Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Для обозначения двойственного и даже взаимоисключающего характера чувств, переживаемых человеком в одно и то же время по одному и тому же поводу, в современной психологии и психоаналитике существует термин амбивалентность.

В первые десятилетия XX столетия определение амбивалентности в более узком понимании применялось в психиатрии для обозначения доминирующего симптома шизофрении – немотивированного противоречивого поведения. И авторство данного термина, а также названия «шизофрения», принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру.

Позже, благодаря его ученику К. Юнгу, который – в противоположность З. Фрейду – стремился доказать единство сознательного и бессознательного и их компенсаторное балансирование в «механизме» психики, амбивалентность стали понимать шире. Но сейчас амбивалентностью называют возникновение и сосуществование в человеческом сознании и подсознании диаметрально противоположных (часто конфликтующих) чувств, представлений, желаний или намерений по отношению к одному и тому же объекту или субъекту.

Как отмечают специалисты, амбивалентность – очень распространенное субклиническое состояние. Более того, учитывая изначальную двойственную природу психики (то есть наличие в ней сознательного и подсознательного), ситуативная амбивалентность присуща практически всем, ведь недаром в случаях, требующих выбора и решительных действий, мы говорим о смятении чувств, замешательстве и путанице мыслей в голове. Мы постоянно находимся во внутреннем конфликте, и моменты, когда возникает чувство внутренней гармонии или единства цели, относительно редки (и могут быть иллюзорными).

Самые яркие примеры амбивалентности проявляются, когда есть конфликты между моральными ценностями, идеями или чувствами, в частности – между тем, в чем мы отдаем себе отчет, и тем, что вне нашего сознания («гложет червь сомнения» или «нашептывает внутренний голос»). Много мыслей приходит и уходит, но некоторые застревают в подсознании человека, и именно там существует целый пантеон захороненных ценностей, предпочтений, скрытых мотивов (хороших и не очень), симпатий и антипатий. Как говорил Фрейд, эта чехарда импульсов в задней части нашего мозга и заставляет нас одновременно хотеть или не хотеть чего-то.

Кстати, именно Фрейд сформулировал принцип амбивалентности, смысл которого состоит в том, что все человеческие эмоции изначально имеют двойственный характер, и если на сознательном уровне побеждают симпатия и любовь, то антипатия и ненависть не исчезают, а скрываются в глубинах подсознания. В «подходящих случаях» они поднимаются оттуда, приводя к неадекватным реакциям и непредсказуемым поступкам человека.

Но учтите: когда «чехарда импульсов» происходит постоянно, налицо симптом, который может свидетельствовать о затяжной депрессии, невротическом состоянии или развитии навязчиво-непреодолимого (обсессивно-компульсивного) расстройства личности.

Причины амбивалентности

На сегодняшний день основные причины амбивалентности связывают с неспособностью делать выбор (на проблеме выбора сосредоточены философы-экзистенциалисты) и принимать решения. От принятия обоснованных решений во многом зависит здоровье, благополучие, отношения и социальный статус личности; человек, избегающий принятия решений, сталкивается с внутренними психоэмоциональными конфликтами, которые формируют амбивалентность.

Есть мнение, что амбивалентность часто является результатом конфликта социальных ценностей, связанных с различиями культуры, расы, этнической принадлежности, происхождения, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста и состояния здоровья. Социальные конструкции и воспринимаемые нормы и ценности в рамках данного общества формируют противоречивые чувства многих людей.

Но большинство психологов усматривают причины амбивалентности в неуверенности людей, их подсознательном страхе совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональной и интеллектуальной незрелости.

Также не стоит забывать, что возникновение любых чувств, представлений, желаний или намерений не всегда подчиняется логике. Важную роль играет интуиция и тот самый «внутренний голос», который трудно заглушить.

Исследования выявили некоторые нейробиологические особенности медиации сигналов, связанных с выражением эмоций: у здоровых людей, испытывающих положительные чувства, активнее структуры левого полушария головного мозга, а если эмоции отрицательные – правого. То есть, с точки зрения нейрофизиологии, люди способны испытывать положительные и отрицательные аффективные состояния одновременно.

Изучение мозговой активности с помощью МРТ продемонстрировало участие в амбивалентности принятия решений когнитивных и социально-аффективных областей мозга (в вентролатеральной префронтальной коре, в передней и задней части поясной извилины коры головного мозга, в зоне островка, височных долей, височно-теменного стыка). Но эти области по-разному связаны с последующими процессами, так что еще предстоит выяснить, где находятся нейронные корреляты аффективных компонентов амбивалентности.

Формы

В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.

Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.

Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).

У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.

Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).

Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.

Амбивалентность в привязанности

В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.

Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).

Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.

Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.

При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.

Примеры амбивалентности

Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.

Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.

Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.

Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.

Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).

А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.

Диагностика амбивалентности

Двойственность редко видна «невооруженным глазом» и практически никогда не признается человеком, испытывающим ее. Поэтом психологи и психиатры предлагают пациентам ответить на вопросы тестов.

Есть тест на амбивалентность, разработанный американским психиатром Х. Каплан (Helen Singer Kaplan) на основе стандартной шкалы для диагностики биполярного расстройства; тест отношения к конфликтным ситуациям Пристера (Joseph Priester) и Петти (Richard E. Petty). Стандартизированного теста пока нет, а самый простой тест содержит вопросы:

  1. Как вы относитесь к вашей матери?
  2. Какое значение имеет для вас ваша работа?
  3. Как высоко вы оцениваете себя?
  4. Как вы относитесь к деньгам?
  5. Когда вы злитесь на того, кого любите, вы чувствуете себя виновным?

Другой тест на амбивалентность предлагает ответить на такие вопросы (каждый из которых имеет несколько вариантов ответов – от «полностью согласен» по «полностью не согласен»):

  1. Я предпочитают не показывать другим, что чувствую в глубине души.
  2. Обычно я обсуждаю свои проблемы с другими людьми, это помогает обратиться к ним в случае необходимости.
  3. Необходимость в коррекции возникает, когда ситуативная амбивалентность трансформируется в патологический синдром, вызывает сложности в общении и приводит к неадекватным психогенным реакциям. Тогда нужна помощь психотерапевта.

    Учитывая, что выраженная амбивалентность связана с негативным аффектом и физиологическим возбуждением, могут потребоваться лекарственные успокаивающие средства или препараты группы антидепрессантов.

    Психологи рекомендуют помнить, что ничто не является совершенным, и что неопределенность и сомнения являются частью жизни. А также иметь в виду, что амбивалентность может быть способом самозащиты от негативного опыта. И что депрессия и тревожность снижают способность человека свободно принимать решения и тем самым усугублять проблему.

Понятие амбивалентности не сразу вошло в психологическую практику, некоторое время оно являлось одним из ключевых симптомов шизофрении как вид раздвоения личности. Внутренняя противоречивость и двойственное отношение к одному и тому же трактовалось как вид психического расстройства. Это обусловлено еще и тем, что амбивалентное чувство мешает человеку адекватно воспринимать реальность, совершать обдуманные поступки и принимать ситуацию с той стороны, с какой она представляет наибольшую выгоду.

В психиатрии это личностное качество воспринимается как немотивированное и противоречивое поведение. В психологии имеет аналогичное определение, но принимается более лояльно и характеризует ядро сознания. Термин прочно вошел в практику психологов и психотерапевтов, поэтому важно понимать, где норма, а где патология, которую есть смысл лечить.

Понятие амбивалентности

Первоначально амбивалентность получила распространение в психоаналитике, после чего стала фигурировать как самостоятельный термин. С этой позиции явление амбивалентности не характеризуется как патологическое состояние, потому что оно присуще каждому человеку. В период становления личности, познания окружающего мира и осознания себя внутри социальной среды индивид неминуемо проходит выраженный этап двойственности. Но этот момент имеет ограничение по временным рамкам и в норме не всегда проявляется так ярко.

Психологический аспект выстраивается на обязательном явлении амбивалентности в период развития личности. Основанием для нормального восприятия явления служит двойственное отношение к жизни, где с одной стороны - желание жить, а с другой - осознание неминуемой смерти. Эти два понятия представляют собой инстинкты, заглушить которые не представляется возможным, так как они основополагающие. Это объясняет тот факт, что изначально в человеческом разуме амбивалентность не навязана и не спровоцирована внешним фактором: она заложена природой.

Усиление амбивалентности может приводить к неврозам и становиться причиной расстройств личности. К этому могут привести негативные обстоятельства, конфликтные и стрессовые ситуации, чрезмерный прием алкоголя и психотропных веществ. Одно и то же событие в жизни индивид воспринимает с разных точек зрения. Желание не всегда подкрепляется возможностью и здравым смыслом. Но если двойственность не несет вреда восприятию реальности, то это нормальная и адекватная форма данного явления.

В психиатрии понятие амбивалентности не рассматривается как отдельное патологическое состояние. Чаще оно имеет симптоматическое проявление у других болезней. К последним можно отнести хроническую депрессию, обсессивно-компульсивное нарушение, расстройства пищевого поведения, фобические состояния, панические атаки. Зигмунд Фрейд уделял пристальное внимание в своих трудах именно патологической стороне амбивалентности, считая ее ярким проявлением шизофрении.

Грань между нормальной и патологической амбивалентностью определяется степенью ее выраженности и частотой проявлений. В психологии она является причиной психоза, в психиатрии считается лишь симптомом, причиной которого всегда выступает основная болезнь.

Причины

Основной причиной развития амбивалентности является невозможность личности делать выбор и расставлять приоритеты. Нерешительность в некоторых вопросах негативно сказывается на здоровье, общественной позиции, личном статусе человека. Все это приводит к внутреннему психоэмоциональному конфликту. В психологии считается, что это основывается на специфическом восприятии индивида разности расовой принадлежности, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, состояния здоровья и прочих аналогичных моментов. Несоответствие личного понимания и общественных ценностей приводит к внутреннему конфликту.

Большинство психологов склоняются к версии, что суть амбивалентности кроется в личностных качествах человека. Нерешительность, неуверенность в себе и низкий уровень самооценки порождают постоянные сомнения. Такие люди на подсознательном уровне боятся потерпеть неудачу, болезненно переживают критику со стороны окружающих, испытывают страх перед возложенной на них ответственностью. Не последнюю роль играет и внутренний голос, основанный на интуиции, когда разум идет вразрез с эмоциями.

Учеными доказано, что за положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные - правое. Это говорит о том, что по своей физиологии человек склонен испытывать одновременно противоречивые чувства. В принятии решений участвуют как минимум две противодействующие области головного мозга - его когнитивные и социально-аффективные сферы.

Виды

Деление амбивалентности на виды возникло в процессе психотерапевтической практики, когда было доказано, что противоречивость проявляется в различных сферах жизнедеятельности личности.

  • Амбивалентность чувств, или эмоциональный вид, характеризуется двойственным отношением к одному и тому же объекту. Человек испытывает одновременно благосклонность и неприязнь, тягу и отвращение, любовь и ненависть. Нередко этот вид называют амбивалентностью переживаний, потому что он представляет собой биполярность восприятия, что часто случается в сознании.
  • Амбивалентность отношений - возникает на подсознательном уровне. Обусловлена прошлым опытом и настоящими поступками оппонента. Партнер, в прошлом причинивший боль и страдания, при попытках вернуть доверие и благосклонность совершает положительные поступки, но они вызывают противоречивое отношение. Детально данный вид характеризуется между внутренними ощущениями: "хочу - не хочу", "буду - не буду" и т. д. В семейной паре это явление вызывает нестабильность и конфликтность.
  • Амбивалентность привязанности - чаще встречается у детей, когда они одновременно испытывают по отношению к родителям любовь и тягу, но, с другой стороны, боятся их неодобрения и критики. Этому виду подвержены подростки, которые воспитываются в строгих правилах и получают мало любви, ласки и заботы. Как результат - развитие завышенных требований к себе, патологическая самокритичность и низкая самооценка в зрелом возрасте.
  • Амбивалентность мышления - проявляется в противоречивости взглядов на одну и ту же ситуацию, когда в сознании есть место сразу двум определениям, при этом они не вымещают друг друга, а существуют параллельно. Данный вид представляет собой патологическое расстройство личности, которое выражается в неспособности мыслить абстрактно, что бывает при паранойе и шизофрении.
  • Амбивалентность сознания, или субъективный вид, представляет собой психологическую патологию. Она проявляется в разногласии восприятия реальности, то есть внутренние убеждения отличаются от стереотипов или общественного мнения. Часто встречается при психозах, бредовых и навязчивых состояниях, повышенном уровне тревожности.
  • Гендерная амбивалентность - противоречия по половому признаку, когда человеку нравится одежда или способы самовыражения, присущие противоположному полу. Нередко больной не может определиться, к мужчинам или женщинам он испытывает большее сексуальное влечение.
  • Волевая - характеризуется в противоречии между совершением действия и отказом от него. В некоторых случаях носит серьезный характер, когда человек отказывает себе в желании лечь спать или принять пищу.

Эпистемологическая амбивалентность в медицинской практике не рассматривается, она больше относится к философии, где речь идет о противоречивости знаний, чаще можно встретить термин "двойственное познание".

Яркий пример амбивалентности чувств представляет произведение Шекспира "Гамлет", где Отелло одновременно любил и ненавидел Дездемону. Проявление в отношениях семейной пары характеризуется тем, что жена длительное время не может простить измену. Волевой амбивалентности подвержены целые народы - выражено это в сомнениях по поводу принятия важных общегосударственных решений, когда желание бунта подавляется страхом сделать хуже для нации.

Лечение

В случаях, когда амбивалентность не имеет выраженного течения и не доставляет дискомфорта человеку, не приходится говорить о патологии - соответственно, коррекция состояния тоже не требуется. Если она сопровождается паническими атаками, тревожностью и депрессивными расстройствами, то необходимо обратиться к специалисту. Самоанализ и другие способы разобраться в себе могут лишь спровоцировать ухудшения и привести к еще более печальным последствиям.

Специального лекарственного препарата для лечения двойственности нет. Альтернативой выступают медикаменты, которые нацелены на лечение основного расстройства. Седативные средства, антидепрессанты и транквилизаторы применяются чаще всего, с помощью них удается скорректировать общее состояние и купировать психогенное заболевание. Обычно лечение проходит в амбулаторных условиях, но в ситуациях, когда психическое расстройство имеет выраженное клиническое течение и действия пациента несут угрозу как для него самого, так и для окружающих, показана госпитализация в специализированный стационар.

В психологии применяется метод психоанализа. Перед специалистом стоит задача определения причины и вида амбивалентности. От этого во многом зависит тактика лечения, продолжительность и способы воздействия на человека. Травма из детства требует тщательной проработки и устранения. Отдельное внимание уделяется состоянию самооценки и ее коррекции, оказывается воздействие на эмоциональную сферу человека. Комплексный подход подразумевает устранение всех имеющихся психологических отклонений, в том числе страхов и тревожности.

После индивидуального психоанализа результативными оказываются групповые занятия и тренинги с контекстом личностного роста, саморазвития и самореализации. Важно учитывать, что амбивалентное поведение часто находится на грани между нормой и патологией. С целью предотвращения развития какого-либо психиатрического расстройства необходимо своевременно обратиться к психологу и разобраться в истинных причинах двойственности.

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций относительно одного лица, предмета либо явления получило в психологии название «амбивалентность». Человек, находящийся в таком состоянии, испытывает неоднозначность, двойственность либо противоречивость мыслей или чувств к одному и тому же объекту.

Описание

Амбивалентность чувств (с латыни ambo переводится как «оба», а valentia - как «сила») - это неоднозначное, противоречивое отношение к кому-то либо чему-то. Оно выражается в том, что один объект вызывает 2 противоположных чувства в одно и то же время. Это явление с давних времён отмечалось в повседневной жизни, а также описывалось в художественной литературе. Подобная амбивалентность чувств чаще всего приписывалась любовной страсти.

Сам термин «амбивалентность» был введён Блейлером в 1910 году. Он считал, что амбивалентность чувств может считаться главным признаком шизофренического расстройства. Вот что Блейлер писал об этом состоянии человека: «Недолгая амбивалентность является частью обычной психической жизни, а вот устойчивая либо выраженная амбивалентность является изначальным симптомом шизофрении. В этом случае она чаще всего относится к аффективной, волевой или идеаторной сфере».

В тех случаях, когда амбивалентность является характерной для поведения шизофреников, противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно. Однако это состояние могут испытывать и абсолютно нормальные люди. У них амбивалентность чаще всего переживается в таких чувствах, как печаль и ревность.

Психологии нашего времени известно 2 основных представления о таком состоянии:

  1. Под амбивалентностью в психоаналитической теории обычно понимают разнообразную гамму чувств, которую переживает человек по отношению к кому-то. Считается, что такое состояние абсолютно нормально по отношению к тем людям, роль которых является довольно неоднозначной для конкретного человека. А вот однополярность переживаний (исключительно положительные либо отрицательные эмоции) считается проявлением обесценивания либо же идеализации партнёра. Другими словами, человек просто не осознаёт, насколько амбивалентными являются его чувства. Это изменение отношения к важному объекту психоаналитики называют «расщеплением Эго»;
  2. Амбивалентностью в психиатрии и медицинской психологии называют общую периодическую смену отношения. К примеру, утром больной испытывает к кому-то лишь положительные чувства, в обед - негативные, а к вечеру - снова положительные.

Некоторые современные психологи, желая обогатить свой профессиональный словарь, не совсем верно используют этот термин, обозначая им любые неоднозначные побуждения и чувства. На самом деле, амбивалентность чувств – это не просто какие-то смешанные чувства либо побуждения, а противоречивые эмоции, которые человек испытывает практически одновременно, а не попеременно.

Факторы

Чаще всего амбивалентность чувств является одним из самАмбивалентность чувств: факторы и видыых выраженных симптомов шизофренического расстройства психики. Кроме того, она также может проявляться при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также наблюдаться при МДП и затяжных депрессиях. При большой интенсивности проявления, патологическая амбивалентность чувств может значительно усугубить невроз навязчивости и психогенную депрессию.

Наиболее частой причиной амбивалентных эмоций у нормальных людей являются острые переживания, стрессы или конфликты. В одном исследовании участникам предложили посмотреть фильм под названием «Жизнь прекрасна», в котором очень тепло и с юмористической точки зрения рассказывалось о трагической обстановке в концентрационном лагере времён Второй Мировой Войны. Было выяснено, что до просмотра этого фильма лишь 10 процентов испытуемых испытывали амбивалентные чувства в сочетании «счастливый-грустный». После просмотра фильма этот процент увеличился до 44 процентов.

Способность испытывать амбивалентность чувств является функцией зрелости. Большинство подростков способны чувствовать смешанные эмоции, а вот дети делать это не способны. Медицинский психолог Ларсен посредством исследования, проведенного в 2007 году, выяснил, что способность предсказывать, будет или нет какое-либо событие вызывать смешанные чувства, развивается у детей около 10-11 лет.

Амбивалентность не стоит путать с равнодушием. Человек, находящийся в двойственном состоянии ума переживает избыток мнений и идей, а не их отсутствие. Такой человек может очень сильно переживать о том, что вызывает у него подобную двойственность.

Некоторые из эмоций априори вызывают двойственные чувства. Одним из наглядных примеров является ностальгия, при которой люди испытывают ощущение теплой связи с каким-то событием либо объектом прошлого в сочетании с переживанием потери.

Виды

В психологии рассматривается несколько амбивалентных типов отношения:

  • Амбивалентность чувств. Негативное и позитивное чувство к людям, событиям, предметам, проявляющееся одновременно, получило название «эмоциональная амбивалентность». Ярким примером является ненависть и любовь к одной личности;
  • Амбивалентность мышления. Это чередование противоречащих идей в суждениях;
  • Волевая (амбитенденция). Постоянные колебания между двумя противоположными решениями и полная неспособность сделать свой выбор;
  • Амбивалентность намерений. Человек испытывает противоположные желания либо стремления (например, отвращение и вожделение).

Основатель психоанализа вкладывал в амбивалентность несколько иное понимание. Он называл этим термином одновременное сосуществование 2 противоположных внутренних побуждений, с рождения присущих всем людям. Наиболее фундаментальным из таких побуждений является влечение к жизни (либидо), а также влечение к смерти (мортидо). Кроме того, Фрейд рассматривал это состояние как совмещение противоположных влечений к одному сексуальному объекту. Эмоциональная жизнь людей, согласно психоаналитической концепции, также складывается из противоположностей. Например,
Фрейд приводил пример, когда ребёнок обожал своего родителя, и в то же время желал ему смерти.

Также термин «амбивалентность» применяется в психоанализе для описания такого специфического явления, как «трансфер» или «перенос». Фрейд не раз подчёркивал двойственный характер трансфера, одновременно имеющий как позитивную, так и негативную направленность.

В психологии также выделяют отдельное понятие, получившее название «амбивалентность чувств». Это неоднозначное переживание либо одновременно присутствие в человеке 2 противоположных стремлений относительно одного объекта - к примеру, одновременной антипатии и симпатии.

В философии есть отдельный термин «эпистемологическая амбивалентность». Такой термин применяется для того, чтобы обозначить двойственность и неоднозначность многих фундаментальных понятий бытия. Двойственные эмоции и креативность.

Многочисленные исследования показывают, что многие нормальные люди могут испытывать двойственные эмоции. Такая смесь положительных и отрицательных состояний иногда называется смешанными эмоциями. Учёные выяснили, что амбивалентные эмоции значительно повышают творческие способности человека.

Доказано, что переживание смешанных эмоций вызывает более широкий спектр воспоминаний. Это легко объясняется с точки теории конгруэнции: позитивное настроение и положительные эмоции вызывают более желательные мысли и воспоминания, а негативные чувства вызывают другие, нежелательные мысли и воспоминания. Поэтому смешанные эмоции, предоставляя человеку более широкий спектр познаний, гарантируют повышение гибкости мышления. Такие образом, значительно активируется мыслительный процесс, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для развития творчества.

Ещё Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность человека к амбивалентности усиливает его интеллектуальные способности: Он полагал, что способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи значительно увеличивает способности функционирования мозга».

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов

ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

лат. ambi - вокруг, с обеих сторон, valens - сильный) . Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении - склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере - одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли - амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности - одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными. Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле - всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности - амбивалентность присутствует повсеместно: "силы природы всегда двулики" и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь - это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга" (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).

Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

явление нескольких значений (пониманий, прочтений), неоднозначности в высказываниях, текстах, символах и т. д.

Что такое А. в речи, амбивалентный текст (утверждение), можно проиллюстрировать старым советским анекдотом. На собрании выступает высокопоставленный руководитель и заявляет: "В десятой пятилетке мы будем жить еще лучше!" Голос из зала: "А мы?"

В языке А. проявляется у многозначных слов, напр., "занять" означает "занять (место и т. п.)" и "одолжить (деньги)".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

греч. ampi - двойственность, лат. valentia - сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

AMBIVALENCE)

Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.

При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на "плохой" и "хороший".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (МКБ 295)

сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ДВОЙСТВЕННОСТЬ)

двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

от лат. ambo - оба + valentia - сила).

1. В объективном смысле А. - свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против, воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.

2. В субъективном смысле А. - особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против, мыслей, мотивов, эмоций.

Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в "Этике" Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают "нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться". Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательны-ми стогами сена (это, разумеется, "умственный эксперимент"). Об эмоциональной А. см.Амбивалентность чувств. (Б. М.)

Амбивалентность

от лат. ambo - оба и valentia - сила) термин З. Фрейда. А. - характеристика влечений, в которых психоанализ выделяет созидательные и разрушительные тенденции - влечение к жизни и влечение к смерти (Эрос и Танатос).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

ambivalence) - (в психологии) сосуществование противоположных тенденций или эмоций (например, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же индивидууму или предмету. Чрезмерная и преобладающая амбивалентность считается, согласно Блейлеру, характерным признаком шизофрении.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

1. Наличие одновременно противоположных или смешанных чувств по отношению к какому-то человеку, объекту или идее. 2. Склонность постоянно изменять свои чувства или отношение к человеку, объекту или идее. Это значение предполагает наличие значения 1.3. Состояние, при котором кто-то стремится в двух взаимно исключающих друг друга направлениях или к двум противоположным целям. Это значение первоначально возникло в работах К. Левина по теории поля и наиболее ярко проявляется в исследованиях поведенческих реакций на различные формы КОНФЛИКТА.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence

Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.

Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

Амбивалентность

внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.

З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».

Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.

Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.

Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.

Я возненавижу ее так же сильно, как прежде любил… Тут-то я и проявлю всю силу своей души, если возненавижу ее, покину ее, сколь прекрасной, сколь любезной она бы мне ни казалась (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это (Ф. Достоевский, Игрок).

Ср. в «Вишневом саде» А. Чехова – Лопахин и жалеет Гаева и Раневскую, и одновременно злорадствует по поводу их краха.

У него была в душе какая-то болезненная, незалечимая трещина, нанесенная женщиной… Будучи пьяным, он часто вытаскивал из своей дорожной корзинки портрет какой-то женщины… Он то целовал эту фотографию, то швырял ее на пол, прижимал ее к сердцу и плевал на нее, ставил ее в угол на образ и потом капал на нее стеарином (А. Куприн, Как я был актером).

Ведь я люблю тебя и проклинаю!

Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!

К явлениям амбивалентности психоаналитики относят случаи, когда женщина имеет двух любовников (мужа и любовника, бывшего мужа и нынешнего мужа), и ненависть направляется на одного из их пары, пока другой любим ею; если ненавидимый отвергается или уходит, ненависть может проявляться в отношении оставшегося с ней, который, в свою очередь, может быть брошен ею, чтобы с любовью вернуться к оставленному. Этим же объясняется и частое благополучие женщины во втором браке: ненависть, другие отрицательные эмоции направляются на первого мужа, а любовь – на второго.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ