Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время “посмертные” опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.
Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными “посмертными” опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключение мы специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)
Жизнь после смерти

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1Кор. 15, 32). Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: “Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая” (“Душеполезное чтение”, август 1894).
После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: “Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза” (св. Амвросий “Смерть как благо”).
Преп. авва Дорофей, Отец Газский VI века, суммирует учение ранних Отцов по этому вопросу: “Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (Авва Дорофей. Поучение 12).
Великий подвижник V века, преп. Иоанн Кассиан, ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: “Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 22-28)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т.е. душа), в которой, по блаженному Апостолу, заключается образ Божий и подобие (1Кор. 11, 7; Кол. 3, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их” .
Современные “посмертные” опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть всем христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения
Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.
Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше -в гл. 1, ч.2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.
Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: “Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь”.

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.
Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми “на курорте” счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.
Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как частного суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих” .
В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: “Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость” (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).
В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: “Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому” (“Душеполезное чтение “, август 1894).
Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило , которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные “посмертные” опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила “посмертного” опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.
Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: “Помогите!” – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительное засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!”
Критики православного учения часто неправильно понимают тот “мешок золота”, из которого на мытарствах Ангелы “платили за долги” блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием “сверхдолжных заслуг” святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.
Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:
“Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4).
“Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа” (песнь 6).
“Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8).
Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще тридцати семи дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
Учение Церкви о состоянии душ на небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.
Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания .
Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем XX веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): “В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне блаженной , жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за брата, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву: Богородице, Дево, радуйся… По истечении сорока дней ей было видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней, она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: “хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники”. После сего, блаженная Пелагея сказала: “Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства” .
Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно “фотографии” того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) “Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил Иеромонах. – “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”.
Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение “о иже в аде держимых”.
Св. Григорий Великий, отвечая в своих “Собеседованиях ” на вопрос: “Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти”, учит: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына” (IV; 57,60).
Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).
Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни; “Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться”… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском Императоре Траяне, – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого Императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать “Молитвы на исход души”, которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминовение должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.
Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Молитва на исход души

Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи! Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), воля Твоя – воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя ), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия.

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе “Точного изложения православной веры ” преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:
“Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…
Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…
Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь” (стр. 267-272).

Потусторонний мир - весьма интересная тема, о которой каждый задумывается хоть раз в жизни. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

«Тело твоё умрет, а душа будет жить вечно»

Этими словами обращался в своем письме к умирающей сестре епископ Феофан Затворник. Он, как и другие православные священники, верил в то, что умирает только тело, а вот душа живет вечно. С чем это связано и как это объясняет религия?

Православное учение о жизни после смерти слишком велико и объемно, поэтому рассмотрим лишь некоторые его аспекты. В первую очередь для того, чтобы понять, что после смерти происходит с человеком и его душой, необходимо выяснить, какова же цель всей жизни на земле. В Послании к евреям Святого Апостола Павла есть упоминание о том, что каждый человек должен когда-то умереть, а после этого будет суд. Именно так сделал Иисус Христос, когда добровольно отдался врагам на смерть. Тем самым он смыл грехи многих грешников и показал, что праведных так же, как и его, однажды ждет воскрешение. Православие считает, что если бы жизнь не была вечной, то она бы не имела смысла. Тогда бы люди действительно жили, не зная ради чего они рано или поздно умрут, не было бы смысла делать добрые дела. Именно поэтому душа человека бессмертна. Иисус Христос открыл для православных и верующих врата Небесного Царства и смерть является лишь завершением приготовления к новой жизни.

Что такое душа

Душа человека после смерти продолжает жить. Она является духовным началом человека. Упоминание об этом можно встретить в Бытие (2 глава), а звучит оно примерно следующим образом: «Бог создал человека из земного праха и в лицо его подул дыханием жизни. Теперь человек стал живой душой». Священное писание «говорит» нам о том, что человек двусоставен. Если тело способно умереть, то душа живет вечно. Она - живая сущность, наделенная способностью мыслить, помнить, чувствовать. Иными словами, душа человека после смерти продолжает жить. Она все понимает, чувствует и - самое главное - помнит.

Духовное видение

Для того чтобы убедиться в том, что душа действительно способна чувствовать и понимать, необходимо лишь вспомнить случаи, когда тело человека на некоторое время умирало, а душа все видела и понимала. Подобные истории можно прочитать в самых различных источниках, например, К. Икскуль в своей книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» описывает, что происходит после смерти с человеком и его душой. Все, что написано в книге, является личным опытом автора, который заболел тяжелой болезнью и испытал на себе клиническую смерть. Практически все, что можно прочитать на эту тему в различных источниках, очень схоже между собой.

Люди, которые испытали на себе клиническую смерть характеризуют её белым окутывающим туманом. Внизу виднеется тело самого человека, рядом - его близкие и врачи. Интересно, что душа, отделившаяся от тела, может перемещаться в пространстве и все понимает. Некоторые утверждают, что после того, как тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, душа проходит по длинному тоннелю, в конце которого горит яркий белый цвет. Затем, как правило, в течение некоторого времени душа снова возвращается в тело, и сердце начинает биться. А если человек умирает? Что тогда происходит с ним? Что делает душа человека после смерти?

Встреча с себе подобными

После того как душа отделяется от тела, она может видеть духов, как плохих, так и хороших. Интересно то, что, как правило, она притягивается к себе подобных, и если при жизни какая-либо из сил имела на нее влияние, то и после смерти она будет к ней привязана. Этот период времени, когда душа выбирает себе «компанию», называют Частным Судом. Именно тогда становится совершенно понятно, напрасно ли прошла жизнь этого человека. Если он выполнял все заповеди, был добр и щедр, то, несомненно, рядом с ним будут находиться такие же души - добрые и чистые. Противоположная ситуация характеризуется обществом падших духов. Их ждут вечные муки и страдания в аду.

Первые несколько дней

Интересно, что происходит после смерти с душой человека в первые несколько дней, ведь этот период является для нее временем свободы и наслаждения ею. Именно в первые три дня душа может свободно перемещаться по земле. Как правило, она находится в это время возле своих родных людей. Она даже пытается с ними говорить, но получается это с трудом, ведь человек не способен видеть и слышать духов. В редких случаях, когда связь между людьми и умершими очень велика, они чувствуют присутствие родной души рядом, но не могут этого объяснить. По этой причине погребение христианина совершается именно спустя 3 дня после смерти. Кроме того, именно этот период необходим душе для того, чтобы осознать, где она теперь находится. Ей приходится нелегко, она, возможно, не успела с кем-либо попрощаться или что-либо кому-то сказать. Чаще всего человек не готов к смерти, и эти три дня нужны ему, чтобы понять суть происходящего и попрощаться.

Однако в каждом правиле бывают исключения. Например, К. Икскуль начал свое путешествие в другой мир в первый день, поскольку так велел ему Господь. Большинство святых и мучеников были готовы к смерти, и для того, чтобы перейти в другой мир, им понадобилось всего лишь несколько часов, ведь это и была их основная цель. Каждый случай совершенно разный, а сведения поступают лишь от тех людей, которые испытали «посмертный опыт» на себе. Если же говорить не о клинической смерти, то здесь все может быть совершенно по-другому. Доказательством того, что в первые три дня душа человека находится на земле, служит и то, что именно в этот период времени родственники и друзья усопших чувствуют их присутствие рядом.

Следующий этап

Следующая ступень перехода в загробный мир очень сложная и опасная. На третий-четвертый день душу ожидают испытания - мытарства. Их насчитывают около двадцати, и все их нужно преодолеть, чтобы душа смогла продолжить свой путь. Мытарства - это целые столпотворения злых духов. Они преграждают путь и обвиняют её в грехах. В Библии также рассказывается об этих испытаниях. Мать Иисуса - Пречистая и Преподобная Мария, - узнав о скорой смерти от Архангела Гавриила, просила сына о том, чтобы он избавил её от бесов и мытарств. В ответ на её просьбы Иисус сказал, что после смерти он за руку отведет её на Небеса. Так и произошло. Данное действо можно видеть на иконе «Успение Богородицы». На третий день принято усердно молиться за душу усопшего, таким образом можно помочь ей пройти все испытания.

Что происходит через месяц после смерти

После того как душа прошла мытарства, она поклоняется Богу и отправляется снова в путешествие. На этот раз её ожидают адские бездны и небесные обители. Она смотрит, как мучаются грешники и как радуются праведники, но собственного места у нее еще нет. На сороковой день душе назначается место, где она, как и все, будет ждать Высшего Суда. Существуют также сведения о том, что только до девятого дня душа видит небесные обители и наблюдает за праведными душами, которые живут в счастье и радости. Остальное время (около месяца) ей приходится смотреть на муки грешников в аду. В это время душа плачет, скорбит и покорно ждет своей участи. На сороковой день душе назначается место, где она будет ждать воскресения всех мертвых.

Кто и куда попадает

Конечно же, только Господь Бог вездесущ и точно знает, куда попадает душа после смерти человека. Грешники попадают в ад и проводят там время в ожидании еще больших мук, которые настанут после Высшего Суда. Иногда такие души могут приходить во снах к друзьями и родственникам, прося о помощи. Помочь в такой ситуации можно, помолившись за грешную душу и попросив у Всевышнего отпущения её грехов. Известны случаи, когда искренняя молитва за усопшего человека действительно помогала ему перейти в лучший мир. Так, например, в 3 столетии мученица Перпетуя увидела, что судьба её брата похожа на наполненный водоем, который был расположен слишком высоко, чтобы он мог до него дотянуться. Дни и ночи она молилась о его душе и со временем увидела, как он дотрагивается к водоему и переносится в светлое чистое место. Из вышесказанного становится понятно, что брат был помилован и отправлен из ада в рай. Праведники же, благодаря тому, что прожили свою жизнь не зря, попадают в рай и с нетерпением ждут Судного дня.

Учение Пифагора

Как уже было сказано ранее, существует огромное количество теорий и мифов относительно загробного мира. На протяжении многих столетий ученые и духовенство изучали вопрос: как узнать куда попал человек после смерти, искали ответы, спорили, искали факты и доказательства. Одной из таких теорий было учение Пифагора о переселении душ, так называемой реинкарнации. Этого же мнения придерживались такие ученые, как Платон и Сократ. Огромное количество информации о реинкарнации можно встретить и в таком мистическом течении, как Каббала. Суть её состоит в том, что у души есть определенная цель, или урок, который она должна пройти и выучить. Если в течение жизни человек, в котором живет данная душа, не справляется с этой задачей, она перерождается.

Что происходит с телом после смерти? Оно умирает и воскресить его невозможно, а вот душа ищет себе новую жизнь. В данной теории интересным является и то, что, как правило, все люди, которые состоят в семейном родстве, связаны совершенно не случайно. Если говорить конкретнее, то одни и те же души постоянно ищут друг друга и находят. Например, в прошлой жизни ваша мама могла быть вашей дочерью или даже вашим супругом. Поскольку душа не имеет пола, она может иметь как женское начало, так и мужское, все зависит от того, в какое она попадет тело.

Бытует мнение, что наши друзья и вторые половинки - это также родственные души, которые связаны с нами кармически. Есть и еще один нюанс: например, у сына и отца постоянно возникают конфликты, никто не хочет уступать, до последних дней два родных человека буквально воюют между собой. Скорей всего, в следующей жизни судьба снова сведет эти души вместе, как брата и сестру или как мужа и жену. Так будет продолжаться до тех пор, пока они оба не найдут компромисс.

Квадрат Пифагора

Сторонники теории Пифагора чаще всего интересуются не тем, что происходит с телом после смерти, а тем, какое воплощение проживает их душа и кем они были в прошлой жизни. Для того чтобы выяснить данные факты, был составлен квадрат Пифагора. Попробуем в нем разобраться на примере. Допустим, вы родились 03 декабря 1991 года. Нужно записать полученные цифры в строчку и провести с ними некоторые манипуляции.

  1. Необходимо сложить все числа и получить основное: 3 + 1 + 2 + 1 + 9 + 9 + 1 = 26 - это будет первое число.
  2. Далее необходимо сложить предыдущий результат: 2 + 6 = 8. Это будет второе число.
  3. Для того чтобы получить третье, из первого необходимо вычесть удвоенную первую цифру даты рождения (в нашем случае 03, ноль мы не берем, вычитаем тройку, умноженную на 2): 26 - 3 х 2 = 20.
  4. Последнее число получаем путем складывания цифр третьего рабочего числа: 2+0 = 2.

Теперь запишем дату рождения и полученные результаты:

Для того чтобы узнать, какое воплощение проживает душа, необходимо посчитать все числа, кроме нулей. В нашем случае душа человека, родившаяся 3 декабря 1991 года, проживает 12 воплощение. Составив из этих чисел квадрат Пифагора, можно узнать, и какими характеристиками она обладает.

Некоторые факты

Многих, конечно же, интересует вопрос: есть ли жизнь после смерти? Ответ на него пытаются дать все мировые религии, но однозначного до сих пор нет. Вместо этого в некоторых источниках можно встретить некоторые интересные факты касательно этой темы. Конечно же, нельзя сказать, что утверждения, которые будут приведены ниже, являются догмой. Это, скорей всего, лишь некоторые интересные размышления на эту тему.

Что такое смерть

Сложно ответить на вопрос, есть ли жизнь после смерти, не выяснив основные признаки этого процесса. В медицине под этим понятием понимают остановку дыхания и сердцебиения. Но не следует забывать, что это есть признаки смерти тела человека. С другой стороны, существуют сведения о том, что мумифицированное тело монаха-священника продолжает подавать все признаки жизни: мягкие ткани продавливаются, суставы сгибаются, от него исходит благоухание. В некоторых мумифицированных телах даже растут ногти и волосы, что, возможно, подтверждает тот факт, что определенные биологические процессы в почившем теле все-таки происходят.

А что происходит через год после смерти обычного человека? Конечно же, тело разлагается.

В заключение

Учитывая все вышенаписанное, можно сказать, что тело - это всего лишь одна из оболочек человека. Помимо него, существует и душа - вечная субстанция. Практически все мировые религии сходятся на том, что после смерти тела, душа человека еще живет, кто-то считает, что она перерождается в другом человеке, а кто-то - что она живет на Небесах, но, так или иначе, она продолжает существовать. Все мысли, чувства, эмоции - духовная сфера человека, которая живет, несмотря на физическую смерть. Таким образом, можно считать, что жизнь после смерти существует, однако она больше не взаимосвязана с физическим телом.

Наши души – вечные странники, и куда попадает человек после смерти, есть ли загробная жизнь – точно сказать никто не сумеет.

Многие народы на протяжении нескольких тысячелетий верят в эту тонкую материю — бессмертие души, а ученые стараются опровергнуть любые домыслы и теории.

Думать о вечности призывают нас пастыри разных религий, которые приводят веские доводы о существовании потусторонней жизни, и экстрасенсы, которые своими ритуалами наглядно демонстрируют присутствие в нашей жизни каких-то высших существ из параллельного мира.

Вот несколько версий о том, куда попадают люди после смерти.

Славяне до появления христианства сжигали своих умерших. Так же поступали индейцы майя, а сейчас этого ритуала придерживаются индуисты и в некоторых случаях сторонники буддизма. Они представляют загробный мир энергетической оболочкой, где души находятся в виде фантомов и могут при помощи сверхъестественных способностей помогать своим близким или мешать врагам.

Так как тело – лишь физическая оболочка, удерживающая душу на Земле, то его требуется сжечь, чтобы оно тоже попало в другой мир. Если этого не сделать, то душа вернется на землю, будет тревожить живущих людей или вселяться в их тела.

Библия учит нас, что после смерти, в зависимости от содеянных за период земного существования поступков, люди попадают либо в ад, либо в рай. И там уже предаются забвению и спокойствию либо маются и испытывают адские муки.

Тело принято предавать земле, потому как в истории христианства были реальные случаи воскрешения, когда душа, расставшись с телесной оболочкой, не переходит нужный барьер, а возвращается в физическую форму, из-за того, что еще не наступило время или на земле остались незавершенные дела.

Согласно современным астральным учениям люди, расставшиеся с жизнью по своей воле, в течение тысяч лет не могут переродиться (реинкарнация) и бродят неприкаянными привидениями по земле.


Если они совершили при жизни много плохих поступков, то перерождаются для худшей и тяжелой доли. Те же люди, которые не хотели уходить, по истечении находят новые тела, не всегда человеческие, но и животные. Таким образом, они попадают на новые уровни духовного развития.

У ацтеков, которые следовали культу Солнца, умершие люди попадали в три разных места. Первое – страна воды и тумана Тлалокан, где испытываемое счастье и изобилие было похоже на земное. Тлилан – второй уровень рая предназначался для душ посвященных в таинство бесплотной жизни, существование вне физической оболочки. Третий рай – Тонатиухикан – дом Солнца, в котором живут только души, достигшие полного просветления.

Если человек после смерти попадал в ад (если смерть была постыдная или положение умершего слишком низким), то его подвергали различным судилищам, он проходил через 9 врат (как в Евангелии), затем отправлялись в таком промежуточном состоянии к Творцу, который возвращал их к свету и жизни в новом теле.

Медикам лучше всего известно, что происходит на самом деле, потому что еще во время обучения в институте они сталкиваются во время посещения морга и лабораторных занятий с Миром Мёртвых. Они часто во время хирургических операций ощущают присутствие потусторонней субстанции, но отрицают какую-либо связь между памятью души, существующей в виде сгустка энергии и телом, утерявшим свою функциональность.

Когда человек умирает, считают хирурги и анестезиологи, то кора головного мозга, лишенная кислорода, теряет активность. Если человек переживает клиническую смерть, то за этот момент в его памяти зияет провал, а если он уходит в мир иной, то через 7 минут мозг погибает уже окончательно и никакой души, взирающей сверху на тело или вспоминающей о земных делах, быть не может.

Есть еще одна версия ученых, согласно которой сознание человека — квантовые частицы, которые после смерти отправляются в космос и становятся частью Вселенной.


Таким образом человеческая душа, состоящая из заряженных микрочастиц, является частью единого энергетического поля и несет зашифрованную информацию, накопленную еще с момента зарождения планеты.

Смерть - естественное и необратимое явление, которое рано или поздно коснется каждого человека. Под этим словом понимается полная остановка всех процессов жизнедеятельности организма с последующим разложением плоти. Куда попадает человек после смерти, есть ли что-то по ту сторону - вопросы, волнующие всех людей без исключения во все времена. Ведь научно доказано, что, кроме физического тела, есть еще душа - энергетическая субстанция, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать. Что происходит с ней после биологической смерти?

Христианское учение говорит, что душа человека бессмертна. После того как тело умирает, дух начинает свой нелегкий путь к Богу, проходя разные испытания. Пройдя через них, человек предстает перед Божьим судом, на котором взвешиваются все плохие и хорошие мирские деяния. И если чаша добра получается весомее, то умерший попадает в рай. В ад изгоняются грешники, которые всю жизнь нарушали библейские заповеди.

С религиозной точки зрения все просто: живи с любовью, приноси добро, не нарушай Божьи законы и тогда ты попадешь в царствие Господне. И чем больше добрых людей будут молиться за усопшего сразу после его кончины, тем легче будут его мытарства по дороге к Отцу небесному. Саму смерть священники считают совсем не горем и трагедией, а радостью и счастьем для умершего, так как он, наконец, встретится со своим Создателем.

За все время от кончины до Божьего суда проходит 40 дней, в течение которых усопший предстает перед Господом три раза :

  • первый раз ангелы приводят душу к Отцу на 3 день после смерти - после этого она будет видеть жизнь праведников в раю;
  • на 9 день дух снова предстает перед Творителем и до 40 дня ему показывают картины из жизни грешников;
  • на 40 сутки усопший является к Нему в третий раз - тогда решается, куда определят его душу: в рай или ад.

Все это время родственники должны молиться за новопреставленного и просить Всевышнего облегчить его путь испытаний, дать ему покой и место в раю.

Три дня после кончины

Что происходит и куда попадут люди после смерти - волнующий вопрос. Христианство полагает, что первые два дня дух находится рядом с родными, посещает любимые места и дорогих людей. Человек не понимает, что умер, ему страшно и одиноко, он пытается вернуться в свое тело. В это время рядом с ним находятся и ангелы, и черти - они стараются склонить душу каждый в свою сторону.

Как правило, люди умирают неожиданно, не успев закончить свои земные дела, сказать кому-то что-то важное, попрощаться. Первые два дня даются ему именно с этой целью, а также чтобы осознать свою кончину и успокоиться.

На третий день тело хоронят. С этого момента начинаются испытания для духа. Он бродит от могилы до дома, не находя себе места. Все это время живые ощущают незримое присутствие усопшего, но не могут объяснить это словами. Некоторые слышат стук в окно или двери, в доме падают вещи покойного, звонки по телефону от умершего и другие странные явления.

9 дней после смерти

На 9 день человек привыкает к своему новому состоянию и начинает подниматься в царствие небесное. Все это время его окружают бесы, злые духи, которые обвиняют новопреставленного в различных грехах, плохих поступках, чтобы помешать его восхождению и утащить с собой. Они могут манипулировать чувствами души, по всякому стараясь ее остановить.

В это время живым необходимо молиться за умершего, вспоминать о нем только хорошее, говорить исключительно добрые слова. Таким образом, живые помогают мертвым как можно легче пройти через все мытарства по пути к Господу.

Считается, что с 3 по 9 день дух может видеть жизнь праведных людей в раю, а с 9 по 40 он наблюдает за вечными мучениями грешников. Это делается для понимания того, что может ожидать усопшего, дать возможность раскаяться в содеянном. Молитвы за упокой и просьбы живых также помогают душе получить более светлую участь.

40 сутки и Судный день

Цифра 40 имеет важный смысл, потому что именно на 40 день Иисус вознесся к Богу, куда попадает душа после смерти . Пройдя все мытарства, дух умершего, наконец, предстает перед Отцом на суде, где решается его дальнейшая судьба: останется ли он в раю вместе с другими праведными людьми и его изгонят в Ад на вечные мучения.

Попав в Царствие Господне, душа находится там некоторое время, а затем вновь приходит на землю. Существует мнение, что переродиться она сможет только после того, как останки человека полностью сгниют и исчезнут с лица земли. Тех, кто угодил в преисподнюю, ожидают вечные мучения за совершенные грехи.

Еще считается, что живые, искренне молясь за усопшего грешника, могут изменить его участь - отмоленный дух может перенестись из ада в рай.

Интересные факты о загробной жизни

Существует несколько положений, которые если не полностью, то хотя бы частично совпадают в различных учениях и верованиях :

  1. Человек, собственноручно окончивший земное существование, сразу после смерти не попадет ни в рай, ни в ад. Суицид считается одним из самых больших грехов, поэтому церковь запрещает отпевать таких людей. В старые времена даже запрещалось хоронить их на общем кладбище. Душа самоубийцы считается неупокоенной, она мается между небом и землей, пока не истечет отмеренный для человека срок жизни. И только потом на небесах принимается решение о том, куда его определить.
  2. После кончины человека в его жилище нельзя переставлять вещи и менять обстановку, делать ремонт в течение 9 дней. Этим можно только усилить страдания усопшего. Нужно дать ему проститься и уйти.
  3. Не существует безгрешных людей и потому испытания на пути к Господу ожидают каждого человека. Избежать их получилось только у матери Христа, которую он провел за руку к воротам Рая.
  4. Сразу после смерти к человеку приходят два ангела, которые помогают ему и сопровождают все 40 дней до встречи с Ним.
  5. Перед физической смертью человек видит страшные картины, которые показывают бесы. Они хотят запугать умирающего, чтобы тот отказался от Бога еще при жизни и пошел вместе с ними.
  6. Маленькие дети, не достигшие 14 лет, считаются невинными, не несущими ответственности за свои деяния. И если ребенок погибает до этого возраста, то его душа не проходит мытарств, а сразу попадает в Царствие Небесное, куда его провожает кто-то из умерших близких.

Конечно же, это все недоказанные сведения, однако, они довольно широко распространены среди людей и имеют право на существование.

Другие популярные версии

Куда уходит душа с точки зрения науки, медицины, эзотерики и других точек зрения? Люди, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся обратно, рассказывают примерно одно и то же. Одни говорят о страшных, ужасных видениях с демонами и бесами, зловонном запахе и животном страхе. Другие, наоборот, пребывали в полном восторге от увиденного по ту сторону жизни: чувство легкости и полного умиротворения, люди в белых одеждах, разговаривающие мысленно, яркие, красочные пейзажи.

Разделение этих повествований на добрые и негативные позволяет говорить о правдивости преданий о рае и аде. Увиденное заставляет людей еще больше поверить в загробную мир и изменить свой образ бытия. Они начинают по-другому смотреть на жизнь, больше ценить ее, любить людей и окружающий мир.

Астрологи верят, что души переселяются на другие планеты , откуда они родом. Планета Земля якобы является чистилищем для грешников. И после проживания человеческой жизни, прохождения многих испытаний, человек возвращается в свой родной дом.

Ясновидящие и экстрасенсы считают, что покинувшие мир живых отправляются в потусторонний мир, невидимый для живущих на земле. Но все равно они продолжают находиться рядом со своими родными, помогают им и защищают от всевозможной опасности. Чаще всего усопшие являются во сне, чтобы передать какую-то важную информацию, предупредить об угрозе и направить в нужную сторону.

Пифагор, Платон и Сократ придерживались теории о реинкарнации . Согласно этому учению, каждая душа приходит на землю со своей индивидуальной, особой миссией - получить какой-то важный опыт, сделать что-то для человечества или, наоборот, предотвратить некие события. Не достигнув поставленной цели, не усвоив нужные уроки за одну жизнь, дух возвращается на землю снова в новом теле. И так до тех пор, пока он полностью не исполнит свое предназначение. После этого душа попадает в место вечного покоя и блаженства.

Научные данные

Большинство ученых умов привыкли иметь дело с тем, что можно потрогать, измерить, посчитать. И все-таки некоторые из них в разные времена задавались вопросом о том, существует ли душа с научной точки зрения.

В 30-е года прошлого века российский биолог Лепешкин изучал момент кончины человека. Он сумел зарегистрировать бурный всплеск энергии в момент умирания тела. Саму энергию он также зафиксировал с помощью сверхчувствительной фотопленки.

Стюарт Хаммерофф, американский анестезиолог, который видел не одну клиническую смерть в своей жизни, говорит о том, что душа - это некая субстанция, содержащая в себе всю информации о человеке. После физической смерти она отделяется от тела и отправляется в космос.

Сравнительно недавно также была проведена серия одного и того же эксперимента, в ходе которого было доказано, что человек - это не только его тело. Суть его в следующем: умирающего человека клали на весы и фиксировали его вес при жизни. Также записывались его весовые показатели после констатации смерти. Человек «худел» на 40−60 г. в момент своей кончины! Вывод напрашивался сам собой - эти несколько десятков грамм и есть вес человеческой души. И тогда же стали говорить о том, что каждая личность имеет душу определенного веса.

Еще одни наши соотечественники сумели настроиться на определенную радиоволну, на частоте которой они смогли вступить в контакт с умершими людьми. Во время этого опыта ученые смогли получить послание с того света о том, что души с нетерпением ждут своего перерождения. Еще духи призывали живых не делать аборты, так как убитый плод - это потерянный шанс прийти в этот мир.

Подобным экспериментов с обнародованными результатами насчитывается великое множество. Поэтому можно утверждать, что жизнь после смерти с научной точки зрения тоже существует.

О предстоящей загробной жизни, рано или поздно, задумывается каждый смертный. У большинства людей предстоящая перспектива вызывает ужас. Подробный ответ на популярный ныне вопрос, что происходит с душой после смерти, можно прочитать ниже.

Структура Вселенной

Вселенную можно описать как конструкцию, состоящую из трех слоев:

  • Явь . Физический мир. Наше текущее местоположение.
  • Правь . Мир тончайшей энергии. Здесь рождается новая душа.
  • Навь . Некая прослойка между «Явь» и «Правь». Душа, появившаяся в «Прави», проходит этот мир и стремится в «Явь». Душа умершего проходит этот путь в обратную сторону.

Путь души после кончины человека:

  1. Смерть . Душа покидает физическое тело. Некоторое время, а более подробно об этом периоде мы опишем ниже, сущность находится в мире Явь.
  2. Очищение . Душа подымается в Навь. В этом высоком мире идет очищение.
  3. Новая жизнь . Тончайшая энергия подымается в мир Прави: идет полное перерождение - реинкарнация.

Отдельные духовные учения говорят - обратный путь к рождению нового «я» не начнется, пока на земле остается хоть крохотная частичка материального тела.

Гниение в земле может длиться десятилетиями, и только после этого душа сможет освободиться окончательно. Именно поэтому, некоторые родственники усопшего пользуются услугами крематория.

Куда уходит душа после смерти?

До конца 19 века, ответ на вопрос, что случается с душой покойника, был очевиден: после кончины грешник попадёт в Ад, а праведник в Рай.

С развитием цивилизации и духовного сознания, появилось множество других версий:

  • Медиум Эдгар Кейси . Души покойников переходят в тонкий мир, но находятся «рядом» с нами. Мы не можем видеть их, но люди, обладающие специальными возможностями, могут вести с ними диалог (экстрасенсы).
  • Эзотерика . Существует некие астральные плоскости, в которых обитают сверхъестественные существа: люди, боги, демоны, ангелы и другие мыслеформы созданные нашими страхами и фобиями.

Учения церкви, упомянуты выше, можно поделить на две теории:

  1. Душа, пройдя Частный суд, навеки остается в аду или в раю.
  2. Современное толкование - происходит реинкарнация, и душа получает новую «оболочку».

Какую истину принять - решать каждому. Утверждать можно одно - смерть физического тела, это этап перехода сущности в новую жизнь .

Души животных после смерти

За небольшими различиями, схожесть души животного схожа с человеческой, но путь после смерти иной:

  • Первые дни . Животное не понимает что произошло. Душа домашнего питомца ходит за хозяином. Видя, что на нее не обращают внимания, она переходит на следующий этап своего последнего пути.
  • Групповой дух . В тонком мире существуют эфирные облака. Для каждого вида, они отдельны: коровы имеют одно облако, собаки - другое и т.д. Постепенно душа вливается в Групповой дух, и растворяется в нем.
  • Рождение . При зачатии новой жизни, с эфирного облака опускается семя души - процесс повторяется заново.

Важно понимать - человек «хватается» за жизнь до самого последнего момента, а животное о своей смерти знает заранее. Поэтому важно, в последние минуты его жизни, смотреть своему любимцу в глаза - так он прощается со своим хозяином.

Астральный мир

Путешествия в астральный мир, несмотря на осуждения церковью, стали популярны. Что это такое, попробуем объяснить тезисами:

  • Эфирное тело . Каждый человек имеет две сущности: материальное - физическое тело, эфирное - душа.
  • Сон . Во время сновидений, эфирное тело выходит из физического, и висит над ним на расстоянии в 30-35 см.
  • Осознанность . При помощи транса можно осознать свое «я» и путешествовать в параллельном мире - астральном.
  • Серебряный шнур . Между телом и эфирной сущностью есть связь - серебряный шнур. После смерти он разрывается.

В некоторых странах для смертно больных существуют специальные клиники, позволяющие научиться выходить в астральный мир, и таким образом побороть страх перед своей будущей кончиной.

В этом ролике Петр Метальников расскажет о общепризнанной теории, рассказывающей о том, куда попадает душа человека после его смерти:

Куда попадает душа после смерти?

Нигде в мире так подробно не описаны первые дни загробной жизни покойного, как это сделано в учениях Христианской православной церкви:

  • 3 дня . Нет понимания случившегося. Видя свое тело, душа безуспешно пытается вернуться в него. По пришествие времени (2 дня), она замечает изменения в своем лице и уходит - посещает места где, будучи в физическом облике, творила добрые дела.
  • 7 дней . Душа мечется от места своего погребения, до дома.
  • 9 дней . Адаптировавши к новому способу существования (без физического тела), душа начинает подыматься в другой мир. Демоны и черти останавливают ее, и вспоминаю ей земные грехи. Пройти эти мытарства помогут молитвы.
  • 40 дней . Представление перед Частным судом. Решается вопрос, сможет ли душа остаться в раю с Господом, или нет.

Стоить упомянуть о правильном поведении родственников усопшего:

  • Эмоции . Не стоить устраивать истерики и плакать возле тела покойного. Душа чувствует себя виновной и мучается.
  • Отпевание . Данный ритуал помогает душе понять происходящее, и быстрее адаптироваться к своему новому статусу.
  • Прощение . Если у родственников есть обиды на покойного, то следует как можно быстрее все простить - это позволит душе спокойно покинуть физический мир.

В период до Частного суда , родственники покойного должны молиться за упокой усопшего, что позволит душе быстрее пройти мытарства.

Загробный мир: шесть малоизвестных фактов

Знаете ли вы, что:

  1. Для человека закончившего свой жизненный путь самоубийством, двери рая закрыты.
  2. После смерти своего родственника, не следует в течение 9 дней делать перестановку мебели в его доме.
  3. Во время глубокого транса или гипноза, человек может увидеть свою прошлую жизнь.
  4. Нет на земле ни одного человека, который не должен будет пройти мытарства, ибо земные грехи есть у каждого.
  5. После смерти перед покойным являются два ангела. Цель - сопровождать душу в загробный мир.
  6. Человек, в последние часы своей жизни, видит ужасные картины вокруг себя: пауки, паутина, огонь и т.п. Таким образом, темные силы (бесы) пытаются добиться того, чтобы умирающий покинул мир живых в отчаянии. Данное явление называют соблазном - представители ада пытаются вынудить человека отказаться от Христа.

Отныне то, что происходит с душой после смерти, будет известно и вам: разделение духовного «я » от физического тела, путешествие в тонком мире и дальнейшая реинкарнация.

Безусловно, не все вышеперечисленные факты научно доказаны , и в разных религиях они заметно отличаются. Но по показаниям людей проживших клиническую смерть, жизнь после выхода души из тела не заканчивается - начинается другой этап своего существования.

Видео: что происходит с нашей душой?

В этом ролике эзотерик Ирина Орда расскажет, что должно происходить с душой после смерти тела человека:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ