Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:
1. Обязательное доведение.
2. Свободный доступ.
3. Предоставление информации по запросу юридических лиц.
4. Предоставление информации по запросу физических лиц.
Например, доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования.
Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности,
здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.
Свободный доступ - это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.
Различаются четыре основных вида отношений, которые могут возникать между субъектами по степени ограничения доступа:
Лиц (как физических, так и юридических) по отношению к государству;
Государства по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим);
Физических лиц по отношению к организациям (юридическим лицам);
Юридических лиц по отношению к физическим лицам.
Например, при запросе лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может.
Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации они являются коммерческими структурами с государственным видом собственности, в которых может иметь место коммерческая тайна.
При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами Законов РФ «О государственной службе», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О милиции» и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.
При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лык в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.
При реализации права на доступ к информации важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения. В связи с возрастающим объемом хранения и использования информации, в т. ч. ограниченного доступа, в электронном виде все чаще применяется понятие «электронного документа». В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая защита и т. д.).
На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:
Право на доступ к информации означает:
Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Не может быть ограничен доступ к:
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Предоставляется бесплатно информация :
Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Жизнь человека невозможно представить без информации. Доступность - это ее свойство, которое ближе других связано с ее безопасностью. Давайте же рассмотрим особенности данного явления и узнаем, почему оно так важно.
Прежде всего, стоит более подробно узнать, что такое "информация".
Это не просто знания в чистом виде, а любые данные (об объектах, явлениях окружающей действительности и их свойствах, состоянии и т. п.), которые могут быть распознаны и восприняты (поняты) информационными системами (машинами, программами, животными, людьми и даже отдельными клетками) в процессе их жизнедеятельности и работы.
Любые данные имеют ряд свойств. Основные из них следующие:
Данное свойство - это мера возможности получения необходимых данных. Иными словами, доступность информации - это гарантия того, что пользователь сможет получить ее за приемлемые для него сроки.
На эту степень влияет не только доступность знания широкому кругу людей, но и адекватность методов, интерпретации его.
Особая важность этого свойства для различных систем управления. К примеру, для бесперебойного движения поездов или рейсовых автобусов очень важен постоянный доступ к данным о погоде, состоянии дорог.
Доступность информации - это важно и для обычных граждан. Ведь имея возможность получить достоверные данные о погоде, расписании транспортных средств, курсе валют, и т. п., человек намного проще и эффективнее способен распоряжаться своим временем.
Изучаемый термин в той или иной степени связан со следующим областями:
Когда речь идет о доступности в сфере информационной безопасности, то ее объектами могут быть не только сами знания или документы, но и целые ресурсы, а также автоматизированные системы разной направленности.
Узнав, что это - доступность информации, и что является ее объектом, стоит обратить внимание на тех, кто может использовать это ее свойство. Таких пользователей именуют "субъектами информационных отношений".
Поскольку в той или иной степени любое знание является продуктом чьей-то интеллектуальной собственности, а значит и объектом авторского права. Значит, у любой информации есть владелец, который и контролирует доступность ее и является субъектом. Это может быть человек, группа лиц, организация и т. п.
Также в этой роли может выступать администратор системы данных, который контролирует все их свойства, а также регулирует или ограничивает их права доступа. Это делается для того, чтобы предотвратить любые угрозы доступности информации.
Так именуются возможности субъекта информационных отношения осуществлять определенные операции с получаемыми данными.
К ним относятся:
Хотя большинство вышеупомянутых прав не доступны широкому числу пользователей информационных систем, это ограничение имеет вполне конкретную цель. Почему так? Давайте разберемся.
Представим систему данных в виде обычной классной доски. Роль владельца или администратора выполняет учитель, а весь класс - это пользователи с ограниченными правами доступа.
Пока преподаватель в классе, пользование "системой" доступно всем. При этом педагог контролирует, чтобы его подопечные пользовались ею с пользой: получали знания или демонстрировали уровень усвоенного материала.
Однако, когда настает перемена и учитель покидает класс, доска остается без присмотра и ученики получают все права доступа к ней. Как вы полагаете: что они станут делать? В любом школьном коллективе всегда найдется парочка умников, которые будут рисовать, писать что-то (причем не всегда лицеприятное). А увлекшись, они могут случайно стереть записи, подготовленные педагогом для следующего урока. Кроме того, дети могут попросту истратить весь мел или забыть помыть доску.
Как результат, с началом нового занятия "система" будет не готова к работе. Учителю придется выделить часть урока, чтобы привести доску в порядок или возобновить стертый текст.
Знакомая картина? В данном случае показано, почему так важно контроль за правами доступа к информации. Ведь не все пользователи, желающие проводить с ней операции, способны ответственно ею распорядиться. Кроме того, у некоторых из них может просто не быть достаточной квалификации для этого и их некомпетентность способна привести к сбою работы всей системы.
По данным статистики, наиболее частыми причинами угрозы доступности информации являются именно непреднамеренные ошибки обычных пользователей различных ресурсов или сетей, а также обслуживающего персонала. Причем часто подобные оплошности способствуют созданию уязвимых мест, которыми впоследствии могут воспользоваться злоумышленники.
К примеру, в 2016-2017 г. много вреда компьютерным системам всего мира принес вирус Petya. Эта вредоносная программа шифровала данные на компьютерах, то есть фактически лишила всю информацию доступности. Интересно, что в большинстве случаев вирус проникал в системы из-за того, что отдельные пользователи открывали письма с незнакомых адресов, не проведя тщательную предварительную проверку, согласно всем протоколам безопасности.
Каждая из угроз доступности может быть нацеленной на один из компонентов самой системы. Таким образом, их выделяют три:
Касательно пользователей с ограниченными правами выделяются 3 типа угроз доступности информации.
Когда речь идет о безопасности, помимо доступности внимание концентрируется еще на таких свойствах, как конфиденциальность и целостность данных.
Конфиденциальность означает сохранения определенных знаний в секрете и предотвращение их несанкционированного разглашения.
На первый взгляд кажется, что это свойство является в противоположным открытости и доступности информации. Однако на самом деле конфиденциальность ограничивает не саму возможности получения необходимых данных, а лишь число лиц, которые обладают всеми правами доступа к ним.
Особенно это свойство важно для режимных объектов, а также финансовой и другой документации, разглашения содержания которой может быть использовано для нарушения закона или вредит целостности всего государства.
Рассматривая конфиденциальность, стоит не забывать, что на любом предприятии существуют два типа данных:
Последние, как правило, размещаются на сайтах, в справочниках, в отчетной документации. Подобная открытость и доступность информации об организации служит не только в роли рекламы ее услуг для потенциальных клиентов, но и позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законности в работе определенного предприятия.
Кстати, полнота и достоверность таких данных проверяется специальными выездными комиссиями.
Целостность данных - это их актуальность и непротиворечивость, а также защищенность от разрушения/несанкционированного изменения. Фактически это свойство означает, насколько они сохраняют свою актуальность, адекватность, полноту и достоверность.
Целостность и доступность информации особенно важны, когда речь идет о технической документации.
К примеру, если в данных о составе и противопоказаниях к определенному препарату произойдут несанкционированные изменения (будет нарушена целостность информации), пациенты, принимающие данное лекарство, могут попросту умереть.
Кстати подобный эффект возможен и в случае, если стало известно о новых побочных действиях снадобья, однако доступ к данной информации не был открыт всем потенциальным потребителям. Именно поэтому данные 2 свойства очень тесно взаимосвязаны между собою.
Обеспечение доступности информации возможно благодаря целой группе методов и способов. Чаще всего в автоматизированных системах применяются 3 из них.
Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...
Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).
В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:
Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":
Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).
Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:
Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:
На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.
Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами
Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй
Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц
Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены
Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.
На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи
Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)
Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается
Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю
Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.
Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью
Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии
Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей
Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...