Из материала, подготовленного экспертами службы Правового консалтинга ГАРАНТ, вы узнаете каковы сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета, а также особенности порядка их хранения.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ " ", далее - Закон № 402-ФЗ). Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. При этом экономические субъекты должны хранить документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз ().
При определении конкретных сроков хранения отдельных бухгалтерских документов следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее - Перечень). Данный Перечень разработан и утвержден во исполнение положений , Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон № 125-ФЗ).
В соответствии с п. 1.4 Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.
Отметим, что для большинства документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлен срок хранения - 5 лет. Однако для некоторых документов установлены и меньшие сроки хранения, для других - большие сроки хранения. Кроме того, существуют документы, подлежащие постоянному хранению.
Например:
Обращаем внимание также на то, что некоторые расходы для целей налогообложения прибыли учитываются в течение длительного периода, например амортизация основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), или имеют отложенный характер (учитываются не в периоде их несения, а на момент реализации активов ().
Амортизация представляет собой равномерный учет в течение сроков использования ОС и НМА расходов, формирующих их первоначальную стоимость ( , ). указывает на возможность учета расходов только при условии их документального подтверждения. В связи с этим Минфин России разъясняет, что срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, установленный (4 года), должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого имущества) ( , от ). То есть для целей налогового учета хранить первичные документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости по амортизируемым ОС и НМА, надо как минимум 4 года после их полной амортизации. При этом специалистами финансового ведомства также отмечено, что согласно Перечню документы об определении амортизации ОС хранятся постоянно.
Минфин России, разъясняя порядок применения , в указывает на то, что течение четырехлетнего срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Аналогичная позиция изложена в .
Данную правовую позицию ВАС РФ необходимо учитывать и при включении в состав расходов:
На момент реализации также учитываются расходы в виде:
Следовательно, при определении сроков хранения документов, подтверждающих затраты на приобретение (создание) ОС и НМА, прочего имущества, имущественных прав, покупных товаров, необходимо учитывать положения .
Отложенный характер имеют также расходы на приобретение ценных бумаг, так как датой осуществления расходов на приобретение ценных бумаг признается дата их реализации или иного выбытия (). Поэтому документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, необходимо хранить в течение сроков, определяемых с учетом положений ( , ).
Ни законодательство по бухгалтерскому учету, ни законодательство по налогам и сборам не регламентируют место хранения документов бухгалтерского, налогового учета и отчетности (за исключением некоторых, отдельных случаев).
Поэтому такие документы могут храниться в различных структурных подразделениях организации (в бухгалтерии, в кабинете директора, в специально созданном для хранения документов помещении и т.д.) или в ином, обособленном от офиса месте (специальное помещение, "отданное" под архив).
Конкретные правила организации документооборота, места хранения первичных документов разрабатываются экономическим субъектом самостоятельно, утверждаются его руководителем и закрепляются в учетной политике ( и п. 4 ПБУ 1/2008 " " (далее - ПБУ 1/2008)).
Если говорить о нахождении документов именно в офисе организации (в свободном доступе для бухгалтера), то, как было сказано, никаких сроков для такого хранения не установлено. Эти сроки (3 года, 5 лет, 10 лет и т.д.) компания также может утвердить самостоятельно.
Отметим также, что экономические субъекты могут, но не обязаны передавать документы на хранение государственным и муниципальным архивам, заключив с ними соответствующие возмездные договоры ( , ).
В исключительных случаях по решению руководителя организации дела временных (до 10 лет включительно) сроков хранения передаются в архив организации по описям дел, документов или по номенклатуре дел ().
Лазукова Екатерина , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
В любой организации ведется сразу множество важных бухгалтерских, кадровых и правоустанавливающих документов. И все эти бумаги нужно определенным образом хранить. Помимо того, что документы имеют разную степень важности, у каждого из них есть свой срок хранения. Если организация будет соблюдать все соответствующие правила и сроки, то сможет избежать многих проблем.
Первыми документами, которые получает любая организация, являются ее учредительные документы. Как свидетельство рождения для человека, так и устав и свидетельство о регистрации для организации - очень важны и необходимы в самых различных ситуациях. При утере такие документы легко восстанавливаются, после уплаты государственной пошлины. Хотя лучше ничего, конечно же, не терять - а для этого нужно четко знать, как, при каких условиях и сколько нужно хранить ту или иную документацию.
Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами об этом договоре (§5 гл. 30 Гражданского Кодекса РФ), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§3 гл. 30 Гражданского Кодекса РФ), и только при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи (п. 2 ст. 535 Гражданского Кодекса РФ). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-продажи, как это иногда имеет место в юридической литературе.
Производитель сельскохозяйственной продукции, согласно ст. 537 Гражданского Кодекса РФ, обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.
Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (вне рамок специальных правил, описанных в §5 гл. 30 Гражданского Кодекса РФ). Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы Гражданского Кодекса РФ установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре, согласно п. 1 и п. 3 ст. 536 Гражданского Кодекса РФ, может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.
Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 Гражданского Кодекса РФ. Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени, предусмотренной Указом Президента РФ от 22.09.1993 г. № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары», в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
На заготовителя по договору контрактации возлагаются те же обязанности, что и на покупателя по договору поставки с учетом ряда особенностей, благоприятствующих другой стороне.
По договору поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, если договором не предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика, о чём говорится в ст. 510 Гражданского Кодекса РФ. Договором контрактации предусмотрен противоположный порядок: заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, если иное не предусмотрено договором. При получении продукции по месту ее нахождения применяются правила ст. 515 Гражданского Кодекса РФ, регулирующие выборку товаров в месте нахождения поставщика.
Специально следует обратить внимание на то, что в ст. 536 Гражданского Кодекса РФ местом принятия сельскохозяйственной продукции указано место нахождения этой продукции, а не производителя. В связи с особенностями производственно-хозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции склады готовой продукции могут находиться не на центральной усадьбе, а на производственных участках, откуда ее и должен вывозить заготовитель, если иное не предусмотрено договором.
Пункт 2 ст. 536 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которым заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, сформулирован применительно к случаю, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Однако и при приемке сельскохозяйственной продукции по месту ее нахождения заготовитель не вправе отказаться от ее получения. В соответствии со ст. 515 Гражданского Кодекса РФ, которая может быть применена к этим отношениям, невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором срок, а при его отсутствии - в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
Обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию, если это предусмотрено договором, отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором, обусловлена тем, что эти отходы могут быть использованы в сельскохозяйственном производстве, например в животноводстве. Заготовитель не вправе обязать производителя принять названные отходы, так как их возвращение возможно лишь по требованию производителя. В ст. 268 Гражданского Кодекса РСФСР предусматривались обязанности заготовителя по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время закон не возлагает на заготовителей таких обязанностей. Однако они нередко устанавливаются в конкретных договорах по инициативе и взаимному соглашению сторон.
Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции обязательно должно быть указано в договоре. В соответствии с общими положениями о купле-продаже, определённых в ст. 465 Гражданского Кодекса РФ, если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным. Зерно, сахарная свекла, семена масличных культур, лен-долгунец, скот и птица, молоко, шерсть, предложенные к реализации, закупаются в полном объеме. Для реализации этого условия необходимо, чтобы оно было включено в договор контрактации.
Учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.
Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т.д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно, согласно п. 2 ст. 159 Гражданского Кодекса РФ.
Правовое регулирование договорных отношений по контрактации сельскохозяйственной продукции строится по общему принципу регламентации отдельных видов договора купли-продажи с одной существенной особенностью. Суть общего принципа состоит в том, что к отдельным видам договора купли-продажи общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК) применяются, если иное не предусмотрено специальными правилами ГК об этих видах договоров (п. 5 ст. 454 ГК).
Специфическая особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами по этому договору (содержатся в § 5 гл. 30 ГК), при отсутствии в тексте договора соответствующих условий сначала подлежат применению правила о договоре поставки (п. 2 ст. 535 ГК) и лишь при отсутствии там соответствующих правил - общие положения о купле-продаже.
Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи. По договору контрактации производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК). Производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей. Это сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат, а также сезонный характер процесса; причем качество и объем выращенной продукции не всегда зависят от воли производителя. Названные факторы делают производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора. Если контрагентом сельскохозяйственного производителя, продающего выращенную им продукцию, выступает предприниматель, закупающий ее для переработки или продажи, то экономическое неравенство достигает той степени, при которой требуется дополнительное юридическое регулирование в виде специальных норм института контрактации. Из данного обстоятельства вытекает необходимость формулирования норм, которые позволили бы путем повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя устранить экономическое неравенство в его отношениях с заготовителем. Договор контрактации призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных организаций, крестьянских и фермерских хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.
В частности, специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, то есть независимо от вины, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст.538 ГК). Таким образом, производитель, доказавший отсутствие своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.
Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, то есть его ответственность строится на началах риска. И лишь заготовитель – государственный или муниципальный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных (муниципальных) нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.
Договор контрактации представляет собой разновидность поставки товаров, поэтому к нему применяются положения о договоре поставки. Он также имеет длительную историю в отечественной правовой системе, восходящую к первой половине прошлого века. Первыми нормативными правовыми актами, регулировавшими отношения по поставке сельскохозяйственной продукции на тот период времени, были постановление Совета труда и обороны от 14 декабря 1928 г. «О контрактации продуктов сельского хозяйства в 1928/29 г.» и постановление СНК СССР от 7 октября 1929 г. «О контрактации продуктов сельского хозяйства».
В настоящее время данные отношения регулируются нормами ГК РФ, Федеральными законами от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляются на основе отдельных положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Гражданское законодательство в этой сфере гарантирует свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Предметом в договоре контрактации может выступать исключительно продукция сельскохозяйственного производства. Перечень такой продукции можно найти в подзаконных нормативных актах. Так, постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 утвержден Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, а постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446 - Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.
В связи с этим некоторые авторы отмечают, что особенности договора контрактации обусловлены именно спецификой предмета договора, а точнее спецификой его производства, и влияют на формирующиеся отношения между сторонами . С этим можно согласиться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей: зависимость от погодных условий, сезонный характер процесса, что ставит производителя сельскохозяйственной продукции в разряд более незащищенной стороны. В научной литературе обращается также внимание на то, что предметом обязательства в договоре контрактации может быть только «сельскохозяйственная продукция в натуральном виде», т.е. непереработанная .
К этому следует добавить, что в договоре контрактации обязательство возникает по поводу продукции, которая только будет произведена (выращена) в будущем, но которой по факту нет у сельхозпроизводителя, и он обязуется ее вырастить (произвести) самостоятельно. Это очень существенный момент, имеющий значение в правоприменительной практике.
Так, в одном случае суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в договоре не было указанно условие о передаче в качестве платежа выращенной продукции (фактически в качестве оплаты передавалась пшеница), и в связи с этим счел правоотношения контрактации между сторонами не возникшими (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф04-7577/2008(17128-А45-17)).
В другом случае при разрешении спора в суде выяснилось, что договор купли- продажи товарной сои заключен после ее уборки. Суд, исходя из анализа ст. 535 ГК РФ, пришел к выводу о том, что заключение договора контрактации должно предшествовать периоду выращивания или производства сельхозпродукции и ее передаче заготовителю, а следовательно, предметом договора контрактации должен быть будущий урожай (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. № Ф08-7234/2006).
В третьем случае между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем был заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины. Из материалов дела следует, что нарушения обязательства со стороны кооператива не было.
Суд кассационной инстанции решение отменил и удовлетворил иск исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать «чужое» сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является гой рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины .
Специфическими для договора контрактации являются также стороны договора. В качестве сторон договора контрактации выступают производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (покупатель). Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции в предпринимательских целях, им могут быть коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и публичные образования в лице соответствующих органов. В последнем случае речь идет о контрактации для публичных нужд, она осуществляется в целях удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных потребностей и потребностей субъектов РФ, выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием, обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечения необходимого уровня продовольственного снабжения сил обороны и государственной безопасности и т.д.
В Российской Федерации устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных государственных нужд (федеральный фонд); региональных государственных нужд (региональные фонды).
Сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в федеральный фонд, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, - собственностью субъектов РФ. Государственные заказчики не позднее чем за три месяца до начала года сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Продавцом в договоре контрактации выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Словосочетание «сельскохозяйственный товаропроизводитель» появилось в научном и практическом обиходе сравнительно недавно и неоднозначно трактуется как в законодательстве, так и в теоретических исследованиях. Впервые о нем было сказано в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и его смысл не менялся при всех изменениях и дополнениях данного Закона. В абз. 7 ст. 1 Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель определялся как физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
В ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
В соответствии со ст. 537 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Количество товаров как составляющее предмета договора является существенным условием договора контрактации. Заготовитель, в свою очередь, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, также договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 556 ГК РФ).
Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Общепризнанно, что существенное значение для специфики регулирования отношений по договору контрактации имеет норма об ответственности производителя сельскохозяйственной продукции . Производитель сельскохозяйственной продукции, нс исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Сельскохозяйственный товаропроизводитель гарантированно не несет ответственность только в случае, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, что является общим правилом для лиц при осуществлении предпринимательской деятельности.
В судебной практике отдельно разъяснены вопросы ответственности государственных заказчиков за несвоевременную оплату производителям закупленной у них для государственных нужд сельскохозяйственной продукции (см. письмо ВАС РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587).