сила нервной системы

По определению, сила нервной системы каждого человека является врожденным показателем. Мы должны согласиться с тем, что это просто необходимо для обозначения выносливости и работоспособности всех нервных клеток, находящихся в организме человека. Сила нервной системы позволяет ее клеткам выдерживать любые возбуждения, не переходя в торможение.

Последнее является жизненно важным компонентом нервной системы. Оно способно координировать всю ее деятельность. Отличительной способностью сильной системы является то, что люди, которые ею обладают, способны пережить и выдержать даже сверхсильные раздражители. Люди со слабой системой, напротив, плохо держат сигнал и слабо реагируют на раздражители.

Человек, обладающий слабой нервной системой, не отличается терпеливостью, с большим трудом удерживает поступившую к нему информацию и при первой же возможности делится ею чуть ли не с первым встречным.

Из всего вышеперечисленного уже можно сделать вывод, что люди со слабой системой просто не способны переносить сильные раздражители.

В таких ситуациях система либо тормозит, либо вовсе «исчезает» без всяких тормозов. Однако она тоже имеет преимущества, например, способность к повышенной чувствительности. Также она может с легкостью различать сверхслабые сигналы.

Основные признаки слабой нервной системы

Слабая нервная система у человека имеет такие признаки:

  1. Равнодушие. Такой сигнал способен заставить человека принимать всевозможные удары судьбы без всякого протеста. Слабая нервная система делает людей ленивыми как с психической, так и с физической стороны. Люди при этом, даже живя в бедности, не будут делать никаких попыток, чтобы исправить ситуацию и изменить свое положение в обществе.
  2. Нерешительность. Человек, у которого преобладает повышенная чувствительность, способен подчиняться каждому. Хуже всего, что этим человеком могут завладеть до такой степени, что он просто превратится в живого робота.
  3. Сомнения. Чувствительные люди способны сомневаться не только в себе, но и в людях, которые пытаются им всячески помочь. Такие люди очень часто оправдываются для того, чтобы завуалировать собственные неудачи. Очень часто это выражается в зависти к тем людям, которые лучше и успешнее их.
  4. Беспокойство. Этот сигнал является основным в значительно пониженной нервной силе. Беспокойство способно привести человека к нервному расстройству и даже срыву. Часто беспокоящиеся люди являются чуть ли не самыми жалкими существами на всей планете. Они живут в постоянном страхе. Стоит отметить, что беспокойство способно отбирать жизненные силы и преждевременно старить человека. Такие люди в качестве оправдания привыкли говорить давно заученную фразу: «Вам бы мои заботы и переживания, вы бы беспокоились не меньше».
  5. У каждого человека свои определенные заботы, и зачастую они сталкиваются с большими жизненными трудностями. Но человек со здоровой системой такие сложности встречает достаточно спокойно и пытается найти решение в сложившейся ситуации. Чрезмерное беспокойство не поможет решить возникшую проблему, но оно может изрядно подкосить ваше здоровье и приблизить старость. Иными словами, беспокойство — это оружие против вас самих.
  6. Сверхосторожность. Человек постоянно выжидает подходящего момента для воплощения в жизнь собственных идей и планов. А такое ожидание способно превратиться в привычку. У этих людей очень сильно возрастает пессимизм, их может сбить с толку только одна плохая мысль о том, что может случиться неудача, и все рухнет. Люди со сверхосторожностью рискуют получить несварение желудка, достаточно слабую циркуляцию крови, нервозность и множество других отрицательных факторов и заболеваний.

Особенности воспитания при слабой нервной системе у детей

В основном все привыкли видеть веселых, жизнерадостных и активных детей, но среди них встречаются и достаточно пассивные, сильно замкнутые в себе и очень плохо выдерживающие даже самые незначительные напряжения. Они очень впечатлительны и чересчур чувствительны к малейшим раздражителям.

Родителям нужно помнить, что к сильно впечатлительным детям необходим особый подход. В этом случае ошибки в воспитании могут привести не только к пугливости и раздраженности ребенка, но и к различного рода болезням и даже к нервному расстройству.

В первую очередь нужно продумать необходимый для жизни ребенка режим дня как дома, так и вне его стен. Самым важным фактором для расходования энергии является такой режим, напрямую связанный с устойчивостью и ритмичностью, в которых очень сильно нуждаются дети со слабой нервной системой.

Очень важным для таких детей является расписание, по которому они будут жить. Режим, конечно, способен , но нужно ли ребенка ограничивать и ставить его в новые жизненные условия? Непременно, но только не забывайте учитывать склонности своего малыша и его состояние. Изменение режима для ребенка уместно только в том случае, если его ничего особо не утомляет. Например, такими изменениями в его жизни можно заняться во время летних каникул.

Дело в том, что у учащихся во время отдыха привычный для них режим сбивается. Таким детям очень важно ежедневно видеть и узнавать что-то новое и интересное. Например, походы способны придать ребенку бодрости, жизненной энергии и сил.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность основных свойств высших отделов центральной нервной системы (силы нервных процессов, их подвижности и уравновешенности), характеризующих врожденные индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека и животных.

Понятие «типы высшей нервной деятельности» ввел И. П. Павлов. Он считал, что сила нервных процессов определяется уровнем работоспособности нервных клеток, степень уравновешенности - соотношением возбуждения (см.) и торможения (см.), а подвижность - быстротой их возникновения и прекращения. Комбинация этих свойств, их соотношение характеризуют нервную систему конкретного человека или животного и определяют тип его высшей нервной деятельности (см.).

Первоначально в экспериментах на собаках было выделено четыре основных типа в. н. д. Первый тип (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой и отличающимися высокой подвижностью. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы (см.), к-рые легко переделываются из одного в другой. При этом животные адекватно реагируют на условные сигналы и их быструю смену, легко выдерживают перемену стереотипа, активны, общительны, легко поддаются дрессировке.

Второй тип (сильный, уравновешенный, инертный) характерен для животных с сильными процессами возбуждения и торможения, к-рые также уравновешены между собой, но протекают медленно. Условные рефлексы у животных с таким типом в. н. д. вырабатываются медленно и переделываются с трудом. Выработанный стереотип отличается стойкостью, его разрушение сопровождается сильным эмоциональным напряжением; сами животные обычно медлительны.

Третий тип (сильный, неуравновешенный, безудержный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но процессы возбуждения преобладают. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются положительные условные рефлексы и медленно - отрицательные; животные отличаются суетливостью, низким порогом возникновения ориентировочно-исследовательской реакции (см.), агрессивностью, трудно поддаются дрессировке. У таких животных сравнительно легко формируется экспериментальный невроз (см. Неврозы экспериментальные).

Животные с четвертым типом в. н. д. (слабым) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. У них с трудом вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, а выработанные рефлексы характеризуются хрупкостью, неустойчивостью (под влиянием даже незначительных изменений окружающей среды положительные условные рефлексы легко угнетаются, а отрицательные - растормаживаются); переделка условных рефлексов крайне затруднена. Такие животные трусливы; у них наиболее часто регистрируются экспериментальные неврозы (И. П. Павлов животных с таким типом в. н. д. называл «поставщиками» экспериментальных неврозов).

Существует определенная аналогия между павловскими типами в. н. д. и известными со времен Гиппократа четырьмя типами темперамента (см.). Так, сильный уравновешенный подвижный тип в. н. д. соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, слабый - меланхолическому темпераменту. Представления Гиппократа о темпераментах широко использовались психологами для характеристики индивидуальной предрасположенности людей к «душевным движениям», к к-рым, напр., психологи 19 в. относили аффекты и стремления. Однако в допавловский период все попытки классифицировать людей по характеру их поведения не были основаны на строго научных объективных исследованиях и поэтому не могли быть использованы в психологии и медицине для решения вопросов влияния характера и индивидуальных особенностей на течение нервно-психических и других болезней человека.

Кроме основных четырех типов в. н. д., имеются промежуточные, к к-рым, напр., согласно П. С. Ку-палову, относятся животные с сильными процессами возбуждения и торможения, но с преобладанием последнего; животные с сильным (инертным) процессом возбуждения; животные с сильным процессом возбуждения и очень слабым торможением. Особенно большое число вариаций описано для слабого типа в. н. д.

Существует ряд методических приемов определения типов в. н. д., направленных на выявление основных свойств нервных процессов, т. е. возбуждения и торможения. Считается, что быстрая выработка положительных и отрицательных условных рефлексов указывает на силу основных нервных процессов, а их медленная выработка и неустойчивость - на слабость этих процессов. Сила процесса возбуждения оценивается по реакции на усиление интенсивности положительного условного раздражителя, к-рая у животных с сильным типом в. н. д. проявляется возрастанием устойчивости условного рефлекса и хорошо переносится животными; при очень высокой интенсивности раздражителя развивается запредельное торможение (см. Торможение). У животных со слабым типом в. н. д. даже незначительное усиление раздражителя вызывает запредельное торможение, а часто и экспериментальный невроз. При определении силы возбуждения часто предварительно повышают возбудимость головного мозга (напр., путем предварительного голодания или введения животным кофеина) и на этом фоне исследуют реакции животного на раздражители определенной силы. В данном случае при неизменной интенсивности условного раздражителя меняется восприимчивость к нему мозга - у животных с сильным и слабым типами в. н. д. возникают эффекты, аналогичные вышеописанным.

Определение силы тормозного процесса производят путем удлинения времени действия отрицательного условного раздражителя, что усиливает напряжение внутреннего торможения. Животные с сильным типом в. н. д. легко переносят такое воздействие (по нек-рым данным, до 6 мин.), тогда как у животных со слабым типом в. н. д. удлинение действия тормозного раздражителя даже на несколько секунд вызывает глубокое торможение, а нередко и состояние экспериментального невроза. О силе тормозного процесса судят также по его способности к быстрой и полной концентрации.

Свойство уравновешенности нервных процессов определяется соотношением положительных и отрицательных условных рефлексов в ходе их формирования; значительное преобладание одних над другими свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

Подвижность нервных процессов определяют методом переделки положительного условного рефлекса в отрицательный, частой сменой этих рефлексов с малыми временными интервалами или изменением стереотипа. Во всех случаях животные с высокой подвижностью нервных процессов легко переносят такое воздействие, а животные с малой подвижностью - с трудом, что используется для формирования экспериментального невроза.

Учение о типах в. н. д., созданное И. П. Павловым на основе экспериментального анализа поведения животных, было применено при исследовании условнорефлекторной деятельности человека. При этом были выделены четыре типа в. н. д., общих для животных и человека, и три типа, специфических для человека, обусловленных наличием у него первой и второй сигнальных систем (см.). Благодаря первой сигнальной системе внешний мир воспринимается в виде непосредственных впечатлений от разнообразных раздражителей, воздействующих на рецепторы (см.). Вторая сигнальная система обеспечивает осознание внешнего мира в словесно-образной форме. Исходя из этого И. П. Павлов выделял людей с преобладанием первой сигнальной системы (художественный тин) и с преобладанием второй сигнальной системы (мыслительный тип). Третий тип в. н. д. составляют люди, уравновешенные в отношении как первой, так и второй сигнальной системы. Люди художественного типа в. н. д. проявляют склонность к музыке, живописи, чтению художественной литературы, к рисованию; это проявляется с раннего детства, а с возрастом усиливается. Люди мыслительного типа в. н. д. склонны к абстрактному мышлению, к философии.

Тип в. н. д. отражает только врожденные свойства нервной системы, составляющие конституциональные особенности нервной деятельности (см. Конституция), т. е. генотип, но не свойства, приобретаемые под влиянием окружающей среды. Поэтому в. н. д. человека и животных является сплавом черт типа (генотипа) и изменений, приобретаемых под воздействием извне (со стороны окружающей среды). Этот сплав И. П. Павлов определил как фенотип в. н. д. (ее характер, склад). Нет прямого параллелизма между типом в. н. д. и характером поведения, но определенный тип в, н. д. является той почвой, на к-рой формируется то пли иное поведение.

Дальнейшее изучение проблемы типов в. н. д. требует разработки новых приемов определения тех или иных свойств нервной системы. Кроме того, не всегда характеристики свойств нервной системы при ее изучении разными методами совпадают, что указывает на ограниченные возможности существующих подходов к оценке интегральных свойств нервной системы.

Особенности типов высшей нервной деятельности у детей

Определение типа в. н. д. у детей важно для выработки правильного подхода к решению педагогических и мед. задач. В общих чертах свойства тина в. н. д. ребенка аналогичны свойствам типа в. н. д. взрослого человека, однако имеются различия в уровне его созревания. Исследования типов в. н. д. у детей должны ответить на вопрос, в какой степени индивидуальные показатели в. н. д. ребенка могут быть положены в основу диагностики типов в. и. д. взрослого человека. Очевидно, что при обнаружении в детском возрасте слабости и инертности нервных процессов проведение эффективных воспитательных мероприятий способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.

В 1917 г. И. И. Красногорский на основании исследования двигательных пищевых условных рефлексов выделил тип в. и. д. у детей, характеризующийся снижеиной подвижностью процесса торможения. Последующее изучение условных рефлексов у детей, анализ процессов речи сблизил подходы И. И. Красногорского и И. П. Павлова к оценке типов в. н. д. Были даны разносторонние характеристики сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов, учитывающие скорость образования, угасания и восстановления условных рефлексов, их соответствие закону силы и скорости; прочность и дифференцированность тормозных реакций, продолжительность тормозных фаз при развитии гипнотических состояний; скорость восстановления оптимальной возбудимссти; величину безусловных рефлексов и т. д.

А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре основных типа замыкательной функции коры: лабильный (быстрое образование как положительных. так и тормозных условных связей), возбудимый (быстрое образование положительных связей и медленное - тормозных), тормозной (медленное образование положительных связей и быстрое - тормозных), инерционный (медленное образование связей обоих типов). При определении типа замыкательной деятельности с помощью различных методик условных рефлексов (ориентировочная, пищевая, оборонительная) у части детей было обнаружено несовпадение типологических характеристик, что рассматривалось А. Г. Ивановым-Смоленским как возможность существования «дисгармонического» нейротипа. Экспериментальное изучение взаимодействия первой и второй сигнальных систем показало четыре варианта: адекватную передачу условных связей из первой сигнальной системы во вторую и в обратном направлении, неадекватную передачу в обоих направлениях, адекватную передачу в одном из двух направлений и неадекватную - в другом.

Методы диагностики типов в. н. д. у детей требуют дальнейшего уточнения и совершенствования - проверки ряда косвенных показателей, предложенных для определения конституционально-типологической принадлежности (характеристика дыхательной и сердечно-сосудистой системы, ЭЭГ и др.).

Важной характеристикой типа в. н. д. ребенка является его поведение, стиль деятельности. Имеет значение наблюдение как в обычных, так и в нестандартных, «экстремальных», условиях, в к-рых типологические особенности могут проявиться наиболее ярко, поскольку не замаскированы ранее выработанными и уже упроченными связями. Специальный интерес представляет соотношение у детей типа в. и. д. и соматических конституциональных особенностей. Между этими вариантами типологии найдены достоверные корреляции.

Исследования типов в. н. д. у детей подтвердили максимальную устойчивость к развитию неврозов у лиц сангвинического темперамента. К бурному течению инфекций и интоксикаций предрасположен возбудимый тип, а к вялому с недостаточной вегетативно-защитной мобилизацией - тормозной тип. При рассмотрении патогенеза и путей профилактики заболеваний в детском возрасте следует учитывать Т. в. н. д. Напр., дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом в. н. д. при прочих равных условиях более устойчивы к развитию заболеваний, в происхождении к-рых имеют значение кортико-висцеральные механизмы, а в случаях выраженной наследственной предрасположенности - к их более благоприятному течению.

Библиогр.: Анохин П. К. Биология н нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Иванов-Смолен-с к и й А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека, М., 1971, библиогр.; Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань, 1968, библиогр.; К л и о р и н А. И. и Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека, Л., 1979; Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка, Л., 1958, библиогр.; Небыли-ц ы н В. Д. Основные свойства нервной системы человека, М., 1966; Очерк теории темперамента, под ред. В. С. Мерлина, Пермь, 1973; П а в л о в И. П. Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.- Л., 1940- 1949; Проблемы генетической психофизиологии, под ред. Б. Ф. Ломова и И. В. Ра-вич-Щербо, М., 1978; Физиология высшей нервной деятельности ребенка, под ред. 3. И. Коларовой, пер. с болг., М., 1968; X а н а н а ш в и л и М. М. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности, М., 1978.

М. М. Хананашвили; А. И. Клиорин (пед.).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать учащимся определение понятия «тип нервной системы».
  • Познакомить учащихся с типами нервной системы и их различиями.
  • Дать учащимся определения понятия «темперамент».
  • Помочь выявить свой ведущий тип темперамента.
  • Подвести учащихся к определению понятия «характер».
  • Познакомить учащихся с видами черт характера.
  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся по выявлению свойственных им черт характера.
  • Подвести учащихся к определению понятия «самооценка».
  • Помочь учащимся выявить уровень собственной самооценки.
  • Нервную систему человека и животных составляют: органы чувств, нервы, мозг.
  • Нервная система у каждого человека имеет индивидуальные свойства. Выделяют различные типы нервной системы.

Слайд 2

Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных.
Мозг человека работает как единое целое, образующие его клетки связаны между собой по их функциям в центры. Нервный центр - это не только отдельный участок коры мозга, но и совокупность ряда таких участков, находящихся в функциональном взаимодействии.
Как в отдельном нейроне - нервной клетке, так и в группе их, т. е. в нервных центрах, протекают в сложном взаимодействии два противоположных и активных процесса - возбуждение и торможение. При этом возбуждение каких-либо одних участков мозга вызывает торможение других.
Процессы возбуждения и торможения могут быть уравновешенными или более или менее выражение преобладать одни над другими, выявляя характерную возбудимость или, напротив, тормозимость. Они могут в различных случаях протекать с различной силой, с различной степенью легкости переходить из одних центров в другие и сменять друг друга в одних и тех же центрах, иными словами, обладать различной степенью подвижности.
Сочетание характерных для данной нервной системы особенностей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются наиболее ярко выраженные четыре типа.

Слайд 3

Таблица «Темперамент и свойства нервной системы»

Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности
Флегматик Работоспособный
Малоэмоциональный
Надежный
Спокойный
Серьезный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Кутузов
Крылов
Ньютон
Сангвиник Активный
Энергичный
Жизнерадостный
Легкомысленный
Беззаботный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Наполеон
Холерик Очень энергичный
Вспыльчивый
Эмоциональный
Напористый
Чувствительный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Петр Первый
Пушкин
Суворов
Меланхолик Замкнутый
Ранимый
Сдержанный
Задумчивый
Грустный
Слабый
Неуравновешенный
Сдержанный
Лермонтов
Блок
Гоголь

Слайд 4

Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Слайд 5

Проверка усвоения особенностей темпераментов:

– Что лежит в основе выделения различных типов темперамента? (Скорость, сила, уравновешенность, наших реакций)
– В чем проявляется темперамент? (В мышлении, речи, манере общения)
– Темперамент – это качество врожденное или приобретенное? (Биологическое, врожденное)
– Что называется темпераментом? (Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека.)
– Какие типы нервной системы сильные? (Флегматик, сангвиник, холерик)

С темпераментом тесно связан характер. В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений, в характере – со стороны ее содержания.

Слайд 6

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

Слайд 7

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

– отношении человека к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.);
– отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и др.);
– отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность);
– отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость и т.д.)

Слайд 8

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.
Давайте же попытаемся научиться определять наиболее типичные черты характера, в том числе и своего.

Слайд 9

Методика диагностики характера.

Цель: методика диагностирует деловые черты характера человека.

Инструкция: испытуемым предлагается из 15 ниже обозначенных черт характера выбрать семь, наиболее устойчивых для себя.

1. Самостоятельность. 2. Творческий подход к делу. 3. Инициативность. 4. Старательность. 5.Аккуратность. 6. Исполнительность. 7. Дисциплинированность. 8. Усидчивость. 9.Добросовестность. 10. Трудолюбие. 11. Оперативность. 12. Настойчивость. 13.Работоспособность. 14. Ответственность. 15. Организованность.

Обработка данных.

Преобладание качеств с первого до четвертого включительно, свидетельствует о творческом комплексе. Преобладание черт с пятого по десятый включительно – об исполнительском, с одиннадцатого по пятнадцатый – об организаторском комплексе.

Слайд 10

Тест «Художник или мыслитель?»

А) Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б) Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый?

В) Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г) Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». какая ладонь сверху?

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, подвержен различным влияниям, беззащитен, но в то же время идет на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – эмоционален, легко контактирует практически со всеми, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению, консервативен.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Знаешь ли ты о своих достоинствах и недостатках. Как ты думаешь, у тебя больше положительных или отрицательных качеств?

Слайд 11

Способность оценивать самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков называется – самооценка.

Слайд 12

Эксперимент «Моя самооценка»

1. Внимательно прочти слова, характеризующие определенные черты характера.

Аккуратность трусость завистливость настойчивость пунктуальность нерешительность равнодушие отзывчивость грубость ответственность заботливость искренность обидчивость смелость беспечность вспыльчивость самообладание необязательность целеустремленность застенчивость чувство юмора преданность медлительность развязность сострадательность холодность

2. Заполните таблицу, поместив в первый столбец качества, характеризующие идеального человека. Во второй – качества, выражающие черты характера, которыми идеальный человек обладать не должен.

3. Из первого и второго столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми, как тебе кажется, обладаешь ты.

Обработка результатов

Число положительных черт, которыми ты себя наделил, подели на число слов, помещенных в столбце №1. Если результат близок к «единице», скорее всего, ты себя переоцениваешь. Если результат близок к «нулю» – это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности. При результате, близко к «0,5», ты можешь сделать вывод, что у тебя нормальная самооценка. Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2. Результат, близкий к «0» – завышенная самооценка, к «1» – заниженная, к «0,5» – нормальная.

– Те знания, которые вы сегодня получили, и навыки, которые приобрели, помогут изучить себя и более четко поставить перед собой личностные и профессиональные цели.

Литература:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988.
  2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Москва. межд. пед. акад. 1995.
  3. Зюзько М.В. Пять шагов к себе: книга для учащихся. Москва. Просвещение 1992.
  4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Москва. Просвещение 1991.
  5. Орлов А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. Москва. Просвещение 1987.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. под ред. И.В. Дубровиной. Москва Академия 1995


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ