Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века - около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850-1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза - с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. МИР НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭПОХИ 8

§ 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 8
Страны первого эшелона индустриального развития. 8
Страны второго эшелона модернизации. 8
Обострение противоречий мирового развития. 9
§ 2. НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ 12
Традиционное общество и колониализм. 12
Стремления к модернизации в колониальных странах. 14
Особенности развития Латинской Америки. 16
§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900-1914 ГГ. 16
Особенности политики ведущих стран мира. 17
Мирные и военные средства решения конфликтов. 19
Создание системы военно-политических блоков. 19
ГЛАВА II. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ИТОГИ 20
§ 4. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ 21
Дипломатическая подготовка войны. 21
Начальный период войны. 22
§ 5. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 23
Кампания 1915 г. 23
Кампания 1916 г. и рост противоречий в воюющих странах. 24
Война и революция в России. 26
Вступление в войну США и кампания 1918 г. 26
§ 6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 29
Противоречия между державами-победительницами. 29
Условия Версальского мира. 30
Противоречия Версальской системы. 30
«Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. 31
Вашингтонская конференция. 31
ГЛАВА III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920-1930-Х ГГ. 33
§ 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 33
Революция 1918 г. в Германии. 34
Революция 1919 г. в Венгрии. 34
Спад революционной волны в Европе и внешняя политика СССР. 35
Национально-освободительные движения 1920-х гг. в Азии. 36
§ 8. «ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ » В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-Е ГГ. 38
Социал-демократическое движение: идеология и политика. 38
Коммунисты и социал-демократы. 39
Фашистские движения в Италии и Германии. 39
§ 9. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1932 ГГ. И «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 42
Кризис в США: причины и последствия. 43
«Новый курс»: основные черты. 43
Теоретические основы и итоги «нового курса». 44
§ 10. ТОТАЛИТАРИЗМ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ. МИЛИТАРИСТСКИЙ РЕЖИМ В ЯПОНИИ 46
Фашизм в Германии: путь к власти. 46
Фашистская диктатура в Германии. 46
Фашистская диктатура в Италии. 48
Национализм и милитаризм в Японии. 49
§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ 50
Великобритания в 1920-е гг. 51
Кризис в Великобритании и национальное правительство. 51
Особенности кризиса во Франции. 52
Угроза фашизма и Народный фронт во Франции. 53
§ 12. МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 55
Агрессия Японии в Китае. 55
Подготовка Германии к войне и политика умиротворения. 55
Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании 56
Рост угрозы миру и международной безопасности. 57
Мюнхенское соглашение. 58
Крах идеи коллективной безопасности. 58
ГЛАВА IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 60
§ 13. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ И «НОВЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ И АЗИИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ 60
Поражение Польши и «странная война» в Европе. 61
Разгром Франции. 62
«Битва за Англию». 62
«Новый порядок» и Сопротивление в Европе. 63
§ 14. АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ 65
СССР и Германия накануне войны. 65
Нападение Германии на СССР. 66
Формирование антигитлеровской коалиции. 67
Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США. 68
§ 15. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ 70
Проблема второго фронта. 70
Значение советско-германского фронта. 71
Годы решающих битв: 1943-1944. 71
Разгром Германии и Японии. 73
Проблема роли СССР в антигитлеровской коалиции. 74
§ 16. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОЗДАНИЕ ООН 76
Конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме об основах послевоенного миропорядка. 76
Итоги второй мировой войны. 77
Значение создания ООН. 78
ГЛАВА V. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ 79
§ 17. ИСТОКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ 79
Послевоенный мир и причины «холодной войны». 79
«План Маршалла» и раскол Европы. 81
Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. 81
«Холодная война» в Азии. 82
§ 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 85
Крушение колониальных империй. 85
Проблема выбора пути развития. 86
Локальные конфликты и международная безопасность. 86
Европейская безопасность и германский вопрос. 88
§ 19. ПАРТНЕРСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 89
Гонка вооружений и советско-американские отношения. 89
Разрядка 1970-х гг. и ее кризис. 90
Проблемы нового миропорядка. 93
ГЛАВА VI. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ, 1945-1999 ГГ. 94
§ 20. США: «ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО» ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ 95
США на начальном этапе «холодной войны». 95
Президентство Д. Эйзенхауэра (1952-1960). 95
«Новые рубежи», «Великое общество» и война во Вьетнаме. 96
Кризис доверия в США. 97
«Неоконсервативная революция». 97
§ 21. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 99
«Экономическое чудо» в Западной Германии. 99
Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика. 100
Кризис 1970-х гг. и «новые левые» в Западной Европе. 101
§ 22. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-Х ГГ. В СТРАНАХ ЗАПАДА 103
Неолиберализм и неоконсерватизм. 103
Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. 104
Информационное общество в развитых странах. 105
Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг. 105
§ 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 107
Этапы интеграции в Западной Европе. 107
Итоги развития Евросоюза. 108
Проблемы Североатлантической интеграции. 109
§ 24. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ 110
Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе. 110
Кризис тоталитарного социализма и «доктрина Брежнева». 111
Демократические революции в Восточной Европе. 112
Опыт демократического развития. 112
ГЛАВА VII. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 114
§ 25. ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ 114
Япония после второй мировой войны. 114
Новые индустриальные страны. 116
Второй эшелон новых индустриальных стран. 117
§ 26. КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ 118
Строительство основ социализма в Китае. 118
Социально-политические эксперименты в КНР. 118
Курс прагматических реформ. 119
§ 27. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 121
Предоставление независимости и раздел страны. 121
Особенности политики модернизации. 121
Внешняя политика Индии. 123
§ 28. ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ 123
Национально-патриотическая модель развития. 124
Традиционализм в исламском мире. 125
Факторы единства исламских стран. 126
§ 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ 127
Крушение колониализма и апартеида. 127
Проблемы развития в Африке. 128
§ 30. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ 130
Проблемы модели развития в Латинской Америке. 130
Кубинская революция и ее последствия. 131
Модернизация и диктаторские режимы. 132
Демократизация 1990-х гг. 133
ГЛАВА VIII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ 134
§ 31. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА 134
§ 32. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 137
§ 33. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 140
ГЛАВА IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 142
§ 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 143
Военная угроза человечеству. 143
Проблема ресурсов и экологии. 143
§ 35. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ 146
Формирование транснациональных корпораций. 146
ТНК и национальное государство. 147
ТНК и международная интеграция. 147
Проблемы модернизации в новых условиях. 148
§ 36. «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА 149
Причины обострения противоречий в мировом развитии. 149
Этнические конфликты в современном мире. 150
Причины межэтнических конфликтов многообразны. 150
Проблема «конфликта цивилизаций». 151
§ 37. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 153
Возможности предотвращения экологической катастрофы. 153
Институты нового миропорядка. 154
Роль России в современном мире. 155
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1900-1999 ГГ. 156
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ 161

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска

«Средняя школа № 40» им. Г. К. Жукова

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МАОУ «СШ №40»

МАОУ «СШ №40» МАОУ «СШ №40» г. Хабаровск

г. Хабаровска г. Хабаровска Сунозов М. Д.

Протокол № ____________ ________________ _________________

от__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Всеобщая история» для 9-х классов

на 2016 – 2017 учебный год.

Ступень основного (общего) образования,

34 часа, базовый уровень

УМК «Новейшая история зарубежных стран, XX век» учебник для 9-х классов,

Н. В. Загладин Новейшая история зарубежных стран, XX век ( М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 )

Составитель; учитель истории

Черникова Александра Андреевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для 9 класса составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и примерной программой по истории, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году, авторской программой: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран, XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007

Курс по Новейшей истории зарубежных стран раскрывает взаимосвязи и взаимообусловленность тенденций, процессов и основных событий Новейшей истории, имеющих решающее значение для современного развития человечества. Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок - ролевая игра, урок - практикум. В основе программы обучения лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий. Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов, понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.

Видами и формами контроля являются : текущий, периодический и итоговый. Устный контроль, практическая работа, дидактические тесты, карточки-задания, контрольная работа с исторической картой, работа с текстом учебника, составление хронологических задач.

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

При изучении курса Всеобщей истории 20-начала 21 века необходимо реализовывать следующие задачи на пути достижения общих целей основного среднего образования:

Познакомить учащихся с основными событиями Всемирной истории 20-начала 21 века;

Расширить представления школьников об основных источниках знаний по Всеобщей истории, выявить их специфику для 20 века, начала 21 века;

Продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);

Научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

Способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважению к истории, культуре, традициям народов мира, стремление сохранять памятники прошлого мировых цивилизаций;

Содействовать формированию у учащихся целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

Показать как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;

Подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей;

На конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счет внешней экспансии, агрессии;

Показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств;

В контексте событий, повлиявших на все человечество, выявить роль и место России в мировом развитии в XX веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков (активизирована на практическую деятельность ребенка по познанию мира, самопознанию, самоопределению). Широко используются и межпредметные и межкурсовые связи.

Требования к уровню подготовки учащихся .

При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

Хронологические знания и умения:

1. Называть даты важнейших событий. Хронологические рамки. Периоды значительных событий и процессов.

2. соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание фактов:

1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Работа с источниками:

2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

1. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, участниках;

2. Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи;

3. На основе текста и иллюстрации учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;

Анализ, объяснение:

1. Соотносить факты и явления;

2. Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

3. Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

4. Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5. Сравнивать исторические события и явления, находить общие и отличительные черты;

6. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

7. Характеризовать роль личности в истории на примере исторических персонажей.

Программа: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007

Учебник: Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2008- 2009

Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебные недели - 1 час в неделю = 34 часа в год

Распределение учебного материала

Наименование раздела

Кол- во часов

Темы контрольных работ

Дата проведения

Введение

Человечество после Первой мировой войны

Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

Мир в межвоенный период

Человечество во второй мировой войне

Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века

Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

Мир во второй половине XX- начале XXI века

Наука и культура в XX- XXI веке

Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

Итого

Содержание программы

Тема «Человечество после Первой мировой войны»

Противоречия между странами победителями. Версальская система и ее противоречия. «Русский вопрос». Парижская и Вашингтонская конференции. Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны. Национально-освободительные движения в Азии в 1920-х годах.

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е годы. Социал- демократы. Коммунисты.

Тема «Ведущие страны Запада: от процветания к кризису»

Причины кризиса. Президент Рузвельт. Новый курс Рузвельта. Кейсианство Фашистские движения. А. Гитлер и Муссолини. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаризм в Японии.

Национальное правительство в Великобритании. Народный фронт во Франции. Милитаризм и пацифизм.

Тема «Человечество во второй мировой войне»

Начальный период войны. Новый порядок в Европе и Азии. Движение сопротивления. Странная война в Европе. Разгром Франции. Битва за Англию. Антигитлеровская коалиция. СССР и Германия накануне войны. Нападение Германии на СССР Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии на Тихом океане вступление США в войну.

Трудный путь к победе. Значение советско-германского фронта. годы решающих битв. Роль СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Начало холодной войны.

Тема «Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Истоки холодной войны. Военно-политические блоки. План Маршалла. Холодная война в Азии. Крушение колониальной системы. Локальные конфликты. Международная безопасность.

Гонка вооружений. Советско-американские отношения. Разрядка. Германский вопрос. Новый миропорядок. Поиск компромисса.

Тема «Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века»

США. Великое общество всеобщего благоденствия. Президенты США и их политика. США на современной карте мира. Европа. Экономическое чудо Западной Германии. Кризисы 70-х годов.

Неоконсерваторы. Спад неоконсервативной волны. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюз.

Тема «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке»

Гражданская война в Китае. Строительство социализма. Большой скачок. Культурная революция. Китай на пути модернизации и реформирования. Курс прагматических реформ.

Япония и новые индустриальные страны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны. Второй эшелон новых индустриальных стран.

Латинская Америка: между тоталитаризмом и демократией

Обретение независимости и самостоятельности. Особенности политики модернизации. Внешняя политика Индии.

Тема «Наука и культура в XX - XXI веке»

Общественная, политическая мысль, идеология Модернизм и неомодернизм. Театральное искусство Массовая культура Истоки массовой культуры. Противоречия массовой культуры. Массовая культура и национальные традиции.

Тема «Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия»

Глобальные проблемы современности и способы их разрешения. Конфликты 20 века. Как не допустить новых политических и военных конфликтов. Интеграционные процессы в мире. Понятие интеграции. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюза. Современная Европа.

Учебно-методическое обеспечение

    Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах М.,Лист, 2005г.

    Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX -начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.

    Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: задания, тесты, задачи. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 168 с.

    Прокофьев А.М. Тесты по всеобщей истории (XX в.): дидактический (раздаточный) материал. – Казань: Лицей-интернат № 7, 2005. – 33 с.

    О.С.Сороко-Цюпа. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история. 1918-1999». 9 класс. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.

    Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 173 с.

Календарно - тематическое планирование курса «Всеобщая история, XX век»,

9 класс.

Основные

понятия и термины

Форма текущего и итогового контроля

Корректировка

Введение. Каким был XX век в истории человечества?

с. 5-7, понятия, сообщение или коллаж «Рекорды XX века»

Глава 1. Человечество после Первой мировой войны (3 часа)

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

Вопросы к § 1.

Революционное движение в Европе и Азии после 1 мировой войны

Вопросы к § 2, сравнительная таблица «Революции 1917-1919 гг»

«Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

Вопросы к § 3. Подготовить биографию Рузвельта

Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (5 часов)

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и новый курс Рузвельта

Вопросы к § 4, вопросы.

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

Вопросы к § 5, вопросы

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

Вопросы к § 6. Сравнить политику Рузвельта и Народного фронта.

Милитаризм и пацифизм на международной арене

Вопросы к § 7-8. Повторить § 1-7.

Контрольная работа «Мир в межвоенный период»

с. 76, вопросы перед §, кроссворд по теме

Глава 3.Человечество во второй мировой войне (4 часа)

Начало мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления

Вопросы к § 9.

Формирование антигитлеровской коалиции. Трудный путь к победе

Вопросы к § 10 – 11. сообщения «Международные процессы: Нюрнберг, Токио, Хабаровск»; Черчилль, Сталин, Рузвельт, де Голль, Тито, Гитлер, Муссолини

Завершение и итоги Второй Мировой войны

Вопросы к § 12.

Контрольно - обобщающий урок «Новейшая история зарубежных стран. Первая половина XX века»

Контрольный тест, кроссворд

Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (3 часа)

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков

Вопросы к §13. Почему началась «холодная война, кто виноват»

15.

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

Вопросы к §14

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение

Вопросы к §15, исторические лица эпохи.

Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века (7 часов)

Становление социально ориентированной экономики в странах

Вопросы к §16. Американские президенты и их политика

Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.

Вопросы к §17. примеры «политического маятника» (одна из стран), исторические портреты

Возникновение информационного общества

Вопросы к §19.

Эволюция политической мысли во второй половине ХХ века.

Вопросы к § 18. Лабораторная работа

Восточная Европа: долгий путь к демократии

Вопросы к § 20. Сравнительная таблица

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

Вопросы к § 21, таблица.

Содружество Независимых Государств в мировом сообществе

Вопросы к § 22.

Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (5 часов)

24, 25

Страны Азии на пути модернизации

Вопросы к §23 – 26.

Исламский мир: единство и многообразие

Вопросы к §26, лабораторная работа

Африка и Латинская Америка во второй половине XX в.

Вопросы к §27, 28, хронологическая таблица, исторические портреты

Повторительно - обобщающий урок «Мир во второй половине XX - начале XXI века

Контрольная работа.

Глава 7. Наука и культура в XX- XXI веке (2 чаcа)

Научно- технический прогресс и общественно - политическая мысль

Вопросы к §29, 30.

Основные направления искусства и массовая культура

Вопросы к §30, подготовка к уроку-дискуссии.

Глава 8. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия (4 часа)

31, 32

Глобализации, тенденции и проблемы современного мира

Вопросы к §31,32,эссе

33, 34.

Итоговое занятие по курсу

обобщение изученного в 9 классе

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.
Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века — около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.
Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850—1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.
Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.
Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.
В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) — прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического — человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.
Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.
В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.
В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.
Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.
Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.
В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва
«Русское слово»
1999

Загладин Н.В.
Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.
ISBN 5-8253-0015-5
Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.
ББК 63.3(0)
ISBN 5-8253-0015-5
Загладин Н.В., 1999
Ларина Л.И., 1999
Якубовский С.Н., 1999
ООО *ТИД «Русское слово—РС», 1999.

Новейшая история зарубежных стран. XX век. Н.В. ЗАГЛАДИН

Учебник для учащихся 9 класса

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

Введение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века - около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850-1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза - с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.

Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.

В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) - прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического - человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.

Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.

В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.

В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» - стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.

Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.

Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.

В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

- (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

- (от история (см.) и греч. grapo пишу, букв. описание истории) 1) История ист. науки, являющейся одной из важнейших форм самопознания человеческого общества. И. наз. также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической… … Советская историческая энциклопедия

- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …

- (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв … Советская историческая энциклопедия

- (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия

- (România) Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România). I. Общие сведения Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем … Большая советская энциклопедия

- (България) Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България). I. Общие сведения Б. государство в Юго Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С.… … Большая советская энциклопедия

Королевство Швеция, гос во на С. Европы. Швед, название страны Sverige, где sve от этнонима (др. сканд. svein, русск. свей) наименования одного из крупных др. швед, племен и rige государство. См. также Свеаборг. Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

Королевство Швеция, государство в Северной Европе, занимающее б253льшую часть Скандинавского п ова. Территория страны вытянута с севера на юг на 1500 км. Площадь 400,9 тыс. кв. км, 1/7 часть расположена за Северным полярным кругом. Граничит на… … Энциклопедия Кольера

- (Србия – Црна Гора; Srbija – Crna Gora), гос во на ЮВ. Европы, на Балканском п ове, пл. 102,2 км²; состоит из 2 республик: Сербия (включает области Косово и Воеводина) и Черногория. Столица – Бе … Географическая энциклопедия



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ