Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Фонетика как раздел языкознания.

Фонетическая транскрипция

1. Понятие о фонетике.

2. Фонетическое членение речи.

3. Фонетическая транскрипция.

Понятие о фонетической системе языка.

Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из звуков строятся слоги. В языкознании есть раздел, который изучает звуки и другие звуковые средства языка – фонетика.

Фонетика (от греч. phonē ′звук′ ) – раздел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Фонетикой называют также и сам звуковой строй языка.

Предмет фонетики – звуковой строй языка.

Фонетическое членение речи.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Этот поток можно расчленить на отдельные отрезки, отдельные единицы: фразу, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Это сегментные единицы.

Фраза – отрезок речи, ограниченный двумя достаточно продолжительными паузами. Фраза обычно совпадает с границами предложения. Фраза распадается на более мелкие отрезки – речевые такты (синтагмы).

Речевой такт – небольшой отрезок речи, заключенный между двумя незначительными паузами.

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением: о блако, сне жный . К ударному слову могут примыкать безударные слова (обычно служебные), они составляют одно фонетическое слово: бе з надежды, о н же . В редких случаях ударным может стать служебное слово: на дом, не было .

Фонетическое слово состоит из слогов – одного и более.

Слог – наименьшая произносительная единица, фрагмент слова, на который мы делим его при произнесении.

Слог делится на звуки.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация .

Фонетическая транскрипция.

Транскрипция – особая запись, передающая произношение.

Принципы фонетической транскрипции – буква в транскрипции всегда обозначает только один определенный звук, каждый звук обозначается всегда одной и той же буквой.



Существует несколько видов транскрипции, мы используем Русскую академическую транскрипцию.

Основные правила транскрипции

1. То, что транскрибируется, заключается в квадратные скобки, будь это звук или фраза.

2. В транскрипции не используются прописные (большие) буквы и знаки препинания. не допускается перенос слов.

3. Ударные гласные обозначаются: [а о и ы э у]. Безударные гласные обозначаются: [а и ы у ъ ь]. Йотированные буквы е ё ю я не употребляются в транскрипции, т.к. они могут обозначать два звука, что противоречит принципу транскрипции.

Без ударения гласные становятся короче, слабее, может меняться их тембр. Изменение гласных в безударном положении называется редукцией.

Существует две позиции гласных в безударных слогах. Во второй позиции гласные подвергаются бо льшему изменению.

I позиция – первый предударный слог и абсолютное начало слова.

II позиция – 2, 3 … предударный слоги, все заударные слоги. Подсчет слогов идет от ударного слога вправо и влево.

СХЕМА РЕДУКЦИИ ГЛАСНЫХ

Примечание:

а) Гласные и , ы , у в безударных положениях обозначаются теми же значками, что и под ударением. Помните, что звук [и] встречается в начале слова и после мягких согласных, звук [ы] – после твердых согласных.

4. Для обозначения согласных звуков используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, й. Вместо них используются знаки [ш:’], [j].

Мягкость согласных обозначается запятой вверху слева: люк [л’ук].

Горизонтальная черта над знаком или двоеточие после согласного – знак долготы согласного: сшить [ш:ыт’].

Три аспекта изучения звуков речи

1. Акустический аспект.

2. Артикуляционный аспект.

3. Лингвистический аспект.

Звуки могут изучаться с трех сторон, в трех аспектах: акустическом, артикуляционном, лингвистическом.

1. Акустический (физический) аспект звуков .

При этом подходе на звуки смотрят как на физическое явление. Звук – результат колебательного движения упругой среды. При возникновении звуков речи источником колебательных движений являются произносительные органы человека (прежде всего голосовые связки).

Типы звуков.

Звуки могут быть двух типов: тоны и шумы.

Тоны – это такие звуки, которые образуются в результате колебаний голосовых связок.

Шумы – звуки, образующиеся в результате преодоления воздушной струей какой-либо преграды, это результат неритмичных колебаний губ, языка и т.п.

Тоны используются при образовании гласных, сонорных согласных, звонких шумных согласных. Но тоны, вырабатываемые голосовыми связками, – это еще не звук речи, а только материал для них. Звуки речи будут окончательно образованы другими органами речи – главным образом органами произношения.

Шумы присутствуют во всех согласных в большей или меньшей степени. Глухие согласные содержат только шум, у звонких согласных шум преобладает над тоном, у сонорных согласных тон преобладает над шумом.

Акустика различает в звуке следующие признаки: силу, высоту, длительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний (амплитуды) голосовых связок. Чем больше колебания, тем сильней звук. Чем меньше, тем звук слабее. Сила звука может меняться. Сила звука используется в оформлении ударения, интонации, но силой различаются и сами звуки. Звук [а], например, громче других гласных звуков. Словами «громкий», «негромкий» мы передаем субъективную оценку силы звука, но ее можно определить и точно, с помощью приборов. Единицей измерения силы звуков является децибел.

Высота звука прямо пропорциональна частоте колебания голосовых связок. Чем чаще колеблются голосовые связки, тем выше звук, и наоборот. Высота зависит также от степени натяжения голосовых связок – от числа полных колебаний в единицу времени. Гласные [и], [э] выше других гласных, мягкие согласные выше твердых.

Частота колебаний изменяется герцами. Человеческое ухо воспринимает в качестве звука колебания упругой среды в пределах от 16 до 20000 Гц (колебаний в секунду). Высота звуков речи лежит в пределах от 100 до 4000 колебаний в секунду (или Гц).

Длительность звука определяется продолжительностью звуковых колебаний, то есть это тот промежуток времени, который затрачивается на его произношение. Измеряется обычно долями секунд. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные произносятся длиннее безударных, но в русском языке эта длительность не является соотносительной, т.е. она не служит различению слов. Поэтому в русском языке нет долгих гласных фонем. В немецком, английском, французском и др. длительность соотносительная, долгие и краткие гласные различают слова и их формы, в этих языках есть долгие гласные фонемы. Например, в англ. яз. man и men (ед. и мн. ч. различаются гласными различной длительности).

Тембр – это индивидуальная окраска звука. У каждого звука свой оригинальный тембр. Тембр зависит от соотношения основного тона, создающегося за счет колебания голосовых связок в гортани, и обертонов (дополнительных тонов), которые наслаиваются на основной тон в резонаторе (в ротовой или носовой полости). Поскольку у каждого звука своя укладка органов произношения, поэтому у каждого звука свои обертоны, свой тембр. В гортани звук создается, а оформляется в ротовой или носовой полости. Тембр – это то постоянное, что свойственно каждому звуку и отличает его от других звуков. В особенности тембром различаются гласные. Основной тембр гласных одинаковый, различаются они именно обертонами.

2. Артикуляционный (физиологический) аспект.

На звуки речи смотрят как на результат работы органов произношения, вводится понятие «речевой аппарат».

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Для образования звуков служит целый ряд органов, выполняющих прежде всего другие жизненно важные функции в человеческом организме. В результате длительной эволюции человек приспособил эти органы для произношения.

Весь речевой аппарат можно условно разделить на три участка с точки зрения различных функций в звукообразовании:

1) дыхательные органы;

3) надгортанные полости.

Рассмотрим каждый отдел речевого аппарата подробнее.

1. Дыхательные органы.

Это насос, «меха», подобные мехам духового инструмента, по образному выражению А.А. Реформатского.

К дыхательным органам относятся легкие (2), бронхи (2), трахея .

При произношении звуков различают следующие основные положения голосовых связок:

1) связки расслаблены и не вибрируют. Образуются глухие согласные;

2) связки сближены, натянуты, ритмично вибрируют. Голосовая щель узкая, почти закрыта. Произносятся гласные;

3) связки натянуты, вибрируют, но неритмично. Образуются сонорные согласные, звонкие согласные. Причем при образовании сонорных согласных степень натяжения голосовых связок больше, голосовая щель у же.

3. Надгортанные полости (полости глотки, рта и носа) – то, что расположено выше гортани, над гортанью. Это «звукообразующий» участок речевого аппарата.

Гортань переходит в глотку (фаринкс), глотка – в ротовую полость и в носовую полость (носоглотку). Эти две полости разделяет нёбо . Выделяется переднее небо , среднее (твердое, палатум), заднее (мягкое, велум). Мягкое небо заканчивается маленьким язычком (увулой). Мягкое нёбо вместе с маленьким язычком называется небной занавеской .

Надгортанные полости выполняют роль резонатора, т.е. такого устройства, которое служит для усиления звуков и придания им характерной окраски. Именно здесь происходит окончательное оформление звука.

Полость носа не может менять своей формы. Если звук идет через носовую полость (при опущенной небной занавеске), получаются носовые звуки. При приподнятой небной занавеске воздушная струя проходит через ротовую полость, образуются неносовые звуки.

Полость рта может всячески менять свою форму. Подвижность языка, губ, нижней челюсти позволяет придать резонатору различный объем и неодинаковую форму. Например, при произнесении звука [и] резонатор маленького объема и по форме он более узкий, чем при произнесении [а]. Поэтому тембр этих гласных разный. Благодаря изменению объема и формы резонатора мы можем произнести множество различных звуков.

В ротовой полости различаются активные и пассивные органы.

Активные органы – органы, способные производить самостоятельные звуки. К ним относятся губы, язык, небная занавеска, увула.

Пассивные органы: зубы, небо переднее и среднее.

Самым активным органом речи является язык. Его условно можно разделить на 3 части: кончик языка, спинка языка (включает переднюю, среднюю, заднюю части), корень языка. При образовании звуков речи активна спинка языка.

Движения и положения органов речи при образовании того или иного звука называются артикуляцией.

Артикуляция складывается из трех частей:

приступа (экскурсии звука, когда органы речи «выходят» на работу);

выдержки (когда органы речи установились для данной артикуляции);

отступа (рекурсии, когда органы речи «возвращаются» в исходное положение).Звук – это результат колебания голосовых связок в воздушной среде.

Человеческая звуковая речь представляет собой сложное явление, которое следует рассматривать в трех аспектах, не забывая о том, что все они являются как бы тремя сторонами одного и того же явления. А именно реально звучащей речи.

В фонетике изучают артикуляцию звуков речи - работу органов речи в момент произношения звуков. Этот аспект называется автономно-физиологическим, или артикулярным. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Эту функцию дополнительно выполняют органы, основным назначением которых являются различные физиологические функции, например, дыхание (как, в частности, легкие), жевание (как, например, зубы) и т.п.

Система произносительных органов с точки зрения ее различных функций в звукообразовании может быть условно распределена три группы: а) дыхательные органы, подающие воздушную струю, необходимую для образования голоса и звуковой речи - это прежде всего легкие. Воздушная струя из легких по трахее (дыхательному горлу) попадает в гортань. Самой существенной частью гортани при образовании голоса являются голосовые связки. Голос, звуки, возникающие в гортани, это еще не звуки человеческой речи, звуки речи получают полное оформление в надгортанных полостях рта и полости носа.

Полость рта является самой существенной для образования звуков речи, ученные называют ее основной лабораторией производства звуков речи. Самым подвижным органом в полости рта является язык, в котором фонетисты различают спинку и корень. Для удобства при классификации звуков речи условно, т.е. чисто фонетически, вводятся понятия передней части спинки языка (куда входят кончик языка и передний край), средней и задней части. Никаких анатомических границ между ними, разумеется, нет. Полость рта спереди ограничена верхней и нижней губой, затем верхними и нижними зубами. Корни зубов сидят в луночках, образующих на нёбе выпуклый неровный валик, который в фонетике называют альвеолами. Верхней границей полости рта является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо - по латыни palatum (условно, фонетически) начинается от альвеол и кончается на уровне последних зубов. Дальше начинается мягкое нёбо, или нёбная занавеска (лат. Valum), закнчивается маленьким язычком, или увялой. Когда нёбная занавеска напряжена и прилегает к стенке зева, воздушная струя направляется в полость рта. Если нёбная занавеска не напряжена, открывается, открывается проход для струи воздуха в полость рта. Полость носа представляет собой не изменяющийся резонатор (в противоположность полости рта). Она может только включатся или выключатся при образовании звуков речи, благодаря движению нёбной занавески, и тогда получаются либо носовые либо не носовые звуки. В этом и заключается функция полости носа в образовании звуков речи.

Органы речи подразделяются на активные и пассивные. Под активными понимаются органы речи, способные производить самостоятельные движения. К ним относятся губы, язык (включая все его части: кончик, переднюю, среднюю и заднюю часть спинки и корень), мягкое нёбо с маленьким язычком и голосовые связки. К пассивным речевым органам следует отнести: твердое нёбо, альвеолы и зубы. К ним относится также носовая полость.

Звуки человеческой речи, как и любые физические звуки обладают акустическими признаками: высотой (частотой), силой (интенсивностью), тембром, а также продолжительностью звучания (длительностью)1. Высота (частота) звука выражена акустически в количестве двойных колебаний, то есть герц в секунду, тем выше звук, чем меньше герц, тем звук ниже. Человеческое ухо воспринимает высоту звука в диапазоне от 15 до 15000 герц. Звук высотой 15 герц не слышен, более 15000 герц вызывает боль в ушах.

Сила звука, или интенсивность, выражается в основном в амплитуде колебаний. За единицу измерения силы звука принят децибел. Однако между силой звука и его громкостью (то есть восприятием этой силы человеком) существует сложная зависимость, определяемая высотой. Звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки разной громкости. Сила звука имеет для речи важное значение: во-первых, она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средство общения; во-вторых, сила звука лежит в основе очень распространенного типа ударения.

То что называется тембром звука, то есть результат совокупности основного тона и обертонов, то есть результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело, например, струна колеблется всё в целом, что дает основной тон звучания, и помимо этого колеблются его части: половина, третья часть, четвертая и т. п. Эти дополнительные колебания и дают обертоны, которые воспринимаются в совокупности как та или иная окраска звука, или его тембр. артикуляция звук речь ассимиляция

Звуки речи различаются между собой и по своей длительности, или долготе, то есть по количеству времени, употребляемому на их произнесение. Длительность звуков зависит от различных причин, например, от темпа речи: чем быстрее, тем короче длительность отдельных звуков и наоборот.

При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей очень точно и тонко анализировать эти звуки, следует помнить, что это звуки языка, которые принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое артикуляционное и акустическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (или социальный). Учение о фонеме и рассматривает звуки языка в этом плане, выясняет, какие звуки в том или ином языке объединяются в одну фонему и почему, а какие - в разные фонемы, несмотря на их артикуляционную или акустическую близость. Содержание термина «фонема» не одинаково у разных ученых, у представителей разных лингвистических школ.

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.

Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Фонетика как раздел языкознания

Гипотеза спонтанного скачка

Трудовые гипотезы

Жестовая теория

Гипотеза общественного (социального) договора.

Биологическая гипотеза

Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм.

Выдвинул гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма.

Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): чтобы выжить, людям пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.

Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк (1715 – 1780), Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920):

Язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные.

а) Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков.

Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре (1827-1897), немецкий ученый второй половины XIX века.

б) Трудовая гипотеза Энгельса

Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.

Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895)

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой.

Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835)

Тема № 4 Фонетика

1. Фонетика как раздел языкознания

2. Понятие звука речи

3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики

4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи

5. Классификация звуков речи

6. Фонетическое членение речи

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка (звуковые средства языка): звуки и их комбинации, ударение, интонацию.

В зависимости от объема материала различаются:

1. общая фонетика - исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка.

2. сопоставительная фонетика - занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

3. частная фонетика отдельных языков - изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.

В фонетике отдельных языков различаются:

Ø историческая фонетика – изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т. д.



Ø описательная фонетика – изучает звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Звуковой строй – это особый ярус в структуре языка.

Звук речи – это акустический феномен, создаваемый в результате эффекта колебательных движений выдыхаемой воздушной струи по мере ее прохождения через систему органов речи.

Звуки как материальные знаки языка – выполняют две функции:

а) перцептивную – функцию доведения речи до восприятия

б) сигнификативную – функцию различения значимых единиц языка морфем и слов.

Звуки речи - это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы.

Они могут быть описаны в трех аспектах:

Ø с акустической,

Ø с артикуляционной

Ø с функциональной (смыслоразличительной) стороны.

3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики

Акустика – раздел физики, который занимается общей теорией звука.

С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

Звуки делятся на Тоны (музыкальные звуки) и Шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту , что зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.

2. Силу , что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу , т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.

4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс . Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде.

Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает.

Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи

Речевой аппарат (артикуляционный аппарат) - совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи.

Речевой аппарат в широком смысле охватывает:

1. центральную нервную систему,

2. органы слуха и зрения,

3. органы речи.

Центральная нервная система

представлена головным мозгом,

который через моторный центр речи (зона Брока́)

посылает определенные импульсы

через нервную систему

к органам произнесения (артикуляции) речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

Ø дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;

Ø органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Речевые центры мозга

Зона Ве́рнике (1). Зона Брока́ (2) – отвечают за речевую деятельность.

Зона Брока́ - это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, отвечает за воспроизведение речи.

Управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей и находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. При его поражении нарушается артикуляция.

Центр речи Ве́рнике , отвечающий за понимание речи , - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле).

Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь

Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию , когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.

Афазия - гр. aphasia - полное или частичное нарушение речи. Диагноз афазии ставят при центральных нарушениях любых сторон речи - называния предметов, поиска слов, грамматического строя речи, понимания речи.

Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:

1) Все, что ниже гортани – нижний этаж речевого аппарата

Состоит из:

двух легких,

двух бронхов,

диафрагмы

Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.

Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.

Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса . Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.

2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)

3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание

4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв

6. колебание напряженных связок - очень высокие звуки – это фальцет

7. колебание напряженных связок - образование голоса

3) Все выше гортани – верхний этаж речевого аппарата – резонатор , источник образования звуков речи.

Подразделяется на две полости: ротовую и носовую

полость глотки (фаринкс), где расположен хрящ надгортанника

Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр

Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.

Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо ; задняя часть – мягкое нёбо (нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком .

Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.


Как физическое явление звук речи представляет собой результат колебательных движений голосовых связок. Источник колебательных движений образует непрерывные упругие волны, которые воздействуют на человеческое ухо, в результате чего мы и воспринимаем звук. Свойства звуков изучаются акустикой. При описании звуков речи рассматриваются объективные свойства колебательных движений - их частота, сила, и те звуковые ощущения, которые возникают при восприятии звука - громкость, тембр. Часто слуховая оценка свойств звука не совпадает с его объективными характеристиками.
Высота звука зависит от частоты колебаний в единицу времени: чем больше число колебаний, тем выше звук; чем меньше колебаний, тем звук ниже. Высота звука определяется в герцах. Для восприятия звука важна не абсолютная, а относительная частота. При сравнении звука с частотой колебаний в 10 000 ГЦ со звуком в 1 000Гц первый будет оценивать как более высокий, но не в десять раз, а всего лишь в 3 раза. Высота звука зависит также от массивности голосовых связок - их длины и толщины. У женщин связки тоньше и короче, поэтому женские голоса обычно выше, чем мужские.
Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений голосовых связок. Чем больше отклонение колеблющегося тела от исходной точки, тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды меняется давление звуковой волны на барабанные перепонки. Силу звука в акустике принято измерять в децибелах (дБ). Сила звука зависит и от объема резонирующей полости.
С точки зрения слушающего сила воспринимается как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости. Между силой и громкостью нет прямой зависимости. Звуки равные по силе, но с разной высотой воспринимаются по-разному. Так, звуки с частотой до 3000Гц воспринимаются как более громкие.
Звуки русского языка различаются по времени своего звучания. Длительность звучания измеряют в тысячных долях секунды - мс. По долготе звучания различают ударные и безударные гласные звуки. Безударные гласные первого и второго предударного слога также различны по времени. Длительность смычных взрывных согласных практически равна нулю.
Фонетическим паспортом человека называют тембр звука. Тембр звука создается путем наложения на основной тон, возникающий в результате ритмических колебаний голосовых связок, обертонов, являющихся результатом колебаний отдельных частей звучащего тела. Частота колебаний обертонов всегда в кратное число выше частоты колебаний основного тона, а сила слабее, чем выше высота. Резонаторы могут изменять соотношение тонов и обертонов, что отражается на тембровом рисунке звука.
С развитием электроакустической (в 1920-1930 гг.), а затем (в середине 60-х гг.) - компьютерной (электронной) техники стало возможным более детальное изучение акустических характеристик звука речи.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движениеголосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

Можно говорить о следующих акустических составляющих звука речи:

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность, или долгота звука, связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон ; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум . Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Фонема и система фонем

Звуки языка можно охарактеризовать с трех сторон: биологической, физической и собственно лингвистической (или, как говорят иначе, – социальной, функциональной).

Биологическизвуки языка характеризуются в связи с тем, что они создаются органами речи человека и имеют, следовательно, физиологическую обусловленность. Биологическую единицу звука русский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ назвал кинемой (гр. kinema «движение»).

О физической стороне звуков речи можно говорить, имея в виду то, что звуки речи, как и любые другие звуки в природе, можно рассмотреть с точки зрения акустической (гр. akustikos «слуховой»; акустика – в физике – учение о звуках). Акустическую единицу Бодуэн де Куртенэ назвал акусмой (гр. akustikos «слуховой»).Биологическую и акустическую стороны звуков изучает фонетика.

Но не эти качества языковых звуков являются главными для людей, люди даже не думают о них.

Главной стороной звуков речи является их роль в создании и различении морфем и слов, т.е. смысловыразительных единиц языка. Звуки сами по себе не выражают значений, но они, как говорят, направлены на значение, т.е. помогают опознать слова и различить их смысл. Эта сторона звуков речи делает их из единиц биологических и акустических единицами собственно лингвистическими. Звуки-смыслоразличители называют фонемами. Такое понимание пришло от теории фонем, или фонологии (греч. phone «звук», «голос» и logos «учение»). Фонему открыл русский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Сначала его идею о фонеме разрабатывали его ученики: в Казани – Николай Вячеславович Крушевский, в Петербурге – Лев Владимирович Щерба; затем – члены Пражского лингвистического кружка, особенно – Николай Сергеевич Трубецкой и Роман Осипович Якобсон, тоже ученики Бодуэна по Петербургу. Вопрос о фонеме разрабатывался и швейцарским ученым Ф. Де Соссюром.

Фонема – это минимальная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем.

И фонетика, и фонология неразрывно связаны друг с другом общим объектом – звуком – и взаимно обогащаются своими достижениями в изучении его. В фонеме принято говорить о разных признаках: дифференциальных и интегральных. Дифференциальные признаки – это смыслоразличительные признаки фонем. Интегральные признаки (лат. integral «целый») – это неразличительные признаки фонем (кинемы, акусмы), они только наполняют фонему.

Разные языки имеют разное количество фонем: в русск. – 39 (или 41), в анл. – 40, франц. – 35, финск. – 30, корейск. – 39, абхазск. – 71. Бывает, естественно, и разное количество гласных и согласных фонем: в русск., например, 6 гласных, а в немецк. – 13.

Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Отсюда рождается термин оппозиция – противопоставления фонем (от лат. oppositio «противоположение»). Фонемные противопоставления в разных языках носят специфический характер. Например, в русском долгота и краткость не являются дифференциальными признаками, а в немецком языке они различают слова и смыслы: bieten – предлагать, bitten – просить; Staat – государство, Stadt – город.

Понятие «фонема » и «звук речи » не совпадают , так как:

1. Фонема может состоять из двух звуков (английские дифтонги , fly «летать», boy «мальчик»).

2. Две фонемы могут быть представлены одним звуком, например, слово сшить [шыть], где звук [ш] объединяет фонему префикса [с] и начальную фонему корня [ш]; мыться [мыцъ], где звук [ц] объединяет конечную фонему корня [т] и начальную фонему постфикса [с].

3. Фонема может быть равной нулю звука, например, фонема [т] в слове честный [чэсныи].

Фонема как сложное явление состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в ее единстве. Так, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить следующие признаки:

звонкости (ср. [т] дом – том );

твердости (ср. [д] дома – Дёма );

взрывности (ср. фрикативное [з] дал – зал );

отсутствие назальности (ср. [н] дам – нам );

наличие переднеязычности (ср. заднеязычный [г] дам – гам );

отсутствие лабиальности (ср. [б] док – бок ).

Аллофоны , или варианты фонемы, – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношении дополнительной дистрибуции (окружении).

Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000. С. 161-227.

Головин Б.Н . Введение в языкознание. - М., 1977. - С. 31-69.

Введение в языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. - М., 1977 (И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский).

СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Признаки слова

Знакомые нам языковые единицы – фонемы и морфемы – употребляются не отдельно, не изолированно, а только во взаимном сочетании друг с другом. Сочетание фонем обусловливает материальную сторону морфем. Сочетание морфем производится во имя образования структуры более крупной и сложной языковой единицы – слова.

Слово является стержневой единицей языка, в связи с этим назовем несколько важных моментов :

· человек в речевом общении различает только слово и реагирует только на его смысл;

· в слове совершаются все фонемные и морфемные процессы;

· слово является самостоятельной языковой единицей – лексемой;

· слово составляет основу и более крупных языковых единиц – словосочетания и предложения;

· слово является частью речи и членом предложения.

Вот поэтому закономерно говорить о фонемном слове, о морфемном слове, о лексическом слове, о слове – части речи, о слове – компоненте словосочетания, о слове – члене предложения и даже о слове – предложении.

В слове концентрируются особенности языковых единиц низших и высших уровней, и поэтому их удобно рассмотреть вокруг слова.

В науке было много попыток дать определение слову, но ввиду его многомерности ни одно из определений не получило признания. Лучшим способом определения является последовательное и всестороннее описание свойств объекта. Мы так и сделаем, но для начала все-таки условимся считать словом текст от пробела до пробела в письменной форме языка. Применительно к буквенному типу письма, например, индоевропейских языков этот способ определения слова является самым удобным.

Для начала заметим, что среди слов принято выделять слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова – те, которым в объективном мире соответствуют предметы, явления и их признаки. Знаменательным словам есть что сообщить, в них как раз и закрепляются все знания, добытые людьми в процессе их общественной практики. Знаменательные слова – лексемы соотносятся с предметами, явлениями и их свойствами как названия. В этом их отличие от морфем: морфемы выражают значения, не называя, лексемы выражают значение, называя. Эту способность лексем называют их номинативной функцией (лат. nomina – названия, имена).

Служебные слова – те, которые не имеют предметных соответствий в неязыковом мире, а употребляются только со словами знаменательными, внося в них дополнительные оттенки смысла. Служебные слова названиями не являются, они выражают значения наподобие морфем, поэтому и имеют, как мы видели, тенденцию превращения в служебные аффиксы. Но совсем лишать служебные слова соотнесенности с объективной действительностью нельзя: через них человек выражает свое понимание отношений между предметами и их признаками. Но, тем не менее, будем считать единственное значение служебных слов чисто грамматическим. В связи с эти надо заметить, что в науке о лексеме – лексикологии – подразумеваются всегда слова знаменательные, слова – названия. Служебные слова уместны тогда, когда идет речь о слове – части речи.

Теперь перечислим предельный минимум признаков , которые характерны для слова :

Фонети ческая офо рмленность. От фонем слово отличается двухмерностью, поскольку в своей исходной форме оно всегда выступает как органическое единство звучания и значения.Слово всегда характеризуется как определенное фонетическое целое – комплекс фонем.

Семанти ческая вале нтность – всякое слово имеет то или иное значение.

Недвууда рность. От словосочетаний слово обязательно дифференцируется акцентологически, оно или безударно, или имеет одно основное ударение.

Ле ксико-граммати ческая отнесённость . От морфем слова отграничиваются прежде всего возможностью отнесения их к определенному грамматическому классу (существительное, глагол и т.п.).

Непроница емость . От предложно-падежных сочетаний слова в первую очередь отличаются своей непроницаемостью, т.е. в слово как комплекс фонем невозможно вставить тот или иной звуковой элемент.

Итак, слово – это лингвистическая единица, имеющая в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью (Н.М. Шанский. Лексикология русского языка. – М., 1972. С. 32).

Слово на языковом уровне представляет собой очень сложный агрегат значений, форм и функций. Слово, например, является морфемным объединением, а это значит, что оно выражает все значения составляющих его морфем: вещественные (лексические), деривационные (экспрессивно-эмоциональные) и реляционные (грамматические). Например, в слове под-снеж-нич-к-и префикс под – выражает лексическое значение размещения одного ниже другого; корень -снеж - выражает идею атмосферных осадков в виде белых звездообразных кристалликов; суффикс -нич - с чередующимися к//ч выражает грамматическое значение предмета муж. р. (сравн. -ниц -) ; суффикс -к - является выразителем деривационного значения ласкательности; флексия -и выражает лексическое значение множественности.

Морфемные значения создают мотивировку значения слова-лексемы и составляют, как говорят, внутреннюю форму слова.

Внутренняя форма слова

Это такой морфонологический состав основы, который указывает на мотивированную связь ее звучания с данным значением. Корневые слова, как правило, скрывают мотивировку значения: снег , луна , поле . Их внутренняя форма совпадает с лексическим значением.

Слово как отдельная языковая единица – лексема имеет еще и свое собственное значение, синтезирующее значение морфем лишь в какой-то степени. Слово «подснежник» имеет, к примеру, значение: «луковичное растение из семейства амариллисовых с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега». Это значение является лексическим.

Кроме этого, слово, являясь частью речи, выражает общее значение целого класса слов: слово «подснежник» как существительное выражает, например, значение предметности: слово «белый» как прилагательное выражает значение пассивного признака и т.д. Это значение общеграмматическое, его можно было бы назвать семантическим (греч. semantikos – обозначающий). Семантика слова показывала бы, что означает слово: предмет, пассивный признак, действие и т.д.

И, наконец, когда слово станет членом предложения, к его смысловому объему прибавляется синтаксическое значение субъекта – подлежащего, сказуемого, определения и т.д. Синтаксическое значение можно назвать значением коммуникативным (лат. communicatio - сообщение, связь).

Как видно, в слове много типов значений: лексическое, семантическое, грамматическое, экспрессивно-эмоциональное и коммуникативное. Слово уже по многообразию типов значений является многозначным, полисемичным (греч. poly – много, sema - знак). Но когда говорят о многозначности, то обычно имеют в виду множество его лексических значений, хотя это однобоко и узко. Слово многозначно и грамматическими значениями: в глаголе «иду » 7 грамматических значений: выражается действие, оно не переходит на объект, производит действие 1-е лицо в единственном числе настоящего времени, действие еще не достигло предела, о нем сообщается изъявительно и т.д. Таким образом, когда речь идет о многозначности слова, надо всегда конкретизировать, какой тип значений имеется в виду.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ