Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вид устного изложения исторического материала учителя в зависимости от характера познавательной деятельности

Уровни познавательной деятельности:

Репродуктивный (все монологические формы изложения)

Продуктивный (рассуждение, беседа, диалог, проблемное изложение)

Творческий (дискуссия) - новое в способах достижения.

Монолог, Диалог (внутренний и внешний).

Виды устного изложения:

Объяснительно-иллюстративное - требуется сформировать основной запас знаний, при изучении объемных теоретических вопросов (низкая познавательная активность учеников)

Рассуждающее - учитель формулирует задачи и с помощью диалога приходит к выводам

Проблемно-формулирующие - формулировка проблемы. Требования проблемного изложения: достаточное количество информации, нет подсказок, учитывать степень подготовленности класса, оптимальный темп изложения.

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; методыи ллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов еще называют вербальными (от лат. verbalis -- устный, словесный). В 20--30-е годы в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению "готовых знаний". Против таких попыток выступала Н.К. Крупская. В отзыве на рукопись статьи Б.П. Есипова "О терминологии методических приемов" она писала: "Его (словесный метод. -- И.Х.) нельзя выбросить за борт в самой разновейшей школе: это естественный метод обучения, передачи мысли словами" . Каковы же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?

Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе начальной школы

Успех обучения при данных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении.

Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Современная дидактика придает большое значение словесным методам обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической значимости.

2. Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

4. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа.

Рассказ-это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного преподнесения знаний. Этот метод широко используется в начальных классах при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная.

По целям выделяется несколько видов рассказа:

Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого - подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами.

Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (10 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне.

В процессе подготовки и проведения рассказа опытные учителя руководствуются такими дидактическими требованиями:

Всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. У них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное время слушать рассказ учителя;

Четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание детей к теме. Именно, внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира;

Предусматривать ознакомление с новым материалом в начале урока, когда дети еще бодры, не устали;

Обеспечивать научность, достоверность излагаемого материала;

Концентрировать внимание на воспитании общественно-значимых, стержневых качеств личности ребенка, оценивать события, поступки, факты, высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношения;

Знакомить детей с планом содержания рассказа, излагать материал в строгой системе, логично;

Выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления, концентрировать на них внимание детей;

Подбирать яркие, типичные факты, интересные и убедительные примеры, необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;

Излагать материал доступно для учащихся, эмоционально, выразительно, в занимательной форме;

Излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала, когда нужно сформулировать вывод, определение, правило: избегать употребления слов типа: ,как сказать,значит,это самое и т.п.

Активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов;

Изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из учебника или учебного пособия;

Обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее важных положений;

Изложение сопровождать иллюстрациями, демонстрациями, тсо;

Повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.

Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В лекции используются приемы устного изложения информации: поддержание внимания в течение длительного времени, активизация мышления слушателей; приемы, обеспечивающие логическое запоминание: убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение и др. Читаются лекции в основном в старших классах средней школы. Для эффективного проведения лекции надо четко продумать ее план, стремиться излагать материал логически стройно и последовательно, придерживаясь всех пунктов плана, делая резюме и выводы после каждого из них, не забывая о смысловых связях при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснять термины, подбирать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.

Беседа - очень распространенный способ обучения, который можно применять на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседу проводят в тех случаях, когда есть основания для беседы, то есть учащиеся имеют некоторые сведения и знания об изучаемом материале. Беседа позволяет связать учебный материал с личным опытом ребенка. В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые знания и связывают их с сообщаемым учебным материалом. Учитель имеет хорошую обратную связь. По вопросам и ответам ученика он видит, что ребенок понимает и чего не понимает. Поэтому в ходе беседы он может вносить коррективы, изменять глубину и объем материала, давать дополнительные сведения. Беседу проводят в любых классах, однако преимущественное значение она имеет в начальном обучении. Первоначальные научные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Она наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании младшего школьника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на уроке в начальных классах начинается с беседы, которая ставит своей целью связь нового с изученным материалом, с тем, что известно детям.

В обучении используется в основном беседа двух типов: катехизическая и эвристическая. В начальном обучении катехизическая беседа используется преимущественно при проверке и оценке знаний учащихся, закреплении, а также при анализе прочитанных текстов.

Эвристическая беседа как правило, приводится с целью сообщения новых знаний. Вопросы и предполагаемые ответы стоят таким образом, что они подводят мысль ученика к новым положениям, выводам. У учащихся возникает субъективное впечатление, что они сами делают открытия. В настоящее время этот вид беседы широко используется в проблемном обучении.

Успех беседы зависит от умелой постановки серии вопросов и знания предполагаемых ответов учащихся. Вопросы учителя должны быть четко поставлены, без лишних, поясняющих слов. Не следует повторять вопрос в различных формулировках. Изменять формулировку вопроса нужно исходя из ответов учащихся, если обнаруживается, что дети недостаточно понимают содержание вопроса или недостаточно активны. Не рекомендуется давать наводящие, подсказывающие, поясняющие вопросы для получения быстрых ответов. Подобный характер вопросов можно использовать в обучении с целью организации определенного пути в рассуждениях ученика. Вопросы должны предусматривать определенную логическую форму мысли: переход от общего к частному, от единичных и конкретных фактов к общим положениям, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие операции мышления.

Учащихся нужно приучать к полным ответам, особенно в начальных классах. Формулировка под руководством учителя четких, понятных по содержанию и форме изложения ответов является одним из важных средств развития логического мышления учащихся. В начальных классах важно научить ребенка в ответе излагать все содержание мысли. Задача учителя при любой форме ответа состоит в том, чтобы получить информацию от учеников на заданный вопрос и понять, правильно ли он мыслит. Ответ ученика может не совпадать полностью с содержанием его мысли. Иногда ученик неглубоко понимает учебный материал и не может сформировать ответ, в других случаях не умеет правильно словесно сформулировать ответ, хотя учебный материал понимает. И конечно, бывают случаи, когда ученик, особенно младший школьник, мало задумывается о сущности изучаемых понятий и положений, а старается угадать, какой нужен ответ на заданный вопрос. Преимущество беседы как метода обучения в том, что в каждом ответе учитель получает информацию о знаниях ученика. Дополнительными вопросами уточняет ход мысли ученика и тем самым получает хорошие возможности управления познавательной деятельностью учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

Рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

Иметь четкую логику изложения;

Быть эмоциональным;

Излагаться простым и доступным языком;

Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

Последовательного раскрытия причинно-следственных свя-зей, аргументации и доказательств;

Использования сравнения, сопоставления, аналогии;

Привлечения ярких примеров;

Безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

Активизирует учащихся;

Развивает их память и речь;

Делает открытыми знания учащихся;

Имеет большую воспитательную силу;

Является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

Требует много времени;

Содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

Необходим запас знаний.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

25. Характеристика словесных методов обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды : рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

содержать только достоверные и научно проверенные факты;

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

быть доступным;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления, аналогии;

привлечения ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование .

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

Студентка 4 курса

Психолого-педагогического

факультета, отделения ПМНО

Мустафаева Асима Алихановна

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ)

Дипломная работа


Научные руководители:

Сатканов О.С. – профессор, к.п.н.

Айтпаева А.К. – и.о.доцента, к.п.н.


АЛМАТЫ 2000 г.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь “для отбытия повинности”. Эти особенности методов обучения очень тонко подметил А.В. Луначарский. Он писал: “... От методов преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или наоборот, это преподавание воспринимается радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю”.

Усиление связи обучения с жизнью, с производительным трудом выдвигает на первый план вопрос об усилении воспитательного воздействия методов обучения, о связи, об единстве воспитательной и образовательной работы. И это опять-таки требует усовершенствования общеизвестных учебных методов и разработки новых, более рациональных.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

Как показывает опыт ученых педагогов-психологов, наряду с другими методами обучения, в практике школьной работы видное место уделяется внимание словесному методу обучения.

Словесный метод выступает как один из ведущих видов учебной деятельности детей по всем предметам начального обучения, оно получает широкое использование в преподавании на старших ступенях школы. Словесный метод занимает должное место, даже включается в общую классификацию методов обучения.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель исследования - поиск оптимальных путей использования словесных методов обучения в начальной школе.

Объект - процесс обучения младших школьников.

Предмет - использование словесных методов обучения на уроках труда в начальной школе.


Трудового обучения весьма широки и разносторонни. Эта идея нашла отражение в проанализированной нами программе для начальной школы. 2.2 Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения: ...

Самостоятельности учащихся в процессе трудовой деятельности. 2 Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций. Объект изучения: процесс воспитания самостоятельности. Предмет: влияние трудового обучения в коррекционной школе на воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта. Во время эксперимента обучение проводилось по программе швейного дела учащихся 7 ...

Пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Рассмотрим как же все вышеуказанные методы и приемы развития творческих способностей младших школьников реализуются на практике из опыта работы квалифицированных педагогов. Глава II. Внеклассная работа по труду (из опыта работы) 2.1 Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства Вязание на спицах – одна...



План работы и без особых затруднений реализовать его. §4. Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся Оценивание – это процесс сравнения уровня владения знаниями, умениями, навыками, достигнутого учащимся, с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. (Педагогика. Под ред. П.И...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра уголовного права

Специальность: 030501 - юриспруденция

Специализация: судебно-правовая

КУРСОВАЯ РАБОТА

по уголовному праву

на тему:

Захват заложника.

Выполнил:

Студент 3 курса

дневного отделения

Группа 8210

«____»______________20__ ___________________ Горб Д.С.

подпись

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

Д.ю.н., профессор

«__» ____________ 20__г. _________________ Талан. М.В.

подпись

Казань – 2015 год


Введение

Глава 1. История отечественного законодательства об ответственности за захват заложника

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика захвата заложника

2.1. Объективные признаки преступления

2.2. Субъективные признаки преступления

Глава 3. Квалифицированные виды захвата заложника

3.1. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору

3.2. Захват заложника с применением насилия, опасного для жизни или здоровья


3.3. Захват заложника с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия

3.4. В отношении заведомо несовершеннолетнего

3.5. Захват женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

3.6. В отношении двух или более лиц

3.7. Захват заложника из корыстных побуждений или по найму

3.8. Совершение преступления по захвату заложника организованной группой

3.9. Захват заложника с причинением по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий

3.10. Основания освобождения захваченного заложника

Заключение

Список литературы

Введение

Из года в год, из века в век, находит свое место в нише противоправных деяний преступление-захват заложника. Это преступление преследует перед собой цель воздействия на заинтересованных лиц, путем захвата лица близкого или родного. С давних пор известно о взятии заложников в плен, к примеру для гарантировании о территории, где можно охотиться, добывать пищу, ресурсы. Возможна и другая цель захвата заложника, заключается она в выплате захватчикам денежной сумы или других услуг за выдачу обратно заложника.

Захват заложника представляет собой один из видов насильственных преступлений, которое может совершаться как самостоятельно, так и в совокупности с другими преступлениями.

Все ускоряющий свой шаг научно-технический прогресс дает преступникам все более широкие возможности и шансы на осуществление своих преступных замыслов. Обладание современными орудиями убийства, такими как оружие, взрывчатые вещества, а также совершенствующимися техническими средствами, дает преступникам огромные возможности для совершения своих преступных притязаний.

В последние годы захват заложников, несет большие потери среди гражданского населения, а также уничтожаются материальные и культурные ценности, пропадает с нашей земли все то, что так долго и бережно создавалось.

Помимо всего, данное преступление создает ненависть и недоверие среди социальных и национальных групп. Все это ведет нас к созданию международной системы борьбы с террористами-захватчиками. Для большого количества людей, слоев общества, а также организаций, захват заложников стал способом решения различного рода проблем, таких как: религиозных, политических, национальных. Также захват заложников можно отнести к видам преступного насилия, жертвами которого могут стать ни в чем не повинные люди, которые никаким образом не относились к конфликту.

Данной теме посвящено большое количество работ и исследований, как отечественных так и зарубежных исследователей, авторов, особенно их число возросло в последнее время, так как захват заложников набирает масштабы и становится проблемой всего человечества.

Исходя из вышеизложенного в данной работе, мне бы хотелось изучить и найти способ решения таких задачи как: история отечественного законодательства об ответственности за захват заложников; анализ объективных и субъективных признаков преступления; особенности квалификации захвата заложников.

Глава 1. История отечественного законодательства об ответственности за захват заложника

«В древние времена заложников захватывали (главным образом для обращения их в рабство) во время междоусобных войн и завоевательных походов, причем в качестве захватчиков выступали как преступники (пираты), так и военачальники, и политические деятели государств. По мере развития цивилизации спектр причин захватов заложников расширялся. Их стали захватывать для обеспечения выполнения условий договоров, покорности и послушания завоеванных народов, собственного обогащения (получение выкупа), обмена на пленных и т.д.» 1 .

«Уголовное законодательство Русского государства и Российской империи за похищение человека предусматривало суровую ответственность. Русская Правда предусматривала два вида преступлений против личной свободы: продажа полусвободного человека («если господин продаст закупа в полное холопство, то за обиду 12 грив»), а также лишение свободы по ложному обвинению («если свяжут мужа без вины, то 12 грив за сором»). Строгие наказания за похищение человека так же предусматривали Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., Воинский артикул Петра I. Однако отдельно ответственность за захват заложников ни одним законом предусмотрена не была. Фактически о захвате заложников не было известно и уголовно-правовой науке» 2 .

В отечественном уголовном законодательстве, начиная с советских времен, понятия «захват заложников» отсутствовало. В соответствии с УК РСФСР 1922 г. предусматривалась уголовная ответственность с наказанием в виде лишения свободы сроком до одного года за насильственное незаконное лишение кого-либо свободы, совершенное путем задержания или помещения его в каком-либо месте (ст. 159). По ст. 160 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья лишенного свободы или сопровождающимся для него мучениями – лишение свободы со строгой изоляцией, по ст. 161 за помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов - наказание в виде лишения свободы сроком не менее пяти лет. В ст. 162 УК РСФСР говорилось, что похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов карается лишением свободы на срок до четырех лет со строгой изоляцией 3 .

В 30-х годах 20-го века в США захват заложников обернулся доходным бизнесом.

В годы второй мировой войны массовый захват заложников немецкими властями и их союзниками превратился в рычаг давления на граждан захваченных территорий.

«В УК РСФСР 1960 г. первоначально предусматривалась уголовная ответственность лишь за похищение или подмену ребенка (ст.125), а также незаконное лишение свободы (ст.126), в связи с чем, действия лиц, похитивших взрослого человека или захвативших его в качестве заложника, могли быть квалифицированы только как незаконное лишение свободы, что не соответствовало смыслу закона» 4 .

Пришло время, когда от мирового сообщества потребовалось предпринять конкретные действия в борьбе с терроризмом и в частности с захватом в заложники. В связи с этим в 1963 году была принята Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна. А также через 7 лет была принята Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушного судна. Захват воздушного судна предусматривает опасность для тех кто в нем находится, соответственно пассажиры и экипаж выступает в качестве заложников, для обеспечения захватчикам собственной безопасности и доведения их преступного замысла до конца.

Большим значением для мирового сообщества по борьбе с захватом заложников явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979г. резолюции 34/146, которой была открыта для подписания и ратификации Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. И наконец, по прошествии десятков лет, лишь в 1987 г. после ратификации СССР Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, была введена уголовная ответственность за такое деяние.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика захвата заложника

2.1. Объективные признаки преступления

Объект преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, является общественная безопасность.

Общественную безопасность как объект уголовно-правовой охраны можно определить как совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни личности, общества и государства. Она заключается в создании таких условий, при которых человек и все население чувствуют себя социально защищенными. В этом смысле «общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересовано и государство, и общество, и граждане. Однако главную ответственность за состояние безопасности в обществе несет, прежде всего, государство» 5 .

Ведь именно государство формирует систему обеспечения общественной безопасности, под которой следует понимать совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического и иного характера. Данная система ставит перед собой цель поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности. В уголовном праве система обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и включает в себя правовые, технологические и организационные нормы, а также специальные правила безопасности.

Дополнительным объектом преступления при захвате заложника является охраняемые уголовным законом общественные отношения, составляющие личную свободу, под которой следует понимать не только физическую свободу перемещения человека, но и свободу поведения, исключающая физическое принуждение.

Факультативными объектами по указанным выше причинам являются жизнь и здоровье личности (за исключением некоторых квалифицированных и особо квалифицированных составов), а также отношения собственности и т.д.

Например, в результате захвата заложника может быть уничтожен или поврежден автотранспорт, воздушное или водное судно. Однако в случае совершения захвата заложника с применением насилия, опасного для жизни и здоровья (п. «в» ч.2 ст. 206 УК РФ), а также повлекшего по неосторожности смерть человека (ч.3 ст. 206 УК РФ), здоровье и жизнь из факультативного переходят в разряд дополнительного обязательного объекта преступления. «Содержание объективной стороны составляют: захват заложника (или заложников), удержание заложника в целях понуждения третьих лиц (государства, организации, физического лица) совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий как условия освобождения заложника» 6 .

Для начала необходимо дать определение понятию заложник. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» под заложником понимается «физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица» 7 .

Таким образом, заложником может выступать любое лицо независимо от возраста, гражданства, социального статуса и др. (малолетний и взрослый, гражданин РФ и гражданин иностранного государства и т.д.). Так, например, заложником могут быть как случайные люди (например, посетители магазина) так и конкретные лица (например, ребенок бизнесмена или политика, высокопоставленное лицо, представитель иностранного государства и т.д.).

В случае захвата заложников в местах лишения свободы или содержания под стражей потерпевшими могут быть сотрудники медсанчасти, учителя, контролеры, руководители учреждений, другие осужденные или лица, содержащиеся под стражей» 8 .

Особенность угрозы при понуждении, в целях которого совершается захват или удержание заложника состоит в том, что она фактически адресуется третьим лицам, а по направленности причинения вреда - заложнику. Ведь угрожают именно с целью понуждения третьих лиц к выполнению определенных требований. Угроза может быть письменной или словесной, в демонстрации предметов, которые могут быть использованы для реализации высказанной угрозы, и т.д. Но ключевой момент это то, что во всех случаях угроза (психическое насилие) должна быть реальной и осуществимой, чтобы выступить в качестве средства, парализующего возможное сопротивление заложника и иных лиц.

Как правило, применения насилия при захвате или удержание заложника является неотъемлемым элементом. Но вместе с тем необходимо отличать насилие опасное и не опасное для жизни и здоровья заложника. Опасное для жизни и здоровья насилие является квалифицирующим признаком. Однако уяснение содержания насилия, не опасного для жизни и здоровья, на практике представляет значительную сложность и в первую очередь в связи с отсутствием законодательной дефиниции насилия, опасного для жизни и здоровья.

«По негласному правилу насилием, не опасным для жизни или здоровья, признается такое, которое не повлекло причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью» 9 .

«Преступление, предусмотренное ст. 206 УК РФ, признается оконченным при совершении хотя бы одного из альтернативных действий: захвате либо удержании заложника. Причем угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью в процессе захвата или удержания заложника охватывается объективной стороной этого преступления, и поэтому дополнительной квалификации по другим статьям не требуется. Оконченным преступление считается с момента фактического захвата, т.е. насильственного лишения свободы человека, или начала его удержания в качестве заложника. В последнем варианте деяние приобретает форму продолжаемого преступления» 10 .

2.2. Субъективные признаки преступления

Субъектом захвата заложника является вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения преступления могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и руководить ими 11 .

Субъективная сторона захвата заложника характеризуется виной в форме только прямого умысла. Виновный при захвате заложника осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Умысел виновного при захвате заложника направлен на создание обстановки страха, неуверенности у населения, чтобы таким образом оказать давление на власть, ее органы или должностных лиц с целью изменения их деятельности в интересах преступников.

«Прямым умыслом применительно к захвату заложника, является осознание виновным общественной опасности своих действий и желания их совершения. Осознание виновным общественной опасности захвата заложника предполагает фактическое понимание им характера и социальной значимости тех общественных отношений, на которые он посягает, совершая преступление, понимание содержания своих действий, а также фактических обстоятельств совершенного (место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления и т.д.). Виновный при этом не может не осознавать и противоправности совершаемых им действий, однако это необязательно, главное - осознание именно общественной опасности.

Желание - это воля, мобилизованная на достижение определенной цели. Совершая захват заложника, виновный желает именно совершения указанных действий, что является необходимым и достаточным для квалификации его действий по статье 206 УК РФ. Также лицо не может не желать результата своего деяния (например, получение выкупа или освобождение родственника), однако это не имеет значение для оценки его действий» 12 .

Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, что характерно для преступлений с формальным и усеченным составами, так как волевое содержание данного вида умысла закон связывает с сознательным допущением или безразличным отношением исключительно к наступлению общественно опасных последствий, входящих в объективную сторону только материальных составов.

Субъективная сторона предполагает обязательное осознание виновным обстоятельств, отягчающих данное деяние: совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору, применение насилия, опасного для жизни или здоровья, применение оружия, захват или удержание в качестве заложника несовершеннолетнего, захват или удержание в качестве заложника женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, захват или удержание в качестве заложника двух или более лиц, захват или удержание лица в качестве заложника из корыстных побуждений или по найму.

Цель при захвате заложника выступает в качестве основного признака и выражается в выполнении или, наоборот, невыполнении со стороны конкретных адресатов определенного действия, нужного для виновного.

Цели захвата заложников могут быть самыми различными: политическими, общеуголовными, национально-освободительными, религиозными и т.п. При этом они могут представлять собой осознаваемые или неосознаваемые (скрытые), совпадать и не совпадать с предъявленными требованиями, например в случае невозможности или нереальности их выполнения.

Также можно выделить правомерные цели такие как, стремление оградить себя от преступных деяний, проведение реформ, возведение больниц, школ, улучшение содержания заключенных, защита права на жилище и т.д. Редки, но имеют место быть цели имеющие нейтральный характер, например, предоставление возможности проживать на территории определенной страны, требования остановки разработки полезных ископаемых.

В качестве цели может выступать освобождение лиц, находящихся под стражей или отбывающих наказание. Целью может быть изменение внутренних территориальных границ.

Мотивы, лежащие в основе действий виновных, в этом случае, в отличие от цели, на квалификацию влияния не оказывают. В случае захвата заложника по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, данное обстоятельство в соответствии с п. «е» ч.1 ст.63 УК РФ может рассматриваться как отягчающее наказание.

Захват или удержание лица в качестве заложника из корыстных побуждений или по найму является квалифицирующим признаком данного преступления, характеризующим его субъективную (корыстные побуждения) и объективную (по найму) стороны. Следует отметить, что совершение данного преступления по найму в отдельных случаях может быть видовым понятием по отношению к корыстным побуждениям, и в этой ситуации будет характеризовать как субъективную, так и объективную составляющую данного преступления.

Значительную сложность вызывает тот факт, что обязательными признаками субъективной стороны являются как специальная цель, прямо указанная в диспозиции данной нормы, так и наличие специального мотива, которым являются корыстные побуждения.

Глава 3. Квалифицированные виды захвата заложника

3.1. Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 206 УК РФ) является более опасным видом преступления, поскольку выполняется в соучастии и здесь объединены преступные замыслы и действия нескольких лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признаётся совершённым группой лиц по предварительному сговору, если в нём участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Главной чертой этой формы соучастия является наличие предварительного сговора на совершение преступного деяния.

Предварительный сговор должен быть достигнут до момента начала совершения преступления. Началом же совершения преступления, если мы обратимся к учению о стадиях развития преступной деятельности, следует считать покушение на преступление. Соответственно, соглашение между соучастниками должно состояться до начала выполнения действий, образующих объективную сторону конкретного преступления.

Группа может рассматриваться как квалифицирующее содеянное обстоятельство только в том случае, если она отвечает всем признакам соучастия, которое предполагает по закону умышленную совместную преступную деятельность нескольких лиц, каждое из которых может нести уголовную ответственность, т.е. быть субъектами преступления. Конечно, малолетние и невменяемые соучастниками быть не могут.

3.2. Захват заложника с применением насилия, опасного для жизни или здоровья

Само понятие "захват" предполагает насильственные действия по ограничению свободы живого человека. Это насилие неизбежно сопряжено с психическим (угрозы) или физическим воздействием.

Что касается угрозы, то она, скорее, обращена к третьей стороне, поскольку угроза по смыслу – действие, направленное на изменение поведения той стороны, к которой она обращена. Не заложник, а государство, организация либо гражданин вынуждены выполнять требования захватчика, так как именно к ним обращена угроза причинить вред заложнику. Ведь заложник никак не сможет выполнить требования его захватчика, да и не заставляют его это делать.

Квалифицированное насилие – это насилие, опасное для жизни или здоровья (п. "в" ч. 2 ст. 206). Думалось, что содержание такого насилия давно выработано судебно-следственной практикой, единодушно определяется в научной юридической литературе как насилие, которое повлекло последствия, предусмотренные ст. 111, 112, 115 УК РФ, либо не причинило вреда здоровью, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего. Однако в ст. 206 УК РФ имеет место конкуренция между п. "в" ч. 2 ст. 206 и ч. 3 ст. 206 УК РФ, где речь идёт о причинении тяжких последствий в процессе захвата заложника. К тяжким последствиям в числе других относится тяжкий вред здоровью.

Решение вопроса о квалификации действий с такими последствиями осложнено тем, что в ч. 3 ст. 206 УК речь идёт об их неосторожном причинении, а в п. "в" ч. 2 ст. 206 – об умышленном. Такой вывод о форме вины можно сделать на основании ч. 2 ст. 24 УК, где указано, что деяние, совершённое по неосторожности, признаётся преступлением только в том случае, если это специально предусмотрено в соответствующей статье Особенной части УК.

Ведь законодатель в ч. 3 ст. 206 УК РФ специально указал неосторожную форму вины, а в п. "в" ч. 2 ст. 206 УК о ней не говорится, можно придти к выводу о том, что в этом случае речь идёт лишь об умышленной вине в отношении причинения вреда здоровью заложника.

Если же в процессе захвата заложника потерпевшему причинён лёгкий или средней тяжести вред здоровью, то содеянное в дополнительной квалификации не требуется. Если же кроме опасности умышленно причинены последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК РФ (прерывание беременности, обезображивание лица, выкалывание глаз, лишение других органов), то такие действия требуют квалификации по совокупности п. "в" ч. 2 ст. 206 и ч. 1 ст. 111 УК РФ.


3.3. Захват заложника с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия

Много вопросов возникает с правильным толкованием п. "г" ч. 2 ст. 206 УК РФ, где речь идёт о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия. В пункте не упоминаются взрывчатые вещества и взрывные устройства, что можно считать пробелом закона. А ведь взрывчатые вещества по своей сущности, практически всегда представляют собой предметы угрожающие большому количеству людей, и которые могу привести к огромным жертвам среди населения.

Если же вернуться к огнестрельному оружию, то применение его при захвате заложника, означает использование его поражающих свойств для причинения вреда здоровью или жизни людей. Независимо привело ли это к трагическим последствиям, либо имело место только покушение, а также использовалось ли огнестрельное оружие в качестве средства психического воздействия, когда преступник только лишь демонстрировал его, но при этом создавалось опасность причинения вреда людям.

Совершение виновным преступления "захват заложника" с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, квалифицируется по п. "г" ч. 2 ст. 206 УК РФ и дополнительной квалификации за незаконное ношение оружия по ст. 222 УК РФ не требуется. Самостоятельным преступлением признается в случае если имело место незаконное приобретение, передача, сбыт, которые квалифицируются по совокупности с захватом заложника.

3.4. В отношении заведомо несовершеннолетнего

Перейдем к квалификации захвата заведомо несовершеннолетнего (п. "д" ч. 2 ст. 206 УК). Несовершеннолетним признаётся лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ). Эти возрастные границы имеют уголовно-правовое значение для ответственности лица перед законом. Однако при квалификации по п. "д" ч. 2 ст. 206 определенный возраст заложника значения не имеет: будь он новорожденным, малолетним, либо подростком – важно, чтобы потерпевший не достиг 18 лет.

Заведомость означает, что лицо, совершившее захват или удержание заложника, достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте.

Отнесение данного обстоятельства к числу квалифицирующих обусловлено тем, что в качестве заложника оказываются лица, которые физически и психологически значительно слабее взрослого человека. Состояния напряженности и страха возникающие в процессе захвата, способна нанести серьёзный психологический вред молодому и неокрепшему организму, пагубна неблагоприятными последствиями в течение длительного периода и после совершения преступления.

Если преступник полагал, что заложнику больше 18 лет, но фактически тот оказался несовершеннолетним, то его действие нельзя квалифицировать по п. "д" ч. 2 ст. 206 УК. Если же имела место противоположная ошибка, когда преступник рассчитывал, что захватил несовершеннолетнего, а перед ним взрослый, может встать вопрос о покушении на похищение несовершеннолетнего.

3.5. Захват женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности

Этот квалифицированный вид захвата заложника обладает повышенной общественной опасностью, так как виновный может причинить вред не только женщине, оказавшейся заложницей, но и ещё не родившемуся ребёнку. Фактически потерпевшим в таких случаях являются два человека, причём для одного из них (женщины), учитывая состояние её организма, это дополнительная психологическая и физическая нагрузка. Для виновного обстоятельство, что женщина находится в состоянии беременности, является благоприятным фактором для достижения преступной цели, во-первых, потому, что женщина в таком положении окажет меньшее сопротивление, чем другой взрослый человек, во-вторых, государственные и общественные организации и физические лица, к которым обращены требования, скорее пойдут на уступки, чтобы освободить заложницу.

В качестве обязательного условия для применения п. "е" ч. 2 ст. 206 УК РФ закон выдвигает обязательную осведомлённость захватчика о беременности потерпевшей. Эта норма должна применяться лишь в случаях, когда виновному в момент совершения захвата или удержания заложницы достоверно известно, что женщина находилась в состоянии беременности. Об этом может говорить наличие внешних признаков беременности и другие фактические данные. Лицо, достоверно не знавшее о беременности потерпевшей, не может нести ответственность по п. "е" ч. 2 ст. 206 УК РФ. Продолжительность беременности и другие факторы не имеют значения для квалификации содеянного по данной норме. В случаях ошибки действия захватчика могут быть квалифицированы как окончательный захват другого заложника и покушение на захват в качестве заложницы беременной женщины.

3.6. В отношении двух или более лиц

Повышенная опасность этого признака выражается в том, что потерпевшими (заложниками) от преступления одновременно оказываются два и более лица. При этом в содержание умысла виновного входит осознание множественности потерпевших от одного преступления.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 декабря 1999 г. "О судебной практике по делам об умышленном убийстве" указал, что квалификация убийства по этому признаку возможна, "... если действия виновного охватывались единством умысла и совершены, как правило, одновременно". Это имеет место в двух случаях: когда в качестве заложников одним преступным действием захватываются несколько лиц сразу, например, все пассажиры автобуса или самолёта объявлены заложниками или в процессе одного преступного акта захватывается один заложник, затем другой, но по одному преступному мотиву, с выдвижением одних и тех же требований к одному лицу (или организации).

В тех случаях, когда происходил захват или удержание двух и более заложников в разное время и не охватывался единым преступным намерением виновного, содеянное следует квалифицировать по п. "б" ч. 2 ст. 206 УК РФ, как совершение преступлений неоднократно.

3.7. Захват заложника из корыстных побуждений или по найму

Корыстные побуждения (мотив преступных действий) являются обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность за них.

В основе корыстного мотива лежит материальная заинтересованность. Причём речь идёт об имуществе, деньгах или имущественных благах, не принадлежащих виновному, т.е. он не имеет на них ни действительного, ни предполагаемого права. Захват заложника может быть совершён с целью завладеть имуществом, принадлежащим государству

Захват заложника может быть осуществлён и в целях выплаты долга от должника, выплаты задолженности по оплате труда, возврата принадлежащего ему (т.е. лицу, захватившему заложника) имущества.

Пункт "з" ч. 2 ст. 206 УК РФ сформулирован таким образом, что для признания этого преступления оконченным не требуется фактического получения материальных благ, достаточно наличия такой цели, которую поставил перед собой преступник, захватывая заложника, и которая оглашена в его требованиях, предъявляемых третьим лицам. Если всё же корыстные цели реализуются и захватчики фактически получили те материальные ценности или блага, которые потребовали, то возникает проблема – подлежат ли дополнительной квалификации и какой эти действия по завладению материальными ценностями. Как мне кажется, фактическое получение денег или имущества при захвате заложника, не нуждается в дополнительной квалификации.

Что же касается захвата по найму, то он отличается как фактическим, так и юридическим своеобразием. Во-первых, преступным путём захвата заложника удовлетворяются интересы наёмника. А во-вторых, захватчик выполняет свою «работу» за вознаграждение, что является корыстным интересом.

3.8. Совершение преступления по захвату заложника организованной группой

Чёткое распределение ролей, высокая степень дисциплинированности, устойчивость, все это характерно для организованной группы. Лица, входящие в организованную группу, объединяются заранее. Обычно, организованная группа создаётся для совершения нескольких преступлений, но возможно также создание такой группы для совершения одного преступления, если это преступление нуждается в долгосрочной, тщательной подготовке.. В соответствии с ч. 6 ст. 35 УК РФ само по себе создание организованной группы лиц для захвата заложников квалифицируется как приготовление к этому преступлению и влечёт ответственность по ч. 1 ст. 30 и ч. 3 ст. 206 УК РФ.

Организованная группа может захватить как одного, так и нескольких человек, а если это значительная группа по количеству лиц входящих в нее, то число потерпевших может насчитывать сотни человек.

В отличие от группы лиц по предварительному сговору совершение преступления организованной группой не имеет значения, какие конкретные функции выполняет конкретный член группы. Кроме того, в организованной группе распределение ролей имеет место не только в процессе выполнения непосредственно объективной стороны захвата заложника, но и за пределами объективной стороны состава в стадии существования организованной группы как криминального объединения. Члены организованной группы независимо от распределения ролей являются соисполнителями и привлекаются к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 206 УК РФ, без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Для организованной группы, в отличие от группы по предварительному сговору, характерно то, что организованная группа после совершения преступления действует как криминальная структура, а не расходится после совершения одного преступного акта.

3.9. Захват заложника с причинением по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий

Особенностью уголовного кодекса является то обстоятельство, что диспозицией ч. 3 ст. 206 УК РФ охватывается только причинение смерти человека по неосторожности. Но это не означает, что невозможно умышленное причинение вреда. При захвате заложника часто в качестве последствий встречается умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам. Законодатель учитывает особую общественную опасность умышленного убийства и во всех случаях умышленного причинения смерти, если деяние не направлено непосредственно на жизнь человека или не является обязательным признаком объективной стороны (способом), предусматривает квалификацию по совокупности с п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ как посягательство на жизнь человека.

Если же объектом посягательства была не жизнь человека, а, например, общественная безопасность (ст. 205, 206 УК РФ и др.), но по неосторожности причинена смерть человека, то деяние следует квалифицировать по ч. 3 соответствующей статьи (как, например, при терроризме, захвате заложника и др.).

Причинение смерти по неосторожности предполагает легкомысленное отношение виновного к этому последствию или небрежность, когда преступник не предвидит, но должен и мог предвидеть, что из-за его действий может наступить смерть заложника. Но причинная связь между действиями виновного и смертью жертвы должна быть налицо.

В ч. 3 ст. 206 УК РФ законодатель усматривает причинение смерти как одного человека, так и нескольких лиц.

Понятие "иные тяжкие последствия" как особо квалифицированный вид захвата заложника, в действующем уголовном законодательстве не раскрывается, поэтому оно должно толковаться по своему в каждом конкретном случае, с учетом всех фактов и событий. Однако, основное содержание этих последствий должно быть одинаковым для всех составов преступлений, которые содержат указанные признаки.

Если в процессе захвата заложника потерпевший был умышленно убит виновным, то, его действия не охватываются ни одним из признаков квалифицированного захвата заложника. Соответственно такие действия квалифицируются по совокупности по п. "в" ч. 2 ст. 206 и по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ. Применение в этой ситуации п. "в" ч. 2 ст. 206 УК РФ оправданно, поскольку опасное для жизни насилие сопровождало не убийство, а захват заложника. Складывается ситуация, при которой захват заложника с насилием дважды является объектом юридической оценки – захват заложника с насилием, опасным для жизни, и убийство, сопряжённое с захватом заложника, поскольку оба преступления, входящие в эту совокупность, отнесены законодателем к категории особо тяжких (ч. 5 ст. 15 УК РФ), и в силу ч. 3 ст. 69 УК наказание за них должно определяться путём частичного или полного сложения, что, в свою очередь, противоречит ч. 2 ст. 6 УК, провозглашающей принцип справедливости как один из основополагающих принципов уголовного права – "никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление".

3.10. Основания освобождения захваченного заложника

Новшеством УК РФ является включение в ст. 206 (захват заложника) примечания об условиях освобождения от ответственности при захвате заложника: "Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления".

В общей части УК РФ даётся понятие добровольного отказа от преступления и раскрывается его правовая природа (ст. 31 УК РФ): "Добровольным отказом от преступления признаётся прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца". Другими словами, это – прекращение лицом начатой преступной деятельности.

Освобождение от уголовной ответственности по примечанию к ст. 206 УК отличается от добровольного отказа.

Во-первых, в примечании речь идёт об оконченном преступлении, т.е. преступником осуществлён захват заложника и предъявлены конкретные требования к третьим лицам.

Во-вторых, по примечанию, захвативший заложника может быть освобождён от ответственности, если он отпускает заложника добровольно или по требованию властей.

Однако освобождение всё же должно быть актом волеизъявления захватившего заложника. Именно он, оценив ситуацию, должен принять решение подчиниться требованиям властей и выдать потерпевшего. Если же в процессе штурма преступник перестаёт оказывать сопротивление, а представителям правоприменительных органов удаётся спасти заложника, добровольного освобождения нет.

Известный в США психолог доктор Г. Шлоссберг, родоначальник группы переговорщиков, сумел доказать и показать на практике большую эффективность слова в противовес к оружию. В 1976 г. департамент полиции Нью-Йорка, где работал Шлоссберг, вышел без жертв более чем с 200 ситуаций захвата заложника.

В советской судебной практике были случаи, когда при захвате заложников преступники соглашались с правоохранительными органами по поводу освобождения заложников, с условием не привлекать за уже совершенные деяния. Но после освобождения заложников не сдерживало обещание и привлекало захватчиков к большим срокам лишения свободы. Если подобные действия получат широкое распространение, то в дальнейшем преступники не будут идти на переговоры, не говоря уже об уступках. Думается, что проблема организации форм ведения переговоров требует соответствующей подготовки психологов, нуждается в разработке и внедрении в практику борьбы с терроризмом и захватом заложников.

Во многовариантных ситуациях, связанных с захватом заложников, где возможны самые различные мотивы соучастников, необходима гибкая политика введения переговоров сопряженная с силовыми методами борьбы. Подразумевается то, что для каждой конкретной ситуации нужно вырабатывать свои индивидуальные методы введения переговоров и борьбы, ведущие к наилучшему для заложников развитию событий. Ведь первостепенной целью является полное освобождение всех заложников, а не наказание захватчиков.

Если при захвате заложника совершены иные, не связанные с личностью заложника преступные действия, – завладение оружием, наркотиками и т.д., то виновный, выдавший заложника, может быть освобождён по ст. 206 УК РФ в соответствии с примечанием, но должен понести ответственность за эти и другие преступления.

Заключение

Итак, проведенный мной в данной работе анализ действующего законодательства, касаемый исследуемой проблемы, привел к некоторым выводам, которые приведу ниже:

Проблема захвата заложников ведет свое начало с давних пор и расширяется из года в год.

Уголовное законодательство Российской империи за похищение человека влекло за собой суровое наказание. А также строгие наказания за похищение человека предусматривали Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., Воинский артикул Петра I. В УК РСФСР 1922 г. Предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком до одного года за насильственное незаконное лишение кого бы то ни было свободы. А в УК РСФСР 1960 г. изначально предусматривалась ответственность лишь за подмену или похищение ребенка или же за незаконное лишение свободы.

И лишь в Уголовном кодексе РФ 1996 г. ст. 206, предусмотрела ответственность за захват заложника. Также ответственность за похищение человека и незаконное лишение свободы находится в разделе «Преступления против личности».

Одним из первых упоминаний о захвате заложника по зарубежному законодательству являются Законы Хаммурапи.

Генеральная Ассамблея ООН в 1979г. приняла Международную конвенцию о захвате заложников. Что в свою очередь повлияло на большинство зарубежных стран, и они имеют предусмотренную законами их стран ответственность за захват заложника, а также похищение человека и незаконное лишение свободы. Но трактовка понятий «захват заложника», «лишение свободы» и «похищение человека» законодателями не всегда разъясняется.

Захват заложника является значимой частью террористической преступности, формы проявления которой очень разнообразны, но тем не менее требуют рассмотрения. Только рассмотрение каждого звена «преступной цепи» повлечет постепенное искоренение такого мрачного и бесчеловечного преступления как захват заложника.

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. УК РФ, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) (13 июня 1996 г.)
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
  4. Бриллиантов А.В. Уголовная ответственность за терроризм и захват заложника / А. Бриллиантов / Журнал российского права. -2010. -№1. - С. 36-38.
  5. Воскресенский. К.А. Некоторые аспекты развития нормы об ответственности за захват заложника в российском уголовном законодательстве /К.А. Воскресенский // История государства и права. - 2007. - № 12. - 154 с.
  6. Гаджиев, С.Н. Освобождение от уголовной ответственности при терроризме и захвате заложников /С.Н. Гаджиев // Адвокат. - 2010. - № 8. - С. 22-31.
  7. Гришин, Б.П. Правовые проблемы противодействия захвату заложников /Б.П. Гришин // Российский следователь. - 2012. - № 15. - С. 3-35.
  8. Журавлев И.А. Захват заложников: исторические корни и современное положение /И.А. Журавлев // Закон и право. - 2010. - № 1. - С. 8-16.
  9. Комиссаров. В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования /В. Комиссаров //Законность. - 2009. - №5. - С 12-28.
  10. Наумов, А.В. Российское уголовное право. Особенная часть: курс лекций. - 2-е изд. перераб. и доп. / А.В. Наумов. - М.: БЕК, 2009. - 211 с.
  11. Осипов, В.А. Захват заложника: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Автореф. дисс. к. ю. н. /В.А. Осипов. - М., 2011. - 150 с.
  12. Резепкин, О.Ю. Захват заложника: Уголовно-правовая регламентация проблемы /О.Ю. Резепкин, И.А. Журавлев. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 234 с.
  13. Хоменко, А.Н. Квалификация торговли людьми, использование рабского труда, похищения человека и захвата заложника /А.Н. Хоменко // Новая редакция Уголовного кодекса России. - Омск, 2011. - 235 с.

1 Журавлев И.А. Захват заложников: исторические корни и современное положение /И.А. Журавлев // Закон и право. - 2010. - № 1, С. 8-11.

2 Комиссаров. В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования /В. Комиссаров //Законность. - 2009. - №5. - С. 12-18.

3 Комиссаров В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования // Законность, 2009, № 3, С. 44.

4 Журавлев. И.А. Захват заложников: исторические корни и современное положение / И.А. Журавлев // Закон и право. - 2010. - № 1. - С. 13-16.

5 Осипов, В.А. Захват заложника: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Автореф. дисс…к. ю. н /В.А. Осипов. - М., 2011. С. 35.

6 Мельниченко, А.Б. Уголовное право. Общие и особенные части: учебное пособ. /А.Б. Мельниченко, С.Н. Радачинский. - М.: ИНФРА-М. 2010, С. 81.

7 О противодействии терроризму: федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ (ред. от 8.11.2011 г.) / [Электронный ресурс] / Гарант (справочно-поисковая система).

8 Резепкин, О.Ю. Захват заложника: уголовно-правовая регламентация проблемы / О.Ю. Резепкин, И.А. Журавлев. - М.: Юнити-Дана, 2010. С. 50.

9 Хоменко, А.Н. Особенности объективной стороны захвата заложников /А.Н. Хоменко //Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения. - Вып. 10. - Омск, 2011. - С. 63.

10 Овчинникова, Г.В. Захват заложника: уголовно-правовые, криминологические и криминалистические проблемы /Г.В. Овчинникова, М.Ю. Павлик, О.Н. Коршунова. - СПб.: Пресс, 2011, С. 56.

11 Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /под ред. Н.А. Громова. - М.: ГроссМедиа, 2007, С. 27.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ