Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

У каких участников возможен приоритет?

  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП, или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

C 1 октября 2018 обеспечение заявок в электронных конкурентных закупок проходит с помощью .

Обеспечение контракта

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 5 000 рублей (без учета НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.

Общие сведения

ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей. Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию. Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.

  • В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
  • В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
  • Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
  • В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
  • Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
  • В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее ;
  • В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.

Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94

Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно

Суть ФЗ 223

ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей. Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации. Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.

  • 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
  • 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
  • 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
  • 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
  • 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
  • 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
  • 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
  • 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.

В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.

Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно

Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.

ФЗ 223 ФЗ 44
Цели законов. Цели законов.
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также - своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также - результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области.
По закону заказчиками являются:
  • Государственные корпорации и компании;
  • Публично-правовые компании;
  • Хозяйственные общества;
  • Организации области электроснабжения, обработки отходов, газоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения;
  • Дочерние общества с капиталом больше 50%;
  • Бюджетные учреждения;
  • Гос. предприятия;
  • Федеральные гос. унитарные предприятия.
  • Государственные учреждения;
  • Муниципальные учреждения;
  • Бюджетные учреждения.
Составление плана. Составление плана.
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки.
Типы закупки. Типы закупки.
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы.
  • Конкурсы с ограничениями, открытые или двухэтапные;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос с котировками;
  • Запрос предложений;
  • Один поставщик;
  • Закрытый конкурс с ограничениями или двухэтапный;
  • Закрытый аукцион.

Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Место размещения извещения Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке. Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке. Внесение изменений в извещение и отмена закупки Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика. Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев. Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках. Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

    223-фз и 44-фз: основные отличия

    В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика. Положение о закупке каждого конкретного заказчика - первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.


    Кто заказчик? 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ
    • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
    • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
    • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
    • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

    Кто поставщик? 44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

    Чем отличается 44‑фз от 223‑фз?

    В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются. По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.


    Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.

    • В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

    Сравниваем 44-фз и 223-фз - таблица для чайников

    Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Для представителей малого бизнеса - не больше 2%. Для электронных аукционов до 3 млн - 1%.

    Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

    • внести денежные средства на счет заказчика,
    • предоставить банковскую гарантию.

    Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и внесена им в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru. 223-ФЗ Остается на усмотрение заказчиков. Требование прописывают в документации, если оно есть.

    Например, для одной из «дочек» РЖД при закупке транспорта на 1 320 000 рублей обеспечение не требуется, потому что это прописано в конкурсной документации.

    Таблица отличий 223-фз от 44-фз

    Важно

    • организации инвалидов,
    • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

    Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров. Способы закупок 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

    Чем отличается 44-фз от 223-фз?

    Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.


    44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции. 223-ий закон создан для особых заказчиков:

    • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
    • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”.

    Сравнительная характеристика фз № 44 и фз № 223

    Определены заказчиком самостоятельно в Положении. Подпись для электронных документов Нужна усиленная неквалифицированная ЭП. В зависимости от площадки требуется квалифицированная либо нет.

    Обеспечение заявок и контракта Обязательны в конкурсах и аукционах. Для других процедур строгой необходимости нет. Деньги зачисляют на счет заказчика или предъявляют банковскую гарантию.
    В аукционе обеспечение заявки вносят только деньгами через ЭТП. Необходимость и способы указываются в Положении. Борьба с демпингом Регламентируется ст.
    37 закона.

    Не обязательна, но заказчик может определить такие меры в Положении. Обоснование НМЦК Необходимо при каждой процедуре (ст.

    22). Не обязательно. Отчеты в ЕИС

    • о ходе исполнения сделки;
    • о выполнении плана по закупкам у СМП;
    • о неконкурентных процедурах (в т.ч.

    Чем отличаются законы о закупках 223-фз и 44-фз?

    У каких участников возможен приоритет? 44-ФЗ

    • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
    • организации инвалидов,
    • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
    • субъекты малого предпринимательства,
    • социально ориентированные некоммерческие организации.

    15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. 223-ФЗ

    • субъекты малого и среднего предпринимательства,
    • приоритет товаров российского происхождения.

    Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП - не меньше 18% совокупного годового объема договоров согласно постановлению правительства. Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 в отношении заказчиков, у которых годовая выручка составила больше 10 млрд.

    Внимание

    Электронные площадки Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

    • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
    • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
    • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
    • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
    • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
    • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

    Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.


    3. Информационное обеспечение закупок: положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок Положение о закупках Не предусмотрено. Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

    Чем отличается 223 ap от 44 ap простыми словами

    • запроса предложений;
    • запроса котировок;
    • открытого конкурса;
    • аукциона, имеющего закрытую форму;
    • открытого или закрытого конкурса с ограниченным участием;
    • многоэтапного конкурса;
    • заключения договора с единственным поставщиком в порядке статьи 93 рассматриваемого закона
    • конкурса;
    • аукциона;
    • в любой иной форме, предусмотренной собственным положением о закупках.

    Разрешенные электронные торговые площадки Только 5 бесплатных площадок Любые площадки на усмотрение заказчика Обеспечение, изменение и расторжение контракта Условия установлены законом Условия прописываются в положении о закупках Сроки процедуры Установлены законом Устанавливаются заказчиком Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.

    Чем отличается 223 фз от 44 фз простыми словами

    В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.

    Какие есть особенности описания предмета закупки Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.

    Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку. Где узнать сроки подачи заявок Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.

    Прописываются заказчиком в Положении. Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения.

    Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

    Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах? 44-ФЗ Только неквалифицированная электронная подпись. 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть квалифицированная и неквалифицированная подпись. Сроки подачи заявок 44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта - все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. 223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем положении о закупках.

    Поэтому между ними может возникать путаница. Принципиальное отличие состоит в том, что в первом законе идет речь о закупках, совершаемых бюджетными организациями, а во втором – о закупках компаний, которыми государство владеет на половину и больше. Очевидно, что рамки, налагаемые 44-ФЗ, значительно строже. Рассмотрим расхождения положений законов в ключевых моментах процесса закупок.

    Заказчики и поставщики

    • 44-ФЗ: заказчиками выступают любые бюджетные учреждения: муниципальные или государственные; поставщиком может стать индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо.
    • 223-ФЗ: торги организовывают компании, которые на 50 и более процентов принадлежат государству, бюджетные компании, которые проводят тендер на собственные средства (не обращаясь к государственному бюджету), компании, которые занимаются ресурсами, контролируемыми государством (например, энергетика), а также субъекты естественных монополий. Поставщиком, как и в случае с 44-ФЗ, может стать любое лицо или организация.

    Доступные способы закупок

    • 44-ФЗ: законом предусмотрены следующие виды конкурентного отбора поставщиков: конкурсы (открытый и закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно, но случае неконкурентных закупок ограничены.
    • 223-ФЗ: в ч.3 ст.3 закона отмечено два обязательных способа закупок: аукцион и конкурс, однако заказчик вправе сам выбрать подходящий способ. Также закон не налагает запрет на неконкурентные закупки, но для их проведения необходимо обозначить причину выбора.

    Гарантия исполнений условий контракта

    • 44-ФЗ: обеспечение исполнения контракта необходимо, без него соглашение не может быть заключено. Если начальная максимальная стоимость работ превышает 50 миллионов рублей, то обеспечение должно составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если же контракт заключается на меньшую сумму, то обеспечение назначается в рамках 5–30%. Обеспечить исполнение контракта можно либо перечислением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.
    • 223-ФЗ: заказчик сам принимает решение о размере суммы, обеспечивающей выполнение условий контракта.

    Внесение изменений и отмена действия контракта

    • 44-ФЗ: контракт может быть расторгнут на условиях, оговоренных в конкурсной документации, которую составляет заказчик. Существенные изменения в условия контракта вноситься не могут.
    • 223-ФЗ: заказчик может изменять любые условия контракта, но возможность изменений должна быть обязательно указана в положении о закупке.

    Антидемпинговые меры

    • 44-ФЗ: обязательное применение антидемпинговых мер оговорено в ст.37 закона.
    • 223-ФЗ: в законе нет упоминания об антидемпинговых мерах, но заказчик может ввести их по своему усмотрению.

    Обжалование действий заказчика

    • 44-ФЗ: жалоба передается в Федеральную антимонопольную службу, в течение двух дней с момента ее получения она публикуется на сайте zakupki.gov.ru , а затем специалисты ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение 5 рабочих дней. Это правило распространяется на все закупки по 44-ФЗ.
    • 223-ФЗ: жалоба также публикуется в Федеральной налоговой службе, однако в этом случае порядок ее рассмотрения должен быть прописан в контракте.


    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ