Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Почему Раскольников совершил преступление?

Важнейшая проблема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» заключается в объяснении причин преступления Родиона Раскольникова. Из содержания романа мы узнаём, что главный герой – совсем молодой человек, учащийся петербургского университета, который живёт бедно. У него недостаточно средств для того, чтобы учиться и оплачивать квартплату, однако ему стараются помогать мать и сестра.

Но, на мой взгляд, нищета и голод главного героя – это не основная причина его преступления, поскольку после осуществления своего страшного замысла он говорит: «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был».

Раскольников понимает, что на бесправие, нищету и раннюю смерть обречён не только он один, но и тысячи других людей. Эта мысль заставляет его находить пути выхода из сложившегося несправедливого положения вещей. Так он создаёт свою теорию.

Раскольников долго размышляет о причинах существующей несправедливости и неравенства. Он считает, что есть две категории людей, между которыми есть резкое различие. Первую категорию составляет большая часть людей, молчаливо и покорно подчиняющихся всему, что жизнь им преподносит, а вторую – «необыкновенные» люди, которые считаются настоящими двигателями истории человечества. Однако последние не придерживаются общепризнанных норм морали и ради навязывания человечеству своей воли не хотят останавливаться ни перед чем. Таких людей современники проклинают, а потомки причисляют к героям. Раскольников не только продумал данную идею, но и за год до совершения преступления изложил её в своей научной статье. У него возникают вопросы, которые он формулирует таким образом: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Мне кажется, что главный герой не хочет быть похожим на «обыкновенных» людей, подобно им молча терпеть и подчиняться «необыкновенным» людям. Он считает, что есть только один выход, и он должен себе и окружающим доказать, что является прирожденным «властелином судьбы», который имеет право переступать моральные законы, а не «тварью дрожащей». Эта мысль и приводит Раскольникова к убийству старухи-процентщицы. По его мнению, данное преступление является для него испытанием, чтобы он мог определить, относится ли он к породе «необыкновенных» людей или же должен, как и большинство, повиноваться и терпеть дальше.

Совершая преступление, Раскольников протестует против социального неравенства и унижения человека. При всём при этом он не осознаёт, что его теория только способствует укреплению жестокости. Трагическая ошибка, которая лежала в основе философии главного героя, и заключалась в данном противоречии. Раскольников на своём опыте убеждается, что, следуя своей «идее», он поступает бесчеловечно. Конечно, ему удаётся совершить задуманное, однако данный поступок не приводит к тому, что он ожидал.

Главный герой понимает, что мораль «необыкновенных» людей, так привлекающая его до совершения убийства, бесчеловечна. В будущем Раскольников приходит к тому, что истинная красота и нравственность состоит не в тех людях, которые считают себя выше простых людей, а в тех, которые, как например Соня Мармеладова, живут с верой в душе, противостоят злу и насилию даже среди невыносимых условий жизни.

Литературный персонаж Родион Раскольников - образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников - студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» - отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше - герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу. Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате - оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой - стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова - девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой - призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников - образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины. Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем. Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова. Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель - благо. В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников. Образ его - это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего). Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость - это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно. Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала - Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них. Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее "Любовь... деятельная - это работа и выдержка… ", в то время как у Родиона она "мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели". Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.

Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова - это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.

По воззрению многих критиков, Достоевский является мастером описания “нездоровых душ”. Один из самых увлекательных героев писателя – Родион Раскольников. “Грех и наказание” - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых эмоций, человечьих терзаний и нескончаемого поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое грех сделал Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за собственного бессилия посодействовать близким ему людям. Подавленный собственной бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Предпосылки, побудившие Раскольникова совершить грех, кроются не только лишь в его бедности и слабости. Главный герой хочет мести за всех обездоленных и поруганных, за мучения и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и бедности. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией удачного бизнесмена Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне “разумного эгоизма”. Петр Петрович считает, что сначала каждому нужно хлопотать о для себя и своем благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, хлопотать нужно о для себя только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников сделал грех, следует сказать конкретно о том, что Родион, в отличие от Петра, “хлопотал” обо всех людях, стремясь ко глобальному благу. И в этом случае рассматривал совершенное им убийство как метод доказательства собственной теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников сделал грех, следует сказать, что он - не обыденный правонарушитель. Убийство процентщицы он совершает под воздействием сделанной им философии. Другими словами голод и бедность - не главные предпосылки злодеяния Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если б зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Но главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место довольно резкое отличие 2-ух категорий людей. И пока одни покорливо и неразговорчиво подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - “необычные” - являют собой подлинный движок людской истории. Последние при всем этом довольно дерзко и вольно могут нарушать моральные принципы, установленные нормы, не останавливаясь перед законом, чтоб показать населению земли другой путь. Современники терпеть не могут таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень кропотливо обмозговал всю эту идею и даже выложил свою идея за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников сделал грех, необходимо подчеркнуть его неизменное рвение противопоставить себя “обыденным” людям, которых, по его воззрению, большая часть в обществе. Своими действиями Родион кидает вызов условиям, в каких происходит угнетение людской личности и верно чувствуется соц неравенство. Но вкупе с этим после совершения злодеяния герой осознает, что его философия содействует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в собственной идее подразумевает, снова же, право одних людей диктовать свою волю другим. И тут опять выходит, что большая часть становится “пассивным объектом”. Конкретно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в базе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на собственном своем опыте, что мятеж его, направленный против бесчеловечности, носит сам беспощадный нрав, приводя к нравственной погибели личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить грех. Но убийство приводит к результату, хорошему от того, который он ждал. Рассуждая о том, почему Раскольников сделал грех, следует вспомнить, что им правило сначала рвение воплотить в жизнь свою идею. Но мораль “необыкновенных” людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает созидать настоящую нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в нестерпимых критериях. Такие люди, перенося унижение и голод, все таки оставляют внутри себя веру в жизнь и любовь.

Предпосылки злодеяния Раскольникова

Поначалу Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным методом. Герой уверен в собственной исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего “такового”. Ведь, по его воззрению, ему удалось убить только одну “вошь из всех, самую наибесполезнейшую”. Но равномерно, анализируя свои деяния, он дает разные разъяснения. Так, к примеру, он гласит о том, что “желал сделаться Наполеоном”, был озлоблен, безрассуден, стремился посодействовать мамы, жаждал утвердить свою личность, бунтовал против всего и всех. В конечном итоге, герой страдает угрызениями совести. Он соображает, что нарушил нравственный закон. Раскольников лицезреет причину зла в самой людской природе. При всем этом закон, позволяющий “сильным мира” совершать беспощадные поступки, считает исконным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением создатель спорит с революционерами, настроенными на единственный путь заслуги счастья для российского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а трибунал других безразличен ему. По ходу повествования создатель подводит персонажа к осознанию важных истин. Они состоят в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее 1-го человека, а людей судить не следует и тем паче нельзя отымать у их жизнь.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ