Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственная служба - сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это - неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.

Повышение роли и значения государственной службы имеет объективный характер, обусловлено теми коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществляются в России в настоящее время. Возрастание авторитета государственной службы, paзвитие и совершенствование законодательства о ней обусловили большой научный, учебный и практический интерес к ней, в частности к исследованию проблематики, связанной с государственной службой.

Изменились подход, методика и методология анализа проблем государственной службы: от догматического, партийно-коммунистического подхода обозначился переход к современному, цивилизованному исследованию и освещению этой проблематики. Прежде всего отброшен как дефективный и консервативный былой «основополагающий» принцип государственной службы, отражающий господство административно-командной системы и являющийся по существу отделимой составной частью. Это так называемый принцип подбора кадров, работников, служащих по политическим и деловым признакам, который на практике означал отказ от принципов профессионализма и компетентности, подмену этих и других демократических и цивилизованных основ «принципами» партийной (к КПСС) принадлежности, партийным угодничеством, волокитой и бюрократизмом, другими отрицательными явлениями, поразившими все участки государственно-служебной деятельности.

Переход к новым прогрессивным методам и началам функционирования цивилизованной и профессиональной государственной службы -- процесс сложный и длительный требующий немалого времени, воспитания и перевоспитания кадров в соответствии с новыми условиями и требованиями. В такой реальной обстановке формируется и функционирует постепенно набирающая силу и размах новая российская государственная служба.

Несмотря на то, что проблема «государственной службы» уже давно находится в центре внимания ученых, нельзя сказать, что все аспекты ее исследованы с достаточной полнотой. По многим вопросам до сих пор нет единого мнения, ведутся горячие споры.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы и необходимости ее изучения.

Исследованием правового института «государственная служба» занимались и занимаются многие видные ученые, такие как В.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Ю.А. Тихомиров, В.М. Манохин, Г.В. Атаманчук, Ю.Н. Старилов и многие другие. Их монографические исследования послужили теоретической основой настоящей работы. Практической основой послужил действующий нормативный материал и судебная практика.

Целью курсовой работы является рассмотрение основ государственной службы в РФ. Непосредственными задами работы является изучение понятия и видов государственной службы, рассмотрение общей характеристики принципов государственной службы, исследование системы принципов государственной службы.

Цель работы и ее задачи решались путем использования следующих методов: сравнительного метода, метода логического анализа и синтеза, изучения и обобщения нормативных актов и научной литературы по избранной теме и др. государственный служба система принцип

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена общей характеристике института государственной службы в российском праве; вторая - принципам государственной службы.

1. Институт государственной службы в российском праве

1.1 Понятие государственной службы

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно полезной деятельности людей, которая может осуществляться в следующих формах:

производство товаров, материальных ценностей, предоставление услуг,

создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг, статей, съемки фильма и др.,

социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.),

государственная служба, функционирующая практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, т.е. таких, как: а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения); б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, финансами); в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией),

служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;

общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуального интереса в различных сферах жизни общества на безвозмездной основе.

Таким образом, одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба, которая состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечения самого управления, социально-культурном обслуживании людей. Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996. С.128.

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба. В учебниках по административному праву государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Таким образом, как подчеркивает В.М. Манохин, понятие, основные черты, задачи и функции государственной службы можно определить лишь раскрывая взаимосвязи и взаимозависимость государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1996. С.5.

Наряду с государственной службой функционирует муниципальная служба, т. е. деятельность работников (служащих) муниципальных учреждений по осуществлению задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах учреждениях и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к названной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей и управляющие административно-обслуживающие функции.

В. М. Манохин определял в 1966 г. государственную службу таким образом: « Это одна из сторон (или частей деятельности... государства по организации и правовому регулированию работы личного состава государственных органов и других государственных организаций и деятельность этого личного состава -- государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач государства... ».

Естественно, что серьезно изменились взгляды на многие институты и явления в сфере административного права и государственную службу как ее институт. Эти изменения обусловлены теми коренными политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые осуществляются в России в современный период и будут продолжены в дальнейшем развитии нашего государства и общества. Они, конечно, оказывают серьезное влияние на все развитие административно-правовых институтов, явлений и структур, в том числе на статус и функциональную характеристику государственной службы. Поэтому появились самые различные варианты понятия и определения государственной службы, в каждом из которых делается акцент на какой-то определенной, специфической стороне этого сложного социально-правового и административно-правового института Алехин А.П., Кармолицкий Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. В 2 ч. М., 1995. Ч. 2. С. 76. .

Все чаще в научной литературе и в публицистических изданиях проводится мысль: государственная служба -- это служение государству, гражданскому обществу, народу, всем его слоям и социальным группам.

Такой подход характерен для определений, сформулированных Б.М. Лазаревым, Ю.Н. Стариловым, Г.В. Атаманчуком, Н.М. Казанцевым, В.М. Манохиным.

Н.М. Казанцев, например, дает следующее определение государственной службы РФ: «Это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Российской Федерации либо государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляемая посредством исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности государственной службы Российской Федерации, отнесенные к категории "Б" и "В" в соответствии с Реестром государственных должностей государственной службы Российской Федерации».

А. П. Коренев различает государственную службу в широком и узком смыслах. В первом случае такая служба понимается как трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных обязанностей в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, во втором случае -- как выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти.

Следует отметить, что исчерпывающее формулирование понятия «государственная служба» еще не завершено, хотя в данный процесс внесли свой вклад многие видные ученые.

При общей характеристике государственной службы вначале рассмотрим наиболее принципиальные положения, содержащиеся в Конституции РФ Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Российская газета. №237. 25.12.1993. , в Федеральном законе от 27.05.03г. (ред. от 06.07.06) «О системе государственной службы Российской Федерации» Российская газета. №104. 31.05.2003. .

В Конституции РФ выделяются два принципиальных положения: первое -- это принцип равнодоступности граждан к государственной службе; второе -- отнесение к ведению Российской Федерации вопросов федеральной государственной службы. Это исходные, концептуальные догмы всей концепции государственной службы.

Федеральный закон о системе государственной службы конкретизирует общие положения, однако, во многом сохраняет качества правовой и теоретической первоосновы дальнейшего углубленного регулирования других вопросов проблематики государственной службы.

Под государственной службой в Федеральном законе о системе государственной службы понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

1.2 Виды государственной службы

Наличие разновидностей государственной службы обусловлено действием принципа федерализма и принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним государственная служба включает в себя:

* федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

* государственную службу субъектов РФ, находящихся в их ведении.

Различают также другие виды государственной службы. Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и т. д. Правовое регулирование этих и других специализированных видов государственной службы характеризуется системностью, охватывая службу в органах всех уровней или службу в соответствующих отраслях (сферах) в целом. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 1996. С.58.

В специальной литературе государственная служба подразделяется на два вида:

* гражданскую (например, служба в государственных органах РФ и ее субъектах, в администрации области);

* милитаризованную (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных органах, железнодорожных войсках).

Статья 2 Федерального закона о системе государственной службы устанавливает, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Гражданская служба может быть:

* общефункциональной -- это осуществление общих, традиционных, «стандартных» для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, в министерствах, государственных комитетах и т. д.):

* специальной -- это реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, судейская, дипломатическая служба, служба на железнодорожном транспорте, деятельность государственного нотариуса).

Гражданская и милитаризованная служба могут включать в себя различные подвиды этих служб, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особой внутриотраслевой компетенции. Милитаризованная служба (военная, милицейская, полицейская и т. д.) имеет множество отличительных признаков, которые выделяются при анализе нормативных правовых актов, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Под ред. Охотского Е.В. Ростов н/Д, 1998. С.35.

Для милитаризованной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка; поступление на государственную службу милитаризованного характера осуществляется лицами, достигшими, как правило, восемнадцатилетнего возраста; наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных специфическими особенностями должностных функций милитаризованных служащих; эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особого правового статуса милитаризованных служащих (права, обязанности, ответственность, специальные льготы и т. д.); особый порядок привлечения к правовой ответственности (особенно административной и материальной).

В количественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные служащие. Необходимость создания государственной и муниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребности в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

2. Принципы государственной службы

2.1 Общая характеристика принципов государственной службы

Принципы государственной службы -- это концептуальные начала и догмы, положения и устои, на которых основана вся система государственной службы в России.

Ю. Н. Старилов полагает, что вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшee содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 1996. С. 83.

Анализируя принципы государственной службы, необходимо выделить следующие вопросы:

* понятие принципов государственной службы;

* законодательное закрепление этих принципов;

Современный законодатель не дает определения принципов государственной службы, хотя и перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных актах. Таким образом, в настоящее время можно говорить именно о правовых принципах государственной службы.

Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость регулирования государственно-служебных отношений, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Изучение принципов государственной службы дает ответ на вопросы: что является главным в институте государственной службы, что постоянно сопутствует системе государственно-служебных отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института государственной службы. Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют «юридическую службу», жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование государственной службы.

Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государственного управления (последнее понимается здесь в широком смысле), которое осуществляется в большей мере такими субъектами права, как государственные служащие.

Подвергая критике систему принципов государственной службы советского периода, необходимо учитывать, что государственное устройство, государственное управление основополагающие институты и элементы политической правовой системы (в том числе правовые основы государственного управления) были неразрывно связаны с господствовавшим тогда политическим режимом. В силу этого ряд указанных принципов являл прямую противоположность принципам, установленным в системе публичной (государственной) службы многих развитых в экономико-правовом смысле стран. Принципы советской государственной службы, как сама государственная служба, представляли собой глубоко идеологизированные институты.

Но дело не только в декларированности, а в том, что в самом деле декларируемый на практике демократизм государственной службы беззастенчиво подменялся одиозной административно-командной системой и в вопросах организации, и деятельности указанной службы. Вместо демократических и цивилизованных начал и положений в процессе создания и функционирования данной службы безраздельно господствовал пресловутый «принцип подбора и расстановки кадров» по политическим, партийным признакам и требованиям, что в реальной ситуации означало решение этих вопросов, подчас даже полутехнических, по указке КПСС, ее разветвленных организаций и ячеек в центре и на местах.

Такая порочная практика нанесла непоправимый вред делу государственной службы, воспитанию кадров, всему аппарату государственного управления, привела к забвению и отбрасыванию профессионализма и компетентности, других демократических и цивилизованных начал.

В период с 1990 г. и до конца 1993 г. взгляды на теорию принципов государственной службы претерпевали изменения. До выхода Положения о федеральной государственной службе Указ Президента РФ от 22.12.93г. №2267 «Об утверждении положения о федеральной государственной службе» // Российская газета. №236. 24.12.1993 (утратил силу). -- первого опыта нормативного установления современных принципов государственной службы -- ученые-юристы по-разному характеризовали системы и виды этих принципов. Иногда подчеркивалась нецелесообразность слишком широкого использования этого понятия, указывались принципы государственной службы с выделением при этом наиболее общих категорий;

Демократизм (полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества; общедоступность государственной и муниципальной службы; сменяемость служащих как одно из проявлений политической демократии; подотчетность и ответственность служащих);

Профессионализм (компетентность работника; систематическое, регулярное выполнение функций, операций, стабильность служебных отношений; регулярное получение оплаты за свой труд; ответственность за деятельность);

Социально-правовая защита служащих.

В науке под принципами понимаются исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, принципы кладутся в основу формирования и функционирования государственных органов (представительной, исполнительной и власти).

Принципы государственной службы -- это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы. Принципы государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящие правовой институт государственной службы.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других иконах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, консультациях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ -- республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Они реализуются государственными служащими посредством их практических действий. Кроме того, принципы государственной службы, установленные в рамочном Федеральном законе о системе государственной службы, являются моделью («эталоном») для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

2.2 Система принципов государственной службы

К основным нормативным актам, устанавливающим принципы государственной службы РФ, можно отнести Конституцию РФ, Федеральный закон о системе государственной службы, Федеральный закон от 27.07.04г. (ред. от 02.02.06) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Российская газета. №162. 31.07.2004.

Данные нормативные акты дают развернутый перечень принципов государственной службы в Российской Федерации. Они отражают качественно новый подход законодателя к вопросу о теоретико-правовых аспектах построения государственной службы в Российской Федерации.

В целом они, можно без преувеличения сказать, отличаются новизной, новаторским подходом к самой проблеме и отражают складывающуюся современную концепцию государственной службы в стране.

Рассмотрим общую характеристику системы принципов государственной службы. Государственная служба основана на следующих принципах:

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, дoлжностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечения их прав.

Данный фундаментальный принцип прямо опирается на Конституцию РФ и вытекает из нее, поскольку установлено (ст. 15, ч. I): «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и принимается на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

При анализе данного принципа в литературе отмечается, что в рамках действия принципа верховенства законов важное значение приобретает и принцип соразмерности в государственном управлении, т. е. соответствия применяемых в управлении средств, способов и методов задачам и целям управления. Это означает, что применяемые меры должны реально соотноситься с поставленной целью -- тогда для достижения управленческой цели можно выбрать оптимальную процедуру и наиболее эффективные правовые средства.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В осуществлении данного принципа воедино соединены конституционно-правовой и административно-правовой аспекты.

Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Обладание правами и свободами обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. При этом отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, которая есть сочетание взаимных прав и обязанностей.

Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т.е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ и др.).

Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и во всех других сферах жизни Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. С.24.

3. Принцип федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В сущности, это в чистом виде конституционный принцип и закреплен он в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Наиболее существенным фактором и критерием, позволяющим констатировать наличие и реализацию единства системы государственной власти, является, конечно, положения ст. 10 и 11 Конституции РФ, в них закреплено осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что коренным образом отличает статус каждого из государственных органов по сравнению с ранее существовавшим (т. е. по сравнению с прежними конституциями) и создает реальную политико-правовую основу для утверждения принципа единства системы государственной власти, которое обеспечено самостоятельностью каждой из ее ветвей; далее, органы законодательной, исполнительной и судебной власти -- суть органы государственной власти, что лишает каждую из трех ветвей определенной специфики, особенностей в характере задач, функций, построении, формах и методах деятельности, существенно важных для обеспечения государственной службы в них, в частности в органах исполнительной власти.

Таким образом, можно констатировать тесное переплетение конституционно-правовых и административно-правовых аспектов при характеристике принципа единства системы государственной власти.

Вторая часть принципа посвящена проблеме разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Это очень важные для функционирования государственной службы положения -- правовые нормы, которые закреплены в Конституции РФ, в Федеративном договоре, иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 36. .

Особенно важны и ценны в интересующем нас плане не столько Федеративный договор как сложный и комплексный правовой источник наряду с конституционным и административного права, но и принятые договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Соответственно ветвям власти выделяются три основные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), и каждая из них должна самостоятельно исполняться соответствующим органом государственной власти, а следовательно, соответствующей государственной службой и государственными служащими.

Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга. На уровне представительной государственной власти в систему государственных должностей государственной службы входят те из них, которые учреждаются для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих должности в аппарате палат Федерального Собрания РФ, органов представительной власти субъектов РФ и т. д. Исполнительная власть реализуется государственными служащими на государственных должностях, учреждаемых для непосредственного обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и т. д. В аппарат Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ функции государственной службы осуществляются лицами, занимающими должности, которые учреждаются для непосредственного обеспечения выполнения полномочий судей всех судов.

Анализируя принцип разделения государственной власти, следует помнить и о независимости каждой из ветвей государственной власти. Особенно важно рассмотреть некоторые аспекты самостоятельности исполнительной власти. Статья 10 Конституции РФ определяет, что органы исполнительной власти, а также органы законодательной и судебной властей самостоятельны. Это значит, что представительные органы власти России и ее субъектов уполномочены заниматься законодательством и не должны подменять исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Согласно этому положению граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Данная конституционная норма соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Международный пакт от 16.12.66г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №12. 1994. , в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2000. №11. С.24.

Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие, установленным законом требованиям.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституций РФ и Федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность и способности которых отвечают требованиям соответствующей государственной должности.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

В литературе отмечается и другое название данного принципа -- принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. В системе государственной службы должны работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо контроль, по сути, одна из основных функций государственного управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. М., 2003. С.265. .

Этот принцип определяет следующие важнейшие положения: во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для выполнения нижестоящими государственными служащими; во-вторых, эти решения должны быть законными, т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции, полномочий; в-третьих, они не должны противоречить законам.

Данный принцип призван обеспечивать нормальную деятельность государственных органов (государственной администрации), с учетом того, что весь государственный аппарат построен на традиционных принципах организации управления: иерархичность в построении структуры государственной администрации государственных органов; разделение компетенции государственных органов и полномочий государственных служащих, четкое определение их в национальных законах, положениях и инструкциях; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности государственных служащих; взаимосвязь отраслевого и межотраслевого начал в государственном управлении, а также территориальных факторов; сочетание коллегиальности и единоначалия; построение системы управления при сочетании линейных и функциональных начал.

Российское законодательство под обязанностью исполнять приказы и распоряжения вышестоящих руководителей рассматривает обязанность государственных служащих выполнять все устные или письменные приказы (распоряжения) начальников, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных. Все распоряжения государственные служащие выполняют под свою личную ответственность. В случае сомнений в правомерности полученного для выполнения приказа государственный служащий обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом начальнику. Если начальник подтверждает приказ или распоряжение в письменной форме, государственный служащий обязан его выполнить, за исключением заведомо незаконного.

Такая правовая конструкция, по мнению некоторых авторов, представляется крайне неудачной для российской специфики. Так, по мнению П. Левина, в стране низок уровень правовой грамотности государственного аппарата, не вполне устоялась структура административных органов, отсутствуют действенные механизмы контроля над повседневной деятельностью государственных органов, нормотворческая деятельность их характеризуется лавинообразностью и хаотичностью (только Государственный Таможенный комитет России в год издает по 600 - 900 приказов). Федеральные законы не в полной мере регулируют общественные отношения, а в ряде случаев даже противоречат Конституции и международным договорам.

В таких условиях государственный служащий оказывается перед нелегким выбором: с одной стороны - противоречивое и непоследовательное законодательство, а с другой - приказ начальника, обладающего как организационно - финансовой (отпуска, премии), так и дисциплинарной властью. Как показывает практика, при выявлении незаконных действий со стороны государственных органов к ответственности привлекается не только руководитель, письменно отдавший незаконный приказ, но и непосредственный исполнитель Левин П. Обязательность приказов для государственных служащих // Законность. 2000. №10. С. 37. .

На сегодня нет универсального метода оценки приказов исполнителем, однако, в данном случае представляется необходимым согласовывать принцип обязательности решений как базовый принцип государственной службы с принципом законности как основополагающим принципом российской правовой системы.

Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки данного принципа, отсутствие принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по службе и т. п.

7. Принцип единства основных требований, пpeдъявляемых к государственной службе.

Этот принцип означает: едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему; к организации государственной службы, к поступлению на государственную службу, квалифицированные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности, повышению квалификации, конкурсу и т. д. Законодатель, устанавливая, например, принцип равного доступа на государственную службу, определяет единые требования, касающиеся способностей и профессиональной подготовки служащих. К служащим, замещающим государственные должности государственной службы, применяются следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стаж и опыт работы по специальности; уровень знаний Конституции РФ, федеральных законов, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных данностей, способствует качественному исполнению служащим своих функций.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

Что касается государственных служащих, то их профессионализм предполагает прежде всего знание (наличие образования) особенностей соответствующей управляемой сферы: врач -- системы управления здравоохранением, юрист -- правовой службы в любой отрасли управления и т. д. Государственные (муниципальные) служащие обязаны иметь также определенную подготовку в области теории управления, конституционного, административного и других отраслей права, которые напрямую относятся к сфере их профессиональной деятельности.

Рассматриваемый принцип заключается, во-первых, в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, т. е. выполняет основную работу, за которую он получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату). Поскольку государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, то у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной службе предусматривается наличие одной специальности соответствующего профессионального образования. Профессионализм государственного служащего призван обеспечивать стабильность государственной службы, качественное выполнение функций, постоянную его готовность к сложным заданиям возможность улучшения своих профессиональных качеств и т. п. Во-вторых, государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е. качественно осуществлять свои полномочия.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих характеризуется следующими общими признаками:

Компетентность государственных служащих -- знание ими дела, наличие необходимого профессионального образования, навыки в работе, изучение и основание передового опыта;

Систематическое качественное выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и качественности выполняемой работы,

Сменяемость работников аппарата, что обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых идей, совершенствование методов управления, более тесную связь с населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения чувства ответственности;

Сочетание сменяемости управленческого персонала с устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников, своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания, квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных органов государственных служащих и специалистов, передающих им свой опыт и навыки.

9. Принцип гласности в осуществлении государственной службы, ее открытость и доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

Государственная служба призвана организовываться, осуществляться на принципе гласности. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих.

Суть этого принципа заключается прежде всего в участии граждан России в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Пункт 1 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении выражается в индивидуальных (выражение своего мнения при проведении референдумов, реализация права на принесение жалобы), коллективных (участие в митингах, забастовках и др.) формах, а также в деятельности общественных объединений, выполняющих отдельные функции государственного управления.

Принцип гласности в осуществлении государственной службы обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой -- «потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач». Для обеспечения гласности в системе государственной службы необходимо создать механизм учета мнения граждан; сформировать правовые условия безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц управленческих структур; обеспечить гласность в процессе осуществления государственными служащими своих полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. №4. С. 26.

Решению этих проблем призваны способствовать конституционные положения и правовые нормы.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение ли6o ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Этот принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением ответственности, решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия требованиям правовых актов управления. Некомпетентные решения, принимаемые государственными служащими, могут причинить ущерб общественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений нужно придавать особое значение. За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, а равно несоблюдение установленных законодательными актами о государственной службе ограничений, связанных с государственной службой, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания. Иногда полагают, что данный принцип вытекает из более общего принципа организации управления -- ответственности государственного аппарата, его функциональных работников за допущенные по их вине негативные последствия их деятельности.

Этот принцип означает, что причинение материального и иного ущерба юридическим (независимо от форм собственности) и физическим лицам в результате злоупотреблений, бюрократизма, недобросовестности, самонадеянности, небрежности должностных лиц и других функциональных работников органов государственного управления (и местного самоуправления) должно повлечь не только дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законом, но и материальную ответственность перед соответствующим органом государственного управления (возместившим ущерб в регрессивном порядке) либо непосредственно перед самими юридическими и физическими лицами.

11. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Государственная служба внепартийна, она не должна быть подвержена каким-либо идеологическим, партийным влияниям. Все это означает запрет отбора кадров для государственной службы по политическим признакам, партийной принадлежности и идеологическим взглядам, а также то, что в государственных органах не могут образовываться структуры и ячейки политических партий, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Что касается взаимоотношений религии и ее объединений с государственными структурами, в том числе с государственной службой, то принципиальное решение этого вопроса содержится в ст. 14 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация -- светское государство. Религиозные объединения отделены от государственных органов и структур, в том числе от государственной службы, в которой не могут создаваться какие-либо организационные формы религиозных объединений. Существующие же вне государственных формирований многочисленные религиозные мнения не могут вмешиваться в дела государства и в функции и деятельность государственных служащих.

12. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц или принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Принцип стабильности государственной службы проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства; это постоянство государственно-служебных отношений обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих и т. д.

Подобные документы

    Изучение сущности современной системы государственной службы, государственного управления, а также тех принципов, которые стоят в основе функционирования института государственной службы, которая объединяет всех работающих лиц органов публичной власти.

    реферат , добавлен 26.09.2010

    История становления и развития государственной службы в Российской Федерации. Анализ зарубежного опыта правового регулирования государственной службы. Исследование правового статуса госслужащего. Изучение особенностей прохождения государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Конституционно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы в Российской Федерации, принципы государственной службы и классификация. Правовое обеспечение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Теоретический анализ понятия, видов и принципов государственной службы в Республике Казахстан. Характеристика преступлений против интересов государственной службы. Состав, квалификация и виды преступлений против интересов государственной собственности.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Определение понятия, характеристика видов и анализ принципов построения государственной службы. Исследование историко-правовых аспектов развития государственной службы и необходимость создания табеля о рангах. Государственная служба на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Теоретические и нормативные определения понятия "государственная служба". Место института государственной службы в правовой системе РФ. Виды государственной службы, их хараткеристика. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.

    реферат , добавлен 02.09.2014

    Становление и развитие института государственной службы в России. Понятие и содержание системы государственной службы, ее принципы, функции и правовое регулирование. Институт государственной службы как регулятор административной деятельности чиновников.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2012

    Понятие и принципы государственной службы. Классификация и правовое положение государственных служащих. Поступление на административную государственную службу. Комплектование должностей государственной службы. Задачи и функции государственной власти.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Система государственной службы Российской Федерации. Нормативно-правовая основа государственной службы. Статус, основные права и обязанности государственного служащего. Правовая природа ограничений, связанных с прохождением государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Государственная служба как основной институт административного права. Понятие, правовые основы, принципы государственной службы России. Характеристика видов государственной службы. Причины, служащие основанием для реформирования государственной службы.

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

Государственная гражданская служба;

Военная служба;

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы.

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

по группам:

Высшие должности гражданской службы;

Главные должности гражданской службы;

Ведущие должности гражданской службы;

Старшие должности гражданской службы;

Младшие должности гражданской службы.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Значение государственной службы определяется тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кад­рах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппа­рат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законополо­жения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со сто­роны некоторой части аппаратчиков, хуже того - с их коррумпирован­ностью. Эффективное использование добротного кадрового потенциа­ла государства - приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Проводимое ре­формирование государственной службы должно обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных или груп­повых интересах.

Статья 3 ФЗ « О системе государственной службы в РФ» раскрывает ряд принципов, лежащих в основе государственной службы.

Принцип - основополагающие начала. Идеальная модель того или иного являения.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (единство системы г.с., при соблюдении разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации;

Законность- обязательность соблюдать и исполнять законы

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты- граждане вправе обращаться за помощью (по сообщениям граждан));

Равный доступ граждан к государственной службе- все граждане РФ, вправе подойти к Г.С. независимо от пола, вероисповедания.

Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих – открытое замещение должностей, открыто все законодательство о Г.С. Возможность поступления на гос. Службу открыта.

Профессионализм и компетентность государственных служащих- определенные знания, навыки и компетентность служащих.

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы.

  1. Запреты, связанные с государственной службой

Ст. 16,17 ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» устанавливает широкий перечень ограничений и запретов:

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; (с целью производства).

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

Например, нельзя быть депутатом.

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Подарки могут быть выкуплены. Порядок и стоимость выкупа устанавливаются Правительством. Согласно ст. 575 ГК гос. Служащий не может быть субъектом дарения. Исключения: обычные подарки, не превышающие 3 тыс. рублей. Если больше 3 тыс. – нужно принести договор дарения.

Взятка – любое вознаграждение, связанное с исполнением должностных обязанностей. Сумма не имеет значения.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замешает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности, (только связи с общественностью имеют право на публичные выступления).

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Запрет на членство в политических партиях (это только для военнослужащих и сотрудников ПО).

2. В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Понятия, принципы и виды государственной службы

Легальное истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Говоря о понятии «государственный служащий», мы отмечаем, что это лицо, занимающее должность в какой-либо государственной организации, и за вознаграждение выполняющее определенную работу непроизводственного характера, связанную с осуществлением государственных функций. К принципам государственной службы можно отнести:

а) равное право граждан РК на государственную службу и ее прохождение;

б) ответственность государственных служащих;

в) действие государственных служащих на основе соблюдения законности и в рамках законоустановленных полномочий;

г) выполнение обязанностей государственной службы как трудовой деятельности;

д) расстановка (подбор) кадров государственных служащих по деловым, моральным качествам.

Право граждан на доступ к государственной службе закреплено в Конституции РК. Анализируя виды государственной службы, мы выделяем, что это широкое понятие, оно охватывает большое количество должностей:

1. Не все государственные служащие выполняют функции, связанные с государственным управлением и руководством (учителя, врачи и т.д.).

2. В зависимости от положения организации, в которой работает государственный служащий:

а) служащие государственных организаций, учреждений, предприятий;

б) служащие государственного аппарата.

3. По характеру труда (т.е. по старшинству должности).

4. По юридическим свойствам должностей (по характеру служебных полномочий).

Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включённых в утверждённый штат должностей. Государственные должности - это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.).

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой.

Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей».

Закон установил следующую классификацию государственных должностей.

В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.

К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

5) Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.

Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются.

Главный специалист Катон-Карагайского районного суда ВКО Ережепова Д.Б.

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы - значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации", являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Законом о системе государственной службы в РФ установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.

1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. "Т" ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная государственная служба.

Учитывая наличие в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной службы, Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" (ст. 2) установлено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федераций находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация - в ведении субъекта Федерации.

2. Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативно правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции РФ. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от "усмотрений" органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ. Это соответствует ст. 25 (п. "с") Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленным федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федераций. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.

6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы. Требований к профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. Статьей 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без разрешения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля, систематического освещения деятельности органов государственной власти средствами массовой информации. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ