Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Инструкция по охране труда
для тракториста

1. Общие требования охраны труда


1.1 К самостоятельной работе трактористом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие ме¬дицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, аттеста¬цию на знание практических навыков безопасного производства работ, правил дорожного движения и имеющие удостоверение на право управления трактором, имеющие группу по электробезопасности не ниже II и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.
1.2 Тракторист обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией.
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда.
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания(отравления).
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при воз¬действии вредных и опасных производственных факторов в условиях строительства.
1.2.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.
1.3 При выполнении работ на тракториста возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
-продукты сгорания при работе двигателя;
-повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
-повышенная влажность воздуха;
-производственный шум;
-производственная вибрация;
-физические перегрузки;
1.4 Применение дизтоплива бензина и низкозамерзающих жидкостей в системе охлаждения трактора также вредно влияет на санитарно - гигиенические условия работы трактористов.
1.5 Тракторист должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.6 Тракторист должен соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. Инвентарь и инструмент следует хранить в специально отведенном месте. Посторонние предметы хранить в кабине трактора запрещается. .
1.7 Заправка топливом и маслом трактора должны осуществляться с помощью заправщиков при выключенном двигателе. Как исключение, в условиях строительной площадки за¬правка топливом допускается с применением специального инвентаря и приспособлений.
1.8 О всех неисправностях механизмов и приспособлений тракторист обязан немедленно сооб¬щать механику или непосредственному руководителю работ.
1.9 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.10 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.


2. Требования охраны труда перед началом работы


2.1 Тракторист обязан:
-надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
-тщательно осмотреть внешний вид трактора, узлы и агрегаты машины;
-проверить систему тормозов и рукояток управления, звуковую и световую сигнализацию, заправку водой, топливом и смазкой, наружное освещение.
2.3 После осмотра трактора и устранения неисправностей запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут, а затем проверить работоспособность систем и узлов трактора.
2.4 Перед запуском двигателя тракторист обязан убедиться:
-в том, что рычаги управления коробкой перемены передач, гидросистемой, валом отбора мощно¬сти и рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении;
-в отсутствии людей в зоне возможного движения машины или агрегата, а также под трактором и под агрегатируемой с ним машины;
-в надежности соединения пускового шнура с маховиком, а также в том, что для движения руки имеется достаточно свободного места (при отсутствии стартера с аккумулятором).
2.5 При запуске пускового двигателя запрещается:
2.5.1 Ставить ногу на опорный каток, гусеничный ход и находиться у заднего колеса;
2.5.2 Наматывать пусковой шнур на руку;
2.5.3 Стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя.
2.6 Запрещается запускать двигатель:
-при наличии течи горючего в системе питания запрещается запускать двигатель;
-при помощи буксировки.
2.7 Запускать двигатель трактора, находящегося в закрытом помещении, разрешается только при включенной вытяжной вентиляции.
Длительная работа двигателя в закрытом помещении допускается - только с выводом выхлопных газов за пределы помещения.
2.8 В зимнее время для заправки системы охлаждения трактора должны применяться низкозамерзающие жидкости или вода. Применять для заправки системы охлаждения дизельное топливо или другие жидкости не допускается.
2.9 В зимнее время при запуске двигателя в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер - подогретое масло.
2.10 Подогревать двигатель паяльной лампой, горящим факелом и другими источниками откры¬того пламени запрещается.
2.11 Учитывая, что низкозамерзающие жидкости ядовиты, заливка и переливание их должно производиться механизированным способом с применением индивидуальных средств защиты.
2.12 Применение низкозамерзающих жидкостей допускается только после инструктажа трактори¬ста по правилам безопасного обращения с ними.
2.13 Перед выездом с базы механизации или с объекта механик обязан проверить техническое состояние трактора и сделать соответствующую запись в сменном журнале учета работы. К работе допускаются трактора в технически исправном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний узлов и систем, при которых запрещается работа трактора, указан в эксплуатационной до¬кументации (паспорте) завода - изготовителя.
2.14 Въезд на территорию строительной площадки трактора, принадлежащего специализированной организации, допускается с разрешения администрации стройплощадки (мастера или прораба) и после получения инструктажа трактористом по безопасной работе трактора на стройплощадке.
2.15 По прибытию на место работы тракторист обязан ознакомиться под роспись с технологиче¬ской картой или схемой, поручаемой руководителем работы. При наличии источников повышенной опасности к работе можно приступать только при наличии наряда - допуска и после получения целево¬го инструктажа, при котором руководитель работ обязан указать характер опасного или вредного про¬изводственного фактора, границы опасной зоны и конкретные меры по безопасности выполняемой работы.
Проведение целевого инструктажа регистрируется в наряде - допуске на производство работ.


3. Требования охраны труда во время работы


3.1 Порученную работу тракторист обязан выполнять в строгом соответствии с технологической картой, схемой или устным указанием непосредственного руководителя работ (мастера или прораба).
3.2 Во время работы на территории строительной площадки перемещение трактора должно осу¬ществляться по схеме, указанной у въезда на стройплощадку и обозначенной дорожными знаками. Скорость движения трактора вблизи места производства работ не должна превышать 10 км/ч на пря¬мых участках и 5 км/ч на поворотах.
3.3 Работа трактора вблизи ЛЭП и других источников повышенной опасности должна произво¬диться в строгом соответствии с требованиями безопасности, изложенными в наряде - допуске.
3.4 Передвижение трактора через естественные, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в паспорте машины.
3.5 Перемещение трактора по льду допускается только в том случае, если оборудована ледовая переправа согласно соответствующим требованиям безопасности.
3.6 При значительной толщине снежного покрова тракторист должен вести машину с равномер¬ной скоростью на пониженной передаче, стараясь по возможности не делать переключения передач и резких поворотов.
3.7 В гололед трактор должен быть снабжен противоскользящими цепями или быстросъемными ледовыми шипами.
3.8 Работа трактора на откосах и косогорах, крутизна которых превышает допустимую по техни¬ческому паспорту машины, не разрешается.
3.9 Спуск со склона необходимо производить на первой передаче. При этом запрещается выклю¬чать сцепление, двигаться накатом, использовать увеличение крутящего момента, переключать пе¬редачи, производить резкое торможение, останавливать трактор на крутых склонах или ездить попе¬рек них.
3.10 Во время перерывов в работе трактор необходимо установить на ровной площадке, затор¬мозить, рычаги органов управления поставить в нейтральное положение, перевести двигатель на ма¬лые обороты.
3.11 Оставлять без надзора трактор с работающим двигателем запрещается.
3.12 Перемещение, установка и работа трактора вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном про¬ектом производства работ.
При отсутствии указанных расстояний в проекте производства работ допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до колес или гусеницы трактора следует принимать по таблице:

Глубина выемки , м

Грунт

песчаный

супесчаный

суглинистый

глинистый

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей машины

1,25

2,40

3,25

1,75

4,75


3.13 Запрещается передвижение трактора в опасных зонах, создаваемых другими опасными производственными факторами (грузоподъемные краны, строящиеся здания, ЛЭП и др.). Эти зоны на стройплощадке ограждаются сигнальными ограждениями и обозначаются надписями и знаками.
При отсутствии ограждений и знаков, определяющих границы опасных зон, тракторист обязан уточнить их у непосредственного руководителя работ.
3.14 Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.
3.15 Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине.
3.16 Буксировать и вытаскивать трактором автомашины и другие агрегаты допускается с помо¬щью жесткого буксира и под руководством мастера или прораба.
Допускается при буксировке применять стальной канат при наличии решетки на заднем стекле кабины трактора и отсутствии людей в зоне трактора и буксируемого механизма.
3.17 Крышку радиатора на перегретом двигателе во избежание ожога необходимо открывать в рукавицах плавно для постепенного стравливания пара. При этом лицо тракториста должно быть по¬вернуто в сторону от радиатора.
3.18 В темное время суток трактор должен работать со всеми источниками света, предусмотрен¬ными конструкцией машины.
3.19 Выходить из кабины управления и входить в нее, регулировать двигатель, смазывать и кре¬пить узлы во время движения трактора запрещается. Смазку, крепление и регулировку узлов и сис¬тем трактора следует производить при выключенном двигателе.
3.20 Перед началом движения трактора к прицепным агрегатам (машине) тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и агрегатом и только после этого начать движение. Подъезжать к агрегату следует задним ходом на низшей передаче, плавно и без рывков. При этом тракторист обязан наблюдать за командами прицепщика, ноги держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости обеспечить экстренную остановку трак¬тора.
3.21 В момент движения трактора к прицепному агрегату (машине) прицепщик не должен нахо¬диться на пути его движения. Соединять или расцеплять прицепное устройство разрешается только при полной остановке трактора по команде тракториста.
3.22 Во время соединения или расцепления машины тракторист обязан установить рычаг пере¬ключения коробки перемены передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.
3.23 Тормозная система прицепной машины должна быть подключена к трактору. Транспортное средство должно дополнительно соединяться с трактором страховочной цепью (канатом).
3.24 На машинах, работающих от вала отбора мощности трактора, защитный кожух карданного вала должен быть зафиксирован от вращения, а на тракторе и машине должны быть установлены защитные ограждения, перекрывающие воронки защитного кожуха на величину не менее 50 мм.


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях


4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.1.2 Под руководством ответственного за производство работ опера¬тивно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.2 При возникновении загорания необходимо остановить трактор и с помощью огнетушителя, имеющегося в кабине, незамедлительно приступить к тушению.
4.3 В качестве огнегасительных средств можно также использовать песок или другой негорючий сыпучий материал, кошму или другие покрывала, с помощью которых необходимо очаг горения изо¬лировать от доступа воздуха.
4.4 Для быстрой остановки двигателя трактора в аварийной ситуации необходимо включить муф¬ту сцепления и нажать на тормозную педаль или остановить двигатель включением декомпрессионного устройства.
4.5 При работе с этилированным бензином необходимо помнить, что он ядовит. Поэтому запре¬щается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей, стирки одежды, засасывать ртом топливо через шланг. При попадании этилированного бензина на кожу необходимо зараженный участок тела промыть керосином, а затем водой с мылом.
4.6 В случае отказа тормозной системы необходимо остановить трактор на ровной площадке и приступить к устранению неисправности.
пострадавшему и вызвать скорую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.7 При несчастных случаях:
4.7.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
4.7.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
4.7.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия);
4.8 В случае возникновения пожара:
4.8.1 Оповестить работающих в производственном помещении и принять меры к тушению очага пожара. Горящие части электроустановок и электропроводку, находящиеся под напряжением, тушить углекислотным огнетушителем.
4.8.2 Принять меры к вызову на место пожара непосредственного руководителя или других должностных лиц.


5. Требования охраны труда по окончании работы


5.1 Поставить трактор в отведенное место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение, выключить двигатель, включить стояночный тормоз и прекратить подачу топлива.
5.2 Очистить трактор от грязи, пыли, вытекающей смазки и осмотреть состояние его механизмов.
5.3 Устранить обнаруженные неисправности и отрегулировать при необходимости механизмы управления муфты и тормоза.
5.4 Смазать механизмы трактора согласно инструкции завода - изготовителя.
5.5 О всех обнаруженных неисправностях сообщить механику или другому лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию трактора.
5.6 В холодное время года слить воду из радиатора и трубопровода. Это достигается работой двигателя в течение нескольких минут после слива воды.
5.7 О всех неисправностях и перебоях в работе записать в сменный журнал.
5.8 При двух - и трехсменной работе тракторист, принимающий смену, должен получить сведения о техническом состоянии, об имевших место неисправностях, повреждениях и принять меры к их уст¬ранению.
5.9 Вымыть лицо, руки или принять душ.

Охрана труда при работе на тракторе


Работать трактористом разрешается только лицам, достигшим 17-летнего возраста, прошедшим медицинский осмотр, специальное обучение и получившим удостоверение на право управления трактором.

Все трактористы-машинисты должны периодически проходить медицинские осмотры и инструктажи по технике безопасности.

Состояние тракториста во время работы оказывает серьезное влияние на ее результат и безопасность. Часто возникает необходимость в самый короткий срок принять решение для выполнения той или иной операции в сложившейся обстановке. От правильного выбора этого решения порой зависит безопасность самого тракториста и людей, оказавшихся в данный момент в непосредственной близости от трактора.

На функциональное состояние тракториста (насколько он быстро и правильно отреагирует в сложной производственной ситуации) оказывают влияние многие факторы: плохой или недостаточный по продолжительности сон, общее состояние здоровья, прием медикаментов, употребление алкоголя и др. Особенно опасно принимать перед работой или во время работы алкоголь. Алкоголь, как и всякий другой наркотик, действует на центральную нервную систему человека и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Человек под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку.

Учитывая особую опасность управления транспортными средствами, к которым относится и трактор в состоянии опьянения, Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В этом Указе предусмотрено, что за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, налагается штраф в размере ста рублей или лишение права на управление транспортным средством на срок от одного года до трех лет. Если таких нарушений было два в течение одного года, то водитель (тракторист) попадает под уголовную ответственность и наказывается лишением свободы до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере трехсот рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, влекут за собой лишение свободы до трех лет с лишением прав на управление транспортными средствами на срок до пяти лет.

Одежда тракториста и головной убор должны быть чистыми, хорошо подогнанными по размеру и росту, не иметь развевающихся и свисающих концов. Одежда не должна стеснять движений тракториста и должна обеспечивать тепловой режим тела, соответствующий температуре окружающего воздуха. Обувь должна быть с жесткой подметкой и низким каблуком.

Техническое состояние трактора и его влияние на безопасность работы. Безопасность работы на тракторе в значительной степени зависит от технического состояния его механизмов и отдельных устройств. Своевременное и тщательное проведение технического обслуживания трактора повышает условия безопасной работы на нем.

Причинами несчастного случая и аварии во время работы трактора могут быть нарушения регулировки и неисправность механизмов управления поворотом, тормозов, ходовой части, электрооборудования и др. Поэтому согласно существующим правилам к работе допускается только полностью исправный трактор.

Проведение технического обслуживания. Место, где проводится техническое обслуживание, должно быть чистым, с плотным полом и иметь хорошее освещение и вентиляцию, а в зимнее время и нормальную температуру воздуха.

Особую опасность для здоровья человека представляют соединения окиси углерода и окиси азота, содер-жашиеся в отработавших газах двигателя. Поэтому работа двигателя трактора в закрытом помещении совершенно недопустима.

Нельзя использовать для мойки деталей этилированный бензин, так как он содержит свинец, который, постепенно накапливаясь в организме человека, приводит к тяжелой болезни.

При работе с гаечными ключами следует применять только такие, которые по своему размеру подходят под размер отвертываемых гаек или винтов. Нельзя применять какие-либо подкладки или усилители к ключам.

Ручки ключей и другого инструмента должны быть гладкими, чистыми, без трещин и заусенцев.

Движение руки с ключом при затяжке гаек должно иметь направление «на себя», а не «от себя», иначе при срыве ключа с гайкой возможно травмирование руки.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. К самостоятельной работе в качестве тракториста допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение на право управления трактором соответствующей категории;

медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для управления трактором;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вновь принятые на работу трактористы проходят стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к самостоятельной работе.

2. Тракторист обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать правила дорожного движения;

ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкциях по эксплуатации;

содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;

при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;

соблюдать правила личной гигиены;

применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.12.2005 № 166):

Наименование средств индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам

Срок носки в месяцах

Костюм хлопчатобумажный

ЗМи

Головной убор из хлопчатобумажной ткани

Ботинки кожаные (сапоги кирзовые)

Ми

Рукавицы комбинированные

Ми

До износа

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани

Тн

сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве

СлТн30

3. На тракториста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами изделия, конструкции и материалы;

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);

повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте;

повышенный уровень шума и вибрации;

недостаточная видимость рабочей зоны из кабины тракториста;

обрушение грунта;

острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;

физические и нервно-психические перегрузки.

4. Трактористу запрещается:

появляться и находиться на территории организации в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с остаточными явлениями опьянения;

управлять трактором в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения;

распивать спиртные напитки, употреблять токсические или наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

осуществлять пуск двигателя путем буксировки трактора;

приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла в системе смазки и гидравлики;

управлять трактором в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление трактором лицу, находящемуся в таком состоянии;

использовать трактор в личных целях;

управлять не закрепленным за трактористом трактором;

отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом;

хранить в кабине трактора топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;

покидать свое место или оставлять трактор, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение трактора;

мыть руки в бензине, керосине, других горюче-смазочных материалах и вытирать их загрязненной ветошью.

5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах, не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка транспортных средств топливом и маслом.

6. Закрепление трактора за трактористом оформляется приказом руководителя организации.

7. Трактор должен использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

8. Не допускается использовать трактор без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.

9. Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

10. Внесение изменений в конструкцию трактора (агрегатируемой с ним машины) должно производиться по проекту и техническим условиям, разработанным организацией - изготовителем трактора (агрегатируемой с ним машины) или специализированной организацией, имеющей лицензию на проектирование.

11. Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и продувать систему питания ртом не допускается.

12. В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа тракторов.

13. О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.

14. Тракторист, не выполняющий требования настоящей инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

15. Перед началом работы необходимо:

надеть спецодежду и спецобувь;

получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой;

проверить наличие в кабине трактора огнетушителя с опломбированной запорной арматурой (порошкового ручного вместимостью не менее 5 л), аптечки первой медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря;

тщательно осмотреть узлы и агрегаты трактора, проверить тормоза и действие рычагов управления, звуковую сигнализацию, заправку водой и топливом, наружное освещение, после чего запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут и только после этого приступать к работе;

по прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы;

определить рабочую зону трактора, границы опасной зоны, средства связи тракториста с рабочими, обслуживающими трактор, и машинистами других машин. В зоне работы трактора должны быть установлены знаки безопасности и предупредительные надписи. Рабочая зона трактора в темное время суток должна быть освещена.

16. Перед пуском двигателя затормозить трактор стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

17. Не допускается выезд на линию при неисправности рулевого управления, тормозов, стеклоочистителя, систем освещения и сигнализации.

18. При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

19. Перед запуском двигателя рычаг коробки переключения передач установить в нейтральное положение. Муфта сцепления должна быть выключена.

20. Во время запуска двигателя не допускается нахождение людей под трактором и под агрегатируемой с ним машиной, сзади и впереди от них, а также между трактором и агрегатируемой с ним машиной. Перед началом движения подать сигнал и только после этого начать движение.

21. При запуске карбюраторного пускового двигателя не разрешается брать пусковую рукоятку в обхват, все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.

22. Передвижение трактора под проводами действующих линий электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора будет составлять не менее 2 м при напряжении проводов до 20 кВ и 4 м - при напряжении до 35 кВ.

23. В радиусе действия грузоподъемных устройств работа трактора не допускается.

24. Сцепка трактора с прицепным механизмом должна быть жесткой и иметь страховочный трос. Шкворень при жесткой сцепке, рассчитанный на срез при максимальном тяговом усилии, должен быть зашплинтован.

25. При сцепке трактора и агрегата с гидроприводом между агрегатом с гидроприводом и тягачом должен быть предохранительный канат, длина которого меньше, чем длина гибких шлангов гидросистемы.

26. Подготовку к сцепке трактора с прицепным механизмом следует производить на самых малых оборотах двигателя и самой низшей передаче. Тракторист обязан следить за сигналами рабочих, выполняющих сцепку, не допуская резких рывков трактора.

27. Тракторист может подъезжать к экскаватору или грузоподъемному крану только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела грузоподъемного крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором выполняется работа.

Во время погрузки трактористу запрещается находиться в кабине трактора и в зоне действия экскаватора или грузоподъемного крана.

28. После осуществления погрузки тракторист может подходить к трактору и начинать движение только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела грузоподъемного крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором выполняется работа.

29. При продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания в откос не разрешается приближаться к бровке ближе чем на 1 м.

30. Во время работы трактора не разрешается:

находиться в зоне действия трактора посторонним лицам;

отцеплять прицепной механизм до полной остановки трактора;

оставлять трактор с работающим двигателем без присмотра;

производить смазку, крепление и регулировочные работы при работающем двигателе;

работать неисправным инструментом;

запрещается выполнять любые виды ремонтных работ гидросистемы, находящейся под давлением.

31. При работе, транспортировании, перетаскивании двумя и более тракторами расстояние между ними должно быть не менее 2 м.

32. Подъем и спуск тракторов на местности, угол наклона которой более установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускаются. При кратковременной остановке трактора следует выключить муфту сцепления, а также перевести двигатель на малые обороты, рычаг коробки переключения передач - в нейтральное положение, затормозить трактор стояночным тормозом.

33. Во время движения трактора не допускается сходить с площадки управления и входить на нее, регулировать двигатель, смазывать и крепить узлы трактора. Смазку, крепление и регулировку следует производить при выключенном двигателе трактора.

34. Чистить, смазывать и ремонтировать трактор необходимо только после его полной остановки (при выключенном двигателе), при этом должна исключаться возможность его запуска.

35. Не допускается находиться под трактором (механизмами) при работающем двигателе.

36. Буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы разрешается с помощью жесткого буксира, без рывков и под руководством производителя работ или мастера.

37. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой.

38. В целях недопущения опрокидывания трактора переезжать через канавы или кюветы следует на первой передаче.

39. В холодное время года во время работы натяжение гусеничных лент трактора необходимо ослаблять.

40. При транспортировании трактора на трейлере под гусеницы или колеса необходимо положить тормозные башмаки, трактор прикрепить к платформе с помощью растяжек.

41. Оставлять без надзора трактор с работающим (включенным) двигателем не допускается. При перерыве в работе должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание трактора под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.

42. Заправка трактора горюче-смазочными материалами осуществляется на специально оборудованных площадках.

При заправке трактора горюче-смазочными материалами необходимо принять меры против его пролива на пол (землю). Если это произошло, то загрязненный участок посыпают песком (опилками), который затем собирается и утилизируется.

Заправка трактора топливом осуществляется с помощью топливораздаточного крана с рукавом.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

43. По окончании работы необходимо:

поставить трактор в отведенное место, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, затормозить трактор стояночным тормозом;

выполнить работы по ежесменному техническому обслуживанию трактора;

убрать в ящик инструмент и обтирочные материалы;

в холодное время года спустить из радиатора и трубопровода воду, дать двигателю проработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние трактора обо всех неполадках, возникших во время работы.

44. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

45. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

46. При возникновении пожара или загорания тракторист обязан:

немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю объекта;

принять меры по обеспечению безопасности;

приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на тракторе первичных средств пожаротушения.

47. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт запрещается.

48. Если движение трактора с техническими неисправностями не запрещено правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.

49. При невозможности движения сообщить в организацию, которой принадлежит трактор, или в ближайшую аварийно-техническую службу.

50. При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить трактор, выявить причину появления запаха и устранить ее.

51. При возникновении пожара на тракторе немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.

52. В случае возникновения пожара в зоне стоянки транспортных средств или на территории организации эвакуировать трактор в соответствии с разработанным планом эвакуации.

53. При несчастном случае следует немедленно принять необходимые меры по предотвращению воздействия на потерпевшего (потерпевших) травмирующих факторов, оказанию доврачебной медицинской помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего (потерпевших) в организацию здравоохранения. О случившемся тракторист должен немедленно сообщить непосредственному руководителю.

54. Тракторист, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно - любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;

принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно - доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение;

сообщить в Государственную автомобильную инспекцию о дорожно-транспортном происшествии;

предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги;

записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;

принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.

Трактористу, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:

перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;

употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли тракторист в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

для машиниста трактора

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда и предназначена для тракториста, при выполнении им работы согласно профессии и квалификации.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Тракторист управляет трактором и его механизма­ми; производит техническое обслуживание и текущий ремонт маши­ны, зарядку аккумуляторов, заправку топливом; определяет неис­правности и устраняет их; участвует в проведении планово-пре­дупредительного ремонта машины; в работе использует инстру­мент, средства защиты, приспособления.

Тракторы используются для выполнения транспортных работ. Установка навесного, полунавесного прицепного оборудования позволяет использовать трактор как специальную технику для до­рожно-строительных работ.

1.2. При работе тракториста опасными и вредными про­изводственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность дорожно-транспортного происшествия (столкно­вение, наезд, опрокидывание) при нарушении правил дорожного движения, технической неисправности машины, нарушении скорост­ного режима без учета состояния, покрытия и рельефа местности;

– возможность травмирований: рабочими органами специально­го оборудования; острыми кромками, заусенцами, шероховатостями на поверхности инструмента, приспособлений;

– повышенный уровень вибрации и шума;

– возможность ожогов: горячей водой или маслом при сливе из системы охлаждения и смазки; от прикосновения к выпускному трубопроводу при обслуживании двигателя; раствором кислоты при обслуживании аккумуляторной батареи;

– возможность отравления: антифризом при обслуживании сис­темы охлаждения; угарным газом при запуске пускового двигателя в закрытом помещении.

1.3. К работе трактористом допускаются лица не моло­же 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специ­альное обучение безопасности труда и безопасным методам рабо­ты, сдавшие экзамен с выдачей удостоверения на право управле­ния трактором, прошедшие стажировку на рабочем месте в течение 2-14 рабочих смен под руководством опытного работника, проинс­труктированные по охране труда, пожарной безопасности и оформ­ленные приказом по предприятию.

Запрещается допускать к эксплуатации тракторов лиц после длительного перерыва в работе без соответствующего инструкта­жа.

К выполнению механизированных работ на склонах более 9 градусов (16 %) допускаются трактористы 1 и 2 класса с непре­рывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.

Трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).

Данное транспортное средство должно быть закреплено за трактористом приказом по предприятию.

1.4. Трактористу полагаются по Нормам следующие средства индивидуальной защиты:

При управлении трактором с отапливаемой кабиной:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.О38-78;

– рукавицы комбин. двупалые, ГОСТ 12.4.О1О-75, ТО 1-124-86; При управлении тракторами со всеми видами прицепных механизмов без кабин и с неотапливаемыми кабинами:

– комбинезон х/б;

– рукавицы комб.двупалые;

На наружных работах зимой дополнительно:

– куртка х/б на утепляющей прокладке,

ГОСТ 12.4.О84-8О,тип А (Б);

– брюки х/б на утепляющей прокладке.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и соблюдать требования данной инс­трукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва в рабо­те (болезни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязанностей тракториста, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду, застегнуть обшлага рукавов, заправить одеж­ду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор, не держать в карманах одежды металлические предметы с острыми концами.

Тракторист не допускается к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в не­исправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одеж­де, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

2.3. Получить задание на выполнение работы от руководителя работ (мастера).

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Проверить:

– наличие и исправность ручного инструмента, приспособле­ний и специальных устройств;

– внешним осмотром комплектность машины, наличие топлива, масел, эксплуатационных материалов;

– уровень электролита в банках аккумулятора.

Не пользоваться открытым огнем при проверке уровня топли­ва, уровня электролита в банках аккумулятора и заправке топ­ливных баков. Не курить при заправке трактора;

– исправность работы двигателя и исполнительных механизмов на холостом ходу. Особое внимание обратить на исправность тор­мозов, фрикционов, приборов безопасности, освещения, сигнали­зации.

2.5. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение перед пуском двигателя.

При запуске пускового двигателя шнуром не наматывать шнур на руку.

Пуск пускового двигателя рукояткой, предназначенной для проворачивания коленчатого вала, запрещается.

В случае вынужденного чрезвычайными обстоятельствами пуска рукояткой принять следующие меры безопасности:

– рычаги переключения передач и диапазонов коробки передач установить в нейтральное положение;

– рычаги механизма включения и муфты сцепления пускового двигателя установить в положение “Выключено”;

– установить рычаг управления подачей топлива в крайнее нижнее положение (подача топлива выключена);

– установить рычаг декомпрессора в положение “Открыто”;

– затормозить трактор, установив рычаг управления поворо­том на защелку горного тормоза;

– выключить муфту сцепления трактора, зафиксировав педаль муфты сцепления в нажатом положении стопором:

– занять устойчивое положение, держась левой рукой за по­ручень на крышке капота;

– при проворачивании коленчатого вала рукоятку держать правой рукой так, чтобы все пальцы были с одной стороны руко­ятки;

– после запуска пускового двигателя все последующие мани­пуляции по управлению им и пуску дизеля выполнять из кабины трактора.

Во время пуска не допускается присутствие на тракторе и возле него посторонних лиц.

2.6. Перед троганием с места обязательно предупредить об этом сигналом окружающих и работающих на прицепных и навесных орудиях.

В случае вынужденного работ с навесными орудиями проверить работу механизмов подъема и опускания.

2.7. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.8. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара

и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, осторожно, безопасными приемами.

Тракторист обязан пользоваться выданными ему средствами индивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАКТОРА НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОС­ТИ:

3.2.1. Перед транспортными переездами укоротить ограничи­тельные цепи механизма навески для исключения раскачивания ма­шины и зафиксировать навесное оборудование в транспортном положении.

3.2.2. Быть внимательным к дорожным знакам, дорожной раз­метке, сигналам светофора и регулировщика.

Скорость движения поддерживать с учетом дорожных условий, состояния покрытия, транспортного средства и груза. Максималь­ная скорость движения тракторного прицепа на дорогах с сухим твердым покрытием – не выше 3О км/ч.

Особую осторожность соблюдать на заснеженных и обледенелых дорогах, на уклонах, косогорах, крутых поворотах. На таких до­рогах не допускать резких торможений, поворотов.

На ровном сухом асфальте при торможении с начальной ско­ростью 2О км/ч тормозной путь трактора не должен превышать 7,5 м, а тракторного проезда 9-12 м.

3.2.3. С горы и крутых склонов спускаться на первой переда­че. Во избежание опрокидывания запрещаются холостые переезды и работа трактора поперек крутых склонов крутизной более 15 гра­дусов.

Через канавы, бугры и препятствия переезжать осторожно, на малой скорости, не допуская резких наклонов трактора.

3.2.4. Не допускать резких поворотов трактора с навешенны­ми орудиями при ослабленных цепях растяжек.

При транспортных переездах снижать скорость перед поворо­том трактора.

3.2.5. При движении с прицепом (особенно на спусках) не включать муфту сцепления или коробку передач. Запрещается ис­пользовать накат.

3.2.6. Подъезжать на тракторе к машинам, орудиям или при­цепам следует на самой минимальной скорости с неполностью вы­жатой педалью сцепления.

3.2.7. При длительной остановке не оставлять навесное обо­рудование в поднятом положении. Запрещается находиться под поднятым орудием.

Не оставлять трактор в незаторможенном положении.

3.2.8. Не садиться на трактор и не сходить с него во время движения.

3.2.9. Перед тем как сойти с трактора, выключить главную муфту сцепления, поставить рычаг переключения передач в нейт­ральное положение и снова включить главную муфту сцепления.

3.2.1О. Перед подъемом и опусканием навесного оборудова­ния, при поворотах трактора убедиться, что нет опасности ко­го-либо задеть или зацепиться за какое-либо препятствие.

3.3. ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУ­ЖИВАНИИ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕ­ЗОПАСНОСТИ:

3.3.1. Работы, связанные с техническим обслуживанием и устранением неисправностей, выполнять только при неработающем дизеле и опущенном механизме навески. Затянуть стояночный тор­моз, рычаг переключения передач установить в нейтральное поло­жение, выключить включатель “массы”.

3.3.2. Не стоять между тягами при регулировке механизма навески, перестановке упора на штоке цилиндра, навешивании орудий.

3.3.3. При работающем пусковом двигателе не стоять против его маховика.

3.3.4. Регулярно проверять крепление передних и задних ко­лес.

3.3.5. При проверке уровня масла в конечной передаче осте­регаться выброса горячего масла, который может произойти из-за повышения давления в картере при засорении отверстия в сапуне.

3.3.6. При заполнении системы охлаждения антифризом стано­виться так, чтобы пары и брызги относились ветром в сторону.

Запрещается засасывать антифриз ртом. При переливании его пользоваться шлангом.

После работы с антифризом вымыть руки. Антифриз ядовит и попадание даже небольшого количества в организм может вызвать тяжелое отравление.

3.3.7. Шланги гидросистемы крепить хомутиками, не исполь­зовать для этой цели вязальную проволоку.

3.3.8. Очистку и обмывку деталей и узлов производить скребком, ветошью или щеткой.

3.3.9. Остерегаться вращающихся лопастей вентилятора дизе­ля при проверке показаний счетчика моточасов.

3.3.1О. Проверку натяжения ремня вентилятора производить только при неработающем дизеле.

3.3.11. Если при проведении технического обслуживания или ремонта требуется поднять трактор, пользоваться домкратом гру­зоподъемностью не менее 5 тонн.

Домкрат устанавливать в следующих точках:

– под левый или правый лонжерон рамы трактора на расстоя­нии 15О-2ОО мм от буксирного крюка, или между передним и зад­ним поперечными брусьями;

– под передний или задний поперечные брусья против левого или правого лонжерона рамы.

3.3.12. При съеме дизеля с трактора строповку тросами про­изводить только за рым-кронштейны, имеющиеся на дизеле.

3.3.13. Соблюдать осторожность при снятии заливной пробки с радиатора горячего двигателя; во избежание ожога рук снимать пробку, прикрыв ее плотной тряпкой.

3.3.14. Остерегаться сбегающей ветви гусеничной ленты при ее разъединении.

3.3.15. Осматривать и обслуживать аккумулятор осторожно, избегать попадания электролита на кожу.

При приготовлении электролита наливать в посуду сперва во­ду, а затем доливать кислоту. Обратный порядок не допускается.

При обслуживании аккумуляторов выполнять требования мер безопасности, изложенных в инструкции N__.

3.3.16. При демонтаже и монтаже деталей вблизи горячего выхлопного коллектора опасаться прикосновения к нему во избе­жание ожогов.

3.3.17. Для перекачки топлива пользоваться насосом, не за­сасывать топливо ртом.

3.4. При использовании трактора для работы с прицепным оборудованием применять жесткую сцепку, не позволяющую машинам набегать на трактор.

3.5. При работе трактора с орудиями, приводимыми от вала отбора мощности, кардан привода должен быть огражден защитным кожухом.

3.6. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАКТОРЕ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.6.2. Заправку трактора производить механизированным спо­собом при отключенном двигателе. Запрещается заправка топлив­ных баков с помощью ведер; не курить во время заправки.

При заправке следить, чтобы горючее не переливалось через топливный бак.

3.6.3. Не допускать:

– загрязнения коллектора и глушителя пылью, топливом;

– работу трактора в пожароопасных местах при снятом капо­те, использование открытого огня для подогрева масла в поддоне дизеля, при заправке топливного бака;

– скопления на тракторе легко воспламеняющихся продуктов, тряпок, материалов;

3.6.4. Следить, чтобы:

– вблизи работающего дизеля и глушителя не было легковосп­ламеняющихся веществ и материалов;

– в топливных баках не было течи, при обнаружении ее нужно немедленно устранить.

3.6.5. Не подогревать открытым огнем в холодное время года поддон дизеля, топливный бак и топливопроводы.

3.6.6. Проверять периодически исправность контактов и изо­ляции проводов, следить за их исправностью, не применять плав­кие вставки предохранителей неустановленного номинала.

3.6.7. При использовании в холодное время года предпуско­вого подогревателя:

– не производить запуск подогревателя или повторный пуск его после обрыва факела без предварительной продувки котла;

– не оставлять предпусковой подогреватель без присмотра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.7. Прекратить работу с навесным оборудованием, если в гидросистеме произошла утечка жидкости.

3.8. Немедленно приостановить все работы на тракторе, ос­тановить трактор в следующих случаях:

а) при несчастных случаях с людьми;

б) обнаружении неисправности. В последнем случае необходи­мо устранить неисправность.

Не допускать дымления дизеля и значительного падения час­тоты вращения от перегрузки.

При аварии или чрезмерном увеличении частоты вращения ко­ленчатого вала дизеля немедленно выключить подачу топлива и потянуть на себя кнопку аварийной остановки дизеля.

3.9. При дорожно-транспортном происшествии остановить трактор, включить аварийную сигнализацию, оказать помощь пост­радавшим (если они есть), зафиксировать положение трактора на месте ДТП, записать фамилию свидетелей, сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД, руководителю предприятия.

3.1О. Тракторист, оказавшийся очевидцем возникновения по­жара, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, газопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.11. При возникновении пожара на тракторе немедленно отк­лючить аккумуляторную батарею. Не гасить горящее топливо во­дой, воспламенившееся горючее засыпать песком, землей или нак­рыть брезентом, войлоком. О пожаре сообщить руководителю ра­бот.

3.12. Оказать медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N2.

3.13. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ (мастеру) и обратиться в медицинское учрежде­ние.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Поставить трактор на место стоянки. Опустить навесное оборудование на землю, осмотреть, очистить машину.

Затормозить трактор стояночно–запасным тормозом при сбло­кированных педалях тормозов, подложить башмаки.

Во избежание отравления угарным газом не запускать пуско­вой двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией.

4.2. Слить воду из системы охлаждения дизеля при темпера­туре – 5 градусов С.

4.3. Сообщить руководителю работ о всех выявленных непо­ладках в работе оборудования, приспособлений и принятых мерах по их устранению.

4.4. Снять спецодежду, убрать в отведенное место. Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за

пределы предприятия.

4.5. Вымыть руки с мылом или принять душ, если возможно. После работы с этилированным бензином обмыть руки обычным

бензином или керосином, а затем вымыть водой с мылом.

. К управлению и обслуживанию колесных тракторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления трактором. Машинист-тракторист должен пройти обучение по охране труда и получить соответствующее удостоверение.

1.2 . Закрепление лиц за определенной машиной должно оформляться приказом по цеху или предприятию.

1.3 . Машинист должен знать Правила внутреннего распорядка предприятия и точно их выполнять.

1.4 . Машинист должен работать в спецодежде, спецобуви, которую ему выдает администрация предприятия.

1.5 . При движении колесных тракторов по дорогам общего пользования и лесовозным дорогам необходимо руководствоваться «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 . Перед началом работы машинист-тракторист обязан проверить техническую исправность:

ходовой части трактора и прицепного технологического оборудования;

рулевого управления и тормозного устройства;

приборов освещения и звукового сигнала.

2.2 . Полностью заправить трактор ГСМ, специальными и охлаждающими жидкостями.

2.3 . Перед запуском двигателя проверить рычаги управления трактором и технологическим оборудованием и убедиться в том, что они находятся в нейтральном положении, а гидросистема отключена.

2.4 . После запуска двигателя проверить работу машины и технологического оборудования на холостом ходу и убедиться в их исправности. Работа на неисправном тракторе не разрешается.

2.5 . Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей вблизи машины и на пути движения, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 . Подавая трактор задним ходом к прицепному оборудованию, необходимо двигаться на первой передаче заднего хода на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, держа правую ногу на педали подачи топлива, а левую - у педали слива в готовности остановить трактор в любой момент.

3.2 . Если тракторист не видит сближающиеся прицепные устройства, то его действиями должен руководить другой работник, находящийся вне пути движения трактора.

3.3 . Перед каждым входом в кабину трактора машинист должен тщательно очистить обувь от грязи во избежание падения с подножки и соскальзывания ног с педалей управления.

3.4 . Запрещается при движении трактора сходить и входить в кабину, стоять и сидеть на подножках, лестницах, крыльях, навесном технологическом оборудовании.

3.5 . При работающем двигателе запрещается выполнять ремонтные работы под трактором.

3.6 . Очищать технологическое оборудование от земли, снега, грязи, коры, щепы и т.д. следует при полной остановке трактора.

3.7 . При работе с навесным технологическим оборудованием следует выполнять следующие правила безопасности:

при развороте трактора следить за тем, чтобы технологическое оборудование вписывалось в габариты дороги;

не выполнять крутых поворотов на высших транспортных скоростях (под действием центробежных сил происходит опрокидывание);

не проводить регулировочные, очистные и другие работы под поднятым технологическим оборудованием (не исключен самопроизвольный переход гидросистемы в режим опускания);

при длительных переездах учитывать, что техническими условиями на изготовление трактора допускается усадка штоков гидроцилиндров до 30 мм за 30 минут. (Поэтому периодически контролировать и корректировать высоту подъема);

запрещается эксплуатировать прицепное технологическое оборудование с неисправными тормозами.

3.8 . Во время работы машинист обязан выполнять команду «стоп» независимо от того, кем она подана.

3.9 . Оставлять трактор без наблюдения при работающем двигателе запрещается.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 . При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей:

после охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты;

открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания тракторист-машинист обязан выключить двигатель машины.

4.2 . При вынужденной остановке тягача на дороге (по причине неисправности) тракторист-машинист обязан выставить сзади трактора знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности, а в необходимых случаях прибегнуть к помощи других водителей, и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда трактора с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать тракторист-машинист должен довести об этом до сведения механика или руководителя работ.

4.3 . Тракторист-машинист обязан выполнять принятое решение механика (руководителя работ) относительно разгрузки трактора и дальнейшей его буксировки или его буксировки в груженом состоянии на небольшое расстояние до момента выхода трактора на лесовозную дорогу.

Запрещается использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый трактор.

4.4 . Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки,

4.5 . При дорожно-транспортном происшествии тракторист-машинист, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места трактор, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

если невозможно движение транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение трактора и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ