Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.
Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.
Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.
В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.
В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.
В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .
Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.
Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.
Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.
Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.
Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.
Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.
Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.
Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.
Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.
В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.
Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.
В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.
1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.
2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.
3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.
4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.
ОПППП представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на ОПППП у обучаемых формируются следующие качества:
Эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;
Устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
Быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;
Профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.
При создании ОПППП необходимо учитывать некоторые правила их сооружения:
Воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
Обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической "закалки";
Возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы;
Возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.
Вышеперечисленные требования к ОПППП не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.
Анализ имеющихся ОПППП показывает, что в отдельных случаях допускаются ошибки при их создании:
Попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы;
Включение в ее структуру объектов и препятствий, предназначенных преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых;
Увеличение внешних эффектов и недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.
Огневой полигон (далее - полигон) предназначен для практической подготовки личного состава дежурных караулов, имеющих квалификацию «газодымозащитник» и «спасатель», к действиям в зоне с непригодной для дыхания средой при огневых воздействиях, повышенной влажности и непредвиденных обстоятельствах, связанных с пожаром и техногенной аварией.
Оснащение полигона обеспечивает проведение следующих видов тренировок:
Одновременная тренировка газодымозащитников (спасателей) в составе звена (отделения);
Создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий;
Тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника
При проведении занятий на свежем воздухе на учебной башне, спортивной площадке, 100 метровой полосе руководствуемся приложением 1, 2.
Вывод по первому вопросу: Современная материальная база для качественной подготовки газодымозащитников является гарантией выполнения задач поставленных перед звеньями ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде
Вопрос № 2 (время 30 минут). Основные требования к организации и обеспечения функционирования учебно-тренировочных комплексов ГДЗС.
Теплодымокамера
Требования к составу ТДК
Комнату руководителя занятий (пультовую);
Пост медицинского контроля;
Контрольный пост ГДЗС;
Учебный класс;
Задымляемое помещение, включающее в себя: лабиринт (тренажер ориентации) и участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);
Тренажерную зону;
Кабинет психологической разгрузки;
Кабинет начальника комплекса;
Предкамеру, совмещенную с постом безопасности;
Помещение электроснабжения комплекса;
Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;
Тамбур-шлюз (с избыточным подпором воздуха);
Санузел и душевую комнаты;
Гардеробную;
Кладовую для хранения инвентаря.
Требования к надежности
Срок службы на основное оборудование комплекса должен быть не менее 10 лет.
Требования к задымляемым помещениям
Тренировки в условиях задымления должны быть направлены на освоение газодымозащитниками правильных действий в составе звена в различных условиях обстановки, формирование психологической и физической готовности. Необходимо стремиться к созданию такой учебной обстановки, которая была бы максимально приближена к реальным условиям работы на пожаре, способствовала достижению максимальных физических и эмоционально-волевых нагрузок.
При использовании средств имитации (очагов пожаров, последствий взрывов, обрушений и других опасных факторов, повреждений приборов и трубопроводов и др.), необходимо применять меры, исключающие возможность возникновения аварийных ситуаций, повреждений и несчастных случаев.
В состав оборудования задымляемого помещения рекомендуется включать следующие элементы и системы :
Лабиринт (тренажер ориентации) двух (трех) уровней;
Участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);
Систему задымления с использованием безопасного дыма;
Систему двухсторонней связи;
Систему видеонаблюдения и дублирующей системы слежения;
Систему создания звуковых и световых эффектов;
Систему приточно-вытяжной вентиляции.
Шумовое сопровождение при тренировке должно обеспечивать звуки, имитирующие :
Обрушение конструкций;
Взрыв паров или газов;
Шум выходящего из трубопровода под давлением газа;
Крики «пострадавшего» и т.п.
Примерный перечень средств имитации включает :
Узкие лазы;
Наклонный участок с постепенно изменяющейся высотой;
Качающийся участок пола;
Ступеньку-пандус;
Имитатор «очаг пожара»;
Имитатор «вспышка»;
Имитатор «пострадавший».
Примерный перечень фрагментов технологического оборудования включает :
Тренажер «резервуар»;
Тренажер «участок трубопровода»;
Тренажер «рубильник»;
Тренажер «задвижка».
Стены, потолок, пол и полотнища дверей должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой.
Стены, потолок, пол и полотнища дверей помещения должны иметь необходимую термо- и дымоизоляцию.
Для применения во время тренировки в задымляемых помещениях огнетушащих веществ пол должен иметь необходимую гидроизоляцию и уклон в сторону трапов для сбора воды.
Задымляемое помещение должно иметь не менее двух выходов . Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью «ВЫХОД», включаемые с пульта управления.
Перед входом в задымляемые помещения следует устраивать незадымляемые тамбур-шлюзы (с избыточным подпором воздуха) для исключения проникновения дыма в другие помещения комплекса.
Требования к тренажерной зоне
Тренировка в тренажерной зоне имеет целью выработать у тренирующихся высокий уровень выносливости, подвижности, физической работоспособности, тепловой адаптации к условиям повышенной температуры.
Технические возможности тепловой зоны должны обеспечивать температурный режим в пределах 20-40±2°С. Регулировка температуры должна проводиться плавно в заданных пределах с автоматической поддержкой.
Для осуществления контроля за тренировкой в стене, разделяющей тренажерную зону и комнату руководителя занятий (пультовую), делается смотровое окно (размером не менее 1x1 м).
Для управления тренировкой в помещении предусматривается система двухсторонней связи между тренирующимися и руководителем тренировки.
Стены, потолок, пол и полотнище дверей помещения должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой .
Пол должен иметь уклон для обеспечения сбора воды в дренажную систему.
Стены, потолок, пол и полотнище дверей камеры должны иметь необходимую термоизоляцию .
Переход из тренажерной зоны в задымляемое помещение осуществляется через тамбур-шлюз .
Оборудование тренажерной зоны
Количество тренажеров (эргометров), размещаемых в помещении, подбирается исходя из среднего числа тренируемых. Тренажеры (эргометры) должны быть общего типа назначения.
Беговая дорожка. Угол подъема и скорость дорожки должны регулироваться плавно в заданных пределах. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.
Вертикальный эргометр типа «Ударный молот». При тренировке на этом тренажере должен подниматься и опускаться груз весом 25 кг канатом на роликах.
Тренажер «Бесконечная лестница». На этом тренажере должны выполняться упражнения (проводиться тренировки) имитирующие подъем по лестнице. Цепь ступенек должна начинать двигаться только при нагрузке за счет веса человека. Световой датчик должен автоматически отключать лестницу при проскоке ноги человека мимо ступеньки.
Тренажер «Велоэргометр». На данном тренажере тренирующиеся определяют при заданных нагрузках выносливость и физическую работоспособность. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.
Требования к комнате руководителя занятий (пультовой)
Оборудование пультовой должно обеспечивать постоянный контроль за тренировкой, поддержание двусторонней связи, а также управление маршрутами движений в системе лабиринта и вносить изменения в условия проведения тренировок.
Примерный перечень оснащения и оборудования пультовой включает :
Пульт управления, который предназначен для управления системами слежения, вентиляции, поддержания заданной температуры, контроля за работой тренажеров, задымлением, звуковыми и световыми эффектами и т.д.;
Система регистрации и передачи физиологических сигналов по радиоканалу;
Рабочий стол;
Стенд служебной документации.
Температурный режим в помещении должен обеспечиваться в пределах 18..,25 °С, при относительной влажности не более 70%.
Требования к посту медицинского контроля
Оборудование поста должно обеспечивать контроль за физическим состоянием тренирующихся и возможности экстренного оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Аптечка (набор) для оказания первой доврачебной помощи;
Аппарат искусственной вентиляции легких;
Медицинский тонометр;
Кушетка для отдыха;
Рабочий стол;
Пол должен быть нескользким и допускающим его мойку водой.
Требования к предкамере, совмещенной с постом безопасности
Предкамера должна располагаться в непосредственной близости от тренажерной зоны и задымляемого помещения и обеспечивать условия для размещения резервного звена и отдыха тренирующихся, а также для работы контрольного поста ГДЗС.
Оснащения предкамеры включает:
скамью для отдыха;
стенд документации;
рабочий стол поста безопасности;
Требования к контрольному посту газодымозащитной службы
Контрольный пост должен обеспечивать проведение проверок изолирующих дыхательных аппаратов, замену кислородных (воздушных) баллонов и регенеративных патронов.
Обязательное оснащение поста включает:
Приборы контроля параметров работы изолирующих дыхательных аппаратов;
Набор специальных ключей;
Прибор проверки качества воздуха;
Прибор контроля давления в баллонах;
Столы для проведения проверок;
Стеллажи для хранения запасных баллонов и регенеративных патронов;
Стенд документации;
Рабочий стол;
Комплект рабочей документации поста безопасности;
Плакаты по устройству и правилам технического обслуживания изолирующих дыхательных аппаратов.
Требования к учебному классу
Учебный класс должен быть оснащен столами и стульями на 20-25 посадочных мест, компьютерной системой обучения и контроля знаний, наглядными пособиями и стендами с информацией об устройстве изолирующих дыхательных аппаратов, о правилах работы в них и техническом обслуживании, методиках проведения расчетов параметров работы в зоне с непригодной для дыхания средой, планом-схемой комплекса и др.
Требования к кабинету психологической разгрузки
Кабинет психологической разгрузки предназначен для восстановления и отдыха личного состава после тренировок в зоне с непригодной для дыхания средой.
Требования к вспомогательным помещениям
К вспомогательным помещениям относятся:
Кабинет начальника комплекса; помещение электроснабжения комплекса;
Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;
Туалетную и душевую комнаты;
Тамбур и тамбур-шлюз;
Гардеробную;
Кладовую для хранения инвентаря.
Требования к вспомогательным помещениям определяются в каждом конкретном случае исходя из решаемых задач подготовки газодымозащитников, санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда.
Требования к системе электрооборудования
Система электрооборудования комплекса должна быть выполнена в соответствии с Правилами устройства электроустановок и обеспечивать полную безопасность при их эксплуатации. Она включает в себя следующие виды освещения:
рабочее (общее и местное) - 220 В; аварийное - 220 В; эвакуационное - 220 В; ремонтное - не более 36 В.
В задымляемых помещениях, включая лестничные клетки, необходимо предусматривать аварийное освещение, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, которые улучшают видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации тренирующихся. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.
Требования к системам задымления и вентиляции
Задымление должно создаваться только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожогов.
Шумовые эффекты не должны превышать допустимых норм.
Для удаления дыма из тренировочных помещений должны быть предусмотрены три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы должна обеспечивать десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.
Аварийная принудительная вентиляция подключается к основному и независимому резервному источникам питания и должна обеспечивать в задымляемых помещениях в течение 2 мин с момента включения системы условия устойчивого визуального контакта.
Дополнительные требования
Помещения для тренировок должны быть оборудованы системами контроля за местонахождением тренирующихся.
Необходимым условием успеха подготовки пожарных на огневой полосе является строгое соблюдение последовательности прохождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного занятия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптимально короткий срок освоить программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком службы, а также поддержать их заинтересованность в проведении занятий на огневой полосе.
Для пожарных со сроком службы до шести месяцев тренировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:
Интервал между двумя первыми занятиями (теоретическим и первым практическим) не должен превышать двух недель, между остальными - одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам, моделируемым на отдельных снарядах огневой полосы.
Первое занятие (теоретическое) должно быть посвящено вопросам первоначальной подготовки пожарных в области психологии, разъяснению значимости психологической подготовки в деле совершенствования их мастерства и выработке положительного настроения у обучающихся к проведению практических занятий на снарядах огневой полосы.
Второе и третье занятия проводятся на снарядах № 1 и № 2. Цель занятий - первоначальная адаптация к факторам, моделируемым данными снарядами.
Четвертое и пятое занятие включают в себя выполнение упражнений на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6.
Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым снарядами № 1 и № 2, а также первоначальная отработка навыков работы на снарядах № 3 и № 6.
Шестое и седьмое занятия аналогичны четвертому и пятому. Отличие состоит в изменении маршрута прохождения на снаряде № 2. При выполнении упражнений на снарядах без учета времени прохождения этапов допускается изменение схемы маршрута на снаряде № 2 без предварительного ознакомления с ней личного состава пожарной охраны. Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.
Восьмое и девятое занятия являются контрольными в решении вопроса об уровне адаптации к факторам, моделируемым на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6. Контроль за уровнем адаптации осуществляется с помощью методики пульсометрии.
Второе, четвертое и шестое занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Третье, пятое, седьмое, восьмое и девятое занятия проводятся при воздействии опасных факторов пожара и с прокладкой рукавных линий.
Это позволит руководителю занятий по объективным данным судить о степени готовности отдельных пожарных и корректировать число занятий для наиболее подготовленных из них.
В период службы от шести месяцев до двух лет на занятиях рекомендуется выполнять упражнения на перечисленных в п. 6.1 снарядах с дополнительным включением в состав полосы снарядов № 5, № 7 и теплодымокамеры (при ее наличии на огневой полосе).
Интервалы между тренировочными занятиями в первые шесть месяцев не должны превышать одного месяца, затем тренировки проводятся один раз в три месяца.
В состав огневой полосы для первого занятия включаются снаряды № 1, № 2, № 3, № 5 и № 6. Цель первого занятия - адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.
Второе занятие проводится аналогично первому с дополнительным включением в состав огневой полосы снаряда № 7. Цель занятия - дальнейшая адаптация и тренировка пожарных к осуществлению функций распределения внимания, а также правильности принятия решений при воздействии факторов, моделируемых на снаряде № 7.
Третье, четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся аналогично второму с дополнительным усложнением задачи на отдельных снарядах по усмотрению руководителя занятий. Цель занятий - дальнейшая адаптация к моделируемым опасным факторам и совершенствование функций распределения внимания. Особое внимание в этот период подготовки рекомендуется обращать на выработку пожарными способности к осуществлению зрительного и слухового восприятия и интеллектуального контроля (приема правильных решений) одновременно за несколькими факторами моделируемой на снарядах ситуации.
Седьмое и девятое занятия проводятся в теплодымокамере с личным составом пожарной охраны, имеющим изолирующие противогазы. При отсутствии изолирующих противогазов занятия проводятся на огневой полосе аналогично шестому и восьмому. Цель занятий -- дальнейшая тренировка пожарных по совершенствованию функций распределения внимания, умения ориентироваться в сложной незнакомой обстановке и принимать правильные решения.
Контроль за достигнутым уровнем адаптации должен проводиться (по возможности) на каждом занятии. При отсутствии такой возможности целесообразно выбрать восьмое и девятое тренировочные занятия.
Для, пожарных со сроком службы свыше двух лет занятия проводятся на всех снарядах огневой полосы с прокладкой рукавных линий и воздействием опасных факторов пожара.
Основной целью тренировок в этот период времени является предотвращение детренированности и снижения уровня адаптации к факторам ситуаций, моделируемых на снарядах огневой полосы. Занятия должны проводиться один раз в 4 месяца.
Первое занятие должно быть теоретическим. Руководитель информирует слушателей об итогах занятий на огневой полосе в течение предшествующих двух лет, приводит конкретные данные о достигнутых результатах в повышении уровня адаптации, быстроте и правильности принятия решений на тренировках и в резальных условиях тушения пожаров.
Руководителю занятий рекомендуется включать лиц из данного состава пожарных в звенья с меньшим сроком службы в качестве замыкающих. В этом случае для них ставится дополнительная цель - контроль за действиями остальных членов звена.
Первое, второе и третье занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся при воздействии опасных факторов ^пожара и с прокладкой рукавных линий.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Самарский учебный центр федеральной противопожарной службы»
Учебный отдел
Реферат
на тему: «Огневая полоса. Психологическая подготовка пожарных»
Выполнил:
слушатель 20 учебной группы
капитан внутренней службы
Афанасьев А.А.
Самара 2014
Введение
1. Огневая полоса
2. Описание, назначение и порядок преодоления снарядов огневой полосы
3 . Периодичность и последовательность проведения занятий на огневой полосе
4 . Организационно-методические указания по проведению занятий на огневой полосе
5. Подготовка руководителя к занятиям
6. Правила техники безопасности при проведении занятий на огневой полосе
Заключение
Литература
Введение
Работа пожарных подразделений осуществляется в различной обстановке: в задымленной и токсичной среде, в условиях высоких температур, угрозы взрывов и обрушений, на высотах и в подвалах, при ликвидации стихийных бедствий и катастроф. Это обусловливает определенную специфику в деятельности пожарного, связанную с систематической работой в необычной среде и непрерывным нервно-психическим напряжением. Поэтому формирование у пожарных и руководителей подразделений пожарной охраны высоких волевых и профессиональных психологических качеств является одной из важнейших задач их обучения и воспитания.
Развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими осуществляется на занятиях по пожарно-строевой и физической подготовке, на пожарно-тактических занятиях и учениях, при тренировках в теплодымокамерах.
Наряду с этим для выработки и упрочения у личного состава особых качеств "психологической надежности", развития способности к максимальной мобилизации собственных возможностей в пожарной охране на протяжении ряда лет практикуется строительство огневых полос психологической подготовки пожарных и обучение на них личного состава.
Результаты психологических исследований позволили определить степень значимости отдельных снарядов для личного состава пожарной охраны различного срока службы, последовательность и порядок их использования, установить необходимость включения в процесс обучения таких опасных факторов пожара, как дым, открытый огонь и температура. При отборе снарядов для включения в типовой проект огневой полосы психологической подготовки пожарных были заложены два основных критерия: значимость снарядов для психофизиологической подготовки пожарных и безопасность выполнения упражнения на них.
С учетом этих критериев было отобрано восемь снарядов, которые рекомендованы для включения в типовой проект огневой полосы психологической подготовки пожарных.
1. Огневая полоса
огневая полоса пожарный подготовка
Огневая полоса психологической подготовки - набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных морально-психологических и волевых качеств, способности оперативно мыслить, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или чрезвычайной ситуаций.
Разработаны следующие общие положения:
o Огневая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных и жилых зданий. Место выбора строительства огневой полосы должно быть согласовано с соответствующими органами госнадзора.
o Огневая полоса должна иметь длину 150 м. При отсутствии площадки такой длины огневая полоса может иметь Г и П - образную форму.
o Территория огневой полосы должна иметь твердое покрытие, ограждение и озеленение.
o Для управления процессом обучения на огневой полосе предусматривается командный пункт с помещениями для хранения огнетушащих средств, пожарного оборудования и средств имитации.
o В состав огневой полосы по возможности включается теплодымокамера.
o С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, родственных по функциональному назначению.
o Занятия на огневой полосе в период первоначальной подготовки проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплин Пожарная техника и приемы работы с ней" и "Пожарно-тактическая подготовка", а при подготовке личного состава - за счет времени, отведенного на дисциплины "Пожарно-тактическая подготовка" и "Пожарно-строевая подготовка".
o Занятия на огневой полосе планируются годовым графиком, который разрабатывается начальником гарнизона пожарной охраны. Выписки из графика направляются во все пожарные части и подразделения. При разработке годового графика учитывается периодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.
o Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.
o Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии.
o Перед началом прохождения отдельных снарядов или полностью всей огневой полосы личный состав должен быть проинструктирован по правилам техники безопасности на огневой полосе.
o Занятия на огневых полосах с воздействием на личный состав огня и дыма проводятся только в присутствии на месте их проведения медицинских работников.
2. Описание, назначение и порядок преодоления снарядов огневой полосы
Рекомендуемая огневая полоса психологической подготовки пожарных состоит из следующих снарядов: металлический фрагмент трехэтажного дома, лабиринт, подземная открытая емкость с горящей жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием, мишень.
Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам расчета у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую подготовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.). По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.
При преодолении отделением (караулом) всей огневой полосы перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость с горящей жидкостью) устанавливается разветвление, создается запас рукавов и развертывание выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. (При выполнении развертывания в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине огневой полосы, и со снаряда №.7 подается ствол "А". У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук. При выполнении развертывания в составе караула прокладываются две рукавные линии по всей длине огневой полосы, и на завершающем этапе (снаряд № 7) подается лафетный ствол. У снаряда № 3 сосредотачивается восемь рукавов).
Снаряд . № 1. Металлический фрагмент трехэтажного дома представляет собой сварную металлическую конструкцию Г -- образной формы с размерами по длине 7,2 м и 5,5 м, шириной 0,7 м и имеющую по вертикали четыре площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 8 м, две площадки -- на высоте 5,5 м и одна -- на высоте 2,2 м. Площадка на отметке 8 м оборудована оконной рамой. Подъем на площадку высотой 8 м осуществляется по переносной трехколенной лестнице, а спуск - по стационарным лестницам. Площадки и лестницы снаряда оборудованы металлическими поручнями высотой 1м.
В ходе выполнения упражнений отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарным оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в установке переносной трехколенной лестницы, подъеме по ней через оконный проем на площадку расположенную на высоте 8 м, и спуске по стационарным лестницам.
Снаряд № 2. Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12х7,2 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема -- вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8--1,0 м.
Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).
Снаряд № 3. Подземная открытая емкость с горящей жидкостью представляет собой бетонированный приямок для горящей жидкости с площадью зеркала 30 м, разделенный на три отсека (15 м; 7,5 м и 7,5 м). Приямок заглублен в землю на 0,7 м.
В задачу отделения при выполнении упражнений на снаряде входит прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости в приямке. Выполнение упражнения на третьем этапе способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ водой, пеной, порошком и другими огнетушащими веществами.
Снаряд № 4. Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 м с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1м.
При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии. В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и, приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.
Снаряд № 5. Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6х3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью. Вдоль приямка с обеих сторон проложен сухотруб диаметром 77 мм и четырьмя соединительными рукавными головками (ГОСТ 2217-66).
Пятый этап пожарные преодолевают после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба. Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств защиты.
Снаряд № 6. Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки соответствуют "Общесоюзному строительному каталогу типовых конструкций и изделий всех видов строительства" (сборник 3.01П-3). Лотки по отношению друг к другу расположены, под углом 30-40. В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.
В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жид -кости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.
Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2х10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 45, имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол ПЛС-П20 и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15--20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.
При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая жидкость под давлением 2--3 кг/см истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струёй воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы па наклонных плоскостях в условиях высоты и подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).
Снаряд № 8. Мишень состоит из емкости для заполнения се водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.
3. Периодичность и последовательность проведения занятий на огневой полосе
Необходимым условием успеха подготовки пожарных на огневой полосе является строгое соблюдение последовательности прохождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного занятия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптимально короткий срок освоить программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком службы, а также поддержать их заинтересованность в проведении занятий на огневой полосе.
Для пожарных со сроком службы до шести месяцев тренировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:
Металлический фрагмент трехэтажного дома;
Лабиринт;
Подземная открытая емкость с горящей жидкостью;
Кабельный коллектор.
Интервал между двумя первыми занятиями (теоретическим и первым практическим) не должен превышать двух недель, между остальными - одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам, моделируемым на отдельных снарядах огневой полосы.
Первое занятие (теоретическое) должно быть посвящено вопросам первоначальной подготовки пожарных в области психологии, разъяснению значимости психологической подготовки в деле совершенствования их мастерства и выработке положительного настроения у обучающихся к проведению практических занятий на снарядах огневой полосы.
Второе и третье занятия проводятся на снарядах № 1 и № 2. Цель занятий - первоначальная адаптация к факторам, моделируемым данными снарядами.
Четвертое и пятое занятие включают в себя выполнение упражнений на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6.
Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым снарядами № 1 и № 2, а также первоначальная отработка навыков работы на снарядах № 3 и № 6.
Шестое и седьмое занятия аналогичны четвертому и пятому. Отличие состоит в изменении маршрута прохождения на снаряде № 2. При выполнении упражнений на снарядах без учета времени прохождения этапов допускается изменение схемы маршрута на снаряде № 2 без предварительного ознакомления с ней личного состава пожарной охраны. Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.
Восьмое и девятое занятия являются контрольными в решении вопроса об уровне адаптации к факторам, моделируемым на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6. Контроль за уровнем адаптации осуществляется с помощью методики пульсометрии.
Второе, четвертое и шестое занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Третье, пятое, седьмое, восьмое и девятое занятия проводятся при воздействии опасных факторов пожара и с прокладкой рукавных линий.
Это позволит руководителю занятий по объективным данным судить о степени готовности отдельных пожарных и корректировать число занятий для наиболее подготовленных из них.
В период службы от шести месяцев до двух лет на занятиях рекомендуется выполнять упражнения на перечисленных в п. 6.1 снарядах с дополнительным включением в состав полосы снарядов № 5, № 7 и теплодымокамеры (при ее наличии на огневой полосе).
Интервалы между тренировочными занятиями в первые шесть месяцев не должны превышать одного месяца, затем тренировки проводятся один раз в три месяца.
В состав огневой полосы для первого занятия включаются снаряды № 1, № 2, № 3, № 5 и № 6. Цель первого занятия - адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.
Второе занятие проводится аналогично первому с дополнительным включением в состав огневой полосы снаряда № 7. Цель занятия - дальнейшая адаптация и тренировка пожарных к осуществлению функций распределения внимания, а также правильности принятия решений при воздействии факторов, моделируемых на снаряде № 7.
Третье, четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся аналогично второму с дополнительным усложнением задачи на отдельных снарядах по усмотрению руководителя занятий. Цель занятий - дальнейшая адаптация к моделируемым опасным факторам и совершенствование функций распределения внимания. Особое внимание в этот период подготовки рекомендуется обращать на выработку пожарными способности к осуществлению зрительного и слухового восприятия и интеллектуального контроля (приема правильных решений) одновременно за несколькими факторами моделируемой на снарядах ситуации.
Седьмое и девятое занятия проводятся в теплодымокамере с личным составом пожарной охраны, имеющим изолирующие противогазы. При отсутствии изолирующих противогазов занятия проводятся на огневой полосе аналогично шестому и восьмому. Цель занятий -- дальнейшая тренировка пожарных по совершенствованию функций распределения внимания, умения ориентироваться в сложной незнакомой обстановке и принимать правильные решения.
Контроль за достигнутым уровнем адаптации должен проводиться (по возможности) на каждом занятии. При отсутствии такой возможности целесообразно выбрать восьмое и девятое тренировочные занятия.
Для, пожарных со сроком службы свыше двух лет занятия проводятся на всех снарядах огневой полосы с прокладкой рукавных линий и воздействием опасных факторов пожара.
Основной целью тренировок в этот период времени является предотвращение детренированности и снижения уровня адаптации к факторам ситуаций, моделируемых на снарядах огневой полосы. Занятия должны проводиться один раз в 4 месяца.
Первое занятие должно быть теоретическим. Руководитель информирует слушателей об итогах занятий на огневой полосе в течение предшествующих двух лет, приводит конкретные данные о достигнутых результатах в повышении уровня адаптации, быстроте и правильности принятия решений на тренировках и в резальных условиях тушения пожаров.
Руководителю занятий рекомендуется включать лиц из данного состава пожарных в звенья с меньшим сроком службы в качестве замыкающих. В этом случае для них ставится дополнительная цель - контроль за действиями остальных членов звена.
Первое, второе и третье занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся при воздействии опасных факторов ^пожара и с прокладкой рукавных линий.
4. Организационно-методические указания по проведению занятий на огневой полосе
Основным методом обучения на огневой полосе считать практический показ с краткими объяснениями руководителя занятий.
Все занятия, как правило, следует начинать с проверки знаний материала, правильности выполнения упражнений, изученных на предыдущем занятии. Во время занятий необходимо тщательно наблюдать за самочувствием обучаемых.
При появлении у обучаемых или у одного из них во время занятий на огневой полосе признаков переутомления руководитель занятой должен снизить темп движений, освободить утомившихся (утомившегося), от выполнения упражнений и при необходимости направить к врачу.
Отработку упражнений по преодолению препятствий надо производить в строгой последовательности, переходя от легких простых к трудным и сложным, с постепенным увеличением нагрузки на организм.
Продолжительность каждого тренировочного занятия на огневой полосе должна быть не более двух часов. Время, отведенное на занятие, рекомендуется распределять следующим образом:
Подготовительная часть - 10-15 мин.:
Построение, проверка внешнего вида, постановка задачи, инструктаж по технике безопасности, разминка;
Основная часть - 60-70 мин.:
Это время отводится для правильного выполнения упражнений на этапах, совершенствования приемов работы с пожарным оборудованием в условиях, приближенных к обстановке, отработки взаимодействия между номерами расчета.
Физическая нагрузка в период основной части занятия дается с учетом подготовленности занимающихся. Она регулируется количеством повторений упражнений на том или ином снаряде, интенсивностью упражнений и условиями их выполнения;
заключительная часть - 10-15 мин.:
Это время отводится на подведение итогов занятия. Она включает в себя объявления результатов тренировки, оценок каждому пожарному и выдачу заданий для самостоятельной подготовки.
5. Подготовка руководителя к занятиям
Для обеспечения высокого уровня подготовки обучаемых руководитель занятий должен постоянно совершенствовать свои знания и методическое мастерство, тщательно готовиться и качественно проводить занятия, воспитывать у обучаемых чувство ответственности за успешное овладение изучаемыми вопросами.
В ходе обучения следует вырабатывать у личного состава высокие морально - политические и моральные качества, психологическую устойчивость, необходимые при работе на пожарах. На каждом занятии должна создаваться обстановка, которая вызывала бы напряжение умственных и физических способностей обучаемых и приучала их к, проявлению стойкости, выносливости и находчивости.
Подготовка руководителя к занятиям должна состоять из следующих основных элементов:
o Определение учебной цели занятия, его содержания, последовательности и методики проведения.
o Изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения.
o Подбор и подготовка наглядных пособий (схем, плана огневой полосы, слайдов, фотографий, средств имитации), необходимых для проведения занятий в классе и на огневой полосе.
o Составление плана-конспекта. План-конспект должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным. Во всех случаях он должен состоять из общей части и разработки. В общей части указывается: наименование темы занятия, учебная цель, время, дата проведения, метод проведения, порядок проведения занятия, перечень литературы, используемой для подготовки к занятию.
План-конспект подписывается руководителем занятия и представляется на просмотр и утверждение старшему начальнику.
6. Правила техники безопасности при проведении занятий на огневой полосе
Психологическая подготовка личного состава подразделений ГПС на пожарных полигонах и огневых полосах психологической подготовки пожарных проводится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающих при тушении пожаров.
Многие приемы и способы, используемые в процессе проведения занятий на огневой полосе с личным составом, небезопасны. Однако речь идет не о полном ограждении пожарных от трудностей и опасностей, а о необходимости научить их умело преодолевать эти трудности в стрессовой обстановке, исключив при этом возможность несчастных случаев. Необходимые меры по технике безопасности не должны превращаться в перестраховку, мешать постоянному совершенствованию мастерства личного состава, формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации.
К занятиям на полигоне пожарном или огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объеме специального первоначального обучения и сдавшие зачет, о чем делается запись в Журнале инструктажей.
Руководитель занятий перед началом занятий обязан:
проинструктировать личный состав подразделений ГПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;
установить единый сигнал оповещения людей об опасности;
опросить обучаемых о состоянии здоровья;
проверить исправность технологического оборудования полигона и снарядов огневой полосы.
Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ГПС в одежде и снаряжении (в пожарной каске с защитным стеклом, брезентовых рукавицах), а в отдельных случаях - теплоотражательных костюмах и СИЗОД.
Для имитации пламени разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.
Необходимо не допускать растекания горючих жидкостей на путях движения личного состава подразделения ГПС.
Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами разрешается производить только после их охлаждения. Розжиг горючих жидкостей на технологическом оборудовании полигона должен производиться с помощью дистанционной системы разового или многоразового действия; на снарядах огневой полосы - с помощью специальных факелов длиной не менее 1 м.
Зоны огня и высокой температуры личный состав подразделений ГПС должен преодолевать быстро, не теряя друг друга из вида, не производя глубоких вдохов. Замыкает группу командир отделения или звена.
При проведении занятий около снарядов и препятствий, на которых применяется открытый огонь, выставляются посты безопасности в составе отделения на пожарной автоцистерне. От автоцистерны прокладываются рукавные линии со стволами по одной к каждому снаряду и препятствию, при этом рукавные линии заполняются водой, двигатель и насос автоцистерны должны работать на холостом ходу.
Для быстрого оповещения людей об опасности руководителем занятий устанавливается единый сигнал.
При преодолении препятствий огневой полосы каждый пожарный должен следить за впереди идущим товарищем и не терять его из вида.
Перед началом занятий руководитель обязан проверить исправность каждого снаряда огневой полосы.
Следует ограничивать применение ЛВЖ и ГЖ с открытым зеркалом жидкости. Целесообразно применять в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные отработанными маслами.
Для оказания первой доврачебной помощи в случае получения пожарными травм или стрессового перенапряжения необходимо иметь аптечки со следующими медикаментами:
Настойка йодная (5 %), фуропласт, марганцовокислый калий в кристаллах, бинты стерильные и нестерильные, вата гигроскопическая, бытовая и гигиеническая, липкий пластырь, борная кислота, трубка резиновая (жгут) длиной 100 см (для оказания помощи при травмах);
Настойка валерианы, раствор аммиака (10 %), валидол и стаканчик для приема лекарств(для оказания помощи при обморочном состоянии).
Запрещается:
· проведение занятий на полигонах и огневых полосах в ночное время;
· допуск посторонних лиц без сопровождения сотрудников ГПС.
Заключение
Справиться с отрицательными эмоциями, регулировать свое поведение пожарным помогают выдержка и самообладание. Пожарные, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость, они находят правильный выход из самого трудного положения.
Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей.
При подготовке пожарных такие трудности могут быть созданы на занятиях по пожарно-строевой и тактической подготовке. При организации процесса развития волевых качеств у бойцов пожарной охраны необходимо прежде всего соблюдать следующие условия: постепенно наращивать и усложнять трудности, доводя их до предела возможностей пожарного и подразделения в целом (по принципу от простого к сложному); проводить занятия в неблагоприятных условиях -- при высокой концентрации дыма, повышенной температуре, на большой высоте, применять разнообразные и неожиданно возникающие трудности. Создавая трудности, необходимо побуждать пожарных к активному их преодолению.
Психологическая подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Нельзя подготовить личный состав пожарных подразделений к эффективным действиям одними разъяснениями, не дав бойцам на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих на пожаре.
Каждому бойцу и командиру необходимо привыкнуть к высокой температуре, дыму, шуму или другим типичным для обстановки условиям. Ценность пожарно-тактических занятий и учений на местности лишь с условным обозначением пожара для психологической подготовки личного состава пожарных подразделений невелика, когда обучение слишком просто, интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях пожарные ощущают значительное нервно-психическое напряжение.
Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от пожарных на занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума, воли. Приблизить занятия и учения к реальным условиям позволяет огневая полоса.
Литература
1. Приказ МЧС РФ от 31.12.2002 N 630 Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002) требования безопасности Пожарные полигоны и огневые полосы психологической подготовки пожарных.
2. Кимстач И. Ф. Организация тушения пожаров в городах и населенных пунктах. М., Стройиздат, 1977.
3. Петровский В. А. Поведение человека в ситуации опасности (к психологии риска) --В кн.: Новые исследования в психологии, 1974, № 1.
4. Самонов А. П., Вяткин Б. А. Психологическая подготовка пожарных. Пермь, 1975.
5. Самонов А. П. Методика изучения индивидуально-психологических особенностей личности пожарного. Пермь, 1975.
7. Самонов А. П. Формирование социально-психологической устойчивости пожарного подразделения. Пермь, 1979.
8. Самонов А. П. Пожарный. -- В кн.: Человек и профессия. Лениздат, 1980.
Размещено на Allbest.ru
...Основы подготовки и проведение тренировок с газодымозащитниками. Характеристика пожарной опасности и анализ работы газодымозащитной службы Пензенской области. Описание, требования и модернизация огневой полосы психологической подготовки пожарных.
дипломная работа , добавлен 06.02.2014
Особенности формирования окружающей среды на пожарах и ее воздействие на человека. Организационные основы газодымозащитной службы. Анализ существующих передвижных тренировочных комплексов. Примерная методика проведения занятий на огневом комплексе.
дипломная работа , добавлен 06.02.2014
Назначение пожарных рукавов и их основные технические характеристики при поставке предприятием-изготовителем. Постановка пожарных рукавов на вооружение пожарных частей и для комплектации пожарных кранов. Эксплуатация напорно-всасывающих рукавов.
курсовая работа , добавлен 23.11.2012
Описание этапов подготовки к школьному походу: выбор порядка и графика движения на маршруте, безопасность с детьми, познавательные элементы, организация детского досуга. Общие требования безопасности: травмо-, пожароопасность, биологические воздействия.
реферат , добавлен 17.05.2011
Правила техники безопасности в горнодобывающей промышленности. Законодательные акты и нормативные документы по охране труда. Государственный и общественный контроль. Методические указания по организации и осуществлению Государственного горного надзора.
реферат , добавлен 18.02.2015
Вычисление заземляющих устройств в отсутствии или при обрыве нулевого провода при соприкосновении человека с токоведущими частями. Расчет кратности воздухообмена по избыткам тепла, выделений газа и пыли. Устройства защиты от электромагнитных излучений.
методичка , добавлен 14.07.2015
Правила и требования к участникам походов. Правила безопасности перед выходом из лагеря, населенного пункта. График и порядок движения группы. Принцип постепенности при выборе объектов для восхождения. Правила безопасности при встрече с дикими животными.
курсовая работа , добавлен 04.08.2010
Общие правила безопасности в метро и поезде, их особенности. Правила личной безопасности при пользовании общественным транспортом. Меры предосторожности при поездке на автомобиле. Правила поведения и действие во время различных транспортных катастроф.
реферат , добавлен 26.07.2010
Основные знаки пожарной безопасности. Конструкции и применение ручных углекислотных, пенных и порошковых огнетушителей. Изучение расположения огнетушителей, пожарных кранов, схемы эвакуации при пожаре, аварийных выходов, ручных пожарных извещателей.
презентация , добавлен 19.11.2015
Боевые действия пожарных подразделений и их классификация. Общие и частные боевые действия, их содержание, принципы ведения. Выезд и следование на пожар. Вскрытие и разборка конструкций. Правила соблюдения безопасности. Способы спасения и эвакуации людей.
Психологическая подготовка требует довольно развитой учебно-материальной базы, которая может включать в себя:
комплекс различных средств наг-
лядности: альбомы, диафильмы, слайды, видеофильмы, магнитофонные записи, схемы, плакаты и т. п.;
специальные тренажеры для психологической подготовки в аудиторных условиях;
учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подготовки (огневые) полосы, тренировочные городки, площадка для эмоционально-волевых упражнений;
учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объекты, их модели или фрагменты.
В настоящее время эта база в гарнизонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизонах, как правило, сооружаются небольшие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны создаются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на которых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (пожары на объектах добычи, транспортировки, переработки и хранения газов, нефтепродуктов, пожары на судах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышленности и т. д.). Необходимо дальнейшее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении различных видов занятий.
Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с использованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испытательных полигонах.
Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами знаний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования умения управлять собой. Психологические знания позволяют пожарному
разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в боевых условиях.
При изучении основ психологии у личного состава начинают формироваться и некоторые умения:
управлять собой.
Задачи психологической подготовки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков - отдельный курс, для всего личного состава 8- 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).
Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслуживают. Создание психологических полос, площадок и полигонов - дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, далеко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них - мало. Все эти трудности могут быть в определенной степени преодолены использованием возможностей учебного кино, видеофильмов, макетов, звукозаписей, фотоальбомов и других технических средств обучения. Их достоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть использованы многократно. При централизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эффективность.
С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно представить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В результате у него формируются зрительные
и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологический эффект их новизны, неожиданности, силы воздействия, когда пожарные столкнутся с ними на самостоятельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить личный состав с редкими и трудно поддающимися моделированию факторами и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождающиеся паникой людей и т. п.).
Для психологической подготовки используются игровые и документальные фильмы. Продолжительность их может быть от 5- 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:
показ реальных факторов и условий без их упрощения;
максимально возможное достижение «эффекта присутствия», силы психологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной записью шумов, сопровождающих кадры, дикторским текстом и т. д.);
формирование правильных представлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверенности в возможности эффективных действий;
показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя людей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.
Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесообразно создать централизованно многократные компоненты фильмов для решения задач психологической подготовки с привлечением специалистов.
На занятиях с успехом могут использоваться и магнитофонные записи (фонограммы) документального характера, они классифицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне
и централизованно, создав целую фонотеку. Записи звуков пожара используются не только для прослушивания и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характерному треску и шипению горящих предметов определить место пожара.
Возможности, которые нельзя недооценивать, содержат учебные фотоальбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно разбить на две группы: ознакомительные и тренирующие.
Ознакомительные учебные фотоальбомы знакомят обучаемых с различными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами действий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбомах следует сериями, в определенной логической последовательности, соответствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Распространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последовательность разрушения конструкций здания, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибытии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целесообразно создавать комплексы учебных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными надписями и методическими рекомендациями по их использованию в целях психологической подготовки.
Тренирующие учебные фотоальбомы представляют собой наборы фотографий, подобранных с целью развития у пожарных профессиональности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их деталей, ситуаций, действий, отличаю-
щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, могут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1-2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотографий может размещаться на одном и разных листах.
Обучаемым предлагают рассматривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько различий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатленных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном приложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограничением времени на решение задачи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с последующим требованием словесно описать увиденное или нарисовать по памяти.
С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафильмов, слайдов, а для их демонстрации использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.
Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получили сейчас занятия на психологической полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведение психологической подготовки только к этим занятиям ошибочно, а переоценка психологического значения их недопустима.
Психологические полосы представляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные психологические задачи в процессе выполнения некоторых профессиональных действий. В ходе регулярных за-
нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:
качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости;
устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;
наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;
некоторые профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.
Формирование этих компонентов психологической подготовленности может быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных позиций (различных снарядов, препятствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологической полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из которых относятся:
воспроизведение наиболее специфичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
обеспечение максимально психологической эффективности, психологической «закалки»;
возможность варьирования последовательности преодоления препятствий и конкретных ситуаций, устранения их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;
возможность последующего разбора действий обучаемых на полосе;
максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.
Вышеперечисленные требования к
психологическим полосам не затрагивают конкретных сторон их планировочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих положений: каково оптимальное количество позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких материалов и конструкций, какие препятствия и ситуации наиболее эффективны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последовательность их расположения на полосе и др. Анализ имеющихся психологических полос в гарнизонах пожарной охраны показывает, что в отдельных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы; включение в ее структуру объектов и препятствий, имеющих значение преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых; увлечение внешними эффектами; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.
Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформулировать такие рекомендации по оборудованию психологических полос.
Основными учебно-планировочными позициями (объектами, препятствиями, моделируемыми ситуациями), заслуживающими включения в состав психологической полосы, являются: горящий и задымленный лабиринт (с меняющимся маршрутом прохождения), мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эстакада с горящими оконными проемами на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, коллекторы разного диаметра, задымленный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.
Возможно включение в состав психологической полосы и других учеб-