Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(продолжительность – 20 минут)

Основоположниками марксизма, как известно, являются два немецких мыслителя Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) . В середине 19-го века названные мыслители, осознав нарастающее влияние рабочего класса, опираясь на философию Г. Гегеля, учения социалистов-утопистов (прежде всего, Сен-Симона) и английских экономистов (А. Смита, Д. Риккардо), обосновали новую философскую доктрину и в то же время новую идеологию, получившую в дальнейшем наименование марксизма.

Основные идеи нового философского учения Маркс выразил в таких работах, как «Капитал» (1867 – 1883), «Манифест коммунистической партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом), «К критике политической экономии» (1859), «Немецкая идеология» (1845-46).

Марксизм – это идеология пролетариата , полагающая, что именно рабочий класс – самый передовой, сознательный, организованный социальный класс, ему принадлежит будущее, а именно, уничтожив капиталистов в ходе всемирной пролетарской революции, рабочий класс, возглавляемый коммунистической партией, призван создать коммунизм – общество всеобщего счастья, справедливости и социальной гармонии, в котором не будет ни богатых, ни бедных, ни войн, ни иных социальных противоречий, а все будут трудиться в соответствии со своими способностями и получать бесплатно всё, что им нужно для полноценной нормальной жизни.

В своей основе марксизм – это материализм . Материалистическая ориентация сближает марксизм с наукой и ставит его в оппозицию к идеализму и, в особенности, религии. Поэтому марксизм – это также последовательный атеизм . Для маркистов, религия – это опиум народа , форма ложного сознания, отвлекающая людей от классовой борьбы с эксплуататорами, заставляющая любить «врагов», терпеть обиды и унижения, мириться с социальной несправедливостью, одним словам, служащая интересам богатых.

Важнейшим открытием Маркса считается материалистическое понимание истории , согласно которому существуют объективные (т.е. материальные), независимые от сознания и воли людей законы истории , общественной жизни, эти законы также непременны и объективны как законы физики или биологии, люди не могут отменить их действия, а могут лишь их познать и учесть в своей практике, поэтому, по мнению его сторонников, марксизм, открывший эти законы, так же точен и научен, как естественные науки.

Другим фундаментальным положением марксистской философии является экономикоцентризм, утверждающий, что намерения и цели людей обусловлены в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни, т.е. местом в системе разделения труда, отношением к собственности и пр., иными словами, общественное сознание людей есть отражение их общественного бытия , а способ производства материальных благ (экономика) обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества (экономический детерминизм).


Опираясь на идеологию прогресса, Маркс создает учение об общественно-экономических формациях как поступательных стадиях развития любого общества. Отсюда следовало, что, во-первых, мировая история едина, все общества проходят в своем развитии эти стадии одну за другой, от низшей, первобытнообщинной формации, к высшей, коммунистической (всего пять формаций) и, во-вторых, сама формация рассматривалась как единство экономического базиса и политико-юридической надстройки, при этом первый определяет вторую.

Двигателем этого движения, источником общественных изменений выступает классовой борьба : в каждом обществе есть два основных класса – имущий и неимущий – антагонизм, противоречие между которыми выступает источником развития общества. Апогеем классовой борьбы становится социальная революция. Революции оценивались Марксом всецело позитивно как «локомотивы истории», «праздники угнетенных». Но только социалистическая революция, в отличие от буржуазных, открывает путь к истинно справедливому обществу. По мнению Маркса, социалистическая революция инициируется пролетариатом, возглавляемым своим авангардом -- коммунистической партией. Эта революция происходит одновременно во всех странах развитого капитализма и в ее результате устанавливается диктатура пролетариата.

Захватив власть, пролетариат организует народ на строительство общества нового типа – коммунизма , первой фазой которого является социализм . Коммунизм – это пятая, самая прогрессивная (и с точки зрения экономики, и с точки зрения морали) общественно-экономическая формация, завершающая историю. Коммунизм упраздняет частную собственность, эксплуатацию человека человеком, отдает всю полноту власти народу. Постепенно при развитии коммунистической формации, при переходе от первой фазы (социализма) ко второй (собственно коммунизму), исчезают деньги, государство, и, в конце концов, человечество превращается в единое бесклассовое, наднациональное сообщество «всеобщего изобилия и всеобщей справедливости», где реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Таковы основные положения философии марксизма, которая по преимуществу интересовалась именно социальными вопросами.

В результате деятельности Маркса и Энгельса во второй половине 19-го века в Европе и Америке стали повсеместно создаваться рабочие партии. А в 1864 году ими был создан Первый Интернационал – первая международная организация рабочих. Под руководством социал-демократических партий в Европе развернулось рабочее движение, итогом которого стала Парижская Комунна (1871 год) – первая социалистическая республика, просуществовавшая чуть менее двух месяцев.

В России первой рабочей организацией стал «Союз борьбы за освобождение труда» (1883) во главе с Г.В. Плехановым, в 1895 году в Петербурге во главе с В.И. Лениным появился «Союз за освобождение рабочего класса», а в 1898 году была создана РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая труда). В 1903 году партия раскололось, ее самое воинственное, левое крыло получило именование «большевиков», именно они в 1917 году, пользуясь слабостью Временного правительства, организовали первую в мире социалистическую революцию, завершившуюся успехов. Таким образом, Россия стала первой страной победившего социализма. В течение 73 лет наша страна строила социализм на 1/6 части земной суши, вовлекая в это строительство десятки стран по всему миру… Однако в экономическом соревновании с капитализм социализм советского типа проиграл, и потому мировая система социализма распалась…

Но это не означает, что сама идея бесклассового справедливого общества неадекватна. Сегодня такие страны, как Швеция, Норвегия, Германия и другие довольно далеко продвинулись по направлению строительства социально справедливого общества, однако вдохновляются они не идеями Маркса и Энгельса, а более умеренной социал-демократической идеологией, основы которой были выработаны К. Каутским, Э. Бернштейном и др. Социал-демократия, поддерживая идею строительства бесклассового общества, отрицает плодотворность революционных путей, настаивая, что такое общество должно медленно, путем реформ, вызревать в недрах капитализма, что сегодня мы и видим во многих странах Западной Европы.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Рост численности рабочего класса и развитие рабочего движения в Европе получили отклик, отражение и поддержку в рамках философии марксизма, поднявшей на новый уровень идеи социального равенства и справедливости. Основоположниками марксизма стали К. Маркс и Ф. Энгельс, в России крупный вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин.

2. По своей сути марксизм – это последовательный материализм и атеизм. Его центральные идеи носят в основном социально-политический характер – это учение о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, высшей из которой выступает коммунизм, о прогрессивной роли рабочего класса в истории, двигателем которой выступает классовая борьба, а апогеем такой борьбы – пролетарская революция. Таким образом, марксизм – это идеология пролетариата.

3. В нашей стране долгие годы марксизм выполнял роль ведущей и единственной идеологии, однако после распада СССР и социалистической системы влияние марксизма в мире неуклонно падает, хотя его вера в возможность социального справедливого устройства остается актуальной для множества людей.

Марксизм – это философская система, занимающая промежуточное положение между классической и не классической философии. С одной стороны Маркс первый из философов отказывается от тезиса о разумной природе человека. С другой стороны Маркс верил в то, что изменение социальных условий способно изменить природу человека превратив его в разумное существо (НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК), т.е. классическое понимание человека это идеал, нуждающийся в реализации. Маркс говорил: «Философы только объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его.

Основные идеи марксизма.

1. Материалистическое понимание истории.

«Прежде чем мыслить, любить, творить, человек должен есть, пить и одеваться, т.е. человек это не разумное, а экономическое существо, т.е. им движет не разум, а жадность».

2. Учение о классах и классовой борьбе.

По мнению Маркса вопрос о смысли жизни (зачем жить?) лишен для нормального человека всякого смысла. Основной вопрос человеческой жизни – это вопрос об образе жизни (как жить?). С точки зрения марксизма возможны два основных образа жизни:
1. жить можно за счет преобразования природы, за счет труда;
2. жить можно за счет эксплуатации.
Поскольку эксплуатация эффективнее труда во всех обществах эксплуататоры образовывают высший класс. Наряду с высшим классом формируется низший класс (эксплуатируемые) и средний класс (люди, живущие своим трудом). Классовое деление относительно.
3. Учение об общественно – экономических формациях.
Общественно – экономическая формация – это исторический тип общества, характеризующийся определенным уровнем экономики и специфическим способом принуждения к труду. Маркс выделяет пять формаций:
1. первобытный строй. Уровень производительных сил крайне низок, поэтому это экономически не выгодно.
2. рабовладельческий строй. Основные классы: рабовладельцы и рабы. Принуждение к труду носит физический характер. Средний класс – свободные крестьяне. Рабство экономически не рентабельно, поскольку не предполагает сложного труда.
3. феодальный строй. Основные классы: феодалы и крестьяне. Средний класс - жители городов. Принуждение к труду носит характер соглашения. Данная форма эксплуатации также не эффективна, поскольку договорённости не соблюдаются.
4. капиталистический строй. Основные классы: буржуазия и пролетариат. Средний класс – это лица занятые в сфере услуг. Принуждение к труду носит здесь экономический характер. В условиях капитализма деньги возводятся в высшую степень, т.е. все продается и покупается. Что бы существовать, надо что-то продать. Возникают два типа жизни:
1. «товар – деньги – товар»
2. «деньги – товар – деньги»
Второй тип жизни характерен для капиталистов. Если человеку нечего продать, то в условиях капитализма он продает самого себя, превращаясь в пролетария.
Согласно Марксу развитие капиталистического общества приводит к размыванию среднего класса и абсолютному обнищанию большинства населения. Поляризация общества приводит к социальной революции и возникновению новой бесклассовой формации – коммунизма.

24 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

– Феофан Прокопович;

– В.Н. Татищев;

– А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

– антропоцентризм;

– гуманизм;

– религиозный характер;

– возникновение русского космизма (мистического, теологического).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет философии

Структура философского знания.. онтология философия бытия.. гносеология теория познания логика познание принципов мышления..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсаль

Философия и мировоззрение
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу м

Специфика философского знания
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: 1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; 2

Философские школы древнего мира
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: – Фалес – астроном, политический деятель,

Школа Пифагора
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и

Школа Сократа
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из род

Жизнь и философствование Сократа
СОКРАТ (469-399 до н.э.) - великий древнегреческий философ. Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использовани­ем индуктивных доказательств. Один из ро

Объективный идеализм Платона. Теория идей
Платон смог создать первую философскую систему «Объективный идеализм». Одним из первых он определил двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть часть материального м

Философские идеи аристотеля
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э., Халкида) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С

Философия средних веков (периодизация, специфика, основные темы)
Философия Средних веков – это философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной к

Учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры
В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же п

Антропоцентризм и гуманизм эпохи возрождения
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился

Материализм и эмпиризм бэкона
Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, фи

Дуализм и рационализм декарта
Рене Декарт (1596-1650) - основатель философии Нового времени или, как его еще называют, отец современной (modern) философии. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум,

Т.Гоббс и Д.Локк о гос-ве и естественных правах человека
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Гоббс придерживается при

Основные идеи философии просвещения 18в
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представлени

Этическое учение И.Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический

Объективный идеализм Г.Гегеля
Объективный идеализм - одна из осн. разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего

Антропологический материализм Л.Фейербаха
По Фейербаху, не может быть объективного мышления, абсолютной идеи, не зависимой от человека. Реальный субъект разума - человек. Мыслит лишь человек. Он продукт природы. Науки, особенно физиология,

Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
Западничество - сложившееся в 1830-х-1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России.

Толстой
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и см

Достоевский
В исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов. 1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев); 2) перелом, связанный с усвоением рели

Философия общего дела федорова
Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь - это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра

Философия свободы бердяева
он рассматривает свободу как идею. Выделяет три вида свободы: иррациональную (неразумную), рациональную (исполнение морального долга), свобода проникнутая любовью к богу. Человеческая иррац. свобод

Основные идеи философии экзистенциализма
Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), «философия бытия» - направление философии в ХХ веке, здесь человек по

Понятие материи. Основные формы и свойства материи
Материя - (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя яв

Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы,

Специфика и основные формы чувственного и рационального познания
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и

Специфика научного познания. Формы и методы научного познания
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоя- щее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия? 1. У науки свой, особый набор объек

Понятие диалектики принципы и законы диалектики
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод Ø принцип развития,(движение основной атр

Альтернативы диалектики
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философски

Общество как предмет философского исследования
Различают философские подходы к изучению общества: 1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика)) 2

Природа и общество их взаимодействие
Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же м

Философия как аксиология. учение о ценностях
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία - ценность) - теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценносте

Культура как предмет философского анализа шпоры
Культура - совокупность религий, традиций, материальных и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им пр

Основные подходы к проблеме человека в истории философии
Первые представления о человеке возникают задолго до формирования самой философии. На на­чальных этапах истории людям были присущи мифологические и религиозные формы самосозна­ния. В преданиях, ска

Возникновение и развитие марксистской философии (диалектичес­кого материализма). Родоначальниками философии диалектического мате­риализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диа­лектический материализм нередко называют марксистской философией.

Философия диалектического материализма возникла в середине XIX в. Предпосылками возникновения марксистской философии были:

    промышленная революция в Европе (XVIII-XIX вв.), означавшая переход от ручного к машинному труду;

    появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными по­литическими требованиями;

    идеи немецкой классической философии (особенно философии Гегеля и Фейербаха);

    открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; уче­ние о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии.

Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с матери­алистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологичес­кие основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследо­ваний переносится из области отвлеченных рассуждений на область матери­ально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами про­летариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материали­стического понимания истории. По Марксу, общество развивается естествен­ным путем от одной общественной формации к другой. Характерные особен­ности каждой из этих формаций (ступеней развития) определяются способом производства, в основе которого лежат те или иные производственные отно­шения. Общество, где властвует товарное производство, порождает эксплуа­тацию и насилие. Преобразование общества с целью уничтожения эксплуата­ции возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к комму­нистической. Коммунизм, по Марксу, это общественный строй, основанный на общественной собственности на орудия и средства производства, где ме­рилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Соратником К. Маркса был Ф. Энгельс. Вместе они разрабатывали основ­ные идеи материалистической диалектики. Ф. Энгельс много внимания уделял сущности материи, формам ее движения и атрибутам. Наибольший его вклад в философию марксизма – диалектика природы.

Исходной и базисной идеей философии марксизма является новая концепция человека. Почему она является исходной? Дело в том, что та иди иная концепция человека в явном или скрытом виде составляет ядро, стер­жень любой философской, мировоззренческой системы.

Это значит, что человек не просто предполагается как элемент «картины мира», рисуемой мировоззрением, но что он образует ее содержательный центр и вырабатывает представление о сущем как предпосылке и базисе собствен­ного бытия.

Историческая заслуга философии марксизма состояла в том, что она впер­вые преодолела мистификацию человеческой деятельности и созерцания, харак­терную для метафизического материализма, и одновременно идеалистическую мистификацию человеческой деятельности, сведя чувственность и деятельность в единый практически-жизненный процесс. Именно в практике, деятельности фи­лософия марксизма увидела подлинную сущность и основу бытия человека, равно как и единственный инструмент реального преобразования мира.

Исторически, в классическом философствовании человек в любой сфере своей жизнедеятельности представлялся одновременно как естественное и об­щественное существо. Разграничение того и другого в конце концов часто за­вершалось сведением второго к первому. Отсюда «естественное» в человеке стало чем-то вроде основания и критерия правильности организации обще­ства, его установлений и представлений. Так возникли понятия «естественное право», «естественная мораль», «естественное в искусстве».

Вместе с тем границы между царством природы и человека относитель­ны, поскольку ни человек не существует вне природы, ни природа в ее пер­возданном виде не может быть строго отграничена от действующего в ней человека. Это двойственное существование человека особенно хорошо про­сматривается в двойственном характере труда, в котором, по мнению Марк­са, осуществляется процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредству­ет, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Какой предварительный вывод можно сделать из данного определения тру­да, деятельности человека? С одной стороны, человек изменяет форму того, что дано природой (или совершается по ее естественным законам). С другой, человек осуществляет одновременно и свою сознательную цель, т. е. его дея­тельность носит целесообразный характер. Но здесь мы сталкиваемся с про­блемой. Если предмет природы становится объектом внимания и изменения благодаря цели, то откуда берется сама цель? Если эта цель предзаложена в человеке, то сам он так и остается природным существом, поскольку столь же целесообразно действует и животное, действия которого обусловлены природными факторами. И потому человеку предназначено осуществлять в сво­ей жизни те цели, которые преследует природа, сотворившая его.

С этой проблемой впервые столкнулся И. Кант, который рассуждает следу­ющим образом: покуда человек действует Целесообразно, он не свободно по­лагает свои цели, а исходит из своих наличных потребностей (страстей, инте­ресов, стремления к счастью) как преданных. Это его природа, но, повинуясь ей, человек продолжает оставаться несвободным, поскольку действует по за­конам высшей необходимости.

Свобода же человека достигается только тогда, когда человек дает себе закон деятельности сам, безотносительно к своей природе. Содер­жанием этого закона является «категорический императив», который у Канта формален, т. е. лишен какой бы то ни было содержательной определенности.

Тем самым попытка Канта выявить собственно человеческое содержание человеческой деятельности закончилась, в сущности, опустошением сущнос­ти человека, молчаливым признанием ее неопределенности.

Маркс решение данной проблемы начинает именно с того пункта, на котором остановился Кант, – с «опустошения» человека.

Но при этом Маркс указывает, что опустошение это достигается не просто в результате отказа того или иного философа признать принцип целесообраз­ности, а как следствие частнособственнических отношений капиталистичес­кого общества.

С этой точки зрения, отличительной особенностью философии Маркса яв­ляется ориентация на необходимость революционного преобразования мира, основанного на частной собственности: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его», а философия как духовная квинтэссенция своего времени, по Марксу, призвана вносить в обще­ство мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческо­му прогрессу.

Целесообразная деятельность, понимаемая как достижение заранее за­данного результата, воплощаемого затем во внешнем продукте, есть непре­менный момент, хотя и только одна из сторон всякой практической деятельно­сти человека. Ее же конечной целью является не сам по себе внешний продукт, а человек, его свобода.

Таким образом, практика является наиболее глубинной основой и харак­теристикой человеческого мира прежде всего потому, что, во-первых, прак­тика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Во-вторых, практика носит общественный характер, ее нет вне общения лю­дей. В-третьих, практика есть предметная деятельность. И, наконец, в-чет­вертых, практика исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людь­ми условий, обстоятельств и самих себя.

Именно исходя из такого неклассического определения практики, Маркс формулирует целый ряд основных идей нового философского Мировоз­зрения:

Идею материалистического понимания сознания и идеологии;

Идею диалектико-материалистического метода познания;

Идею человека как субъекта истории.

В данном случае остановим внимание еще на одной идее философии мар­ксизма – идее свободы человека. Для Маркса история человечества – это история постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. В основе того и другого существования человека находится соот­ветственно положительная и отрицательная стороны труда. Стало быть, труд – это, с одной стороны, специфически человеческая, творческая, свободная, фор­мирующая и развивающая человека и человечество сила, с другой же сторо­ны, – это отчужденный труд, деформирующий, уродующий человека и челове­чество.

То, что вся европейская культура развивалась и расцвела на почве час­тной собственности – это исторически достоверный факт. Но с развитием частной собственности и разделением труда труд утрачивает характер выраже­ния творческих сил, он все больше становится трудом отчужденным. Для Марк­са понятие отчужденного труда базируется на разнице между сущностью и су­ществованием, на том факте, что человеческое существование в условиях частной собственности удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в дей­ствительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать.

Что происходит с человеком в процессе отчуждения труда (труда по принуждению, подневольного по своей сути)?

Во-первых , отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обедненным и опустошенным.

Во-вторых , отчуждение условий труда от самого труда, когда человеку про­тивостоят в отчужденной форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда.

В-третьих , отчуждение результатов труда. Чем больше человек произво­дит вещей, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих.

В-четвертых , отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

В-пятых , отчуждение идеологии от жизни, приводящее к формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответ­ствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причи­ной отклоняющегося поведения.

В обобщенной форме можно сделать такое заключение. Отчуждение ве­дет к переоценке всех ценностей. Если человек считает высшей целью доход, труд, экологию и прочее, он упускает из виду подлинно моральные ценности: богатство чистой совести, добродетели. В состоянии отчуждения каждая сфеpa жизни не связана с другими (экономика с моралью и т. д.). И это специфи­ческая особенность царства отчуждения, где каждый вращается в кругу своей собственной отчужденности и никого не трогает отчужденность других людей (чужая боль).

А если это так, то человек должен построить другое общество, по Марксу, это социализм, где основной целью станет свобода человека. Царство свобо­ды, по Марксу, начинается лишь тогда, когда прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутрен­ней природой человек – таков идеал философии человека и будущего общества, который Маркс называет «законченным гуманизмом», где индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделения труда и частной собственности и тем самым становится человеком, «выдавливающим из себя раба», человеком развивающимся.

Маркс хорошо понимал, что человек – высшее существо, не сомневался ни в коей мере в необходимости ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным и порабощенным. При этом главный смысл со­здания общества реального гуманизма, по Марксу, как вершины человечес­кой цивилизации заключается во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условия свободного развития всех.

Выводы:

Во-первых , философия марксизма впервые формулирует новую концеп­цию природы, сущности человека.

Во-вторых , исходя из данной концепции, философия марксизма доказы­вает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и не­свободы людей.

В-третьих , философия марксизма доказала, что независимость и свобо­да основываются на акте самореализации, саморазвитии человека.

Контрольные задания:

I. Какой из законов материалистической диалектики, по утверждению Мар­кса и Энгельса, характеризует источник развития?

а) Закон единства и борьбы противоположностей;

б) Закон отрицания отрицания;

в) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

II. Что выражает понятие «надстройка» в философии марксизма?

а) Совокупность производственных отношений;

б) Систему идеологических отношений и институтов;

в) Основополагающие принципы научного познания;

г) Цель научного познания.

Марксизм представляет собой систему социально-политических, экономических и философских воззрений, изложенных впервые Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, а впоследствии развитых Владимиром Лениным. Классический марксизм – это научная теория о революционном преобразовании социальной действительности, об объективных законах развития общества.

Теория Маркса не на пустом месте. Источниками марксизма стали классическая , английская политэкономия и утопический социализм. Взяв из этих течений все самое ценное, Маркс и его ближайший друг и соратник Энгельс сумели создать учение, последовательность и полноту которого признают даже ярые противники марксизма. Марксизм соединяет материалистическое понимание общества и природы с революционной теорией научного коммунизма.

Философия марксизма

Взгляды Маркса складывались под влиянием материалистической Фейербаха и идеалистической логики Гегеля. Основатель новой теории сумел преодолеть ограниченность воззрений Фейербаха, его излишнюю созерцательность и недооценку значимости политической борьбы. Кроме того, Маркс негативно отнесся к метафизическим взглядам Фейербаха, не признававшего развития мира.

К материалистическому пониманию природы и общества Маркс добавил диалектический метод Гегеля, очистив его от идеалистической шелухи. Постепенно вырисовывались контуры нового направления в философии, получившего название диалектического материализма.

Диалектику Маркс и Энгельс впоследствии распространили на историю и другие общественные науки.

В марксизме вопрос об отношении мышления к бытию решается однозначно с материалистических позиций. Иными словами, бытие и материя первичны, а сознание и мышление – это лишь функция особым образом организованной материи, находящейся на высшей ступени своего развития. Философия марксизма отрицает существование высшей божественной сущности, в бы одежды ее ни рядили идеалисты.

Политическая экономия марксизма

Главный труд Маркса, «Капитал», посвящен экономическим вопросам. В этом сочинении автор творчески применил диалектический метод и материалистическую концепцию исторического процесса к изучению капиталистического способа производства. Открыв законы развития общества, основанного на капитале, Маркс убедительно доказал, что крушение капиталистического общества и его замена коммунизмом – неизбежность и объективная необходимость.

Маркс детально исследовал основные экономические понятия и явления, присущие капиталистическому способу производства, включая понятия , денег, обмена, ренты, капитала, прибавочной стоимости. Столь глубокий позволил Марксу сделать ряд выводов, которые представляют ценность не только для тех, кого привлекают идеи строительства бесклассового общества, но и современных предпринимателей, многие из которых учатся управлять своими капиталами, используя книгу Маркса в качестве пособия.

Учение о социализме

Маркс и Энгельс в своих работах провели детальный анализ социальных отношений, характерных для середины XIX века, и обосновали неизбежность гибели капиталистического способа производства и замены капитализма более прогрессивным общественным строем – коммунизмом. Первой фазой является социализм. Это незрелый, неполный коммунизм, который во многом содержит в себе некоторые уродливые черты прежнего строя. Но социализм – неизбежный этап в развитии общества.

Основоположники марксизма одними из первых указали на общественную силу, которая должна стать могильщиком буржуазного строя. Это – пролетариат, наемные рабочие, которые не имеют никаких средств производства и вынуждены продавать свою способность к труду, нанимаясь на работу к капиталистам.

В силу своего особого положения в производстве пролетариат становится революционным классом, вокруг которого объединяются все остальные прогрессивные силы общества.

Центральное положение революционной теории марксизма – учение о диктатуре пролетариата, посредством которой рабочий удерживает свою власть и диктует политическую волю эксплуататорским классам. Под руководством пролетариата трудящиеся способны построить новое общество, в котором не будет места классовому угнетению. Конечная цель марксизма заключается в построении коммунизма, бесклассового общества, основанного на принципах социальной справедливости.

После окончания Второй мировой войны ситуация в мире по-прежнему оставалась напряженной, так как сразу же возникла борьба среди США и СССР за сферы влияния и мировое господство.

Мировое противостояние

Термин «холодная война» впервые появился между 1945 и 1947 г.г. в политических газетах. Так журналисты назвали противостояние между двумя державами за разделение сфер влияния в мире. СССР после окончания победоносной войны естественным образом претендовал на мировое господство и пытался любыми силами объединить вокруг себя страны социалистического лагеря. Союзное руководство считало, что это обеспечит безопасность советских границ, потому что не даст сосредоточить американские базы ядерного оружия вблизи границ. Например, коммунистическому режиму удалось укрепиться в Северной Корее.

США не уступали. Таким образом США объединили 17 государств, у Советского Союза оказалось 7 союзников. Укрепление коммунистического строя в Восточной Европе США объясняли присутствием на территории этих стран советских войск, а не свободным выбором народа.

Стоит сказать, что каждая из сторон считала только свою политикой миролюбивой, а в разжигании конфликтов обвиняла противника. Ведь в период так называемой «холодной войны» постоянно происходили локальные конфликты по всему миру, а та или иная сторона оказывала содействие кому-либо.

США стремился навязать мировому сообществу мнение о том, что СССР в 50-60-е г.г. вновь возвратился к политике, проводимой в 1917 году, то есть вынашивает далеко идущие планы по разжиганию мировой революции и насаждению коммунистического режима по всему миру.

Весь потенциал – в гонку вооружений

Все это привело к тому, что практически вся вторая половина 20 века прошла под девизом гонки вооружений, борьбе за контроль над значимыми мировыми районами, созданию системы военных союзов. Закончилось противостояние официально в 1991 году, с развалом Союза, а фактически – все утихло уже к концу 80-х годах.

В современной историографии до сих пор не утихает полемика о причинах, характере и методах «холодной войны». Особо популярен сегодня взгляд на «холодную войну» как на Третью мировую, которая велась всеми средствами, кроме оружия массового поражения. И одна, и другая стороны использовали следующие методы в борьбе друг с другом: экономические, дипломатические, идеологические и даже диверсионные.

Несмотря на то, что «холодная война» являлась частью внешней политики, она во многом коснулась и внутренней жизни обоих государств. В СССР она привела к укреплению тоталитаризма, а в США – к повсеместному нарушению гражданских свобод. Кроме того, все силы были направлены на создание все нового и нового оружия, которое приходило на смену предыдущего. В эту сферу вкладывались огромные финансовые средства, а также вся интеллектуальная мощь СССР. Это обескровило советскую экономику и снизило конкурентоспособность экономики американской.

Таким образом, сущность «холодной войны» заключалась в борьбе и противостоянии двух держав: США и СССР.

Совет 3: В чем заключалась социальная теория Карла Маркса

В сферу научных интересов Карла Маркса входили философия, политика и экономика. Совместно с Фридрихом Энгельсом он разработал целостную теорию развития общества, в основу которой был положен диалектический материализм. Вершиной социального учения Маркса стала разработка положений о бесклассовом обществе, построенном на коммунистических началах.

Учение Маркса об общественных формациях

Разрабатывая свою теорию построения и развития общества, Маркс исходил из принципов материалистического понимания истории. Он считал, что человеческое общество развивается по трехчленной системе: первичный первобытный коммунизм сменяется классовыми формами, после чего начинается высокоразвитый бесклассовый строй, в котором будут сняты антагонистические противоречия между большими группами людей.

Основоположник научного коммунизма разработал собственную типологию общества. Маркс выделил в истории человечество пять типов общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм, в котором имеется , социалистическая фаза. Основа деления на формации – преобладающие в обществе отношения в сфере производства.

Основы социальной теории Маркса

Основное внимание Маркс уделял экономическим отношениям, благодаря которым общество и переходит от одной формации к другой. Развитие общественного производства идет до состояния максимальной эффективности в рамках конкретного строя. При этом накапливаются присущие строю внутренние противоречия, что ведет к краху прежних общественных отношений и переходу общества к более высокой стадии развития.

Следствием развития капиталистических отношений Маркс называл утрату личностью своего статуса и полноты человеческого бытия. В процессе капиталистической эксплуатации пролетарии отчуждаются от продукта своего труда. Для капиталиста же погоня за большой прибылью становится единственным стимулом в жизни. Подобные отношения неизбежно ведут к изменениям в политической и социальной надстройке общества, затрагивая семью, религию и образование.

В своих многочисленных работах Маркс доказывал, что на смену обществу, построенному на эксплуатации чужого труда, неизбежно придет бесклассовый коммунистический строй. Переход к коммунизму будет возможен только в ходе пролетарской революции, причиной которой станет чрезмерное накопление противоречий. Главным из них является противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов.

Уже во времена формирования социальной теории Маркса находились противники формационного подхода к общественному развитию. Критики марксизма полагают, что его теория является односторонней, что в ней преувеличено влияние материалистических тенденций в обществе и почти не учитывается роль социальных институтов, составляющих надстройку. В качестве главного аргумента несостоятельности социологических выкладок Маркса исследователи выдвигают факт краха социалистической системы, не выдержавшей конкуренции со странами «свободного» мира.

Видео по теме

В основе капиталистического способа производства лежит стремление буржуазии получить дополнительное вознаграждение. В погоне за наживой хозяева предприятий нашли способ извлекать выгоду из труда рабочих, усилиями которых непосредственно создаются материальные блага. Речь идет о прибавочной стоимости. Это понятие является центральным в экономической теории Маркса.

Сущность прибавочной стоимости

Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных экономически активных групп: капиталистов и наемных рабочих. Капиталисты владеют средствами производства, что позволяет им организовывать промышленные и торговые предприятия, нанимая тех, кто имеет только способность к труду. Рабочие, непосредственно создающие материальные блага, получают за свою работу заработную плату. Ее величина устанавливается на том уровне, который должен обеспечить работнику сносные условия существования.

Работая на капиталиста, наемный рабочий на самом деле создает стоимость, которая превышает затраты, необходимые для поддержания его трудоспособности и воспроизводства рабочей силы. Эта дополнительная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом рабочего, и называется в теории Карла Маркса прибавочной стоимостью. Она является выражением той формы эксплуатации, которая характерна именно для капиталистических производственных отношений.

Маркс называл производство прибавочной стоимости существом основного экономического закона капиталистического способа производства. Этот закон касается не только отношений между хозяевами и наемными рабочими, но также тех отношений, что возникают между самыми разными группами буржуазии: банкирами, землевладельцами, промышленниками, торговцами. При капитализме погоня за наживой, принимающей вид прибавочной стоимости, играет главную роль в развитии производства.

Прибавочная стоимость как выражение капиталистической эксплуатации

В центре учения о прибавочной стоимости лежит объяснение тех механизмов, посредством которых осуществляется эксплуатация в буржуазном обществе. Процесс производства стоимости обладает внутренними противоречиями, поскольку при этом происходит неэквивалентный обмен между наемным рабочим и хозяином предприятия. Часть своего рабочего времени работник тратит на то, чтобы создать для капиталиста материальные блага, которые и представляют собой прибавочную стоимость.

В качестве предпосылки появления прибавочной стоимости классики марксизма называли факт превращения рабочей силы в товар. Лишь при капитализме собственник денег и свободный рабочий могут найти друг друга на рынке. Никто не может заставить рабочего трудиться на капиталиста, в этом отношении он отличается от раба или крепостного крестьянина. Продавать рабочую силу его заставляет необходимость обеспечить свое существование.

Теория прибавочной стоимости разрабатывалась Марксом достаточно долго. Впервые ее положения в относительно проработанной форме увидели свет в конце 50-х годов XIX века в рукописи «Критика политической экономии», которая легла в основу фундаментального труда, получившего название «Капитал». Некоторые мысли о природе прибавочной стоимости встречаются в работах 40-х годов: «Наемный труд и капитал», а также «Нищета философии».

Видео по теме

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии Марксизма образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "раннего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Основные тезисы марксизма

  1. в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;
  2. Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;
  3. как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности;
  4. отсюда центр Философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;
  5. это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
  6. наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с экономикой. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание.

  • Общественное бытие - материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства материальных благ, и те отношения, в которые вступают люди между собой в процессе производства.
  • Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
  • Бытие определяет сознание, обратное вообще говоря неверно.

Марксизм - это знания, которые внесли в науку К.Маркс и Ф.Энгельс. Важнейшими достижениями марксизма являются открытие формационного развития общества и создание теории прибавочной стоимости. В СССР иногда к марксизму причисляли знания, добавленные В.И.Лениным. Тогда говорили: марксизм - ленинизм.

В СССР марксизм не подлежал критике, хотя некоторые недоработки в нем уже тогда были очевидны. Самым уязвимым местом, пожалуй, был прогноз развития истории, приведенный в Коммунистическом Манифесте. Там утверждалось, что с развитием капитализма пролетариат будет нищать как относительно, так и абсолютно. Пролетариат объявлялся могильщиком буржуазии. Утверждалось, что капитализм достиг конца своего естественного развития. Реальный ход истории не подтвердил такого прогноза. Правда, капитализм не изжил своих пороков: безработицы и циклического развития экономики. Но пролетарии не нищают абсолютно, в развитых странах они достаточно мирно уживаются с буржуазией, а капитализм прогрессирует как в области производства, так и в социальном направлении, используя существенные налоги на социальные программы. Безусловно, марксизм остается теми знаниями, без которых невозможно сколько-нибудь правильно оценивать реальные ситуации в социологии и экономике. Например, только марксизм позволяет дать четкое понимание природы циклического развития капиталистической экономики. Поэтому наука заинтересована в корректировке этих знаний с учетом реального хода истории. Можно только приветствовать научную критику марксизма, так как она поможет такой корректировке. В свете сказанного представляет известный интерес книга С.Кара-Мурзы "Маркс против русской революции", в которой содержится критика отдельных положений марксизма. Высшая школа обществознания не дает её изложения, так как она вышла большим, по современным нашим понятиям, тиражом, а в виде лекции разбирает её основное содержание, комментируя его с позиции системного подхода к анализу истории.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ