Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений; по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используются для извлечения прибыли; по законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т.п.). Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности:

  • а) с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности; риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);
  • б) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решения о взыскании налогов и сборов, об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, о привлечении к ответственности по итогам выездной налоговой проверки за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно нрава.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т.е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов: финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность – это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает она с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность – предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и нормах финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц – выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т.д.

Понятие "финансовые резиденты" нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу, налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т.е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделены организации для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных актах: законе, уставе, положении и т.п.

Организации могут быть государственными и негосударственными.

Как субъекты финансовых правоотношений они могут быть подразделены па следующие группы.

Первая группа. Государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита). Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа. Органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы управления в финансовой сфере (Минфин России, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Третья группа. Государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государственные и муниципальные предприятия осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Этот Федеральный закон определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Четвертая группа. Муниципальные образования. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т.е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования, контроля за исполнением данного бюджета; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа. Общественные объединения. К ним относятся общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Организация и деятельность общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Предметом регулирования этого Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений.

Шестая группа. Коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Российское законодательство допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

К отделимым объектам финансового права относятся:

1) налоги,

3) пошлины,

4) бюджетные ассигнования,

5) субсидии,

6) бюджетные кредиты,

7) бюджетные ссуды,

8) дотации,

9) субвенции,

10) 50% прибыли Центрального банка РФ,

11) свободный остаток прибыли казенных предприятий,

12) штрафы, недоимки, пени,

13) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

14) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

К неотделимым объектам финансового права относятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.

Все вышеперечисленные отделимые объекты могут быть подразделены на две группы: 1) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, 2) законы (постановления), плановые акты и их проекты.

В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект финансового права. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции, главное в определении объекта -- это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения -- В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян, хотя он и не признавал данное понятие. В.А. Мицкевич под объектом понимает "… те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны права". С.С. Алексеев также считает, что "круг объектов очерчивается через интерес управомоченного". Однако он отмечает, что на объект финансового права направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).

Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъекты финансового права:

1) общественно-территориальные образования - РФ и ее субъекты, города, районы и т.п.;

2) коллективные субъекты - государственные и общественные организации, органы государственной власти и управления, предприятия, коммерческие организации;

3) индивидуальные субъекты - граждане.

Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

При изучении любого правоотношения в юридической науке уделяется значительное внимание их классификации по различным основаниям, поскольку это связано с углублением познания сущности изучаемого явления и позволяет наиболее детально охарактеризовать категория правоотношения и представить полную картину явления.

Как и финансово-правовые нормы финансовые правоотношения весьма многообразны, что предопределяет их обширную классификацию.

Исходя из функций, выполняемых нормами права, финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью данного вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений является регулятивной.

Охранительные финансовые правоотношения обозначают правовую связь между государством в лице специального органа и правонарушителем в процессе выявления факта нарушения финансового законодательства, а также применения к нарушителю санкций и иных мер финансово-правового принуждения. Охранительные финансовые правоотношения выполняют обеспечительную функцию, способствуя реализации регулятивных финансовых правоотношений.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кматериальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм, и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты).



Процессуальные финансовые правоотношения, являясь вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.

По своему характеру финансовые правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц (например, отношения между государством и налогоплательщиками, в которых государственные органы вправе требовать уплаты налоговых платежей от неограниченного круга плательщиков). Относительными финансовые правоотношения являются те, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности (например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом).

В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения могут быть классифицированы на бюджетные, налоговые, в области государственного страхования, государственного кредита, финансовые правоотношения по поводу государственных расходов, регулирования денежного обращении, расчетов, в сфере валютного регулирования

Финансовое правоотношение является сложным общественным отношением, складывающимся из ряда элементов, образующих его состав. В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание.

Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей. В юридической науке существуют две противоположные точки зрения на соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». С.Ф. Кечекьян полагал, что эти понятия тождественны: «Становясь обладателем определенных прав, лицо только реализует ту способность, которая ему была присуща и раньше, и не приобретает никаких новых качеств, кроме тех, которые целиком связаны с содержанием приобретаемых им прав и возлагаемых на него обязанностей… Таким образом, под субъектом права следует понимать: лицо, а) участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении. Поскольку под субъектом права понимается лицо, могущее быть участником правоотношения, понятие это сливается с понятием правоспособности» [Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1958. С. 84 ]. В настоящее время более распространена иная трактовка, согласно которой категория «субъект права» считается шире категории «субъект правоотношения», так как помимо области реализации права включает в себя такую характеристику лица, которая предопределяет саму возможность его участия в правоотношении, о чем писала еще Р.О. Халфина [Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974. С. 114 ].

Вступая в конкретное финансовое правоотношение, субъект финансового права приобретает новые свойства, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект финансового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект финансового правоотношения» в русле трансформации возможности в действительность, которая происходит при переходе субъекта финансового права в субъект финансового правоотношения. В то же время не стоит противопоставлять данные категории, которые соотносятся как общее и частное. Понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения» взаимосвязаны, поскольку, как правило, субъекты финансового права становятся субъектами финансовых правоотношений при реализации своих юридических прав и обязанностей.

В юридической литературе существует универсальная классификация субъектов права, в соответствии с которой они подразделяются на три основные группы: 1) индивиды; 2) организации; 3) общественные (общественно-территориальные) образования [Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 Т. М.: Юридическая литература, 1982. Т. 1. С. 147 ]. Однако в каждом конкретном правовом образовании деление субъектов права имеет свою специфику.

В рамках финансово-правовой литературы субъекты финансового права, как правило, классифицируются следующим образом: государство и его территориальные подразделения; коллективные субъекты и индивидуальные субъекты [Химичева Н.И. Субъекты финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2003. С. 72 ].

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются: Эту классификацию обдумать еще раз, может налоговые агенты, банки – участвующие и способствующие осуществлению финансовой деятельности госдурства.

Республика Беларусь и ее территориальные образования;

Президент Республики Беларусь;

Органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

Органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.);

Органы управления государственными внебюджетными фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

Бюджетные учреждения;

Субъекты хозяйствования;

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

Объекты финансовых правоотношений -то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

Необходимо отметить, что в юридической науке вопрос об объекте правоотношения является дискуссионным, что предопределило параллельное существование двух теорий. Согласно монистической теории (О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Егоров), единственным объектом правовых отношений может выступать только человеческое поведение. Сторонники плюралистической теории (А.П. Дудин, М.С. Шаргородский, В.С. Основин, В.П. Божьев) признают объектами правоотношений как объекты материального мира (имущество, деньги и т.д.), так и результаты поведения участников правоотношений (например, перечисление налогового платежа).

В теории права принято давать определенную классификацию объектов правоотношения, которыми могут быть: материальные блага (вещи, предметы, ценности); нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности и т.п.); поведение, действия субъектов и их результаты; продукты духовного творчества; ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, деньги, паспорта, дипломы и т.п.) [Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова. М., 2001., с. 530 ].

Вопрос о классификации объектов финансового правоотношения широко не изучен, в связи с чем трудно говорить о научных позициях по этому поводу. Отчасти распространена точка зрения М.В. Карасевой, которая подразделяет объекты финансового правоотношения на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты – это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира (налоги, сборы, бюджетные ассигнования, субсидии, дотации, проекты бюджетов и др.). Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания (финансовый контроль и др.) [Карасева М.В. Объекты финансового правоотношения // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006. С. 136 ].

Некоторые ученые поднимают вопрос о необходимости наряду с понятием «объект финансового правоотношения» выделять категорию «предмет финансового правоотношения». Так М.В. Карасева под объектом финансового правоотношения понимает то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей, а под предметом вышеуказанным автором понимается тот «предмет», с которым «работает» субъект правоотношения в целях достижения объекта своего интереса. При этом в большинстве случаев объект и предмет финансового правоотношения совпадают, однако иногда есть смысл рассматривать их отдельно [Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 145-146 ]. В научно-методологическом аспекте, развивая данную мысль О.А. Дмитрик предлагает под объектом финансовых правоотношений признавать централизованные и децентрализованные фонды средств, а предметом – финансовые ресурсы (денежные средства), которые поступают в соответствующие фонды в форме различного рода платежей – трансфертов, налогов, сборов, кредитов и т.д. [Дмитрик О.А. Централизованные и децентрализованные фонды как объекты финансовых правоотношений // Финансовое право. 2004. № 6. С. 45 ].

Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме.

Для выявления сути финансовых правоотношений необходимо уяснить их юридическое содержание, котороераскрывается через субъективные права и обязанности их участников.

Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карасева Марина Валентиновна. Финансовое правоотношение: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.12: Воронеж, 1998 304 c. РГБ ОД, 71:99-12/20-3

Введение

Глава 1. Понятие финансового правоотношения 12

1.Сфера возникновения и развития финансового правоотношения. 12

2. Границы финансового правоотношения 52

3. Сущность финансового правоотношения 77

Глава 2. Субъектно-объектная характеристика финансового правоотношения - 90

1. Субъекты финансового правоотношения 90

2. Объекты финансового правоотношения 131

Глава 3. Основания возникновения, изменения и прекращения финансового правоотношения 154

1. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве, 154

2. Классификация юридических фактов и фактических составов в финансовом праве. 161

3. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве. 190

Глава 4. Содержание финансового правоотношения 205

1 .Особенности обязанностей и прав субъектов финансового право отношения 205

2. Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения

Глава 5. Виды финансовых правоотношений . 253

1. Классификационные ряды финансовых правоотношений 253

2. Налоговое обязательство как вид финансового правоот

ношения 268

Заключение 281

Список использованной литературы 288

Введение к работе

В настоящее время, в условиях становления в России экономических отношений рыночного типа, финансовое право как отрасль права переживает этап бурного развития. Прежде всего» меняются ее границы. С одной стороны, сфера финансово-правового регулирования расширяется: появляются новые субъекты финансового права, новые правовые институты и т.д. Среди них: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, консолидированная группа налогоплательщиков, филиалы предприятий, институт государственных внебюджетных фондов денежных средств и т.д. А с другой стороны, - некоторые сферы общественных отношений вообще выходят из финансово-правового регулирования. В их числе: внутрибанковские отношения, подавляющая часть отношений в сфере страхования и т.д. Во взаимосвязи с этим, в самой сфере финансово-правового регулирования появляются новые инструменты, которые начинают активно " работать": зачет, договор, налоговое обязательство и т.д. В этих условиях науке финансового права для эффективного развития требуется уточнение и конкретизация предмета своего изучения» А сделать это можно только через осмысление и переосмысление основополагающих финансово-правовых категорий. Центральное место среди них занимает категория " финансовое правоотношение". Она непосредственно связана со всеми иными финансово-правовыми категориями: финансовая деятельность государства, субъекты и объекты финансового правоотношения, субъективные финансовые права и обязанности, предмет финансового права и т.д. В связи с этим, научное осмысление категории и финансовое правоотношение 1 для науки финансового права сегодня весьма актуально.

Учитывая тот факт, что финансовое право - это отрасль права, очень тесно взаимосвязанная с конституционным, административным и гражданским правом, определенность по вопросу о финансовом правоотношении является актуальной проблемой и для других отраслей права.

Кроме того, активная законодательная практика в сфере финансовой деятельности государства, которая сегодня имеет место на уровне Российской Федерации и субъектов РФ требует опоры на фундаментальные научные исследования в области финансового права, В связи с этим, научные разработки по проблеме " финансовое правоотношение могут быть весьма полезны и для законодательной практики.

Все вышесказанное и определяет актуальность темы " финансовое правоотношение, избранной для диссертационного исследования.

Полное и всестороннее исследование категории " финансовое право отношен ие % в отечественной финансово-правовой науке предпринимается впервые. Однако отдельные аспекты данной проблемы разрабатывались в советский период. В монографии Е.А. Ровинского " Основные вопросы теории советского финансового права", изданной в 1961 г. специальная глава посвящена проблеме финансово-правовых норм и отношений. Кроме того, в 1935 г, в Ленинградском университете было издано на ротапринте учебное пособие Т.С. Ермаковой " Финансовое правоотношение" объемом 2 печатных листа. Сегодня, как и в советское время, основные характеристики финансового. . правоотношения традиционно

При проведении исследования автор опирался, прежде всего, на труды российских ученых в области общей теории государства и права, затрагивающие проблемы правоотношения: Н.Г. Александрова, С.С Алексеева, Е.В. Бурлая, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, Ю.И. Гревцова, А.П. Дудина, В.Б. Исакова» С.Ф. Кечекьяна, А.В. Мицкевича, И,С. Самощенко, В.Н. Синкжова, Ю. А. Тихомирова, ЮХ, Ткаченко, Ю.К. Толстого,P.O. Халфиной, О.Э. Лейстаи др.

Особое внимание уделено работам ученых а области финансового права. Среди них: В.В- Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова» О.Н. Горбунова, Т.С. Ермакова, СВ. Запольский, Р,Ф. Захарова, АЛ Козырин Т.В. Конюхова, Н.А. ,\ Куфакова, СТ. Пепеляев, Г\В. Петрова, М.И. Пискотин, Е.А. Ровинский, Ю.Н. Старилов, ГА. Тосунян, Н.И. Химичева, А.И. Худяков, С-Д. Цыпкин и др. Кроме того, автор опирался и на выводы специалистов в области конституционного, административного, муниципального, гражданского, а также других отраслей права, исследовавших проблемы правоотношения, а также смежные с ними проблемы в этих отраслях права: М.М. Агаркова, Д.Н. Бахраха, Б.К. Бегичева, Р.С. Белкина, Н.А. Бобровой, В.П. Божьева, Т.М. Бялкиной, Ё.М. Ворожейкина, Е.В, Додина,С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлова, О.А. Красавчикова Б.М. Лазарева, В.О. Лучина, Н.И. Матузова, B.C. Мартемьянова, B.C. Основина, ПИ Петрова, В.А. Тархова, М.К. Треушникова, В.И. Фадеева, М.А, Шафира, В.Ф. Яковлева, Ц.А. Ямпольской и др. Учитывая тот факт, что категория " финансовое правоотношение" тесно взаимосвязана с экономической категорией " финансы", автор в процессе исследования опирался на работы экономистов: A.M. Александрова, A.M. Бирмана, Э.А Вознесенского, В.М. Родионовой и др.

Специальное внимание уделено работам российских дореволюционных ученых в области финансовой науки и финансового права. Среди них: В.А. Гольцев, СИ. Иловайский, И.Х. Озеров, И.И. Янжул.

В составе зарубежной научной литературы использованы труды французских американских, болгарских, польских и др. ученых. Особое внимание в диссертации уделено работе болгарского ученого М. Костова " Финансови правни отношения". София, 1979.

Цель и задачи чЕрдадфэздиД- Целью настоящего исследования является всесторонняя теоретическая разработка финансово-правовой категории финансовое правоотношение".

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

Исследовать финансовую деятельность государства как сферу возникновения финансового правоотношения:

определить границы финансового правоотношения;

Выявить сущность финансового правоотношения;

Определить субъектов финансового правоотношения;

Вскрыть объекты финансового правоотношения;

Дать развернутую характеристику юридических фактов как оснований динамики финансового правоотношения;

Вскрыть проблемы юридических фактов в финансовом праве на современном этапе;

Охарактеризовать юридическое и материальное содержание финансового правоотношения;

Дать классификацию финансовых правоотношений;

Обосновать существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения.

Методологические и теоретические рсновы исследования определили современные методы познания. Среди них: диалектико-материалистический, системный, нормативно-логический, сравнительного правоведения, восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, метод обращения к другим наукам. Кроме того, принимались во внимание современные концепции теории государства и права, финансового, конституционного, муниципального, административного, гражданского права.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первое всестороннее исследование финансового правоотношения. Впервые подвергнуты анализу: границы финансового правоотношения на современном этапе и его сущность, объекты финансового правоотношения» Впервые дается развернутый анализ юридических фактов в финансовом праве, определяется содержание финансового правоотношения, исследуется налоговое обязательство как особая разновидность финансового правоотношения. Вопросы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, субъектов и класификации финансового правоотношения, являющиеся традиционными для финансово-правовой науки, исследованы в работе более глубоко и всесторонне, с опорой на современное финансовое законодательство и последние достижения правовой науки.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы, которые являются новыми для финансово-правовой науки:

Финансовое правоотношение возникает в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Последняя представляет собой процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями в лице компетентных органов денежных средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах(правовой и неправовой, в форме- создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств), различными средствами правовыми нормами, нормами бухгалтерского " учета, операцйонно-техническими средствами, деловыми обыкновениями и т.д.) способами (общими и специальными) в целях покрытия публичных затрат. Кроме того, в финансовую деятельность государства входит организация денежной системы страны.

В настоящее время, в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства за границы финансовых правоотношений выводятся: а) отношения по поводу формирования и использования финансов страховых организаций, ибо они являются организациями частной формы собственности (учитывая, что Росгосстрах находится сейчас в стадии приватизации). Однако по-прежнему в пределах финансового правоотношения остаются отношения по поводу государственного обязательного страхования, возникающие между бюджетом и страхователем; б) отношения Центрального Банка РФ с коммерческими банками по поводу: 1) формирования и использования фонда обязательных резервов - в ЦБ РФ и установления коммерческим банкам экономических нормативов) надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков. Однако к числу финансово-правовых относятся: а)отношения по поводу направления Центральным Банком РФ 50% своей прибыли в доход федерального бюджета; б) отношения между Центральным Банком РФ и целым рядом других субъектов, которые возникают в соответствии со ст. 23 Федерального Закона о Центральном Банке РФ; в) отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга; г) отношения по поводу денежной эмиссии. Кроме того, до 1996 г, финансово-правовыми являлись отношения между Правительством РФ и ЦБ РФ по поводу выделения Правительству РФ кредитов. z i4 . 3. Границы финансового правоотношения определены следующими (Щ параметрами, взятыми в совокупности; а) эти отношения возникают исключительно в }Щ сфере финансовой деятельности государслва и муниципальных образований; б) они! строятся на правовом регулировании, главным образом» с помощью метода властных i J предписаний, характеристиками которого являются; обязывание, юридическое у неравенство субъектов финансового права, а также императивность и конформизм их поведения. ! 4.Не все отношения, возникающие в сфере государственного кредита являются і финансово-правовыми, К числу последних относятся только отношения, опосредующие организацию государственного внутреннего долга. Среди них і отношения: а) по поводу определения порядка размещения долговых обязательств А РФ; по повода определения порядка и условий выпуска(выдачи) долговых обязательств РФ по поводу установления дяя ЦБ РФ обязанности по обслуживанию государственного внутреннего долга; по поводу обеспечения затрат на размещение, рефинансирование, выплату доходов и погашению долговых обязательств РФ.

Финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Однако в сущности финансового правоотношения заложены противоречия между экономической природой финансового правоотношения и его политической формой. А в налоговых правоотношениях, кроме того, между публичными w интересами и интересами индивидуальными, Субъекты финансового права и соответственно финансового правоотношения подразделены на три группы: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты РФ а также муниципальные образования.

Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при. рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнении; в) в случае установления федеральных налогов и сборов, а также установления общих принципов налогообложения; г) в случае взимания налогов и сборов; д) по поводу определения порядка, условий выпуска(выдачи) и размещения долговых обязательств РФ; д) в случае денежной эмиссии.

Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений: а) в случае реализации материальных бюджетных прав; б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнении; в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ; г) в случае определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств субъектов РФ; д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.

Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно: а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ; б) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФ; в) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Кроме того, в случаях: а) установления и взимания местных налогов и сборов; б) формирования и исполнения местных бюджетов; в) выпуска муниципальных займов.

К числу коллективных субъектов финансовых правоотношений относятся: а) органы государственной власти; б) Центральный Банк РФ, а также коммерческие банки, наделенные властными полномочиями в сфере государственных финансов; в) предприятия, организации; г) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий; д) консолидированная группа налогоплательщиков; е) крестьянские(фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Все они обладают финансовой правосубъектностью, которую реализуют при вступлении в финансовое правоотношение.

Физическое лицо должно признаваться налогово дееспособным с 14 лет. Однако, целесообразно установить солидарную (или субсидиарную) ответственность несовершеннолетнего, его родителей, усыновителей или попечителей по налоговым обязательствам, вытекающим из сделок, заключенных несовершеннолетним с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

Объекты финансовых правоотношений подразделяются на 2 группы: а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, б) законы/ постановления муниципальных образований), плановые акты и их проекты.

Регулятивное финансовое правоотношение по своему структурному типу является императивно-направленным. Это проявляется в следующем: а) в структуре правоотношения преобладают обязательные предписания в виде позитивных обязанностей и субъективных прав-обязанностей, б) права и обязанности субъектов предусмотрены в подавляющем большинстве случаев в законе, а не в актах индивидуального регулирования, в) субъект, управомоченный на активные действия, имеет в подавляющем большинстве случаев очень узкий режим свободы поведения.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения, рассмотренная под углом зрения юридического механизма складывается из стадий(конкретных финансовых правоотношений), средств (субординационных и координационных актов индивидуального регулирования, процессуальных форм реализации, права зачета, правовых стимулов и ограничений, дополнительных прав и обязанностей и т.д.) и способов реализации (личное осуществление прав и обязанностей, через представителя, через налогового агента, смешанное и т.д.), каждый из которых выполняет функцию гарантирования реализации,

Налоговое обязательство является разновидностью обязательственного правоотношения.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в теорию финансового права. Во-первых, изучена и конкретизирована сфера возникновения финансового правоотношения в современных условиях, что дает возможность глубже познать природу финансового права как отрасли права. Во-вторых, очерчены современные границы финансового правоотношения, что приводит науку к выводам о предмете финансового права на современном этапе. В-третьих, определены современные субъекты финансовых правоотношений, что позволяет правильно строить финансовые правоотношения, а также глубже исследовать вопросы финансово-правовой ответственности. В-четвертых, определяется механизм реализации финансового правоотношения, а вместе с тем и новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования. В-пятых, доказывается существование налогового обязательства как разновидности обязательственного правоотношения, что дает возможность финансово-правовой науке конструировать налоговые правоотношения, заимствуя в определенной мере цивилистический технико-юридический инструментарий и т.д. Исходя из этого, результаты исследования могут быть использованы при разработке самого широкого спектра теоретических и практических вопросов финансового права и финансового законодательства.

Практидеасарначимость_работы состоит, прежде всего, в том, что многие ее выводы могут быть использованы законодателем в правотворческой деятельности. Во-первых, в работе сформулирован ряд предложений, направленных на совершенствование проекта Налогового Кодекса РФ, принятие которого планируется в ближайшее время. Во-вторых, высказан ряд предложений, касающихся проекта Бюджетного Кодекса РФ, принятого Госдумой РФ в первом чтении. В-третьих, внесены предложения по совершенствованию иных финансово-правовых актов.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов по специальности 12.00.12 . - финансовое право, бюджетное право, налоговое право» банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, правовые основы аудиторской деятельности. Кроме того, полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки учебных и учебно-методических материалов по вышеуказанной специальности, а также по административному, муниципальному и гражданскому праву Апробация результатов исслздования нашла отражение в Законе

Воронежской области от 14 марта 1997 г. " О порядке предоставления налоговых льгот в части, зачисляемой в областной бюджет Воронежской области", непосредственным разработчиком которого являлся автор настоящего диссертационного исследования. Кроме того, результаты исследования использовались в процессе работы автора в качестве консультанта Института регионального законодательства Воронежской областной Думы.

Важнейшие положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографии, главах учебника " Финансовое право"(М„ Бек, 1995), учебных пособиях по финансовому м банковскому праву, научных статьях, методических и справочных изданиях. Материалы исследования используются автором в процессе преподавания курса " Финансовое право", а также спецкурсов " Налоговое право" и " Банковское право" на юридическом факультете Воронежского госуниверситета Многие положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию на научных заседаниях, конференциях как в Российской Федерации, так и за ее пределами, В частности, ряд докладов, затрагивающих проблемы финансового права России был сделан в Воронеже на межвузовских конференциях молодых ученых-юристов в 1989, 1990годах, а также во время стажировки в США (1994-1995гг.) на конференциях в Окленде, Сиэтле и Боулин-Грине. В Информационном центре Совета Европы Госуниверситета г. Кордобы (Испания) был сделан доклад на тему: " Финансы и право России на пути к рынку "(1996), а на научной конференции по финансовому праву, состоявшейся в Москве (февраль 1998г) был сделан доклад Новые инструменты в механизме финансово-правового регулирования". Прикладные проблемы финансово-правового регулирования охраны окружающей природной среды освещались на 111 Международной конференции " Экология, Экологическое образование. Нелинейное мышление", состоявшейся в Воронеже 22-27 сентября 1997 г. Проблемы предмета финансового права в России освещены в материалах международной конференции в Черновцах (Украина), состоявшейся в июне 1996 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы, Объем диссертации - 304 страницы текста, набранного на компьютере.

Границы финансового правоотношения

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это та сфера, в которой возникают финансовые правоотношения. Однако, известно» что финансовая деятельность государства и муниципальных образований весьма подвижное явление общественной жизни. Она зависит от экономики, политики, формы государственного устройства и т.д. В связи с этим, в разные периоды государственной жизни у юристов вполне закономерно может вставать вопрос: все ли отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются финансовыми правоотношениями. Под несколько иным углом зрения этот вопрос может звучать так: все ли отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются предметом финансового права.

Надо отметить, что в начале 1960-х годов вопрос о границах финансового правоотношения был поставлен Е.А. Ровинским и на него был дан ответ." В последующие годы этот вопрос в какой-то мере рассматривался в учебниках финансового права под углом зрения отграничения финансового права от других отраслей права.100 Однако, в современных условиях в связи с изменением масштабов и содержания финансовой деятельности государства, а также сферы возникновения и развития финансового правоотношения, вопрос о границах финансового правоотношения опять требует своего определения.

Прежде всего, исследуя поставленный вопрос, надо сказать о тех отношениях, которые сегодня не включаются в предмет финансового права, находятся за границами финансового правоотношения, ибо не охватываются сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Прежде всего, при определении границ финансового правоотношения заслуживает внимания вопрос о финансах страховых организаций. В советское время существовала только система органов государственного страхования, находящихся при Минфине СССР, финансы которых являлись государственными и большая часть их прибыли поступала в государственный бюджет,101 По существу получалось так, что в ходе формирования фондов государственного имущественного и личного страхования, непосредственно предназначенных для оказания определенного рода услуг, параллельно обеспечивалось и образование государственного бюджета. То есть, государственное страхование вовлекалось в сферу финансовой деятельности государства. Таким образом, целый ряд отношений внутри системы государственного страхования, а также связанные с отчислением средств в государственный бюджет рассматривались как финансовые правоотношения,102

В настоящее время ситуация изменилась. Деятельность страховых организаций не является составной частью финансовой деятельности государства. Во-первых, потому, что целью их деятельности является ржание УСЛУГ по " защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).103 Таким образом, цель деятельности страховой- организации расходится с целью деятельности государства в области финансов - покрытие государственных затрат в ходе выполнения своих задач и функций. На это обстоятельство обращает внимание и М.Я. Шиминова, Она подчеркивает, что сведение страхования к финансовой деятельности-государства означает недооценку его сущности. Оно является " специфическим видом деятельности по оказанию услуг и может быть отнесено к группе обязательств по оказанию прежде всего финансовых услуг".104 Во-вторых, страховые организации являются организациями частной формы собственности. Надо учесть, что даже Росгосстрах является сегодня страховой организацией, находящейся в стадии приватизации.105 Таким образом, в ходе деятельности страховых организаций не создаются государственные денежные фонды, что является непременным атрибутом финансовой деятельности государства. Отсюда, финансовые отношения, возникающие по поводу формирования и использования финансов страховых организаций не являются предметом финансового права, и, соответственно, финансовыми правоотношениями. Однако, надо иметь ввиду, что в ближайшее время может быть принята новая редакция Закона РФ " Об организации страхового дела в Российской Федерации" , которая, как ожидается, введет государственное страхование в систему страхового дела в России, В этих условиях, возможно» страхование войдет в сферу финансово-правового регулирования.106

Иногда отношения в сфере страхования относятся к числу финансово-правовых потому, что они регулируются правом с помощью обязывающих норм, т.е. в императивном порядке,107 Свидетельством является, в частности» установление в законодательстве обязательных видов страхования. На наш взгляд, такой довод ни в коей мере не может являться доказательством финансово-правовой природы отношений по страхованию. Что же касается императивных элементов правового регулирования, то они в той или иной мере, но характерны для всех отраслей права, не только публичного, но и частного. С.Д. Цыпкин, исследовавший юридическую природу страхования в советское время, также не относил отношения по обязательному страхованию к числу финансово-правовых.,0& Он отмечал, что отношения, возникающие в ходе обязательного страхования, также как и добровольного, возникают на осноёе гражданско-правового договора. " Различие лишь в том, что обязательное страхование возникает независимо от согласия сторон на основе закона".109

Объекты финансового правоотношения

Вопрос о субъектах финансового права и, соответственно, субъектах финансового правоотношения взаимосвязан с вопросом об объекте финансового правоотношения. В этом проявляется философская взаимосвязь категорий субъект и объект.297

Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевых юридических наук проблема объекта правоотношения имела различные акценты. К сегодняшнему дню, в связи с достаточно обширным исследованием проблемы объекта правоотношения как в теории права, так и в отраслевых юридических науках,298 научные взгляды по вопросу об объекте правоотношения более или менее определились. Это дает возможность отраслевым юридическим наукам более уверенно подходить к исследованию отраслевой специфики объекта правоотношения.

В настоящее время в теории права во всей многоголосице мнений по вопросу об объекте правоотношения наиболее актуальный срез проблемы заключается пожалуй, в следующих двух позициях. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага на которые направлено(или на которые воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей. Так, А.П. Дудин, специально исследовавший проблему объекта правоотношения определил его как " ... предмет, на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей".299 Н.И. Матузов отмечает, что " объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников...".300 B.C. Основин подчеркивал, что объектом правоотношения является " ... тот предмет или явление, которое объединяет субъектов, связанных правомочиями и обязанностями".301 В учебнике " Советское гражданское право"» изданном в 1979 году под редакцией В.П. Грибанова и СМ. Корнеева объект правоотношения определяется как "то, на что может (по отношению к, управомоченному лицу) или должно (по отношению к обязанному лицу) воздействовать поведение субъектов правоотношения..."302. Авторы учебника " Гражданское право" под редакцией Е.А. Суханова определяют объект гражданского правоотношения как то " ... по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников".303 В какой-то мере аналогичной точки зрения по вопросу об объекте правоотношения придерживаются и некоторые процессуалисты. Так, В.П. Божьев отмечает, что ".г. под объектом понимается то, по поводу чего или в связи с чем совершаются действия субъектов правоотношения".304 Несмотря на некоторые различия в определении объекта правоотношения, все вышеуказанные исследователи сходятся на том, что объект правоотношения является тем, что связывает субъектов правоотношения друг с другом, а поэтому, к объекту правоотношения обращены интересы каждой стороны правоотношения.

Согласно второй как одной из наиболее принципиальных позиции по вопросу об объекте правоотношения, главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян. Хотя последний и не признавал понятие " объект правоотношения". 305 В.А. Мицкевич под объектом правоотношения понимает " ... те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения".306 С.С. Алексеев также считает, что " круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного".307 Однако он отметил, что на объект правоотношения направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).308

На наш взгляд, определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы J различных субъектов, т.е. интересы микроуровня. И, следовательно, где достаточно \\ легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица. Что же касается 1 публично-правовых отраслей права, то, на наш взгляд, здесь вряд ли можно всегда очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица. Применительно к государственному праву на это обращал внимание в свое время B.C. Основин.т В финансовом праве также объект правоотношения далеко не всегда четко очерчивается через интерес управомоченного лица. Во-первых, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко установить, какая сторона правоотношения является управомоченной, а какая - обязанной. Как известно, одной из сторон финансового правоотношения является всегда государство(муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии.310 Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, право государственного органа одновременно сформулировано и как его обязанность. Например, согласно ст.ст. 4 проекта НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность. Поэтому трудно однозначно утверждать что определяет объект контрольного правоотношения с участием налогового органа: интерес управомоченного или обязанного лица. Вместе с тем, даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены, нельзя отрицать того факта, что объект финансового правоотношения удовлетворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны. Примером может являться финансовое правоотношение по уплате госпошлины. Если рассматривать конкретную ситуацию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпошлины, например, в связи с подачей искового заявления в суд: уполномоченный государством орган как управомоченная сторона правоотношения, либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкретное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязанной стороны, т.е. гражданина, которому в связи с подачей искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим, если объектом данного правоотношения считать госпошлину, то он, в первую очередь, удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Исходя из отмеченного, на наш взгляд, точка зрения тех ученых, которые считают, что объектом правоотношения является то, на что направлено поведение его участниковг является наиболее приемлемой. Естественно, что поведение участников правоотношения в своей направленности не произвольно, а детерминировано их интересами, ради удовлетворения которых и возникает данное правоотношение.

Классификация юридических фактов и фактических составов в финансовом праве

С точки зрения научного анализа, а также выработки методологии законотворчества весьма ценной является классификация юридических фактов. Исходя из функций классификации юридических фактов, выявленных В.Б. Исаковым, можно утверждать, что для финансово-правовой науки классификация юридических фактов ценна потому, во-первых, что служит средством систематизации,-предпосылкой научного анализа изучаемого объекта, во-вторых, выполняет эвристическую функцию, т.е. ставит перед исследователем новые вопросы, наталкивает на нерешенные задачи, в-третьих, выполняет прогностическую функцию, ибо выступает как инструмент, позволяющий зафиксировать всякие сдвиги в системе юридических фактов.384 С точки зрения выработки методологии финансового законотворчества классификация юридических фактов ценна потому, что позволяет применять определенный правовой режим (закономерности, принципы, свойства) к юридическим фактам определенного класса, а значит - " способствует точному отбору и правильному закреплению юридических фактов в нормах права".385

В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Переводя эти классификации в плоскость финансового права можно утверждать, что одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов в финансовом праве является их классификация по волевому признаку на юридические действия и юридические события. " Юридические действия - это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований".386 " Юридические события - это обстоятельства не зависящие как юридические факты от воли людей".387 Юридические факты- действия, в свою очередь, подразделяются " по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм" на 1) правомерные действия и 2) неправомерные действия (правонарушения).388 Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические поступки и юридические акты.389 " Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками".

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты. Они настолько различны, что могут быть классифицированы, по крайней мере, на три группы: а) нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания (смешанные акты); б) правовые акты индивидуального регулирования; в) прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

В науке утвердилось мнение, что нормативные акты и, соответственно, нормы права не являются юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения правоотношений, а являются лишь их (юридических фактов) предпосылками.391 Это вполне справедливо. Однако, анализ показывает, что в финансовом праве ежегодно принимаемый закон о бюджете на предстоящий финансовый год, является ярко выраженным смешанным актом, в котором одновременно закреплены нормативные и индивидуальные предписания.392 В связи с этим, ежегодно принимаемые законы о бюджетах (федеральный и региональные) на предстоящий финансовый год являются в ряде случаев основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Интересно отметить, что французские ученые, детально разработавшие теорию бюджетного права, рассматривают закон о бюджете как акт, " который допускает осуществление расхода или получение дохода" , а не нормативный акт.393 Учитывая сказанное, на наш взгляд, Закон о ежегодном бюджете в целом для органов, его исполняющих, является юридическим фактом возникновения и изменения (в случае внесения изменений в этот закон) правоотношения по исполнению бюджета. Это тем более верно начиная с 1997 года, когда закон о ежегодном бюджете тал включать в себя приложения, являющиеся конкретизирующими юридическими фактами для возникновения правоотношения по исполнению бюджета.394 В их числе - поквартальное распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год; ведомственная структура расходов федерального бюджета и т.д. Кроме отмеченного, ежегодный закон о бюджете является юридическим фактом изменения и прекращения финансового правоотношения в части индивидуальных предписаний в адрес определенных субъектов- Например, Федеральный Закон " О федеральном бюджете на 1997 год" является юридическим фактом прекращения финансового правоотношения в части, предусмотренной ст. 73 этого Закона. А именно: он является юридическим фактом прекращения финансового правоотношения по кредитованию Центральным Банком РФ Министерства финансов РФ, начатого в 1992-1994 годах.

Пожалуй, как смешанный правовой акт-юридический факт, порождающий правоотношение по секвестру расходов бюджета может рассматриваться(в случае его принятия) федеральный Закон " О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год", предусмотренный ст. 76 Федерального Закона РФ " О федеральном бюджете на 1997 год", а также проектируемый в Бюджетном Кодексе РФ. Основное место среди правомерных юридических актов, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношения являются, так называемые, акты индивидуального регулирования. Индивидуальное регулирование - это вид правомерной деятельности субъектов права, связанный с решением юридически значимых вопросов, которым норма права не дала исчерпывающей регламентации, опирающийся в той или иной степени на усмотрение субъектов права; протекающий в установленной законодательством процедурно процессуальной форме, результатом которой является индивидуальный правовой акт (судебное решение, административный акт, договор и т.д.), конкретизирующий права и обязанности участников правового отношения.395 " Сущность индивидуального правового регулирования состоит в упорядочивающем воздействии на общественные отношения с помощью ненормативных (не обладающих юридической общеобязательностью) правовых средств".396 " Индивидуальное регулирование может быть субординационным либо координационным.397 Субординационное регулирование осуществляется органами государства в одностороннем порядке на основе их компетенции посредством индивидуально-императивного волеизъявления. Координационное регулирование осуществляется методом автономно-индивидуального волеизъявления и заключается в выработке сторонами договора, соответствующего нормам права и отражающего их согласованную волю.398

Все акты индивидуального регулирования, являющиеся основанием динамики финансового правоотношения могут быть подразделены на финансово-правовые и прочие. Среди финансово-правовых актов индивидуального регулирования, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, главное место занимают субординационные акты (а не координационные), что обусловлено " жестким" методом финансово-правового регулирования.

Субординационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, в частности, в следующих случаях: а) предоставления налогоплательщику отсрочки и рассрочки платежей по налогам в республиканский и региональные бюджеты (ст. 24 Закона РФ " Об основах налоговой системы в РФ", ст 134 проекта НК РФ), что является основанием изменения налогового правоотношения; б) предоставление налогоплательщику налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (ст. 5,8 Закона РФ " Об инвестиционном налоговом кредите" от20.12.91г.; ст. 135, 136 проекта НК РФ), что служит основанием изменения налогового правоотношения; в) предоставление налогоплательщику налоговой амнистии (Указ Президента РФ " О проведении налоговой амнистии в 1993 году";ст. 259 проекта НК РФ), что служит основание прекращения налогового правоотношения; г) предоставление бюджетной ссуды на возвратной основе (ст. 34, 35 Федерального Закона РФ " О федеральном бюджете на 1996 год, ст. 34, 36 Федерального Закона РФ О федеральном бюджете на 1997 год"; д)предр ставлен ие индивидуальной льготы по уплате госпошлины органами законодательно представительной) власти субъектов РФ (ст. 5 п.8 Закона РФ " О Государственной пошлине"); е) предоставление судом отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины или уменьшение ее размера (ст. 53 Закона РФ " О Государственной пошлине"); ж)смета бюджетного учреждения и т.д.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения

Вопрос о реализации обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения является составляющей вопроса о содержании финансового правоотношения- Ведь через такую реализацию осуществляется реальное поведение субъектов, что и составляет материальное содержание правоотношения,507 Однако надо заметить, что в буквальном смысле под материальным содержанием правоотношения в науке понимается только правомерное поведение субъектов.508 В то время как реальное поведение субъектов финансового правоотношения значительно шире и включает как законные, так и незаконные пути реализации прав и обязанностей субъектов. Принимая это во внимание, в настоящей работе мы будем рассматривать только правомерное поведение субъектов финансового правоотношения, возникающее в ходе реализации их прав и обязанностей, и составляющее материальное содержание правоотношения.

Под реализацией обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения мы понимаем действия (воздержание от действий) этих субъектов, направленные на достижение целей тех или иных финансовых правоотношений. При этом, целью финансового правоотношения является тот результат, на который ориентирует норма(или нормы) права и ради достижения которого закон предусматривает основания возникновения и пути развития финансового правоотношения. Например, целью налогового обязательства как финансового правоотношения является уплата и поступление налога в бюджет или государственный внебюджетный фонд. Целью того или иного межбюджетного правоотношения (правоотношения по бюджетному регулированию) является получение нижестоящим звеном бюджетной системы финансовых ресурсов, запланированных в вышестоящем бюджете.

Реальное поведение субъектов финансового правоотношения взаимообусловлено. Другими словами, реализация обязанностей обязанной стороной финансового правоотношения взаимосвязана с осуществлением прав управо моченной стороной правоотношения. Это естественно, ибо права и обязанности в правоотношении являются парными юридическими категориями. Как отмечает СС. Алексеев, u в реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не " право по отношению к кому-либо, т.е., если оно так или иначе не связано с обязанностями".509 В связи с этим, в данном параграфе работы мы будем исследовать реализацию прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения как проявление его материального содержания в их единстве и взаимообусловленности. Иначе говоря, мы будем, где это возможно» говорить не отдельно о реализации прав, а затем о реализации обязанностей субъектов финансового правоотношения, а рассматривать их реализацию, все время имея ввиду их взаимосвязь а финансовом правоотношении.

Реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения - это волевой акт. Ни права, ни обязанности не могут быть реализованы, если субъекты не проявят к этому воли. В связи с этим теоретически и практически значимым является вопрос о соответствии индивидуальной воли субъекта, т.е. воли управомоченного или правообязанного субъекта и государственной воли, выраженной в правовой норме. На этот аспект проблемы справедливо обращалось внимание в науке.510

P.O. Халфина отмечает, что и... основная задача, функция, выполняемая правоотношением, заключается в том, чтобы общая воля, выраженная в норме права, была реализована в конкретных актах поведения (действиях или воздержании от действий) граждан и коллективов".

В большинстве случаев воля субъектов финансовых правоотношений к реализации их обязанностей и прав изначально корреспондирует государственной воле, выраженной в норме права. Это обусловлено тем, что нередко обязанным субъектом финансового правоотношения выступает само государство в лице определенных органов. Вместе с тем, проблема согласования воль не теряет своей актуальности в финансовых правоотношениях» что определено сущностью финансового правоотношения и, в частности, заложенным в налоговом правоотношении противоречием между публичным и частным интересом. В норме финансового права, обязывающей налогоплательщика уплатить налог, выражена государственная воля, саккомулировавшая публичный интерес к уплате налога в бюджет. Между тем, в каждой конкретной ситуации воля налогоплательщика, т.е. правообязанного лица не совпадает с волей государства. Свидетельством этого являются многочисленные факты уклонения от уплаты налогов. Как может быть решена эта проблема? Очевидно, что проблема согласования воли как составная часть вопроса реализации обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения может быть решена только в ракурсе ее рассмотрения с проблемой гарантий реализации обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения.

Бесспорно, что волевые действия субъектов финансовых правоотношений по реализации принадлежащих им прав и обязанностей могут привести к желаемому результату лишь тогда, когда они должным образом гарантированы. В связи с этим, в юридической науке проблема реализации прав и обязанностей субъектов всегда рассматривалась во взаимосвязи с их гарантиями.512

Традиционно под гарантиями юридических прав и обязанностей понимаются те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану(защиту),513 К числу гарантий условий, как правило, относятся политические, экономические, идеологические гарантии. К числу гарантий-средств -юридические гарантии» Безусловно, гарантии-условия играют значительную роль в реализации прав и обязанностей субъектов и, в особенности, субъектов финансового права. Примеры тому дает жизнь. Так, реальный недостаток государственных финансовых ресурсов в 1996, 1997 годах не обеспечивал реализацию финансово-правовых норм, заложенных в законах о федеральном бюджете на эти годы, в связи с чем имели место массовые невыплаты заработной платы бюджетникам, пенсий, стипендий и т.д. То есть, отсутствие экономических гарантий приводило к невозможности выполнения государством своих юридических обязанностей. Однако, гарантии-условия не способны непосредственно, оперативно и эффективно обеспечить реализацию прав и обязанностей, а создают лишь предпосылки для нее. Роль собственно гарантий реализации отводится юридическим гарантиям.514 Именно поэтому последние обозначаются как гарантии-средства. В этой связи в науке справедливо отмечается, что " ... если в каком-то случае право гражданина не реализовалось или нарушено, то непосредственную причину этого разумно искать не в социально-экономических процессах, а в отсутствии или несоблюдении соответствующими субъектами юридических гарантий его реализации. Если же в каждом конкретном случае нарушения права ссылаться на общие гарантии, "то последуют абсурдные выводы об отсутствии законности, неэффективности демократии» нереальности равноправия и т.д.".

Исходя из отмеченного, финансово-правовую науку интересуют, главным образом, юридические гарантии реализации обязанностей и прав субъектов финансовых правоотношений. Иначе говоря, представляют интерес резервы самого финансового права в регулировании-финансовых процессов,

Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично- правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

Отделимые - это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

бюджетные ассигнования;

субсидии;

бюджетные кредиты;

субвенции;

50% прибыли ЦБ РФ;

свободный остаток прибыли казенных предприятий;

штрафы, недоимки, пени;

проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,

законы (постановления), плановые акты и их проекты.

Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

государственный финансовый контроль,

деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ