Книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. ...Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл...
К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является учёный, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель учёного - открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера- создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.
(А.Г. Спиркин)
С2. На основе текста сформулируйте два отличия практического познания от житейского.
С3. Укажите на основе текста любые два отличия научного познания от житейского. Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
С4. Опираясь на знания курса, назовите три метода (средства), с помощью которых осуществляется научное познание. Конкретизируйте один из них.
Мышление
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении…
Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных её закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).
Мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определённой знаковой системе, которая может быть естественной (обычный, разговорный язык) или искусственной (язык математики, символической логики, химических формул и т.д.).
Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жёсткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.
Разум - диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своём высшем уровне мышление может постигать сущность вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выражать логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно…
Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.
(В.П. Кохановский)
С2. Опираясь на текст, сформулируйте две цели, на которые направлен процесс диалектического мышления.
С3. Используя знание обществоведческого курса, дайте краткую характеристику каждой из названных автором исходных форм мышления (логических форм).
С4. Актор пишет о том, что «мышление осуществляется в теснейшей связи с речью». Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите три аспекта этой связи.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах, типах) ненаучного познания, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов, типов).
2. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.
3. Назовите любые две особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.
4. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
5. Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
7. Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Многообразие путей познания мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Задание 21 открывает серию заданий, связанных с приведенным текстом. Нужно провести анализ источника и ответить на вопрос, который подразумевает нахождение в тексте мнения автора – например, выделить данные им критерии или определения. За это можно получить два первичных балла. Главное – внимательно прочитать текст и задание, чтобы не выбрать то, чего не требуется. Как таковой теории нет, поэтому переходим сразу к разборам типовых вариантов!
Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
(по А. В. Петрову)
Какое определение гражданскому обществу даёт автор? Чьи действия корректирует гражданское общество, с точки зрения автора?
Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.
Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.
В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.
С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.
Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.
Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.
(Ф. А. фон Хайек)
В данном тексте ответ не лежит непосредственно на поверхности, но найти его после внимательного прочтения текста не так уж трудно. Давайте обратим внимание на третий абзац, в котором впервые упоминается слово «хозяйство» — в нем оно сравнивается с рыночным типом организации экономики, причем здесь рассматриваются его положительные стороны. Подтверждение этому можно найти во фразе «В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка», то есть «в этом кроется главная причина, по которой люди поддерживают «хозяйство». В следующем же абзаце автор рассказывает о трудностях, с которыми сопряжено «хозяйство», сравнивая их с преимуществами рынка.
В конечном счете ответ будет выглядеть так:
Проявления привлекательности:
Трудности:
Правосознание — это отношение людей к праву…
Ключевой пункт правосознания — осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют — но все они влияют! — на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология — активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны…
В связи с правосознанием и правовой идеологией — кратко о правовой культуре. Правовая культура — это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура — явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре — высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).
В первой половине текста автор рассуждает о правосознании, а последний абзац (самый большой) посвящает именно правовой культуре, в самом его начале давая определение, которое мы и перепишем в первую часть ответа. Во втором предложении абзаца автор говорит о правовой воспитанности и подряд перечисляет ее признаки – нужные нам проявления.
Эссе
Структурные элементы эссе
1) цитата
3) смысл высказывания
4) собственная точка зрения
5) аргументация на теоретическом уровне
6) фактическая аргументация – два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающих верность высказанных суждений
7) вывод
Основные фразы-клише по элементам структуры эссе
Элементы структуры | Фразы-клише |
1. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы | |
Данная проблема является актуальной в условиях … … глобализации общественных отношений; …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; … обострения глобальных проблем современности; … особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; … развития международной интеграции; … современной рыночной экономики; … развития и преодоления мирового экономического кризиса; … жесткой дифференциации общества; … открытой социальной структуры современного общества; … формирования правового государства; … преодоления духовного, нравственного кризиса; … диалога культур; … необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей. |
|
3. Формулирование собственной позиции выпускника | Действительно… Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться. А не задумывались ли вы над тем, что… |
4. Теоретическая аргументация | Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии, социологии, экономической науки, политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания… Данное высказывание может быть теоретически обосновано как… Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании… В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как… |
5. Фактическая аргументация | Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) мысль автора… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора… Обратимся к примерам из произведений русской литературы… Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности… |
6. Вывод | Таким образом, можно сделать вывод… На основании своих рассуждений подведу итог… В заключении можно утверждать, что |
Философия
Основные проблемы
1. Соотношение материи и сознания.
2. Пространство и время как формы бытия.
3. Движение и развитие как способы существования.
4. Проблема сущности сознания.
5. Соотношение сознательного и бессознательного в деятельности человека.
6. Бесконечность процесса познания.
7. Вопрос о возможности познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
8. Соотношение субъекта и объекта познания.
9. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
10. Интуиция и ее роль в познании.
11. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
12. Проблема взаимосвязи самопознания и познания общества и мира в целом.
13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
14. Единство чувственного и рационального познания.
15. Проблема взаимосвязи теории и практики.
16. Взаимодействия природы и общества.
17. Экологическая проблема и пути ее решения.
18. Соотношение материальной и духовной стороны общественной жизни.
19. Соотношение личности и общества.
20. Проблема единства свободы и ответственности личности.
21. Проблема морали в науке.
22. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
23. Многовариантность общественного развития.
24. Сущность цивилизации.
25. Многообразие подходов к изучению общества.
26. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
27. Духовная жизнь общества.
28. Общественное сознание, его структура и формы.
29. Наука как форма общественного сознания.
30. Эстетическое сознание.
31. Философское понимание искусства.
32. Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
33. Нравственное сознание.
34. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
35. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
36. Глобализация общественной жизни.
37. Роль народных масс и личности в истории.
38. Проблема закономерности общественного прогресса.
39. Проблема противоречивости общественного прогресса.
40. Эволюционный и революционный пути развития общества.
41. Человек как существо биосоциальное.
42. Проблема жизни и смерти.
43. Проблема подвига и самопожертвования.
44. Проблема нравственного выбора.
45. Проблема прекрасного и безобразного.
Экономика
Основные проблемы
1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
2. Проблема экономического выбора.
3. Факторы производства и их значение в экономике.
4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
5. Капитал как экономический ресурс.
6. Значение экономики и экономической деятельности в развитии общества.
7. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
8. Сущность и функции денег в экономике.
9. Эффективность использования ресурсов.
10. Значение общественного разделения труда.
11. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
14. Роль торговли в развитии общества.
15. Стимулы и эффективность производства.
16. Справедливость в распределении.
17. Сущность рыночных отношений.
18. Социальная функция бизнеса.
19. Конкуренция и ее значение в экономике.
20. Налоги и их значение в развитии страны.
21. Значение производства в жизни общества.
22. Сущность предпринимательской деятельности.
23. Сущность и последствия инфляции в экономике.
24. Особенности и функции Центрального банка в экономике страны.
25. Проблема рационального поведения потребителя.
26. Роль государства в регулировании экономикой.
27. Проблема материальных стимулов к труду.
28. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкретных преимуществ в экономической деятельности.
Социология, социальная психология
Основные проблемы
1. Соотношение объективных и субъективных факторов на общественные процессы.
2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
3. Социальное неравенство и его значение в обществе.
4. Сохранение стабильности общественной жизни.
5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
8. Проблема компромисса во взаимоотношениях людей.
9. Соотношение социального статуса и поведения человека в обществе.
10. Процессы передачи информации между социальными группами.
11. Молодежь как социальная общность.
12. Особенности отношения к жизни и к людям представителей различных поколений.
13. Особенности образа жизни молодежи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
14. Социальная мобильность.
15. Особенности выполнения людьми различных социальных ролей.
16. Наука как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
17. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
18. Взаимодействие религии и общества.
19. Семья как социальный институт и малая группа.
20. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
21. Отношение человека к труду, его социальная активность.
22. Социальные проблемы современности: алкоголизм, наркомания, проституция и их последствия.
23. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
24. Национальное самосознание.
25. Национальные отношения и тенденции их развития.
26. Межэтнические конфликты.
27. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
28. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
29. Барьеры в межличностных отношениях и возможные варианты их устранения.
30. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
31. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
32. Психологический климат коллектива.
33. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
34. Сущностные характеристики малой группы.
35. Взаимоотношения индивида и группы.
36. Особенности формирования групп.
37. Роли, нормы и статус личности.
38. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
39. Самоопределение как выбор собственной позиции.
40. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
41. Взаимосвязь основных сфер в социализации личности.
42. Проблема таланта и гениальности человека.
43. Значение деятельности в развитии способностей человека.
44. Общение и его значение в жизни человека.
45. Сущность социального конфликта.
46. Взаимоотношения личности и коллектива.
47. Семейные взаимоотношения.
48. Конфликт «отцов и детей».
49. Сущность толпы и стадный инстинкт.
50. Социально-психологический портрет лидера.
51. Детство как важный этап формирования личности.
Политология
Основные проблемы
1. Сущность политики и политической жизни.
2. Политическая система и ее роль в жизни общества.
3. Место и роль государства в политической системе общества.
4. Политические партии и общественно-политические движения в политической системе общества.
5. Особенности современных политических отношений.
6. Политическое сознание. Типы отношений человека к политике.
7. Политическая культура.
8. Проблема ограничения власти законом.
9. Проблема обеспечения целостности государства, его суверенитета и безопасности.
10. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Политика и мораль.
11. Соотношение целей и средств в политике.
12. Политический прогресс и его критерии.
13. Соотношение экономики, политики и права.
14. Сущность и особенности политической власти.
15. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
16. Политический режим: понятие и признаки.
17. Сущность демократического режима.
19. Тоталитарный режим.
20. Политическая система общества: понятие, функции и структура.
21. Место и роль государства в политической системе общества.
22. Происхождение государства.
23. Сущность и признаки государства.
24. Государственный суверенитет.
25. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
26. Форма государства и ее элементы.
27. Соотношение общества и государства.
28. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
29. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
30. Правовое государство: понятие и принципы.
31. Разделение властей как принцип правового государства.
32. Государство и личность: взаимная ответственность.
33. Понятие, функции, виды и структура политических партий.
34. Партийные системы.
35. Общественно-политические движения, группы давления.
36. Политические отношения и их особенности.
37. Политический плюрализм.
38. Сущность и структура политического процесса.
39. Революция и реформа как виды политических преобразований.
40. Политическая модернизация, реформирование государства и политической системы.
41. Значение выборов в жизни общества и государства, проблема абсентеизма.
42. Политические компании: их стратегия и тактика.
43. Популизм: понятие и признаки.
45. Политическое решение.
46. Сущность и функции политического лидерства.
47. Политическое сознание: понятие, структура, функции.
48. Роль идеологии в политике.
49. Политическая культура: понятие и структура, типы.
50. Функционирование политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
Правоведение
Основные проблемы
1. Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права.
2. Сущность права как выражения гуманизма во взаимоотношениях между людьми.
3. Проблема качества законов.
4. Соотношения права и морали.
5. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
6. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
7. Государство и гражданское общество.
8. Проблема значения правовых знаний в вопросе реализации прав граждан на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.
9. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
10. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
11. Сущность юридической ответственности.
12. Правовая культура и ее значение.
13. Равенство всех перед законом.
14. Неукоснительное соблюдение законов всеми участниками общественных отношений – непременное условие развития и процветания общества.
15. Значение справедливого наказания для общественных отношений.
16. Проблема реализации принципа верховенства закона как условия суверенитета и могущества государства.
17. Принцип единообразного толкования закона.
18. Соотношение права с другими социальными нормами.
19. Сущность и предназначение наказания за совершение правонарушений.
20. Проблема взаимосвязи прав и обязанностей личности.
21. Проблема гарантий соблюдения правовых норм в обществе и государстве.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь)
Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО
Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность. Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство. Оригинальность решения проблемы.
Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?
Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)
Быть в контексте задания!!! ... это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения, факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.
Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы- ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко- торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».
И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак). Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель). Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит). Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев). Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин). Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).
Обществознание ЕГЭ часть С
Задание 25.
Задание 26.
Задание 27.
Вариант ответа | % респондентов |
|
2002 г. | 2007 г. |
|
Рост цен | ||
Бедность, обнищание большинства населения | ||
Рост безработицы | ||
Кризис в экономике, спад производства в промышленности и сельском хозяйстве | ||
Рост числа уголовных преступлений | ||
Кризис морали, культуры, нравственности | ||
Коррупция, взяточничество | ||
Рост платности, недоступность образования | ||
Рост наркомании |
Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Интерпретируйте один из сделанных выводов.
Задание 28.
С 9.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: