Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

22.10.2012 10

Всем доброго дня! Недавно я совершила удивительную поездку в Тибет, целью которой было совершить кору (обход) вокруг священной горы буддизма Кайласа. Это было настолько интересное, непохожее ни на что путешествие, что я, с разрешения Рами, поделюсь своими впечатлениями с вами. Кайлас описывается во многих буддийских трактатах, вокруг него сложено немало историй и легенд. И тем не менее его вершина остается непокорённой до сих пор. Говорят, что подойти к нему и тем более взобраться, не получалось ни одному путешественнику. Сначала скажу несколько слов о Тибете. Я уже около трех лет живу в Китае, много путешествовала по нему, причем не только по туристическим местам, но бывала и в самой глубинке страны. И нигде я не видела такой бедности и отсутствия признаков цивилизации в повседневной жизни и нигде я не видела таких постоянно улыбающихся, простодушных и открытых людей. Может быть это все влияние буддизма, которым пронизана вся жизнь тибетцев. Начали мы наше путешествие из Лхасы, где конечно же посетили прекрасный дворец Далай Ламы Поталу. Там мы впервые увидели так называемые простирания - буддийский ритуал, когда верующие, произнося мантру, становятся на колени, затем ложатся, вытягиваясь во весь рост, подтягиваются и встают. Таким образом они могут простираться на месте или совершать кору (обход) вокруг святого места. Немало простирающихся мы встретили и во время коры на Кайласе, что, по- моему мнению, является крайней степенью самоотверженности и преданности буддизму. Они передвигаются так и по снегу, и в гору по камням, питаются в основном тем, что подадут проходящие мимо. До Кайласа мы ехали два дня на машине и места становились всё более дикими и безжизненными, но природа в тех краях очень необычная и красивая. Горы там похожи по строению на слоёный пирог, а камни неожиданно смешиваются с песком. И над всем этим высятся снежные вершины, которые видны ото всюду. К концу второго дня дороги мы добрались до священного озера Манасаровар. Считается, что Манасаровар и Кайлас - это воплощения бога и богини на земле. Они находятся рядом и смотрят друг на друга. И чтобы действительно очиститься и душой и телом нужно искупаться в озере и совершить кору вокруг Кайласа. На первую часть этого очищения у нас, честно говоря, не хватило духа. Хотя ещё в Лхасе мы были уверены, что окунёмся, но приехав на берег озера и одев на себя всю одежду, что была с собой, поняли, что не в этот раз... Тем не менее мы видели наших соотечественников, которые купались в озере. Съездили мы также и на озеро Ракшас, которое считается мертвым озером, которое всегда волнуется и из него не пьют воду животные. Мой дядя, ученый-химик взял пробы из обоих озер, интересно, что они покажут. Погода на Кайласе менялась постоянно: практически каждый вечер шел снег с метелью и нам казалось, что завтра нам придется возвращаться, но наши гиды были удивительно спокойны и говорили, что мы не пойдем, если только снегу по пояс выпадет... В первый день коры мы шли около 6 часов и поднялись с высоты 4 000 на 4 600 метров по довольно пологим склонам. Хота с непривычки очень устали и задыхались от нехватки воздуха, зато каждый нашел свой ритм движения. Это очень важно в подобном походе, понять, что тут не главное быть первым или успевать идти за кем-то, важно идти и дойти до цели, совершить кору. Спасибо моему дяде, который как человек мудрый и опытный объяснил мне это в первый день, когда я едва дышала от усталости после первого перехода. Ночевали мы в очень простых, никогда не обогревавшихся комнатах гест-хауса под завывание метели. А на утро, когда мы вышли из комнаты прямо на улицу, то захватило дыхание. Такой красивый и ярко освещенный утренним солнцем был Кайлас перед нами. Потрясающий вид. А затем был 5 часовой подъем на перевал (5750 метров), где мы развесили тибетские флажки с мантрами, своими пожеланиями, а также оставили какую-то свою вещь, как знак избавления от грехов и привязанностей. И затем 5 часовой спуск с перевала в долину. Про сложность этого дня говорить сложно да и не нужно, наверное. Каждый перенес это по-своему. Но легко не было никому, это точно. Недостаток кислорода ощущается вдвойне остро в связи в физической нагрузкой и достаточно крутым заснеженным подъемом. К тому же, когда видишь как вприпрыжку мимо тебя проходят тибетцы. К слову, они совершают нашу 2,5 дневную кору за 1 день. В дороге мы как и положено, читали мантры про себя, думали о своих пожеланиях. Мне это отчасти помогло и облегчило путь. Вообще я сделала такое заключение: если вы не экстремал в поисках бытовых неудобств и острых ощущений, то на кору надо идти только с пониманием цели и предназначения этого ритуала. Это очень помогает очистить душу и мозги. Нам с нашим путешествием еще особо повезло, потому что на перевал мы взобрались 6 мая, а именно в период полнолуния и день рождения Будды по тибетскому календарю. Теперь я хочу сказать о том, с чего собственно появилась идея этой статьи. В Лхасе и других крупных городах Тибета мы встретили достаточно много иностранцев, потому что май считается высоким туристическим сезоном здесь и Тибет только недавно был опять открыт для иностранцев. На Кайласе это тоже высокий сезон и мы встретили там 5-6 групп туристов, которые все, к моему большому удивлению, оказались из России и Украины! Тибетцы, живущие в поселке Дарчен у начала коры подтвердили, что кору совершает очень много русских туристов. Красноречиво об этом говорит и надпись "РЕСТОРАН" на одной из стен этого маленького тибетского поселения. Но, что интересно, эти люди не произвели на меня впечатление верующих буддистов или людей, пришедших сюда с какими-то религиозными целями, как тибетцы. Но Кайлас потому и священная гора, что очищает всех, совершающих кору со знанием или без него. Мне показалось, что это очень хороший знак для России и русского народа. Прилагаю несколько фотографий из этой поездки, которые было довольно сложно выбрать из пары тысяч сделанных в Тибете фото. Всего наилучшего, Юлия.

Наша уникальная программа позволит вам посетить самые почитаемые религиозные святыни мира, расположенные затерянном уголке мира — высокогорных областях Большого Тибета. Последователи религий буддизма, индуизма, джайнизма и шаманистского учения Бон верят, что совершив обход священной горы Кайлас можно сжечь все грехи , накопленные в этой и предыдущих жизнях. Вы почувствуете великую религиозную значимость этой святыни, проходя горными тропами вместе с другими паломниками из Тибета, Индии и Непала. Даже простое лицезрение этого величественного пика высотой 6 714 метров останется в вашем потрясённом сознании до конца жизни. Не упустите этой уникальной возможности прикоснуться к древним культуре и религии Тибета! Наш маршрут также включает в себя посещение ещё одного священного места, находящегося недалеко от горы Кайлас — озера Манасаровар.

Удалённость этих мест от центров современной цивилизации, политики и экономики позволяет местной природе и культурным обычаям оставаться в неприкосновенной сохранности среди нашего бурно меняющегося мира. Поездка через весь Тибет, из Катманду до священной горы Кайлас , позволит вам увидеть всю страну как бы изнутри, почувствовать её дух и энергию. Политические и экономические проблемы современного мира кажутся преходящими как и всё в этом заоблачном мире высокогорья ибо "Род приходит и род уходит, а Земля пребывает вовеки" (Экклезиаст).

Группа энтузиастов, готовых совершить это беспримерное путешествие, уже пакует рюкзаки и сушит спальники. Если вы смелы и готовы к приключениям, то у вас есть шанс присоединится к нам в этом героическом путешествии через время, горы и разреженный воздух, чтобы прикоснуться с древним тайнам Тибета , вдохнуть дым бивачных костров и услышать рассказы паломников, остановившихся на ночлег под высокими звёздами тибетского плато, и, может быть в этом высоком небе зажгётся и ваша яркая Звезда, которая будет светить вам ещё долгие годы после возвращения из нашей тибетской одиссеи.

Программа паломнического тура

Д ень 1: Прибытие в Катманду. Прибытие в столицу горного королевства Непал — город Катманду. В аэропорту вас встречает наш русский гид. Переезд в отель. Отдых. Вводное собрание, знакомство.

Д ень 2: Экскурсии по долине Катманду, получение тибетской визы и разрешений. После завтрака начинается экскурсия по долине Катманду — месту невероятного скопления средневековых храмов, буддистских монастырей и дворцов. Посещение индуистских храмов, буддистских ступ, Дворцовой площади Катманду с великим количеством храмов и пагод, экскурсия в старый королевский дворец. Грандиозная буддистская ступа Сваямбунатх, тибетские монастыри. Индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх, места кремаций, кельи йогинов-отшельников. Грандиозная буддистская ступа Боднатх. Буддистские монастыри Боднатха. Вечером проверка и выбор снаряжения, предоставляемого нам нашими непальскими друзьями (пуховки, спальники, альпийские палки). Ночь в отеле в Катманду (высота 1300 м).

День 3: Трансфер из Катманду в Ньялам (3750 м, 156 км, 7-8 часов). Ранним утром мы выезжаем в направлении непало-тибетской границы в Кодари. После пересечения границы по небольшому мосту, мы встречаемся с нашим тибетским гидом и водителем джипа. После ознакомления с программой предстоящего путешествия следуем в Жангму, где будут совершены все формальности. Затем следуем в Ньялам, где останавливаемся на ночлег.

День 4: Ньялам. Сегодня у нас день акклиматизации. Вы можете также исследовать окрестности Ньялама и подняться к пещере Миларепы.

День 5: Трансфер из Ньялам в Сага (4600 м, 232 км, 7-8 часов). Сегодня долгая поездка по каменистым и песчаным землям Тибета. Из окна автомобиля мы видим озера, кочевников перегоняющих стада овец и яков. Мы проезжаем озеро Пеку-цо и перевал Лабуг-ла (5050 м). После обеда мы пересечём реку Брахмапутра и достигнем типичного тибетского города Сага.

День 6: Трансфер из Сага в Парьянг (4600 м, 185 км, 7-8 часов). После завтрака мы продолжаем наш тур. Джип и грузовик едут по долине реки с пастбищами яков. Кочевники, одетые в причудливые национальные костюмы, встречают вас с горячим чаем. Ночёвка в Парьянге.

День 7:Трансфер к озеру Манасаровар (4300 м, 160 км, 6 часов). Посещение монастыря Чиу. Омовение в священных водах озера Манасаровар. Ночь на берегу Манасаровара.

День 8: Трансфер в Дарчен (4600 м). Посещение монастыря Серлунг Гомпа. Ночёвка в Дарчене.

День 9: Первый день коры, треккинг Дарчен — Дира-Пуг (4970 м, 15 км, 6-7 часов). Сегодня очень красивый путь: скалистые утёсы, водопады, прозрачное голубое небо. Проходим первый и второй пункты "простираний", монастырь Чуку. Постоянно можно видеть величественный Кайлаш. Ночёвка в монастыре Дира-Пуг.

День 10: Второй день коры, треккинг Дира-Пуг — Дзутул-Пуг (4790 м, 22 км, 6-7 часов). Начинаем наш путь после завтрака. Мы пересекаем Ямастал по пути к Шивасталу. Паломники проходят через символическую смерть в Шивастале, избавляясь от старой одежды. Иногда вместо одежды оставляют каплю крови или прядь волос. Путь поднимается к перевалу Долма (5650 м). Здесь совершаются подношения и медитации. После обеда вы достигаете Зутул Пуг, где знаменитый йогин Миларепа практиковал медитацию. Ночёвка в Дзутул-Пуг.

День 11: Третий день коры, треккинг Дзутул-Пуг — Дарчен (4560 м, 14 км, 2-3 часа) и трансфер в Сагу (4200 м, 6 часов). Сегодня завершающий день Коры. Лёгкая дорога вниз к Дарчену, где нас ожидает машина. Затем поездка к Сагу и ночёвка в комфортабельном отеле.

День 12: Трансфер из Саги в Джангму (3500 м, 232 км, 7-8 часов). Отдых в отеле.

День 13: Трансфер из Джангму в Катманду. Отдых в отеле. Шоппинг.

День 14: вылет из Непала. Сегодня есть время для покупок подарков и сувениров для Вашей семьи, друзей или родственников и затем вы будете доставлены в Международный аэропорт для вылета в пункт вашего назначения.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Тибет - центр духовного мира, а гора Кайлас - сердце Тибета. В системе гор Гандисы есть пик высотой свыше 6000 метров, это и есть священная гора Кайлас, высочайшая вершина одноименного горного хребта.

Драгоценная снежная гора, как зовут ее буддисты, пока осталась непокоренной, потому что власти Китая не дают разрешение на восхождение. Единственная попытка взобраться на гору вызвала бурный протест верующих во главе с Далай-ламой. Жители Тибета верят, что Кайлас - это дом бога и любой взобравшийся на гору должен умереть.

Гора считается священной, к ней совершают паломничество представители 3 крупных религий: индуисты, буддисты, джайнисты. Они должны обойти гору 108 раз. Это подарит очищение кармы и лучшее перевоплощение.

Индуисты считают пик горы домом (летней резиденцией) бога Шивы. Возможно, глядя на Кайлас, в этой религии создали гору Меру - точку, откуда начинается мир и где живут боги.

Приверженцы бон, религии, которая была в Китае до буддизма, верят, что на гору спустился с небес их учитель и наставник Салва в форме Тонпы Шенраба Мивоче. Джайны уверены, что здесь жил и получил просветление первый джайнист. А буддисты считают, что здесь жил Будда в гневном воплощении Самвара и поэтому Кайлас - одно из благоприятных мест для духовного роста.

Иными словами, множество людей считает, что эта гора наделена божественной силой, и многие пытаются сделать ритуальный обход, чтобы найти просветление и очистить карму. Такой паломнический путь называется кора.

Фотограф Сэмюэл Зудер, посетив Кайлас, был поражен им с первого взгляда. Очень скоро он смог собрать небольшую группу помощников и целый месяц фотографировал окрестности и паломников. Результаты его путешествия впечатляют. В дальнейшем фотограф планирует выпустить книгу «Лицом к вере: гора Кайлас, Тибет». Мы же пока полюбуемся созданными им потрясающими по насыщенности фото:

Слева: Сонам Церинг, 24. Происхождение: Дарчен, Тибет. 4 обхода. Справа: Церин Зумба, 28. Происхождение: Дарчен, Тибет. 22 обхода.


Поляна Тарпоче. Майский праздник Сага Дава.

Слева: Долма, 18. Происхождение: Лхаса, Тибет. 1 обход. На фото справа: Лобсанг Еше, 27. Происхождение: Маркам, Тибет. 5 обходов. Крайний справа: Темпа Гьяцо, 28.


Гора Кайлас, долина Лха Чу.


«Поклоняясь горе Кайлас, человек не отказывается от обычного ежедневного поведения. Это не похоже на посещение церкви, где вы должны сохранять спокойствие и сосредоточиться на молитве. Во время ритуального обхода я видел много групп и семей, которые, казалось, получают большое удовольствие, поклоняясь горе», - пишет фотограф.

Слева: Санге, 17. Происхождение: Дарчен, Тибет. 12 обходов. Справа: Еше Гьялцен, 35. Происхождение: Шигадзе, Тибет. 12 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


Слева: Дазанг, 47. Происхождение: Нагчу, Тибет. 7 обходов. Справа: Лхага, 49. Происхождение: Геджей, Тибет. 6 обходов.

Гора Кайлас, Дирапук Гомпа, северная сторона.


В Лхасу и к горе Кайлас связано с преодолением не только географических, но и политических барьеров. Это, так сказать, первый этап отсева тех, кому действительно нужно и суждено туда попасть.

С середины ХХ века Тибет входит в состав КНР и называется Тибетским Автономным Районом. Его прежнее правительство во главе с Далай Ламой ХIV было вынуждено бежать и находится в изгнании. Для посещения Тибета иностранцам, помимо китайской визы , необходимо получить специальный пермит , который выдается только при покупке организованного группового тура у фирмы, входящей в официальный реестр китайских тур-операторов. Китайские власти нередко закрывают Тибет для посещения по политическим соображениям. Почти каждый год Тибет закрыт в феврале и марте (в 1959 г в марте имело место Тибетское восстание), причем дата подъема шлагбаума в апреле никогда заранее точно не известна. Это осложняет организацию поездок в Тибет, в том числе к Кайласу на майские праздники, поскольку для оформления пермитов на посещение Тибета почти не остается времени, а авиабилеты и гостиницы приходится бронировать и оплачивать задолго до этого. Кроме указанных месяцев, иногда Тибет закрывают и в другое время, без особых предупреждений. При этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, как правило, он позволяет отправиться по маршруту даже при закрытии автономного района, но на это нет 100% гарантии.

Попасть в Тибет можно либо через Китай, либо через Непал, при этом процедура оформления въездных документов различается. В прежние времена к Кайласу также двигались паломники непосредственно из Индии, вверх по Инду – например, экспедиция Рериха, но из-за политической ситуации сейчас и в ближайшем будущем такой возможности не просматривается.

В общем случае, когда вы двигаетесь через Китай , сначала вам нужно получить визу КНР, послать ее копию принимающей фирме в Тибет, там после проверки органами безопасности (PSB – Public Security Bureau) сделают соответствующий групповой пермит и пошлют его оригинал с сургучной печатью курьерской почтой в порт вашего въезда. Там вы его получите от представителя принимающей стороны. Без пермита вас не допустят к посадке на рейс или поезд в Лхасу. У этой бюрократии бывают свои казусы, иногда порядок выдачи визы и пермита меняется задом наперед, особенно это характерно для консульства КНР в Петербурге. Но нам всегда удавалось решить возникавшие затруднения в плотном взаимодействии с нашими партнерами в Тибете. Плюс в том, что можно направляться в Лхасу буквально сразу по прилету в Китай, если позволяет стыковка.

При заезде через Непал бумажная процедура несколько проще , но требует прибытия в Катманду за 2-3 целых дня до продолжения маршрута в Тибет. Минимум за две недели до поездки нужно послать принимающей стороне копии ваших паспортов. По ним в Лхасе готовится тибетский пермит, который передается в посольство КНР в Катманду. По прилету туда вы получаете визу Непала в аэропорту (цена от 25 долларов, в зависимости от срока пребывания, что определяется маршрутом), отдаете через фирму свои паспорта в посольство, и в его следующий рабочий день получаете обратно с визами. Посольство принимает и выдает документы по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12 ч. День и время своего прибытия нужно планировать соответственно.

На сегодняшний день к Кайласу можно добраться несколькими маршрутами. Вот их список и, ниже, краткая характеристика.

1. Через Китай

1.1. Из одного из крупных городов Китая (Пекин, Шанхай, Ченду, Гуаньчжоу) перелет в Лхасу, далее на автотранспорте через Шигадзе и Сагу до Дарчена. Обратно аналогично.

1.2. Из Пекина до Лхасы по железной дороге, далее на авто. Обратно можно самолетом, в том числе через другой город. Или наоборот.

1.3. Вариант – из Лхасы до Шигадзе по железной дороге, далее на авто. Также можно использовать ж/д для возвращения из Шигадзе в Лхасу.

1.4. Вариант – из Лхасы на авто по альтернативной дороге в глубине Тибета, возвращение по классическому пути.

1.5. С противоположной стороны, с северо-запада, джип-экспедиция через Среднюю Азию: Урумчи, Кашгар, с заездом по дороге в пещерные города Гуге и Гаруду. Возвращение – через Лхасу.

2. Через Непал (Катманду)

2.1. С перелетом через Лхасу.

2.2. На авто по шоссе через Главный Гималайский хребет. До землетрясения в Непале в 2015 г это было шоссе Дружбы ("Friendship highway") через Жангму-Ньялам, далее через Сагу. Но в результате природного катаклизма селевые потоки смыли и завалили большую часть этой стратегической трассы. С августа 2017 г для туристов открылся новый двухсторонний пропускной пункт на границе Непала и Китая в Кийронге (Kyirong). Новая дорога идет прямо на север от Катманду, западнее Лангтанга. По ней можно добраться до границы за 7-8 часов.

2.3. С предварительным треккингом для акклиматизации вокруг Долины Катманду, в Хеламбу или к Муктинатху.

2.4. С треккингом через Западный Непал, куда попадают внутренними перелетами в Непалганж и, далее, в Симикот. Обратно несколько вариантов:

2.4.3. Обратно через Западный Непал с использованием вертолетного чартера от границы до Непалганжа, далее регулярным рейсом в Катманду.

2.4.4. В последние годы начало налаживаться внутреннее авиасообщение между Западным Тибетом и Лхасой. Китайцы построили новый аэродром для больших пассажирских самолетов в 3-4 часах езды западнее Кайласа. Так как он находится на плоскогорье на большой высоте, около 4500 м, то взлётно-посадочная полоса необычно длинная, чтобы Боинги могли разогнаться до большей скорости, необходимой для отрыва от земли. Остаётся проблема частых сильных ветров, из-за которых рейсы задерживаются и нередко отменяются. Называется аэропорт Арли (Arli), код NGQ. Оттуда до Лхасы (аэропорт Гонгкар) всего полтора часа лёту, при цене билета порядка 500 долларов. Не правда ли, существенная разница по сравнению с тремя днями езды от Кайласа до Лхасы (более 1000 км), даже с учетом возможного долгого ожидания задержанного рейса. Понятно, что все это актуально для обратного пути от Кайласа, но не как способ побыстрее добраться до него, из-за высоты плоскогорья - если только у вас нет предварительной высотной акклиматизации.

КОММЕНТАРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ МАРШРУТОВ

Тибетское плато имеет среднюю высоту 4500 м , высота Лхасы в центре города 3600 м , на коре вокруг Кайласа вы проходите перевал Дролма-ла высотой около 5600 м (это высота Эльбруса). Поэтому ключевой вопрос путешествия в Тибет – правильная, постепенная акклиматизация к высоте. Без нее жителю низин на высоте будет не просто плохо, а потребуется срочная эвакуация для спасения жизни. Активная акклиматизация – самая эффективная, потому что при движении воздух с кислородом закачивается мышцами в ткани. Если же вы просто сидите в транспорте, который поднимает вас на высоту, то это примерно то же самое, что нырять без акваланга. Сколько вытерпит ваш организм? Поэтому двигайтесь, двигайтесь при малейшей возможности, но без фанатизма, чтобы не сбить ритм сердцебиения и дыхания.

Заезд через Лхасу (как из Китая, так и из Непала), дает возможность и подразумевает знакомство со знаменитой столицей Тибета, во время которого за 2-3 суток происходит более-менее активная акклиматизация, т.к. приходиться ходить по храмам с лестницами и взбираться на крутые откосы Поталы. Да, именно здесь находится одно из чудес света – Потала, бывший зимний дворец Далай Ламы, а также наиболее древний и священный буддийский храм Тибета – Джокханг (VII в.).

Попадание в Лхасу по воздуху (маршруты, указанные в пункте 1.1.) экономит время, позволяет в рамках заданных временных рамок всего тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу на поезде по недавно законченной китайцами железной дороге из Пекина занимает почти двое суток (около 45 часов). В плане впечатлений оно дает возможность присмотреться к Китаю, оценить инженерный подвиг этого строительства, хотя самые сложные тоннели высоко в горах, как нам показалось во время нашей поездки, проезжаются ночью. Кроме того, любопытно наблюдать за самими китайцами в этом поезде, который похож на наш купейный, но в нем присутствуют трубки, по которым сочится обогащенный кислородом воздух. Герметизации нет. В смысле акклиматизации, это не много дает, но примерно равноценно одному дню нахождения в Лхасе, которым, соответственно, приходится пожертвовать, если не добавить время переезда на поезде к туру. Билеты из Пекина в Лхасу расходятся быстрее, чем обратные. Ехать на поезде из Лхасы в Пекин могут только особые ценители Китая.

На поезде с 2014 г можно доехать даже до Шигадзе (см. пункт 1.3.). Но при этом вы не увидите Гьянцзе и Шалу, которые очень стоят этого, и акклиматизируетесь хуже, потому что ускорите продвижение к Кайласу на один день. Теоретически, для разнообразия можно на обратном пути пересесть в Шигадзе из авто на поезд, чтобы оценить торжество инженерной мысли и китайского строительства. Но за это придется заплатить дополнительно, потому что автотранспорт с вещами должен будет все равно вернуться в Лхасу по параллельной дороге.

Билет на поезд в среднем в два раза дешевле , чем на самолет. Внутренний перелет Пекин-Лхаса, как это ни парадоксально, может стоить даже дороже, чем перелет Москва-Пекин. Поэтому, если нужно сэкономить, присмотритесь к перелетам через Ченду, Гуаньчжоу и др. Туда летают не только регулярные рейсы, но и более дешевые чартеры . С другой стороны, те, кто еще не был в Пекине, могут добавить к путешествию осмотр его достопримечательностей, прежде всего, Великой Китайской Стены.

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ