Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Протестантизм

Кальвинизм

Теологическая система кальвинизма

Теологическая система Кальвина принята с некоторыми изменениями современными реформаторскими и пресвитерианскими церквями. Кальвинизм рассматривает Библию как единственный источник веры, принимает учение об оправдании одною верой, рассматривает церковные обряды как подсобное средство укрепления религиозной связи, отрицает культ икон, святых, девы Марии, всякую пышность религиозных обрядов, богослужение сводится к чтению Библии, общему пению псалмов и проповеди.

Кальвинизм не считает священство таинством, упраздняет деление верующих на наделённых особой силой священников и мирян. Руководство кальвинистской церкви не назначается, а избирается общинами верующих.

В отличие от лютеранства, кальвинизм отвергает подчинение церкви государству. Сначала кальвинистские церкви имели теократические тенденции (Цюрих, Женева, некоторые колонии в Северной Америке), затем кальвинизм стал довольствоваться отделением церкви от государства и невмешательством государства в церковную жизнь. Институт пресвитеров является отличительной чертой кальвинистской церкви. У католиков высший авторитет принадлежит папе, у англикан - епископам, у кальвинистов - группе лиц (пресвитерии), представляющей ряд местных церквей и состоящей обычно из богатеев, что даёт возможность буржуазии руководить религиозной жизнью.

Наиболее влиятельным документом кальвинизма является «Второе гельветическое исповедание» (1566 г.), составленное крупнейшим богословом кальвинизма Буллингером. Другой важный документ кальвинизма - «Гейдельбергский катехизис» (1563 г.).

Характерной особенностью ортодоксального кальвинизма является учение об абсолютном предопределении. Лютеранское учение о спасении верой, а не делами Кальвин довёл на первый взгляд до абсурда. Он учил, что бог ещё до сотворения мира в своём абсолютном предвидении предопределил одних людей к спасению и вечному блаженству, а других - к погибели в муках ада и что Христос умер только за избранных к спасению. Этот приговор бога абсолютно неизменен и неизбежен. Грешный человек настолько слаб и порочен, что никакие его усилия не способны обеспечить ему право на спасение.

Казалось бы, это фаталистическое учение должно было вызвать среди протестантов волну апатии, на самом же деле именно кальвинисты были особенно ревностны в практике капиталистического накопления. Дело в том, что, согласно кальвинизму, хотя человек не может с достоверностью знать, избран он богом или нет, успех в делах может быть истолкован с некоторой долей вероятности как свидетельство избранности. Будничная деятельность стала рассматриваться как богоугодное дело. Один кальвинистский проповедник говорил: «Для бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». В учении о предопределении в фантастической форме отразилось то обстоятельство, что в мире капитализма удача и банкротство зависят от милосердия стихийных, неведомых сил.

История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] Сказкин Сергей Данилович

Кальвинистская церковь

Кальвинистская церковь

В соответствии с этими постулатами были перестроены жизнь и быт в кальвинистской Женеве. Число праздников было значительно сокращено. В оставшиеся праздничные дни предписывалось заниматься не играми, танцами и прочими развлечениями, не наряжаться в красивое платье, а в скромной, но опрятной одежде идти в церковь, а затем в семейном кругу предаваться отдыху, проводя его в чтении книг религиозного содержания, благочестивых беседах и занятиях. Церковные власти придирчиво контролировали исполнение всех этих предписаний и не стеснялись подвергать ослушников разного рода наказаниям. Первоначально Кальвин считал ненужным создавать свою особую церковную организацию. Однако потребности ведения борьбы против усиливавшегося натиска контрреформации и революционных плебейских ересей побудили Кальвина признать необходимость создания собственной церкви. В противоположность монархическому принципу построения католической церкви кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе кальвинистской церковной общины Стояли старшины (пресвитеры), которые избирались, а позднее кооптировались обычно из числа наиболее богатых светских лиц, и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Проповедники не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (ministerium)- отсюда и их название-министры.

Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины и рассматривала все проступки членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом. Вопросы, касавшиеся догматов кальвинизма, обсуждались и решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин – синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения. Такая организация кальвинистской церкви придавала ей большую сплоченность, гибкость и боеспособность.

Следует подчеркнуть, что кальвинистская церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к радикальным сектантским учениям, чем католицизм к «еретикам». Казни в Женеве не были исключительным явлением. Так, в 1553 г. по настоянию Кальвина был сожжен на костре крупный испанский ученыйгуманист Сорвет, который отвергал учение о троичности бога (антитринитаризм), критиковал догматы кальвинизма и поддерживал связи с анабаптистами.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Церковь Константин знаменит прежде всего как император, распространивший в империи христианство. Наделе все обстояло куда сложнее, и мы специально опустили в предыдущем разделе всякие упоминания о его религии. Дело не в том, что его религиозные взгляды не имели значения:

автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ С ирландской церковью у англо-норманнских завоевателей трудностей почти не возникало. Самая влиятельная фигура церкви, Лоркан О’Тул, архиепископ Дублина (1162-1180), старался потрафить тем и другим. За это его осуждали ирландские хронисты, но по сути он делал то же,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ЦЕРКОВЬ Католическая церковь играла в жизни заокеанских владений особую роль. Ее служители в качестве военных капелланов сопровождали отряды завоевателей, способствовали установлению традиционного для католических стран миропорядка в создаваемых ими поселениях,

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий - Новгородская, Вологодская,

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Церковь Управление Византийской церковью, которое до этого осуществлялось тремя патриархами: папой римским, папой александрийским и епископом Антиохии, обладателями трех великих апостольских престолов, - в IV и V вв. было дополнено возведением епископской кафедры в

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Церковь в V–XI вв Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Унитарианство · Харизматическое движение «Великое пробуждение »
Протестантский фундаментализм
Реформация

История

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли . Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года , когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге . Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме .

Швейцарско-немецкий кальвинизм

Французский кальвинизм

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов , не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках . В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание . В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек) . Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны . оплотом гугенотов были города Орлеан , Ла-Рошель , Ним , Тулуза . В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменен в 1685 году .

Восточноевропейский кальвинизм

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполиту. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь , которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта . Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув . В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил . По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный . Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев , которые проповедовали польские братья и социане . В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор . В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.

Голландский кальвинизм

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь . В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание , положившем начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод , подтвердивший Гейдельбергский катехизис . Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки . Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан . Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англо-саксонский кальвинизм

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции , богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в лице пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан . Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современность

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)

Доктрина, вероучение

  • Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения).
  • Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9-11, 17 Вестминстерского исповедания веры):

«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Еф. , ; )
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. )
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. )
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. )

  • Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется, истинна ли чья-либо вера или нет. Есть дела - значит есть вера. Понять это можно одним простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.

Современные богословы кальвинизма

  • Джон МакАртур

Напишите отзыв о статье "Кальвинизм"

Примечания

Литература

  • Браницкий А. Г. , Корнилов А. А. . - Н. Новгород : ННГУ имени Н. И. Лобачевского , 2013. - 305 с.
  • Виппер Р. Ю. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • - материалы о кальвинизме (англ.)
  • - статья на сайте католического информационно-просветительского центра
  • - его труды: «Наставление в христианской вере», комментарии на Новый Завет.

Изображение основных христианских учений . Не все христианские течения показаны.

Отрывок, характеризующий Кальвинизм

– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена , по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства , возникшее в первой половине 16 века во Франции .

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей , главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви . В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию , он чётко изложил основные догмы кальвинизма .

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить , не нарушив предписаний Библии . В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога , при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными . Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела , это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения , но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено .

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста , например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи , но и даже настенная живопись , характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями , в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений , наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе , закономерности и проявления которой человек должен изучать , чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии .

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Зародившийся в условиях жёсткой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был самым тесным образом связан с политикой . Сам Кальвин был ярым сторонником теократической модели , при которой церковь подчиняла себе государство . Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как нетерпимость , безусловное подчинение отдельных личностей церкви , почти аскетический кодекс нравственности . Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие .

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений . Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма :

  • реформаторство,
  • пресвитерианство,
  • конгрегационализм.

Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления .

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки . Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей , который объединяет основную массу кальвинистских церквей, существующих в мире. Центр альянса расположен в Швейцарии в Женеве.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей , он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Ис-то-рия кальвинизм бе-рёт на-ча-ло в середине XVI века Каль-вин, по-лу-чив-ший в Па-ри-же, Ор-леа-не и Бур-же хо-ро-шую под-го-тов-ку в об-лас-ти тео-ло-гии, пра-ва и ли-те-ра-ту-ры, под влия-ни-ем М. Лю-те-ра и др. про-тес-тант-ских дея-те-лей вклю-чил-ся в борь-бу за ре-фор-ми-ро-ва-ние ка-то-лической Церк-ви. Вы-ну-ж-ден-ный по-ки-нуть Фран-цию, Кальвин пе-ре-ехал в Ба-зель, где в 1536 году из-дал на латинском языке своё основное тео-ло-гическое сочинение «На-став-ле-ние в хри-сти-ан-ской ве-ре», ко-то-рое мно-го-крат-но пе-ре-из-да-ва-лось с вно-си-мы-ми ав-то-ром из-ме-не-ния-ми и до-пол-не-ния-ми. В этом тру-де, за-ду-ман-ном как сво-его ро-да вве-де-ние к Биб-лии, про-воз-гла-ша-лись прин-ци-пы Ре-фор-ма-ции в их по-ни-ма-нии Каль-ви-ном, да-ва-лось из-ло-же-ние важ-ней-ших дог-ма-тических по-ло-же-ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль-вин пе-ре-ехал в Же-не-ву, где впер-вые бы-ли реа-ли-зо-ва-ны его ре-фор-ма-тор-ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по-лу-чил рас-про-стра-не-ние в Южной Фран-ции, Швей-ца-рии, Ни-дер-лан-дах (смотрите в статье Ни-дер-ланд-ская ре-во-лю-ция XVI века), ря-де об-лас-тей Гер-ма-нии (Рейн-ский Пфальц, Гес-сен, Бре-мен), Шот-лан-дии, Анг-лии (смотрите в статье Пу-ри-та-не), Венг-рии. В конце XVI - начале XVI века с кальвинизмом сли-лось цвинг-ли-ан-ст-во, ока-зав-шее на не-го зна-чительное влия-ние. Док-три-ны кальвинизма бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны с не-боль-ши-ми ва-риа-ция-ми в не-сколь-ких ис-по-ве-да-ни-ях: Гал-ли-кан-ском (1559 год), Бель-гий-ском (1561 год), Вто-ром Гель-ве-ти-че-ском (1566 год), Вест-мин-стер-ском (1647 год), а так-же в Гей-дель-берг-ском ка-те-хи-зи-се (1563 год) и др. до-ку-мен-тах. В начале XVII века от кальвинизма от-ко-ло-лось уче-ние Я. Ар-ми-ния (ар-ми-ни-ан-ст-во), осу-ж-дён-ное по-сле-до-ва-те-ля-ми стро-го-го кальвинизма на Дор-д-рехт-ском (Дорт-ском) си-но-де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя-зи с го-нения-ми на каль-ви-ни-стов во Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, не-ко-то-рых германских зем-лях на-чи-на-ет-ся их эмиг-ра-ция в др. стра-ны Ев-ро-пы (пре-ж-де все-го в Ни-дер-лан-ды и Швей-ца-рию), а за-тем и за её пре-де-лы. С 1620-х годов кальвинизм рас-про-стра-ня-ет-ся в Северной Аме-ри-ке (смотрите Но-вая Анг-лия), со 2-й половины XVII века в Аф-ри-ке (в Кап-ской ко-ло-нии). В XVIII-XX веках бла-го-да-ря даль-ней-шей эмиг-ра-ции из Ев-ро-пы, а так-же ак-тив-ной мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти зна-чительное чис-ло по-сле-до-ва-те-лей кальвинизма поя-ви-лось в ря-де стран Северной и Южной Аме-ри-ки, Аф-ри-ки, Азии и Океа-нии.

Вероучение кальвинизма

В ос-но-ве каль-ви-ни-ст-ско-го ве-ро-уче-ния ле-жит пред-ло-жен-ная Каль-ви-ном ин-тер-пре-та-ция Биб-лии. Свя-щен-ное Пи-са-ние, сло-во Бо-жие, яв-ляю-щее-ся от-кро-ве-ни-ем Бо-га че-ло-ве-ку, за-пи-сан-ное людь-ми по наи-тию Свя-то-го Ду-ха, в кальвинизме, как и в др. те-че-ни-ях про-тес-тан-тиз-ма, счи-та-ет-ся един-ст-вен-ным не-по-гре-ши-мым ру-ко-во-дством в ве-ре и жиз-ни. Центральное ме-сто в тео-ло-гии кальвинизма за-ни-ма-ет прин-цип все-вла-стия Бо-га над ми-ром, в ко-то-ром всё оп-ре-де-ля-ет-ся толь-ко Его ни-чем не ог-ра-ни-чен-ной во-лей. Она не-по-сти-жи-ма для че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма, по-сколь-ку гре-хо-па-де-ние ко-рен-ным об-ра-зом из-ме-ни-ло при-ро-ду че-ло-ве-ка, пре-вра-тив её в су-гу-бо гре-хов-ную, ли-шён-ную сво-бо-ды во-ли. Всё, что де-ла-ет пад-ший че-ло-век, - гре-хов-но и ве-дёт к не-из-беж-ной ги-бе-ли, да-же ес-ли внеш-не его по-ступ-ки вы-гля-дят как до-б-рые де-ла.

Из этих по-ло-же-ний в кальвинизме ло-ги-че-ски вы-во-дит-ся док-три-на аб-со-лют-но-го пре-до-пре-де-ле-ния, со-глас-но ко-то-рой Бог ещё до гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка и да-же до Со-тво-ре-ния ми-ра оп-ре-де-лил од-них к спа-се-нию, дру-гих - к веч-ным му-кам в аду. Кальвинизму чу-ж-да ха-рак-тер-ная для не-ко-то-рых др. хри-сти-ан-ских кон-фес-сий (например, пра-во-сла-вия) идея си-нер-гии, со-уча-стия Бо-жи-ей бла-го-да-ти и че-ло-ве-че-ской во-ли в де-ле спа-се-ния че-ло-ве-ка. С точ-ки зре-ния каль-ви-ни-стов, ис-ку-пи-тель-ная жерт-ва Хри-ста от-кры-ла путь к спа-се-нию греш-ни-кам, но не всем, а лишь из-бран-ной их час-ти. При этом спа-се-ние воз-мож-но толь-ко че-рез бла-го-дать, дей-ст-вие ко-то-рой на из-бран-ных столь же не-одо-ли-мо, как и дей-ст-вие гре-ха на осу-ж-дён-ных. Та-ким об-ра-зом, ве-ра и бла-го-чес-ти-вая жизнь рас-смат-ри-ва-ют-ся не как ос-но-ва-ние для спа-се-ния, а как при-знак из-бран-но-сти че-ло-ве-ка. Час-то в ка-че-ст-ве ука-за-ния на пре-до-пре-де-лён-ность к спа-се-нию рас-смат-ри-ва-ет-ся и ус-пех в де-лах (в т. ч. ма-те-ри-аль-ный).

В дог-ма-тическом уче-нии о Еди-ном в трёх Ли-цах Бо-ге кальвинизм унас-ле-до-вал за-пад-нох-ри-сти-ан-ский прин-цип filioque (латинский - «и от Сы-на»), со-глас-но ко-то-ро-му Свя-той Дух ис-хо-дит не толь-ко от От-ца, но и от Сы-на. Боль-шин-ст-во каль-ви-ни-стов при-зна-ёт Апо-столь-ский, Афа-нась-ев-ский и Ни-кей-ский (Ни-кео-Кон-стан-ти-но-поль-ский c fi-l-ioque) Сим-во-лы ве-ры, а так-же вы-ра-бо-тан-ное на Хал-ки-дон-ском со-бо-ре (смотрите в статье Все-лен-ские со-бо-ры) по-ни-ма-ние Ии-су-са Хри-ста как ис-тин-но-го Бо-га и ис-тин-но-го че-ло-ве-ка в од-ном Ли-це.

В со-от-вет-ст-вии с уче-ни-ем о пре-до-пре-де-ле-нии к спа-се-нию трак-ту-ют-ся в кальвинизме и цер-ков-ные та-ин-ст-ва как не имею-щие са-ми по се-бе спа-си-тель-ной си-лы. Та-инств в кальвинизме два - кре-ще-ние и Ве-че-ря Гос-под-ня (при-ча-ще-ние). Кре-ще-ние счи-та-ет-ся ини-циа-ци-он-ным зна-ком член-ст-ва че-ло-ве-ка в Церк-ви и его ос-во-бо-ж-де-ния от гре-хов, ко-то-рое да-ёт ве-ра в Хри-ста. До-пус-ка-ет-ся кре-ще-ние мла-ден-цев ве-рую-щих ро-ди-те-лей как чле-нов «об-щи-ны спа-сён-ных». Свое-об-раз-но по-ни-ма-ет-ся каль-ви-ни-ста-ми и при-ча-ще-ние. Каль-вин, в от-ли-чие от Лю-те-ра, счи-тал, что во вре-мя Ев-ха-ри-стии Те-ло и Кровь Хри-ста при-сут-ст-ву-ют в эле-мен-тах при-час-тия не фи-зи-че-ски, а ду-хов-но. В на-стоя-щее вре-мя многие каль-ви-ни-сты при-ня-ли нес-коль-ко от-лич-ную от точ-ки зре-ния Каль-ви-на трак-тов-ку при-ча-ще-ния, пред-ло-жен-ную У. Цвинг-ли, со-глас-но ко-то-рой при-ча-ще-ние рас-смат-ри-ва-ет-ся лишь как уве-ко-ве-чи-ва-ние па-мя-ти о Ве-че-ре Гос-под-ней, вос-по-ми-на-ние об ис-ку-пи-тель-ной жерт-ве Хри-ста.

Цер-ков-ная ие-рар-хия в кальвинизмн прак-ти-че-ски от-сут-ст-ву-ет. На ос-но-ве идеи о все-об-щем свя-щен-ст-ве ве-рую-щих в кальвинизме при-зна-ют-ся как ус-та-нов-лен-ные Бо-гом 4 чи-на цер-ков-ных слу-жи-те-лей: пас-то-ры (свя-щен-ни-ки), док-то-ра (учи-те-ли), ста-рей-ши-ны (пре-сви-те-ры) и диа-ко-ны. Пас-то-ры про-по-ве-ду-ют и яв-ля-ют-ся слу-жи-те-ля-ми та-инств, док-то-ра пре-по-да-ют бо-го-сло-вие, ста-рей-ши-ны за-бо-тят-ся о дис-ци-п-ли-не, диа-ко-ны ве-да-ют бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Час-то док-то-ра и диа-ко-ны рас-смат-ри-ва-ют-ся как вспо-мо-га-тель-ные слу-жи-те-ли, а пас-то-ры и ста-рей-ши-ны - как ос-нов-ные. В не-ко-то-рых каль-ви-ни-ст-ских церк-вах (например, в Венг-рии) име-ют-ся епи-ско-пы, но толь-ко как долж-но-сти цер-ков-ных ру-ко-во-ди-те-лей, а не как осо-бая сте-пень свя-щен-ст-ва. В ка-ж-дой об-щи-не (кон-гре-га-ции) при-сут-ст-ву-ют пас-тор и несколько ста-рей-шин, об-ра-зую-щие сес-сию, или кон-си-сто-рию. Церк-ви управ-ля-ют-ся ли-бо пре-сви-те-рия-ми (цер-ков-ны-ми со-ве-та-ми), ку-да вхо-дят пас-то-ры и ста-рей-ши-ны из не-сколь-ких со-сед-них об-щин, ли-бо не-по-сред-ст-вен-но со-б-ра-ния-ми кон-гре-га-ций. По-доб-но др. про-тес-тант-ским де-но-ми-на-ци-ям, кальвинизм от-вер-га-ет при-ня-тый в ка-то-ли-че-ст-ве це-ли-бат ду-хо-вен-ст-ва, а так-же мо-на-ше-ст-во. В не-ко-то-рых церк-вах к пас-тор-ско-му слу-же-нию до-пус-ка-ют-ся жен-щи-ны.

Современный кальвинизм су-ще-ст-ву-ет в 3 фор-мах: ре-фор-мат-ст-во, пре-сви-те-ри-ан-ст-во (смотрите Пре-сви-те-риа-не) и кон-гре-га-цио-на-лизм (смотрите Кон-гре-га-цио-на-ли-сты). Пер-вые две ма-ло от-ли-ча-ют-ся друг от дру-га: ре-фор-мат-ство воз-ник-ло в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе (Фран-ции, Швей-ца-рии, Гер-ма-нии), пре-сви-те-ри-ан-ст-во - на Бри-тан-ских островах. Кон-гре-га-цио-на-лизм от-ли-ча-ет-ся от ре-фор-мат-ст-ва и пре-сви-те-ри-ан-ст-ва тем, что в нём от-сут-ст-ву-ют пре-сви-те-рии и ка-ж-дая кон-гре-га-ция впол-не са-мо-стоя-тель-на. Тер-мин «кальвинизм» са-ми каль-ви-ни-сты, как пра-ви-ло, не ис-поль-зу-ют, от-ка-зы-ва-ясь свя-зы-вать се-бя с к.-л. др. име-нем, кро-ме Хри-ста. Ино-гда тер-мин «каль-ви-ни-ст-ский» по-ни-ма-ет-ся рас-ши-ри-тель-но: его от-но-сят не толь-ко к каль-ви-ни-ст-ско-му те-че-нию про-тес-тан-тиз-ма, но и ко всем др. церк-вам, при-ни-маю-щим каль-ви-ни-ст-скую док-три-ну об аб-со-лют-ном пре-до-пре-де-ле-нии, например к боль-шин-ст-ву бап-ти-ст-ских церк-вей (смотрите Бап-тизм).

В це-лом для каль-ви-ни-ст-ских церк-вей ха-рак-тер-ны от-кры-тость к раз-ви-тию, по-сто-ян-ное об-нов-ле-ние, от-сут-ст-вие при-вя-зан-но-сти к стро-гой кон-фес-сио-наль-ной иден-тич-но-сти. Б. ч. каль-ви-ни-стов объ-е-ди-ня-ет Все-мир-ный аль-янс ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан и кон-гре-га-цио-на-ли-стов), соз-дан-ный в 1970 году в ре-зуль-та-те слия-ния Все-мир-но-го сою-за ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан-ско-го уст-рой-ст-ва) и Ме-ж-ду-народного кон-гре-га-цио-на-ли-ст-ско-го со-ве-та. В начале XXI века в аль-янс вхо-дило бо-лее 200 церк-вей. Ру-ко-во-дя-щие ор-га-ны - в Же-не-ве. Мно-гие каль-ви-ни-ст-ские церк-ви ак-тив-но уча-ст-ву-ют в дея-тель-но-сти Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей.

Куль-то-вая прак-ти-ка в раз-ных каль-ви-ни-ст-ских церк-вах нес-коль-ко раз-ли-ча-ет-ся, но в це-лом для неё ха-рак-тер-но су-ще-ст-вен-ное уп-ро-ще-ние бо-го-слу-же-ния не толь-ко по срав-не-нию с пра-во-сла-ви-ем, ка-то-ли-циз-мом, анг-ли-кан-ст-вом, но да-же по срав-не-нию с лю-те-ран-ст-вом. Важ-ное ме-сто в ли-тур-гии от-во-дит-ся про-по-ве-ди, ко-то-рая, как и Сло-во Бо-жие, счи-та-ет-ся основным сред-ст-вом по-лу-че-ния бла-го-да-ти. Как и лю-те-ра-не, каль-ви-ни-сты от-ка-за-лись от по-чи-та-ния свя-тых, ре-ли-к-вий и мо-щей; но ес-ли лю-те-ра-не, уда-лив из церк-вей ико-ны, до-пус-ка-ют там на-стен-ную жи-во-пись, то каль-ви-ни-сты от-верг-ли лю-бые изо-бра-же-ния, счи-тая их идо-ло-по-клон-ст-вом. Цер-ков-ные по-ме-ще-ния от-ли-ча-ют-ся не-при-тя-за-тель-но-стью, от-сут-ст-ву-ют к.-л. специальные об-ла-че-ния для ду-хо-вен-ст-ва, во вре-мя бо-го-слу-же-ний не за-жи-га-ют-ся све-чи. В хра-мах нет ал-та-ря, крест не счи-та-ет-ся обя-за-тель-ным цер-ков-ным сим-во-лом. Цер-ков-ные служ-бы со-вер-ша-ют-ся на язы-ках ве-рую-щих.

Со-глас-но док-три-не Каль-ви-на, куль-то-вая му-зы-ка мо-жет быть толь-ко во-каль-ной и од-но-го-лос-ной. В 1539 году в Страс-бур-ге под на-блю-де-ни-ем Каль-ви-на бы-ли из-да-ны «Не-ко-то-рые псал-мы и гим-ны для пе-ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же-не-ве бы-ла опуб-ли-ко-ва-на пол-ная Псал-тирь, т. н. Же-нев-ская, или Гу-ге-нот-ская, со-дер-жа-щая 125 про-стых ме-ло-дий, на-пи-сан-ных ма-ло-из-ве-ст-ны-ми ком-по-зи-то-ра-ми (в от-но-ше-нии многих ме-ло-дий ав-тор-ст-во не ус-та-нов-ле-но); в даль-ней-шем она бы-ла пе-ре-ве-де-на на др. ев-ропейские язы-ки. Вско-ре по-сле смер-ти Каль-ви-на в бо-го-слу-же-ние про-ник-ло мно-го-го-ло-сие. Ком-по-зи-то-ры со-чи-ня-ли мо-те-ты на тек-сты и ме-ло-дии Же-нев-ской Псал-ти-ри (а так-же и на свои собственные ме-ло-дии) не толь-ко в про-стом го-мо-фон-ном, но и в раз-ви-том по-ли-фо-ническом сти-ле; сре-ди ав-то-ров - К. Гу-ди-мель, Я. П. Све-линк. В современном кальвинизме ис-пол-ня-ют-ся как тра-диционные од-но-го-лос-ные, так и мно-го-го-лос-ные пес-но-пе-ния (главным образом ком-по-зи-то-ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог-ра-ни-чи-ва-ет-ся бо-го-сло-ви-ем. Это так-же ре-лигиозно-фи-лософская сис-те-ма, вклю-чаю-щая оп-ре-де-лён-ные взгля-ды на об-ще-ст-во, нау-ку, куль-ту-ру и го-су-дар-ст-вен-ность. Сам Ж. Каль-вин на-стаи-вал на ав-то-но-мии Церк-ви от свет-ской вла-сти, но на прак-ти-ке соз-дал в Же-не-ве свое-об-раз-ную мо-дель тео-кра-тического го-су-дар-ст-ва. Каль-ви-ни-ст-ские церк-ви яв-ля-лись го-су-дар-ст-вен-ны-ми в ря-де стран (Ни-дер-лан-ды, б. ч. швейцарских кан-то-нов, американские шта-ты Но-вой Анг-лии и др.), но ны-не они ут-ра-ти-ли преж-ний ста-тус, лишь Цер-ковь Шот-лан-дии со-хра-ни-ла по-ло-же-ние «на-цио-наль-ной» Церк-ви, хо-тя и она яв-ля-ет-ся офи-ци-аль-но от-де-лён-ной от го-су-дар-ст-ва. В современном кальвинизме при-зна-ёт-ся не-об-хо-ди-мость пол-ной сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния (за ис-клю-че-ни-ем ан-ти-го-су-дар-ст-вен-ных по сво-ей су-ти уче-ний) и ра-вен-ст-ва всех кон-фес-сий пе-ред го-су-дар-ст-вом.

Иллюстрация:

Служ-ба в церк-ви Вес-тер-керк (Ам-стер-да-м). Архив БРЭ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ