Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Начиная с 2014 года вступили в действие поправки в законодательство, влияющие на размер социальных выплат и пособий.

  • Материнский (семейный) капитал установлен в размере 429 408,50 руб. (Федеральный закон от 02.12.2012г. №349-ФЗ).
  • Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников составляет 19 297 руб.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей, индексируются в 2014 году на коэффициент 1,05.

Таким образом, в 2014 г.:

  • Единовременное пособие при рождении ребенка - 13 741,99 руб.
  • Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности - 515,33 руб.
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (минимальный размер) составит:
  • за первым ребенком - 2 576,63 руб.,
  • за вторым и последующими детьми - 5 153,24 руб.
На этот же коэффициент (1,05) необходимо проиндексировать размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года.

Кроме того, Федеральным законом от 02.12.2013г. №336-ФЗ внесены изменения в закон от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В соответствии с данными изменениями, с 1 января 2014 года устанавливается новый уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ) в сумме 5 554 рублей в месяц.

Данное изменение повлияет на размер выплачиваемого пособия в случаях расчета данного пособия исходя из МРОТ, либо с учетом ограничения в размере МРОТ.

Увеличится и предельная сумма оплаты больничного листа.

В 2014 году эта сумма составит 1 479,45 руб. (при 100% среднего заработка), тогда как в 2013 году она составляет 1 335,62 руб. в день.

В статье будут рассмотрены некоторые особенности оплаты больничных листов, а так же действующий в 2014 году порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности.

Порядок определения размера пособий

Как и раньше, в 2014г. пособия:
  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременности и родам,
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком
исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления:
  • временной нетрудоспособности,
  • отпуска по беременности и родам,
  • отпуска по уходу за ребенком,
в том числе, за время работы у другого (других) страхователя.

Средний заработок за время работы у другого страхователя не учитывается в случаях, если в соответствии с ч.2 ст.13 закона №255-ФЗ, пособия:

  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременности и родам
назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось:

  • в отпуске по беременности и родам,
  • в отпуске по уходу за ребенком,
соответствующие календарные годы (год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Порядок расчета пособий, действующий в 2014 году

1. Расчет больничного листа по временной нетрудоспособности в 2014г.

В 2014 году размер пособия по больничному листу рассчитывается аналогично расчетам в 2013 году.

Изменятся только размер МРОТ (5 554 руб. с 01.01.2014г.) и предельная сумма оплаты больничного листа.

Эта сумма увеличилась из-за изменения величин базы для начисления страховых взносов за 2 года: сумма базы за 2011 год уже не будет учитываться в расчетах, к базе за 2012 год будет прибавляться база за 2013г.

Сумма заработка за 2012 и 2013 год все так же делится на 730 (дней) и умножается на количество дней нетрудоспособности (с учетом ограничений кол-ва дней).

При этом сумма заработка за 2012 год для расчета пособия принимается не выше 512 000 руб., а за 2013 год - не выше 568 000 руб.

(512 000 + 568 000)/730 = 1 479,45 руб.

Согласно п.2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение), в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются:

  • все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г.
В соответствии с п.14 Положения, премии и вознаграждения включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:
  • ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
  • премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.
2. Расчет пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2014г.

В соответствии с Положением (в редакции, действующей с 2013 года), средний дневной заработок для исчисления:

  • пособия по беременности и родам,
  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком
определяется путем деления суммы начисленного заработка за двухгодичный период (указанный в п.1 ст.14 закона №255-ФЗ), на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

3) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Кроме того, напомним, что начиная с 2013 года, в соответствии с п.2 закона №343-ФЗ пособия:

  • по беременности и родам,
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет,
уже не могут рассчитываться по правилам, действовавшим в 2010г., что позволялось до 31.12.2012г. включительно (среднедневной заработок можно было рассчитывать исходя из заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая).

Когда пособия рассчитываются исходя из МРОТ

Согласно п.11(1) Положения, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды*, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается:
  • Равным МРОТ, действующим на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Соответственно и размер пособия исходя из МРОТ необходимо рассчитать с использованием такой пропорции.

При этом во всех случаях ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком (в 2014 году - 2 576,63 руб. за первым ребенком, 5 153,24 руб. - за вторым и последующими детьми).

*Предыдущие 2 года (для страховых случаев, наступивших в 2014 году - 2013 и 2012 года), либо те года, на которые переносится расчетные периоды.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

На основании п.15(3) Положения, для исчисления пособий исходя из МРОТ:

  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременности и родам,
средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая , увеличенного в 24 раза, на 730.

Таким образом, в 2014 году среднедневной заработок, рассчитываемый исходя из МРОТ составит:

  • 5 554 руб.*24/730 = 182,60 руб.

Сроки обращения за пособиями

Сроки обращения за пособиями:
  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременности и родам,
  • ежемесячным пособием по уходу за ребенком,
установлены 12 статьей закона №255-ФЗ.

В соответствии с положениями данной статьи, пособия назначаются не позднее шести месяцев:

1. Со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

Для пособия по временной нетрудоспособности.

2. Со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Для пособия по беременности и родам.

3. Со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Для ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.

В соответствии с п.3 ст.12, при обращении за пособием:

  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременности и родам,
  • ежемесячным пособием по уходу за ребенком
по истечении шестимесячного срока, решение о назначении пособия принимается территориальным органом ФСС при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.

Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007г. №74 «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком».

В соответствии с данным Перечнем, уважительными причинами признаются следующие обстоятельства:

1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).

2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Случаи снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

В соответствии с положениями ст.8 закона №255-ФЗ предусмотрены следующие основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности:

1. Нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом.

2. Неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.

При этом возможна следующая ситуация:

Сотрудник представил несколько больничных листов.

В первом из них, допустим, с 3го по 10 августа 2013г., сделана отметка о нарушении режима - 7го числа сотрудник не явился на прием к врачу.

В последующих больничных листах, являющихся продолжениями первого, таких отметок нет.

В таком случае, при отсутствии уважительных причин нарушения режима, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ - со дня, когда было допущено нарушение, и до восстановления трудоспособности.

То есть, начиная с 7го августа и до дня, с которого сотрудник должен приступить к работе, указанного в последнем больничном листе.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011г. №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности», в строке «Отметки о нарушении режима» в зависимости от вида нарушения указывается следующий двухзначный код:

  • 23 - несоблюдение предписанного режима, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача;
  • 24 - несвоевременная явка на прием к врачу;
  • 25 - выход на работу без выписки;
  • 26 - отказ от направления в учреждение медико-социальной экспертизы;
  • 27 - несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы;
  • 28 - другие нарушения.
В строке «Дата» указывается дата нарушения, в поле "Подпись врача" ставится подпись лечащего врача.

3. Заболевание или травма, наступившие вследствие:

  • алкогольного,
  • наркотического,
  • токсического
опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

В таком случае в больничном листе в строке «причина нетрудоспособности» после двузначного кода проставляется трехзначный дополнительный код «021».

При наличии одного или нескольких вышеуказанных оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Данные санкции применяются:

При нарушении режима и неявке сотрудника на осмотр:

  • со дня, когда было допущено нарушение.
Если заболевание или травма получены в следствии алкогольного (и др.) опьянения:
  • за весь период нетрудоспособности.
При этом, работодателю следует помнить, что отметок, сделанных в больничном листе:
  • об алкогольном опьянении,
  • нарушении режима и неявки,
самих по себе недостаточно для снижения размера пособия.

Организации необходимо получить письменное объяснение сотрудника, провести расследование, получить медицинское заключение.

В противном случае сотрудник может обратиться в суд и обжаловать снижение размера пособия.

Случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности не назначается

Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности предусмотрены ст.9 закона №255-ФЗ.

В соответствии с данной статьей, пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованным лицам за следующие периоды:

  • за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;
  • за период заключения под стражу или административного ареста;
  • за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
  • за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.7 закона №255-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.9 закона №255-ФЗ, основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности являются:

1. Наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства.

2. Наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Возникновение отношений по всем видам обязательного социального страхования у застрахованных лиц в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» происходит с момента заключения трудового договора с работодателем. При наличии таких отношений при наступлении страхового случая застрахованному лицу полагается соответствующая выплата.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются (п. 2 ст. 1.3 закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»):

  • временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы;
  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка (детей);
  • уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Видами страхового обеспечения по рассматриваемому виду обязательного социального страхования являются следующие выплаты (ст. 1.4 закона № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты указанного страхового обеспечения определяются законом № 255-ФЗ, а также федеральными законами:

  • от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и
  • от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Законом № 81-ФЗ установлены следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей (ст. 3):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • ежемесячное пособие на ребёнка;
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 02.12.13 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлен размер индексации пособий, предусмотренных упомянутой статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, 1,05 (прогнозируемый уровень инфляции на 2014 год согласно пункту 1 статьи 1 закона № 349-ФЗ составляет 5 %).

В связи с этим с 1 января 2014 года размеры следующих видов пособий увеличиваются на коэффициент 1,05:

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребёнка;
  • пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам:

в связи с прекращением:

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях).

Увеличиваются также в 1,05 раза:

  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, выплачиваемого лицам:

уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию

Единовременное пособие женщинам

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (ст. 9 закона № 81-ФЗ).

Размер такого единовременного пособия женщинам установлен статьёй 10 закона № 81-ФЗ в сумме 300 руб. начиная с 2002 года.

Упомянутая статья 4.2 закона № 81-ФЗ по индексации пособий вступила в силу с 3 марта 2008 года. При этом её действие было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 1 ст. 4, п. 2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.03.08 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»).

За прошедшие шесть лет индексация единовременного пособия осуществлялась восемь раз. Напомним, что пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусматривалась индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ, с 1 января 2008 года в 1,085 раза, а с 1 июля 2008 года - ещё в 1,0185 раза. В дальнейшем же индексация пособий осуществлялась один раз в год с 1 января. В таблице 1 приведены значения коэффициентов индексации по годам, установленные законами о федеральном бюджете соответствующего года.

Перемножив исходные 300 руб. на произведение коэффициентов индексации, получаем сумму единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В 2013 году таковой было 490,79 руб. (300 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году его сумма достигла 515,33 руб. (490,79 руб. × 1,05).

Руководство ФСС России в своё время разъяснило, что округление суммы пособий до полного рубля не предусмотрено (письмо ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244).

Согласно Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.09 № 1012н) рассматриваемое пособие назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Единовременное пособие назначается и выплачивается (п. 14, 15, 21 порядка):

  • по месту работы - работающим женщинам;
  • по месту службы - женщинам, проходящим службу;
  • по месту учёбы - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
  • органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) - женщинам:

уволенным в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой;

статуса адвоката;

в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Основанием для назначения рассматриваемого пособия является справка, подтверждающая постановку на учёт женщины в ранние сроки беременности (п. 22 порядка). Утверждённой формы такой справки не существует, поэтому она оформляется в произвольной форме женской консультацией либо другой медицинской организацией, поставившей женщину на учёт.

Единовременное пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учёт в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Если же данная справка представлена работодателю или в образовательное учреждение женщиной позже, то выплата должна быть произведена в течение 10 дней со дня её представления.

При выплате единовременного пособия органами социальной защиты населения его назначение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с даты приёма соответствующего заявления и справки. Выплату же надлежит произвести не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приёма указанных документов (п. 18, 24 порядка).

Вполне возможно, что вместе с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам и листком нетрудоспособности, датированными текущем годом, работница представит ещё и упомянутую справку о постановке её на учёт в 2013 году. И возникает вопрос: в какой сумме выплатить пособие? В той, что установлена:

  • на прошлый год (490,79 руб.), на который приходится дата постановки на учёт в женской консультации или
  • на текущий год (515,33 руб.), на который приходится дата начала декретного отпуска.

Вставание на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности не является отдельным страховым случаем. У единовременного пособия за раннюю постановку на учёт страховой случай - «беременность и роды». Выплачивается оно, как было сказано выше, вместе с пособием по беременности и родам или позже (если справка представлена позже), но никак не раньше. Исходя из этого размер пособия женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учёт, определяется на дату начала отпуска по беременности и родам и не зависит ни от даты самой постановки на учёт, ни от даты выдачи указанной справки.

Таким образом, если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки её на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

Индексация иных видов пособий

В абсолютных суммах законом № 81-ФЗ установлены также:

  • единовременное пособие при рождении ребёнка - 8000 руб. (ст. 12 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью - также 8000 руб. (ст. 12.2 закона № 81-ФЗ);
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 14 000 руб. (ст. 12.4 закона № 81-ФЗ);
  • ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 6000 руб. на каждого ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7 закона № 81-ФЗ).

Индексация первых двух пособий, как и единовременного пособия женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, осуществлялась также на все приведённые коэффициенты. Поэтому размер пособия в 2013 году составлял 13 087,61 руб. (8000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055).

Отметим, что последовательное перемножение базового размера пособия на все коэффициенты индексации даёт 13 087,59 руб. Руководство ФСС России практически каждый год уточняет размер рассматриваемого пособия, определяя его сумму исходя из величины пособия предыдущего года. Так, в письме ФСС России от 28.12.11 № 14-03-18/05-16244 приведено следующее. Единовременное пособие при рождении ребёнка на 1 января 2011 года составляло 11 703,13 руб. Размер данного пособия на 1 января 2012 года находится перемножением этой суммы и коэффициента 1,06. Искомая величина - 12 405,32 руб. (11 703,13 руб. × 1,06).

Повторён такой порядок определения размера пособия на начало прошлого года в письме ФСС России от 19.12.12 № 15-03-11/12-17008. И на 1 января 2013 года размер единовременного пособия при рождении ребёнка возрос до 13 087,61 руб. (12 405,32 руб. × 1,055).

Воспользовавшись приведённым алгоритмом, находим размер единовременного пособия при рождении ребёнка на 1 января 2014 года - 13 741,99 руб. (13 087,61 руб. × 1,05).

Выплата единовременного пособия при рождении ребёнка в этой сумме в текущем году производится в случае рождения ребёнка 1 января 2014 года и позднее (письмо ФСС России от 25.07.08 № 02-10/07-7293). В случае же рождения ребёнка в прошлом году, а представления необходимых документов для выплаты рассматриваемого пособия - в текущем году работодателю надлежит начислить единовременное пособие в размере, который действовал в 2013 году, не позднее 10 дней с даты приёма (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 30 порядка).

Перечень документов, необходимых для выплаты рассматриваемого пособия, приведён в пункте 28 порядка.

Индексация:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, -

в силу пункта 3 статьи 11 закона № 18-ФЗ начала осуществляться с 1 января 2009 года. Вследствие этого при определении размеров этих пособий в прошлом году использовалось пять коэффициентов индексации. Искомые величины составили 20 725,60 руб. (14 000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) и 8882,40 руб. (6000 руб. × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) соответственно.

В текущем же году размер:

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребёнком и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребёнком до достижения ребёнком возраста полутора лет (п. 1 ст. 11.1 закона № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40 % среднего заработка работника (с учётом предельной величины базы), но не менее минимального размера этого пособия, установленного законом № 81-ФЗ (п. 1 ст. 11.2, п. 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Напомним, что ежемесячное пособие по уходу за ребёнком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребёнком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчёта среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведёт к увеличению размера пособия.

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком определяется путём деления суммы начисленного заработка за указанные два календарных года на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС России (п. 1, 3.1, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется. В связи с чем её размер:

  • в 2011 году - 463 000 руб. (постановление Правительства РФ от 27.11.10 № 933);
  • в 2012 году - 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.11 № 974);
  • в 2013 году - 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.12 № 1276);
  • в 2014 году - 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.13 № 1101).

Следовательно, величина среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в текущем году, не может превышать 1 080 000 руб. (512 000 + 568 000). В прошлом же году она не могла превышать 975 000 руб. (463 000 + 512 000).

Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребёнком при этом не может превышать величину, определяемую путём деления на 730 совокупности предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС России, установленных в соответствии с законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребёнком (п. 3.3 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого при исчислении рассматриваемого пособия в текущем году максимальная величина:

  • среднего дневного заработка равна 1479,45 руб/дн. ((512 000 руб. + 568 000 руб.) : 730 дн.);
  • пособия - 17 990,11 руб. (1479,45 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %), где 30,4 - среднее число дней в месяце (п. 5.1 закона № 255-ФЗ).

В 2013 году максимальная величина среднего дневного заработка равнялась 1335,62 руб/дн. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730 дн.), а максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - 16 241,14 руб. (1335,62 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Отметим, что возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Статьёй 15 закона № 81-ФЗ установлен минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Он не может быть менее:

  • 1500 руб. - по уходу за первым ребёнком и
  • 3 000 руб. - по уходу за вторым ребёнком и последующими детьми.

Указанные суммы в силу статьи 4.2 закона № 81-ФЗ индексируются начиная с 2008 года. Поэтому минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в прошлом году составляли:

  • 2453,93 руб. (1500 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за первым ребёнком и
  • 4907,85 руб. (3000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055) - по уходу за вторым и последующими детьми.

Соответственно, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет в 2014 году возрос до 2576,63 руб. (2453,93 × 1,05), а за вторым ребёнком и последующими детьми - до 5153,24 руб. (4907,85 × 1,05).

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребёнком, исчисленного из заработной платы в размере 40 % среднего заработка, законом № 81-ФЗ не предусмотрено.

В то же время если при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сумма пособия, исчисленная в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не достигает проиндексированного минимума, то она подлежит перерасчёту до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного в соответствии с частью 1 статьи 4.2 закона № 81-ФЗ (п. 2 ст. 4.2 закона № 81-ФЗ).

С начала текущего года пересчёт ежемесячного пособия по уходу за детьми работодателю надлежало осуществить, если в 2013 году сумма из расчёта 40 % от среднего заработка застрахованного лица, которому выплачивалось рассматриваемое пособие (далее - расчётная сумма), была меньше минимального размера пособия, установленного на тот период.

Пример 1

Сотрудницы Лингер и Шац получают ежемесячное пособие по уходу за детьми с середины 2013 года, первая - за первым ребёнком, вторая - за вторым ребёнком. Суммы из расчёта у Лингер - 2418,61 руб., у Шац - 4896,17 руб.

Поскольку указанные суммы не превосходили установленные на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2418,61 < 2453,93 руб.) и за вторым (4896,17 < 4907,85 руб.), то каждая из работниц получала пособие в минимальных размерах: Лингер - 2453,93 руб., Шац - 4907,85 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац вновь оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2418,61 < 2576,63 и 4896,17 < < 5153,24. Поэтому и в текущем году пособие за полный календарный месяц им надлежит выплачивать также в минимальном размере, но только проиндексированном: Лингер - в сумме 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1: расчётные суммы у Лингер - 2489,38 руб., у Шац - 5047,48 руб.

Так как указанные суммы превосходили установленный на тот момент минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком (2489,38 > 2453,93) и за вторым (5047,48 > 4907,85), то каждая из работниц получала пособие в расчётных суммах: Лингер - 2489,38 руб., Шац - 5047,48 руб.

После индексации с 1 января 2014 года минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за детьми расчётные суммы у Лингер и Шац оказались меньше проиндексированного минимального размера пособия, установленного на 2014 год: 2489,38 < 2576,63 и 5047,48 < 5153,24. Поэтому в текущем году пособие по уходу за ребёнком до полутора лет им следует выплачивать в проиндексированном минимальном размере: Лингер - 2576,63 руб., Шац - 5153,24 руб.

Если же ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, назначенное в 2013 году, выплачивается в размере выше минимального, установленного на 2014 год, то такое пособие ни индексировать, ни пересчитывать не нужно.

Для выплаты пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, увеличенного в связи с индексацией, заявлений от работников не требуется.

При установлении порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за детьми, выплачиваемого:

  • матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;
  • матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребёнком, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам:

в связи с ликвидацией организаций;

прекратившим деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

в связи с прекращением:

полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, статуса адвоката;

деятельности, которая в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, -

законодателем установлен максимальный его размер 6000 руб. (абз. 4 ст. 15 закона № 81-ФЗ).

Поскольку индексация этой суммы производится с 2008 года, то в прошлом году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу для указанных лиц составлял 9815,71 руб. (6000 руб. × 1,085 × 1,0185 × 1,13 × 1,10 × 1,065 × 1,06 × 1,055), в текущем году он возрос до 10 306,50 (9815,71 руб. × 1,05).

При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое приведённым выше лицам в максимальном размере (9815,71 руб. в 2013 году), с 1 января 2014 года подлежит перерасчёту в процентном выражении от среднего заработка (дохода). При этом расчётная сумма не может превосходить максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, проиндексированного на коэффициент 1,05 (10 306,50 руб. в 2014 году).

Пример 3

Моррисен находится в отпуске по уходу за первым ребёнком с октября прошлого года. Она была уволена в период отпуска по беременности и родам. Сумма из расчёта 40 % от среднего её заработка за 2011 и 2012 годы, используемого при расчёте пособия по уходу за детьми, составила 10 289,53 руб.

Поскольку расчётная сумма превосходила максимальный размер рассматриваемого пособия, установленный на 2013 год (10 289,53 > 9815,71), то Моррисен в прошлом году выплачивалось пособие из максимальной его величины 9815,71 руб.

В текущем же году расчётная сумма меньше максимального размера пособия (10 289,53 < 10 306,50). Поэтому за каждый полный календарный месяц ухода за первым ребёнком Моррисен начисляется полученная при расчёте сумма 10 289,53 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии со статьёй 15 закона № 81-ФЗ, суммируется. При этом совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия). При этом он не может быть менее суммированного минимального размера пособия (абз. 8 ст. 15 закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 11.2 закона № 255-ФЗ).

Пример 4

В июле 2013 году у Ковальчик родилась тройня. В 2011 и 2012 годах ей было начислено 138 276 и 154 158 руб. В 2011 году она находилась на больничном с 9 по 17 февраля, в 2012 году - с 3 по 10 октября и с 11 по 20 декабря.

При определении среднего дневного заработка для расчёта ежемесячного пособия по уходу за детьми из совокупности календарных дней расчётного периода 731 дн. (365 + 366) вычитаются периоды временной нетрудоспособности: в 2011 году Ковальчик была на больничном 10 дней, в 2012 - 18 дн. (8 + 10). Поэтому в знаменатель при расчёте среднего дневного заработка заносится 703 дн. (731 – (10 + 18)).

Тогда искомое значение среднего дневного заработка - 415,98 руб/дн. ((138 276 руб. + 154 158 руб.) : 703 дн.), а расчётная сумма пособия за полный календарный месяц - 5058,32 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн. × 40 %).

Так как работница ухаживает за тремя детьми, размеры пособий суммируются - 15 174,96 руб. (5058,32 + 5058,32 + 5058,32). При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка работницы - 12 645,79 руб. (415,98 руб/дн. × 30,4 дн.).

В то же время он не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми в 2013 году составляла 12 269,63 руб. (2453,93 + 4907,85 + 4907,85 руб.). Поскольку средний заработок Ковальчик больше данной совокупности (12 645,79 > > 12 269,63), то работнице за полный календарный месяц ухода за ребёнком в прошлом году начислялась расчётная сумма 12 645,79 руб.

В 2014 году совокупность минимальных размеров пособия по уходу за тремя детьми увеличилась до 12 883,11 руб. (2576,63 + 5153,24 + 5153,24). Эта сумма превышает средний заработок работницы (12 883,11 > 12 245,79). В связи с чем её и надлежит выплачивать работодателю Ковальчик в качестве ежемесячного пособия по уходу за тремя детьми.

Размеры пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов в случае, если они не были учтены в составе заработной платы (ст. 5 закона № 81-ФЗ).

Следовательно, к пособиям, которые корректируются на районный коэффициент, относятся:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка.

Корректировать на указанные коэффициенты также надлежит минимальные размеры пособий по уходу за первым, вторым ребёнком и последующими детьми.

Ежемесячное пособие, исчисленное исходя из 40 % от среднего заработка, на районные коэффициенты не увеличивается, поскольку они учтены при определении среднего заработка.

Выше приводились максимальные величины среднего дневного заработка, используемого при расчёте ежемесячного пособия по уходу за детьми, - 1335,62 руб/дн. в прошлом году и 1479,45 руб/дн. - в текущем. Эти же суммы являются предельными и при расчёте пособия по временной нетрудоспособности (п. 3, 3.2 ст. 14 закона № 255-ФЗ). Исходя из этого максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за день болезни при страховом стаже:

  • до 5 лет (60 % среднего заработка) в прошлом году составлял 801,37 руб. (1335,62 руб/дн. × 60 % × 1 дн.), в текущем - 887,67 руб. (1479,45 руб/дн. × 60 % × 1 дн.);
  • от 5 до 8 лет (80 % среднего заработка) - соответственно 1068,50 руб. (1335,62 руб/дн. × 80 % × 1 дн.) и 1183,56 руб. (1479,45 руб/дн. × 80 % × 1 дн.);
  • свыше 8 лет (100 % среднего заработка) - соответственно 1335,62 руб. (1335,62 руб/дн. × 100 % × 1 дн.) и 1479,45 руб. (1479,45 руб/дн. × 100 % × 1 дн.).

Если болезнь или отпуск по беременности и родам начались в прошлом году и продолжаются в текущем, то для расчёта пособий за период, попадающий на 2014 год, используется средний дневной заработок, который применялся при первоначальном расчёте. Ведь его расчёт осуществляется на дату страхового случая. Поэтому уже выплаченные переходящие пособия, например декретные, пересчёту за время после 1 января 2014 года не подлежат.

Если за два предшествующих календарных года у застрахованного лица не было заработка или средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчёте за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (п. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375).

Средний дневной заработок для расчёта пособия по беременности и родам (Сдн. зар.) в таком случае определяется по формуле (п. 15 (3) положения): Сдн. зар. = МРОТ руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.

Таким образом, величина среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам для декретных отпусков, начавшихся:

  • в 2013 году, - 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.);
  • 2014 году, - 182,60 руб/дн. (5554 руб/мес. × 24 мес. : 730 дн.).

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ). Максимальная величина среднего дневного заработка для расчёта пособия таким работницам в месяцах:

  • с 31 календарным днём - 167,90 руб. (5205 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2013 году и 179,16 руб. (5554 руб/мес. / 31 дн/мес.) в 2014 году;
  • 30 календарными днями - 173,50 руб. (5205 руб/мес. / 30 дн/мес.) и 185,13 руб. (5554 руб/мес. : 30 дн.) соответственно;
  • 28 календарными днями - 185,89 руб. (5205 руб. : 28 дн.) и 198,36 руб. (5554 руб. : 28 дн.) соответственно.

Иные выплаты

Социальное пособие на погребение, как было сказано выше, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное пособие довольно продолжительное время выплачивалось в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 закона № 8-ФЗ, но не превышающем 1000 руб. С 2009 года предельный размер пособия был увеличен до 4000 руб.

При этом была установлена норма (ст. 10 закона № 8-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.08 № 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „О погребении и похоронном деле“»), обязывающая осуществлять последующую его индексацию исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Правительству РФ же поручалось определение срока такой индексации.

В 2010 году индексации рассматриваемого пособия не было. Постановлением Правительства РФ от 12.10.10 № 813 предписано осуществлять индексацию предельного размера социального пособия на погребение ежегодно с 1 января начиная с 2011 года. Исходя из этого стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и предельный размер социального пособия на погребение:

  • с 1 января 2011 года составляли 4260 руб. (4000 руб. × 1,065) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»);
  • 1 января 2012 года - 4515,60 руб. (4260 руб. × 1,06) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.11 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»);
  • 1 января 2013 года - 4763,96 руб. (4515,60 руб. × 1,055) (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.03.12 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»);
  • 1 января 2014 года - 5002,16 руб. (4763,96 руб. × 1,05) (п. 1 ст. 1 закона № 349-ФЗ).

В текущем году размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2014 года, должен быть проиндексирован с применением коэффициента 1,05 (п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п. 1 постановления Правительства РФ от 18.12.13 № 1179).

Родственники и иждивенцы работников, умерших в результате несчастного случая на производстве, с 2014 года будут получать единовременную страховую выплату в сумме 1 000 000 руб. Размер заработка работника, в том числе районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате, на величину этой выплаты никак не влияет (п. 2 ст. 7, п. 1, 2 ст. 11 закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.12.13 № 331-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“» (п. 2 ст. 1 закона № 331-ФЗ)). Раньше максимальная сумма одновременной выплаты ежегодно устанавливалась законом о бюджете Фонда социального страхования РФ. Так, в 2013 году размер выплаты составлял 76 699,80 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.12.12 № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Таким образом, семьи погибших на производстве приблизили к семьям погибших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и террористических актов.

Увеличены максимальные размеры выплат работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По страховым случаям, наступившим в 2014 году (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.13 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»):

  • максимальный размер единовременной выплаты составит 80 534,8 руб. (эта выплата назначается пострадавшему работнику, если в результате производственной травмы он утратит профессиональную трудоспособность (полностью или частично). При определении её размера, как и раньше, учитываются районный коэффициент и процентные надбавки);
  • максимальный размер ежемесячной страховой выплаты таким работникам увеличен до 61 920 руб.

Увеличился также и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. Величина этого пособия за полный календарный месяц не должна быть больше четырёх максимальных размеров ежемесячной страховой выплаты (п. 12 ст. 12 закона № 125-ФЗ). Следовательно, максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

В связи с этим переходящие с прошлого года на текущий пособия по производственной травме выплачиваются исходя из заработка работника:

  • до 1 января 2014 года - в пределах максимума прошлого года, то есть 235 880 руб/мес. (58 970 руб/мес. x 4);
  • с 1 января - в пределах максимума текущего года, то есть 247 680 руб/мес.

Приведённый выше коэффициент индексации 1,05 применяется для социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО «Маяк» и сбросов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Материнский капитал предоставляется при рождении второго или последующих детей только один раз (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Изначально (в 2007 году) размер материнского (семейного) капитала составлял 250 000 руб. Сумма материнского капитала ежегодно пересматривается с учётом темпов роста инфляции и устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Так, размер материнского (семейного) капитала равнялся:

Отметим, что возможность получения материнского капитала ограничена по времени: второй ребёнок должен родиться не позднее 31.12.16 (п. 1 ст. 13 закона от № 256-ФЗ).

Размеры пособий, выплачиваемых застрахованным лицам, приведены в таблице 2.


Статьёй 4.2 закона № 81-ФЗ определён порядок индексации и перерасчёта государственных пособий гражданам, имеющим детей. При этом в данной норме приведён перечень пособий, подлежащих ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие назначается, если застрахованное лицо обратилось за ним не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (ст. 17.2 закона № 81-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам оформляется в 2014 году, то при представлении женщиной рассматриваемой справки, независимо от даты постановки на учёт, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на текущий год.

В текущем году размер:

  • единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возрос до 21 793,38 руб. (20 725,60 руб. × 1,05),
  • а ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - до 9326,52 руб. (8882,40 руб. × 1,05).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена пунктом 4 статьи 8 закона № 212-ФЗ в сумме 415 000 руб. Эта величина в силу пункта 5 статьи 8 закона № 212-ФЗ ежегодно индексируется.

Возрастание максимальной величины среднего дневного заработка в текущем году не приводит к пересчёту ежемесячного пособия по уходу за детьми, если отпуск по уходу был оформлен в 2013 году.

Работодателю следует увеличить сумму выплачиваемого пособия также в случае, когда расчётная сумма превосходила минимальный размер пособия, установленный в 2013 году, но оказалась меньше минимального размера пособия в текущем году.

Совокупный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 % размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия).

С 1 января 2014 года увеличен минимальный размер оплаты труда с 5205 до 5554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“»). И в некоторых случаях величина МРОТ используется при расчёте пособий.

Если страховой стаж работницы меньше 6 месяцев, то размер её пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать МРОТ, установленного на этот месяц (п. 3 ст. 11 закона № 255-ФЗ).

Максимальный размер пособия по производственной травме, выплачиваемого работодателем за счёт взносов на травматизм, теперь составляет 247 680 руб. (61 920 руб. × × 4) (п. 2 ст. 9 закона № 125-ФЗ).

Размер материнского (семейного) капитала равнялся:

  • 408 960,50 руб. - в 2013 году (п. 1 ст. 10 закона № 216-ФЗ);
  • 429 408,50 руб. - в 2014 году (п. 1 ст. 9 закона № 349-ФЗ).

Леонид ИОФФЕ, аудитор

Особенности расчета и оформления выплаты

Демографическое положение в нашей стране ухудшается, и для ее исправления приняты программы выплат будущим матерям при беременности, а также и после рождения ребенка. Первое - это декретные выплаты, которые могут получить только работающие будущие матери, заключившие договор страхования с фондом соцстрахования. Второе - единовременное пособие при рождении ребенка, его могут получить абсолютно все женщины, родившие живого ребенка, независимо от того, трудоустроены ли они, какой у них появился по счету ребенок и насколько семья социально обеспечена.

Такое пособие выплачивается после рождения каждого ребенка, это не зависит от количества родившихся детей (то есть каждому близнецу). Кроме этого, пособие могут получить также и приемные родители (опекуны) ребенка. Пособие при рождении ребенка в 2013 году (на конец года) было равно 13 087, 61 руб. С января 2014 оно два раза увеличивалось, и на данный момент (в 2014 году) пособие при рождении ребенка начисляется в сумме 13741 рубль 99 копеек. Кроме этого, в некоторых регионах Российской Федерации (не во всех) предусмотрены дополнительные региональные выплаты, которые станут неплохой добавкой к единовременному пособию при рождении ребенка в 2014 году.

Где оформляется пособие

Кроме размеров выплаты, с 2013 года практически ничего не изменилось. Документы для ее получения необходимо собрать те же, что и на пособие при рождении в 2013 году.

Итак, чтобы претендовать на получение пособия при рождении ребёнка в 2014 году, нужно будет подготовить и подать документы:

  • для работающих граждан по месту официальной работы того из родителей, на кого оно оформляется
  • для неработающих - в отдел местного фонда соцстрахования (ФСС) либо в отдел соцзащиты населения (в некоторых областях).

Подавать документы на оформление пособия при рождении в 2014 году нужно в течение 6 месяцев с момента появления вашего ребёнка.

Как оформить пособие при рождении ребенка в 2014 году

Работающим родителям на пособие при рождении ребенка в 2014 году нужно собрать комплект документов:

  1. Заявление с указанием причины обращения - просьбой по выплате пособия.
  2. Копию паспорта и сам паспорт того родителя, который и будет получать данную выплату.
  3. Копию главного документа - свидетельства о рождении вашего ребёнка.
  4. Справку с работы другого (не того, который получает выплату) родителя о том, что на него не оформлялось такое пособие, если этот родитель работает.
  5. Справку от другого родителя о том, что на него не оформлялось такое пособие, из местного отдела соцзащиты, если этот родитель не работает.
  6. Сведения о вашем счете в сбербанке России (копию сберкнижки, где есть ваши ФИО, номер счета и его реквизиты) - именно туда и будут выплачиваться средства.

Неработающим родителям на пособие при рождении ребенка в 2014 году нужно собрать такие документы:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта и сам паспорт родителя, который будет получать пособие.
  3. Справку из органов ЗАГС, которая свидетельствует о рождении ребёнка.
  4. Справку о том, что второй из родителей не получает и не претендует на получение пособия при рождении ребенка
  5. Для обоих официально не работающих родителей нужны их трудовые книжки с соответствующей записью об увольнении.
  6. Если родители родившегося ребёнка не работали никогда, то необходимо принести документы об образовании (аттестаты или дипломы).
  7. Матери-одиночки приносят справку из органов ЗАГС о сведениях об отце ребёнка.
  8. Для граждан, заменяющих родителей - выписку из решения об установлении для них права опеки над ребёнком.
  9. Копию и подлинник удостоверяющего личность документа, с пометкой о выдаче ВНЖ (вида на жительство), либо удостоверение беженца (для иностранцев и других лиц без гражданства, которые зарегистрированы на территории России).
  10. Копия и само разрешение на временное проживание (для иностранцев и других лиц без российского гражданства).
  11. Сведения о вашем счете в сбербанке России (копию сберкнижки, где есть ваши ФИО, номер счета и его реквизиты).

Когда вы соберете и сдадите все нужные документы на пособие при рождении ребенка в 2014 году, уже через десять дней будет произведена выплата, и вы сможете его получить.

Система государственной социальной помощи различным слоям населения в Российской Федерации, развиваемая на протяжении последнего десятилетия, к настоящему времени приобрела качественно новое содержание. На протяжении 2014 года происходили существенные изменения в социальной политике как на федеральном, так и на региональном уровне, что найдет заметное отражение в размерах и видах оказываемой материальной поддержки семей с детьми.

  • расширение перечня видов государственной социальной помощи в виде предоставления денежных выплат и социальных услуг;
  • более рациональное использование бюджетных средств, обеспечивающих социальную поддержку незащищенных и нуждающихся слоев населения;
  • развитие системы адресного предоставления пособий и иных социальных выплат.

Принципиальных изменений в государственной законодательной базе по вопросам, касающимся обеспечения единовременных и ежемесячных социальных выплат и услуг, на 2014 год не принято. Регулярно проводимая индексация детских пособий из года в год способствует сохранению их покупательной способности, а также привычного уровня жизни получателей выплат.

Внимание

На 2014 год установлена индексация социальных выплат в размере 5% при фактической годовой инфляции 11,4%. Таким образом, только за один год детские пособия потеряли в стоимости около 6%.

Большим подспорьем для семей с детьми также продолжают оставаться региональные выплаты , которые, как правило, начисляются в фиксированном размере или пропорционально величине установленного прожиточного минимума для детей.

Суммы пособий в 2014 году

C 1 января 2014 г., согласно положениям статьи 4.2 Федерального закона № 81‐ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей » и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов », была проведена индексация пособий с установленным Правительством РФ повышающим коэффициентом 1,05 .

Соответствующие установленные размеры пособий представлены в приведенной ниже таблице.

Таблица детских пособий в 2014 году

Пособия Сумма (руб., %% от заработка, или минимум) Примечание
Единовременные
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности до 12 недель 515,33 Выплата осуществляется вместе с пособием по беременности и родам .
Единовременное пособие по беременности и родам 100% от средней заработной платы или по МРОТ Выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 140, 156 или 194 календарных дней .
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 21 761,88 Выплачивается жене военнослужащего при сроке беременности не менее 180 дней.
Единовременное пособие при рождении ребенка 13 741,99 Может выплачиваться одному из родителей либо лицу, его заменяющему. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
Материнский капитал 429 408,5 Использование средств допускается после достижения ребенком возраста трех лет, кроме случаев погашения жилищных кредитов или займов (включая ипотеку).
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки и попечительства, передача ребенка на воспитание в приемную семью) 13741,99 или 105 000 Повышенный размер пособия предусматривается в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами.
Ежемесячные
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 40% от средней заработной платы ;
минимально:
  • 2 576,63 – на первого ребенка
  • 5 153,24 – на второго ребенка
Выплачивается по месту работы (службы) в сроки, установленные для выплаты заработной платы (денежного довольствия).
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 9 326,52 Выплаты прекращаются по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву
Ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей до трех лет Региональный прожиточный минимум для детей Выплаты производятся в отношении детей, родившихся после 31 декабря 2012 года, до достижения ими возраста трех лет.

Расширение списка регионов, выплачивающих пособия на третьего ребенка до 3 лет

В соответствии с указом №606 Президента Российской Федерации, подписанным В.В. Путиным 7 мая 2012 года, ежемесячные выплаты на третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет устанавливаются в регионах по инициативе руководителей субъектов федерации.

На 2014 год перечень регионов, выплачивающих соответствующие пособия, дополнен следующими субъектами РФ:

  • Вологодская область (Приказ Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 22 апреля 2013 г. № 135);
  • Республика Карелия (Закон Республики Карелия от 31 октября 2013 г. № 1738-ЗРК);
  • Забайкальский край (Постановление Правительства Забайкальского края от 15 апреля 2013 г. № 131);
  • Карачаево-Черкесская Республика (Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2013 г. № 94-РЗ).

До 2014 года данный вид пособий выплачивался в следующих субъектах федерации:

  • На условиях софинансирования ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета: Алтайский край , Амурская область , Архангельская область , Белгородская область , Брянская область , Владимирская область , Волгоградская область , Воронежская область , Еврейская автономная область , Ивановская область , Калининградская область , Калужская область , Камчатский край , Кемеровская область , Кировская область , Костромская область , Курганская область , Курская область , Ленинградская область , Липецкая область , Магаданская область , Мурманская область , Нижегородская область , Новгородская область , Омская область , Оренбургская область , Орловская область , Пензенская область , Пермский край , Приморский край , Псковская область , Республика Коми , Республика Марий Эл , Республика Мордовия , Ростовская область , Рязанская область , Самарская область , Саратовская область , Сахалинская область , Смоленская область , Ставропольский край , Тамбовская область , Тверская область , Тульская область , Ульяновская область , Хабаровский край , Чувашская Республика , Ярославская область .
  • На условиях обеспечения выплат из средств регионального бюджета: г. Санкт-Петербург , Иркутская область , Краснодарский край , Новосибирская область , Республика Башкортостан , Республика Хакасия , Свердловская область , Томская область , Тюменская область , Удмуртская Республика , Ханты-Мансийский автономный округ – Югра , Челябинская область .

До 2014 года руководителями соответствующих регионов принято решение не устанавливать данные ежемесячные выплаты в г. Москва , Астраханской области , Кабардино-Балкарской Республике , Красноярском крае , Московской области , Ненецком автономном округе , Республике Адыгея , Республике Алтай , Республике Бурятия , Республике Дагестан , Республике Ингушетия , – такой документ подписал в июне 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин. Впрочем, получатели выплат перемен не увидят – просто денежные средства будут поступать напрямую в региональные бюджеты в виде субвенций.

  • C 14 июля 2014 года изменены правила использования маткапитала на содержание детей в детских садах и школах. В действующих ранее правилах, регулирующих использование материнского капитала на оплату услуг в сфере образования, не была зафиксирована возможность оплаты услуг по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в детских садах и школах. Минобрнауки по поручению Правительства РФ уточнило положения правил во избежание правовых коллизий, препятствующих распоряжению гражданами средствами материнского капитала на указанные цели.
  • В Камчатском крае сразу две новости: во-первых, ежемесячное вознаграждение приемным родителям в мае 2013 г. было проиндексировано на 5,5 процента. Такого рода индексации на Камчатке производятся ежеквартально. Во-вторых, одновременно с этим для Алеутского района и Корякского округа установлен новый вид пособия – единовременное региональное пособие при рождении ребенка в размере 3 500 рублей . Таким образом Правительство Камчатского края успешно реализует программу «Семья и дети Камчатки» на 2013-2015 годы.
  • С 1 января 2014 года в Сахалинской области реализуются поправки в закон «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Родителям, усыновившим ребенка, будет выплачиваться 617 000 рублей , родители, усыновившие ребенка-инвалида из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, получат 1 000 000 рублей .
  • Заключение

    Старшее поколение помнит произошедшие в 1990-х годах социальные и экономические преобразования, которые привели к кардинальным переменам во всех сферах общества - экономике, политике, социальной среде. Указанные перемены в своем большинстве не произвели ожидаемого эффекта, а привели наше государство и общество к катастрофическому положению. Особенно больно реформы ударили по социальной сфере нашего государства: были сокращены и даже прекращены различные виды помощи малообеспеченным и нуждающимся слоям населения, что на фоне инфляционных процессов привело к повальному обнищанию. Как следствие, резко возросла смертность, снизилась рождаемость и возникла устойчивая тенденция к сокращению численности населения страны.

    Исправление положения потребовало от руководителей государства энергичных и бескомпромиссных шагов по улучшению уровня жизни и демографической ситуации. В сложных экономических условиях правительством принимались действия, направленные на смягчение отрицательных последствий бездумно проведенных реформ и их итогов: повальной безработицы, отсутствия мер по защите нуждающихся групп населения, поддержки материнства и детства. Следует отметить, что вплоть до недавнего времени эффективность большинства социальных программ продолжала оставаться на низком уровне, а выделяемые бюджетные средства зачастую и вовсе не доходили до конечных получателей. Усилиями последних лет произошли заметные положительные изменения в государственной социальной политике, что отображено в действующем на 2014 год перечне и существующих принципах предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.

    RedRocketMedia

    Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

    Какие выплаты положены родителям при рождении второго ребенка

    Когда рождается второй ребенок, пособие для семьи на него может быть единовременным или в виде ежемесячных платежей. К основным выплатам, установленным Правительством Российской Федерации, относится также и материнский капитал.

    Изменения в пособиях на второго ребенка в 2014 году

    Основное пособие на второго ребенка 2014 года не имеет изменений и остается прежним. Пособия, исчисляемые в фиксированном виде, а также те пособия, которые имеют привязанность к минимальному размеру заработной платы, индексируются на 1,05 единиц. Следовательно, размер пособий будет увеличен на 5% по отношению с 2013 годом.

    Семья, где появился второй ребенок, пособие может получить по беременности и родам, которое относится к единовременным выплатам. Данное пособие в 2014 году рассчитывается так же, как и в прошлом. По закону «Об обязательном страховании женщин на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством» родители малыша имеют право заменить период исчисления средней зарплаты будущей матери для увеличения суммы данного пособия.

    Ежемесячное детское пособие на второго ребенка на 2014 год составляет не менее 5 153 рублей и может доходить до 17 966 рублей. Семья, где имеется второй ребенок, пособие получает до момента исполнения ему 1,5 лет. Сумма выплат по этому попосбию составляет примерно 40% от ежемесячного среднего заработка женщины до беременности.

    Материнский капитал на второго ребенка в 2014 году

    Материнский капитал, выдаваемый родителям при рождении второго ребенка продолжает существовать в 2014 году. По начальным заявлениям Правительства, программа помощи молодым семьям была рассчитана на поддержку вплоть до 2016 года, сейчас программа поддержи может быть продлена до 2025 года.

    Семьи, где родился второй ребенок, пособие в виде материнского капитала могут получить при следующих условиях:

    • Данной семьей сертификат на получение пособия в виде материнского капитала не был оформлен ранее.
    • Родители никогда не были осуждены за какие-либо преступления против детей и не были лишены родительских прав.
    • Родители являются гражданами России, либо один из них.

    Размер пособия в виде материнского капитала составляет на 2014 год 429408 рублей. Получив материнский капитал, семья, где есть второй ребенок, пособие может потратить, например, на улучшение жилищных условий, а также и на будущее высшее образование ребенка или на его лечение.

    Использовать данное пособие родители могут только по истечению заявленного государством трехлетнего срока, Исключением в этом случае является взятый ранее кредит на улучшение или приобретение жилища.

    В большинстве субъектов страны имеются региональные программы помощи материнству. В ряде областей выплачиваются дополнительные пособия на рождение второго ребенка, а также на рождение последующих детей. Суммы таких субсидий и условия их получения напрямую зависят от бюджета местных властей. Федеральный бюджет выплачивает дополнительные пособия для областей, имеющих неблагоприятную демографическую ситуацию.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ