Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В 1881 году 19 века в России издается альманах под названием «Праведники». Некоторые страницы его перепечатываются в журнале с названием «Русь». В этом издании был напечатан также сказ Николая Лескова «Левша». Представляем краткое содержание рассказа «Левша» и анализ его главного героя.

В рассказе речь идет о том, что русский император Александр 1 посещает Англию.

Во время визита вниманию русского царя представляют много разных диковинных вещей, но самой замечательной является блоха, которая танцует.

Императору очень понравилась этакая забава. Он ее покупает и привозит в Россию…

Идет время, теперь уже Россией правит Николай 1.

Чтобы укрепить веру в превосходство русских умельцев над другими, он находит блоху, некогда привезенную своим предшественником. А после по стране объявлены поиски умельца, который бы смог подковать насекомое — чудо инженерной мысли.

Ищут такого человека довольно долго, но все-таки в Туле находят мастера по прозвищу Левша, который выполняет требование царя, а потом по его приказу едет в Англию, чтобы продемонстрировать свое умение заграничным ювелирам.

После удачной поездки он благополучно прибывает в Россию, но по возвращении начинает сильно злоупотреблять спиртным и в итоге погибает.

Содержание

Суть рассказа заключается в том, что Россия всегда славилась талантливыми людьми. Кроме того, они во все времена были патриотами своей родины.

Главный герой из рассказа Лескова «Левша» отказывается от предложения жениться на английской девушке и возвращается домой.

В настоящее время имя литературного персонажа стало афористичным. Талантливого человека, создающего удивительные вещицы, называют Левшой.

Главы 1-5

Александр 1 после подведения итогов войны с Наполеоном едет в турне по европейским странам. Во всех городах царю демонстрируют разные удивительные вещи, созданные руками местных мастеров.

Русский царь восхищается всем увиденным. Рядом с ним атаман Платов, который считает, что в России можно найти умельцев не хуже. В конце первой главы царь приезжает в Англию.

В Англии Александру 1 показывают немало удивительнейших вещиц, от вида которых он приходит в восторг. Платов же, наоборот, пытается принизить достоинства англичан. Самый яркий эпизод, когда русскому царю демонстрируют «пистолю» и говорят, что выполнили ее «англицкие» ювелиры.

А Платов открывает у этого изделия замок и показывает царю надпись, которая говорит, что выполнена вещь в России, а именно в Туле. Англичане остаются в замешательстве.

И в ней император со своим подчиненным видят металлическую блоху.

Ее можно заводить ключиком, и она будет двигаться и даже танцевать. Русский царь за миллион покупает изделие. Ее он бережно упаковывает в футляр. А после едет в Россию.

По приезде в свои владения Александр занимается делами и не вспоминает о покупке, а она все это время находится в футляре. Затем император умер, а футляр был отдан его супруге. А уж вдова передала его вместе с блохой новому государю Николаю 1.

Он долгое время пытается понять, зачем брат так долго хранил диковину. Прозрение пришло лишь когда в царские покои пожаловал старый атаман Платов. Он объясняет Николаю, что к чему, и демонстрирует умения насегомого.

Николай 1 после этого говорит, чтобы Платов поехал к русским умельцам и попросил их создать что-то более совершенное.

Платов думает, что лучше, чем тульские умельцы никто не осуществит задумку правителя. Поэтому-то он и едет в Тулу.

Местные ювелиры соглашаются помочь, но при условии, что блоха останется у них какое-то время.

Платов безуспешно пытается выяснить, зачем им это нужно, но так и не получает ответа. Насекомое остается в Туле…

Главы 6-10

Атаман Платов покидает Тулу, а три самых умелых мастера, среди которых был и Левша, уходят из города. Местные думают, что уходят они, потому что ничего не придумали, но на самом деле они стараются уединиться, чтобы им никто не мешал.

Умельцы идут в Мценск, где в храме есть икона Николая Чудотворца. Они помолились перед чудотворной иконой и вернулись назад в Тулу. Там они уединились в доме.

Местным было очень любопытно, что же происходит там, за закрытыми дверями? Они всячески выманивали мастеров на улицу, но те увлеченно работали и не слушали никого.

В то время, что русские мастера мудрили с блохой, Платов был на Дону. Там он вел деловые переговоры.

После их окончания приехал обратно в Тулу, но лично к оружейникам не пошел, а отправил нарочных.

Нарочные прибывают к дому мастеров тульских. Они стучат в их дверь, а также в окна. Но мастера работают увлеченно и не открывают.

В итоге нарочные снимают крышу с дома и говорят, чтобы оружейники шли к атаману. В это время работа успешно была завершена.

Платову блоху вернули. Он стал расспрашивать, что мастера с блохой делали, ведь он не видит их наработок. Они ответили, что только император может по достоинству оценить их старания.

Атаман рассердился на такие речи, со зла кинул героя в тарантас и увез с собой к императору. Когда приехали, то атаман пошел к царю, а Левша остался при входе в царские покои.

Главы 11-15

Атаман говорит обо всем и ни о чем, думая, что царь о блохе позабыл. Но Николай помнит о своем распоряжении и приказывает представить работу оружейников. Атаман объясняет, что вроде мастера ничего нового с блохой не сделали. И тогда император принимает решение лично рассмотреть блоху.

Император осматривает блоху, заводит ее механизм, но насекомое не шевелится. Платов видит все это и приходит в ярость: бежит к мастеру, избивает его и обвиняет в том, что блоху сломали.

Левша не поддается на провокации и упорно твердит, что работу можно увидеть, лишь глядя в специальный прибор.

Левша предстает пред очами царя-батюшки и объясняет смысл проделанной работы. Оказывается, блоха теперь подкована. Царь очень возрадовался, ведь теперь русские мастера стали на позицию выше, чем иностранные.

Русский царь принимает решение послать героя в Англию, чтобы продемонстрировать умения «тамошним» умельцам. Герой соглашается, получает от императора новую одежду и едет.

Приехав в Англию, мастер пока остается в гостинице, а курьер отправляется к местным умельцам с блохой. Англичане увидели работу русских и попросили встречи с мастером. Встретились. Выяснилось, что учеба Левши заключалась в чтении церковных книг. Герой абсолютно не знает математики.

Главы 16-20

Левше англичане показывают их заводы и фабрики, чтобы уговорить талантливого русского мужика остаться.

Но как истинный патриот, герой не поддавался на провокации и просился домой.

В конце концов, его посадили на корабль, плывущий в Россию, дали денег и на память подарили английские часы из чистого золота.

Герою очень тоскливо плыть по морю. Чтобы взбодриться, он спорит с полишкипером о том, кто кого перепьет.

В конце плавания обоим становится плохо, так что пари никто не выиграл.

Корабль прибыл в Россию. Герою очень плохо. Принимают решение отвезти его в клинику. Но у него нет документа, удостоверяющего личность, и его нигде не принимают. А Левше тем временем становится только хуже и его помещают в больницу для простолюдинов.

Полишкипер ищет Левшу, а когда находит, обнаруживает, что герою совсем плохо и он на грани смерти. Умирая мастер просит своего друга, чтобы тот донес до царя, что в Англии ружья кирпичом не чистят… Но эта просьба остается не выполненной. Главный персонаж умирает…

В конце рассказа Лесков рассуждает о русских самородках и о том, что их помнит народ…

Внимание! Краткое содержание рассказа или его пересказ не могут дать полноценного представления о произведении.

Главный герой

Кто такой Левша, герой из рассказа Лескова. Автор показывает читателю, что герой рассказа живет в городе Тула, очень беден, одет плохо. Внешность тоже непрезентабельна. Ко всему прочему герой косит на один глаз. Несмотря ни на что, этот человек отменный мастер.

Суть рассказа можно уложить в афоризм: «Да не оскудеет земля Русская талантами».

В образе главного героя автор хочет донести мысль, что такой талант не востребован.

Ведь у героя нет финансовой возможности развивать свое умение. А государь изумляется лишь иностранным диковинам.

Википедия предоставляет всю необходимую информацию, если читать максимально внимательно. Есть и название, и история создания произведения.

Сюжет представлен подробно. Перечислены главные действующие лица рассказа. Описаны художественные особенности текста.

Назван и максимально подробно описан прототип Левши. В конце статьи есть ссылки на экранизацию произведения. Это художественный и мультипликационный фильмы.

Аннотация

После смерти Александра вещица перешла в руки его брата Николая 1, который был уверен, что русские мастера могут лучше сделать. Чтобы найти такого умельца на Руси, отправили на поиски старого донского атмана…

Полезное видео

Подведем итоги

Сегодня произведение актуально. В этом и заключается феномен классического текста. Николай Лесков старается пробудить в читателе доброту к людям и всему окружающему.

Идею можно выразить пословицей: «У него шуба овечкина, а душа человечкина» или «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Блоху подковать, с очарованным странником познакомиться можно лишь только тогда, когда окунешься в художественный мир известного писателя Николая Семеновича. Краткая биография Николая Лескова позволяет понять то, о чем рассказывает в своих произведениях.

В Орловской губернии в небольшом селе Горохово родился Николай в феврале 1831 года. В эту местность его мать приехала в гости к родственникам, а оказалось, что этот приезд послужил и рождению будущего писателя. Родственники были людьми богатыми и зажиточными. Стоит отметить, что род Лесковых относится по - своему происхождению к духовенству. Так, все мужчины по отцовской линии были священниками в селе Леска, принадлежащего Орловской области. Отсюда и пошла фамилия писателя Николая Семеновича – Лесковы.

Родители Лескова - люди набожные, но имеющие дворянский титул. Так, отец будущего писателя Лесков Семен Дмитриевич был служителем палаты уголовного суда, за такое служение ему был пожалован титул дворянина. Мать Николая Семеновича - Марья Михайловна, в девичестве носила фамилию Алферьева, и принадлежала к семейству, где дворянский род был передаваем из поколения в поколения.

Родившись в селе Горохове, в доме близкого родственника, Николай провел у Страховых и первые годы своей жизни. До 8 лет он жил и воспитывался вместе со своими двоюродными сестрами и братьями, которых у него было 6 человек. Для обучения детей в этой семье были наняты учителя, как русского происхождения, так и немецкого, а также француженка.

Но вскоре Николай показал свои таланты и в учебе стал успевать намного лучше, чем его двоюродные сестры и братья. Конечно же, такое положение вещей очень не понравилось родителям детей, поэтому очень скоро будущего писателя невзлюбили. Бабушка, мать отца Николая, написала своему сыну письмо, где просила забрать мальчика домой. Так, будущий писатель в 8 лет попал наконец-то в дом родителей, которые в то время проживали в Орле. Но жить долго в этом городе Николая Семеновичу не пришлось, потому что семья вскоре переехала в имение Паньино. Так, отец занимался хозяйством и фермерством, а Николай был отправлен на учебе в Орловскую гимназию. Будущему писателю на тот момент было 10 лет.

Пять лет обучался в гимназии Николай Семенович и проявил себя как талантливый и одаренный ученик, которому очень легко давалась учеба. Но в 4 классе он плохо сдал экзамен и вдруг, неожиданно для учителей, отказался его пересдать. В результате такой ситуации ему была выдана справка вместо аттестата. Продолжать учебу без аттестата никак нельзя было, поэтому он вынужден был пойти работать.

Отец помог Николая Семеновичу найти должность писца в Орловской уголовной палате. В 17 лет он занимал должность помощника столоначальника все той же палаты. Но в 1848 году неожиданно умирает отец Николая и помочь в дальнейшей судьбе молодого человека хочет еще один родственник Алферьев. Профессор Киевского университета являлся мужем сестры матери, и он предлагает Николаю Семеновичу переехать к нему в Киев.


Николай Семенович принимает приглашение родственника и уже в 1849 году он переезжает в Киев, где уже в киевской палате занимает должность помощника столоначальника, но уже по рекрутскому столу. И вот тут, совсем неожиданно для всех родственников, Лесков решает жениться. Родители пытаются его отговорить, но все бесполезно. Его невеста была дочерью известного в Киеве коммерсанта, да к тому же еще он был и богатым человеком. Но интересы у супругов, как выяснилось позже, оказались совершенно разные, да и смерть первого ребенка только усилила между ними пропасть. И уже в 1860 году этого брака практически не существовало.

Но зато в это же время начинается его продвижение по службе: 1853 год - коллежский регистратор, затем столоначальник. В 1856 году - губернский секретарь. 1857 год - агент фирмы «Шкотт и Вилькинс», которую возглавлял муж тетки Лескова, англичанин, приехавший в Россию. По делам этой фирмы ему Николаю Семеновичу приходилось много ездить, поэтому он успевал побывать во многих городах. Три года он потратил на эту службу и решил попробовать себя в литературном творчестве. Писательство ему очень понравилось. Но он не хотел печатать свои произведения под настоящим именем, поэтому использовал псевдоним М. Стебницкий. Но потом он придумывал и другие псевдонимы: Николай Горохов, В., Пересветов, Фрейшиц и другие. Например, были такие интересный, как Любитель часов, или Человек из толпы.

В 1861 году Николай Семенович переезжает в Петербург. Он печатает свои статьи в самых популярных журналах того времени. Но, только покинув родину, Лесков начинает писать романы.

Умирает Николай Семенович в начале марта 1895 года в Петербурге. Его смерть не была неожиданность, ведь он уже 5 лет мучился от приступов астмы и от ее очередного приступа он и умер.

Удивительная способность описывать быт крестьян, их манеру разговора, стремления и думы была отличающей характеристикой, особенной чертой в биографии человека с дворянскими корнями и русской неуёмной душой Николая Семёновича Лескова.

Биография Лескова для детей кратко, самое главное

Жизненный путь Николая Лескова начинается 16 февраля 1831 г. в посёлке Горохово. Его отец успешный чиновник, следователь. Дед и прадед служили при церкви в деревне Лиски, откуда и получила название фамилия рода Лесковых. Мать имела дворянское происхождение. Когда Николаю было 16 лет он остался сиротой и вынужден был зарабатывать на жизнь собственным трудом. Поначалу устроился на работу писарем. Вскоре, его дядя — англичанин Шкотт взял племянника к себе на работу. По делам новой службы Николаю приходилось много путешествовать по просторам России. Его цепкий взгляд и острый ум, внимательный к деталям, запоминал малейшие мелочи, что позволило в дальнейшем очень правдоподобно и без снисходительных ноток описывать быт и порядки крепостного крестьянства. Весной 5 марта 1895 года писатель не перенёс астматический приступ и умер. Могилу Лескова можно найти на Волхонском кладбище города на Неве.

Ранние годы

Своё детство Лесков провёл в Орле. Вся семья писателя 1839 году меняет место жительства на село Панино. В 1846 году, отказавшемуся сдавать переэкзаменовку, гимназисту Лескову выдали только справку, а не аттестат. После смерти отца, в 18 лет, писатель переезжает в Киев для работы в казённой палате. Самыми важными становятся 7 лет киевской биографии орловского самородка. Николай Семёнович обучался как слушатель на лекциях в университете, узнавал основы иконописи и учил польский язык, общался с верующими.

Творчество и личная жизнь

Писательский талант юноши первым обнаружил его дядя, читая отчёты о рабочих поездках, удивительно живых и правдивых. Николай Лесков писал статьи в прессу. Бросил чиновничью работу, сменил город жительства на Петербург и стал зарабатывать журналистским трудом.

Самым важным узнаваемым персонажем в биографии творческих побед Лескова стал из произведения 1881 года о тульском мастере. Словесная игра и узнаваемый язык автора заслужил положительные отзывы критиков.

Личная жизнь в биографии писателя неудачна Он дважды женился. Первый раз на Смирновой Ольге Васильевне. Писатель препоручил заботу о жене врачам лечебного заведения Петербурга, так как она была психически нездоровой. На пороге 35-летия Лесков заключил брак с вдовой Бубновой. Через год у Николая и Екатерины родился сын, во время революции в России эмигрировавший во Францию.

Закончив с политическими делами, император Александр Павлович решил поездить по Европе и посмотреть разных государственных чудес. И в разных странах государя к себе склонить старались. Да только был при царе донской казак Платов. Очень он по своему хозяйству скучал и потому все время царя домой звал. И если замечал Платов, что царь чем-нибудь иностранным очень заинтересуется, то сразу говорил что, дескать, и в России не хуже есть. И вот пригласили к себе государя англичане свои мыльно-пильные и оружейные заводы смотреть. Показывают англичане государю ружье и пистолет. И очень царь пистолетом заинтересовался, тонкая работа. Англичане пистолет нахваливают, а Платов подошел, оружие взял, два раза отверткой повернул и вынул механизм, да царю показывает. А на механизме русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле". Англичане так сильно сконфузились, что самому Александру их жалко стало.

На другой день поехал царь кунсткамеры смотреть. И преподносят ему англичане на подносе соринку, которая оказывается стальной механической блохой. Для того чтобы привести ее в действие, надо завести ее ключиком. Царь за такое чудо отдал англичанам миллион, да еще за пять тысяч купил у них к ней футляр. По дороге домой Платов и государь почти не разговаривали, потому что "совсем разных мыслей сделались". Удивительная блоха оставалась у Александра Павловича до его смерти, а после его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, усмехнулась только и не обращала на нее внимания более. Позднее заинтересовался ею Николай Павлович, император. Однако ни он, ни кто-нибудь другой не мог раскрыть секрет блохи, пока не услышал о ней живой еще к тому времени казак Платов. При всех орденах явился он перед государем и рассказал, как и при каких обстоятельствах была куплена эта нимфозория. Платов советует императору показать чудо техники тульским мастерам. Это и было поручено самому казаку.

Взял Платов блоху и поехал на Дон, а по дороге завернул в Тулу. Тульские мастера подивились английской диковинке и обещали придумать нечто такое, чем можно было бы перещеголять "аглицкую нацию". Но как ни хитрил Платов, так и не смог выведать, что же именно сделают мастера. По их просьбе оставил блоху, вместе с футляром, дал им только сроку в две недели и отправился дальше. Платов из Тулы уехал, а три самых даровитых мастера собрали свои вещи и, попрощавшись с товарищами, скрылись из города. Много слухов ходило о них, да только далеки были от истины. Туляки, мастера в металлическом деле, были еще и людьми очень набожными. И отправились они к Мценску, в котором стояла икона Святого Николая. Отслужили молебен у самой иконы и вернулись ночью домой. Заперлись в доме у одного из них – левши, и работали все две недели в большом секрете. И как ни пытались их люди наружу вызвать, ни один не вышел. С Дона Платов ехал с большой поспешностью. Как приехал в Тулу, так даже из коляски выходить не стал, а велел только пригласить мастеров, которым блоху оставлял. Прибежали к дому левши, и ставни рвали и двери дергали, да только не поддались ни ставни, ни двери. А мастера как раз свою работу заканчивали и последний гвоздик вбивали. Принесли они Платову царскую шкатулку, в ней бриллиантовый орех, а в орехе - все та же самая блоха. Осерчал Платов, решил, что обманули его мастера. Обиделись мастера на казака, но секрет своей работы ему не рассказали, мол, император сам увидит "каковы у него люди и есть ли ему за нас престыжение". Не поверил Платов, а только схватил левшу за шиворот, так что "у него все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги". "Ты мне за всех ответишь!"

Никакого неприятеля Платов никогда не боялся, а тут струсил перед государем. И все надеялся, то забудет Николай про блоху. Ан нет. Пришлось казаку сознаться, что ничего тульские мастера сделать не смогли. Не поверил царь: "Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано". Позвал царь свою любимую дочь Александру Николаевну. Завела она блоху, а та только усиками шевелит, а как прежде не танцует. В ярости накинулся Платов на левшу. А левша только и говорит, что на блоху в микроскоп смотреть надо. Но царь и в микроскоп ничего не увидел. Тут левша разъяснил, что смотреть на ножки ее надо. И оказалось, что тульские мастера блоху подковали. Просиял тут царь, обнял левшу и поцеловал. Блоху сложили снова в бриллиантовый орех и отправили в Англию мастерам. И левшу с блохой вместе отправили, чтобы он показал, какие в России умельцы есть.

В Англии долго уговаривали левшу остаться, женить его обещали, да не согласился он. Выяснили англичане, что ни арифметики, ни хотя бы правил сложения левша не знает, а учился только по "Полусоннику", да по "Псалтырю". А если б знал, то догадался бы, что подковки для блохи тяжелы. Из-за них она танцевать и не может. Остался левша в Англии погостить с уговором, что его на пароходе домой скоро отправят.

Долго высматривал левша все производство английское, а дивился не тому, как они новые вещи делают, а тому, как старые содержат. И затосковал левша по родине. Отправили его англичане на пароходе, где сдружился он с полшкипером. И начали они пить на спор, да так и пропили до конца пути. А в Петербурге развела их судьба. Англичанина в посланнический дом, а левшу в квартал. Нашел полушкипер левшу уже в больнице. За помощью бегал и к графу Клейнмихелю, и к Платову, и к Скобелеву, да только толку не добился. А левша уже кончался. И последние слова его были: "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся".
А государю так и не сказали.
А доведи они до государя слова левши вовремя, то и исход Крымской войны мог быть бы другим.

Меню статьи:

Нередко таланты не ценят на родной земле! Именно об этом – произведение Николая Лескова «Левша» (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе), изданное в 1881 году, в котором в сказовой манере описана жизнь гениального, удивительного тульского оружейника.

Главные герои повести «Левша»

Левша – тульский оружейный мастер, который сумел сделать невероятное – подковать английскую механическую блоху микроскопическими подковами.

Платов – служил при Александре Павловиче и Николае Павловиче, – русских императорах, был атаманом донских казаков. Доказывал первому царю, что русские талантливее иностранцев.

Александр Павлович – русский император. Во время того, как он путешествовал по Англии, получил необычный подарок – заводную блоху и положил его в табакерку. После его смерти на престол вступил Николай Павлович.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Глава первая: увлечение Александра Павловича

Восхищаться разными заграничными диковинками – вот что было пристрастием российского императора Александра Павловича. При этом он нивелировал факт, что на родине тоже немало одаренных умельцев. Однако, Платов, донской атаман, который находился при нем в поездке, никак не соглашался с ним. В конце путешествия они прибыли в Англию.

Глава вторая: заблуждение царя

Когда англичане начали демонстрировать русскому государю новинки техники, Александр восторгался тем, что, благодаря научному прогрессу, умеют иностранцы.

Но при этом он полагал, что в его государстве отнюдь не способны на подобное искусное мастерство. Его мнения Платов не разделял. Он был уверен в том, что русский народ тоже очень талантлив, и это может быть доказано. Оказывается, пистоля неизвестного мастера, продемонстрированная иностранцами, принадлежала не кому иному, как тульскому Ивану по фамилии Москвин, о чем свидетельствовала надпись внутри. С тех пор англичане приняли решение: сотворить нечто такое, что бы превзошло русских.

Глава третья: разногласия между Платовым и царем Александром

С самого утра и русский царь, и Платов отправились в путь, чтобы осмотреть английский сахарный завод. Но не он привлек внимание важных посетителей, а последняя кунсткамера, в которой чего только не было: она удивляла собранными со всего света минеральными камнями и нимфозориями, здесь стояли всякие диковинные чучела. Но больше всего царя и атамана удивил пустой поднос из последней комнаты, который держали рабочие на руках. Оказывается, на нем была микроскопическая нимфозория с заводом и пружиной, которая танцевала дансе. Государь растрогался и дал англичанам миллион, заметив при этом, что они – самые лучшие мастера, и никто этого оспорить не сможет..

По этой причине разногласия между царем Александром и Платовым чрезвычайно усилились. Диковинную вещь царь положил себе в табакерку.

Глава четвертая: расследования нового царя Николая

Александр Павлович скончался, и табакерка с диковинной нимфузорией, которую подарили англичане, была передана сначала его жене, а уж затем – новому правителю, Николаю Павловичу. Царь поначалу не обратил на новинку техники абсолютно никакого внимания, а потом стал задумываться: «Зачем она понадобилась брату? Что это значит?» Для расследования этого нелегкого дела он позвал химика-англичанина, который подтвердил, что сувенир сделан из стали и мастера – чужестранцы. Однако, ни в делах, ни в списках информации по этому делу не было. Тогда, неожиданно для Николая Павловича, появился Платов. «Я пришел доложить насчет этой нимфозории, которую отыскали» – сообщил он. И завел диковинную блоху. Царь увидел тонкую и интересную работу, и поручил Платову исследовать, не могут ли русские мастера превзойти англичан в мастерстве, усовершенствовав их работу.



Глава пятая: обещания тульских оружейников

«Как нам теперь быть?» – спросил Платов у тульских оружейников. И пообещали они найти какой-то выход, чтобы не превозносились перед русскими англичане. Только попросили дать им время, из-за чего Платов немного огорчился.

Глава шестая: тульские мастера отправляются в путь

Три тульских оружейника, в том числе и косой левша, отправились в дорогу. Скрывшись из города, они пошли в сторону Киева, но не только поклоняться угодникам, как думали окружающие. И вовсе не помышляли скрыться от них, вопреки мнению некоторых.

Глава седьмая: секретная работа

Оружейники направлялись вовсе не в Киев, а в Мценск, уездный город Орловской губернии, где находилась древняя каменесеченная икона Николая-угодника. И, зайдя в один из домов к левше, перед образом Николая начали работать, скрываясь от глаз людских, все держа в огромном секрете. Как ни любопытствовали соседи, не могли узнать, чем занимаются в таинственном жилище.

Глава восьмая: послы Платова

Платов поспешно ехал в Тулу. Погоняя лошадей, очень быстро добрались в город, да вот только как ни посылал свистовых за мастерами тульскими, которые должны были показать работу, ничего не выходило.

Глава девятая: труд завершен

А тульские мастера как раз заканчивали свою работу. Как к ним ни стучали послы, они не открывали и твердили, что очень скоро работа будет сделана полностью. Тогда курьеры пошли на крайнюю меру: решили снять из дома крышу, после чего Платов вышел и сообщил, что труд завершен.

Глава десятая: разочарование Платова

К своему разочарованию, Платов в золотой табакерке ничего не увидел: только ту же стальную блоху, что и была. Он очень огорчился и стал ругать тульских мастеров, тем более, что своими куцыми пальцами никак не мог взять ключ и открыть «брюшной завод». Но тульские умельцы тоже не лыком шиты: они сказали Платову, что только государю откроют секрет мастерства, которое удалось сделать. Рассердился атаман и всю злобу выместил на левше, схватив его и кинув к себе в коляску, принудив ехать в Петербург.



Глава одиннадцатая: Платов предстает перед царем

Очень боялся Платов перед царем предстать, ведь думал, что ничего не сделали искусные мастера. Когда пришло время, и он зашел к правителю, попытался отвлечь его посторонними разговорами, но не тут-то было. Вспомнил царь о тульских умельцах и потребовал отчета. С разочарованием сообщил Платов, что ничего не удалось сделать, но не поверил ему государь Николай Павлович. Догадался-таки, что «тут что-нибудь сверх понятия сделано», задумался.

Глава двенадцатая: пострадавший Левша

Поначалу и царь ничего не смог сделать с блохой (её хотя и удалось завести, но не танцевала она, как раньше), а рассвирепевший Платов схватил бедного левшу и стал трепать его за волосы. Тогда оружейный мастер предложил посмотреть в мелескоп, чтобы смогли увидеть, в чем заключается главный секрет работы.

Глава тринадцатая: тайна Левши

Услышав от Платова про мелескоп, Николай Павлович обрадовался, что русские все-таки оказались людьми честными. И велел привести к нему Левшу. Он и раскрыл главную тайну: оказывается, в мелескоп нужно смотреть не на всю блоху, а на её лапки, которые оказались подкованными в настоящие подковы. Увидев это, царь чрезвычайно обрадовался, и даже поцеловал левшу, несмотря на то, что был тот в неприглядном виде.

Глава четырнадцатая: удивительные подковы

Но это еще было не самым удивительным: оказалось, что на каждой подковке начертано имя русского мастера. А левша делал самую тонкую работу – выковывал мельчайшие гвоздики, которые не увидишь с помощью обычного мелескопа. Но вот глаза у мастера видят на удивление лучше, чем всякий увеличительный аппарат.

С той поры к Левше отношение совершенно переменилось, даже честь ему оказали – и повезли в Лондон.



Глава пятнадцатая: Левша в Англии

И отправился Левша в Англию с особым курьером. От Петербурга до Лондона ехали, не останавливаясь, а когда прибыли на место, шкатулка с нимфозорией была передана кому нужно, а левшу усадили в гостинице. А затем покормили, только не все смог кушать тот, кто всю жизнь питался иначе.

И захотели его видеть те, кто рассмотрел диковинную блоху в самый сильный мелескоп. Но еще более изумились, узнав, что он не знает арифметики.

Поговорив с этим удивительным русским мастером, решили англичане оставить его у себя погостить.

Глава шестнадцатая: тоска по родимой земле

Остался на время Левша в Англии, да все по родине тосковал. Так и не смогли удержать его силой: пришлось отправить обратно в Россию на корабле, предварительно одев очень тепло и наградив деньгами. И может быть, было бы все хорошо, если бы не попутчик полшкипер, умеющий говорить по-русски. Именно он уговорил Левшу заключить пари: кто больше выпьет.

Глава семнадцатая: пари

Итак, пари началось. Не уступали друг другу ни Левша, ни полшкипер, но допились до белой горячки, и нанесли себе вред.

Глава восемнадцатая: заболевший Левша

Однако, к англичанину и Левше в России отнеслись совершенно по-разному: первому позвали и лекаря, и аптекаря, дали лекарства, уложили спать; а оружейный мастер сначала лежал на холодном парате, потом его возили по больницам, ничем не прикрытого и все время роняли. Увы, бедного, измученного человека нигде не хотели принимать. Но вот начал выздоравливать «аглицкий полшкипер», и как только почувствовал себя хорошо, решил во что бы то ни стало найти «русского камрада».

Глава девятнадцатая: безуспешные попытки помочь

Как ни старался англичанин для Левши, ничем не смог помочь. Решил он попросить посодействовать Платова, но у атамана уже не было тех полномочий, что раньше. Так и умер бедный оружейный мастер, не признанный на родной земле.

Глава двадцатая: уникальные дарования не ценятся на русской земле

Увы, уникальные дарования на русской земле теперь не ценятся вовсе: «машины сравняли неравенство талантов». Но память о них будет жить в веках. А вдумчивый читатель извлечет пользу из этого необычного произведения.

“Левша” – краткое содержание произведения Н. С. Лескова

4.3 (86.67%) 6 votes


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ