Иван Андреевич Крылов прославился своими баснями. Огромное значение эти тексты имеют и до сих пор. В басне «Листы и корни» заслуживает внимания не только мораль, но и сам сюжет, который очень занимателен.
Завязка повествования рассказывает читателям, как листья ведут приятную беседу с зефирами (южными ветрами). Последние ласково овевают их теплой прохладой целый день. Главные герои произведения хвалятся тем, что полезны буквально всем вокруг: путники отдыхают под кроной дерева во время сильного зноя, девушки-красавицы водят под ним хороводы и поют песни, да и соловей в их зелени выводит свои небывалые трели.
Ожившая крона дерева, еще и способная рассуждать, - небывалое чудо, но не стоит удивляться, для Крылова это привычное дело.
Басня разделена на две части, смена действия происходит в тот момент, когда в разговор вклиниваются корни дерева, на котором и растут похваляющиеся листья. Произведение сразу меняет свой смысл, который четко обозначен в четырех завершающих строках. Мораль басни Крылова, зарифмованная в этом последнем четверостишии, проводит сравнение с человеком. Именно люди зачастую демонстрируют такое поведение: гордятся своими незаслуженными успехами и выказывают неуважение к другим.
Так и листья настолько влюблены в себя и горды своей красотой и незаменимостью, что больше ни о чем не могут думать и говорить.
В жизни мы можем найти множество примеров подобных ситуаций: успешный артист похваляется своими заслугами, забывая, что за его популярностью стоит работа многих людей.
И горделивые листья, подчеркивая свою важность, совершенно забыли, какую роль играют корни. Ведь без них не было бы ни самого дерева, ни его зеленой кроны.
На самом деле басня «Листы и корни» представляет собой произведение с двояким смыслом. Первый лежит на поверхности: человек, достигший успеха, сразу забывает о тех, кто ему помог, а уповает только на свои способности. Но есть и еще одна часть морали, которая скрыта на дне: настоящие таланты чаще всего находятся в тени. Во времена Крылова, да и не только тогда, человеку, не имеющему связей, сложно пробиться наверх, хоть пусть он и обладает исключительными способностями.
Корни здесь – это именно тот талантливый герой, который прозябает в нищете и продает свой талант тем, у кого больше возможностей, в том числе и финансовых. Он теперь уже никогда не выйдет на свет. Его место на дне. Вот такая она, суровая правда жизни.
Басня Крылова «Листы и Корни» - глубокое произведение о проблемах общества, государства, несоответствии интересов и представлений о своей значимости для общего дела тех, кто является его движущей силой и тех, кто это общество представляет.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами".
"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?" -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".
Мораль басни Крылова «Листы и корни» - в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» - то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.
Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» - это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.
«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.
Участники одного и того же дела могут переоценивать свою роль в общей работе. Из-за этого неизменно возникают конфликты.
Идея (мораль)
Тому, кто находится на виду, именно его роль представляется главной. Настоящее же действующее лицо может оставаться в тени из-за скромности. Без участия тружеников, выполняющих трудную, черную работу, не сложится ни одно дело. Спор же на тему «кто главнее», лишен смысла, если дело общее.
Сюжет басни - разговор корней и листьев на тему их важности и роли в жизни дерева. Листья и корни - части одного и того же дерева. Листья гордятся тем, что они красивы и всеми любимы. Они не замечают и не уважают «работу» корней. Корни напоминают своим собратьям о том, что листья рождаются только лишь весной и радуют глаз только до осени, тогда как корни питают его всегда.
Главные образные приемы в басне - антитеза и аллегория.
Кроме этих традиционных басенных приемов, Крылов использует для создания образов аллитерацию. Басня состоит из двух частей, которые соответствуют монологам Листьев и Корней. Образ каждого персонажа подчеркивается различным подбором звуков. В восемнадцати стихах первой части только в четырех не содержат звука «л», а в остальных этот звук повторяется не по одному разу. Во второй же части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Так «звучит» речь героев: то изнеженно, то грубо.
Урок литературы в 6 классе № 10. Тема: Мораль басни И.А. Крылова «Листы и корни».
Цели урока : познакомить учащихся с моралью басни И.А. Крылова «Листы и Корни»
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение).
Метапредметные:
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
Регулятивные: формировать ситуацию эмоциональных состояний, формировать опыт.
Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные: уметь составлять сообщение, презентации, устные и письменные высказывания на русском языке; сознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке; научиться уважать труд других людей; выстроить свое понимание таких нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера человека.
Ход урока:
Организационный момент .
Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные задания каждый из вас выбирает сам. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна.
Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.
Какова ваша цель работы на этом уроке?
(познакомиться с И.А. Крыловым, научиться правильно говорить и писать на русском языке, узнать, о чем говорится в басне «Листы и Корни», что такое мораль, басня, аллегория)
Что вы хотите узнать, сделать на этом уроке?
(Ответы детей)
Работа по теме урока.
1. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
2. Разделите страницу на два столбика, запишите в одной колонке слова, характеризующие положительные качества человека, в другой – отрицательные.
Прочитайте то, что вы написали. (Чтение слов, запись на доске)
Скажите, а где в литературе, в произведениях какого жанра, мы можем встретить пересечение этих человеческих качеств? (Версии детей)
Совершенно верно, в баснях.
Ребята, а кого считают главным баснописцем России? (Иван Андреевич Крылов)
Что нам известно о нем?
Какие басни Крылова вы знаете?
Повторение изученного.
Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Баснописец - тот, кто пишет басни
Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
Морал ь – нравоучительный смысл.
Вот эти понятия тесно взаимосвязаны, так как все они относятся к жанру
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:
Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;
Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся);
Персонажи басен – животные, растения, предметы
Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;
Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.
Словарная работа.
Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать - говорить
Чтение учителем басни «Листы и корни» (после - использование аудиофайла с художественным чтением)
Обсуждение и анализ басни.
Кто герои басни?
Что говорят листья? А корни?
По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?
Какие из перечисленных качеств (которые были записаны в тетрадях в начале урока) присущи листьям? Корням?
Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в басне?
Какова ее мораль? Чему она учит нас?
(В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали…
Крылов отмечает густоту и зеленость листьев. Этого было достаточно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе «Не правда ли, что мы краса долины всей…».
В этой басне Крылов отмечает несомненные достоинства Листов – покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно работает, трудится, надо сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.
Листья и Корни – составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного.
В басне скрыт глубокий смысл – часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности).
Основная мысль басни : часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности
Мораль басни:
Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей не спорится (не делается) ни одно дело;
Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.
На кого вы хотели бы быть похожими?
Закрепление изученного.
1.Работа с иллюстрациями
Перед нами три картины: дерево, люди светского общества – дворяне, простые люди – крестьяне.
Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни.
Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями?
Посмотрите на людей на первой картине.
Что они делают?
Посмотрите на вторую картину. Что вы видите в ней?
Что они делают? Почему они работают? Что они получают за свою работу?
Кто пользуется их трудом?
Вывод: дворяне, как листья питаются корнями, пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян.
2.Чтение басни по ролям (групповая работа):
1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.
2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.
Сделать вывод: кто из героев понравился, а кто не понравился, почему.
Рефлексия.
Продолжить фразу «Сегодня на уроке…»
Было интересно…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Домашнее задание.
Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.
Почему же, несмотря на глубокий моральный смысл, лучшие произведения русского баснописца преподают именно в начальных классах? Это делается для того, чтобы дети как можно раньше научились оценивать плохие и хорошие поступки, а рифмованные истории Крылова идеально подходят для этого. В данной статье мы проанализируем произведение «Листы и корни». Басняидеально подходит не только для изучения школьниками, но и для домашнего чтения.
Басня Крылова «Листы и корни» имеет очень интересный сюжет, который сам по себе заслуживает внимания. Именно поэтому перед тем, как начать полный давайте ознакомимся с его кратким содержанием.
Повествование начинается с того, как листья мило беседуют с зефирами (здесь нужно обратить внимание на то, что в сюжете данной басни автор именует зефирами южные ветры), которые нежно ласкают их с самого утра до поздней ночи. Главные герои хвалятся тем, как полезны всем вокруг: путники скрываются под кроной во спасение от зноя, красивые девы прибегают к ним водить хороводы, а соловей выбирает дерево для весенних песнопений... «Листы и корни» басня очень необычная, потому как до Ивана Крылова никому и в голову не приходило «оживить» крону дерева.
Вторая часть стихотворения начинается тогда, когда к монологу листьев подключаются глаголющие из земли корни дерева, на котором они растут. Здесь произведение тут же принимает другой оборот, в конце которого отдельным четверостишием прописан его основной смысл.
Как и все остальные, представленная рифмованная история несет в себе определенный смысл и проводит аналогию с человеком. «Листы и корни» - басня, которая на примере растений показывает горделивое отношение к себе и неуважение к другим людям.
Листья - самовлюбленные, красивые и такие незаменимые, безусловно возгордились. Они приводят в пример зефирам несколько ситуаций, в которых крона, состоящая из них, просто незаменима для людей... История напоминает случай из жизни, когда успешный артист гордится своими заслугами, и окружающие люди зачастую не знают, что залог его популярности - это кропотливая работа продюсера - человека, всегда остающегося в тени. Так и корни на самом деле имеют большую значимость, о которой самоуверенные листья, очевидно, позабыли.
Помимо основной морали, представленное произведение Ивана Андреевича Крылова имеет некое «двойное дно». Понятный смысл басни в том, что не всегда успех и признание заслуженны. На примере листьев показан человек, который возгордился из-за своих способностей и совсем забыл о тех, кто помогал ему все время.
Еще одна мораль стихотворения в том, что настоящие таланты всегда остаются в стороне. Во времена бытности Ивана Крылова действительно было очень сложно пробиться человеку с огромными способностями, не имеющему каких-либо связей... А, впрочем, так, наверное было всегда. Корни в представленном произведении находятся на самом дне, подобно нищему человеку, который продает свое творчество в руки тех, у кого больше финансовых возможностей.