Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Включение «пятнашек» при проведении уроков позволяет повысить педагогическую плотность за­нятий, делает его более эмоциональным и динамичным, повышается инте­рес занимающихся к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПЯТНАШКИ»

на уроках физической культуры.

Игра в «пятнашки» или «салки», - одна из самых распространенных и любимых игр детей.

Эта игра простая по организации, эмоциональная, не требующая специального оборудования.

Пожалуй, нет таких качеств, которые не развивала бы и воспитывала эта игра.

Включение «пятнашек» при проведении уроков позволяет повысить педагогическую плотность за нятий, делает его более эмоциональным и динамичным, повышается инте рес занимающихся к уроку.

«Пятнашки» обычные

Описание игры. Игроки передвигаются по площадке, убегая от водя щего. Задача водящего - догнать любого игрока и запятнать его, коснув шись рукой. Запятнанный игрок становится водящим, а бывший водящий - убегающим.

При практическом применении обычных «пятнашек» могут исполь зоваться следующие варианты передвижения игроков:

  • произвольный бег;
  • прыжками на одной ноге;
  • прыжками на двух ногах
  • прыжками на одной ноге, вторая нога поддерживается одноименной рукой за стопу;
  • прыжками на одной ноге, вторая нога поддерживается разноименной рукой за стопу сзади;
  • передвижения приставными шагами;
  • ходьба и бег в приседе;
  • прыжками на двух ногах в приседе;
  • передвижение на четвереньках;
  • передвижение по «лягушачьи»;
  • передвижение с различным положением рук (за головой, за спиной, на поясе, кисти в замок между ногами, одна рука на голове, вторая на поясе и т.п.);

Можно использовать различные предметы и мячи. Например: пере движение прыжками на двух ногах с набивным мячом, зажатым коленями или голеностопными суставами.

«Пятнашки по линиям»

Все игроки, в том числе и водящий, передвигаются только по лини ям, нанесенным на площадку. Убегающий игрок, сошедший с линии, ста новится водящим.

Если линии отсутствуют их нужно начертить, учитывая следующее:

  1. Линии наносятся в различных направлениях и на различном рас стоянии друг от друга.
  2. Линии должны быть прямые и дугообразные
  3. Линии должны пересекаться и соединяться.

«Номерные пятнашки»

Группа рассчитывается по порядку. Каждый должен запомнить свой номер. Игра проводится по обычным правилам, но с добавлением сигнала руководителя (тренера) на смену водящего. В любой момент руководитель может громко назвать номер и тогда водить начинает игрок, чей номер был назван руководителем.

Установка игрокам.

Не скучиваться на площадке, сторониться всех игроков, т.к. в любой момент водящим может стать ближний к вам игрок и ему не доставляет труда запятнать вас.

«Пятнашки заказные»

Водящий может выбрать способ передвижения. Например, прыжка ми на левой ноге, правая рука за голову. Убегающие игроки должны ис пользовать тот же способ передвижения. Запятнанный игрок, становясь водящим, выбирает свой вариант передвижения.

Дополнительные правила

  1. Игрок, нарушивший способ передвижения, становится водящим.
  2. Водящий не имеет права менять способ передвижения в ходе пре следования.

Установка игрокам.

  1. Внимательно следить за водящим и убегающим, чтобы своевре менно и правильно принять новое положение.
  2. Каждый должен заранее продумать несколько своих вариантов пе редвижения, которые придется использовать, находясь в роли водящего.
  3. Нельзя повторять способы передвижения, использованные ранее другими игроками.

Указания по организации игры.

  1. Перед игрой следует напомнить несколько способов передвиже ния, и дать время игрокам подумать над своими вариантами.
  2. Следить за правильным положением игроков при передвижении должен руководитель (тренер). В случае нарушения он должен подать сиг нал и сменить водящего.

«Пятнашки» с позами

Играя в обычные «пятнашки» убегающие игроки имеют возмож ность в критической ситуации, когда водящий вот-вот догонит, использо вать свой шанс. Для этого они должны принять какую-нибудь позу, или выполнить какое либо сложное движение, которое водящий обязан повто рить, прежде чем запятнать убегающего. Пока водящий повторяет эту позу или движение, игрок старается убежать дальше от водящего. Чем сложнее окажется поза или движение, тем легче убежать от водящего.

Примерные позы: упор присев, сед на полу, «ласточка», различные сплетения рук, упор лежа и т.д.

Примерные движения: кувырок, прыжок с касанием щита, элемент танца и т.п.

Чем чаще играющие будут использовать необычные позы и движе ния, тем веселее и интереснее проходит игра.

«Двухсторонние пятнашки»

Игроки распределяются на две группы. Каждая группа самостоя тельно играет на своей половине площадки в «свои пятнашки». По сигналу учителя игроки должны моментально перейти на способ передвижения, который был в данный момент у игроков на другой стороне площадки, и продолжить игру.

Дополнительные правила.

  1. Игра проходит по обычным правилам.
  2. Тот, кто последним перешел на новый способ передвижений, ста новится водящим.
  1. В каждой группе используются «пятнашки» разной направленно сти. Так, например, если в первой группе игра нацелена на развитие силы мышц ног («пятнашки» с передвижением прыжками), то вторая группа решает задачу развития силы мышц рук («пятнашки» в положении упора сидя сзади).
  2. Большего внимания требует игра, когда на обеих площадках игра ют в заказные «пятнашки».

Указания по организации игры.

Тренер определяет игрока, который опоздал с переходом на новый способ передвижения.

«Столбики»

Игроки рассчитывается на первый - второй. Первые номера произ вольно размещаются на площадке, изображая «столбики». Вторые номера, обегая и прячась за «столбики», играют в «пятнашки». По сигналу тренера игроки меняются ролями - вторые номера останавливаются, изображая столбики, а первые номера начинают играть в «пятнашки». И так по каж дому сигналу тренера.

  1. Для того чтобы игра проходила динамично и эмоционально следу ет подавать сигналы через каждые 20-30 секунд.
  2. Желательно, чтобы играющие подгруппы (первые и вторые номе ра) имели разную форму одежды.

3. До начала игры назначить первых водящих в подгруппах.
Установка игрокам.

  1. По сигналу играющие должны остановиться моментально там, где их застал свисток и стоять по стойке «смирно», чтобы не мешать уже включившимся в игру.
  2. Внимательно следить за водящим, чтобы после сигнала на игру знать от кого убегать.
  3. Убегая от водящего, нельзя толкать и цепляться за «столбики».

«Пятнашки» в кругу

Игроки распределяются попарно. Каждая пара играет в своем кругу диаметром 4 м. Если нет возможности четко начертить круг на полу - это делается мысленно. Игра проходит по обычным правилам.

Варианты:

  • водящий должен запятнать спину;
  • водящий должен запятнать колено;
  • водящий должен запятнать стопу;
  • водящий должен запятнать мяч, который держит партнер двумя ру ками за спиной;
  • водящий должен запятнать мяч, который держит партнер двумя ру ками перед собой.

Установка игрокам.

  1. Стараться не выходить за пределы круга
  1. Убегающий игрок не имеет права поворачиваться к водящему спи ной.

Указания по организации игры.

Мячи могут быть как баскетбольными, так и набивными.

1. Игроки не должны выпускать из поля зрения своего водящего и,
используя других играющих как заслон, прячась за них, больше передви
гаться приставными шагами, выполнять различные повороты, рывки, вы
шагивания, осложняя тем самым задачу водящему.

2. Разрешается касание других игроков, но не толчки.
Методические рекомендации.

Чем лучше подготовлены игроки, тем меньше должны быть размеры игровой площадки. При игре в четверках необходимо внимательно следить за игроками своей команды, для быстрого переключения.

«Пятнашки» в парах

Игроки распределяются попарно. Каждая пара, держась за руки, иг рает в обычные «пятнашки». Первой начинает водить пара сильнейших игроков.

Варианты передвижений:

  • держась за руки лицом в одну сторону;
  • держась за руки, один лицом, второй спиной в сторону движения;
  • спиной друг к другу, сцеплением за локти, приставными шагами;
  • спиной друг к другу, сцеплением за локти, в приседе, прыжками на небольшой площади;
  • набивной мяч зажат спинами. Передвижения приставными шагами. Дополнительные правила.

Если в процессе движения водящая или убегающая пара расцепи лась, это считается ошибкой. Либо пара должна продолжить роль водящей, либо убегающая пара становится водящей (даже в том случае, если ее не успели запятна

Заключение

Представленные варианты «пятнашек» я использую на своих уроках, Каждый преподаватель может творчески развить и существенно дополнить представленные варианты иг ры с учетом конкретных педагогических задач.


Подвижная игра «Пятнашки»

Цель: Развивать быстроту реакции на сигнал; упражнять в беге с увёртыванием и в ловле.

Ход игры:

Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.

После сигнала воспитателя: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого – нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих.

При повторении игры выбирается новый пятнашка.

Если пятнашка в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего.

Подвижная игра «Удочка»

Цель: Развивать у детей внимание; ловкость, выдержку; упражнять в прыжках на месте в высоту.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.

Подвижная игра «У кого мяч?»

Цель: Развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движений.

Ход игры:

Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому – либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить.

Подвижная игра «Белки в лесу»

Цель: Развивать у детей внимание, быстроту, ловкость; упражнять в лазанье.

Ход игры:

Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные приборы для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и др. Выбирается водящий – охотник. Он становится в домик – круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие – белки, они размещаются на приборах – деревьях.

По сигналу воспитателя: «Берегись!» или по удару в бубен – все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с приборов и влезают на другие. В это время охотник их ловит – дотрагивается рукой. Пойманными считаются белки, которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Игра проводится 5 – 6 раз. Новый охотник выбирается через 1 – 2 игры. В заключение игры воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими.

В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными приборами и не спрыгивали с недозволенной высоты.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Цель: Развивать у детей выдержку умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге с увёртыванием.

Ход игры:

Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу.

Гуси, гуси! (Га, га, га! );

Есть хотите? (Да, да, да!)

Так летите!

Нам нельзя: Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется. Примечание . Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья .

Подвижная игра «Перебежки»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в метании в подвижную цель.

Ход игры:

На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится 2 линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта. Играющие делятся на 2 группы – два отряда Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя 1 отряд перебегает из одного дома в другой. Дети 2 отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз так же отходят в сторону.

Подвижная игра «Колпачок и палочка»

Цель: Развивать у детей внимание; упражнять в ходьбе по кругу.

Ход игры:

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой.

Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол.

С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

Подвижная игра «Накинь кольцо»

Цель: Развивать у детей внимание, глазомер, координацию движений; упражнять в метании.

Ход игры:

В старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2 – 6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5 – 2,5 м. Игра может проводиться с группой детей (4 -6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.

Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.

Вариант игры

Дети поочередно бросают по два кольца до тех пор, пока кто – либо не наберет обусловленное количество очков (6 – 10).

Подвижная игра «Кошка и мышка»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в ходьбе по кругу, беге, ловле.

Ход игры:

Играющие встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Мышка становится в круг, кошка - за кругом. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ходит Васька беленький, Когти расправляются,

Хвост у Васьки серенький, Зубы, как игла.

А бежит – стрела. Только мыши заскребут,

Глазки закрываются. Чуткий Васька тут как тут,

Всех поймает он.

После слов «Всех поймает он» дети останавливаются и в условленном месте круга двое детей опускают руки, оставляя проход – ворота. Мышка, убегая от кошки, может пробегать в ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка ловит мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяется.

Если кошка долго не может поймать мышку, воспитатель устраивает дополнительные ворота.

Подвижная игра «Ловля мячей сачками»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в метании.

Ход игры:

Эта игра проводится на площадке. Для нее нужно несложное, но постоянное оборудование: по углам начерченного квадрата (100х100 см) вкапываются четыре столбика высотой 50 - 60 см, на которых с помощью резинки укрепляется чашка (диаметром 15 см); через дно ее пропускается шнурок так, чтобы за него удобно было взяться. В чашку кладут мелкие легкие мячи (от настольного тенниса) по количеству играющих (2 – 4 человека). Дети встают с сачками по сторонам квадрата. Кто – либо силой дергает за шнурок, чашка взлетает вверх и выбрасывает мячи. Играющие ловят их сачками не сходя с места. Воспитатель отмечает детей, поймавших мячи, и игра продолжается.

Если желающих играть много, они договариваются, сколько раз повторяет игру одна партия (2 – 3 раза).

Подвижная игра «Не оставайся на полу (на земле)»

Цель: Развивать у детей ловкость, выдержку; упражнять в прыжках, беге.

Ход игры:

В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам ее, расположены предметы высотой 25 – 30 см.: лестницы со ступеньками, доски и т.д., поставленные на возвышение (не меньше 25 см в диаметре). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются на приборах в разных местах площадки. Под удары в бубен дети спрыгивают и бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. По сигналу воспитателя: «Лови!» - все дети снова взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того, как игра повторена 2 -3 раза, проводится подсчет пойманных, выбирается новый ловишка и игра возобновляется. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени, а также чтобы дети разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

Подвижная игра «Затейники»

Цель: Развивать у детей находчивость, ловкость; упражнять в ходьбе по кругу, согласованности движений.

Ход игры:

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом, Стой на месте,

Друг за другом Дружно вместе

Мы идем за шагом шаг. Сделаем…вот так

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое – нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель выбирает кого – нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята…»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу; упражнять в беге по определённому направлению с увёртыванием.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними поводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два, три – лови!

После слова лови дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

После двух – трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

Подвижная игра «Серсо»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в метании, ловле, согласованности движений.

Ход игры:

В старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2 – 6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5 – 2,5 метров. Игра может проводиться с группой детей (4 – 6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек. Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец. Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.

Подвижная игра «Сделай фигуру»

Цель: Развивать у детей равновесие; упражнять в беге, подскоках.

Ход игры:

Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по все комнате или площадке. На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой – либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра продолжается.

Подвижная игра «Тетери»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в ходьбе по кругу, прыжках, ритмичности движения.

Ход игры:

Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6 -8 человек) стоят в кругу посередине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На третью и четвертую строки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу, прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу – у!» - как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется.

Подвижная игра «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу и согласовывать движения друг с другом; упражнять детей в ходьбе и беге.

Ход игры:

Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. В-ль говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову в-ля «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается. Продолжительность игры 5 – 7 минут.

Подвижная игра «Снежные круги»

Цель: Развивать у детей внимание, глазомер; упражнять в метании в цель.

Ход игры:

Дети делятся на две равные группы по 4 – 5 человек в каждой. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги – мишени диаметром 50-60 см. На расстоянии 3 м от мишени проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6 – 8 снежков.

По сигналу воспитателя: «Начали!» - каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.

Подвижная игра «Трактористы»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость.

Ход игры:

В игре каждый раз принимает участие 5 человек. Четверо стоят парами одна за другой. Первая пара держится за руки, а свободные руки протягивает сзади стоящей паре; вторая пара также держится за руки, а свободные руки смыкает с протянутыми к ней руками первой пары. Пятый участник - тракторист. Он стоит в промежутке между парами с картонным рулем в руках. Все пятерки перемещаются по площадке мелким топочущим шагом. На каждую строку приходится 8 шагов.

Тара – тара – тара – ра, «Будем землю пахать,

Из колхозного двора Будем хлеб засевать!

Выезжают трактора. Будем рожь молотить!

Малых детушек кормить».

Когда дети научатся ритмично топать, можно добиваться выделения более сильным ударом слов «землю», «хлеб», «рожь», «детушек».

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость; упражнять в беге и в приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.

Ход игры:

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг – мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, Берегитесь же, плутовки,

Развелось их просто страсть. Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки,

Всюду лезут – вот напасть. Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они же становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.

Подвижная игра «Кто скорее до флажка»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку; упражнять в подлезании.

Ход игры:

Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5 – 6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4 – 5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 – 20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три – беги!» дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а вместо на их место становятся за черту следующие 4 - 5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Ход игры:

Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются на лево и говорят стихотворение

Еле, еле, еле, еле, Завертелись карусели.

А потом кру-гом, кру-гом, Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. После того, как дети пробегут два раза по кругу, поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.

Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише не спешите! Карусель остановите!

Раз – два, раз – два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в прыжках и ориентировке в пространстве.

Ход игры:

На одной стороне площадки помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня. Выбирается пастух. Остальные – овцы. Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?»

Каждый раз пастух называет какое – либо число (до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.

Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает «Где мое стадо?» все овцы отзываются: «Бе, бе, бе…» - потом замолкают.

Пастух начинает искать овец – идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого – нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овечка отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто – нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место. Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» - и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка – пастухом.

Подвижная игра «Караси и щука»

Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге и приседании, в построении в круг, в ловле.

Ход игры:

Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.

По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем – нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

Игра проводится 3 – 4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.

Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

Подвижная игра «Медведи и пчёлы»

Цель: Развивать у детей смелость, умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге и в лазании.

Ход игры:

Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того, как игра проведена 2 – 2 раза, дети меняются ролями.

Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенке), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

Подвижная игра «Пожарные на учении»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в лазании.

Ход игры:

И грающие дети делятся на 2 – 3 отряда по 5 – 6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4 – 5 м. Это – пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.

По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Воспитатель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т.д.В конце игры воспитатель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице.

После этого игра повторяется.

В процессе игры воспитатель должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазанье не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры).

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Цель: Развивать у детей внимание, ориентировку в пространстве; упражнять в беге.

Ход игры:

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Место каждого играющего отмечается каким – нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По слову воспитателя «бегите» или удара в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При ударе в бубен или после слов «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:

Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),

Быстро место занимай.

Когда игра проводится в последний раз, воспитатель кладет кубик обратно, для того, чтобы все дети имели место.

Подвижная игра «Успей пробежать»

Цель: Развивать у детей координацию движений; упражнять в беге.

Ход игры:

Воспитатель с кем – нибудь из детей держит за концы шнур (длина его 3-4 м.) и медленно вращает его по направлению к бегущим детям. Дети, один за другим, должны успеть пробежать под шнуром в тот момент, когда он находится наверху.

Воспитатель регулирует движение детей; для каждого пробегающего он дает сигнал: «Беги!»

В дальнейшем дети должны сами следить за движением шнура и пробегать, когда он находится наверху.

Подвижная игра «Школа мяча»

Цель: Развивать у детей внимание; упражнять в ловле и метании.

Ход игры:

Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое или небольшими группками.

В ходе игры ребенок, допустивший ошибку, передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, на котором ошибся.

Виды движений:

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.

2. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.

3. Стать лицом к стене на расстоянии двух – трех шагов от нее, ударить об нее мяч и поймать его двумя руками.

4. Бросить мяч о стену, дать ему стукнутся о землю, отскочить от нее, а затем уже ловить его.

5. Отбивать мяч о землю до пяти раз правой и левой рукой.

Подвижная игра «Кто скорее»

Цель: Развивать у детей координацию движений; упражнять в прыжках.

Ход игры:

Дети с прыгалками в руках становятся в шеренгу на одной стороне площадки так, чтобы не мешать друг другу. В пятнадцати – двадцати шагах от них проводится черта или протягивается шнур с флажками.

По условленному сигналу все дети одновременно прыгают по направлению к черте. Воспитатель отмечает детей, которые раньше оказались у черты.

Подвижная игра «Космонавты»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение; упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

Ход игры:

По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:

На какую захотим, Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.

Подвижная игра «Чьё звено скорее соберётся»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку; упражнять в беге на скорость, ориентировке в пространстве.

Ход игры:

Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого – либо одного цвета.

В разных концах площадки или по одной стороне становятся на подставках 3 – 4 флага тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда воспитатель ударяет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем. По сигналу: «На месте!» - дети бегут к своему флагу и строятся в колонну(лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.

После двух – трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стоп!» По сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флагов и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться в колонну против своего флага. Отмечается, какая колонна построилась первой.

Подвижная игра «Кегли»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, глазомер; упражнять в метании в цель.

Ход игры:

Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3 – 5 см одна от другой. На расстоянии 1,5 – 3 м от них проводится линия – «кон». Играющие дети (3 -4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с сило катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров.

Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.

В кегли можно играть и в помещении, и на участке.

Подвижная игра «Прыжки через верёвку»

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость; упражнять в прыжках на месте в высоту.

Ход игры:

Двое детей держат толстую веревку, шнур или длинную скакалку: один за один конец, другой за – второй. Медленно и равномерно они начинают крутить ее в сторону стоящих детей, а те в порядке очередности прыгают через веревку, стараясь не задеть ее. Тот, кто заденет, меняет одного из крутящих веревку.

В игре можно давать детям определенные задания, например: «Кто без ошибки прыгнет 5 – 10 раз?».

Подвижная игра «Кольцо на палочке»

Цель: Развивать у детей внимание, координацию движений руки, меткость; упражнять в метании колец.

Ход игры:

Из картона или фанеры вырезают кольцо (диаметр – 15 см, ширина ободка – 3 – 4 см). К кольцу привязывают шнурок, второй конец которого прикрепляют к палочке длинной примерно 30 см. Играющие, поочередно подбрасывая кольцо, ловят его на палочку. Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему. Игра заканчивается, когда кто – нибудь из детей наберет условное количество попаданий. Играть могут 3 – 5 детей.


Позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!

Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями -

Веселая спортивная игра «Пятнашки»

Одной из наиболее популярных игр для детей, где не требуется какое-либо оборудование, является «пятнашки». И не смотря на то, что эта игры известна многим поколениям и правила игры в «Пятнашки» очень просты, есть много вариаций игры, что позволит сделать ее еще более интересной.

Играющие собираются и выбирают кого-то на роль пятнашки. Дети, которые играют в игру, должны разбегаться по площадке, а тот, кто водит должен их ловить. Того, кого догнал водящий догнал и дотронулся рукой, то есть запятнал, и становится пятнашкой.

Пойманный должен задержаться и подождать пока его имя произнесут, чтобы все услышали, кого теперь нужно бояться. Все очень просто. Детям очень нравится эта подвижная игра. Если в игру ввести еще более интересные правила, тем самым усложнив ее, тогда играть, станет намного интереснее.

Вариации правил игры в «Пятнашки»

За время существования данного спортивного развлечения придумана масса различных вариаций игры. Основные правила те же, отличия в деталях. Вот несколько из них:

  1. Если пятнашка догоняет кого-то, а ему пересек путь кто-то из убегающих, тогда следует погнаться за ним.
  2. Запятнать водящий может только кого-то в процессе бега, а чтобы быть в безопасности можно присесть.
  3. Играющий если хочет спастись должен подбежать к дереву, стать около него и обнять.
  4. Пятнашка не может пятнать того играющего, который в опасный момент взял за руку еще одного игрока.
  5. Если игрок стал на одну ногу, а другу согнул назад и держит, значит, его запятнать нельзя.

  1. Все игроки, кроме водящего, за поясом держат по ленте. Когда пятнашка догоняет кого-либо из игроков, его целью является выхватить ленту и спрятать себе за пояс, тогда пятнашкой становится игрок без ленточки.
  2. Два игрока держат скакалку за разные концы и убегают вдвоем, а когда пятнашка кого-то запятнает, тот его должен сменить.
  3. Можно играть и с мячом. Пятнашка должен попасть мячом в одного из играющих. Соответственно тот, в кого попали, будет новым водящим. Но если мяч не попал ни в кого, другие играющие могут его забрать и кидать друг другу. В таком случае, пятнашка должен либо отобрать мяч, либо запятнать кого-то в момент, когда мяч в руках.
  4. Площадка делится на несколько участков. Можно на два, три либо четыре. И на каждом участке должен быть свой водящий, причем следует сделать ему отличительные символы. Другие игроки могут бегать по всему участку. На каждом участке можно нарисовать круг, что означает дом безопасности или отдыха для тех, кто устал много бегать. Играющий, до которого дотронулся пятнашка, должен стать водящим на участке, где его запятнали.
  5. Когда игроков не так много, можно попробовать поиграть так. Одного играющего выбрать пастухом, двух - волками и четыре или пять - овечками. Пастух победит, когда поймает волков, а волки когда догонят всех овец.

В эту игру хорошо играть в большом помещении или на площадке. Количество играющих может быть различным: от пяти до двадцати и более. Играть нужно до тех пор, пока у ребят будут силы, и они не очень устанут. Наиболее популярны пятнашки с передачей, с мячом, от земли, турецкие.

Правила игры в «Пятнашки турецкие»

Рассмотрим правила игры турецких пятнашек. В этой игре главным отличием являются прыжки. Отличие от обычных пятнашек в том, что игрок, который был настигнут, может присесть в опасную минуту. Если игрок смог и успел присесть, значит, он спасен и может вернуться в группировку других игроков. Пятнашка дальше старается поймать и подстерегать жертву, которая устала сбежать. И если ему удалось запятнать кого-то неповоротливого, тот становится водящим.

Интересным вариантом игры является пятнашки с передачей. Опять же, выбирается просторное место и все бегут от водящего врассыпную. Пятнашка ищет себе жертву, и когда настигает ее, игрок должен ответить ему назад пятнашкой и убежать, то есть как - бы вернуть ему назад передачу. Для достижения этой цели, игроки должны быть ловкими и подвижными. Ведь нужно стараться быть лучше и превзойти один другого.

В игре дети очень развиваются. В нее можно играть не только детям дошкольного возраста, но и школьникам. Ведь в процессе игры совершается много физических упражнений, развивается ловкость и выносливость, что очень полезно для здоровья.

Если дети хотят научиться играть в футбол, то можно найти правила и особенности игры здесь , а если нужно найти способ приучить ребенка к усидчивости, то можно обратиться к странице сайта . Развлечения на любой вкус для детей и их родителей без использования компьютеров представлены здесь .

Вы можете легко найти любую игру или страницу на нашем ресурсе. Для этого вам нужно воспользоваться - она очень удобная и понятная.

Игры с бегом

Пятнашки

В группе этих игр, называемых пятнашками, везде сохраняется одно общее правило: один из играющих – пятнашка – ловит одного из участников, и как только он успеет кого-нибудь «запятнать» он сам должен поскорее убежать, так как «запятнанный» теперь получает право ловить всех, включая того, кем он был только что пойман. Таким образом, двое играющих могут чередоваться несколько раз до тех пор, пока пятнашка не поймает кого-нибудь другого.

Этот ряд игр мы опишем по степени сложности. К ним относятся самые элементарные игры: пятнашки простые, с названиями, с мячом, китайские, в кругу; затем с несколько большим количеством правил: пятнашки с перебежкой рядами, с препятствием, с завязанными руками.

Простые пятнашки

Из играющих выбирается один – пятнашка, который должен постараться поймать, т.е. сделать пятнашкой, кого-нибудь из остальных играющих, имеющих право бегать по площадке во всех направлениях. Пойманным считается тот, которого пятнашка ударил один или два раза – смотря по условию. Как только первый пятнашка поймал кого-нибудь, он громко называет его по имени и сам становится играющим, а новый пятнашка начинает ловить. Он может поймать и того, кто только что его запятнал, но не нужно позволять ему делать это слишком часто, иначе пятнашками будут только двое или трое.

Игра заканчивается, когда дети устанут или все перебывают пятнашками. В этом виде ее можно проводить, если число играющих не более 10, лучше всего – на площадке или в большом помещении. В большом помещении при большом количестве играющих можно увеличить число пятнашек, только в этом случае необходимо, чтобы пятнашка был отмечен каким-нибудь значком – например, платком, который он держит в руке и бросает «запятнанному», после того как поймает его определенное число раз. В том же случае, где ни то, ни другое невозможно, необходимо эту игру с небольшим числом участвующих сделать более сложной или при большем количестве играющих ограничить их свободу передвижения.

Статья опубликована при поддержке книжного магазина "Кварт Плюс". Учебные и наглядные материалы, учебники и рабочие тетради для детского сада, начальной и средней школы (Плешаков. Рабочая тетрадь. 3 класс. Купить), а также для воспитателей, педагогов, психологов и родителей. Доступные цены, заказ учебников на класс, доставка по России. Оформить заказ и посмотреть условия доставки и оплаты Вы сможете на сайте: http://www.cvartplus.ru/.

Пятнашки с мячом

Следующая разновидность, тоже допускающая небольшое число участников, – пятнашки с мячом. В этом случае пятнашка бегает с мячом, которым «пятнает» играющих. Если он «запятнал» кого-нибудь, то громко называет его имя, а «запятнанный» поднимает мяч и, в свою очередь, старается запятнать кого-нибудь; подняв мяч, пятнашка может некоторое время бежать за тем, кого он хочет «запятнать», чтобы бросить мяч на более близком расстоянии. Когда игра проводится в большом помещении или на площадке, задача пятнашки усложняется: во-первых, все играющие могут разбежаться на большое расстояние, а следовательно, в них труднее попасть; во-вторых, приходится много бегать, так как брошенный, но не попавший в цель мяч далеко укатывается. Если же, напротив, игра происходит в комнате, задача пятнашки очень легка. Чтобы несколько усложнить ее в последнем случае, можно ввести следующие одно или два правила:

1) пятнашка имеет право пятнать только с того места, где он поднял мяч, но не может бежать за играющими;

2) пятнашка должен предварительно назвать того, кого он хочет «запятнать»; если же он попадает мячом в другого, тот не считается «запятнанным».

Китайские пятнашки

К этой разновидности относятся также китайские (или турецкие) пятнашки. Здесь все играющие при приближении пятнашки могут или убегать, или приседать на месте, причем пятнашка может ловить присевшего только тогда, когда он встанет. Только необходимо следить, чтобы приседания производились правильно, т.е. чтобы играющие приседали только тогда, когда пятнашка действительно приближается к ним и может запятнать, и вставали сразу же, как только он отойдет или отвернется. Назначая эту игру, в особенности маленьким детям, следует помнить, что приседание вообще следует относить к упражнениям, требующим довольно большого напряжения, и поэтому она может продолжаться не более 10 мин., иначе на следующий день все играющие будут жаловаться на боль в ногах.

Вышеназванные виды пятнашек можно применять тогда, когда число играющих незначительно – не более 10 человек. Если же детей 15 и более, то возникают следующие сложности: теснота; трудно следить за тем, кто «запятнан»; пока пятнашка ловит на одной стороне, играющие на другой стороне бездействуют. Поэтому в таких случаях лучше подойдут следующие виды пятнашек.

Пятнашки в кругу

Играющие встают в круг, но при этом между ними должны быть такие промежутки, чтобы можно было пробегать, не задевая стоящих. По выбору или жребию двое детей выходят из круга: один ловит, другой убегает. Они могут пробегать через промежутки и через круг. Поймав убегающего, пятнашка, убегая теперь от него, может или встать в одном из промежутков между играющими, или бегать до тех пор, пока его опять не «запятнают». Таким образом, бегающие могут несколько раз чередоваться. Чем чаще меняются бегающие, тем живее идет игра. Как только убегающий встал на место, стоящий справа от него должен выбегать, а оставшийся или пятнашка (смотря по условию) может теперь или ловить выбежавшего из круга, или убегать. Последнее видоизменение лучше: игра в этом случае идет оживленнее, так как бывшему пятнашке дается возможность выбора. В таком виде можно продолжать до тех пор, пока все не устанут или не пробегают по одному или два раза.

Если стоящий справа зазевался, то при первом условии оставшийся или пятнашка может сразу подбежать и «запятнать» его даже тогда, когда тот еще не сдвинулся с места. Таким образом, оставшийся получает право убегать, а тот, кому нужно было выбегать, должен ловить.

Если дети уже хорошо усвоили правила игры и если их много, можно назначить две пары, которые будут играть самостоятельно; необходимо только, чтобы все стоящие в кругу внимательно следили за ними.

Пятнашки с перебежкой

Все становятся в сплошной круг, т.е. без промежутков, а двое бегают, догоняя друг друга; однако они не имеют права пробегать между стоящими и через круг, а могут бегать только кругом, в одном направлении. Так они бегают до тех пор, пока кто-нибудь из стоящих в кругу не пробежит между ними, иначе говоря, не перебежит дорогу пятнашке. Тогда убегающий, обежав круг до пустого места, занимает его или же, если вовремя заметил, что пятнашке перебежали дорогу, входит в круг и встает на место перебежавшего дорогу. С того момента как пятнашке перебежали дорогу, он уже ловит того, кто ему перебежал дорогу, и если поймает его, в свою очередь, убегает от него до тех пор, пока кто-нибудь опять не перебежит им дорогу. Необходимо только установить очередь для перебегающих: например, первый перебегает по назначению, а в следующей раз – уже стоящий от него справа и т.д. Каждый, кому приходит очередь перебегать дорогу, должен следить за бегающими, выждать, когда убегающий добежит до него, и тогда уже пробежать между ними. Направление после перебежки он может выбрать любое.

При небольшом количестве участников эта игра может быть еще проще: пятнашка громко называет того, кого он хочет поймать, бежит за ним и старается «запятнать». Кто-либо из остальных игроков, находящийся в любом месте игровой площадки, пробегает между ними, и тогда пятнашка, громко называя последнего, бежит за ним и старается его догнать, между тем как первый убегавший становится свободным и занимает любое место. Необходимо следить за тем, чтобы игроки не перебегали дорогу по несколько человек сразу.

Пятнашки рядами

Все играющие встают в два, три или четыре ряда, так что первый играющий из второго ряда стоит на некотором расстоянии позади первого играющего из первого ряда; первый играющий из третьего ряда так же располагается по отношению к первому играющему из второго ряда и т.д. (см. рис. 1). Таким образом, как между стоящими в одном ряду, так и между стоящими в различных рядах остаются довольно большие промежутки, через которые можно пробегать.

Двое участников начинают игру: один ловит, другой убегает. При этом убегающий может бегать только вдоль рядов, не имея права пробегать в промежутках между играющими одного и того же ряда. Переходить же из одного ряда в другой он может только по краю, при этом ему разрешается менять направление, т.е. бежать назад по тому же пути, по которому он уже пробежал. Догоняющий бегает так же, но только в поперечном направлении, т.е. проходя в промежутках между играющими из одного и того же ряда; еще он может возвращаться назад в том же направлении.

Когда догоняющий поймает убегающего, он по общему правилу становится убегающим и потому должен тотчас изменить направление бега, так же как и тот, кто прежде был убегающим. Так они могут меняться до тех пор, пока убегающий не встанет впереди кого-нибудь из стоящих в первом ряду, тогда этот же номер последнего ряда должен выбежать и догонять оставшегося, а тот, убегая, должен изменить направление. Как только убегавший встал на место, тот, перед которым он встал, делает два или три шага назад, чтобы перейти во второй ряд, а стоявший во втором ряду – в третий и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока все не устанут или не поменяются ролями условленное число раз. Кто ошибся и попал не в назначенный промежуток, встает впереди какой-нибудь пары, а стоящий позади идет его заменить; только в этом случае он делается или убегающим, или догоняющим – смотря по тому, кого он должен заменить.

Пятнашки с завязанными руками

Игра проводится так же, как и простые пятнашки, только пятнашке платком завязывают руки за спиной, и в таком виде он должен ловить играющих. Когда он кого-нибудь «запятнает» рукой, он может развязать руки и передать платок пойманному, которому завязывают руки, и он начинает ловить. Но так усложнять игру можно только в том случае, если дети уже освоились: умеют быстро поворачиваться на бегу, бегать спиной вперед и уравновешивать тело на бегу без помощи рук. В противном же случае они могут легко упасть и, не имея возможности помочь себе руками, получить травму. Игра эта, предложенная своевременно, проходит оживленно, способствуя развитию ловкости.

Пустое место

Игра заключается в беге взапуски с целью поскорее занять место в кружке, оставшееся пустым после того, как выбежал запятнанный. Главное в этой игре – быстрота бега и внимательное отношение к чувству соприкосновения.

Игра эта, подобно предыдущей, принадлежит к самым элементарным, так как здесь каждый играющий думает и действует только за себя и в ней очень мало правил, притом самых простых.

Все играющие, кроме одного (пятнашки), встают в круг так, чтобы между ними не было промежутков. Если же детей очень мало и круг тоже очень мал, то все дети отодвигаются друг от друга на расстояние вытянутых в стороны рук либо для каждого играющего (даже находящегося на расстоянии нескольких шагов от других) рисуют круг. Пятнашка проходит мимо стоящих, задевает кого-нибудь из них и бежит дальше в том же направлении. «Запятнанный» же бежит в противоположную сторону. Оба стараются, сделав определенное число кругов, поскорее занять место, оставшееся пустым.

Прибежавший раньше занимает место и остается в нем, а опоздавший начинает ходить вокруг, продолжая игру в том же порядке. Игра заканчивается, когда дети устанут или когда каждый обежит кругом определенное число раз.

В этой игре руководителю необходимо обращать внимание на то, чтобы все дети по возможности принимали одинаковое участие в игре, и если пятнашка по забывчивости или даже намеренно «пятнает» только некоторых играющих, то другие должны поднимать руки и таким образом указывать пятнашке на тех играющих, которых он пропускает. Нужно также следить, чтобы дети при беге держались определенной стороны и не сталкивались.

С целью усложнения и разнообразия игры бег можно заменить прыжками на одной ноге. Пока никто не «запятнан», пятнашка может идти или бежать на двух ногах, но с того момента, как он задел кого-нибудь, оба должны прыгать на какой-то одной ноге или менять ногу во время прыжков и таким образом стараться поскорее достигнуть пустого места. Здесь нужно следить за тем, чтобы дети умели одинаково хорошо прыгать как на одной, так и на другой ноге, а не только на той, на которой им удобнее.

Если нельзя сделать так, чтобы дети образовали большой круг (когда этого не позволяет помещение), то можно требовать от бегающих, чтобы они пробегали два-три круга, прежде чем смогут встать на пустое место. Чтобы не закружилась голова при беге в одном направлении и чтобы приучить детей производить на бегу поворот, можно позволить обоим бегающим добежать до пустого места и, повернувшись, уже бежать в противоположную сторону; при этом каждый поворачивается, как только достигнет пустого места, не дожидаясь другого, и тогда, если он уже пробежал два круга, занимает пустое место. При этом можно еще предложить играющим один круг бежать, а другой – прыгать на одной ноге и т.д.

Жгут

Данная игра требует пристального внимания и быстроты в действиях. Она напоминает игру «Пустое место», только требования, предъявляемые играющим, здесь более сложные.

Все играющие, кроме одного – жгутчика, назначенного или выбранного по жребию или по общему соглашению, садятся в круг на пол, лицо обращено в середину круга. Жгутчик берет платок, свертывает его жгутом и ходит или бегает вокруг сидящих, стараясь незаметно подложить его кому-нибудь. Присутствие платка можно определить на ощупь или на слух или по тому, как подбросивший ускоряет бег. Как только сидящий, не оборачиваясь назад, обнаружит платок, он поднимает его, выбирает направление и бежит кругом сидящих, чтобы догнать жгутчика и «запятнать» его. Жгутчик же теперь должен убегать, поэтому он с самого начала должен следить за тем, какое направление выберет догоняющий. При этом он может изменить ранее выбранное направление, если так ему будет легче убежать. Он стремится занять место догоняющего, оставшееся пустым, пока не «запятнали», пробежав при этом один или два круга (смотря по уговору). Если он успеет добежать до пустого места и сесть, то догонявший его делается жгутчиком, и игра продолжается в том же порядке.

Если сидящий не заметит, что ему подложен жгут, и жгутчик успел обойти весь круг, то он поднимает жгут, «пятнает» им положенное число раз прозевавшего, бросает жгут на пол или ему в руки и пробегает условленное число кругов до пустого места. Если же поднявший жгут догнал жгутчика раньше, чем тот успел занять пустое место, то он «пятнает» его положенное число раз, бросает ему платок и бежит к своему месту, но при этом опять-таки должен пробежать определенное число кругов. Если он успеет сесть на свое место, то жгутчик остается прежний, а если жгутчик успел его, в свою очередь, догнать, то должен «запятнать» и бросить ему платок. Так они могут меняться до тех пор, пока кто-нибудь из них не успеет добежать до места и сесть.

В этой игре необходимо соблюдать следующие правила:

1. Жгутчик должен класть платок позади сидящего, а не сбоку, и притом на таком расстоянии, чтобы его можно было достать руками.

2. Сидящие не имеют права оборачиваться назад, а могут только нащупать платок руками, если он им подложен, после того как жгутчик пройдет мимо них.

3. Никто из сидящих, видевший, как жгутчик подложил платок его товарищу, не смеет говорить ему об этом.

4. Нашедший у себя платок может сразу взять какое угодно направление, а затем уже не имеет права менять его.

При несоблюдении этих правил либо нарушитель выходит из игры, либо, если это касается первого правила, жгутчик должен снова поднять платок и идти кругом. При несоблюдении второго правила сидящий лишается права бежать. При несоблюдении третьего правила подсказавший должен догонять жгутчика вместо того, кому подложен жгут. При несоблюдении четвертого правила убегающий или жгутчик должны начать бег снова.

Игру «Жгут», как и игру «Пустое место», можно закончить каждый раз, когда убегающий садится на пустое место.

Уголки

Игра заключается в быстрой смене мест участниками в соответствии с уговором. При этом свободное лицо стремится занять временно освободившееся место, что требует внимания и быстроты в действиях. Все усложнения здесь нужны для тренировки быстроты бега и концентрации внимания.

«Уголки» – одна из более простых и распространенных игр; она известна под различными названиями и встречается в самых разнообразных видах.

Рассмотрим здесь сперва самую простую ее разновидность и затем только – те видоизменения, которые имеют какое-нибудь существенное отличие от нее, потому что в основном меняются только название игры, порядок перемены мест и условные слова, которые играющие говорят друг другу.

Самый простой вид, который возможен только в том случае, если играющих мало, называется «Мышка». Играющие становятся по углам комнаты. Если же участников больше пяти, то для каждого на полу рисуют кружок. Играющий, находящийся в середине, подходит к кому-нибудь из стоящих в кружках и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Тот отказывается, тогда он идет с той же просьбой к другому; в это время только что отказавший ему называет кого-нибудь из товарищей (по имени?) и меняется с ним местами. Находящийся же в середине должен воспользоваться этим моментом, чтобы занять кружок одного из перебегающих. Если ему это удалось, то играющий, оставшийся без кружка, идет в середину и продолжает игру таким же образом; если же не удалось, то он снова идет к стоящим с той же просьбой. Если он почему-либо долго не может получить кружок, то один из тех, к кому он обращается, говорит: «Кошка идет», – и тогда все играющие должны поменяться местами, а стоящий в середине пользуется случаем и занимает чей-нибудь кружок.

В таком виде игру можно предлагать даже самым маленьким детям. Руководитель, чтобы как следует следить за происходящим, должен обращать здесь основное внимание на стоящего в середине, так как около него сосредоточиваются главные моменты игры; так, часто случается, что стоящий в середине и перебегающий вбегают в кружок одновременно, а не один после другого, и тогда первый опять идет спрашивать, а занимает кружок только в том случае, если вбежал в него раньше.

Когда детей очень много, при таком ведении игры не каждому играющему придется активно участвовать в ней, а потому лучше устроить так, чтобы все играющие имели возможность меняться местами. Все встают в круг как можно дальше друг от друга, насколько это позволяет помещение, и рисуют на своем месте по кружку. То же делает и стоящий в середине. По сигналу руководителя все выбегают из своих кружков в каком-нибудь определенном направлении, чтобы поторопиться занять один из следующих кружков: рядом находящийся, через один или два и т.д. – смотря по соглашению (перебегать через один или два кружка можно позволить, если помещение маленькое и кружки расположены очень близко друг от друга). Стоящий в середине должен в это время постараться занять какой-нибудь кружок, тогда оставшийся без кружка начинает ходить вместо него.

Случается, что во время перемены мест кто-либо из играющих неправильно перебежит, т.е. или совсем не выбежит из своего кружка, или займет не свой кружок; вследствие этого если в это время стоящий в середине успевает занять чье-либо место, без кружка остается не тот, чье место он занял, а тот, чье место занял неправильно перебежавший; в таком случае он и должен оставаться в середине, а не тот, кто остался без кружка.

Перед тем как начать считать, определяют направление, по которому должны бежать играющие, – направо или налево. Необходимо также следить за тем, чтобы никто не выбегал из своего кружка раньше условленного сигнала. Иногда для разнообразия можно позволить участникам меняться местами в каком угодно направлении – особенно это хорошо в том случае, если стоящий в середине долго не может получить кружок.

Последний способ перемены места значительно облегчает игру, а потому не следует к нему прибегать слишком часто, так как в комнате и так может быть слишком тесно. Даже напротив, в небольшом помещении бывает необходимо придумать для стоящего в середине какое-либо усложнение: например, ему дают мяч, и в то время, когда все перебегают, он должен наметить какой-либо кружок, попасть в него мячом и затем уже успеть вбежать в него раньше, чем тот, кто по очереди должен был занять этот кружок.

Аналогично игре «Мышка» проводят игры «Соседи» и «Почта». В том и другом случае дети так же встают в круг и так же для обозначения места каждого рисуют маленький кружок.

В игре «Соседи» находящийся в середине подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает: «Довольны ли вы своим соседом?» Если играющий доволен, то он отвечает утвердительно, а находящийся в середине идет дальше и задает тот же вопрос другим. При отрицательном ответе играющий должен назвать того соседа, которым он недоволен, и того, кого он желал бы иметь своим соседом; тогда названные лица меняются местами, а находящийся в середине старается занять одно из этих мест. Если же спрошенный отвечает: «Всеми недоволен», – то все выбегают из своих кружков и меняются местами.

В игре «Почта» играющие встают в круг, а один играющий – в середину. Стоящие в кругу выбирают для себя какие-либо названия городов. Затем стоящий в середине объявляет: «Почта идет из такого-то города (или таких-то городов) в такой-то город (или в такие-то города)». Все дети, чьи города он назвал, меняются местами, а стоящий в середине, выбегая из своего кружка, старается занять какое-нибудь из этих мест. Если ему это долго не удается, то он объявляет: «Почта идет во все города», – и тогда все играющие должны выбежать из своих кружков и поменяться местами.

«Трех много!»

Данная игра требует быстроты и внимания. Это одна из наиболее сложных разновидностей пятнашек. Она хотя и не носит уже данного названия, но все же в ней соблюдается главное правило пятнашек, согласно которому пойманный имеет право тотчас же ловить того, кто его «запятнал».

Два участника образуют столб (или колонну). Каждый играющий должен стать впереди или позади него; по сигналу третий участник становится догоняющим.

Все играющие становятся в круг в два ряда, весь первый ряд стоит лицом по направлению к середине круга. Убегающий и догоняющий бегают вне круга. Задача убегающего – вбежать в круг, не будучи «запятнанным», успеть встать впереди какой-нибудь пары и сказать: «Трех много!» Если убегавший успел все это исполнить и не был пойман, то стоящий позади той пары, перед которой встал убегавший, говоря: «Двух довольно», – выбегает со своего места и должен догонять отставшего, который теперь делается убегающим и должен, в свою очередь, постараться вбежать в круг, встать впереди какой-либо пары и произнести указанные слова. Чтобы не было споров, лучше всего нарисовать перед каждой парой маленькие кружки, определив таким образом место, которое должен занять убегающий.

Эту игру еще можно вести так: догоняющий встает в круг и не дает вбежать убегающему. Остальные правила – те же самые, так что если убегающий успел встать в круг, то догоняющий делается убегающим и может, в свою очередь, или встать впереди какой-нибудь пары, или выбежать из круга, а стоявший во втором ряду той пары, перед которой встал убегающий, начинает ловить.

Продолжение следует

Участники игры встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга.

Правила

1. Бегать через круг не разрешается.

2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга.

3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами.

Указания к проведению

В игре дети должны быть очень внимательными, если играющий зазевается, подведет товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место.

Игра пройдет весело и интересно, если убегающие будут быстро меняться местами.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ