Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет, / Борис ещё поморщится немного, […] И наконец по милости своей / Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал, / Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато / Рассыпал им […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».


1598 год, 20 февраля. Прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе со своей сестрой затворился в монастыре, он отказался принять московский престол и покинул «все мирское». Народ по-своему объясняет отказ Бориса венчаться на царство, но это объяснение говорит в пользу Годунова: сияние престола его страшит.

Боярин Шуйский, «лукавый царедворец», хорошо понимает игру Годунова, он ясно угадывает последующее развитие событий: народ будет просить Бориса снизойти до него, Годунов «ещё поморщится немного», но потом смиренно согласится принять венец.

По словам Шуйского, иначе «кровь царевича-младенца» лилась понапрасну, а ведь именно Бориса он обвиняет в его смерти.

Все происходит так, как и говорит Шуйский. Народ умоляет Бориса стать царем. Годунов начала раздумывает, но потом он уходит из монастыря и принимает власть со смирением и страхом. Прошло четыре года. Однажды ночью отец Пимен в келье Чудова монастыря, завершая летопись, пишет «последнее сказание». Просыпается молодой инок Григорий, который спал здесь же, в келье Пимена. Инок недоволен монашеской жизнью, которой он живет с отроческих лет, он с завистью говорит о веселой «младости» Пимена, видевшего двор и отражавшего рать Литвы при Шуйском.

Пимен увещевает молодого монаха, напоминая о том, что его жизнь была долгой, он многим насладился, но с тех пор, как Господь привел его в монастырь, он испытывает только блаженство. В качестве примера Пимен рассказывает о царя Иоанне и Феодоре, которые свое успокоение искали «в подобии монашеских трудов». Молодой инок Григорий интересуется смертью царевича Димитрия. Когда Пимен был в Угличе на послушании, он видел «злое дело» - «кровавый грех». Старик воспринимает восхождение на престол цареубийцы как «страшное, невиданное горе». Он собирается завершить свою летопись этой печальной повестью. Дальнейшее ее ведение Пимен решает передать Григорию.

Инок бежит из монастыря, заявляя, что станет «царем на Москве». Игумен Чудова монастыря докладывает об этом патриарху, который приказывает поймать беглеца и отправить на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты. После разговора с колдуном царь угрюм. Он царствует уже шестой год, но это не принесло ему счастья. А ведь желания и деяния Бориса Годунова были высокими: он хотел сделать свой народ счастливым. И тем сильнее было его разочарование. Его не веселит ни власть, ни жизнь. Нет ему счастья. Однако причина тяжелого душевного кризиса Годунова вовсе не в том, что он видит бесплодность своих трудов, а в том, что его совесть не чиста.

Корчма на литовской границе. Одетый в мирское платье Григорий Отрепьев сидит за столом с Мисаилом и Варламом - бродягами-чернецами. У хозяйки он узнает дорогу на Литву. Появляются приставы, ищущие Отрепьева. Они держат в руках царский указ, в котором описываются его приметы. Вызвавшись прочесть указ, Григорий подменяет свои приметы на описание Мисаила. К тому времени, как обман раскрылся, он успевает ускользнуть от растерявшихся приставов.

Дом Василия Шуйского. Одним из гостей Шуйского является Афанасий Пушкин. Ему известна новость, которую он получил от племянника Гаврилы Пушкина из Кракова. Этой новостью он делится с хозяином после ухода гостей: при дворе польского короля объявился Димитрий, престолонаследник, убитый по приказу Бориса. Димитрий приветлив и умен, он ловок и всем пришелся по нраву. Но самое главное в том, что польский король приблизил его к себе и даже обещал помощь. Эта новость очень важна для Шуйского, ведь «быть грозе великой», если об этом узнает народ.

Царские палаты. Шуйский рассказывает Борису о самозванце, который объявился в Кракове, а также о том, что король его поддерживает. Узнав, что самозванец называет себя царевичем Димитрием, Годунов в волнении расспрашивает Шуйского о произошедшем тринадцать лет назад в Угличе. Шуйский говорит, что на самом деле видел убитого царевича, но при этом упоминает о том, что тело его было нетленно- труп Димитрия три дня лежал в соборе, но ясным, свежим и тихим был лик царевича, будто усыпленный.

Краков. Григорий (а он и есть Самозванец) находится в доме Вишневецкого и пытается склонить на свою сторону будущих приверженцев, каждому из них он обещает то, чего они ожидают от Самозванца: беглые казаки желают получить вольность, иезуит Черниковский хочет подчинить Русь Ватикану, а опальные слуги Бориса хотят получить возмездие.

На три дня Самозванец останавливается в Самборе, в замке воеводы Мнишка. Там он встречает прелестную дочь хозяина Марину. Он влюбляется в нее и признается в самозванстве, поскольку не хочет «делиться с мертвецом любовницей». Однако Марине не нужна любовь беглого монаха, ее интересует московский трон. Она оценила «дерзостный обман» Самозванца и осыпает оскорблениями его до тех пор, пока не задевает его достоинство, и он не начинает снова называть себя Димитрием.

1604 год, 16 октября. Самозванец приближается к литовской границе вместе с полками. Он поначалу задумывается о том, что насылает врагов на Русь, но тут же гонит эти мысли, оправдывая себя тем, что этот грех не на нем, а на Борисе-цареубийце.

Идет заседание царской думы, на котором обсуждаются действия Самозванца, держащего Чернигов под осадой. Щелкалов получает от царя приказ разослать указы всем воеводам», чтобы они высылали на службу людей. Однако самое опасное в том, что слух о Самозванце уже распространился и вызвал в народе «тревогу и сомненье». Успокоить народ, раскрыв «злой обман» Самозванца, вызывается Шуйский.

Соборная площадь в Москве. Только что в соборе окончилась обедня, на которой Григорий был предан анафеме, а сейчас царевичу Димитрию поют «вечную память». Площадь полна народа, возле собора - юродивый Николка. Его дразнят мальчишки и отбирают копеечку. Царь выходит из собора. Николка обращается к нему, говоря, что маленькие дети обижают его и просит зарезать их, как он зарезал маленького царевича. Когда царь просит Николку молиться за него, он говорит, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Войско Лжедимитрия «начисто» разбито у Севска, однако этот полный разгром вовсе не ввергает в отчаянье Самозванца. Гаврила Пушкин, соратник Самозванца, говорит, что того, видимо, хранит провиденье.

Правда, победа русских войск еще ничего не значит. Вновь Самозванец собрал войско и угрожает со стен Путивля. Борис недоволен боярами, он хочет поставить воеводой Басманова, хоть и неродовитого, но талантливого и умного. После разговора с Басмановым, спустя всего несколько минут царь «занемог», он вдруг упал с трона, из его уст и ушей хлынула кровь.

Умирая, Годунов просит оставить его наедине с царевичем. Он горячо любит своего сына и благословляет его на царствование. Умирающий царь берет на себя всю ответственность за содеянное, говоря сыну, что он станет царствовать по праву. За все Богу ответит Борис.

К царю входят патриарх, царица с царевной, бояре. Годунов берет с Басманова и бояр крестную клятву «усердием и правдой» нести службу Феодору, после этого над Борисом совершают обряд пострижения.

Ставка. Начальствующий над войском Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, который предлагает Басманову «дружбу» от имени Димитрия и высокую должность в Московском царстве». Но для этого воевода должен провозгласить Димитрия царем. Басманова приводит в ужас мысль о возможном предательстве. Но после слов Пушкина он начинает колебаться, ведь войско Самозванца сильно не помощью польского короля, а народным мнением.

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет,/Борис ещё поморщится немного, […] И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

Борис Годунов Трагедия (1824 - 1825, опубл. 1831)

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова вен¬чаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие собы¬тий: «Народ еще повоет да поплачет,/Борис еще поморщится немно¬го, И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится...», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Про¬буждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Гри¬горий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесни¬ка молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареу¬бийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завер¬шить свою летопись и передать дальнейшее ее ведение Григорию. Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху. Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение. Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колду¬ном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им Я выстроил им новые жилища...». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят, Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»). Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мир¬ское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приста¬вы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его примета¬ми. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи. Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пуш¬кин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе поль¬ского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бо¬риса убиенный...». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой». Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появив¬шемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что само¬званец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетлен¬ности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посе¬щал, Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный». Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обеща¬ние подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опаль¬ным слугам Бориса - возмездие. В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавлива¬ется на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Мари¬ны. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все ее помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоин¬ства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием. 16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литов¬ской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!» На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается само¬лично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга». 21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским. Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончи¬лась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Ни¬колка со словами: «Николку маленькие дети обижают Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит». У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофи¬ческий разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин. Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассе¬янное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через не¬сколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей». Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Го¬рячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царст¬вовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...» После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с ца¬ревной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим соверша¬ется обряд пострижения. Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальству¬ет над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не вой¬ском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народ¬ным». Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к при¬сяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!» Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Федор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жа¬лость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Н а р о д безмолвствует».

Произведение было написано великим поэтом и писателем в 1825 году, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское. Сам автор идентифицировал «Бориса Годунова» как «драматическую повесть», жанровая принадлежность – пьеса, для произведения характерны черты трагедии и драмы. Трагедия рассказывает о событиях, сопутствующих правлению Бориса Годунова в период с 1598 по 1605 год. Краткое содержание пьесы по действиям от «Литерагуру» поможет вам быстро освоить литературный материал, запомнить основные события из книги, а поспособствует пониманию сюжета.

Московский Кремль, 20 февраля 1598г. События происходят после смерти царя Федора Иоанновича. Народ во главе с патриархом Иовом просит боярина Бориса Годунова занять царский престол, однако тот отказывается и вместе со своей сестрой запирается в Новодевичем монастыре, отказываясь от «всего мирского», на протяжении целого месяца. В это время знатные бояре Шуйский и Воротынский обсуждают происходящее, при этом Шуйский утверждает, что это игра Годунова – ему на руку выдержать время, убедив народ в своем нежелании вступить на престол. Прозорливый боярин предсказывает, что Борис Годунов в итоге согласится на царствие, показав себя смиренным и честным. Параллельно они рассуждают о том, что именно «избраннику народа» было выгодно убить младенца-царевича Димитрия, последнего прямого наследника престола, а также говорят о том, что сами могли бы править, ведь являются представителями семейства Рюриковичей.

В итоге события разворачиваются согласно предположениям Шуйского – народ на коленях умоляет Бориса Годунова принять правление, и тот прерывает свое заточение в монастыре и становится новым царем. Тот в своей речи в тронном зале говорит о смирении и кротости, с которыми он принимает правление. После нее Воротынский напоминает Шуйскому о том, насколько верны оказались его слова, на что лукавый боярин отвечает, что уже не помнит предмета беседы, показывая себя как придворного интригана.

Чудов монастырь, 1603 год. В келье молодой инок Григорий Отрепьев ведет беседу со старым монахом отцом Пименом, пишущим свою летопись. Очнувшись ото сна, Григорий связывает свои «странные сны» с недовольством монашеской участью и рассуждает о том, что молодость Пимена была куда интереснее его. На это старый монах говорит иноку, что спокойствие и блаженство он нашел только в монашеской жизни. Он рассказывает собеседнику об убийстве цесаревича Димитрия в Угличе, называя виновником Бориса Годунова, а также упоминая о возрасте убиенного, которой был бы ровесником Отрепьева. Пимен уходит из кельи, и Григорий грозит Борису «карой», задумывая авантюру.

После побега Григория из обители происходит разговор игумена Чудова монастыря с патриархом всея Руси Иовом. Игумен рассказывает о том, как Отрепьев попал в монахи, и о том, что тот возомнил себя «будущим царем Руси». Рассерженный патриарх требует найти и наказать беглеца ссылкой.

Тем временем царь Борис Годунов, после встречи с неким «колдуном», рассуждает о своем правлении. Он находится на престоле уже шесть лет, но царствие не принесло ему счастья. Годунова окружают заговоры и сплетни, его винят во всех несчастьях, даже в гибели его сестры. После пожара в Москве, Годунов приказывает возвести новый город, но его обвиняют и в самом возникновении пожара. Тяжесть его положения усугубляет его тайный грех – де-факто он признается в убийстве цесаревича.

Корчма на Литовской границе . Григорий Отрепьев находится там со спутниками, Мисаилом и Варлаамом. Беглец услышал от хозяйки, что его ищут. Тем временем приходят приставы в поисках Отрепьева. Они подсаживаются к путникам, постепенно подозревая Мисаила как беглеца. Приставы ищут грамотного человека, который смог бы прочесть розыскную грамоту, и вызывается сам Григорий, во время чтения подменяющий свои приметы чертами Варлаама. Трюк не удался, и Григорию приходится сбежать из корчмы через окно.

Москва, дом Шуйского . После ужина один из гостей, Афанасий Пушкин, желает рассказать боярину важные вести: Гаврила, племянник Пушкина, написал о том, что царский сын Димитрий жив и скрывается при дворе короля Сигизмунда. Он в фаворе у самого короля и его придворных. Шуйский и Пушкин рассуждают о возможности переворота, но договариваются молчать.

Царские палаты. Годунову докладывают о том, что к Пушкину приезжал посол из Кракова, и в гостях у Шуйского у них с хозяином имела место долгая беседа. Царь приказывает схватить гонца и позвать Шуйского, дабы призвать того к ответу, но боярин догадался о нависшей угрозе, и поэтому рассказывает царю об узнанной новости, желая усугубить шаткое состояние Годунова. Царь шокирован, и поэтому допытывается у Шуйского, был ли убит действительно Димитрий, на что Шуйский убеждает Годунова в том, что цесаревич мёртв.

Краков. Дом Черниковского. Самозванец убеждает отца Черниковского, представителя католической церкви, в своей поддержке, гарантируя принятие на Руси его веры. Прибывает группа людей под предводительством Гаврилы Пушкина, которых Лжедмитрий также убеждает присоединиться к нему, обещая опальным русичам, гонимым Борисом, месть и вольность.

Замок воеводы Мнишека в Самборе . Вишневецкий и Мнишек хвалятся своими успехами: Григорий, готовится стать царем, а дочь Мнишека, Марина, влюбила в себя самозванца, рассчитывая стать царицей. Тем временем, Лжедмитрий проводит время с Мариной, все больше раскрываясь ей, и в итоге признается в том, что является самозванцем, на что Марина отвечает разочарованием и насмешками, что выводит Григория из себя. Он решает вести войска на государство Московское незамедлительно.

16 октября 1604 года. Граница Литовская. Самозванец не рад тому, что пригласил литовцев на родную землю, но оправдывает свои действия ненавистью к Годунову.

Царская дума . Проходит собрание бояр во главе с царем. Собравшиеся обсуждают осаждение Самозванцем Чернигова, Годунов приказывает боярину Щелкалову обеспечить сбор войска. Правление Бориса подрывается изнутри, ведь весть о «возвращении цесаревича» успешно распространяется среди народа. Царь приказывает Шуйскому разобраться с этим, но авторитет Годунова подорван – бояре обратили внимание на волнение Бориса во время собрания.

Площадь перед собором в Москве . Народ ждет окончания обедни: Григорию Отрепьеву была объявлена анафема. На паперти находится юродивый-Николка, собирающий милостыню. Дети отбирают у него деньги, смеясь над ним. Обедня закончена, царь выходит к народу, и юродивый жалуется царю на обиды, прося того обидчиков «зарезать, как зарезал ты молодого цесаревича», на что бояре требуют наказать Николку. Но Годунов в ответ просит нищего помолиться за него, на что юродивый отказывает, аргументируя свой отказ нежеланием молиться «за царя-ирода».

Севск. Самозванец выбивает из пленного дворянина Рожнова нужные сведения и узнает, что люди принимают его «воскрешение» благосклонно. Даже поражение под Севском не является финальным для него.

Москва. Царские палаты. Борис Годунов со своими боярами обсуждает разгром войск неприятеля. Царь считает победу тщетной, потому что Самозванец уже снова собрал свое войско, а войско царя изрядно ослабело. Годунов хочет поставить над боярами Басманова, не отличающегося талантами, но разумного человека. Внезапно царь умирает, и перед смертью благословляет своего потомка на царствие, исполнителем воли Государевой назначается Басманов.

Ставка. Пушкин прибывает в стан русской армии, посланный туда Лжедмитрием, дабы убедить Басманова перейти на сторону Самозванца, на что Басманов отвечает отказом. Тем не менее, боярин уже предчувствует поражение, зная о придворных интригах и видя серьезность угрозы, которая нависла над молодым царем Феодором, им самим, и государством.

Лобное место. Пушкин произносит речь перед народом, убеждая его признать Лжедмитрия своим царем. Люди превозносят Самозванца и стремятся в Кремль, чтобы покончить с «родом Годуновых».

Кремль. Дом Борисов. Дети Годунова, Феодор и Ксения, под замком. Люди жалеют их, не считая их ответственными за «грехи отца их». К ним поднимаются бояре Мосальский и Голицын в сопровождении стрельцов. В доме слышится борьба, крики, после к народу, находящемуся в ужасе от происходящего, выходит Мосальский и объявляет о смерти детей Годунова «от яда», требуя славить «царя Димитрия Ивановича».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ