Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.
Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».
С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.
Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.
Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.
Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:
Также к персональным данным относятся сведения:
Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:
Номер статьи |
Возможные нарушения |
Размер штрафа |
ч.1 ст.13.11 КоАП |
|
Для физ. лиц - до 3 т.р. Для юр. лиц - до 50 т.р. |
ст.13.11 КоАП |
|
Для физ. лиц - до 5 т.р. Для юр. лиц - до 75 т.р. |
ч. 3 ст.13.11 КоАП |
|
Для физ. лиц - до 1.5 т.р. Для ИП - до 10 т.р. Для юр. лиц - до 30 т.р. |
ч. 4 ст.13.11 КоАП |
|
Для физ. лиц - до 2 т.р. Для ИП - до 15 т.р. Для юр. лиц - до 40 т.р. |
ч. 5 ст.13.11 КоАП |
|
Для физ. лиц - до 2 т.р. Для ИП - до 20 т.р. Для юр. лиц - до 45 т.р. |
ч. 6 ст.13.11 КоАП |
|
Для физ. лиц - до 2 т.р. Для ИП - до 20 т.р. Для юр. лиц - до 50 т.р. |
При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.
Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.
Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.
Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.
"О персональных данных" (ФЗ №152)? Какие основные требования и положения содержатся в этом проекте? На все эти вопросы будут даны ответы в статье.
Какие цели преследует рассматриваемый законопроект? Первое и самое основное - это регулирование отношений, связанных с обработкой информации. Речь идет о средствах автоматизации, информационных и телекоммуникационных сетях, материальных носителях и картотеках. Закон не регулирует защиту данных в конкретной бытовой сфере, семейной или личной. Важнейшим направлением работы представленного законопроекта является защита свобод и прав граждан путем качественного обрабатывания их персональных данных. Нужно это для качественного обеспечения неприкосновенности частной, семейной и личной жизни.
Закон "О персональных данных" направлен на защиту прав граждан. А что подразумевается под персональными данными? Если вкратце, то это абсолютно любая информация, косвенно или напрямую относящаяся к тому или иному лицу. Процесс обработки этих данных представляет собой ряд операций, направленных на хранение, блокирование, удаление или систематизацию информации.
№152) содержит в себе ряд основных принципов, на которых и держится весь процесс обработки информации. Что это за принципы? Здесь можно выделить следующее:
Таким образом, рассматриваемый нормативный акт содержит в себе все необходимые принципы, на основе которых может строиться деятельность по защите информации.
Обработка персональных данных должна осуществляться не только в соответствии с определенными принципами, но и в строгом подчинении определенным условиям. Что это за условия и как они группируются? Вот что стоит выделить:
Стоит также отметить, что обработка всех необходимых персональных данных должна осуществляться специальными, уполномоченными на то операторами. Обязанности этих специалистов будут приведены далее.
Положение о защите персональных данных содержит в себе определенные типы и категории тех элементов информации, которые должны подвергаться обработке. О чем именно идет речь? Если вкратце, то охарактеризовать основные категории можно как расовые, национальные, религиозные или любые иные убеждения, предусмотренные соответствующим законопроектом. Их обработка должны осуществляться только с непосредственного согласия гражданина и в соответствии со всеми нормами, стандартами и правилами.
Раскрыть основные категории персональных данных подробнее, надо сказать, весьма затруднительно. Но, как правило, это конфиденциальная информация о разного рода физических лицах, государственных служащих, военных и т.д. Все то, что гражданин не хотел бы оглашать прилюдно, должно находиться под защитой государства. Это личные паспортные данные, номера свидетельств или прав, мировоззренческие убеждения и прочее.
Закон "О персональных данных" (ФЗ №152) гласит, что любой гражданин, чьи данные подвергаются обработке, имеет право в любой момент получить всю необходимую информацию как о своих данных, так и об уровне их защиты. Каждый человек может сделать специальный запрос, после чего любой освободившийся оператор должен предоставить все необходимые данные.
При этом субъект имеет право:
Для того чтобы получить всю необходимую информацию, субъект должен сделать запрос с предоставлением своего личного номера (удостоверяющего личность). При этом каждый гражданин имеет право делать повторные запросы в необходимые инстанции.
Стоит также отметить, что оператор вправе отказать субъекту в просмотре необходимой информации. Однако отказ этот должен быть мотивирован. Как правило, основными мотивами являются неверно оформленный запрос, неоконченная обработка данных или ограниченное правовое положение самого субъекта.
Кто такие операторы? Речь об этих работниках уже шла выше, однако их основные функции так и не были обозначены. Соответствующее положение о защите персональных данных регламентирует здесь следующее:
Стоит также отметить, что оператор имеет право не предоставлять гражданину персональные сведения, если идет их активная обработка или же если сам субъект не соблюдал все необходимые правила и условия получения персональных данных.
Выше были обозначены основные функции и обязанности операторов - работников по обработке персональных данных. Одной из важнейших функций любого оператора остается обеспечение безопасного хранения информации в соответствующих ресурсах. Федеральный Закон РФ от 27 июля 2006 года (№152, ФЗ) регламентирует основные меры и методы, позволяющие обеспечивать качественную безопасность любых персональных данных. Вот что здесь можно выделить:
Помимо того, некоторые изменения в законе касаются и установления определенных уровней защищенности, в соответствии с которыми можно качественно оценивать работу по обработке персональных данных.
Необходимо, наконец, рассказать об уполномоченном органе, в обязанности которого и входит контроль над персональной обработкой данных тех или иных граждан. Несложно догадаться, что уполномоченной инстанцией является орган исполнительной власти. Именно в его обязанности входит качественный контроль и надзор над эффективной работой по обработке информации. Что вправе делать уполномоченный орган?
Вот что регламентирует закон №152 (ФЗ) "О персональных данных".
Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках.
Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ.
Постановления закона распространяются на организации, которые работают с обработкой персональных сведений граждан или те, кто имеет к ним доступ.
Действия, которые не регулируются законом 152-ФЗ:
А знаете ли вы, что закон с предыдущим номером 151, посвящен вопросу .
152-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрил его Совет Федерации 14 июля 2006 года. Последняя редакция закона произошла 22 февраля текущего года. Действовала она до 1 марта 2017.
Согласно закону РФ, руководитель компании должен утвердить порядок использования личных сведений. Необходимые нормы указываются в локальном документе организации о защите данных. Они должны соответствовать требованиям правовых актов РФ и 152-ФЗ.
Оператор личных данных — это правительственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо, которое организует осуществление обработки личной информации и определяет цели их использования.
В обязанности оператора входит :
1. При сборе личных сведений, оператор предоставляет по просьбе гражданина информацию о том, чьи данные он получил, информацию, которая предусмотрена ст. 14 ч.7 152-ФЗ.
2. Если гражданин обязан предоставить свои сведения по закону РФ, оператор должен объяснить ему, что в случае отказа, можно столкнуться с юридическими последствиями.
3. Если полученная оператором для обработки личная информация не была предоставлена ее владельцем, он обязан предоставить ему следующую информацию:
4. Согласно положениям 152-ФЗ, оператор назначает ответственное лицо в определенной организации, которое организовывает обработку полученных материалов. Уполномоченное лицо получает указания по дальнейшим действиям от оператора.
Обработка личной информации по 152-ФЗ разрешается в следующих случаях:
Кстати, текст закона о почтовой связи тоже важно изучить. Подробности
Поскольку законодательные акты зачастую претерпевают корректировки, в 152-ФЗ также были внесены изменения.
По причине вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ претерпели изменения условия анализа личной информации, описанные в Федеральном Законе 152.
Статья 3
В 3 статье закона описываются основные понятия, которые используются в акте: персональные данные, оператор, обработка персональных сведений, а также распространение и предоставление личных сведений. В последней редакции представленная статья не претерпела изменений.
Статья 5
В 5 статье федерального закона описаны принципы анализа информации. Отмечается, что обработка сведений осуществляется только по закону и объединение базы данных с личной информацией граждан запрещена. В последнем редактировании текущая статья не подвергалась изменениям.
Статья 7
В 7 ст. 152-ФЗ сказано, что операторы и другие ответственные лица, получившие доступ к личным данным, обязаны не распространять информацию, не получив согласие владельца. Изменений статья не претерпела.
Статья 9
В 9 ст. 152-ФЗ указана информация о согласии субъекта на обработку его личных данных. Представлены сведения о том, как составить письменное согласие.
При последней редакции, изменений в текущей статье не было.
Статья 19
19 статья 152 Федерального Закона указывает меры для обеспечения безопасности личной информации при ее анализе.
Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с защитой персональных данных, изучите последнюю редакцию 152-ФЗ РФ. В представлены все поправки, дополнения и изменения. Скачать измененный закон можно по
Алексей Анашкин
Ведущий специалист
ООО "Комплексная защита информации"
27 июля 2006 г. был принят Федеральный Закон № 152-ФЗ «О персональных данных» для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Одной из причин принятия данного закона послужили многочисленные факты краж баз персональных данных в государственных и коммерческих структурах, их повсеместная продажа.
Определение персональных данных (ПДн) встречалось и до принятия закона, например, в "Перечне сведений конфиденциального характера", утвержденном указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г.:
К конфиденциальной информации относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Однако закон дополнил его. Теперь, согласно ФЗ-152
, персональные данные -
любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация .
Таким образом, персональные данные – это, прежде всего, паспортные данные, сведения о семейном положении, сведения об образовании, номера ИНН, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, медицинской страховки, сведения о трудовой деятельности, социальное и имущественное положение, сведения о доходах. Такие данные есть практически в каждой организации.
При поступлении на работу - это данные отдела кадров работодателя, которые работник указывает в личной карточке, автобиографии, других документах, заполняемых при заключении трудового договора.
При поступлении ребенка в детский сад, школу, институт, другие образовательные учреждения также заполняется множество анкет и форм, в которых указываются данные как ребенка (например, данные свидетельства о рождении), так и его родителей (вплоть до места работы, занимаемой должности).
При прохождении лечения в медицинских учреждениях необходимо указать не только паспортные данные, но и сведения о льготах, медицинских страховках, сведения о предыдущих лечениях, результаты анализов. Во многих медицинских учреждениях амбулаторные/стационарные карты дублируются в электронном виде.
И все эти данные, согласно нынешнему законодательству, подлежат защите.
Конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ФЗ-152 ).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных (ФЗ-152 ).
Информационная система персональных данных (ИСПДн) – информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (ФЗ-152 ).
Обработка персональных данных - это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ФЗ-152 ).
Оператор при обработке ПДн должен принимать все необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
Что же необходимо сделать, чтобы защитить персональные данные?
Прежде всего, необходимо определить какие информационные системы ПДн есть и какого типа ПДн в них обрабатываются.
Для того чтобы понять, насколько проблема защиты ПДн существенна, а также для выбора необходимых методов и способов защиты ПДн, оператору нужно провести классификацию ИСПДн. Порядок классификации определен приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13 февраля 2008 г .
Итак, оператор формирует комиссию (приказом руководителя организации), которая после анализа исходных данных принимает решение о присвоении ИСПДн соответствующего класса. В ходе классификации определяются:
Согласно приказу № 55/86/20 , все информационные системы (ИС) делятся на типовые и специальные.
Типовые информационные системы - информационные системы, в которых требуется обеспечение только конфиденциальности персональных данных.
Специальные информационные системы - информационные системы, в которых вне зависимости от необходимости обеспечения конфиденциальности персональных данных требуется обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (защищенность от уничтожения, изменения, блокирования, а также иных несанкционированных действий).
На практике выходит, что типовых ИС практически нет, поскольку в большинстве случаев помимо конфиденциальности необходимо обеспечить также целостность и доступность информации. Кроме того, в обязательном порядке к специальным системам должны быть отнесены:
Итак, по результатам анализа исходных данных комиссия присваивает системе персональных данных соответствующий класс:
класс 1 (К1) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к значительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;
класс 2 (К2) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к негативным последствиям для субъектов персональных данных;
класс 3 (К3) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;
класс 4 (К4) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, не приводит к негативным последствиям для субъектов персональных данных.
Результаты классификации оформляются Актом классификации ИСПДн, в котором указываются тип ИСПДн (типовая, специальная), присвоенный ИСПДн класс и условия, на основании которых было принято решение.
Как уже было сказано, классификация необходима для дальнейшего выбора методов и средств защиты ПДн, обрабатываемых в ИСПДн, поскольку в документах ФСТЭК и ФСБ каждому классу устанавливаются свои требования по защите ИСПДн, о которых поговорим чуть позже.
Далее необходимо перейти к обработке этих данных, но перед тем как их обработка будет законной, необходимо получить согласие субъекта персональных данных на обработку (закон тем самым предотвращает незаконный сбор и использование персональных данных):
Статья 6 ФЗ-152:
Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов ПДн, за исключением случаев:
1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;
2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Итак, если наш случай обработки ПДн предусмотрен частью 2 статьи 6 ФЗ-152, то получение согласия необязательно.
Также необходимо руководствоваться Трудовым Кодексом, Глава 14 . Например, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия (Статья 86 часть 4 ТК ).
В соответствии со статьей 9 ФЗ-152 получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных необходимо в письменной форме . Письменное согласие субъекта персональных данных должно включать:
Итак, оператор получил (если это необходимо) согласие на обработку персональных данных - персональные данные можно обрабатывать. Но, согласно Трудовому кодексу и ФЗ-152 необходимо разработать (если есть, доработать в соответствии с ФЗ) положение, регламентирующее порядок хранения, обработки и защиты персональных данных. Давайте условно назовем его Положение по обеспечению безопасности персональных данных . Положение по обеспечению безопасности персональных данных - это внутренний (локальный) документ организации. Строгой формы данного документа нет, но он должен удовлетворять требованиям ТК и ФЗ-152 , а, следовательно, в нем должно быть указано:
Положение по обеспечению безопасности персональных данных утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, вводится в действие приказом руководителя. Работодатель обязан ознакомить работника с Положением… под подпись.
Кроме того, необходимо оформить список лиц, допущенных к обработке ПДн , т.е. перечень тех (по должностям), кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей. В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, а также сотрудники бухгалтерии. Помимо того, доступ к этим сведениям могут получить руководители структурных подразделений (например, начальники отделов) – и это также необходимо отразить в списке. Однако все они вправе запрашивать не любые данные, а только те, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, чтобы рассчитать льготы по налогам, бухгалтерия получит не все сведения о работнике, а только данные о количестве его иждивенцев). Поэтому целесообразно прописать перечень информационных ресурсов, к которым пользователи допущены.
Список лиц, допущенных к обработке ПДн можно оформить в виде приложения к Положению по обеспечению безопасности персональных данных или отдельным документом, утвержденным руководителем.
Далее в соответствии со статьей 22 ФЗ-152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПДн (на сегодняшний день это - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)) о своем намерении осуществлять обработку ПДн, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 ФЗ-152 :
Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;
2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) являющихся общедоступными персональными данными;
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных
Требования к уведомлению указаны в части 3 статьи 22 ФЗ-152 . Форму уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных можно заполнить в электронном виде на сайте Роскомнадзора: http://pd.rsoc.ru/operators-registry/notification/form/
Теперь можно приступать к обработке персональных данных, параллельно решая самый сложный и проблемный вопрос - обеспечение безопасности персональных данных при их обработке .
Мероприятия по защите информации трудоемки и могут привести к значительным финансовым затратам, что обусловлено необходимостью:
Что-то можно сделать самим, а где-то лучше довериться специалистам. Но защитить персональные данные необходимо, так или иначе.
Статья 19, ФЗ-152:
Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
Мы не будем подробно рассматривать все требования, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн, - их много, и они сильно зависят от конкретной ИСПДн. Остановимся на основных моментах, часто вызывающих затруднения у операторов.
Законодательство, а также документы ФСТЭК говорят нам следующее:
Статья 16, часть 6 ФЗ-149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г.:
Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.
Статья 17, часть 1, п.11 ФЗ-128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.:
В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Постановление Правительства РФ № 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" от 15 августа 2006 г.
Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и(или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Основные мероприятия… ФСТЭК
Пункт 3.14
В соответствии с положениями Федерального закона № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и требованиями постановления Правительства № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» операторы ИСПДн при проведении мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (конфиденциальной информации) при их обработке в ИСПДн 1, 2 и 3 (распределенные системы) классов должны получить лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации в установленном порядке.
Так же на вопрос о необходимости лицензии отвечал начальник отдела Управления ФСТЭК России НАЗАРОВ Игорь Григорьевич на круглом столе, проведенном журналом "Connect! Мир связи" (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406):
Вопрос: Нужно ли операторам, обрабатывающим персональные данные в ИСПДн, получение лицензии на техническую защиту конфиденциальной информации?
Игорь Назаров: В соответствии с документами ФСТЭК лицензия необходима операторам ПДн, которые самостоятельно проводят такие мероприятия по информационным системам 1, 2 класса и территориально распределенным системам 3 класса, как правило, это большие государственные информационные системы. При этом для поликлиник, детских садов, аптек и т.п., имеющих ИСПДн 3 и 4 классов, получение таких лицензий не требуется.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781, если оператор ИСПДн заключает договор на проведение соответствующих мероприятий в части защиты информации (ПДн) с уполномоченным лицом - лицензиатом ФСТЭК России, иметь лицензию ему не обязательно.
Итак, для небольших организаций более экономически-выгодным вместо получения лицензии ФСТЭК по ТЗКИ для проведения мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (создание системы защиты ИСПДн, аттестация) будет привлечение лицензиата ФСТЭК, который проведет все необходимые работы.
Для крупных организаций (таких как операторы связи, крупные банки и т.п.) - выгоднее самим получить лицензию и выполнить все необходимые работы.
Порядок предоставления лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации определен «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации » (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504). Требования для получения лицензии:
а) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
в) наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;
г) использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и(или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;
е) наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
Согласно Основным мероприятиям по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, выпущенными ФСТЭК, создание системы защиты персональных данных (СЗПДн) состоит из следующих этапов:
1. Предпроектная стадия
1.1 обследование объекта информатизации:
1.2 разработка технического задания на создание СЗПДн, которое должно содержать:
2. Стадия проектирования и реализации СЗПДн
2.1 разработка проекта на создание СЗПДн;
2.2 разработка организационно-технических мероприятий по защите информации в соответствии с предъявляемыми требованиями;
2.3 закупка сертифицированных средств защиты информации;
2.4 разработка и реализация разрешительной системы доступа пользователей и персонала к обрабатываемой в ИСПДн информации;
2.5 установка и настройка СрЗИ;
2.6 определение подразделений и лиц, ответственных за эксплуатацию средств защиты информации, обучение назначенных лиц специфике работ по защите ПДн;
2.7 разработка эксплуатационной документации на ИСПДн и средства защиты информации, а также организационно-распорядительной документации по защите информации (положений, приказов, инструкций и других документов);
2.8 выполнение других мероприятий, направленных на защиту информации.
3. Стадия ввода в действие СЗПДн
3.1 опытная эксплуатация средств защиты информации в комплексе с другими техническими и программными средствами в целях проверки их работоспособности в составе ИСПДн;
3.2 приемо-сдаточные испытания средств защиты информации по результатам опытной эксплуатации с оформлением приемо-сдаточного акта;
3.3 оценка соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации – аттестация (декларирование) по требованиям безопасности информации.
4. Техническое обслуживание и сопровождение системы защиты информации
Помимо технических решений создаваемой системы защиты персональных данных, оператор должен обеспечить разработку организационно-распорядительных документов, которые будут регулировать все возникающие вопросы по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн и эксплуатации СЗПДн. Таких документов достаточно много, основные из них:
1. Положение по обеспечению безопасности ПДн – в начале статьи мы уже касались назначения и состава этого документа. На всякий случай повторим – в нем должно быть указано:
2. Для организации системы допуска и учета лиц, допущенных к работе с ПДн в ИСПДн, - Список лиц, допущенных к обработке ПДн (перечень по должностям тех, кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей) и Матрица доступа (должна отражать полномочия пользователей по выполнению конкретных действий в отношении конкретных информационных ресурсов ИСПДн – чтение, запись, корректировка, удаление). Оба документа утверждаются руководителем.
3. Частная модель угроз (если ИСПДн несколько, то модель угроз разрабатывается на каждую из них) – разрабатывается по результатам предварительного обследования. ФСТЭК России предлагает Базовую модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, согласно которой при создании частной модели должны быть рассмотрены:
Разработанная модель угроз утверждается руководителем.
4. На основании утвержденной модели угроз ИСПДн необходимо разработать требования по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн . Требования, как и модель угроз, - это самостоятельный документ, который должен быть утвержден руководителем организации.
Для разработки модели угроз и требований оператору целесообразно привлекать специалистов организаций-лицензиатов ФСТЭК.
5. Инструкции в части обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн.
Кроме того, до проведения всех мероприятий по защите ПДн оператор должен назначить должностное лицо или (если ИСПДн достаточно велика) структурное подразделение, ответственные за обеспечение безопасности ПДн. Решение о назначении оформляется приказом руководителя. Задачи, функции и полномочия должностного лица (подразделения), ответственного за обеспечение безопасности ПДн, определяются внутренними организационно-распорядительными документами (должностными инструкциями, регламентами ).
Часто возникает заблуждение, что все используемое программное обеспечение (ПО), должно быть сертифицировано, а сертификация стоит дорого и занимает много времени.
Однако ни в одном из документов по регулированию вопросов защиты ПДн не сказано, что должно быть сертифицировано все ПО . Сертифицированы по требованиям ФСТЭК России должны быть средства защиты информации, но никак не системное, прикладное или специальное ПО, не участвующее в защите ИСПДн.
Игорь Назаров: …сертификация по контролю отсутствия НДВ касается функционала безопасности , именно средств защиты, а не всего программного обеспечения, которое используется в информационной системе (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).
Сегодня документы ФСТЭК, которые можно посмотреть на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, говорят нам по этому поводу следующее:
В ИСПДн должны использоваться только сертифицированные по требованиям безопасности информации технические средства и системы защиты.
Основные мероприятия…
Пункт 4.2 : …в ИСПДн должен проводиться контроль на наличие недекларированных возможностей в программном и программно-аппаратном обеспечении и анализ защищенности системного и прикладного программного обеспечения.
Пункт 4.3 : Для программного обеспечения, используемого при защите информации в ИСПДн (средств защиты информации, в том числе и встроенных в общесистемное и прикладное программное обеспечение), должен быть обеспечен соответствующий уровень контроля отсутствия в нем НДВ.
Таким образом, сертифицировать системное и прикладное ПО, если оно не участвует в процессе защиты информации, не нужно – это можно делать по желанию оператора.
Практика создания систем защиты ПДн показывает, что необходимо использовать лицензионное программное обеспечение (системное, прикладное и специальное ПО) и сертифицированные средства защиты информации и антивирусной защиты (это могут быть СрЗИ от НСД, антивирусные продукты, межсетевые экраны, средства обнаружения вторжений, средства анализа защищенности, соответствующие определенному классу). Если в ИСПДн устанавливаются криптографические средства защиты информации (СКЗИ) , то они также должны быть сертифицированы по требованиям ФСБ России.
Следует отметить, что устанавливать сертифицированные СрЗИ имеет право только лицензиат ФСТЭК, а СКЗИ – лицензиат ФСБ.
Финальным этапом создания системы защиты ИСПДн должна стать аттестация (декларирование соответствия) - комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых посредством специального документа - Аттестата соответствия (Заключения) подтверждается, что ИСПДн соответствует требованиям стандартов или иных нормативно-методических документов по безопасности информации. Наличие действующего Аттестата соответствия дает право обработки информации с соответствующим уровнем конфиденциальности на период времени, установленный в Аттестате соответствия.
Вопрос: Кто может аттестовать рабочие места на соответствие требованиям законодательства и нормативных документов в области персональных данных?
Игорь Назаров: Аттестацию ИСПДн на соответствие требованиям по безопасности информации имеют право проводить лицензиаты ФСТЭК, которые имеют лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).
Аттестация предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия принятого комплекса мер защиты требуемому уровню безопасности ПДн.
В общем виде аттестация ИСПДн по требованиям безопасности информации включает в себя следующие этапы:
Важным моментом является то, что в случае изменения условий и технологии обработки ПДн оператор обязан известить об этом организацию-лицензиата, проводившую аттестацию ИСПДн. После чего организация-лицензиат принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки эффективности системы защиты ИСПДн.
При неисполнении требований по обеспечению безопасности ПДн у оператора могут возникнуть риски гражданско-правовых исков со стороны клиентов или работников.
Что в свою очередь может повлиять на репутацию компании, а также привести к принудительному приостановлению (прекращению) обработки ПДн, привлечению компании и(или) ее руководителя к административной или иным видам ответственности, а при определенных условиях – к приостановлению действия или аннулированию лицензий. Кроме того, согласно ФЗ, лица, виновные в нарушении требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность (статья 24 ФЗ-152 ):
Многие сейчас говорят о том, что сегодняшнее законодательство и нормативно-методические документы имеют много неточностей и в чем-то даже перегибов.
Многие уповают на то, что в декабре 2009 года было принято решение о продлении сроков по исполнению требований ФЗ-152 до января 2011г.
Но независимо от этого необходимость защиты ПДн остаётся.
А поэтому не стоит откладывать решение этой проблемы в долгий ящик и уже сейчас нужно принимать необходимые меры по обеспечению безопасности персональных данных.