Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Неотъемлемым правилом пребывания в России является обязательная регистрация иностранных граждан, независимо от цели их визита в страну. Исключение составляют:

  • Высококвалифицированные специалисты (ВКС) и члены их семей;
  • Члены экипажей военных судов, посетивших РФ с государственным визитом, и гражданских судов при сходе на берег и проживании в стране меньше 24 часов;
  • Иностранцы, путешествующие через Россию транзитом;
  • Члены экипажей самолетов, бригад поездов и автобусов, если они не покидают зону аэропорта, вокзала, автостанции;
  • Путешественники, пробывшие в РФ меньше 7 дней.

Следует уточнить, что с 2007 года понятие «регистрационный учет иностранцев» заменено на «миграционный учет по месту пребывания».

Срок временной регистрации соответствует времени действия визы (это касается мигрантов, прибывших из визовых стран). При этом цель визита в РФ, будь то туристическая, частная либо деловая поездка, не имеет значения. Если мигрант становится обладателем разрешения на работу, то он вправе получить регистрацию на 12 месяцев. ВКС могут зарегистрироваться на 3 года, если в данной конкретной организации, где они собираются трудоустраиваться, есть необходимость в таких сотрудниках.

Миграционный учет иностранных граждан, постановка на учет

Спустя 7 суток после пересечения границы, о чем свидетельствует соответствующая отметка в , путешественник должен проинформировать о своем приезде ГУВМ МВД (бывшая ФМС – ред.). Для некоторых стран устанавливаются другие временные рамки. Так, для Белоруссии, Армении и Казахстана этот период составляет 30 суток, Таджикистана - 15 суток, Украины - 90 суток.

Если иностранец останавливается в частном жилом помещении, где проживает меньше 7 суток, то он вправе не подавать данные в ГУВМ МВД. Стоит подчеркнуть, что под семидневным периодом подразумевается общее время нахождения мигранта в РФ, начиная с момента пересечения границы (такая информация отражается в МК).

Путешественник обязан зарегистрироваться на следующий день после своего приезда, если он:

  1. Не имеет конкретного места проживания.
  2. Трудится вахтовым методом.
  3. Проходит реабилитацию или лечение в медучреждениях.
  4. Заселился в отель, санаторно-профилактическое заведение, пансионат, туристическую базу, дом отдыха и прочие организации соцобслуживания.
  5. Содержится в исправительном учреждении.

В последних 3 вариантах регистрация иностранцев входит в обязанности администрации учреждений, где останавливается путешественник, то есть принимающей стороны (ПС).

Самостоятельно направить в ГУВМ МВД мигрант вправе, если:

  • ПС по уважительным причинам не может проинформировать ГУВМ МВД;
  • Иностранец имеет собственное жилье в РФ.

В последнем случае возможно оформление не временной, а постоянной прописки. Для этого иностранец должен лично обратиться в ГУВМ МВД с заявлением о регистрации по месту проживания. С собой нужно иметь:

  1. Паспорт;
  2. Копию МК;
  3. Свидетельство о праве собственности на жилое недвижимое имущество.

Но это касается именно жилплощади, находящейся собственности. Если иностранец снимает жилье, то постановкой на учет занимается арендодатель, в данном случае выступающий в качестве ПС.

Видео: самостоятельное заполнение уведомления о прибытии иностранца в РФ

Принимающая сторона

Часто понятия принимающей и приглашающей стороны путают, что является причинами возникновения разного рода сложностей, особенно у иностранцев, посещающих РФ с частной или туристической визой. И той, и другой стороной могут являться как российские граждане (иностранцы с ВНЖ), так и организации.

В качестве приглашающей стороны выступает лицо, которое ходатайствует о выдаче , а также гарантирует, что имеет все необходимые средства для приема иностранца. С точки зрения российского законодательства, принимающей стороной является тот, у кого останавливается гость-иностранец, фактически проживает или работает. Приглашающей стороной становятся еще до приезда иностранца, тогда как принимающей - только при фактическом заселении мигранта.

Стоит добавить, что данные о приглашающей стороне, а именно наименование юрлица, ФИО физлица, адрес, указываются в МК при пересечении границы. Информация о принимающей стороны в этот документ не заносятся. Она указываются только в уведомлении, которое подается в ГУВМ МВД, то есть после фактического заселения иностранца на определенную жилплощадь. (Пример на рисунке справа. Бланк и образец заполнения – далее по тексту).

Приглашающая сторона всегда только одна, а вот принимающих за весь визит иностранца в РФ может быть много. Ведь за время посещения России иностранный гость может сменить несколько мест проживания, и в каждом он обязан встать на учет.

Принимающей стороной являются:

  • Физическое лицо - гражданин РФ или иностранец с ВНЖ (в том числе и индивидуальный предприниматель);
  • Юридическое лицо - организация, зарегистрированная в РФ;
  • ВКС, владеющий собственной жилплощадью в РФ, по отношению к своим близким родственникам.

Действия принимающей стороны

Прибывший в место проживания иностранец обязан предъявить ПС только свой паспорт и МК. Причем забирать эти документы нельзя, с них следует снять ксерокопии. Если это место не первое, где останавливается иностранный гость, то предъявляется и отрывная часть уведомления, которую ему выдали на предыдущем месте проживания. Если турист отказывается предъявлять документы, то ПС обязана отказать в заселении. В противном случае возможны штрафные санкции в отношении именно ПС, а не иностранного гостя.

Внесение данных в уведомление и его передача в ГУВМ МВД

Порядок действий ПС заключается в следующем. В течение 7 дней с момента въезда туриста в Россию ПС обязана заполнить и передать в ГУВМ МВД уведомление о прибытии.

Если в качестве ПС выступает гостиница или аналогичная организация, предоставляющая гостиничные услуги, то сделать это нужно в более сжатые сроки - на следующий день. Вся информация вносится печатными буквами, без сокращений и ошибок.

Законодательством РФ предусмотрено несколько способов информирования ГУВМ МВД о прибытии мигранта:

Передача уведомления при личном визите в ГУВМ МВД

Уведомление заполняется в одном экземпляре, к нему прикладываются копии паспорта и МК иностранца. Причем этот перечень документов является исчерпывающим, какие-либо подтверждения о владением собственностью, аренде жилплощади, билеты, договора и справки запрашивать у иностранца не имеют права. ПС лично передает уведомление в ГУВМ МВД, при этом принимающий должен предоставить свой паспорт. Плата за постановку на миграционный учет не взимается.

Передача уведомления по почте

Если уведомление отсылается по почте, то его заполняют в двух экземплярах. При этом письмо принимается от отправителя только при наличии у него паспорта, данные которого должны совпадать с информацией, указанной в уведомлении (в графе, касающейся сведений о ПС). Также прикладываются копии паспорта мигранта, его миграционной карты или визы. За услугу необходимо заплатить 118 рублей (стоимость пересылки ценным письмом с описью вложений оплачивается отдельно). После отправки письма ПС получает отрывной лист (в дальнейшем он передается мигранту) со штампом почтового отделения. Способ информирования ГУВМ МВД через почту возможен только при первичной постановке на учет. Прием документации на продление срока пребывания в РФ осуществляется при личном визите в ГУВМ МВД.

Гостиницы, пансионаты и другие учреждения соцобслуживания

После того, как путешественник заселится в гостиницу, ПС обязана поставить его на учет уже на следующий день. При наличии специального компьютерных программ и оборудования учреждения подобного типа вправе направить уведомление через интернет. Мигранту при этом также возвращают отрывной талон уведомления.

Важный момент: после прохождения процедуры регистрации иностранец обязан ежегодно подтверждать свое проживание в РФ путем подачи соответствующего заявления в ГУВМ МВД (по почте или при личном визите). Его форму можно .

Регистрация украинцев

Временная регистрация для граждан Украины не обязательна, если они приехали в РФ меньше чем на 90 суток. При более длительном проживании необходима постановка на учет, так как официальная прописка потребуется для дальнейшей легализации пребывания в РФ. Например, для участия в госпрограмме переселения, получения патента, РВП и ВНЖ.

В связи с событиями на Украине беженцам из этого государства срок временного пребывания продлевается еще на 180 суток. Для этого ПС должна обратиться в ГУВМ МВД с соответствующим заявлением, копиями паспорта украинца и МК, также следует предоставить ранее выданную отрывную часть уведомления.

Место пребывания путешественника

Местом пребывания иностранца считаются:

  1. Жилплощадь, пригодная для проживания;
  2. Гостиницы либо другие организации, предоставляющие гостиничные услуги;
  3. Пансионаты, дома отдыха, турбазы, кемпинги;
  4. Больницы и другие учреждения здравоохранения и реабилитации;
  5. Детские оздоровительные лагери;
  6. Исправительные учреждения.

Место пребывания гостя-мигранта и место жительства ПС могут не совпадать. К примеру, у принимающего имеется в собственности несколько жилых помещений, сам он проживает и зарегистрирован в одном из них, а гостя поселил в другом. Часто такой факт становится камнем преткновения при отправке уведомления по почте. Сотрудники почтового отделения могут отказать в приеме документов, ссылаясь на обязательное совпадения адресов регистрации ПС и места пребывания иностранца. Но стоит иметь в виду, что такой отказ неправомерен и нужно настоять на приеме документов, объяснив ситуацию сотрудникам почты.

Стоит отметить, что местом пребывания не являются палатки, автомобили, поезда или любой другой транспорт. Это в первую очередь касается тех иностранцев, которые путешествуют по России и живут в палатках (но вне кемпингов).

Продление регистрации

Иностранцу разрешено проживать в России только на протяжении срока действия визы. Затем он должен покинуть страну. Если мигрант прибыл из государств, с которыми у РФ установлен безвизовый режим, срок его пребывания не может превышать 90 суток в каждом полугодии. К безвизовым относится ряд стран Ближнего зарубежья: Украина, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Сроки въезда в страну отражаются в МК, которую заполняет каждый иностранец при пересечении границы. Исключение составляют граждане Белоруссии - они такой документ не заполняют.

В некоторых ситуациях возможно продление регистрации иностранного гражданина. Поводом для этого считаются:

  • Продление визы;
  • Выдача РВП либо ВНЖ;
  • Принятие ходатайства на оформление РВП, ВНЖ или получение гражданства;
  • Продление трудового договора с ВКС;
  • Выдача или продление разрешения на работу либо патента;
  • Присвоение статуса беженца.

Также поводом для продления являются ситуации, которые делают невозможным своевременный отъезд из страны. Например, срочное лечение иностранца или тяжелая болезнь, смерть его близкого родственника.

Для продления регистрации мигрант либо ПС подают написанное в свободной форме ходатайство, к которому прикладываются:

  1. Копия загранпаспорта мигранта и МК;
  2. Документальное подтверждение оснований для продления.

Снятие с учета

Факт выезда иностранца из РФ становится поводом для автоматического снятия с учета, то есть временная регистрация иностранца становится недействительной. При повторном визите в Россию все действия по постановке на учет повторяются сначала.

Если путешественник меняет место проживания, он отдает новой ПС отрывную часть уведомления вместе с ксерокопиями загранпаспорта и МК. При окончательном выезде из страны отрывной талон вместе с миграционной картой сдается пограничникам. Смерть мигранта и фиктивная регистрация также станут причинами для снятия с учета.

Штрафные санкции

Нарушение миграционных законов влечет за собой ряд штрафных санкций. Причем накладываются они не только на мигранта, но и на ПС. Путешественник, нарушивший миграционные правила, может быть оштрафован на сумму до 5000 рублей с последующим депортацией. Если ПС заселила мигранта и не уведомила об этом ГУВМ МВД в отведенный законом срок, то на нее также накладываются штрафные санкции:

  • На физлиц - до 4000 рублей;
  • На юрлиц - до 500000 рублей;
  • На должностных лиц - до 50000 рублей.

Видео: адвокат о регистрации иностранцев в РФ

Сегодня разберёмся с такими важными для всех иностранных граждан, прибывающих в Россию, вопросами, как, что такое миграционный учёт, что такое регистрационный учёт иностранных граждан.

Прежде всего, необходимо уточнить, что с принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» было отменено такое понятие, как регистрационный учёт иностранных граждан по месту пребывания. Вместо этого понятия с того времени используется понятие «миграционный учёт по месту пребывания».

Все иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат учёту по месту пребывания. Иностранные граждане, которые постоянно или временно проживают в Российской Федерации (которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство) подлежат регистрации по месту жительства и / или учёту по месту пребывания.

Миграционный учёт носит уведомительный характер. Иностранные граждане, временно пребывающие и временно проживающие в российской Федерации, обязаны в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания уведомить об этом территориальный орган ФМС.

Постоянно проживающий иностранный гражданин обязан уведомить территориальный орган ФМС о своём прибытии в течение 7 дней.

Не подлежат учёту по месту пребывания иностранные граждане:

Не имеющие места жительства;

Находящиеся в гостинице или в иной организации, которая оказывает гостиничные услуги, в доме отдыха, санатории, пансионате и др.;

Осуществляющие трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

Находящиеся в учреждениях, исполняющих административное наказание;

Находящиеся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определённого места жительства.

Основания для снятия с учёта

Основаниями для снятия иностранного гражданина с учёта по месту пребывания, являются:

Смерть иностранного гражданина или признание его безвестно отсутствующим – после получения документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина;

Постановки иностранного гражданина на учёт по новому месту пребывания – после того как получены сведения о постановке данного гражданина на учёт по новому месту пребывания;

Выезд иностранного гражданина за пределы РФ – после получения сведений о выезде от органа пограничного контроля;

Выявление факта фиктивной постановки на учёт – после выявления данного факта.

Все процедуры по постановке на учёт осуществляет принимающая сторона.

Принимающей стороной могут быть , постоянно проживающие в России иностранные граждане или лица без гражданства (с видом на жительство), юридические лица, филиалы и представительства, у которых иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Для постановки на учёт иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне:

Документ, удостоверяющий личность;

Миграционную карту;

Визу (при въезде в порядке, требующем получения визы).

На основании предъявленных документов, принимающая сторона заполняет бланк Уведомления о прибытии иностранного гражданина. Затем данное Уведомление, копии документов иностранного лица принимающей стороной представляются в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо в отделение почтовой связи, на территории которого обслуживания которого будет находиться иностранный гражданин.

Если принимающая сторона по уважительной причине не может представить самостоятельно Уведомление и документы, иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить о своём прибытии.

Территориальный орган ФМС или организация почтовой связи, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и копии, проставляет в уведомление отметку о принятии документа и возвращает отрывную часть принимающей стороне.

После этого принимающая сторона передаёт отрывную часть Уведомления иностранному гражданину. Наличие отрывной части Уведомления с отметкой у иностранного гражданина является подтверждением его постановки на миграционный учёт.

При убытии из места пребывания, отрывная часть Уведомления остаётся у иностранного гражданина. Снятие с учёта осуществляется территориальным органом ФМС после получения информации о возникновении оснований для снятия иностранного гражданина с учёта.

В случае изменения сведений, которые требуются при постановке на миграционный учёт, соответствующие данные должны сообщаться в территориальный орган ФМС в течение 3 рабочих дней.

Ответственность за нарушение правил миграционного учёта прописана в ст. 18.8 КоАП РФ. В данной статье указано, что за нарушение правил въезда в Россию и режима пребывания на территории России, которое выразилось в нарушении правил въезда, правил миграционного учёта, передвижения, выбора места пребывания или жительства, неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ влечёт:

Наложение штрафа (административного) в размере 2 – 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Статья 18.9 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил миграционного учёта. Согласно указанной статье нарушение принимающей стороной или должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий проживания в РФ иностранных граждан, их проживания, передвижения, изменения места жительства или пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влекут

Наложение штрафа на должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей, на юридических лиц – 400 – 500 тыс. рублей.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учёту влечёт наложение штрафа (административного):

На физических лиц – 2 – 4 тыс. рублей,

На должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей,

На юридических лиц – 400 – 500 тыс. рублей.

Регистрация по месту жительства иностранных граждан

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временное проживающий на территории России иностранный гражданин, который обладает правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу данного помещения.

Основание регистрации иностранного гражданина по месту жительства – право пользование данным жилым помещением. Наличие данного права определяется в соответствии с жилищным кодексом РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает:

Фиксацию адреса жилого помещения в разрешении на временное проживание или в виде на жительство данного иностранного гражданина и в учётных документах органа ФМС и в государственной информационной системе миграционного учёта.

Порядок действия при регистрации иностранного гражданина по месту жительства вид на жительство ;

Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Дополнительно к этому представляются:

Копия миграционной карты временно пребывающего иностранного гражданина;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Временно проживающим иностранным гражданам регистрация по месту жительства оформляется на срок не более срока действия РВП. Регистрация по новому месту жительства осуществляется только после снятие его с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

Основания снятия иностранного гражданина с учёта по месту жительства:

Прекращение права пользования жилым помещением;

Регистрация по иному месту жительства;

Прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание;

Вступление в силу решения суда о признании регистрации по месту жительства недействительной;

Выявление фактов фиктивной регистрации по месту жительства;

Смерти иностранного гражданина.

Постановка на миграционный учет - представляет собой уведомление о прибытии иностранного гражданина к принимающей стороне, путем передачи необходимых сведений в местное отделение ГУВМ МВД РФ.

В соответствии с законодательством РФ принимающей стороне следует сообщить о прибытии иностранного гражданина не позднее 7 рабочих дней с момента въезда иностранца на территорию РФ.
В роли принимающей стороны, могут выступать:

  • Учреждения социального обслуживания (гостиница, пансионат, отель, санаторий и т.д.);
  • Физические лица (собственник квартиры, жилого дома, ответственный квартиросъемщик);
  • Юридические лица (приглашающая организация, компания-работодатель, компания-организатор мероприятия на которое направляется иностранный гражданин и т.д.).

Если иностранный гражданин будет проживать в гостинице, пансионате, отеле и другом учреждении социального обслуживания, то всю процедуру постановки на миграционный учет выполняет администрация данного учреждения.
В остальных случаях, принимающей стороне необходимо передать в территориальное отделение ГУВМ МВД РФ:
- Копию паспорта иностранного гражданина;
- Копию миграционной карты (выдается при въезде в РФ);
- Копию визы (в случае если иностранный гражданин из страны с визовым режимом);
- Заполненное уведомление о постановки на миграционный учет .
Уведомление о постановки на миграционный учет заполняется отдельно на каждого подлежащего постановки на миграционный учет иностранного гражданина.
Принимающая сторона может заполнить уведомление от руки или с помощью компьютера, на русском языке, без сокращений и аббревиатур.
При заполнении уведомления, принимающая сторона должна указать:

  1. Сведения о лице подлежащем постановке на миграционный учет
  • Фамилию Имя Отчество;
  • Гражданство (подданство);
  • Дату и место рождения;
  • Информацию о документе удостоверяющим личность (вид, серия и номер, а также дату выдачи и срок действия);
  • Сведения о документе разрешающего пребывание в России (вид, серия и номер);
  • Серию и номер миграционной карты;
  • Дату въезда в РФ и срок пребывания на ее территории.
  • Сведения о месте пребывания - полный адрес и номер телефона;

2. Сведения о принимающей стороне:
Если принимающая сторона физическое лицо:

  • Фамилию Имя Отчество;
  • Паспортные данные (серия и номер, когда и каким органом выдан, дату рождения);
  • Адрес места проживания;
  • Подпись принимающей стороны.

Если принимающей стороной выступает организация:

  • Наименование организации, ИНН, и ее фактический адрес;
  • Сведения о руководителе организации: ФИО, дата рождения, серия и номер документа удостоверяющего личность, дату выдачи и срок его действия, адрес места жительства;
  • Печать организации и подпись руководителя.

Передать вышеперечисленный комплект документов в отделение ГУВМ МВД РФ, можно обратившись непосредственно в местный отдел ГУВМ МВД РФ, или отправив эти документы через почтовое отделение.

Постановка на миграционный учет через отделение Главного Управления по Вопросам Миграции МВД РФ.

В данном случае постановка на миграционный учет производится в районном отделении ГУВМ МВД РФ по месту нахождения жилого помещения, в котором будет проживать иностранный гражданин, если принимающая сторона физическое лицо, или по месту нахождения юридического лица в случае постановки на миграционный учет организацией.
Для подачи документов, принимающей стороне необходимо обратится к уполномоченному инспектору ГУВМ МВД РФ и предъявить удостоверение личности, заполненное уведомление о постановки на миграционный учет, а также копии паспорта, визы и миграционной карты иностранного гражданина.
После проверки на соответствие данных в заявлении и паспорте, принимающей стороне передают нижнюю отрывную часть уведомления, на обратной стороне которой, инспектор должен поставить печать отделения ГУВМ МВД РФ и свою подпись.
После постановки на миграционный учет, отрывную часть бланка уведомления, принимающая сторона должна передать иностранному гражданину.

Постановка на миграционный учет через почтовое отделение.

Принимающая сторона также может отправить в ГУВМ МВД РФ необходимые документы для постановки на миграционный учет, обратившись в почтовое отделение.
В отличие от постановки на миграционный учет через отделение ГУВМ МВД РФ, в данном случае принимающей стороне необходимо заполнить два экземпляра уведомления о постановке на миграционный учет.
Принимающей стороне следует передать документ удостоверяющий личность, два экземпляра уведомления, а также копии паспорта, миграционной карты и визы, оператору почтового отделения для проверки.
Один экземпляр уведомления вкладывается в конверт с копиями паспорта, визы и миграционной карты, а на отрывной части второго экземпляра, оператор ставит свою подпись, а также печать почтового отделения с датой отправления, и передает принимающей стороне вместе с квитанцией об отправке почтового отправления.
Датой постановки на миграционный учет будет считаться, дата отправления почтового отправления в отделение ГУВМ МВД РФ.
Отрывную часть бланка с печатью почтового отделения, принимающая сторона обязана передать иностранному гражданину.

Принимающей стороне нет необходимости снимать с миграционного учета иностранного гражданина, т.к. снятие с миграционного учета происходит без участия принимающей стороны при выезде иностранного гражданина с территории РФ, а также при смене места пребывания и постановки на миграционный учет по новому адресу.
В первом случае государственные органы пограничного контроля уведомляют ГУВМ МВД РФ о пересечении границы иностранным гражданином, а в случае смены адреса постановки на миграционный учет, отделение ГУВМ МВД РФ сама вносит изменения при уведомлении принимающей стороной.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Сделать временную регистрацию через почту может любой иностранный гражданин который приехал в Россию на срок от 7 до 90 суток. В соответствии с текущим законодательством РФ, каждый иностранный гражданин или лицо без гражданства, обязаны встать на миграционный учёт по месту своего временного пребывания в течении 7 рабочих дней с момента прибытия .

Сделать это можно в любом отделении почты России, такой способ постановки на миграционный учёт законодательно закреплён и прописан необходимый порядок, достаточно прийти вместе с официально зарегистрированным лицом на данной жилплощади, этот способ значительно облегчает получение временной регистрации иностранцам через почту.

С недавних пор, постановка на миграционный учёт иностранных граждан носит уведомительный характер, то есть, сейчас достаточно уведомить государственные органы миграционного контроля о том что иностранный гражданин или лицо без гражданства временно пребывает по данному адресу. Ранее, постановка на миграционный учёт, носила разрешительный характер, нужно было получить разрешение от ФМС на проживание иностранца в жилом помещении.

Важно! На почте можно только сделать новую временную регистрацию, продлить текущую (действующую) невозможно!

Временная регистрация на почте

Порядок оформления временной регистрации по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства максимально упрощён, для получения данной услуги достаточно обратиться в почтовое отделение по месту будущей регистрации вместе с человеком который зарегистрирован (прописан) по этому адресу. Вам необходимо предоставить паспорт человека который предоставляет вам жилую площадь, и свои документы.

Перечень документов для оформления временной регистрации иностранцев на почте РФ

  1. Паспорт и ксерокопия паспорта собственника жилого помещения, или зарегистрированного по данному адресу места жительства;
  2. Паспорт и ксерокопия иностранца который становится на миграционный учёт;
  3. Нотариально заверенный перевод паспорта на русский язык;
  4. Миграционная карта иностранного гражданина;
  5. Ксерокопия визы (при наличии);
  6. Заполненное уведомления о прибытии иностранного гражданина в двух экземплярах.
Обязательно требуется "живое присутствие" принимающей стороны, то есть, человек у которого собираются зарегистрировать иностранца, должен лично присутствовать, либо от него должна быть доверенность на осуществление данных действий. Присутствие регистрируемого лица не является обязательным, и вам оформят всё и без личного присутствия заявителя.

Скачать бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства

Вы можете скачать бланк уведомления о прибытии (бланк регистрации) и заполнить его дома, самостоятельно и в спокойной обстановке, или сможете попросить бланк в отделении почты России и заполнить его на месте при оформлении. Если вы решили скачать уведомление о прибытии на нашем сайте то учтите то что необходимо распечатать бланк на двух сторонах одного листа . Рекомендуется распечатать несколько бланков уведомлений, для того что бы при наличии ошибок можно было сразу же заполнить новый без ошибок. Кроме этого, вы сможете скачать инструкцию по правильному заполнению, в уведомлении не допускается наличие помарок и исправлений .

Отказ на почте от регистрации иностранных граждан по месту временного пребывания

Сотрудники почты России не вправе отказывать вам в оформлении временной регистрации, но иногда такое может произойти по некоторым причинам:

  • Неправильное заполнение или наличие ошибок, помарок и исправлений в уведомлении;
  • Несоответствие данных указанных в уведомлении с предоставленными документами;
  • Недействительные, просроченные или ошибки в представленных документах;
  • Неправильный, неполный или недействительный первод паспорта регистрируемого лица или отсутствие нотариального заверения перевода;
  • Субъективные причины отделения почты - отсутствие бумаги, конвертов, нет электричества, нет специалиста который умеет это оформлять и т.д.;
  • Территориальная подведомственность - отделение почты не обслуживает адрес где планируется зарегистрироваться.

Сроки и стоимость получения регистрации для иностранного гражданина через почту

Услуга для иностранных граждан и лиц без гражданства по оформлению временной регистрации оказывается на платной основе, в 2018 году цена составляет около 180 рублей за оформление и около 60 рублей за заказное письмо в котором один экземпляр уведомления и ксерокопии ваших документов должны быть отправленны по адресу территориального органа миграционного контроля ГУВМ МВД.

Оформление временной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, через отделение почты России займёт у вас порядка нескольких часов в зависимости от очереди и занятости сотрудников.

После проверки всех документов, вам выдадут отрывную часть уведомления со всеми необходимыми отметками и печатями, а копии всех документов отправят в отделение УВМ МВД.

Срок действия временной регистрации которую вам оформят на почте не превышает более 90 суток, после окончания, при наличии оснований, её можно продлить в органах миграционного контроля, на почте продлить регистрацию не получится , они не имеют на это соответствующих прав.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ