Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Бывший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН, доктор исторических наук Владимир Хамутаев. Он опубликовал множество научных и публицистических трудов, излагающий отличный от официального взгляд на историю бурятского народа, от средних веков до наших дней

Владимир Андреевич был вице-президентом Всебурятской ассоциации развития культуры, президентом Конгресса бурятского народа.

Он был одним из немногих учёных-историков, боровшихся против ликвидации бурятских автономий, выступал против проведения праздника «350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав России» и написал по этому поводу докторскую диссертацию.

В России, в Бурятии по его заверению, ему не дают заниматься научной деятельностью, оказывают давление на него и членов его семьи, в связи с его общественной деятельностью. Летом 2013 года он покинул свою родину и сейчас живет в США. Читает лекции в университетах США по проблемам национальных регионов России. Один из них Филадельфийский университет.

Владимир Андреевич, где вы сейчас живете, чем занимаетесь?

Я живу в Америке, всё езжу, посетил 5 штатов с лекциями. Знакомлюсь, изучаю, размышляю: почему наша Отчизна Монголия не Америка? О России не говорю, ибо давно знаю ее злобный антиамериканизм, особенно этнобольшинства.

Сейчас в головах у российского народа, Америка - враг №1. Чей враг? Путина? Проханова, Рогозина? Или бурят, адыг, манси и других покорённых? Оказывается, Америка ненавистна тем, что … сыта и спокойна, благоустроенна и культурна, не блюёт в подъездах и не материт трехэтажно всех соседей.

Видя здесь улыбчивые лица мира, языки и культуры буквально со всей Земли, я, поражавшийся вначале, теперь понимаю, чем она сильна и почему именно это раздражает режимы. Осталось вновь закрыть страну на замок (по Сталину или чучхе), и вперед с речевкой под дулами автоматов строить их мечту - паханский коммунизм.

Вы наблюдаете за тем, что сейчас происходит у нас в республике?

Да и все печально. Вперед вышли самые отборные из «лидеров» - чемпионы по цинизму и холуизму, «шваль, которой мы позволили стать элитой» (термин В. Шендеровича).

Совесть - критерий определения общества и власти, в Бурятии, она изгажена. А наблюдающий за чавканьем у барской кормушки «VIP-нойонов», усталый народ, бедный, изъеденный клерикализмом, советизмом, рабством, страхом и ленью, но сохранивший остатки совести, способен ли на адекватное действо?

Сейчас многие говорят о том, что нужно проводить всебурятский съезд. Наверное, у вас есть своя позиция по этому поводу. Какие вопросы должны быть на повестке?

Право нации на самоопределение, даже Путин подтвердил: народ всегда имеет право высказать это, свое главное право. На свободу и независимость. Понимаю тех, всем сердцем болеющих за свой народ.

Я занимаюсь этим вопросом с 1987 г., знаю всех деятелей, ушедших и нынешних, их персональные качества: кто и когда и как предаст, с хохотком или исподтишка.
Мой учитель и старший друг В.Б. Саганов учил: «вот этот, после нашего собрания, уже через 15 минут будет докладывать куда надо, потому что он иначе не может, не закладывая».

Съезды нации ставят самые главные проблемы нации, причём не в плане унизительных просьб к властям «чуть пом-м-мягче», а с единственной позиции - Права нации на самоопределение - свободное определение своего политического статуса.

Если сегодня, вдруг выросли новые деятели, свободные от лизоблюдства и карьеризма, я горячо приветствую и готов представить принципиальные политические и правовые документы, материалы на всенародное обсуждение и принятие.

Опыт имею, я организовывал съезды нации (1992, 2003), их документы, которые актуальны доныне (и даже больше, ибо мы повернули вспять).

Людей судят не по громким речам с трибун, а по поступкам. Если такие «патриоты», заинтересованные в трибунном лидерстве, восседании в президиумах, в нескончании фуршетов и поездок за государственный счёт по Шанхаям, будут вновь проводить съезд бурятского народа, тогда конец этому… народцу: надо ехать в Халху - по Барнашке и Молону.

К вопросу об обязательности и необязательности изучения родного бурятского языка в школах республики. Нужно ли нам это? Почему буряты не хотят разговаривать, читать и писать на своем родном языке?

Вопрос неправильный. Во всех республиках языки титульных наций (адыг, чечен, татар, саха и т.д.) являются государственными, т.е. с обязательным обучением , а не только изучением. У нас Народный Хурал Республики Бурятии дважды дал под-дых нации и вырезал государственный язык из обязательных предметов в школе. Во всех республиках стоит задача, как решить проблему обучения в школе на языке титульного народа, а у нас язык как предмет не смогли отстоять!

Мы - чемпионы по уничтожению своего родного языка. Нету второго такого народа. В мире! При царе школа была орудием русификации нерусей, и ныне мы первыми вернули это царское положение! При этом вместо борьбы, братья-халхи вопили: нет бурятского языка, это диалект монгольского! Это как понять? Они не понимают, что вопрос стоит о позоре бурят на российском уровне? Причем халха? Зная свой язык (диалект иркутских!), я 30 лет разговариваю и с халха и с убэр-монголами. Халха-центризм - это дикость, дичее некуда! Бурятский язык сочнее и древнее, если на то пошло, это язык Гэсэра, в эхирит-булагатском варианте которого более 20 тысяч стихотворных строк. А в Халхе - 2,5 тысячи. Это я о языке.

Конечно, нужен, пусть на хоринской основе, но обогатить гэсэровскими (предбайкальскими) и южными искромётными оборотами. 80% бурят хотят изучать и знать свой язык!

Но вся политика (ЦК и Обком Модогоева, потом Потапова и ныне наших властей), постепенно, но целенаправленно произвела замену нашей духовной пробурятской матрицы на ту, которую я называю целенаправленным этноцидом на основании юридических и правовых определений Страсбурга, ПАСЕ, СЕ, ЮНЕСКО, Международного Пакта о гражданских и политических правах.

Вычистив серной кислотой сталинизма в наших умах, бурят-монгольское историческое сознание. Как теперь на бетоне взращивать бурятские всходы? Тяжко, но надо. Есть еще смелые? Не трясо-гузки, а пассионарии!

Будете ли вы публиковать книгу «Бурят-монгольский вопрос: история, право, политика»?

Да, и готовлю другие книги, на английском языке. Встречаюсь с людьми, жадно впитываю всё новое. Мир прекрасен, если забыть о сталинизме, чучхеизме, рабстве малых, но не менее уникальных народов.

Разделение БМАССР на 5 частей в 1937 году. И 1959 году убрали монгольскую часть в названии республики и нации. Бурят-монголы стали просто бурятами. Вы согласны с тем, что надо восстановить историческую справедливость, вернув границы и название народа?

Об этом я и говорю 28 лет. Надо внедрить в сознание всех: писать и говорить - Я-«бурят-монгол», наша Бурят-Монголия. Это важнее, чем борьба с режимом, который как огня боится ревитализации гордого политонима. Бурят-Монгольская Республика эпохи Ринчино и Ербанова гремела в СССР, её вес был выше не только автономных, но и союзных, ее уважали лидеры стран мира, прежде всего буддийской Азии.

А Бурятия, обрезанный, жалкий обрубок Бурят-Монгольской АССР, еле выживший после советских экзекуций, мгновенно скатилась в ряд третьих автономий - без имени, т.е. без лица и прав, без зубов и голоса, лишь немо клянчащий «укольчик» для выживания. Задача заключается не в единичных актах, а в подъеме национального движения, в уничтожении трайбализма - землячеств, в единении здоровых сил и изгнании предателей.

Есть мудрость: Предатель разве человек? Назвать его человеком - оскорбить род людской. Назвать животным - обидеть четвероногих. Предатель не человек и не животное. Предатель есть предатель.

Да, мы в рабстве. Но это не означает оправдание предателей, к ним в любом народе самое суровое отношение: Сталин расстреливал, азербайджанцы, армяне, вообще все гордые народы изгоняют их из своих республик.

Рабство делает человека только несчастным, но не лишает его достоинства, холуизм же унижает.

По мнению ученого Александра Карнышева, предков современных индейцев согнали с родных мест частые землетрясения

Недавно монгольское информационное агентство «Монцамэ» распространило сообщение министерства иностранных дел. В сообщении говорится о том, что одним из местных ученых, господином Жамбалдоржем, было документально подтверждено: первооткрывателями американского континента являются предки монголов. Насколько правдоподобно это сенсационное сообщение, выясняла «Окружная правда».

Идея происхождения американских индейцев от народов Сибири витает в воздухе давно, - говорит Александр Карнышев, иркутский ученый, психолог, доктор наук и неутомимый исследователь, недавно издавший книгу «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий», сам родившийся на Байкале, в далеком бурятском селе Оймур.

Неверно считать, что Америку открыли именно монгольские племена. В те далекие времена еще не существовало каких-то отдельных племен. Была общая сибирская народность. Есть гипотеза, что представители этой народности попали на территорию современной Америки и обосновались там. Лично мне кажется, что это верная гипотеза. У индейцев можно встретить общие с сибирскими племенами орудия труда. Кроме того, языки этих народов очень похожи.

Как говорится в сообщении монгольского информационного агентства, с точки зрения лингвистов, в некоторых словах индейцев до сих пор сохранились слова и словосочетания, понятные монголу. Например, слова «атту», «атуух» могут означать названия мужской или женской особи рыбы, «чагаан тайгун» звучит как «цагаан тайга» («белая тайга»).

Все языки мира можно разделить на несколько классов, - говорит Александр Карнышев. - У меня не вызывает сомнения тот факт, что языки сибирских народов и язык индейцев относятся к одному классу. Возникает другой вопрос: как народности, проживавшие на территории Сибири, могли попасть в Америку? Доказано, что раньше вместо Берингова пролива существовал перешеек. Возможно, именно по нему предки современных бурят вышли на североамериканский континент.

Теперь никто не может точно сказать, что заставило народы Сибири уйти жить так далеко от дома. У Александра Карнышева, автора вышеупомянутой книги, где он собрал легенды и мифы древнего озера, существует на этот счет свое мнение.

Я вырос на берегу Байкала. В 1959 году там происходили постоянные землетрясения. Величина баллов по шкале Рихтера достигала девяти. Думаю, 20-30 тысяч лет назад, когда происходило переселение народов, на берегу Байкала могли происходить подземные толчки очень большой мощности. Думаю, людям пришлось уйти с этих мест. Так сибирские народности оказались далеко за пределами своей родины.

В 1974 году русские и американские ученые в течение трех месяцев провели археологические раскопки на Алеутских островах. Там они обнаружили каменное орудие стиля говь монгольского изготовления. Эта находка могла бы стать крайне важным открытием и ответить на вопрос, кто открыл Америку. К сожалению, эти ученые не знали монгольского языка и посему не могли догадаться, что имена островов содержат корни слов сибирской народности.

Самые масштабные раскопки производились на территории острова Ольхон в 1975 году, - говорит Капитолина Литвинова, директор музея в поселке Хужир. - Их проводил русский ученый Алексей Окладников совместно с американскими коллегами. Первой находкой стал череп древнего человека. В числе американцев был ученый-антрополог, который с первого взгляда на находку определил: череп, найденный на Ольхоне, является абсолютной копией черепов краснокожих (индейцев). После этого были найдены древние украшения и орудия труда, которые также были похожи на изделия американских индейцев. Все это доказывает: у сибирских народностей и индейцев одни предки.

В музее на острове Ольхон хранится множество редких экспонатов. Некоторые из них существуют в единственном экземпляре и представляют научную ценность.

У каждого экспоната своя история, - говорит Капиталина Николаевна. - Например, однажды мой внук работал в огороде и нашел необычное каменное изделие. Несмотря на то что оно имело странный вид, было видно: вещь сделана людьми. Я показала находку иркутским ученым. Анализ предмета дал необычный результат: предмет был изготовлен в эпоху палеолита.

Считается, что люди поселились на Ольхоне во времена неолита (то есть значительно позже, чем возраст найденной на огороде вещи). Я думаю, сибирская земля хранит еще много нераскрытых тайн, которые будут разгаданы нашими потомками.

Справка

Анализ генов коренных жителей Южной и Северной Америки показал, что все они - потомки одной группы. Согласно отчету исследователей, выявленный уникальный генетический вариант не встречается нигде в мире, за исключением Восточной Сибири.

Антропологи и археологи давно спорят о происхождении индейцев. По одной теории, они потомки тех, кто пришел на северо-запад континента по участку суши, соединяющему Аляску и Сибирь, который затем был утрачен. Сейчас на его месте находится Берингов пролив. Согласно другой, индейцы произошли от выходцев из Азии и Полинезии, попадавших в Америку по суше и морю; переселение могло начаться 30 000 лет назад.

Скриншот с YouTube / канал "4ekavo blog"

Они обещают, что в следующих постах расскажут о жизни наших земляков и в других странах

Уроженцы Бурятии, которые сейчас живут в Нью-Йорке, завели блог на YouTube, в котором рассказывают о жизни за границей.

Канал «4ekavo blog» ведет сразу несколько человек - трое из Нью-Йорка и еще двое из Улан-Удэ.

Привет, кто меня не знает - меня зовут Бато. Я недавно переехал в Нью-Йорк. Сейчас я иду по Манхэттену на встречу с ребятами Баиром и Валей, - представился в начале один из блогеров.

Видео записывалось еще до Нового года, поэтому улицы Нью-Йорка сверкают и переливаются всеми цветами. Блогеры погуляли по самым красивым улицам города, рассказывая о традициях и обычаях жителей мегаполиса - так, в праздник даже самый обычный спальный район преображается в сверкающий иллюминацией праздничный квартал. Нью-йоркцы украшают не только свои жилища, но и прилегающие к нему площадки и даже деревья.

Их друзья в Улан-Удэ тоже сняли праздничный город. Они общались с прохожими и предлагали им позвонить родителям и накануне праздника признаться им в любви. Прохожие охотно соглашались, а вот родители к неожиданному проявлению любви детей отнеслись с подозрением.

Ты что заболела, моя? - заботливо спросила бабушка в ответ на любящее поздравление внучки.

В целом видео получилось довольно позитивным и легким. Блогеры обещают, что это только первая часть, дальше их канал станет еще интереснее.

Представители монгольских народов считают, что на чужбине имеют больше перспектив в сравнении с другими азиатами – в этом котле, переварившем многие народы мира, они накапливают силу, чтобы посвятить достижения Родине – Монголии.

Вчерашняя публикация АРД « Монгольский американский миллиардер - бизнесмен и кочевник » вызвала немалый отклик у наших читателей. Как ранее большой резонанс получили такие публикации о монголах в США, как « Только монголы сумели воздвигнуть в США памятник своей святыне », « В Нью-Йорке буряты отметили Сагаалган вместе », « Монгольские экспаты вернутся домой с сокровищем » или « Чингисхан покорил США » и другие. Как оказалось, эта тема мало кого оставляет равнодушным.

Примером тому – и подобные публикации в монгольских СМИ. АРД продолжает освещать эту актуальную тему. Особенно интересным нам кажется то, что за рубежом представители всех монгольских народов становятся едины – буряты, калмыки или халхи – чужбина объединяет их под общим именем «монгол». Об этом, к примеру, рассказывает один из читателей АРД, живущий в Нью-Йорке.

Более того, как оказалось, их объединяет даже некая общая «национальная идея».

Некоторые считают, что способны вновь завоевать мир – хоть и в новых реалиях, отличных от 13-го века – на меньшее они не согласны…

Однако в жизни монголов в США появляются и новые проблемы – и о разобщенности монгольского этноса в США рассказывает, к примеру, другой монгол, из Чикаго. Представляем оба мнения на суд читателей АРД…

Монголы в США

С момента массового появления монголов в США прошло уже 25 лет. На сегодняшний день невозможно сказать о точном количестве монголов, проживающих в США. По сравнению с другими городами большая часть их проживает в Чикаго, что связано с возможностью найти там работу, рассказывает Хулганайн Тэргэл, живущий ныне в этом знаменитом американском мегаполисе.

В США немало азиатов, чьи предки переселились из Кореи и Китая еще 200-300 лет назад и завели маникюрные салоны, закусочные, химчистки и другой мелкий бизнес, и некоторые из них сейчас занимают высокие правительственные должности.

Тем не менее, я не перестаю удивляться нашим соотечественникам, которые поистине проявляют незаурядную находчивость в поисках самореализации на чужбине. Всего лишь 3 года назад можно было по пальцам руки пересчитать монгольские маникюрные салоны и закусочные, то сейчас их количество перевалило за второй десяток. Разве это не повод для гордости? Много также монгольских парней и девушек, которые лидируют в спорте и в учебных заведениях США.

Бурят-монголы во время празднования Сагаалгана – Цагаан сар – в Нью-Йорке танцевали ёхор. Фото Любови Баировой.

Прошло немало времени с тех пор, когда монголы работали под руководством корейцев, теперь же они работают повсюду. Сейчас уже американские работодатели единодушно признали, что монголы могут ответственно и профессионально относиться к работе.

Если посмотреть в целом, то напрашивается одна мысль – если монгол выезжает заграницу с целью заработать деньги, то он может одолеть лень, работать не покладая рук и добиваться своей цели.

На сегодня в Чикаго монголы имеют собственные закусочные, бары, караоке, парикмахерские, больницы, химчистки, медитативные центры, компании и многое другое, что говорит об их успешности в США. Но, тем не менее, есть одна вещь, о чем можно немного сожалеть. Часть монголов устремилась в христианские церкви, часть стали последователями Шугдена, а остальные стали прихожанами Ажаа ринпоче, что говорит о их духовной разобщенности.

Конечно, я с уважением отношусь к религиозному выбору человека, но мне хотелось бы, чтобы нас все-таки объединяло сознание, что мы единый народ – монголы.

Если посмотреть на местных корейцев, то, несмотря на то, что они не всегда хорошо относятся друг к другу, для них всех слово «кореец» значит многое. Например, если один кореец не симпатизирует другому корейцу, владеющему магазином, то он все равно будет продолжать покупать продукты в его магазине. В то же время наши соотечественники при возможности будет стараться купить у иностранца, что, конечно, просто меня не перестает удивлять.

Разобщенность наших соотечественников особенно проявляется по праздничным дням. В эти дни одновременно проводятся разные праздничные мероприятия, порой складывается впечатление, что они получают удовольствие от того, что организуют несколько мероприятий в один день, тем самым ставя человека перед выбором того или иного мероприятия.

Кроме этого, никогда наши соотечественники не собираются вовремя: обычно объявляют начало концерта в 19.00 часов, но он начинается фактически в 22.00-23.00 часа, заканчиваясь глубоко за полночь.

Мне иногда думается, что у нас, монголов, есть большой недостаток – мы не умеет работать как одна команда, недостаточно командного духа. Конечно, можно все спихнуть на гены предков, которые были кочевниками-индивидуалистами.

Несмотря на это, правда в том, что монголы все же имеют силу духа, трезвый ум, и не хуже чем у любой другой нации, если даже не лучше. В нужное время всегда поддержат друг друга. Я просто уверен в солидарности всех монголов.

Сегодня монголы, проживающие в США, добились немалых успехов, многие из них имеют хорошую работу. Однако, в основном, это люди, которые закончили американские вузы, имеют право на жительство и знают язык. Многие из них на своем примере подтверждают, что могут работать в ведущих компаниях США.

Все это подтверждает, что монголы конкурентоспособны, и могут приспосабливаться к условиям жизни за рубежом.

Эти два фактора дадут нового Чингисхана планетарного масштаба

Комментарий читателя АРД под ником Болод , монгола ныне живущего в Нью-Йорке, о представителях монгольских народах в США:

Малые всегда кучкуются на чужбине. В НЙ наше землячество единое: халх, убэр, буриад, хальмг, хазар. Никто не организовывал сверху: сами потянулись, искали друг друга, организовались. И все увеличивается. Причем только монголами одного Большого яблока.

Есть целая футбольная команда одних парней-бурят в одном только Бруклине, части НЙ. Бруклин – это бывший когда-то нидерландский город Броокелен, соединившийся с Манhатаном-Нью-Йорком. Ребята встречаются с калмыками. В октябре проводим чествование Чингисхана, Потом Сагаан-Сар, Летом - hур-hарбаан.

Ирина Пантаева в фильме "Мортал Комбат”. Топ-модель, бурят-монголка родом из Бурятии, много лет живет и успешно работает в США. Недавно вновь побывала в Монголии.

Кроме этих монголо-бурятских символьных мероприятий проводятся мелкие по приезду ЕСДЛ, других патриархов буддизма или науки (толковых обществоведов, не позёров), научные или общественные конференции монголоведов США, молодежь сама по своему графику организует свои тусовки, вводят новоприбывших, влюбляются-женятся...

В нашем дацане (построенном калмыками, первыми монгольскими эмигрантами), в соседнем через Гудзон штате Нью-Джёрси постоянно проводятся буддийские вещи, куда едут калмыки, но больше буряты, и монголы – правда, реже. Буддизм и Шаманизм для нас как нац. символы, для питания нац духа, самоидентификации…

Халхи самодостаточны, поэтому меньше голода на...Монгольскость, на Общемонгольскую пассионарность, где более энергичны буриады и хальмаги. Я так полагаю, возможно, субъективен.

Калмыки-первопоселенцы из Нью-Джёрси почти не участвуют в общемонгольских мероприятиях. У них уже третье поколение – с 1960х гг., растет здесь, поэтому...закон Американского плавильного котла, перемалывающего все пришлые этно-или конфессиональные группы, работает. Не "плавятся" китайцы, индусы, арабы, и, возможно, евреи, ибо их гос-во судорожно, учитывая приближающийся конец от арабов, поддерживает инкорпорацию в тело Америки, но без ассимиляции.

Малые же исчезают в котле через 1-2 колена, вывариваются в нечто чужое. Так рождается в котле мировая нация землян – американская: смугляно-приятная внешне, с огромными фастфудными телесами, слоновьими ногами и белозубой американской улыбкой.

Индусы – наследники древнейшей мировой цивилизации, самодостаточны просто по духу – осознанию своей Древней Историчности, когда иные на деревьях сидели. Арабы-муслимы, цивилизация самая молодая, мало что имеющие Историчного и гордого, кроме Алгебры, имеют то, чем грозил миру великий создатель Палестинской автономии Ясир Арафат.

Китайцы не ассимилируются, живут везде Чайна-таункварталами, все свое сохранили бережно: язык, способы громко кушать, разговаривать криками, загрязнять всё вокруг и т.д. Они оккупировали все ландроматы и овощные маркеты США, но теперь пробиваются в муниципалитеты и даже пытаются выше. Корейцы Страны Утренней Свежести тоже обособляются кварталами, ресторанами, улицами, они культурнее, это исторически.

Японцев практически нет, ибо эта нация Ямато не изменяют Родине, вообще никому в мире не кланяются. Америке до Японии как до луны, это понятно. Редкие эмигранты из Японии, как правило, в США – ученые с мировыми именами, первые величины Америки, они, конечно, космополиты-земляне по сознанию, нежели японцы.

Монголы же имеют больше перспектив, ибо имеют Историю Мирового значения, вклад их в мировую культуру самый-самый, какие там японцы-китайцы-корейцы-арабы. Монголы имеют голод на технизацию, на прорыв – по всем направлениям. Эти два главных фактора при умелом направлении (и идеях!) дадут нового Чингисхана, планетарного организатора.

Нам меньшего не надо – нам подай Мир. Вот в чем дух Чингисхана, который надо ВОЗРОДИТЬ. Сегодня - пока! - идет накопление (миллиардеров, умеющих делать деньги, технологов-специалистов по всем прорывным профессиям и отраслям, накопление знаний, которые непременно овеществятся), и одновременно генерация Духа, Пассионарности.

Сотни народов сморщились, согласившись на третьестепенные роли. А наша Монголия поднимается. Наша единственная Родина-Мать. Которая потрясет мир. Надо ВЕРИТЬ. Железобетонно! Мы – потомки Чингисхана, Человека Тысячелетия, не какие-то там безродные бродяги по ковыльным степям Семиречья. Нельзя изменять. Я так думаю.

Фотографиями из Нью-Йорка, пожалуй, современных молодых улан-удэнцев не удивишь. У многих друзья и знакомые побывали за океаном во время студенчества по программе Work&travel, кто-то сам успел полюбоваться на американские небоскребы.

Некоторые относятся к этому просто как к путешествию, другие стремятся, несмотря ни на что, вернуться в США и, возможно, остаться там жить. Третьи же, видя далеко не радужную для себя перспективу на родине: нет работы, маленькие зарплаты и пр., готовы на многое, чтобы наконец попасть за океан и воплотить свою американскую мечту о беспечной жизни, как в кино.

Стоит ли оно того - рискнуть все оставить и поехать в Америку? Ответ для каждого свой. Мы же пообщались с нашим земляком Романом Багдуевым, сообщает «Информ Полис» . Он отправился в Америку не в студенчестве, а осознанно, будучи взрослым мужчиной. Он рассказал о своих впечатлениях о Штатах.

- Сколько вам было лет, когда впервые оказались в США? Чем вы занимались до этой поездки?

Мне было 35, когда я первый раз поехал в США. До поездки я работал в московской компании, деятельность которой состояла в аутсорсинге в области госзакупок. Поездка в США не была мечтой всей жизни, просто хотелось посмотреть другую страну. Обычные «туристические» страны меня не привлекали.

- Почему выбрали именно Штаты? Как вы представляли эту страну и свою жизнь в ней?

США меня привлекли своим уровнем жизни (к тому моменту у меня была информация от людей, которые там проживают). Мне хотелось выучить английский, который мне не давался в трёх институтах (смеется). Особых представлений у меня не было. Так случилось, что я летел через Нью-Йорк, Сент-Луис. И когда я прилетел в Лос-Анджелес, сразу поселился в Голливуде. Учитывая то, что был очень долгий путь, первые впечатления получились довольно смазанные. Надо сказать, что «киношная» Америка сильно отличается от настоящей.

- Как прошла адаптация в незнакомой стране?

Я начал работать в транспортной компании, которая занимается перевозками в Лос-Анджелесе. Эта работа позволила мне неплохо зарабатывать с первых дней и побывать во всех уголках этого города, а также в соседних городах. Помимо основной работы были подработки в виде съёмок в различных киностудиях («Сони пикчерз», «Коламбия пикчерз», «Парамаунт пикчерз»), это съёмки в комедийных сериалах, телевизионных шоу. Было очень интересно.

- Что вас больше всего удивило в США? Что порадовало, а что, напротив, не понравилось?

Больше всего удивила близость звёзд мирового кинематографа. Поскольку я жил в Голливуде, то до места, где проходят кинопремьеры, рукой подать. Примерно 20 минут пешком или пару остановок на автобусе. Я застал премьеру фильма «Неудержимые-3» и «Интерстеллар». Во время премьеры «Неудержимых» мне удалось сфотографировать многих звёзд на свой телефон. Удивило и то, что все улыбаются и чрезвычайно дружелюбны. Ну и, конечно, океан. Он просто прекрасен.

Во сколько примерно обошлась поездка в Штаты? Какими навыками, образованием желательно обладать, чтобы устроиться в Америке на более или менее высокооплачиваемую работу?

Поездка туда и обратно обходится примерно в $2000. Какими навыками? Слабоумием и отвагой (смеется)! Сложно сказать, наверное, психологической устойчивостью в стрессовых ситуациях, умением быстро соображать и, самое главное, знанием английского. Но можно и без языка. Я могу написать целое пособие о том, как выжить в США без денег и языка (улыбается).

Высокооплачиваемую, по американским меркам, работу вы не найдёте, так как не сможете работать по туристической визе. А так любая работа по сравнению с Россией будет высокооплачиваемой, я считаю. Если вы не являетесь очень редким и успешным специалистом в какой-либо сфере, то шансов получить рабочую визу у вас нет.

Все довольно прозаично. Будет большой удачей, если работодатель согласится сделать для вас рабочую визу, я такого нашёл. Ездить в США на заработки можно, но очень затратно и перелёт отнимает много времени.

- Стоит ли в чужой стране надеяться на поддержку земляков? Помогают ли друг другу буряты, выходцы из Бурятии?

Надеяться на поддержку земляков можно, но не стоит. Вы должны понимать, что там вас никто не ждёт и никому вы не нужны, помогать вам тоже никто не разбежится.

Это отчасти объясняется тем, что у людей просто не будет времени на вас, там все очень много и тяжело работают. И если что-то с вами там случится, то никто не придёт на помощь, это вы должны очень чётко понимать.

- Вспомните момент (если такой был), когда хотелось все бросить и уехать обратно. Из-за чего он был?

Желание все бросить и уехать возникает каждый день, и это не преувеличение. Самое сложное для меня - это чувство одиночества. Там не будет времени ни у вас, ни у ваших новых или старых знакомых на общение. Это не просто другая страна, это как другая планета. Там всё иначе, и это здорово гнетёт.

Изменилось ли отношение американцев к россиянам после последних политических событий (санкций, Крыма, Украины…)?

Американцам нет никакого дела до нас, как бы обидно это ни звучало. Есть Россия, нет России, им абсолютно без разницы. За все проведённое время в Америке я ни разу не столкнулся с каким-либо проявлением недовольства в адрес нашей страны и людей. У них абсолютно другая, сытая жизнь. Точно так же и вам, если уедете, скорее всего, не будет дела до России. Будете радоваться тому, что курс доллара растёт. Чем выше курс, тем больше денег вы отправите или привезёте, все просто.

Как вы относитесь к высказываниям некоторых земляков о том, что не нужно гнаться за «американской мечтой», а жить на родине и делать жизнь своей страны лучше?

Моё мнение таково. Если вам хочется уехать, уезжайте! Мечта у каждого своя, и на то и существуют мечты, чтобы исполняться.

Помните, вы ничего не должны этой стране, дом там, где вам хорошо. Я так считаю, потому что наше государство о нас не заботится и не заинтересовано в том, чтобы вам жилось лучше.

Готовы ли к тому, что пустите корни в Америке, там будут жить ваши дети? Или же вы думаете, что рано или поздно вернетесь на родину?

Я не готов «пускать корни» в Америке, на это есть личные причины. Но я в любой момент могу уехать туда, связаться со своим американским работодателем. И этот факт греет душу.

- Пара советов для тех, кто мечтает уехать в Америку. И… стоит ли оно того?

Уезжая в Америку, даже с мыслью «насовсем», не сжигайте мосты. Не продавайте имущество, чтобы вам было куда вернуться. Я встречал много людей, которым просто некуда было возвращаться. У вас должны быть люди, которые смогут из России оказать быструю помощь. У вас должны быть деньги на обратную дорогу, это самое главное! Желательно иметь современный смартфон, он помогает с навигацией, переводом и бронированием (покупкой) билетов.

Стоит ли ехать в Америку? Если это не является мечтой всей вашей жизни, то ехать не стоит.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ