Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки - природные предпосылки к развитию; сами способности;

одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;

мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;

талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;

гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

    Общие способности. Одаренность, талант.

Под термином общие способности подразумеваются способности адекватного

понимания и обработки информации, логического мышления, постижения существенных

связей между явлениями и объектами действительности. Они служат основой

соответствующего реагирования человека на возникающие перед ним задачи и требования

жизни, и в конечном счете, адаптации к окружающей действительности. Успешность любой

интеллектуальной активности зависит от развитости данных способностей. Общие

способности отличаются от специальных, которые проявляются в той или иной конкретной

сфере, например, в математике, музыке и т.д.

Общие способности, выявляющиеся в виде универсальных интеллектуальных

операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д.), формируются у человека

постепенно в результате совместного влияния опыта, приобретаемого в процессе школьных

занятий, чтения, взаимоотношения с людьми, приобщения к науке и культуре.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"". Определение. Талант -- это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность -- исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании ``гении рождаются раз в сто лет"". Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

    Понятие и виды способностей.

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

    Развитие способностей и формирование личности.

Способности развиваются из природных задатков человека. Многие способности в своем развитии проходят огромный путь, такой, что сложно даже оценить роль и характер задатков, стоявших в начале пути. Более того, у разных людей из одинаковых задатков могут развиться разные способности, а у истоков двух одинаковых способностей могут стоять разные природные задатки. Для большинства человеческих способностей развитие способностей начинается с рождения человека. Если он продолжает заниматься соответствующими видами деятельности, развитие способностей не прекращается до конца жизни. В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Б.М. Теплов выделил 3 признака самого понятия способности:

  • 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • 2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  • 3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Наличие каких-либо способностей не может гарантировать всестороннего развития личности.

Способности человека выступают как некая возможность по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а действительностью будет достигнутый уровень мастерства.

Психология, отрицая тождество способностей и знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. При наличии способностей знания, умения и навыки приобретаются быстрее. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Классификация способностей.

  • а) Природные (или естественные) способности - это те, которые в своей основе биологически обусловлены. б) Специфически человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение.
  • а) Общие - это те, которыми определяются успехи в самых разных видах деятельности, например, умственные, точности ручных движений, развитая память, речь. б) Специальные определяют успех в специфических видах деятельности. Тут необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, технические и т.д. Часто общие и специальные сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности.

Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям. Эти чаще не сочетаются друг с другом и вместе встречаются только у одаренных, талантливых людей.

Учебные и творческие.

Учебные определяют успешность в обучении, усвоении знаний, умений и навыков, а творческие - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, изобретений.

Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные. Эти способности в наибольшей степени социально обусловлены. К 1-ым относятся - речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способность входить в контакт с различными людьми, оказывать на них влияние, располагать к себе. 2-ые - это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. И межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

Другая классификация делит способности на 4 группы.

1. Элементарные общие способности.

Присущи всем людям, хотя в различной степени их выраженности. Они являются основной формой психического отражения, проявляются в способности ощущать, переживать, мыслить.

  • 2. Элементарные частные способности. Свойственны всем людям и свидетельствуют об их индивидуальности. Музыкальный слух, критичность ума, глазомер, решительность и т.д.
  • 3. Сложные общие способности. В той или иной степени присущи всем людям - это способности к общечеловеческим видам деятельности - к труду, игре, общению, учению и т.д.
  • 4. Сложные частные способности. Их еще называют профессиональными. Это педагогические, математические и т.д. Способности к той или иной деятельности.

Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. Важно их сочетание и именно такое, какое необходимо для данной деятельности. С другой стороны, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения деятельности, т.к. она может быть компенсирована другими, входящими в комплекс. Пример: слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, отсутствие абсолютного слуха - развитием тембрального слуха.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомогательное. Так, например, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских и коммуникативных способностей. К вспомогательным относятся: артистичность, ораторские данные и т.д. Все эти способности образуют единство.

Способности и задатки. Уровни способностей

Как и все индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера, т.е., не отрицается врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условием успешного выполнения какой-либо деятельности, т.е., задатков.

Задатки - это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Б.М. Теплов говорил, что способности - это задатки в развитии.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способности поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде своеобразного задатка. Например, чтобы усвоить высшую математику, надо знать элементарную, вот эти знания и выступают в качестве задатка и являются приобретенными способностями.

Тот факт, что задатки заключены в особенностях строения нервной системы, подсказывает предположение о возможной генетической наследуемости задатков. Вместе с тем, гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследования способностей.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиться различные способности.

Уровни способностей:

  • 1. Неспособен или способность имеется (в различной степени ее развития).
  • 2. Репродуктивный или творческий уровень имеющейся способности.

Репродуктивный уровень способности определяется тогда, когда человек хорошо работает с материалом, хорошо известным всем другим людям, но делает это более ловко, более уверенно.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

одаренность;

гениальность.

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант - это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность - это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

  • 1) работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;
  • 2) высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);
  • 3) обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;
  • 4) гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.
  • 5) результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей

Все теории способностей можно свести к трем группам:

  • 1. Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)
  • 2. Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.
  • 3. Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

  • 1. Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.
  • 2. Идет становление задатков небиологического плана.
  • 3. Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензитивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г) обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку, к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает школьник.

Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятельности индивида. В ходе деятельности человек познает свойства материалов, психические качества людей, а также собственные силы и возможности, приноравливает и приспосабливает свои силы к требованиям деятельности, формирует в себе недостающие свойства.

Учебная деятельность создает возможность не только испытать ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

Способности развиваются постепенно , но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер.

Способности развиваются неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности. Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

Роль образования в развитии личности

Развитие личности в образовании

Фактически в отечественном образовании под развитием личности подразумевают совершенствование тех качеств обучающихся, которые не относятся к интеллектуальным способностям, знаниям, умениям и навыкам. Это связано с основными задачами (или направлениями деятельности), которые ставятся перед образовательными организациями в отношении конкретного обучающегося: его надо а) воспитывать, б) обучать.

Именно из обучения и воспитания состоит образование. Как гласит закон "Об образовании в Российской Федерации": "Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом... Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства... Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни".

Таким образом, развитие личности обучающегося (воспитание) это не чья-то прихоть или фантазия. Это одна из двух основных задач образовательных организаций. Должен ли каждый педагогический работник заниматься воспитанием? Получается, что должен, потому что в его обязанности входит: "Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни" (в том же законе).

Исходя из этой специфики, и получается, что под личностью в образовании понимается то, что не относится к интеллектуальной сфере. Если в современной психологии под обычно подразумевается именно социальное лицо человека, которое обеспечивает ему "имидж" и включенность в те или иные социальные отношения, то в сфере образования личность это сплав некоторых качеств, обеспечивающий социализацию и самоопределение. Соответственно чем более развита личность, тем она успешнее в плане социальной адаптации и нахождении собственного места в жизни. Равно как и наоборот.

Психологи, в общем, уже давно ушли от вопроса, попахивающего схоластикой: "Кого можно назвать более развитой личностью, а кого менее?" Преступник, например, с точки зрения психологии тоже может иметь свою личность, и довольно развитую (если у него интересный, оригинальный имидж, богатство социальных связей). Педагоги (здесь имеются в виду особенно теоретические работники) вряд ли согласятся с тем, что преступник может иметь развитую личность. В педагогике развитая личность это личность, богатая разного рода позитивными достоинствами (так называемая "всесторонне развитая личность"). К таким достоинствам относится:

Ответственность,

Целеустремленность и настойчивость,

Патриотизм,

Честность,

Любознательность,

Дружелюбие и отзывчивость,

Коллективизм,

Способность к самопожертвованию,

Способность к самостоятельной деятельности,

Творческие способности,

Трудолюбие,

Гражданская позиция (социальная послушность) и другое. Если какого-то достоинства нет или оно имеет обратную полярность (не трудолюбие, скажем, а ленивость), то человек уже не может претендовать на звание "всесторонне развитой личности".

Разница в понимании личности в педагогике и психологии видна еще и в следующем. В приведенном списке достоинств нет и не может быть темперамента. Нельзя развивать темперамент: нет хороших и плохих темпераментов, да и на темперамент влияет по большей мере врожденные и некоторые приобретенные физиологические особенности. Тем не менее в психологии темперамент рассматривается как важный элемент личности человека.

Как бы там ни было, социальный заказ на развитие личности четко сформулирован, и его надо как-то исполнять.

Основные проблемы развития личности в образовательной организации

Первая проблема, с которой сталкиваются школьные учителя, это то, что ребенок, приходящий в школу, уже имеет более-менее сформированную личность. На это формирование повлияла семья, детский сад, друзья и другие знакомые люди. На формирование личности маленького человека могли повлиять также просмотренные фильмы или сцены, которые ребенок наблюдал непосредственно в жизни посторонних людей. Некоторые дошкольники хорошо читают, и книги тоже могли на них уже повлиять.

В школу приходят дети из разных семей. Кто-то из родителей не стесняется нецензурных выражений, кто-то постоянно врет, кто-то любит подраться, кто-то ворует и т.д. Разумеется, с высокой степенью вероятности эти особенности поведения могут передаться и ребенку. Могут, при этом, передаться не только в 6-7 лет, но и позже. Все это необходимо учитывать учителю и стараться переломить неприятную тенденцию в поведении ребенка.

Во многих случаях помогает коллектив. Во-первых, сам ребенок быстро замечает, что его поведение отличается от поведения большинства. Во-вторых, учитель может сам указать на это противоречие, если ребенок его не видит. В-третьих, ученический коллектив сам может оказать давление на "проблемного" ученика. Не следует идеализировать коллектив. Однако плох тот учитель, который не использует возможности коллектива.

Вторая проблема заключается в методологической неясности: как и какие качества необходимо развивать? С этим связаны и другие вопросы: как определить эффективность тех или иных воспитательных мероприятий? как определить эффективность отдельных педагогических работников? С обучением более-менее понятно: существуют разного рода проверочные мероприятия. Существует даже единый госэкзамен, позволяющий максимально точно оценить достижения обучающихся и - на этой основе - работу учителей. В воспитании нет таких оценочных процедур, нет вообще каких-то четких стандартов по развитию личности. Большинство педагогов поэтому опираются в основном на свой жизненный опыт и интуицию. Часто педагоги сосредотачивают свое внимание лишь на одном-двух развиваемых качеств. Часто в роли такого "маяка" выступает развитие творческих способностей. В этом случае воспитательная работа отличается зрелищностью и показной эффективностью.

Третья проблема развития личности имеет правовые основания. Согласно Конституции, мы имеем довольно много прав, например на:

Неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

Свободу мысли и слова.

Педагогу поэтому надо быть довольно осторожным в выведывании сведений, которые можно отнести к личной и семейной тайне. И вообще получается, что весь процесс воспитания должен быть сугубо добровольным, без всяческого давления. Не только взрослый, но и ребенок имеет свободу мысли и слова. Внутри себя каждый человек может быть негодяем, думать все, что угодно. Лишь бы это не выходило наружу, не мешало жить другим людям. Получается, что даже фразы вроде такой: "Ты должен всегда говорить правду, иначе ты будешь плохим мальчиком" могут компрометировать педагога.

С возрастом подрастающее поколение все четче понимают свои права. Поэтому воспитательные усилия (по крайней мере директивные) все реже достигают цели. Воспитание студента - вещь совсем сомнительная. На директиву: "Ты должен любить Родину" весьма часто можно получить ответ: "Ничего я никому не должен". Поэтому вузы обычно ограничивают воспитательную работу развитием творческих способностей и остроумия.

Как быть с этой проблемой? Ответ достаточно очевиден: надо заменять директивы разъяснениями. Не говорить фраз вроде: "Хорошие девочки не матерятся" или просто "Надо любить свою Родину". Лучше всего объяснять, как то или иное поведение отразится на жизни и отношении к тебе:

Если будешь врать, никто тебе уже больше не поверит.

Трудолюбивые люди гордятся своими успехами.

Смелый человек не будет бояться каждого куста.

В крайнем случае можно ограничиться туманными фразами вроде такой: "Если не будете любить Родину, то и Родина не будет любить вас".

Воспитательные возможности образовательной организации

Из всех социальных институтов посоперничать в воспитательных возможностях способна лишь семья. В семье присутствует весьма узкий круг лиц, зато общение с ними очень тесное, очень доверительное, очень долговременное. Очень многие жизненные установки, в целом образ жизни передается "по наследству". У образовательных организаций есть зато другие возможности: компетентный персонал, коллектив, широкие социальные связи.

Педагоги могут заметить такие отклонения в развитии и поведении, которые даже родители не замечают. Могут не только заметить, но и дать компетентный совет. В сложных случаях в процессе развития личности может поучаствовать педагог-психолог, разбирающийся и возрастной психологии, и в методах коррекции и развития.

Как уже отмечалось, коллектив имеет очень сильное влияние на ребенка. Это влияние такое сильное, что с его помощью можно перебороть все недостатки семейного воспитания.

Под широкими социальными связями подразумевается то, что школа постепенно социализирует ученика. Она знакомит его с широким кругом новых лиц. Это и другие ученики (в том числе из других классов), и учителя, и административные работники, и разного рода социальные партнеры. Вступая во взаимодействие с каждым новым человеком, ученик расширяет свое представление о:

а) людях вообще,

б) впечатлении, которое он производит на окружающих,

в) точках пересечения интересов - своих и чужих.

Все это безусловно способствует развитию личности. Поэтому можно выдвинуть важное стратегическое соображение: всячески надо способствовать тому, чтобы каждый ребенок имел непосредственные контакты с широким кругом лиц, а не только со своими друзьями и учителем.

Ольга Крикун
Создание условий развития ребенка, открывающих возможность для приобретения опыта в двигательной деятельности

В период коренных социальных преобразований и реформ, экономической модернизации общества, а также в связи углублением экологических проблем, вопросам охраны и укрепления здоровья уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть.

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества , поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны применять их на практике.

Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребенка , является одной из главных задач ДОУ.

Двигательная активность (естественная потребность в движении) - один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребенка .

Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие. Гиподинамия (режим малоподвижности) и гиперкинезия (чрезмерная подвижность) влекут за собой отрицательные последствия для детского организма.

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает : для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

Введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает корректирование и совершенствование физкультурно-оздоровительной системы.

Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания, то можно отметить следующие задачи :

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.

3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек).

4. Приобретение опыта в двигательной деятельности .

Физическое развитие в рамках ФГОС ДО включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной , в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма , развитию равновесия , координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере ; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей .

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи согласно ФГОС ДО включают приобретение опыта в двигательной деятельности , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере , становление ценностей здорового образа жизни.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я» , а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Для успешной физического развития должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей );

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития ;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности ;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности ;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения ;

7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность .

Для успешной реализации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима .

Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей .

Занятия рассматриваются с позиций, что это увлекательная радостная совместно со взрослыми двигательная деятельность . Каждое занятие по физкультуре должно приносить радость ребенку , пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью широко используются разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями . На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Эффективность занятий по физической культуре в ДОУ во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить :

Удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении ;

Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для каждого возраста физические нагрузки;

Формирование и развитие двигательных умений и навыков ;

Активизация мыслительной деятельности , поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;

Формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (в старшем дошкольном возрасте 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке, продолжительностью соответственно программе.

В работе используются различные типы занятий (игровые, сюжетные, тренировочные, традиционные, тематические, комплексные, контрольно-проверочные, занятия по интересам, интегрированные). Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка .

Важнейшим фактором влияния среды на формирование личности ребенка являются помещения , в которых организуется его деятельность . Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную двигательную деятельность всех детей группы . Среда стимулирует развитие самостоятельности , инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Для успешной реализации программного содержания занятия в спортзалах имеется необходимый набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность , создать обстановку психологического комфорта. Спортзал оснащен не только стандартным оборудованием, но и нетрадиционным игровым материалом с учетом гигиенических требований и функциональных возможностей ребенка .

При построении развивающей среды для организации двигательной деятельности детей в детском саду я основывалась на основные принципы ФГОС ДО :

Принцип целесообразности, рациональности и насыщенности;

Принцип доступности и открытости ;

Принцип трансформирования;

Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей;

Принцип вариативности;

Принцип полифункциональности.

Оригинальность идей при построении предметно-развивающей среды проявляется в неповторяемости секторов двигательной активности в возрастных группах, которые состоят из оборудования промышленного производства и нетрадиционного оборудования, сделанного руками педагогов и родителей. В каждой возрастной группе имеется необходимый набор физкультурного оборудования соответственно возрастной категории. Особенно важно это для младших дошкольников, т. к. размещение различных пособий в непосредственной близости позволяет малышам повседневно пользоваться ними, упражняться в различных движениях при постоянном наблюдении и участии педагогов.

Второе место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся : утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, прогулки-походы в парк, гимнастика после дневного сна, профилактическая гимнастика.

После введения Федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования педагог должен заниматься развитием ребенка , основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка .

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности : творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности , ее готовности к самостоятельной деятельности . Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого я внедряю в свою деятельность новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

1. Технология развивающего обучения Д . Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка , на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

Согласно технологии развивающего обучения я ориентирую воспитанников на поиск различных способов решения поставленных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности (проблемные ситуации, проектная деятельность ) .

2. Игровые технологии.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией . Игровые технологии позволяют мне, как непосредственному участнику педагогического процесса, помочь ребенку сформировать особое отношение к окружающему миру, так как игра есть средство познания действительности и социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игры или игровые упражнения, помогают мне заинтересовать детей изучаемым материалом и привлекают к овладению новыми знаниями и умениями. Использование в совместной деятельности игровых и сюжетных моментов помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяют сделать более доступными сложные задачи обучения и способствуют становлению осознанной мотивации дошкольников.

Обучение в форме игры интересно, занимательно для дошкольников. Оно определяется естественной потребностью дошкольника и, поэтому, игровая образовательная технология выступает для меня как способ организации двигательной деятельности дошкольников .

3. Технология проектной деятельности .

В своей работе, также использую метод проектов. Он является одним из инновационных методов. Проектная деятельность - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность воспитанников является современной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Поэтому, активно использую преимущества проектной деятельности

За период 2015-2016 года разработаны, внедрены проекты «Спортивные игры» и «Футбольный клуб «Кубань» .

Целью проекта «Спортивные игры» стало ознакомление со спортивными играми, правилами игры и историей возникновения спортивных игр.

развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых.

В данном проекте приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы, их родители и педагоги, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве : ДОУ – семья.

Проект «Футбольный клуб «Кубань» посвящен знакомству с кубанской командой.

Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с главной футбольной командой Краснодарского края.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта, охватывают различные образовательные области и направления развития ребёнка дошкольного возраста, а также позволяют повысить педагогическую и общую культуру родителей, организуют совместное творчество детей и взрослых.

Проект направлен на интеллектуальное и нравственное развитие старших дошкольников.

В ходе внедрения проекта происходит приобщение старших дошкольников и их родителей к истории футбольного движения на Кубани.

В ходе проектов ребята вместе с родителями готовили творческие презентации своих изысканий. Ребята делали сообщения на различные темы, читали стихи, рисовали рисунки.

Оба проекта опирались на использование мультимедийной техники.

Ребятам были представлены слайдовые презентации, видеозагадки, изображения и фотографии по темам проектов. Использование ИКТехнологий позволило гармонично соединенить современных технологии с традиционными средствами развития ребенка . Такие формы работы пользовались большой популярностью у детей.

4. Информационно-коммуникативные технологии.

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности . Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы , размещая методические разработки и материалы на страницах интернет – сообществ http://www.сайт/users/krikunolga , http://mdoudetsad1.ucoz.ru , http://nsportal.ru .

Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий , выступлений, мастер - классов, на семинарах, методических объединениях.

Я считаю, что внедрение информационно – компьютерных технологий в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности .

5. Здоровьесберегающие технологии.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется мне одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.

Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику провожу через разнообразные формы : на танцевальном и литературном материале, по танцевально-игровой гимнастике, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития . Веселые сказочные и игровые сюжеты, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи, необычные игры- забавы, игры-эстафеты аттракционы, подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

В своей работе я использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Подбираю такие двигательные ситуации , которые способствуют формированию у детей двигательных качеств , как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Использую конспекты занятий из программы Н. Н. Ефименко в работе спортивной секции «Школа мяча» (НОД «Я бы в тренеры пошел…» , «Откуда пришел мяч?» ). Образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления , воображения и творческих способностей ребёнка.

Также в своей практике использую такие здоровьесберегающие технологии, как :

Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика Чистяковой) ;

Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

Упражнения на развитие эмоциональной сферы ;

Оздоровительная гимнастика;

Физкультминутки, динамические паузы;

Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

6. Личностно – ориентированный подход.

При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) . Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка , обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития , реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе , по своей образовательной траектории. В группе разные дети, с разным уровнем развития . Индивидуальный подход на занятии тесно связан с методикой проведения занятий. Я планирую работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и провожу воспитание и обучение так, чтобы занятие физической культурой стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ