Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Основные составляющие современного российского экономического механизма в области природопользования и регулировании антропогенного влияния на окружающую среду

В современных условиях можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

  • 1. мягкий, либеральный механизм - направлен на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на устранение причины их возникновения, почти не влияет на темпы и масштабы экономического развития (техногенный тип развития экономики).
  • 2. стимулирующий механизм - развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности, способствует увеличению производства на базе новых экологизированных технологий, позволяет рационально использовать природные ресурсы.
  • 3. жесткий "подавляющий" - использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.(подавляет экономическое развитие)

В чистом виде эти механизмы не существуют, обычно встречаются различные комбинации. Существующий в России экономический механизм природопользования можно отнести к мягкому типу.

В настоящее время в России разработана совокупность экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды:

· платежи за природопользование (ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды)

В России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

  • · финансово-кредитные инструменты (фонды воспроизводства природных ресурсов, методы льготного кредитования природоохранных мероприятий, займы, субсидии, режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования, экологические и ресурсные налоги, механизм страхования экологических рисков);
  • · рыночные инструменты (рыночные цены на природные ресурсы, рыночная интервенция органов власти для поддержки "зелёных" секторов рынка, механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды, залоговая система, прямые рыночные переговоры, добровольные природоохранные соглашения).

Современное российское экологическое законодательство.

Общественные отношения в области взаимодействия общества и природы регулируются экологическим законодательством. Современное российское экологическое законодательство представлено Конституцией РФ, ФЗ "Об охране окружающей среды", "Земельным кодексом РФ", "Водным кодексом РФ", "Лесным кодексом РФ", законом РФ "О недрах", законом РФ "О животном мире", законом РФ "Об экологической экспертизе", законом РФ "Об ООПТ" и др. законами и подзаконными актами. Перечисленные нормативно-правовые акты (НПА) содержат эколого-правовые нормы, представляющие собой общие правила поведения, предусмотренные для определенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное повторение.

Систему экологического законодательства можно представить следующим образом:

  • 1. верхний и самый основной уровень представлен НПА экологического законодательства во главе с ФЗ "Об ООС", а также иными правовыми актами законодательства об охране окружающей среды.
  • 2. далее следуют НПА природноресурсового законодательства, т.е. акты об использовании и охране природных ресурсов (ЗК, ЛК, ВК, ФЗ "о недрах", ФЗ "о животном мире" и т.д.) .
  • 3. замыкают данный круг акты иных отраслей законодательства или экологизированные (конституционные, гражданские, административные, уголовные)

В КРФ отражены основополагающие положения в области экологической политики государства, определяет экологические права (статья 42) и экологические обязанности (статья 58) гражданина, указывает на компетенцию РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (статья 71) и совместную компетенцию РФ и ее субъектов (статья 72) в данной сфере. Также среди экологических норм важное место занимают положения о праве собственности на природные ресурсы (статьи 9, 36)

1. Закон РФ "Об охране окружающей среды"

ФЗ "об ООС" определяет правовые основы государственной политики в области ООС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ООС и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ "об ООС" регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2. "Земельный кодекс РФ"

ЗК РФ - кодифицированный НПА являющийся основным источником земельного права в России. Регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

  • · Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы);
  • · Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей);
  • · Как недвижимое имущество;
  • · Как объект права собственности и иных прав.
  • 3. "Водный кодекс РФ"

ВК РФ - кодифицированный НПА, являющийся основным источником водного права в РФ. ВК РФ регулирует водные отношения, определяет основные принципы, виды водных объектов, участников водных отношений, полномочия органов государственной власти РФ и органов гос.власти субъектов РФ в области водных отношений, право собственности и иные права на водные объекты, виды водопользования, охранные мероприятия водных объектов и ответственность за нарушение водного законодательства.

4. "Лесной кодекс РФ"

ЛК РФ - это кодифицированный НПА, являющийся основным источником лесного права в РФ. ЛК РФ регулирует отношения в сфере лесопользования, определяет основные принципы, участников, право собственности и иные права, использование лесов, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоустройство, предоставление лесных участков в пользование, полномочия органов государственной власти РФ и органов гос. власти субъектов РФ в области лесных отношений, ответственность за нарушение лесного законодательства и др.

5. Закон РФ "О недрах"

Закон РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "о недрах" регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Закон "о недрах" содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

6. Закон РФ "О животном мире"

ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Определяет животный мир как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

7. Закон РФ "Об экологической экспертизе"

ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

8. Закон РФ "Об ООПТ".

ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об ООПТ" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Основные международно-правовые документы в области регулирования природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.

Сотрудничество государств в области международно-правового обеспечения охраны окружающей среды идет по следующим направлениям:

  • · охрана воздушной среды, климата, озонового слоя;
  • · защита животного и растительного мира
  • · охрана Мирового океана

Охрана воздушной среды, климата, озонового слоя

  • 1979г. - Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии.
  • 1992г. - Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Цель: стабилизация парникового эффекта на уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую среду.
  • 1985 г. - Венская Конвенция об охране озонового слоя Цель: принятие государствами мер для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя. В этих целях участники Конвенции:
    • · осуществляют сотрудничество и исследования, обмениваются информацией о состоянии озонового слоя, воздействии на него деятельности человека и последствиях, связанных с изменением озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды;
    • · принимают законодательные или административные меры и сотрудничают в области контроля, ограничения, сокращения и предотвращения деятельности, наносящей урон состоянию озонового слоя;
    • · сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов в целях эффективного выполнения Коневенции.
  • 1987г. - Монреальский Протокол. Цель: защита озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, приводящих к его истощению. (направлен на повышение роли и значения Венской конвенции)
  • 11 декабря 1997г. - Киотский Протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, (ратифицирован Россией 4 ноября 2004 г). Цель: стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Указанные в Киотском Протоколе инструменты затрагивают не только природоохранную сферу, но и способны оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие государств, а также на их коммерческие и торговые взаимоотношения с другими членами мирового сообщества. К числу наиболее значимых положений Киотского Протокола следует отнести те, которые конкретизируют процедуру и порядок торговли единицами сокращений выбросов парниковых газов.

Защита животного и растительного мира .

Целью международного сотрудничества является сохранение дикой флоры и фауны и их природных районов обитания.

Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая и мигрирующие. Государства берут на себя обязательства осуществлять меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на необходимом уровне.

Международные договоры, действующие в этой области, можно разделить следующим образом:

  • 1) договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом:
  • 1933 - Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии;
  • 1972 - Конвенция об охране культурного и природного наследия;
  • 1973 - Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения;
  • 1979 - Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных;
  • 1983 - Соглашение о тропических лесах;
  • 1992 - Конвенция о биологическом разнообразии и др.;
  • 2) договоры, охраняющие одну популяцию:
  • 1946 - Международная Конвенция по регулированию китобойного промысла;

Соглашение о сохранении белых медведей и др.

Охрана Мирового океана.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду, не допускать, чтобы их действия угрожали другим странам и морской среде посредством загрязнения и не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой, равно как и не превращать один из видов загрязнения в другой.

В последней четверти XX в. был подписан целый ряд международных договоров, целью которых стала охрана Мирового океана:

  • 1972 - Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации;
  • 1992 - Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики;
  • 1992 - Конвенция по защите Черного моря от загрязнения и др.

С начала 1970-х гг. действует экологическая программа ООН "Региональные моря", объединившая усилия 120 государств, совместно использующих 10 морей.

Важные природоохранные соглашения заключены под эгидой Европейских сообществ:

  • 1979 - Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 г.;
  • 1987 - Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф;
  • 1968 - Европейское Соглашение о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах.

Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов.

Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов.

Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

ЛЕКЦИЯ 4.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы мероприятий:

1) Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2) Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

3) Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4) Юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательство объектом правовой охраны выступает природная среда.

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В экологическом законодательстве выделяются общая (или природоохранная) и особенная (или природоресурсная) части.

В общую часть входят: Закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об экологической экспертизе», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Особенная часть включает в себя: Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон «О недрах», Закон «О животном мире», Закон «Об охране атмосферного воздуха» и др.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также международно-правовые акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Центральное место среди экологических норм в ней занимает ст.9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.



В Конституции РФ также есть две очень важные нормы, одна из которых (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Так, согласно ст.72, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Основным в системе экологического законодательства является в настоящее время Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные его положения явились основой для других нормативных природоохранных актов.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I разделе Закона. Согласно этому разделу объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные.

В этом же разделе определена компетенция государственных органов в экологической области.

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во II разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны среды отражен в III разделе Закона. В нем раскрывается принцип платности за природопользование и загрязнение среды. При нанесении ущерба среде плата не освобождает природопользователя от обязанности восстановления нарушенного объекта.

Важное место в экономическом механизме охраны среды имеет ст.18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии на комплексное природопользование.

Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем их видам должны утверждаться специально уполномоченными органами РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Перед заключением договора на природопользование должна проводиться государственная экспертиза, выводы которой обязательны как при заключении договора и определении его условий, так и при применении экономических и иных санкций к природопользователю. В Законе предусматривается и общественная экологическая экспертиза, выводы которой становятся юридически обязательными, если они утверждены органами госэкспертизы.

Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI-VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII-IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия устанавливают высшие органы РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная или иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Особо выделены в Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которые введены округа санитарной охраны и которые рассматриваются как особо охраняемые территории вокруг городов и поселков.

В X разделе Закона регламентируется экологический контроль, который является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и специально уполномоченными органами.

Экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям отведено достаточно много места в разделе XI Закона.

Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды устанавливается в XII разделе Закона.

Ответственность за экологические нарушения в разделе XIII подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную – для физических и юридических лиц, административную и гражданско-правовую – для учреждений, предприятий и организаций.

Анализ практики применения экологического законодательства свидетельствует о том, что часто применяемой мерой ответственности за экологические правонарушения является административное взыскание. Оно подразумевает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда. Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

В современных условиях хозяйствования повышается значение мер уголовной ответственности.

Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением , предписан XIV разделом Закона.

Отдельный раздел Закона (раздел XV) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды.

В качестве примера особенной (природоресурсной) части экологического законодательства рассмотри основные положения Закона «О недрах».

Он состоит из семи разделов:

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Пользование недрами

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования

Раздел V. Плата при пользовании недрами

Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего закона

Раздел VII. Международные договоры

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Раздел I. Общие положения

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Раздел II. Пользование недрами

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное;

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 9. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

Статья 10. Сроки пользования недрами

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование:

для геологического изучения - на срок до 5 лет;

для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 20 лет;

при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Раздел III. Рациональное использование и охрана недр

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования

Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Раздел V. Плата при пользовании недрами

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

Пользование недрами является платным, за исключением некоторых случаев. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий ;

2) платежи за пользование недрами ;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы ;

4) акцизы .

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах.

Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего закона

Статья 49. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Административное регулирование природопользованием охватывает ряд методов управления, среди которых следует выделить: экологическое нормирование и экологические стандарты, прямые запреты, экологические сертификаты, разрешения и лицензии.

В условиях рыночной экономики основную роль в существующем механизме административного регулирования природопользованием играет экологическое нормирование.

Экологическое нормирование – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

Норма – это мера воздействия.Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности человека.

В соответствии с Законом к содержанию нормативов сформулированы следующие общие требования:

Экологическая безопасность населения;

Сохранение генетического фонда;

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским, технологическим и научно-техническим.

Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе; технологические показатели оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его характеристикам.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характера и сами по себе они не обладают юридической силой. Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентными органами (Министерством здравоохранения и Министерством природных ресурсов РФ).

Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида: санитарно-гигиенические, производственно-технические и комплексные.

Санитарно-гигиенические нормативы – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий, санитарных защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия.

К данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

ПДК – это та наибольшая концентрация веществ в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при достаточно длительном воздействии не оказывает влияния на здоровье и не вызывает оставленных эффектов (не сказывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от времени действия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные , устанавливающие среднюю концентрацию вредных веществ, и максимально разовые , фиксирующие максимальное значение концентрации загрязнителя в течение суток.

Производственно-технические нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ).

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву.

Предельно допустимые выбросы определяют по каждому источнику выбросов, т.е. поступлению вредных веществ в атмосферу, или сбросов, т.е. поступлению вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

К комплексным нормативам качества относятся предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон.

ПДН – это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий.

Региональные нормы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. К примеру, известны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, которые устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, на развитие хозяйственной деятельности.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.

Концепция экологического нормирования лежит в основе установленных экологических стандартов.

Система экологических стандартов подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований.

Стандарты качества окружающей среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв, других природных компонентов. Они опираются на гигиенические нормы и используют понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДД) содержания вредных веществ.

Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. Они устанавливают предельно допустимые эмиссии (т.е. предельно допустимые выбросы и сбросы) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника исходя из условий непревышения ПДК этих веществ на конкретной территории (в контрольных точка) при суммировании сбросов (выбросов) всех источников.

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основного производственного процесса, так и очистным.

Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к качеству готовой продукции.

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются нормами и стандартами и представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они применяются в крайних случаях, когда производство наносит непоправимый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), которые невозможно снизить до безопасного уровня технологически или экономически. Таким образом, эффективным становится только полное запрещение производства. Например, в настоящее время зепрещено производство и применение ДДТ, хлорфторуглеродных соединений, фреонов и др. Полному запрещению может предшествовать ограничение воздействия: введение лимитов и квот на форму воздействия (лимит выпуска конечной продукции, квота на потребление отдельных видов первичных ресурсов, использование пестицидов, токсичных материалов и т.п.).

Экологические сертификаты или лицензии представляют собой документ на право осуществления экологически безопасной деятельности. Объектами экологической сертификации являются: объекты окружающей природной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы); отходы производства и потребления; технологические процессы; услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждения вреда окружающей среде (экологические услуги); товары. Сертификаты на использование земель и воды даются при дефиците этих ресурсов для ранжирования потенциально конфликтующих природопользователей в целях максимальной эффективности природопользования. Сертификаты или лицензии выдаются природопользователям в том случае, если для них определены лимиты воздействия.

Разрешения и лицензии могут носить временной или разовый характер. Они необходимы для природопользователей, которые желают активно работать в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы и сбросы.

Лицензия (или разрешение) – документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса, а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование , представляющих собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании . В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде.

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рискованных операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический аудит – это объективное, систематическое, документированное и регулярно повторяемое обследование состояния окружающей среды на предприятии с целью выявления экологических проблем и потенциальных обязательств, связанных с передачей имущества и текущими операциями.

Объектами экологического аудита являются:

Имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование и пр.);

Системы управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

Текущие операции предприятия (производственные, коммерческие и др.);

Программы охраны окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и пр.

Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятия явно угрожает окружающей среде и населению, по решению органов исполнительной власти может быть проведен принудительный аудит.

Основные функции экологического аудита:

1) оценка текущей деятельности компании с точки зрения экологического законодательства;

2) обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования и управления;

3) проверка решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране окружающей среды;

4) укрепление доверия к предприятию со стороны общественности, акционеров, правительства.

Таким образом, государственный контроль постепенно уступает место «самоконтролю», который выражается в распространении экологического аудита.

Международный опыт проведения экологического аудирования позволяет выделить некоторые его уровни и разновидности:

Экологическое аудирование транснациональных корпораций;

Экологическое аудирование, инициированное на уровне государственных структур;

Отраслевое (корпоративное) экологическое аудирование;

Внутреннее аудирование предприятий.

При этом отраслевое экологическое ацдирование подразделяется на:

Структурное (оценивается верность следования общему экологическому курсу отрасли);

Проблемное (исследуется конкретная экологическая проблема отрасли, например, влияние деятельности нефтедобывающего комплекса на деградацию экосистемы тундры);

Деятельностное (анализируется влияние на окружающую среду некоторого вида деятельности, отрасли, например, морских перевозок нефти);

Территориальное (региональное).

Экологический аудит в России пока не получил широкого распространения, однако для этого есть объективные предпосылки, в том числе активное привлечение иностранных инвестиций. Солидных зарубежных инвесторов, как правило, не устраивает состояние основных производственных фондов с точки зрения экологических характеристик. Кроме того, проведение экологических аудитов предприятий является обязательным условием представления займов и кредитов международными финансовыми институтами.

Законодательство в области охраны природы включает следующие правовые документы:

Конституция РФ (1993);

Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

Нормативные акты министерств и ведомств;

Нормативные решения органов местного самоуправления.

В течение 1990-х гг. и начале XXI в. в России принят ряд законов и кодексов, в том числе Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002), который лежит в основе природоохранного законодательства и охраны окружающей среды.

Экологическое законодательство

Общая часть Особенная часть

Закон «Об охране окружающей среды» Земельный кодекс

Закон «Об экологической экспертизе» Водный кодекс

Закон «Об особо охраняемых территориях» Лесной кодекс

Закон «О санитарно-эпидемиологическом Закон «О недрах»

благополучии населения» Закон «О животном мире»

Закон «Об охране атмосферного

воздуха»

В 1995 г. были приняты федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О радиационной безопасности населения», «»О животном мире», Водный кодекс РФ. В 1992 г. был принят Закон РФ «О недрах», в 1993 г – Основы законодательства РФ по охране здоровья и указ о федеральных природных ресурсах, в 1996 г. – указ о концепции перехода РФ к устойчивому развитию, в 1997 г. – Лесной кодекс РФ. В 1998 г. – закон РФ «Об отходах производства и потребления», в 1999 г. – Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха», в 2001 г. – Земельный кодекс РФ.

Природа всеобща и едина, она не знает государственных границ. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны вызывает ответную реакцию в сопредельных. Примером является чернобыльская ядерная катастрофа – она охватила своими последствиями не только Россию, Украину и Белоруссию, но и многие европейские страны.

Первый закон об охране окружающей среды вышел в 1273 г. Он запрещал использование каменного угля для топки жилищ в Лондоне. В России при Петре I были приняты ряд указов направленных на рациональное использование и восстановление лесов, запрещение хищнического лова рыбы, отстрела лосей в окрестностях Санкт-Петербурга. Петр I велел делать опись лесов от больших рек на 50 верст, от малых рек 30 верст по обе стороны от реки – эти леса объявлялись заповедными.

Закон РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» стал комплексным законом, охватывающим все аспекты природопользования.

Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены в Конституции РФ (1993).

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который задумывался как головной комплексный законодательный акт.

В 1991 г. выходит закон «Об охране окружающей среды». В последней его редакции следующие статьи (2000):

Статья 11. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия природной среды.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от от неблагоприятного воздействия природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением в судебном порядке ущерба, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения среды обитания, государственным контролем за состоянием среды, соблюдением природоохранного законодательства, привлечение лиц виновных в экологических правонарушениях.

Статья 12. Полномочия граждан в области охраны окружающей среды.

Граждане обязаны:

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологический последствий, оздоровления и услуг качества окружающей среды.

Принимать в охране окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане имеют право:

Создавать общественные организации по охране окружающей среды, фонды, общественные организации.

Вступать в члены этих организаций и фондов, вносить свои трудовые сбережения.

Принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей среды.

Излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.

Требовать от соответствующих органов полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охране.

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов.

Ставить вопрос об ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим законом.

Дисциплинарная ответственность – применяют за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, за нарушение нормативов качества. Руководители предприятий, работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды.

Материальная ответственность – должностные лица и работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятием.

Административная ответственность – должностные лица, предприятия, учреждения платят за несоблюдение стандартов, норм; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы; за нарушение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве и т.д.; за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, памятников природы, истощении и разрушении природных комплексов. Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:

Граждане – от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ;

Должностные лица – от трехкратного до двадцати кратного размера минимальной месячной оплаты труда в РФ;

Предприятия – от 50 000 до 500 000 рублей.

Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

Уголовная ответственность – должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических правонарушениях, посягающие на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК России.

Чаще всего применяется административное взыскание. Штрафы очень низкие, снисходительность к виновникам экологических преступлений, низкая экологическая культура граждан. Отношение к экологическим законам является индикатором общей культуры. Ежегодно государственные природоохранные органы обследуют до 30 000 предприятий. В 20-30% выявляются правонарушения. Привлекается к ответственности несколько тысяч человек, сумма штрафов сотни млрд. рублей. Уголовных дел 10-13 на всю страну ежегодно.

Кадастры.

Для управления и планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию нужен строгий учет природных ресурсов. Такой учет и информация о природных ресурсах дана в кадастрах.

17.1. Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования

Российское природоохранное законодательство имеет давнюю историю: при Иване Грозном был издан Указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова (Подмосковье), где находились царские охотничьи угодья.

В последующем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Очевидно, что Россия – одно из первых государств, находящихся у истоков природоохранного законодательства. В начале ХХ в. были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После революции 1917 г. также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение («Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на охотничье ружье» и др.). В советское время был принят ряд законов о создании заповедников, заказников, национальных парков.

Современное общество выработало комплекс специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К таковым относятся: наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, создание особо охраняемых природных территорий, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, экологическое лицензирование, экологический аудит.

Экологическое право – это совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предмет экологического права – общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.

Субъекты экологических правоотношений – 1) природопользователи; 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; 3) общественные объединения экологического профиля (т. е. общественный контроль); 4) органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере экологических правоотношений.

Основной метод экологического права – метод экологизации, способствующий устойчивому равновесию между природой и развитием человеческого общества.

Элементы метода – 1) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, которые осуществляют контрольное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экосистем; 2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей; 3) регламентация правил природопользования, которые обусловлены спецификой объекта природопользования и правовым статусом природопользователя; 4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Система экологического права включает отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Экологическое право как наука – это система знаний об экологическом праве как отрасли права.

Экологическое право как учебная дисциплина – система знаний об экологическом праве, соответствующая программе образовательного учреждения и требованиям Государственного образовательного стандарта.

Отрасль экологического права базируется на эколого-правовой норме – общем правиле, предусмотренном для определения круга лиц и рассчитанном на неоднократное применение.

Источниками экологического права являются нормативные документы.

Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды.

Различают нормы-принципы (основополагающие начала охраны окружающей среды) и нормы-приоритеты (правовые имущества при пользовании природными объектами для сохранения высокого качества окружающей среды). Нормы-приоритеты могут быть отраслевого, межотраслевого и экологического уровня. По содержанию эти правила подразделяются на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, уполномочивающие, разрешительные и обязывающие.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиняемого его здоровью. В Конституции определены организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, установлены обязанности граждан по отношению к окружающей среде, охране природных богатств.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется двумя основными положениями Конституции РФ: 1) экологическим воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.

Права граждан включают:

Возможность запроса о предоставлении достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране;

Требования отмены решения о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов;

Привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, кодексы: водный, земельный, лесной.

Систему экологического законодательства возглавляет федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при использовании объектов ионизирующих излучений.

Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Федеральный закон «О живом мире» (1995 г.) определяет эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) содержит правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования отражены также в федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

3. Указы и распоряжения Президента, постановления правительства охватывают область вопросов экологии и природопользования. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по различным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды.

Предыдущая


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ