Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Наряду с государственной стандартизацией широко используются следующие виды:

- отраслевая стандартизация , выполняемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли. Под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций, независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготовляющих определенные виды продукции (например, приборостроение, промышленность средств связи и т.д.);

- местная стандартизация , проводимая на предприятиях и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии;

- стандартизация по достигнутому уровню устанавливает показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции (радиокомпоненты, крепежные изделия, некоторые виды сырья и материалов);

- опережающая стандартизация устанавливает повышенные требования по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объекту стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время;

- комплексная стандартизация - совокупность требований и норм к изделиям, их составным частям, сырью, материалам, покупным изделиям, технологии изготовления, упаковке, транспортировке и хранению, эксплуатации и ремонту. Примером объектов комплексной стандартизации является аппаратура и оборудование для радиовещания и телевидения, аппаратура проводной связи, аппаратура записи и воспроизведения звука и т.п. К современным методам осуществления комплексной стандартизации относится разработка программ комплексной стандартизации наиболее важных видов продукции в масштабе страны, отрасли, территории.

Существует несколько методов стандартизации:

- симплификация - метод простого сокращения числа применяемых при разработке и производстве изделий марок и сортаментов материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

- унификация - метод уменьшения числа типов, видов и размеров объектов функционального одинакового назначения. Таким образом, устанавливается минимально необходимое для практики число типов, видов и типоразмеров изделий, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью;

- типизация - метод разработки и установления типовых решений (конструктивных, технологических, организационных) для изготовления нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий;

- агрегатирование - метод создания новых машин, приборов и т.д. путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

Государственные стандарты - ГОСТы;

Отраслевые стандарты - ОСТы;

Стандарты предприятий -СТПы.

Государственные системы стандартов.

В сфере производства в отраслях используются единые государственные системы стандартов.

Работа АСУ (автоматизированной системы управления) требует применения машинного языка, т.е. перевода технико-экономической информации на язык цифровых кодов. Для этого существует Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), основой которой является Единая десятичная система классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЕДСКП). Все множество продукции подразделяется на 100 классов в соответствии с отраслями производства (однородностью производственного процесса) и конкретизируется по свойствам и назначению продукции.

Каждый класс подразделяется на 10 подклассов,

Каждый подкласс - на 10 групп,

Каждая группа - на 10 подгрупп,

Каждая подгруппа - на 10 видов,

Каждый вид - на 9999 конкретных наименований продукции.

Эта система устанавливает для всех предприятий и организаций страны порядок проектирования, единые правила выполнения и оформления чертежей и ведения чертежного хозяйства. ЕСКД включает свыше 200 стандартов.

ЕСТПП устанавливает:

Формы документации общего назначения (маршрутная карта технологического процесса, сводная подетально-технологическая спецификация, карта эскизов, схем и наладок);

Правила оформления технологических процессов и формы документации для процессов литья, раскроя и нарезания заготовок, механической и технической обработки, сварочных работ, пайки и т.д.

Объектами ГСИ являются:

Единицы физических величин;

Государственные эталоны и поверочные схемы;

Нормы точности измерений;

Методики выполнения измерений;

Способы выражения и формы представления результатов измерений;

Организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и аттестации средств измерений;

Термины и определения в области метрологии.

Подтверждение высокого качества продукции или услуги и соответствия их определенным стандартам или иным нормативно-техническим документам называется сертификацией.

Заявление о соответствии - заявление поставщика под его полную ответственность, вне рамок сертификационной системы, что продукция, технологический процесс, услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативно-техническому документу.

Аттестация соответствия - заявление испытательной лаборатории третьей стороны (независимой стороны), что конкретный образец, из всей серийно выпускаемой продукции, соответствует определенным стандартам или иным нормативным документам.

Такая аттестация проводится также вне сертификационной системы. Испытательная лаборатория должна иметь лицензию на такой вид деятельности.

Сертификация соответствия - гарантия третьей стороны того, что с определенной достоверностью продукция, технологический процесс, услуга соответствует стандартам или другим требованиям.

Сертификация соответствия предусматривает проведение объективных испытаний продукции и проводится в рамках систем сертификации.

В Российской Федерации руководство работами по сертификации возложено на Госстандарт РФ.

Основными функциями органа сертификации являются: разработка порядка проведения сертификации, аттестация испытательной лаборатории, допуск предприятий к сертификации, выдача сертификатов соответствия или лицензий на право маркировки продукции знаком соответствия, рассмотрение споров о качестве сертификационной продукции.

Квалиметрия изучает вопросы оценивания качества продукции с помощью показателей качества, характеризующих свойства продукции.

Показателями качества, например торта, могут быть выбраны четыре его свойства: вкус, структура, цвет, форма.

Чтобы оценить качество, нужно сравнить показатели качества однородной продукции, принятой за образец (аналог меры в метрологии).

Для определения значений показателей качества могут быть использованы инструментальные и экспертные методы.

Инструментальные методы применяются в ограниченных случаях, когда показатели качества представляют собой физические величины и существуют измерительные инструменты с нормированными метрологическими характеристиками.

Экспертные методы оценивания показателей качества применяют тогда, когда использование технических средств измерения невозможно или экономически не оправдано.

Разновидностями экспертного метода являются органолептический и социологический методы.

Органолептический метод оценивания основан на определении свойств объекта с помощью органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Например, оценка качества чая, вина, парфюмерии дегустаторами.

Социологические методы строятся на массовых опросах населения или его групп, когда каждый индивидуум выступает в роли эксперта.

Экспертную оценку качеству продукции дает специальная аттестованная экспертная комиссия по десяти- , двадцатипяти- и сто бальной шкале.

права - это создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального "законодательного" органа, принимающего юридически обязательные "законы" для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств . В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права - в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.

Будучи частью внутреннего права государства, оно по своей природе экстравертно . Его объектом являются отношения международного характера, т.е. выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.

Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой результативности унификации в международном частном праве. Национальное право часто оказывалось неспособным регулировать отношения с международными характеристиками. Особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере. В дальнейшем речь будет идти только об унификации в международном частном праве.

Особенности правого механизма унификации права

Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах - и в международном праве, и в национальном. На первом этапе достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений. Достижение соглашения и принятие договора с текстом соответствующих норм не означает, что унификация права состоялась.

Любой международный договор, независимо от того, какому конкретному вопросу он посвящен, регулирует отношения между государствами и обязывает только государств-участников. В равной степени это относится и к договору, направленному на унификацию права. Венская конвенция 1980 г. регулирует не договор купли-продажи, а отношения между государствами по поводу единообразной регламентации купли-продажи, она обязывает государства обеспечить применение предусмотренных Конвенцией соответствующих правовых норм. Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств - участников договора появились одинаковые правовые нормы.

Иначе говоря, нормы международного договора должны быть "санкционированы" государством для применения их в национально-правовой сфере, т.е. им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права. Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств - второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов.

Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Трудно переоценить значение этой стадии. Собственно на этом этапе создаются единообразные нормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами . По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы , т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.

Восприятие международно-правовых норм национальным правом называется либо трансформацией , либо национальной имплементацией . Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: "...Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).

Конституционное правило конкретизируется в иных законах и прежде всего в Федеральном законе о международных договорах 1995 г., предусматривающем правовые процедуры, в силу которых договор становится обязательным для России [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права. 1996. № 3 (13)]. Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1]. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы будут обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии: первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм ; вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм . Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам: во-первых, международно-правовым договором, во-вторых, национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).

Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях правового механизма унификации права, следует подчеркнуть еще одну особенность современного процесса унификации. Он имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XX в., что является отражением общей тенденции роста роли международных организаций.

Существуют международные организации, специализирующиеся на унификации права: Гаагская конференция по международному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли (см. об этих организациях гл. 3 настоящего учебника). Чаще международные организации, обеспечивающие сотрудничество между государствами в конкретных областях, занимаются также унификацией права в этих областях, например Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия международных договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации

Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

Первая классификация сопряжена со способом правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Двум способам регулирования - коллизионно-правовому и материально-правовому - соответствуют унификация коллизионного права и унификация материального частного права. По этому критерию можно выделить и третий вид унификации - смешанной , когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.

Примерами унификации коллизионных норм являются Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1956 г., Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др. (к ним относится большинство конвенций, принятых в рамках Гаагской конференции по международному частному праву). Россия участвует только в вексельной конвенции.

Примерами унификации материальных частноправовых норм являются Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. (Россия участвует во всех трех).

В качестве примеров смешанной унификации можно привести конвенции по авторскому праву: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и др. (Россия в них участвует).

Вторая классификация основана на предметном критерии , в зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы. По этому критерию выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом отраслей, подотраслей, институтов частного права. Например, унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального права, наследственного, семейного, транспортного права и т.д. Сюда же относится и унификация гражданского процессуального права. По предметному критерию удобнее всего показать реальное состояние унификации международного частного права, ее успехи и, напротив, отставание в каких-либо областях. Подробно раскрывается содержание унификации по предметному критерию в соответствующих главах учебника.

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отношений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регулирующие: договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.); новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.); международные расчеты, международные перевозки. Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный коммерческий арбитраж. Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны.

Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содержатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в классификацию по предметному критерию. Однако часто такие договоры содержат унифицированные коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к смешанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

Третья классификация связана с классификацией международных договоров , прежде всего основанной на их субъектном составе. По субъектам международные договоры делятся на многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние. В зависимости от этого различают унификацию универсальную, региональную, двустороннюю.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Венская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех государств (ст. 91). Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частноправовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской конференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и универсальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от "универсальности". Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.

Россия принимает активное участие и в региональной унификации, осуществляемой в рамках СНГ [Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2]. 15 сентября 1992 г. Межпарламентская ассамблея приняла специальный документ - Основные направления сближения национальных законодательств государств - участников Содружества. В нем указан широкий круг областей, в которых необходимо сближение законодательства: экономические связи, транспорт, статус хозяйствующих субъектов, трудовые права, инвестиции, патентное право и др. [Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы JUS COGENS. Тбилиси, 1982] Отметим наиболее важные договоры, принятые государствами - членами СНГ в области унификации частного права. Это Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников СНГ 1998 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., Соглашение о защите прав инвесторов 1997 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.

Существенных результатов достигла унификация права, осуществляемая между странами Латинской Америки. Прежде всего это Кодекс Бустаманте 1928 г., о котором говорилось в гл. 3 настоящего учебника. До сих пор этот договор остается непревзойденным унифицирующим актом в области коллизионного права. Помимо круга государств - юридических участников Кодекса его положения применяются и в других латиноамериканских государствах в силу "разумности и целесообразности". Начиная с 1975 г. каждые пять лет проводятся конференции по международному частному праву, на которых было принято более 20 конвенций, унифицирующие и коллизионные, и материальные, и процессуальные нормы. На конференции в Мехико в 1994 г. была принята Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, которая заняла важное место в системе коллизионного регулирования обязательств по международным коммерческим контрактам.

Комплекс документов, создаваемых в учреждении определяется:

1) кругом вопросов, решаемых в процессе деятельности;

2) объемом и характером компетенции учреждения;

3) порядком разрешения вопросов;

4) объемом и характером взаимосвязей с другими организациями.

Классификация документов – деление документов на классы по наиболее общим признакам (см. рисунок).

Классификация документов повышает оперативность работы аппарата управления и ответственность исполнителей путем разграничения функций структурных подразделений и обязанностей исполнителей. Повышается рационализация труда за счет использования информационно-справочного аппарата. Классификация документов необходима для проведения комплекса работ по унификации документов. Группировка исполненных документов в дела (дело – совокупность документов по одному вопросу) невозможна без их классификации.

Классификаторы документов учреждений составляются на основе положений об учреждении.

Унификация документов – установление единого комплекса их видов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм документов и единых правил их составления, оформления и создания трафаретных текстов.

Унификация видов и разновидностей документов проводится на основе классификации участков и вопросов деятельности учреждения и создания классификатора управленческой документации.

Служебные документы по своему ВИДУ условно делятся группы:

1. Организационно-распорядительные документы (ОРД) — уставы, положения, инструкции, приказы, решения, распоряжения, договоры и т.д.


Эти документы регламентируют деятельность организации, определяют цели, принципы и правила её функционирования.

С их помощью ОРД оформляются управленческие решения, координируется взаимодействие подразделений и служб, распределяется ответственность между исполнителями и т.д.

2. Информационно-справочные документы — письма, телеграммы, справки, акты, докладные и объяснительные записки и т.д. Эти документы содержат разнообразные сведения о производственных событиях, происходящих в организации и за её пределами.

Информационно-справочные документы носят вспомогательный характер, обеспечивая информационную поддержку руководителей, принимающих управленческие решения.

3. Документы по личному составу (кадровые документы) — контракты, трудовые книжки, заявления, приказы по кадрам, личные карточки и дела и т.д. В этих документах фиксируются сведения о приёме, увольнении, перемещении работников, предоставлении им отпусков, поощрениях и взысканиях, повышении их квалификации.

4. Производственно-управленческие документы — чертежи, схемы, технические инструкции, описания производственных операций, бизнес-планы, финансовые документы и т.д. С их помощью документируются технологические процессы, ведётся учёт работы предприятия, осуществляется внутренний и внешний контроль, фиксируется собственно управленческая деятельность.

Используемая документация охватывает все стороны жизнедеятельности организации.

Метод стандартизации - это прием или совокуп­ность приемов, с помощью которых выполняются прин­ципы и достигаются цели стандартизации.

К основным методам стандартизации можно отнести:

Классификация, кодирование, каталогизация;

упорядочение объектов стандартизации (систематизация; селекция; симплификация; типизация; оптимизация);

Унификация;

Агрегатирование.

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Систематизированный перечень классифицированных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называется класси­фикатором. Действующие классификаторы подразделя­ются на следующие категории: общероссийские, межот­раслевые, отраслевые и классификаторы предприятий.

Селекция - деятельность, заключающаяся в отборе из предварительно классифицированных и ранжирован­ных объектов стандартизации таких конкретных объек­тов, которые на основании анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются целесообразными для дальнейшего производства и при­менения в общественном производстве.

Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении и отборе из числа предварительно система­тизированных объектов стандартизации таких конкрет­ных объектов, которые на основании специального ана­лиза их перспективности признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в обществен­ном производстве.

Симплифицированные объекты исключаются из рас­смотрения как морально устаревшие или по другим кри­териям, что делает невозможными их дальнейшее произ­водство и поставку на рынок.

Типизация - деятельность, заключающаяся в нахож­дении оптимальных по выбранному критерию эффектив­ности параметрических (в том числе типоразмерных) рядов предварительно селекционированной совокупности однородных объектов стандартизации по главным пара­метрам, направленная на достижение высокой степени их совпадения с главными параметрами потребностей, которые будут удовлетворяться с применением данных объектов. Фактически это деятельность по созданию ти­повых образцов, моделей, конструкций, документации, а также технологических и организационных решений.

Оптимизация - нахождение оптимальных главных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности однородных объектов стандар­тизации, направленное на достижение оптимальной сте­пени упорядочения и максимально возможной эффектив­ности по выбранному критерию в определенной области.

Оптимизацию объектов стандартизации обычно осуще­ствляют путем проведения многовариантных расчетов с применением специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации при определенной систе­ме ограничений, а также в сочетании с прогнозами опре­деленных областей науки и техники. В результате опти­мизации находят главные параметры, показатели каче­ства и экономические факторы. Эта информация и ис­пользуется для включения тех или иных показателей и норм в стандарты и техническую документацию. Оконча­тельная оптимизация установленных норм, показателей и требований может в дальнейшем проводиться по ре­зультатам обсуждения стандарта всеми заинтересованны­ми организациями.



Унификация (управление многообразием) - метод стандартизации, заключающийся в приведении объектов одинакового функционального назначения к единообра­зию за счет установления рациональной номенклатуры составляющих элементов (размеров, типов, деталей и т.д.). Различают внутриразмерную, межразмерную и межтипо­вую унификации, каждая из которых может осуществ­ляться на межотраслевом, отраслевом и заводском уров­нях.

Внутриразмерная унификация распространяется на все модификации определенного типа изделия, имеющего базовую модель.

Межразмерная унификация включает унификацию из­делий разных размеров одного параметрического ряда.

Межтиповая унификация изделий относится к различ­ным параметрическим рядам различных типов однород­ных изделий.

Каждый из этих видов унификации имеет важное зна­чение на своем уровне для эффективного развития произ­водства, в частности, унификация принципиально новых и типовых технологических процессов, унификация и стандартизация при разработке и внедрении комплексов взаимосвязанных стандартов на предприятии, методов испытаний, атласов типовых конструкций деталей, уз­лов и т.д.

Унификация - установление оптимального числа раз­меров или видов продукции, процессов или услуг. Разви­тие унификации и стандартизации изделий дает возмож­ность использовать типовые технологические процессы и оборудование. Она широко применяется в различных об­ластях производственной деятельности, создает возмож­ности повышения качества и эффективности разработки, производства, технического обслуживания и использова­ния продукции.

Например, для химической и нефтехимической про­мышленности важными моментами являются:

Установление оптимального числа марок, сортов однородной продукции и их характеристик;

Унификация показателей качества для продукции одного и того же назначения;

Унификация технологического оборудования и тех­нологических модулей, установление рационального чис­ла их разновидностей;

Унификация методов контроля и испытаний;

Унификация средств измерений;

Унификация производительности технологических процессов.

Фактически унификация здесь сводится к обеспече­нию единообразия по отношению к технологическому обо­рудованию, средствам измерений, разработке унифици­рованных планов и методов аналитического контроля для безопасного проведения химических процессов и обеспечения качества продукции. Унификация и стандартиза­ция позволяют значительно снизить затраты на проектно-конструкторские работы, аналитический контроль, изготовление и приобретение оборудования и приборов, трудоемкость его обслуживания и ремонта, повысить ка­чество продукции.

Агрегатирование - метод создания машин, прибо­ров и оборудования из отдельных стандартных унифици­рованных узлов. Сущность его состоит в том, что маши­на, оборудование или технологический процесс комп­лектуются из отдельных унифицированных стандарт­ных узлов с целью изготовления продукции различного назначения. Таким образом, путем пространственного сочетания стандартных узлов на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости расширяются сферы и области применения оборудования для созда­ния новых машин, приборов и технологий. Агрегатирование широко применяется в химической и нефтехими­ческой промышленности, в машиностроении и электро­нике, при производстве мебели. Метод агрегатирования позволяет производить, например, различную химическую продукцию на одном и том же оборудовании путем его различной компоновки.

Новый этап в развитии метода агрегатирования - это переход к производству техники и оборудования на базе крупных агрегатов - модулей. Это основной метод создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов.

Объект стандартизации - продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (ГОСТ Р 1.12-99, ГОСТ 1.1-2002).

Под объектом стандартизации в широком смысле по­нимаются продукция, процессы и услуги, которые в рав­ной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, про­цедуре и др.

Стандартизация может касаться или всего объекта, или ограничиваться определенными аспектами (свой­ствами) объекта. Например, в стандартах на методы испытаний отдельных видов продукции входящие туда сред­ства измерений и реактивы стандартизируются отдельно.

Услуга как объект стандартизации охватывает услуги для населения и производственные услуги для предприя­тий и организаций.

Классификация объектов стандартизации приведена

К объектам стандартизации относятся: продукция, организационно-методические и общетехнические объек­ты, организация работ по стандартизации, единый тех­нический язык, типоразмерные ряды и типовые конст­рукции изделий общего применения (подшипники, кре­пеж, инструмент и др.), программные и технические сред­ства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, справочные данные о свойствах веществ и материалов, классификация и коди­рование технико-экономической информации, охрана ок­ружающей среды, достижения науки и техники и др. Объектами стандартизации на предприятии могут быть вопросы организационно-методического характера, до­кументы, регламентирующие правила и порядок управ­ления производством, управления качеством продукции, типовые технологические правила и нормы и т.д.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ